После сезона 2021 года, который многие болельщики считают одним из лучших в истории по накалу борьбы и количеству событий, следующий год предвещал не менее интересные расклады.

Смена регламента и новые вызовы могли неожиданно перевернуть расстановку сил, а первые гонки и победа пилота «Феррари» взбодрили фанатов, которые давно ждали возвращения коллектива в борьбу за титул.

Разберем, как прошел сезон 2022 года в «Формуле-1», чем закончилась последняя гонка и чего ждать в следующем году.

Гран-при Абу-Даби

Гонка прошлого года вошла в историю как один из самых эмоциональных моментов «Формулы-1». Макс Ферстаппен на последнем круге обогнал Льюиса Хэмилтона в борьбе за титул и занял первую строчку в финальном зачете. В этом сезоне такой интриги не предвиделось: действующий чемпион обеспечил себе очередную победу заранее.

Несмотря на это, гонка в Абу-Даби для многих была определяющей. Наиболее важные вопросы, которые решались в финале:

Автодром. Трасса «Яс Марина» присутствует в календаре с 2009 года, а последние девять лет там регулярно проводят последнюю гонку сезона. Трек содержит 16 поворотов и две зоны DRS. В 2021 году конфигурацию немного изменили: пятый и девятый повороты округлили для повышения зрелищности заездов — и прохождение круга сократилось на несколько секунд.

Тренировки. На тестовых заездах, во время которых команды подбирают оптимальные настройки болида, зрители увидели много новых пилотов. С сезона 2022 года каждая команда обязана посадить новичка за руль минимум дважды. Многие коллективы тянули до последнего: в финале не так страшно рисковать и сажать за руль неопытного пилота, ведь для многих команд положение в таблице уже не изменится.

В первой тренировке зрителей ждали такие замены:

  1. «Ред Булл»: Лиам Лоусон вместо Макса Ферстаппена.
  2. «Феррари»: Роберт Шварцман вместо Карлоса Сайнса.
  3. «Альпин»: Джек Дуэн вместо Фернандо Алонсо.
  4. «Макларен»: Пато О’Уорд вместо Ландо Норриса.
  5. «Альфа Ромео»: Роберт Кубица вместо Гуаньюя Чжоу.
  6. «Астон Мартин»: Фелипе Другович вместо Лэнса Стролла.
  7. «Хаас»: Пьетро Фиттипальди вместо Мика Шумахера.
  8. «Уильямс»: Логан Сарджент вместо Николаса Латифи.

Тренировки прошли спокойно, но было интересно понаблюдать за новичками и тем, как они справляются с проблемами. Например, О’Уорду в начале сессии пришлось заезжать в боксы на сломанном болиде, у Дуэна перегрелся двигатель, а Сарджент испортил комплект резины, когда потерял управление на повороте. Зато он справился с основной задачей — проехал 100 км и набрал решающий балл для получения суперлицензии. В следующем сезоне он сможет полноценно выступать в «Формуле-1».

После всех тренировок расклад сил был следующим: «Ред Булл» улучшил результат, по скорости на треке соперничать с ними сложно. «Феррари» испытывала некоторые технические проблемы, но вместе с «Мерседесом» осталась в группе лидеров. Обе команды в гонке нацелены на максимальный результат и намерены побороться за вице-чемпионство в Кубке конструкторов.

Квалификация. Заезд для распределения мест на старте прошел спокойно и без инцидентов. «Ред Булл» был недосягаем: Ферстаппен не только поставил быстрый круг сам, но и помог напарнику — команда впервые с 2018 года заняла первый ряд стартовой решетки. «Мерседес» демонстрировал неплохую скорость на тренировках, но не смог реализовать ее в третьем сегменте квалификации. Команда пропустила вперед конкурентов из «Феррари».

Средняя группа и аутсайдеры смешались на старте между собой. Даниэль Риккардо занял десятую строчку, но стартует на три позиции ниже из-за инцидента в Бразилии. На первом круге он выбил Кевина Магнуссена с трассы.

Результаты квалификационных гонок. Источник: twitter.com
Результаты квалификационных гонок. Источник: twitter.com

Гонка. Зачетный заезд в Абу-Даби тоже закончился без происшествий, особенно на фоне прошлого года. Первая десятка пилотов большую часть времени оставалась на своих квалификационных местах, иногда меняясь позициями во время пит-стопов. Борьба велась скорее стратегическая, чем прямая на треке. Не было ни аварий, ни технических остановок. При этом совсем без интересных моментов не обошлось.

Нескольких пилотов настигло дежавю прошлых гонок. Фернандо Алонсо, например, сошел из-за очередной поломки болида, на ненадежность которого он жаловался весь год. Последняя гонка не стала исключением: пилот постоянно заезжал в боксы и потерял все шансы в борьбе за очки.

Неудачной гонка выдалась и для Льюиса Хэмилтона. На первых кругах он повредил днище болида и начал стремительно терять скорость. Позже машина вернула темп, но из-за последствий инцидента британец был вынужден завершить заезд в боксах и уступил пятое место в личном зачете Карлосу Сайнсу. Для Льюиса это не первое сложное Абу-Даби: в 2020 году он чувствовал себя плохо после перенесенного коронавируса, а через год уступил Ферстаппену в драматичном противостоянии.

Флешбэки прошлого года вызвало и небольшое столкновение Латифи и Шумахера. Год назад эти же пилоты своей борьбой на последних кругах заставили судей сигнализировать об опасности, а затем выпустить на трассу машину безопасности. На этот раз пилот «Хааса» задел соперника из «Уильямса» сзади, они синхронно перекрутились и чуть не въехали в стену.

В заезде, несмотря на его спокойный ритм, были интересные моменты с обгонами и борьбой. Особенно отличились гоночные «ветераны» — Фернандо Алонсо и Себастьян Феттель, которые обгоняли друг друга колесо в колесо в первой половине гонки. Правда, Себастьяна в этот раз немного подвела команда: немец несколько раз жаловался на странную стратегию, из-за которой он потерял позиции после пит-стопа. Но это не помешало опытному пилоту заработать очки в прощальной гонке и закончить выступление в «Формуле-1» на красивой ноте.

Перед Гран-при «Ред Булл» заверял, что сосредоточит все силы на Серхио Пересе, чтобы помочь ему занять второе место. Однако достичь желаемого результата не удалось: гонщика перевели на тактику двух пит-стопов, с которой тот не успел догнать конкурента. Одновременно с этим команда сообщила Ферстаппену о тактике с одним пит-стопом — она в итоге оказалась более эффективной.

Нельзя сказать, что проигрыш Переса — исключительно вина команды: пилот весь уик-энд уступал своему напарнику по скорости, а во время гонки не смог реализовать преимущество свежих шин. Даже если бы Ферстаппен пропустил пилота в Бразилии, этих очков не хватило бы для завоевания вице-чемпионства.

Зато отношения между пилотами стабилизировались: после Гран-при Бразилии обстановка в «Ред Булл» была напряженной. Там Ферстаппен отказался отдавать позицию напарнику, а журналисты решили, что это месть за аварию в Монако: весной Перес якобы специально врезался в отбойник и не пустил Макса вперед. После обсуждений конфликта в прессе представители команды заявили, что никаких разногласий между гонщиками нет.

Второе место в личном зачете стало своеобразным проклятием для команды: пилоты «Ред Булла» с 2010 года выиграли шесть чемпионских титулов и семь раз занимали третье место, а вице-чемпионство им не удается заработать с 2009, когда за команду выступал Себастьян Феттель. Прервать эту тенденцию у Переса вновь не вышло.

Итог гонки. Интриги решающего уик-энда решились следующим образом:

  1. Вице-чемпионом стал Шарль Леклер. Он продолжил традицию «Формулы-1»: пилот, который побеждает в первой гонке сезона, в итоге становится вице-чемпионом. Эта интересная закономерность наблюдается с 2014 года.
  2. «Феррари» сохранила за собой второе место в Кубке конструкторов, команда провела неплохой уик-энд обоими болидами. «Мерседес» отстал еще сильнее из-за пятого места Джорджа Расселла и схода Хэмилтона.
  3. «Макларен» не смог воспользоваться проблемами «Альпин» и обогнать конкурента в Кубке конструкторов. Хоть Алонсо и сошел с дистанции, команда все равно сохранила четвертое место в зачете: результаты Риккардо и Норриса не позволили им подняться выше.

Результаты Гран-при Абу-Даби 2022 года

Пилот Команда Время Очки
М. Ферстаппен 🇦🇹 «Ред Булл» 1:27:45.914 25
Ш. Леклер 🇮🇹 «Феррари» +8.771с 18
С. Перес 🇦🇹 «Ред Булл» +10.093с 15
К. Сайнс 🇮🇹 «Феррари» +24.892с 12
Д. Расселл 🇩🇪 «Мерседес» +35.888с 10
Л. Норрис 🇬🇧 «Макларен» +56.234с 9
Э. Окон 🇫🇷 «Альпин» +57.240с 6
Л. Стролл 🇬🇧 «Астон Мартин» +76.931с 4
Д. Рикардо 🇬🇧 «Макларен» +83.268с 2
С. Феттель 🇬🇧 «Астон Мартин» +83.898с 1
Ю. Цунода 🇮🇹 «Альфа Таури» +89.371с 0
Г. Чжоу 🇨🇭 «Альфа Ромео» +1 круг 0
А. Албон 🇬🇧 «Уильямс» +1 круг 0
П. Гасли 🇮🇹 «Альфа Таури» +1 круг 0
В. Боттас 🇨🇭 «Альфа Ромео» +1 круг 0
М. Шумахер 🇺🇸 «Хаас» +1 круг 0
К. Магнуссен 🇺🇸 «Хаас» +1 круг 0
Л. Хэмилтон 🇩🇪 «Мерседес» Не закончил 0
Н. Латифи 🇬🇧 «Уильямс» Не закончил 0
Ф. Алонсо 🇫🇷 «Альпин» Не закончил 0
М. Ферстаппен
Команда
🇦🇹 «Ред Булл»
Время
1:27:45.914
Очки
25
Ш. Леклер
Команда
🇮🇹 «Феррари»
Время
+8.771с
Очки
18
С. Перес
Команда
🇦🇹 «Ред Булл»
Время
+10.093с
Очки
15
К. Сайнс
Команда
🇮🇹 «Феррари»
Время
+24.892с
Очки
12
Д. Расселл
Команда
🇩🇪 «Мерседес»
Время
+35.888с
Очки
10
Л. Норрис
Команда
🇬🇧 «Макларен»
Время
+56.234с
Очки
9
Э. Окон
Команда
🇫🇷 «Альпин»
Время
+57.240с
Очки
6
Л. Стролл
Команда
🇬🇧 «Астон Мартин»
Время
+76.931с
Очки
4
Д. Рикардо
Команда
🇬🇧 «Макларен»
Время
+83.268с
Очки
2
С. Феттель
Команда
🇬🇧 «Астон Мартин»
Время
+83.898с
Очки
1
Ю. Цунода
Команда
🇮🇹 «Альфа Таури»
Время
+89.371с
Очки
0
Г. Чжоу
Команда
🇨🇭 «Альфа Ромео»
Время
+1 круг
Очки
0
А. Албон
Команда
🇬🇧 «Уильямс»
Время
+1 круг
Очки
0
П. Гасли
Команда
🇮🇹 «Альфа Таури»
Время
+1 круг
Очки
0
В. Боттас
Команда
🇨🇭 «Альфа Ромео»
Время
+1 круг
Очки
0
М. Шумахер
Команда
🇺🇸 «Хаас»
Время
+1 круг
Очки
0
К. Магнуссен
Команда
🇺🇸 «Хаас»
Время
+1 круг
Очки
0
Л. Хэмилтон
Команда
🇩🇪 «Мерседес»
Время
Не закончил
Очки
0
Н. Латифи
Команда
🇬🇧 «Уильямс»
Время
Не закончил
Очки
0
Ф. Алонсо
Команда
🇫🇷 «Альпин»
Время
Не закончил
Очки
0

Как прошел сезон

На протяжении всего года в чемпионате не утихали конфликты. Сезон получился богатым на различные острые темы: все началось с запрета украшений, что напрямую коснулось Льюиса Хэмилтона — тот попытался устроить маленький бунт. Затем внимание перешло на технический регламент и новые правила.

Далее — вопрос ограничения бюджетов и наказание «Ред Булла», контрактные конфликты между «Маклареном» и «Альпином», попытка Андретти заявить новую команду, стремление нескольких гонщиков американской серии «Индикар» стать пилотами Ф-1. И это далеко не полный список.

Отчасти такая активность связана со сменой власти в ФИА — Международной автомобильной федерации, где новым президентом стал Мохаммед бен Сулайем. Сложно судить о переменах всего по одному сезону, однако он показал себя сильным руководителем, который будет укреплять свою власть и наводить порядок в гонках.

Новый руководитель Международной автомобильной федерации — Мохаммед бен Сулайем. Источник: cristiano barni / Shutterstock
Новый руководитель Международной автомобильной федерации — Мохаммед бен Сулайем. Источник: cristiano barni / Shutterstock

За новым президентом пришли и новые гоночные директора, которые внесли некоторую сумятицу в чемпионат. Занимавшие этот пост Нильс Виттих и Эдуардо Фрейташ не раз становились причиной скандалов и жалоб команд и пилотов.

Виттих отличился в США, где дал «Хаасу» неверные разъяснения по поводу подачи протеста. Команда пожаловалась на Серхио Переса и Фернандо Алонсо: во время гонки некоторые детали их болидов почти оторвались и могли попасть на трассу, вызвав опасную ситуацию. Протест против Алонсо удовлетворили, гонщика оштрафовали, но позже решение отменили. Все потому, что «Хаас» подал жалобу слишком поздно: по правилам сделать это можно в течение 30 минут, но Виттих сообщил команде, что у них есть целый час.

Фрейташ провалился как организатор Гран-при в Японии: пилот «Альфа Таури» Пьер Гасли на мокрой трассе чуть не влетел на огромной скорости в трактор, почему-то припаркованный неподалеку. Зрителям это напомнило трагическую гибель Жюля Бьянки, который в 2014 году на этой же трассе врезался в эвакуатор. В итоге Фрейташа признали виновным в несоблюдении мер безопасности и отстранили от управления.

Подобные инциденты происходили на протяжении всего года, почти на каждом Гран-при. Сложно сказать, как будут обстоять дела в следующем сезоне, но пока проблемы прошлого чемпионата не только не решились, но и усугубились.

Смена регламента

Технический регламент в «Формуле-1» определяет характеристики болидов: они должны соответствовать строгим требованиям по оснащению и безопасности. Поправки к этим правилам — лотерея для команд. Все ведут разработки и испытания, но приблизительную скорость болида можно узнать только на предсезонных тестах, а реальные характеристики и степень надежности — вообще после финиша первой гонки.

Проблема дельфинирования — сильной качки болида вверх и вниз на прямой — обнаружилась только на тестах, и к первой гонке сезона почти никто не смог ее решить. Команда «Мерседес» пострадала от этого больше всех и значительную часть сезона посвятила попыткам исправить ситуацию. Усилия оказались не напрасными: в Бразилии команде удалось сделать первый победный дубль в сезоне.

Странно, что о проблеме узнали только во время тестов: в ФИА несколько лет готовили новый регламент, но не смогли предусмотреть такие серьезные негативные эффекты. Возможно, в будущем Федерации следует внимательнее относиться к подготовке регламента на несколько сезонов вперед и вводить дополнительные критерии для его проверки. В частности, можно организовать создание болида точно по техническим положениям и заранее опробовать его на трассе, чтобы изучить поведение и недостатки.

Именно смена регламента привела к несколько неожиданной расстановке сил. «Ред Булл» сохранил лидирующую позицию, к нему вплотную приблизилась «Феррари». Многих неприятно удивило резкое падение «Мерседеса» и «Макларена». Зато сюрпризом стали первые результаты «Хааса» в очковой зоне после тяжелого предыдущего сезона. Ближе к концу года турнирное положение немного изменилось, но результаты на старте помогли «Хаасу» не пропустить «Альфа Таури» и «Уильямс» вперед.

Проблемы трасс

Вместе с ростом популярности «Формулы-1» увеличивается и количество желающих принимать гонки у себя. Руководство ведет переговоры с Колумбией и ЮАР для проведения там Гран-при, устраивает новые заезды на Востоке и в США. Однако количество гонок в чемпионате ограничено, и провести уик-энды на всех существующих трассах невозможно.

Перед руководством все чаще встает выбор, какой трассе отдать предпочтение: старой, испытанной временем, на которой прошла не одна интересная гонка, или новой — для привлечения внимания и повышения престижа.

Больше всего из-за этих споров переживают болельщики, опасаясь потерять любимые автодромы. Уже в этом году они едва не лишились легендарной трассы «Спа-Франкоршам» — лишь в последний момент гонку в Бельгии продлили еще на год. Неустойчиво и положение Монако: княжество всегда считалось жемчужиной «Формулы-1», но из-за особенностей трассы там все чаще бывают скучные, «паровозные» гонки без обгонов.

При этом в календаре следующего года заявлена новая трасса в Лас-Вегасе, а в этом себя показал автодром в Майами. Создалось впечатление, что с его помощью организаторы хотят заменить Монако: там создали «искусственную воду» и пригласили звезд шоу-бизнеса. Получилось плохо — недовольными остались и знаменитости, и болельщики. Первые — из-за уровня сервиса, который не соответствовал стоимости билетов, вторые — из-за гонки с малым количеством обгонов и борьбы.

Поиск компромисса между исторически интересными и новыми «тилькодромами» — по фамилии их главного архитектора Германа Тильке — будет продолжаться. Болельщиков ждет еще один раунд сохранения «Спа», Монако и других знаменитых трасс.

Международный автодром в Майами. Источник: YES Market Media / Shutterstock
Международный автодром в Майами. Источник: YES Market Media / Shutterstock

Споры о бюджете

В прошлом году в «Формуле-1» впервые задействовали принцип ограничения бюджетов. У каждой команды была определенная сумма на сезон — 145 млн долларов, и ее превышение обещали наказывать санкциями. Команда «Ред Булл» не уложилась в названную сумму, но превысила ее незначительно — на 1,6%. После длительных обсуждений и совещаний ФИА выписала команде штраф в размере 7 млн и сократила время работы в аэродинамической трубе на 10%.

Эти санкции вызвали противоречивый отклик. Некоторым командам они показались недостаточно строгими, «Ред Буллу» — слишком жесткими, учитывая первый год действия правила. Теперь перед ФИА будет стоять еще одна задача: добиться максимальной справедливости для нарушителей.

Многие требуют увеличения лимита, так как из-за инфляции и большого количества этапов расходы на транспорт постоянно растут. По слухам, несколько команд уже нарушили ограничения в 2022 году. Это еще одна проблема, с которой предстоит разобраться в межсезонье.

Новички

В 2022 году интерес к «Формуле-1» резко вырос — сразу с нескольких сторон. Главная история — попытка семьи Андретти, известной в мире гонок, создать новую команду в чемпионате. Отец Марио и сын Марк еще в 2021 году договаривались о покупке «Альфа Ромео». В последний момент сделка сорвалась, а Андретти поняли, что покупать им больше нечего. Тогда они решили построить команду с нуля, но ФИА до сих пор держит их заявку «на рассмотрении». Другие коллективы Ф-1 выступают против: они опасаются перераспределения доходов от трансляций.

К этому добавилось желание многих заинтересованных лиц видеть в чемпионате американского гонщика. На это место предлагали сразу несколько кандидатов, например Колтона Херту — достаточно популярную фигуру в серии «Индикар».

Однако ему не хватило баллов для получения суперлицензии, и в итоге тем самым гонщиком из США стал Логан Сарджент. Его подписали в «Уильямс» при условии, что он доберет необходимые баллы в «Формуле-2». Сарджент занял четвертое место по итогам сезона и в следующем году сможет участвовать в главном турнире.

История с гонщиками «Индикара» на этом не заканчивается: в какой-то момент в «Формулу-1» хотели позвать Пато О’Уорда или Алекса Палоу. И если первый продлил контракт со своей командой в «Индикаре» и сосредоточился на американской серии, то Палоу все еще рассчитывает в обозримом будущем попасть в чемпионат с помощью коллектива «Макларен».

Гонщик Алекс Палоу. Источник: Nick Jacuby Photography / Wikipedia
Гонщик Алекс Палоу. Источник: Nick Jacuby Photography / Wikipedia

«Формулу» также зацепила интересная история автоконцернов, которые решили выкупить команды и превратить их в заводские коллективы. «Ауди» заключила сделку с «Альфа Ромео», однако детали сотрудничества пока не разглашаются. Известно лишь, что концерн приходит в роли производителя моторов и будет поставлять силовые установки.

Заинтересованность в чемпионате проявлял и «Порше» — концерн попытался заключить сделку с «Ред Буллом», но стороны не смогли договориться. Ходят слухи о переговорах между «Порше» и «Уильямсом», но официальной информации об этом все еще нет.

Высоки ожидания от трех новичков, заявленных на новый сезон. Оскар Пиастри, скандал с которым гремел пару месяцев, в итоге отправился в «Макларен». Интересно, сможет ли он удержать планку и не разочаруется ли команда в принятом решении бороться за гонщика.

Второй новичок — Ник де Вриз, чемпион «Формулы-2» 2019 года. Он долгое время не мог найти место в Ф-1, но одной удачной гонкой обеспечил себе позицию в «Альфа Таури». Замыкает тройку уже упомянутый Логан Сарджент — он наверняка желает показать свой талант в «Уильямсе».

Результаты сезона

«Ред Булл». Высший пилотаж как в личном, так и в командном зачете. После изнурительного 2021 года многие предрекали команде снижение результатов — по разным причинам. Уже в середине сезона многие коллективы обычно переключаются на болид следующего года, но из-за плотности борьбы в чемпионате «Ред Буллу» пришлось активно работать сразу в двух направлениях чуть ли не до последней гонки.

Несмотря на это, команда все равно прекрасно справилась с обеими задачами: Ферстаппен — чемпион второй год подряд, а «Ред Булл» взял Кубок конструкторов.

Сам Ферстаппен показал очень сильный сезон. Несмотря на неудачное начало года, он догнал и опередил Леклера, а затем создал прочный задел в таблице. Макс не расслаблялся ни в одном заезде и даже после оформления чемпионства не просто «доезжал» гонки, а оставался максимально вовлечен. Как итог — новый рекорд по количеству побед за один сезон: голландец занял первое место 15 раз, на две победы обогнав достижения Себастьяна Феттеля и Михаэля Шумахера.

«Феррари». Главная надежда и разочарование сезона. Первые гонки дали болельщикам веру в возвращение команды на первые строчки, но дальше события пошли по наклонной. Технические сходы, неверные стратегические решения, ошибки пилотов — все это лишило надежды на титул и поставило под угрозу второе место в Кубке конструкторов. Важно помнить, что «Феррари» в таком составе — Бинотто, Леклер и Сайнс — это молодая команда, которой свойственны оплошности.

Следующий год покажет, может ли коллектив из Маранелло на них учиться. Ходят слухи о замене руководителя, но если перестановки и будут, то начнутся они во время зимнего перерыва.

Завоевать титул в личном первенстве Шарлю Леклеру помешали как постоянные ошибки команды, так и собственная психологическая нестабильность. Для пилота это первый сезон активной борьбы за чемпионство, и такой опыт наверняка поможет ему в будущих противостояниях.

«Мерседес». Команда сильнее всех пострадала от смены регламента: после триумфального восьмого Кубка конструкторов упала в середину таблицы. Необычная концепция болида без понтонов — боковых воздухозаборников для охлаждения двигателя — сыграла злую шутку: пилоты столкнулись с сильным дискомфортом из-за эффекта дельфинирования. Льюису Хэмилтону даже пришлось обратиться к врачу после гонки в Баку. Машине не хватало скорости на прямых, и команда не участвовала в борьбе за титул.

Лишь ближе к концу сезона «Мерседес» стала возвращать скорость и смогла сделать победный дубль — первое и второе место подиума — на Гран-при Бразилии.

Для Льюиса Хэмилтона это один из самых сложных сезонов за всю его карьеру: впервые за 20 лет он закончил сезон вне первой пятерки и не одержал ни одной победы. Если бы он выиграл хотя бы в одной гонке, то побил бы другой рекорд Михаэля Шумахера — 15 сезонов с как минимум одним первым местом подряд. Отчасти такой результат связан с тем, что в начале сезона гонщику приходилось ехать не столько «на победу», сколько ради сбора технических данных для команды.

А вот Джордж Расселл показал неплохой первый сезон в «Мерседесе». Весь год он был стабилен и почти всегда приезжал в топ-5, а в некоторых случаях сам диктовал команде стратегию, которая нередко приводила его к высоким результатам. В результате — четвертое место в личном зачете и уверенная победа над напарником.

«Альпин». По сравнению с прошлым сезоном команда немного поднялась, но все еще осталась на средних позициях. Год получился несколько смазанным: частые технические проблемы усложняли борьбу за очки, что дополнилось громким контрактным скандалом. Алонсо ушел в команду «Астон Мартин» как раз в тот момент, когда истекал контракт резервного пилота Оскара Пиастри. В итоге Пиастри ушел в «Макларен», а «Альпин» осталась без двух пилотов сразу и подписала Пьера Гасли из «Альфа Таури».

В следующем году коллектив с двумя французскими пилотами попытается решить свои проблемы и войти в первую тройку команд.

Несмотря на достаточно скромный результат, Фернандо Алонсо показал отличную форму. Он провел несколько сильных гонок и весь год проявлял готовность к серьезной борьбе, а один раз даже финишировал в очковой зоне на сломанной машине. Из-за постоянных технических проблем у пилота не было шансов бороться за чемпионство, но если в следующем году у «Астон Мартин» будет хороший болид, то Фернандо вполне сможет проявить себя еще лучше.

«Макларен». Как и «Мерседес», команда просела из-за смены регламента. На многих этапах коллектив не мог пробиться даже в очковую зону, а результаты сильно зависели от типа трассы и внешних условий. Более того, Даниэль Риккардо так и не приспособился к болиду, из-за чего смотрелся слабо на фоне Ландо Норриса. В первой половине сезона начались разговоры о досрочном расторжении контракта.

Слухи оправдались: в 2023 году Риккардо не выступит за «Макларен» и, скорее всего, вернется в «Ред Булл». Переговоры находятся на финишной стадии, но роль Даниэля пока не совсем понятна — официальным резервистом команды на новый сезон остается Лиам Лоусон, а контракт Переса действует до 2024 года. Возможно, Рикардо будет проводить демонстрационные заезды и продвигать бренд, пока не получит шанс в основной команде.

«Хаас». Начало сезона для команды получилось относительно неплохим: Кевину Магнуссену удалось заработать очки в нескольких гонках. Команда пожертвовала 2021 годом, чтобы доработать болид под смену регламента, так что успех был ожидаемым, но недолгим. Из-за ограниченных ресурсов, отсутствия базы и закупки большей части деталей у «Феррари» «Хаас» не мог обновляться на протяжении года.

Результаты упали, и во второй половине сезона команда лишь изредка получала очки, обычно в сумбурных гонках, когда многие сходили или теряли позиции. При этом квалификация в Бразилии поразила многих: Магнуссен ее выиграл. Но позже спринт и гонка расставили все по своим местам. Следующий год с новым крупным спонсором может дать команде второе дыхание, но ждать больших чудес вряд ли стоит.

Перед Абу-Даби «Хаас» объявил, что не станет продолжать сотрудничество с Миком Шумахером. Это было очевидно: он не показал ожидаемого прогресса, часто разбивал болиды, и на фоне напарника выглядел слабо. У самого Шумахера все чаще возникали конфликты с руководителем команды, Гюнтером Штайнером. Ходят слухи, что Мик уйдет резервистом в команду «Мерседес», с которой у семьи Шумахеров есть связи: когда-то отец Мика, Михаэль, выступал за этот коллектив.

Напарником Магнуссена в 2023 году станет Нико Хюлькенберг — он возвращается спустя три года вне статуса боевого пилота Ф-1. За это время он пять раз подменял основных гонщиков, когда те не могли выступать, например из-за болезни. У Кевина и Нико были конфликты в прошлом, но сейчас оба настроены на совместную работу. Интересно будет посмотреть на их взаимодействие и попытки Хюлькенберга прервать свой «антирекорд»: несмотря на большой опыт выступлений в средних командах, он ни разу не смог заехать на подиум.

«Альфа Ромео», «Астон Мартин», «Альфа Таури». Коллективы чаще всего замыкали пелотон и боролись на нижних строчках друг с другом. Лишь в начале сезоне «Альфа Ромео» удалось блеснуть: опытный Валттери Боттас заработал в копилку команды несколько очков. Затем успехи стали единичными — в основном в хаотичных гонках или из-за сходов лидеров. «Астон Мартин» также провел несколько сильных уик-эндов, но большую часть сезона решал технические проблемы и оказывался вне очковой зоны.

К концу сезона ситуация начала меняться, но на регулярные очки команда вряд ли рассчитывает. То же касается и «Альфа Таури», которая весь сезон не могла справиться с проблемами болида.

«Уильямс». Команда в целом провела сезон довольно слабо. Несколько финишей в очковой зоне во время хаотичных гонок, постоянные технические проблемы и отсутствие скорости не позволили коллективу показать высокие результаты. Алекс Албон несколько раз проявил себя в квалификациях и гонках и стал лидером команды, а Николас Латифи весь сезон смотрелся блекло на фоне напарника. Он покидает «Уильямс» и «Формулу-1» — по слухам, планирует выступать в «Индикаре».

Сложно сказать, какое будущее ждет команду. Она уже довольно долго находится в кризисе и не демонстрирует высоких результатов. Возможно, ситуация изменится, если «Уильямс» станет заводским коллективом «Порше» — слухи об этом время от времени всплывают в гоночном мире.

Итоговое положение команд в турнирной таблице

Команда Очки Победы В тройке
🇦🇹 «Ред Булл» 759 17 28
🇮🇹 «Феррари» 554 4 20
🇩🇪 «Мерседес» 515 1 17
🇫🇷 «Альпин» 173 0 0
🇬🇧 «Макларен» 159 0 1
🇨🇭 «Альфа Ромео» 55 0 0
🇬🇧 «Астон Мартин» 55 0 0
🇺🇸 «Хаас» 37 0 0
🇮🇹 «Альфа Таури» 35 0 0
🇬🇧 «Уильямс» 8 0 0
🇦🇹 «Ред Булл»
Очки
759
Победы
17
В тройке
28
🇮🇹 «Феррари»
Очки
554
Победы
4
В тройке
20
🇩🇪 «Мерседес»
Очки
515
Победы
1
В тройке
17
🇫🇷 «Альпин»
Очки
173
Победы
0
В тройке
0
🇬🇧 «Макларен»
Очки
159
Победы
0
В тройке
1
🇨🇭 «Альфа Ромео»
Очки
55
Победы
0
В тройке
0
🇬🇧 «Астон Мартин»
Очки
55
Победы
0
В тройке
0
🇺🇸 «Хаас»
Очки
37
Победы
0
В тройке
0
🇮🇹 «Альфа Таури»
Очки
35
Победы
0
В тройке
0
🇬🇧 «Уильямс»
Очки
8
Победы
0
В тройке
0

Итоговое положение гонщиков в турнирной таблице

Пилот Команда Очки Победы В тройке
М. Ферстаппен 🇦🇹 «Ред Булл» 454 15 17
Ш. Леклер 🇮🇹 «Феррари» 308 3 11
С. Перес 🇦🇹 «Ред Булл» 305 2 11
Д. Расселл 🇩🇪 «Мерседес» 275 1 8
К. Сайнс 🇮🇹 «Феррари» 246 1 9
Л. Хэмилтон 🇩🇪 «Мерседес» 240 0 9
Л. Норрис 🇬🇧 «Макларен» 122 0 1
Э. Окон 🇫🇷 «Альпин» 92 0 0
Ф. Алонсо 🇫🇷 «Альпин» 81 0 0
В. Боттас 🇨🇭 «Альфа Ромео» 49 0 0
Д. Риккардо 🇬🇧 «Макларен» 37 0 0
С. Феттель 🇬🇧 «Астон Мартин» 37 0 0
К. Магнуссен 🇺🇸 «Хаас» 25 0 0
П. Гасли 🇮🇹 «Альфа Таури» 23 0 0
Л. Стролл 🇬🇧 «Астон Мартин» 18 0 0
М. Шумахер 🇺🇸 «Хаас» 12 0 0
Ю. Цунода 🇮🇹 «Альфа Таури» 12 0 0
Г. Чжоу 🇨🇭 «Альфа Ромео» 6 0 0
А. Албан 🇬🇧 «Уильямс» 4 0 0
Н. Латифи 🇬🇧 «Уильямс» 2 0 0
Н. Де Врис 🇬🇧 «Уильямс» 2 0 0
Н. Хюлькенберг 🇬🇧 «Астон Мартин» 0 0 0
М. Ферстаппен
Команда
🇦🇹 «Ред Булл»
Очки
454
Победы
15
В тройке
17
Ш. Леклер
Команда
🇮🇹 «Феррари»
Очки
308
Победы
3
В тройке
11
С. Перес
Команда
🇦🇹 «Ред Булл»
Очки
305
Победы
2
В тройке
11
Д. Расселл
Команда
🇩🇪 «Мерседес»
Очки
275
Победы
1
В тройке
8
К. Сайнс
Команда
🇮🇹 «Феррари»
Очки
246
Победы
1
В тройке
9
Л. Хэмилтон
Команда
🇩🇪 «Мерседес»
Очки
240
Победы
0
В тройке
9
Л. Норрис
Команда
🇬🇧 «Макларен»
Очки
122
Победы
0
В тройке
1
Э. Окон
Команда
🇫🇷 «Альпин»
Очки
92
Победы
0
В тройке
0
Ф. Алонсо
Команда
🇫🇷 «Альпин»
Очки
81
Победы
0
В тройке
0
В. Боттас
Команда
🇨🇭 «Альфа Ромео»
Очки
49
Победы
0
В тройке
0
Д. Риккардо
Команда
🇬🇧 «Макларен»
Очки
37
Победы
0
В тройке
0
С. Феттель
Команда
🇬🇧 «Астон Мартин»
Очки
37
Победы
0
В тройке
0
К. Магнуссен
Команда
🇺🇸 «Хаас»
Очки
25
Победы
0
В тройке
0
П. Гасли
Команда
🇮🇹 «Альфа Таури»
Очки
23
Победы
0
В тройке
0
Л. Стролл
Команда
🇬🇧 «Астон Мартин»
Очки
18
Победы
0
В тройке
0
М. Шумахер
Команда
🇺🇸 «Хаас»
Очки
12
Победы
0
В тройке
0
Ю. Цунода
Команда
🇮🇹 «Альфа Таури»
Очки
12
Победы
0
В тройке
0
Г. Чжоу
Команда
🇨🇭 «Альфа Ромео»
Очки
5
Победы
0
В тройке
0
А. Албан
Команда
🇬🇧 «Уильямс»
Очки
4
Победы
0
В тройке
0
Н. Латифи
Команда
🇬🇧 «Уильямс»
Очки
2
Победы
0
В тройке
0
Н. Де Врис
Команда
🇬🇧 «Уильямс»
Очки
2
Победы
0
В тройке
0
Н. Хюлькенберг
Команда
🇬🇧 «Астон Мартин»
Очки
0
Победы
0
В тройке
0

Итоги сезона

Сезон 2022 года носил для команд и болельщиков переходный характер. После сложного 2021 года зрители увидели достаточно спокойный год в плане борьбы за титул, смогли немного «выдохнуть» и прийти в себя. При смене регламента это нормально: часто появляется один доминатор, который лучше других приспособился к новым условиям, а остальные выступают в роли догоняющих.

Дальше может быть интереснее, потому что у команд появится несколько месяцев для доработки болидов и заимствования успешных решений, которые было проблематично опробовать во время сезона.

Штраф «Ред Булла» в аэротрубе может дать шанс соперникам подобраться ближе. «Феррари», как показал сезон, имеет ресурсы для развития: в этом году команда уже попыталась навязать борьбу лидерам и может продолжить эту тенденцию. «Мерседес» под конец года стала раскатываться, и многие болельщики уже ждут ее триумфального возвращения в лидеры. Не стоит забывать и о среднем сегменте пелотона, куда вполне могут подтянуться аутсайдеры.

У каждой лидирующей команды есть сильные гонщики, которые в будущем могут бороться за чемпионство. И что нас ждет — беспощадное доминирование Ферстаппена, триумфальное возвращение «Феррари», падение главного рекорда Ф-1 по количеству титулов от Хэмилтона или новая сила, вышедшая из тени, — узнаем в следующем году.

Макс Ферстаппен — чемпион мира 2022 года. Источник: IMAGO / HOCH ZWEI / ТАСС
Макс Ферстаппен — чемпион мира 2022 года. Источник: IMAGO / HOCH ZWEI / ТАСС