Что делать, если отказывают в квоте на операцию?
Мне отказали в операции, сказав, что квоты закончились. Но предложили сделать ее за деньги. Законно ли это? И можно ли подтвердить, что квот точно больше нет?
Квота — это деньги, которые государство выделяет на высокотехнологичную медицинскую помощь, ВМП, не входящую в обычные услуги ОМС. Минздрав распределяет их по клиникам.
Все граждане РФ вправе получить квоту, если у них есть показания. Расскажу, могут ли медицинские учреждения не давать квоты тем, кому они положены, и что делать, если в клинике просят деньги или отказывают в дорогом лечении.
О чем расскажем
В каких случаях могут отказать в квоте на лечение, если она положена
Медицинское учреждение может отказать пациенту, если финансирование закончилось, то есть на момент его обращения квот больше нет. Но при этом человека обязаны поставить в очередь — данные заносят в специальный реестр пациентов, ожидающих госпитализации .
Встать в очередь можно сразу в нескольких медучреждениях. Но для каждого надо будет проходить отдельную комиссию и собирать документы. Как только клинике выделят новые квоты, пациентов из реестра вызовут на госпитализацию строго по списку.
С января 2023 года финансирование по клиникам распределяют раз в квартал . До этого квоты выдавали раз в год — и тогда они действительно часто заканчивались к его концу. С новым порядком клиникам стало проще получить финансирование в нужном объеме — теперь они могут запросить дополнительные квоты, если понятно, что годовой нормы не хватит.
Запросы клиники направляют в Федеральный фонд ОМС не позднее 15-го числа месяца, следующего за кварталом. Они анализируют, сколько квот уже истрачено и нужно ли увеличение. ФФОМС не одобрит заявку на дополнительные квоты, если медцентр не выполнил свой годовой план: 25% квот на год должно быть потрачено за первые три месяца, 50% — за полугодие, 75% — за девять месяцев.
Что делать, если сообщили об отсутствии квоты
Обжаловать действия клиники. Если отказали в операции из-за отсутствия квоты и не поставили в очередь, можно обратиться :
- в администрацию медицинского учреждения — к ее руководителю или заведующему отделением. В обращении нужно кратко изложить обстоятельства, связанные с отказом в квоте, и попросить объяснений, почему в ней было отказано. Ответить должны в течение 30 дней;
- напрямую в департамент высокотехнологичной медицинской помощи Минздрава РФ. Письменное обращение можно отправить через форму на официальном сайте, затем стоит позвонить по номеру +7 495 627-29-44 и сообщить о проблеме и отправленной заявке.
Найти учреждение, где квоты есть. Может быть так, что в конкретной клинике или регионе квот не осталось, но они могут оставаться в других учреждениях, в том числе в других регионах. В таком случае можно попросить врача, выдавшего направление на операцию, направить в другое учреждение.
Также можно самостоятельно найти медцентры, оказывающие высокотехнологичную помощь в нужном регионе, на сайте Минздрава, а потом уточнить, есть ли там квоты.
Что делать, если вместо квоты предложили сделать операцию за деньги
Предлагать платную операцию вместо квоты — нарушение закона. Право на бесплатную высокотехнологичную медицинскую помощь есть у всех граждан РФ без исключения. Главное условие получения ВМП — соответствующие медицинские показания. Виды такой помощи перечислены в программе государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи.
Если операцию предлагают за деньги, а в квоте отказывают, об этом факте стоит упомянуть в заявлении, направленном руководству медицинского учреждения или в департамент высокотехнологичной медицинской помощи Минздрава РФ. Там же стоит указать конкретного врача или другого сотрудника клиники, от которого поступило такое предложение.
Что в итоге
Совсем отказать в операции по квоте, если к ней есть показания, медучреждение не вправе. Даже если у клиники закончилось финансирование, она обязана поставить пациента в очередь, а затем направить заявку на дополнительные квоты в ФФОМС. Сейчас это можно делать раз в квартал.
Если в очередь не поставили и тем более если медработники предлагают вместо квоты платные услуги, стоит направить жалобу в Минздрав или руководителю медучреждения. Как правило, это помогает быстро решить вопрос.