«Стало стыдно сидеть на шее у родителей»: как я совмещаю очную учебу, работу и подработки
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография
Работы
У меня до сих пор нет необходимости зарабатывать на жизнь, я учусь в университете очно, и меня содержат родители. Когда мне исполнилось 20 лет, уже стало стыдно сидеть на шее у родителей, и захотелось какой-то финансовой реализации.
Когда училась в школе, тоже брала всевозможные копирайтерские заказы; деньги были достаточно неплохие для 17-летней школьницы в Сибири, но, конечно, прожить на это было бы нереально. Собственно, речи о выживании не было, те деньги были больше направлены на обучение ими пользоваться через ошибки: оплата заказов сливалась на какие-то бесполезные покупки, о которых на следующий день думаешь: "Ну и надо оно было?".
В универе стало и проще, и тяжелее одновременно: я переехала в СПб, жила в общаге, хотелось тусить, красиво выглядеть и есть что-нибудь вкусное на постоянной основе, но денег, которые высылали родители, на излишества не хватало, а на комфортную жизнь без ограничений — вполне. Так я и пришла к выполнению курсовых работ и чертежей на заказ: сначала одногруппники просили помощи с выполнением, потом меня стали рекомендовать однокурсникам и другим студентам, кто проходил какой-нибудь курс, включающий в себя РГР и чертежную документацию.
На моих 3-4 курсах произошло то, что происходит до сих пор, именно так я устроилась на свой первый завод, выходила в ночные смены, после которых сразу же ехала в универ, по возвращении отсыпалась, сколько могла и хотела, вставала и выполняла очередные курсовые работы.
Когда завод то ли не выполнил заказ, то ли не получил новый, работников всеми силами попытались сократить без сокращения: удобные смены перестроили в график, с которым не получалось совмещать учебу; смены по этому графику отменяли за ненадобностью людей; вместо обещанной на новогоднем корпоративе премии пришло сильно меньше обычной зарплаты (кстати, это меня настолько разозлило, что на следующий день после этого недоразумения я уволилась).
После почти 2 безработных месяцев уже другой завод, на котором я работаю и сейчас, начал набирать студентов на полставки со свободным графиком. Так, моя неделя по дням выглядела следующим образом: с работы на учебу/учеба/работа/учеба/работа. По возвращении с какой-либо деятельности все так же выполняла курсовые по мере запросов.
График
На первом заводе нужно было отработать 3 смены в неделю. Ни один из моих одногруппников не поступил на военную кафедру, поэтому свободного дня среди недели у меня не было, а работать по 12 часов в выходные мне не хотелось, так что я выходила в ночные смены перед днями, когда учеба начиналась с первой пары. Было неплохо: с 20 до 8 часов работаешь, дальше дорога до универа (занимала примерно 20 минут на метро), завтрак в какой-нибудь кофейне, и на пары.
Сначала энергии хватало на все занятия, потом начала засыпать к 3 паре. Спасибо преподавателям, так как относились с пониманием. Конечно, все знали, что я и некоторые мои одногруппники работали в ночь, даже были некоторые поблажки, но это больше из-за специфики профиля образования.
Спустя месяц или полтора такой работы уже как-то не стоял вопрос, куда ехать после ночной: на учебу или спать — я начала пропускать пары. При всем этом, магическим образом я закрыла сессию на стипендию. С рядом работ уже помогали мне, зачастую бесплатно: скидывали свои готовые курсачи, расчетные программы и другие материалы, на основе которых на свои задачи надо было потратить пару часов.
Совмещать учёбу со вторым заводом было проще, так как вечер был свободный. Единственная проблема — не было желания делать что-то самостоятельно. Опять же, очень сильно помогли одногруппники; преподаватели тоже делали некоторые поблажки (или мне так кажется, поскольку неработающие одногруппники защищали курсовые и сдавали экзамены сильно грустнее, чем я). Лейтмотивом все так же оставались курсовые работы, но я брала сильно меньше заказов, чтобы хоть как-то сэкономить силы.
Ситуации
Как таковых, ситуаций особо не было. Работа и подработки так или иначе мне очень помогли: благодаря куче выполненных курсачей я посреди ночи могу назвать ГОСТы на штифты, шпонки, особо ходовые винты и прочие стандартные изделия; в памяти без особых проблем всплывают формулы для расчета чего-либо на срез/смятие; заводская документация так же помогает лучше выполнять работы на тему общего/специального машиностроения (хотя это зависит от преподавателя, все же единая система конструкторской документации имеет некоторую вариативность, и то, что принято у одних конструкторов, может оцениваться другими как "убери этот размер, он здесь не нужен", "здесь сечение должно быть не вынесенное, а наложенное" и т.д.).
Самое забавное, что было: на заводе работают мои однокурсники, но с других кафедр, так что учебные планы у нас расходятся. Как-то раз я объясняла в курилке расчет валов на прочность, выбор подшипников, построение эпюр и как правильно пользоваться ГОСТом на канавки для выхода шлифовального круга. Вышло более продуктивно, чем сходить на пару, потому что в конечном итоге парень, для которого было все это объяснение, сдал свой курсовой проект в ближайшее к тому моменту время. Бывает и так, что кто-нибудь из знакомых подходит и просит перевести правки преподавателя с инженерного на общедоступный.
Лайфхаки
Справляться с нагрузкой мне помогает помощь молодого человека. На сессии, когда я работала в ночные смены, главной поддержкой были поглаживания по голове и слова: "Девочка моя, ты со всем справишься". Также парень брал на себя часть бытовых забот, поскольку в пересчете на трудочасы у него занятость была меньше.
Просить о помощи, кстати, не так трудно, как казалось раньше. Сначала это сильно бьет по самооценке, мол, как же так, я же все могу сама, но в конце концов, когда силы уже на исходе и ничего сама не можешь, пара скинутых работ помогает лечь спать раньше.
Последствия
Почти все, что со второго курса я заработала на учебных работах, отправлялось на накопительный счет. Туда же я докидывала ежемесячную помощь родителей и зарплату, которая оставалась к авансу. Так я смогла накопить достаточно приятную сумму, которую в конце концов решила отдать родителям на закрытие крупного кредита. Конечно, это были их деньги, но я считаю своим достижением то, что останавливала себя от ряда покупок и просто хранила эти деньги под небольшой процент.
Сейчас у меня закончилась очередная сессия, которую я закрыла на стипендию, курсовые проекты летом никому не нужны, так что я пытаюсь привыкнуть к жизни человека, который выходит с работы, возвращается домой и не думает, как уместить в одни сутки всю занятость на свете. Пока что не особо получается, мешает привычка постоянно что-либо делать, куда-нибудь спешить и ощущение, будто я упорно забываю про какие-то важные дела типа учебы.