Я занимаюсь с двух­летним сыном дома и экономлю на развивающих занятиях 96 000 ₽ в год

Я занимаюсь с двух­летним сыном дома и экономлю на развивающих занятиях 96 000 ₽ в год

100
Аватар автора

Ксения Смирнова

лучший педагог для своего сына

Страница автора

У меня есть пунктик в родительстве — я хочу воспитать сына максимально самостоятельным.

Я считаю, что в этом помогают умения и навыки: чем их больше у ребенка, тем меньше он зависит от взрослого. А еще развивающие занятия стимулируют любознательность, расширяют кругозор и в будущем могут помочь определиться с увлечениями.

Сейчас моему сыну Елисею два с половиной года, полтора из них я занимаюсь с ним дома. Мне повезло: наши занятия меня не напрягают, даже наоборот, с ними время в декрете проходит куда интереснее. К тому же сын обычно не протестует и рад, когда я предлагаю ему чем-то позаниматься. Но, конечно, бывает всякое.

Расскажу, почему я занимаюсь развитием ребенка сама, как оцениваю этот опыт и что рекомендую взять на заметку, если вы тоже хотите попробовать.

Рассылка о том, как растить детей
Советы только для родителей — в вашей почте раз в неделю. Бесплатно

Почему я решила развивать ребенка и занимаюсь с ним сама

Однажды я прочитала, что в первые 1000 дней жизни мозг малыша развивается в максимально возможном темпе. Подумала тогда, что не хочу упустить это время и постараюсь помочь своему ребенку получить максимум полезных знаний и навыков, пока это так легко дается.

С рождением Елисея также пришло осознание, что важно не лишить сына детства — не перегружать его занятиями, не пытаться успеть все. И я решила, что, пока он маленький, буду развивать его сама. Вот почему.

У нас нет подходящих детских развивающих центров рядом с домом. Ездить куда-то на занятия было бы неудобно. А место в детскому саду Елисею обещали дать не раньше трех лет.

Я хорошо разбираюсь в детской психологии и педагогике, потому что я учитель, у меня профильное педагогическое образование. До рождения Елисея я горела своей работой и постоянно училась чему-то новому. Отказавшись от 90% занятости в декрете, я не смогла лишить себя развития. В свободное время дома продолжаю изучать педагогику, детскую психологию, много читаю и смотрю о развитии детского мозга. В декрете моя работа стала хобби, которое очень помогает в воспитании собственного ребенка.

Раньше, когда я была более свободной, брала небольшие курсы и семинары по детской и возрастной психологии и педагогике. Сейчас возможности долго учиться нет, поэтому слушаю подкасты, смотрю видео и вебинары, читаю в соцсетях каналы детских психологов и специалистов по раннему развитию. Я разделяю многие идеи Полины Мальцевой, Татьяны Черниговской, Виктории Дмитриевой, Валентины Паевской, Натальи Ремиш. Нравится знакомиться с опытом других родителей в тематических медиа.

Мне хотелось разнообразить декрет, чтобы родительство было интересным и приятным, а наши с ребенком 24 на 7 не превратились в монотонную череду одних и тех же действий, которые продолжаются изо дня в день: покормил — погулял — искупал — уложил.

Я хочу кайфовать от времени, проведенного с сыном, делать каждый день ярким и запоминающимся для нас обоих.

Я знаю своего ребенка, как никто другой. Как преподаватель, могу сказать, что искать индивидуальный подход к маленьким детям — задачка со звездочкой. Кого-то нужно часто хвалить, чтобы мотивировать, кто-то крайне чувствителен к замечаниям, а с кем-то работает только «принцип бутерброда»: сначала лучше отметить успехи, потом можно высказать критику и после этого снова похвалить.

Маме проще: она в курсе всех особенностей своего ребенка. А педагогу нужно подстроиться под 6—8 детей.

С чего мы начинали

В 3—6 месяцев я занимала сына единичными играми: показывала ему черно-белые и цветные карточки с разными узорами, фигурами и предметами, называла, что это. Одна игра занимала не больше одной-двух минут.

Еще я носила Елисея на руках и показывала, что есть в доме, рассказывала об этих предметах, давала потрогать. Сыну было интересно все, но особенно он любил ткани. Мы открывали шкаф, и он долго рассматривал и трогал висящую на вешалках одежду разных цветов и фактур.

С полугода стала работать над развитием пальчиков: учила ребенка пинцетному и щипковому захвату. В этом здорово помогли всевозможные сортеры вроде «Пчелок в улье» и подобных. Но больше всего ребенку нравилось упражняться в собирании крошек с пола после приготовления еды на кухне.

Дальше были простые игры, которые отлично тренирует координацию и сообразительность: нанизать колечки на пирамидку, поставить кубики друг на друга, сложить счетные палочки в стакан. Обычно играли 2—5 минут, а если сын хотел больше, продолжали.

С года я начала заниматься с Елисеем системно каждый день, добавила головоломки и творчество. Потом подключила физическую активность. И сейчас у нас есть целая система занятий, которая включает в себя разные виды деятельности. Условно это игры на развитие интеллекта, спорт и творчество.

Когда у нас появилось творчество и первые головоломки, я начала приглашать сына заниматься за стол. Несколько раз позвала его со словами «Пойдем заниматься?» — и уже через неделю на этих словах ребенок двигался в сторону стола
Когда у нас появилось творчество и первые головоломки, я начала приглашать сына заниматься за стол. Несколько раз позвала его со словами «Пойдем заниматься?» — и уже через неделю на этих словах ребенок двигался в сторону стола

Как я развиваю интеллект ребенка

Интеллектуальные игры мои самые любимые. Сюда я отношу головоломки, любые тренировки мелкой моторики, игры на развитие эмоционального интеллекта, волевой сферы и усвоение знаний об окружающем мире. Расскажу подробнее, чем мы занимаемся и как это, на мой взгляд, пригодится ребенку в будущем.

Развитие мелкой моторики стимулирует речевое развитие  . Чтобы тренировать пальчики малышей до года, можно использовать самые простые упражнения: складывать счетные палочки в стакан, перебирать бусины, макароны и камешки, играть с бизибордом, разминать в руках пластилин. Детям постарше можно предложить что-то посложнее: мозаику, шнуровку, пазлы.

Развитие эмоционального интеллекта позволит ребенку осознавать свои и чужие эмоции. В дальнейшем это помогает выстраивать социальные связи. Я показываю Елисею картинки людей, испытывающих разные эмоции, описываю их, спрашиваю, кому грустно, а кому весело. Стараюсь во время чтения поговорить о чувствах персонажей.

Также у нас есть особый ритуал перед сном: мы обсуждаем, как прошел день. Задаю сыну вопросы вроде «Чему ты сегодня обрадовался?», «Чему удивился?», «На что ты сегодня злился, чего боялся?» Сейчас Елисей знает про такие эмоции, как радость, грусть, гнев, удивление и страх.

Работа над волевыми качествами развивает способность ребенка доводить дело до конца, достигать своей цели. В раннем возрасте этому тоже важно обучать. Такие задачи, как достать пчелку из ячейки и нанизать бусину на нитку, требуют от ребенка усилия воли и сосредоточенности.

В этом деле важно не перегнуть палку — почувствовать грань между тем, что ребенок чуть-чуть ленится, и принуждением выполнить задание любой ценой. В первом случае есть смысл замотивировать, добавить игровой момент. Но если ребенок готов вот-вот разозлиться, лучше не настаивать и отложить задание на другой раз.

Примерно с двух лет Елисей стал хорошо справляться с заданиями на повторение по образцу и поиск различий между картинками
Этот навык поможет в начальной школе, когда часто нужно будет повторять за учителем
1/2
Примерно с двух лет Елисей стал хорошо справляться с заданиями на повторение по образцу и поиск различий между картинками

Чтение книг. У нас дома нет телевизора: нам в семье он не нужен, а на развитие ребенка и вовсе плохо влияет  . Мы любим читать, и книг у нас много. Для Елисея они тоже стали одним из главных развлечений.

Я смотрю на «Ютубе» обзоры детской литературы и делаю скриншоты книг, которые могут быть интересны сыну и которые понравились мне. Стараюсь планово обновлять библиотеку раз в 3—4 месяца, дарю сыну новую книгу примерно раз в 7—10 дней.

Все книги в библиотеке Елисея я делю на группы по сериям или темам. Для детских изданий у нас есть отдельный закрытый шкаф, а около дивана стоит книжная полка, куда я кладу книги для чтения на неделю. Регулярно меняю подборку: так Елисею не надоедает читать одно и то же и он не теряется, что выбрать.

Так выглядела книжная полка Елисея в два года. Обычно набор для чтения на неделю у нас такой: один виммельбух, одна энциклопедия или книга с окошками и по 1—2 издания с рассказами и сказками
Так выглядела книжная полка Елисея в два года. Обычно набор для чтения на неделю у нас такой: один виммельбух, одна энциклопедия или книга с окошками и по 1—2 издания с рассказами и сказками
Серия о приключениях трактора Трума и его друзей на ферме, а также книги про бобра Кастора очень нравятся мне и сыну. В них красивые иллюстрации, понятный сюжет и эмоции героев. А еще эти истории знакомят ребенка со множеством новых слов
Серия о приключениях трактора Трума и его друзей на ферме, а также книги про бобра Кастора очень нравятся мне и сыну. В них красивые иллюстрации, понятный сюжет и эмоции героев. А еще эти истории знакомят ребенка со множеством новых слов

Отдельно хочу отметить, как нам помогают виммельбухи — это такие книги-комиксы, где почти нет текста, но очень детализированные тематические изображения. Чем больше смотришь на них, тем больше видишь. Считаю виммельбухи визуальным словарем для ребенка.

Мне кажется, в том числе благодаря им наш сын уже знает такие сложные слова, как «горностай», «куница», «ветеринар», «кемпинг» и многие другие. Еще он представляет, как все это выглядит, и понимает смысл. Недавно рядом с нашим домом ремонтировали дорогу. Мы шли мимо, и, когда я сказала, что там работает бульдозер, Елисей меня поправил: «Мама, это не бульдозер, это экскаватор, он копает яму».

По любой картинке виммельбуха ребенку можно задавать миллион разных вопросов, усложняя и детализируя их с возрастом
По любой картинке виммельбуха ребенку можно задавать миллион разных вопросов, усложняя и детализируя их с возрастом

Как развиваю творческие способности

Признаюсь честно, я не большой фанат творчества, но понимаю, что творческие занятия тоже дают ребенку очень много: развивают мелкую моторику, способствуют эмоциональному развитию, стимулируют воображение, учат замечать красоту.

Елисей любит карандаши, пальчиковые краски и краски с кисточкой. Пластилин не очень жалует, но мы все равно периодически что-то лепим. В два года он научился резать ножницами, поэтому на Новый год мы сделали простые поделки для прабабушек и прадедушек.

Чтобы облегчить себе задачу и не ломать голову над тем, чем заняться с ребенком, я использую пособия, в которых уже есть все идеи, задания и шаблоны для творчества. Такие рабочие тетради я нашла у издательств Clever и «АСТ». Для меня это настоящее спасение: помог ребенку сделать все по инструкции → восхитился результатом → сфотографировал → отправил бабушкам для умиления. Все! Вы — идеальная мать.

Одна из наших открыток. Конечно, почти все делала я, но сын принимал посильное участие: приклеивал, раскрашивал
Одна из наших открыток. Конечно, почти все делала я, но сын принимал посильное участие: приклеивал, раскрашивал
На этой фотографии сыну уже полтора года, и мы с ним слепили щенка. В этом деле мне здорово помогает книга Бернадетт Куксарт «Забавные животные из пластилина» с доступными инструкциями, как слепить корову, бегемота или зайца буквально из трех шариков
Расходники для творческих занятий — краски, карандаши, бумага, пластилин — не очень дорого стоят и довольно долго используются
1/2
На этой фотографии сыну уже полтора года, и мы с ним слепили щенка. В этом деле мне здорово помогает книга Бернадетт Куксарт «Забавные животные из пластилина» с доступными инструкциями, как слепить корову, бегемота или зайца буквально из трех шариков

Как тренирую двигательные навыки

Для простоты я называю спортом любую физическую активность. Главная цель спортивных игр и упражнений — стимулировать развитие крупной моторики, научить ребенка владеть своим телом. А еще я знаю, что двигательная активность хорошо стимулирует работу мозга: увеличивает его пластичность и способствует росту нейронов.

Себе в помощь я нахожу блоги экспертов в соцсетях и видео на «Ютубе» с рекомендациями по двигательной активности. Например, пока Елисею не было года, смотрела ролики специалиста по раннему физическому развитию Игоря Новокриницкого. По его видеокурсам я научилась делать массаж Елисею, проводить для него зарядку и узнала еще много полезного. Например, что малышей нежелательно присаживать с опорой на подушки, когда они еще не сидят самостоятельно.

После года я учила сына базовым двигательным навыкам: забираться на стул и диван и аккуратно слезать с них, бросать мяч в цель, прыгать на одной и двух ногах, балансировать на нестабильной опоре, подниматься и спускаться по лесенке — мы использовали для этого треугольник Пиклер  .

Необязательно выполнять с ребенком какие-то сложные упражнения. Игры с мячом, со скакалкой — это тоже физическая активность. Когда на улице тепло, можно пойти туда: на воздухе можно просто поиграть в догонялки, и это будет полезно.

Спорт тоже не моя стихия. Но я хочу, чтобы сын все попробовал и сам научился определять, что ему нравится, а что нет. Кроме того, я читала, что физическая активность и занятия творчеством помогают детям справляться со стрессом и негативными эмоциями. Тем родителям, у кого нет возможности много заниматься с ребенком, советуют делать упор на творческие и спортивные игры. При дефиците времени они важнее.

Треугольник Пиклер помогает развивать крупную моторику и координацию. Обычно его используют на полу, чтобы ребенок забирался вверх и спускался, но еще можно разложить полностью и прикрепить к стене как лесенку — мой папа сделал специальные крепления. Так даже в холодное время года сын может легко полазить и повисеть на перекладинах
Еще дома есть подушка-балансир и баскетбольное кольцо. Мне кажется, вместе со шведской стенкой или треугольником Пиклер этого достаточно, чтобы развивать двигательные навыки ребенка
1/2
Треугольник Пиклер помогает развивать крупную моторику и координацию. Обычно его используют на полу, чтобы ребенок забирался вверх и спускался, но еще можно разложить полностью и прикрепить к стене как лесенку — мой папа сделал специальные крепления. Так даже в холодное время года сын может легко полазить и повисеть на перекладинах

Как я организую домашние занятия

График. Елисей, как принято говорить, — режимный ребенок. С рождения мы выстроили график дня, который позволяет понимать, что и когда сын делает и сколько времени на это уходит. Наши занятия тоже стали частью расписания.

Знаю, что есть родители, которые не придерживаются режима дня для детей, и в таком интуитивном родительстве тоже что-то есть: мама наблюдает за ребенком, считывает его сигналы и подстраивается. Нам это не очень подходит, и я считаю, здорово, что каждый может делать так, как ему удобно.

Наш график занятий сложился так. После обеденного сна тренируем интеллект — играем за столом в игры и головоломки. Вечером отводим время на творчество и спортивные игры.

В теплое время года физическими нагрузками можно считать любые активные прогулки на спортивных и детских площадках. В таблице делаю пометку «спорт», чтобы не забыть взять из дома, например, мячи или сходить с сыном не на игровую, а на спортивную площадку.

Так выглядит примерный режим Елисея сейчас. Конечно, мы можем корректировать расписание в зависимости от настроения и обстоятельств, например когда принимаем гостей или идем к врачу. В графике я указываю временной диапазон, когда было бы удобно провести занятие: мы не живем по минутам и просто ориентируемся на указанное время
Так выглядит примерный режим Елисея сейчас. Конечно, мы можем корректировать расписание в зависимости от настроения и обстоятельств, например когда принимаем гостей или идем к врачу. В графике я указываю временной диапазон, когда было бы удобно провести занятие: мы не живем по минутам и просто ориентируемся на указанное время

Вот что я учла, составляя наш график занятий:

  1. Любые интеллектуальные занятия лучше проводить в первой половине дня либо не позднее 17:00.
  2. Продолжительность непрерывной интеллектуальной деятельности для ребенка 1,5—3 лет не должна превышать 10 минут, для ребенка 3—4 лет — 15 минут  . Мы начинали занятия с 3—5 минут. Тогда сыну был год, а в два года он уже спокойно выдерживал 10 минут.
  3. Творчество и спорт можно переносить на вечер. Такие занятия хорошо разгружают нервную систему ребенка.
  4. Не стоит заставлять ребенка заниматься, если, к примеру, время, которое хотелось посвятить играм, еще не вышло. Можно пробуждать интерес и стимулировать доводить дело до конца, но, если градус повысился до слез, никакой пользы не будет.

В целом я считаю, что частоту занятий можно и нужно подстраивать под свой ритм жизни. Если получается находить время для разных упражнений каждый день — отлично. Если вы свободны только по вечерам или готовы уделить занятиям полчаса в выходные — тоже хорошо. В любом случае они не пройдут даром.

Содержание. Мне кажется, в наше время так много информации, что всегда можно придумать, чем заняться с ребенком. Главное — среди всего разнообразия подобрать занятия по возрасту и интересам и понять, что подходит именно вам.

Я слежу за обзорами игр, головоломок и книг в интернете, подсматриваю идеи у специалистов, которые ведут блоги и ютуб-каналы. Например, подписана на канал «Мамина школа» и видеоблог педагога и мамы троих детей Алены Васильевой. Много всего черпаю у детского нейропсихолога Валентины Паевской. На ее ютуб-канале есть много вариантов развивающих игр для детей любого возраста.

Раньше покупала платные продукты и посещала очные семинары, но и в свободном доступе достаточно ценной информации.

Так может выглядеть моя подборка интеллектуальных игр на один день. Здесь квадраты Никитина, игра на развитие моторики и речи и пазлы
Так может выглядеть моя подборка интеллектуальных игр на один день. Здесь квадраты Никитина, игра на развитие моторики и речи и пазлы
А так выглядит шаблон, который помогает творить: на странице есть заготовка подсолнуха, остается только сделать семечки. Для этого подойдут пальчиковые краски, обычные краски с кисточкой или даже пластилин
А так выглядит шаблон, который помогает творить: на странице есть заготовка подсолнуха, остается только сделать семечки. Для этого подойдут пальчиковые краски, обычные краски с кисточкой или даже пластилин

Поделюсь рекомендациями, как лучше построить занятия и чем их наполнить:

  1. Важно соблюдать логику развития — идти от простого к сложному. Так, если складываете пазлы, сначала берите с ровными краями и состоящие из двух частей. Потом можно переходить к наборам с фигурными краями, а после брать пазлы из трех частей. Если учите ребенка животным, не показывайте годовалому малышу за один раз сразу 10 карточек или фигурок, начните с двух-трех. Когда запомнит эти, берите другие.
  2. Занятия должны быть разнообразными. Оптимально собрать пул из 10—12 игр на развитие интеллекта и брать по 2—4 за раз. Так ребенку будет интереснее. Виды творчества тоже хорошо чередовать: в один день — лепить, в другой — рисовать и так далее. Если у ребенка есть предпочтения и интересы, стоит их учитывать.
  3. Когда ребенок освоит какую-то игру, убирайте ее. Например, если в год малыш научился правильно складывать пирамидку, значит, больше она не нужна. Раз в 2—3 месяца делайте ревизию своего арсенала.
  4. Во время занятий с детьми до двух лет постарайтесь обойтись без таких «помощников», как интерактивные игрушки, видеоролики и мультфильмы, — даже если они «обучающие». С детьми постарше использование цифровых устройств нужно дозировать. Мозгу ребенка сложно обработать большой поток информации, из-за этого незрелая нервная система перевозбуждается и все заканчивается истериками. В раннем возрасте дети лучше всего учатся новому, когда играют и взаимодействуют с другими людьми  .
  5. Ребенок чувствует настроение взрослого. Если вы не получаете удовольствия от занятий, и детям они, скорее всего, не будут нравиться. Поэтому выбирайте те упражнения и задачи, которые вам самим по душе. Здесь качество точно важнее количества.

Примеры домашних занятий

ИнтеллектТворчествоСпорт
День 1• Собрать пазл
• Сыграть в «Найди пару»
• Составить рассказ о животном по карточкам
• Найти различия между двумя картинками
• Нарисовать зерна на подсолнухе пальчиковыми красками
• Составить рисунок из мозаики
Попасть в корзину мячами разного размера
День 2• Сыграть в «Найди пару»
• Запомнить новые названия предметов по карточкам
• Собрать животное из кубиков
• Составить изображение из трех слоев по образцу на картинке
• Ножницами разрезать бумагу по линиям
• Сделать динозавров ладошками с помощью пальчиковых красок
Потанцевать под медленную и быструю музыку

Примеры домашних занятий

День 1
Интеллект• Собрать пазл
• Сыграть в «Найди пару»
• Составить рассказ о животном по карточкам
• Найти различия между двумя картинками
Творчество• Нарисовать зерна на подсолнухе пальчиковыми красками
• Составить рисунок из мозаики
СпортПопасть в корзину мячами разного размера
День 2
Интеллект• Сыграть в «Найди пару»
• Запомнить новые названия предметов по карточкам
• Собрать животное из кубиков
• Составить изображение из трех слоев по образцу на картинке
Творчество• Ножницами разрезать бумагу по линиям
• Сделать динозавров ладошками с помощью пальчиковых красок
СпортПотанцевать под медленную и быструю музыку

Как ребенок относится к занятиям

Елисей почти никогда не протестует, если я зову позаниматься, и обычно очень вовлечен. Он довольно терпелив: не бросает упражнение или задачу, которую мы начали, даже если что-то не получается. Возможно, мне повезло с ребенком, а может быть, повлиял мой настрой и подача: я преподношу все как игру, фантазирую и помогаю доводить дело до конца. Это тоже навык, который входит в привычку, даже если сейчас все выглядит как предложение вроде «Давай поставим последнюю пчелку в домик, чтобы она не грустила и скорее вернулась к подружкам в улей».

Как и у любого ребенка, у Елисея есть предпочтения: одни игры ему нравятся больше, другие — меньше. Внезапно может разонравиться то, к чему он относился нормально. Например, раньше он не очень любил надевать бусины на нитку: делал это лениво и просил, чтобы я обнимала его в процессе, — конечно, обнимала.

Иногда, если я замечаю, что сейчас от какой-то игры сын не в восторге, могу отложить ее на пару недель, чтобы он по ней соскучился, или предлагаю поиграть в нее реже, чем обычно. Бывает, что уделяю не самым любимым активностям минимум времени или стараюсь договариваться. Например, обещаю сыну, что мы будем лепить пластилиновую фигурку, пока из колонки звучит песня, а потом сразу начнем играть в машинки.

Еще много хвалю и искренне восхищаюсь успехами. Навыки и знания, которые мы хотим передать детям, еще в процессе формирования. Нельзя ругать, если что-то не получается. Лучше подбодрить, подключить фантазию или игру. Это всегда помогает. Подкуп сладостями и другую внешнюю мотивацию не использую: она плохо работает в долгосрочной перспективе, а занимаемся мы регулярно.

Сейчас Елисей осваивает круги Никитина: нужно составить целую фигуру из частей. По сравнению с аналогичной головоломкой, где собирать приходилось квадраты, стало сложнее. Стараюсь предлагать Елисею не больше 3—4 кругов за раз, иначе он огорчается, что не может справиться быстро
Сейчас Елисей осваивает круги Никитина: нужно составить целую фигуру из частей. По сравнению с аналогичной головоломкой, где собирать приходилось квадраты, стало сложнее. Стараюсь предлагать Елисею не больше 3—4 кругов за раз, иначе он огорчается, что не может справиться быстро

В чем плюсы и минусы домашних занятий

Я ни разу не пожалела о своем решении заниматься с ребенком самостоятельно, но понимаю, что не все родители видят в этом выборе сплошные плюсы. Для справедливости выделю основные достоинства и недостатки домашних занятий.

Начну с минусов.

👎 Родитель должен сам формировать программу: погружаться в тему, изучать разные пособия, подбирать игры по возрасту, стараться делать занятия интересными. Это не всем подходит. Кроме того, так родитель сам несет ответственность за знания и умения ребенка.

👎 Есть соблазн пропустить занятие. Если вы заплатили деньги в детском центре, скорее всего, не станете прогуливать просто так. А вот с домашних занятий часто хочется слиться, например если мама устала, загружена делами или просто нет настроения. Здесь важно уметь мотивировать и себя.

И вот какие преимущества я вижу.

👍 Легко выбрать удобное время и подстроить график под себя, не нужно никуда ездить. С маленьким ребенком это очень ценно. Он может раскапризничаться, заболеть или просто отказаться от занятий. Когда вы дома, это не проблема. Плюс вы не зависите от погоды и расписания общественного транспорта.

👍 Совместная деятельность укрепляет эмоциональную связь мамы и ребенка. Мне кажется, это то, что позволит сохранить хорошие отношения в подростковом возрасте, когда чаще всего бывает сложно.

👍 Заниматься дома выгоднее. По моим подсчетам, только на оплату услуг педагога уходит по меньшей мере вдвое больше денег, чем на пособия и игры, с которыми можно работать дома. Расскажу об этом подробнее.

Сколько я трачу на развитие и как экономлю

Я веду учет расходов, и среди них есть отдельная категория — развивашки Елисея. Если разделить годовые траты на игры, пособия и книги, выходит 1500—2000 ₽ в месяц, или максимум 24 000 ₽ в год. Конечно, сумма будет увеличиваться по мере взросления ребенка: настолки и детская литература станут сложнее и дороже.

Средняя цена одного занятия по раннему развитию детей у нас в Воронеже — 500 ₽. Обычно во время занятий комбинируют разные виды деятельности: интеллектуальные, творческие, активные. Это позволяет заниматься с ребенком не 10—15 минут, а до 40. Получается, что условный час работы в развивающем центре может заменить наши несколько подходов в течение дня дома.

Если считать, что я водила бы ребенка заниматься по будням, в неделю платила бы за развивашки 2500 ₽. В месяц — 10 000 ₽, в год — 120 000 ₽. Итого, занимаясь с ребенком самостоятельно, я экономлю 96 000 ₽ в год. Это без учета дороги.

В нашем городе поездка на такси с детским креслом в одну сторону стоит в среднем 350 ₽. Добираться общественным транспортом или своим ходом ощутимо дешевле, но это удобно, если есть запас времени, не напрягает погода и ехать не очень далеко.

По моим наблюдениям, занятия на интеллект наиболее затратные. В среднем я покупаю что-нибудь новенькое раз в месяц-два. Чаще всего это какая-нибудь игра или пособие стоимостью до 500 ₽, например книги с наклейками, пазлы. Раз в 2—3 месяца нахожу новые головоломки.

Что-то для творчества приходится покупать каждый месяц: бумагу, пластилин, краски. Для спорта мы пока ничего нового не приобретаем: разовая покупка лесенки, баскетбольного кольца и мячей обошлась в 7000 ₽. Причем мы не тратили свои деньги: все подарили бабушки и дедушки на день рождения Елисея.

Вот как я обычно экономлю.

Слежу за акциями на маркетплейсах. Большинство игр для интеллектуального развития покупаю там. В закладках или в избранном у меня всегда есть товары, которые я хотела бы приобрести. Жду, пока снизится цена или будут какие-то акции. Иногда делаю покупки впрок: даже если игра или книга пока не подходят сыну по возрасту, но цена привлекательная, беру на будущее.

Покупаю с рук. Примерно треть наших игр я нашла на «Авито» в отличном состоянии. Несколько настолок и наборы деревянных пазлов обошлись мне примерно в половину стоимости новых.

Составляю виш-листы. Периодически друзья и родственники спрашивают, что подарить сыну на какой-то праздник или без повода. Я скидываю им ссылку с вариантами. Это очень удобно и им, и мне: гостям не приходится ломать голову над подарком, а я экономлю свои деньги. Плюс ребенок получает не 125-ю машинку, а игрушку, с которой будет играть долго.

Делаю долгоиграющие покупки, то есть выбираю игрушки, которые можно использовать несколько месяцев, а то и лет, постепенно усложняя игру. К таким относятся, например, досочки Сегена. Я купила их за 500 ₽, когда сыну было чуть больше года, и мы играли в них время от времени почти год.

Сначала я предлагала Елисею просто вставлять фигуры нужного цвета в рамочки: выкладывала перед ним одну рамку и подходящую ей фигурку. Когда он освоил этот навык, усложнила: стала класть две рамки и две фигурки, и сыну нужно было подумать, какая фигурка куда подойдет. Потом предлагала две одинаковые фигурки разных цветов или две разные фигурки одного цвета — так мы изучали формы и цвета.

Ближе к двум годам я высыпала на стол все фигурки и все рамки и Елисей находил пары. Так постепенно мы пришли к тому, что для игры и развития понадобился весь набор полностью
Ближе к двум годам я высыпала на стол все фигурки и все рамки и Елисей находил пары. Так постепенно мы пришли к тому, что для игры и развития понадобился весь набор полностью

Еще одна долгоиграющая игра — тактильный планшет Монтессори. Это плашка из фанеры с фишками с разной фактурой. Сначала я использовала только фишки — с полугода проводила пальчиком сына по фактурам, давала фишки в ручки. Через несколько месяцев учила Елисея вставлять любую фишку в любую ячейку, не делала упор на соответствии. Потом на время убрала эту игру.

Сейчас уже играем с сыном по правилам: он подбирает нужные фишки для ячеек. Позже усложню задачу: можно ссыпать все фишки в мешок и предлагать на ощупь находить подходящие.

Игра с таким планшетом развивает тактильные ощущения, сенсорный опыт, внимание, память, мышление, воображение и мелкую моторику
Игра с таким планшетом развивает тактильные ощущения, сенсорный опыт, внимание, память, мышление, воображение и мелкую моторику

Также у нас есть игры, которые подходят для развития речи. У Елисея нет с этим проблем, но я стараюсь расширять его словарный запас, учу правильно строить предложения, делать их все более развернутыми. Раньше сын забавно строил отрицательные предложения: слово «нет» всегда добавлял в конце. Например, про то, что он не хочет апельсин, говорил так: «Кушать апельсин нет».

Одна из наших игр для развития речи называется «Большой переполох на ферме», купила за 600 ₽. Она состоит из пяти сетов, в каждом из которых по пять карточек и еще несколько дополнительных. Сеты помогают составить рассказ о животных. Считаю, что это маст-хэв для городских детей: набор помогает узнать, откуда берется мед и чем наполняют подушки.

Маркировка игры 4+, но мы с сыном прекрасно играем в нее с его двух лет, правда по-своему. По правилам, думаю, вполне можно попробовать через пару месяцев. Сейчас я использую все сеты карточек и выкладываю их перед сыном в правильной последовательности. Моя задача — стимулировать его строить полные предложения и рассказать о животном все факты. У нас получаются диалоги вроде такого:

  • — Какое это животное?
    — Корова.
    — Что корова дает?
    — Молоко.
    — Скажи: «Корова дает молоко».
    — Корова дает молоко.
    — А как называют детеныша коровы?
    — Теленок.
    — А что едят коровы?
    — Сено.
    — Скажи: «Коровы едят сено».
    — Коровы едят сено.
    — Сынок, а где коровы живут?
    — В хлеву.
    — А можно назвать их домик коровником?
    — Да.
Еще у нас есть набор для развития речи из 30 двусторонних карточек с изображением транспорта, предметов быта и животных, а также обозначением звуков, которые они издают. Я купила игру, когда Елисей толком не умел сидеть, — в пять месяцев. Сначала использовала 10 карточек и показывала их парами. Потом стала увеличивать количество, и к полутора годам сын уже знал, какие звуки издают все 60 объектов
Еще у нас есть набор для развития речи из 30 двусторонних карточек с изображением транспорта, предметов быта и животных, а также обозначением звуков, которые они издают. Я купила игру, когда Елисей толком не умел сидеть, — в пять месяцев. Сначала использовала 10 карточек и показывала их парами. Потом стала увеличивать количество, и к полутора годам сын уже знал, какие звуки издают все 60 объектов

Как можно развивать ребенка в быту

Возможно, кто-то подумал: «Зачем так заморачиваться?» Или: «Почему так сложно?» Понимаю и тех родителей, у кого не хватает терпения на занятия с ребенком. Но есть альтернатива — вовлекать его в домашние дела. Этот способ абсолютно бесплатный и тоже позволит развить множество навыков. В нашем детстве именно так и развивали.

Вот небольшой список бытовых дел, участвуя в которых ребенок может прокачивать свои когнитивные способности, крупную и мелкую моторику, тренировать память и развивать межполушарные связи:

  • доставать или загружать белье в стиральную машину;
  • относить мусор в ведро по вашей просьбе;
  • раскладывать столовые приборы по группам: ложки, вилки, ножи;
  • готовить еду вместе с родителями: что-то перекладывать, насыпать, размешивать ложкой, наливать, месить тесто;
  • разбирать и раскладывать по местам покупки из пакета;
  • выполнять просьбы вроде «Пожалуйста, подай мне яблоко».

Каждое такое действие требует слаженной работы тела и мозга, поэтому вполне может заменить развивающие игры и стать инструментом познания мира.

Елисей с радостью подключается к домашним делам, даже если я его об этом не прошу. Например, когда иду готовить обед, он мчится на кухню с криком «Буду тебе помогать!», тащит лесенку и становится рядом. Думаю, ему это по душе, потому что он знает, что я разрешу делать все: пересыпать сухие макароны из одной емкости в другую, подавать овощи из раковины, пробовать еду, совать руку в чашку с водой, чистить яйцо, добавлять какие-то ингредиенты в блюдо, размешивать.

А еще у него есть несколько домашних обязанностей. С двух лет Елисей по утрам каждый день варит себе кашу: наливает стакан молока в кастрюлю, насыпает ложками крупу, размешивает. Я не вмешиваюсь — только включаю плиту и слежу, чтобы не обжегся.

Также сын сам чистит яйца и мандарины, замешивает тесто для вафель или блинов, режет себе фрукты столовым ножом. Выбираем мягкие: бананы, персики. Хочу научить Елисея готовить для себя, чтобы не столкнуться с ситуацией, когда мой 15-летний сыночка будет сидеть голодным и ждать, пока мама приготовит поесть.

Также Елисей всегда разбирает сумку с покупками после нашего похода в магазин: относит на кухню все продукты, выкладывает их из пакета на стол, пакет убирает в шкаф. В холодное время года после прогулки сам относит варежки и сапожки сушиться. В остальном может сделать многое, если его попросить.

Но есть и такие бытовые дела, которые сын выполняет неохотно. Например, он не любит раздеваться сам. Вполне может снять носки, штанишки, варежки, шапку, расстегнуть молнию, но ему это не очень по душе, и он почти всегда просит меня помочь. Сначала я переживала на этот счет, но потом отпустила: если сын в настроении и мы никуда не спешим, пусть ковыряется и раздевается сам. Если не хочу ждать или вижу, что он не настроен, раздеваю без лишних нервов.

Что я советую родителям

  1. Учитывайте, что занятия на развитие интеллекта оптимально проводить в первой половине дня. Творчество и активные игры можно оставить на вечер.
  2. Предлагайте разные виды занятий и игр. Как правило, предпочтения детей меняются очень часто. Если однажды ребенку не понравилось, например, рисовать красками, это не значит, что он не захочет попробовать через день, неделю или месяц. Также можно мотивировать тем, что после не самого любимого занятия ребенок сможет поиграть в то, что ему особенно нравится.
  3. Обращайте внимание на то, чем вы сами заняты в течение дня. Скорее всего, ребенок будет тянуться к книгам, активным играм и головоломкам, если видит пример взрослых, которые часто проводят время за чтением, играют в настолки, гуляют и катаются на велосипеде.
  4. Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, особенно если о каких-то навыках и умениях вы знаете со слов их родителей. Я всегда держу в голове, что нормы вариативны и все дети разные. Кто-то начинает читать в пять лет, а у кого-то в этом возрасте очень здорово получается лепить из пластилина и вырезать. Если же что-то в развитии ребенка вас беспокоит, обращайтесь к специалистам.

Материалы, которые помогут родителям сохранить бюджет и рассудок, — в нашем телеграм-канале @t_dety

Ксения СмирноваА вы занимались с ребенком, пока он был маленьким? Если да, расскажите об этом опыте:
  • Александр ЛистенгортНе у каждой мамы хватает терпения, желания и навыков заниматься дома с ребёнком, это большой труд и я бы даже сказал, талант :) Так называемые "развивашки" для детей до 3-х лет я почему-то всерьёз не воспринимаю, хотя, может, для кого-то это и выход. К тому же, все дети разные. Одни сами проявляют интерес к сказкам, строительству, театру, лазанию везде, лепкам и т.п. другим не очень интересно. Сами - не в смысле что сидят сами играют, а что им это интересно, когда начинаешь в это играть с малышом. Дал ребёнку кастрюли, половники, игрушки, машинки, всё называешь, переставляешь, делаешь ролевую игру - вот тебе и развивашка из предметов на кухне, это я по минимуму беру, можно придумать ещё десятки способов. Это больше маркетинг, про развивашки до 3-х. Хорошо почитать Януша Корчака, там хорошо описано, как именно дети развиваются, и почему. До 9 месяцев наше времяпровождение с сыном заключалось в основном в прогулках на улице и в коротких, не больше часа-двух, игр в мячики, игрушки, погремушки и т.п. - всё время бежал к маме, грудное вскармливание и всё такое. До 6 месяцев я вообще не очень понимал, как с ним проводить время, кроме как выгуливать - как правило, спящего. Ну и потом, по мере роста - больше спорта, больше возможностей на детских площадках, больше общения, игр, новый транспорт и т.п. Прибегал когда работаю, слушал, повторял что-то, наблюдал. Ребёнок пошёл в сад в 3,5, там сразу сказали: очень видно, что мама с ним занималась. Так что, всё возможно. Всем мамам аллилуйя :)26
  • Ксения СмирноваАлександр, спасибо за развернутый комментарий! Развитие ребенка - это действительно огромный материнский (чаще всего) труд, плоды которого рано или поздно будут заметны. Конечно, удобно включить малышу мультик или дать в руки телефончик - так можно вполне на удалёнке стандартный рабочий день работать. Я сразу знала,что это не мой вариант, ведь детство у моего сына будет лишь один раз, и это никогда больше не повторится. Круто, что вы смогли интуитивно сонастроиться с ребенком и понять, что с ним делать в каком возрасте. Корчак частично и об этом говорил. Желаю нам всем, родителям, того же)8
  • Александр ЛистенгортКсения, Вы очень правильно подчеркнули: это плоды, которые заметны не далеко не сразу, но они обязательно взойдут. Думаю, об этом нужно почаще напоминать мамам, которые психологически выгорают. Про мультфильм - из-за того, что с ребёнком сразу занимались, он мультики или планшет сам выключает через 15, максимум 30 минут, просто не хочет их больше смотреть, хочет что-то делать. При чём если раньше могли полчаса поиграть вместе в планшет, то щас через 15 минут уже не хочет. Возможно, это дело привычки? Чем научишь ребенка себя занимать, тем и будет. И если он привык что родители всегда с ним что-то делают вне экранов, этого и будет требовать. Так что, тут уже не поработаешь) Спасибо!12
  • NikaПервый ребёнок: Малышке четыре месяца, я кладу её на живот, ставлю перед ней книгу и зачитываю (разумеется, на английском). Второй ребенок: Наконец-то за целый день нашла пять минут на чтение. Садимся с старшей на кровать, открываем книгу, - малую кладу на пол, чтобы не мешалась))58
  • Джемайма ДжонсNika, 😅0
  • Джемайма ДжонсПервую дочь родила в конце 2019 и весной грянул ковид. Я тогда даже понять не успела, буду ли куда то водить, в тот же бассейн, например, как всё закрыли и запретили. И до 2х лет занималась с ней сама. Причём я не думала об этом в том ключе, что "Я занимаюсь развитием ребёнка", мы просто так проводили время - чтение, творчество и так далее. А что ещё было делать весь день? Гуляли ещё конечно много. Мультики начала включать в полтора года, в основном это были какие то музыкальные потешки по 5 минут, но у неё с года запустилась речь, причём очень уверено, к 2м она спокойно поддерживала разговор (и до сих пор рот у неё не закрывается 🤭) Сейчас у меня малышка, почти 3 месяца. С ней планирую повторить путь старшей, но ещё + бассейн. Единственной сложностью вижу в том, что старшая сейчас после сада смотрит мультики по 30 мин и на выходных по часу в день. Но думаю, в это время можно с малой уходить на прогулку или в другую комнату, например с папой. А ещё я читала, что старший ребёнок обязательно потянет за собой младшего и развивать её мне будет ещё легче. Всё же в этот раз я планирую работать неполный день с её годика. Посмотрим) Ах, да, домашние дела - прелесть, а не занятия, честно, я с года разрешала старшей помогать мне с цветами и с тестом, у неё это до сих пор любовь. Помню муж приходит, у нас вся кухня в муке, весь балкон в земле, зато малышка сидит счастливая)10
  • Юлия МихайловаЭто все здорово и хорошо. Если мама не работает)24
  • Ольга ИгнатоваЮлия, во-первых, это. А во-вторых, в этом разноцветном плотном графике я не нашла, где у мамы время на себя, кроме как сон ребёнка. А приготовить, убрать, сделать прочие неотложные дела? И далеко не всем интересно заниматься с малышами; некоторые родители с бОльшим удовольствием сходят с ребёнком в театр или зоопарк, чем будут в очередной раз искать отличия или собирать мозаику.21
  • Андрей КолесниковТратили в том возрасте ребенка не более 10 000 в год на развивашки из которых половина так никогда и не использовалась и разумеется не водили ни к каким педагогам и в кружки. И ничего - выросла не глупее других, как-то сама развивалась!6
  • Марина ШумЗанималась по похожему принципу — творчество+интеллект+физическая активность. Некоторые пособия и игры печатала сама, например, танграм из картона, фотографии с цветовой палитрой, которую нужно сопоставить с картинкой и пр. Много идей брала у Лизы Черниковой и, в целом, на Бэбиблоге, читала книги про методики, и, то, что нравилось, применяла. Например, игры для развития памяти по методике Макато Шичида, вырезалки Kumon, логоритмические песенки Железниковых.6
  • Валентина ГребенщиковаЗаголовок у статьи, конечно, кликбейтный ) "Сэкономила 96 000" - прям так и вспоминается анекдот "Надо было бежать за такси, сэкономил бы больше!" А за методики спасибо, пару любопытных пособий себе приметила.12
  • Оксана РОчень много моментов, которые вызывают вопросы: 1. Кто готовит, убирает, стирает пока мама с ребёнком? Идея приучать ребёнка к домашним делам - полезная и хорошая, не спорю, но не во все дела можно вовлечь 2. Если даже мама успевает все сделать, пока ребенок спит (что мало вероятно), то где взять время на себя? ладно, в данном случае, не на себя, а время посмотреть все обзоры новых Развивашек, прочитать все статьи и послушать подкасты? Или хотя бы найти на авито/маркетплейсах по акции или подешевле новую игру? 3. Не сходится математика с финансами - автор уверяет, что в месяц максимум 2тыс на развивашки, но при этом новая книга/игрушка - раз в неделю. Те же самые виммельбухи от 800руб, планшеты монтессори - столько же. Вообщем, я нисколько не против заниматься с ребёнком дома, сама так периодически делаю, НО автор умалчивает о многих важных минусах: большие расходы на все игры-развивашки даже с учетом покупки из рук, где потом хранить все эти игрушки, постоянно следить, что стоит купить новое и главное, надо максимально быть вовлеченым во все это и забыть о себе. Думаю, был бы рядом с вами любой детский сад или центр раннего развития, вы бы так не заморачивались51
  • Валентина ГребенщиковаОксана, вот это, кстати, тоже очень хороший вопрос - расходы на все игры-развивашки. Тем более раз уж журнал с финансовым уклоном, хотелось бы что ли видеть бюджет где-нибудь подбитый - мол, на книжки столько-то в месяц, на краски-пластилины столько-то. А то виртуальную экономию в заголовок вынесли, а расходы между строк зашиты - там 500р, тут 400р )7
  • Марина ГончароваОгромное спасибо автору за статью! Вы большая молодец не только из-за того, что так основательно занимаетесь со своим ребёнком, но и потому что написали эту подробную статью, поделились своим опытом и замотивировали других родителей. Моему ребёнку сейчас 3 месяца, и я сначала ужаснулась, когда прочитала вашу статью. Как это все можно успеть?! Тем более, что большая часть работы мамы осталась за кадром - это подбор игрушек, игр, просмотр обучающих роликов и чтение соответствующей литературы по воспитанию детей. Благодаря вашему примеру и с вашими рекомендациями чуть легче построить свою систему развития ребёнка, чем если начинать с нуля. Спасибо вам большое! Было бы интересно прочитать о дальнейшем развитии Елисея.6
  • PhoenixОксана, поддерживаю Ваши вопросы. Системность и режимность автора восхищает. Но не представляю куда в расписание с шагом полчаса вписывать элементарно уборку посуды, приготовление еды, да и чистоту в доме. Ни в коем случае не упрёк автору, а личный опыт. Как верно сказали, если все делать самой, пока ребёнок спит надо успеть самой поесть, что-то прибрать или приготовить. При этом автор успела написать годную статью в ТЖ с фотографиями.18
  • Лилия УразоваОксана, К вашим вопросам я бы ещё добавила пункт, а если детей трое?31
  • user2313113Phoenix, и конечно же вам не ответит автор)Потому что все как в анекдоте « …и ты можешь говорить»))Если это и реальный план и расписание, то процент его выполнения у обычной живой женщины будет низок.Видимо смысл статейки в развитии чувства вины у окружающих родителей за их неитенсивное родительство)26
  • Анастасия БочкареваВсе эти "развивашки" до полугода, это смех конечно. Вот не покажешь ребенку черно-белые картинки в 2 месяца, он и видеть не научится...11
  • РаОтличная статья. Но всё же не удержусь от советов другим мамам-не пытайтесь повторить. Достаточно если вы 3 раза в день по 10-20 минут будет сознательно что-то делать с вашим малышом. Всё равно что. Остальное время -как придется. Как сказала одна мама-мы можем в ребенка впихнуть все знания мира, но не можем сделать его счастливым. А по мне счастливый человек-это тот кому ИНТЕРЕСНО жить. А если у тебя есть партнер-друг по интересам (муж, друзья) -то это вдвойне замечательно. Есть одно НО! -никогда не становитесь самым главным человек для своего ребенка старше лет 13 -иначе не будет у него супруга он будет "маменьким сынком" и пр. Важным человеком вы должны быть для него всегда, но не единственным.21
  • РаОтличная статья. Но всё же не удержусь от советов другим мамам-не пытайтесь повторить. Достаточно если вы 3 раза в день по 10-20 минут будет сознательно что-то делать с вашим малышом. Всё равно что. Остальное время -как придется. Как сказала одна мама-мы можем в ребенка впихнуть все знания мира, но не можем сделать его счастливым. А по мне счастливый человек-это тот, кому ИНТЕРЕСНО жить. А если у тебя есть партнер-друг по интересам (муж, друзья) -то это вдвойне замечательно. Есть одно НО! -никогда не становитесь самым главным человек для своего ребенка старше лет 13 -иначе не будет у него супруга он будет "маменьким сынком" и пр. Важным человеком вы должны быть для него всегда, но не единственным.4
  • Ксения СмирноваЕкатерина, рада,что материал был для вас полезным! У меня тоже есть друзья, которые живут уже за пределами России. Говорят абсолютно то же, что и вы насчёт детской литературы и пособий. Выбор сейчас действительно богат и можно найти книги на любой бюджет и эстетический вкус и предпочтения. Желаю вам успехов в чтении и занятиях ⛵3
  • Ксения СмирноваМарина, рада, что наши взгляды похожи, и материал вас откликнулся. Когда я работала с детьми как педагог, времена создания игр своими руками были в самом расцвете. Просто потому,что ничего не продавалось. А если и продавалось, то не совсем такое или за дорого))4
  • Ксения СмирноваАндрей, любой подход имеет место быть. Считаю, что вопрос любых развивашек - это вопрос того, надо ли это родителям и считают ли они это важным конкретно для семьи👍3
  • Ксения СмирноваЛюбовь, разделяю ваши идеи, спасибо,что поделились. Природа - это кайф, очень хорошо,что у ваших детей такая возможность есть. Мы живём в миллионнике в квартире, природу ищем в парках и скверам. Но это не то, конечно. Летом на пару месяцев уезжаем к родителям, у них как раз частный дом, маленький город. Елисей наслаждается речкой, много гуляет, ухаживает за огородом. Валяемся в траве, ловим жуков и лягушек)) это все полезнее любых развивашек. Ведь мы сами в детстве так и развивались.5
  • Ксения СмирноваАнастасия, это чтобы мама не сошла с ума от недосыпа😅4
  • Любовь НелюбинаКсения, ❤️3
  • Ксения СмирноваМарина, спасибо большое, рада, что материал оказался полезным. Материнский труд - огромная работа, которая, как вы сказали, всегда остаётся за кадром. И ее результаты мы увидим нескоро) самое главное не стремиться успеть все любой ценой,этого никто не оценит, и медаль не даст. Вам, как маме малыша, посоветую только одного - будьте в балансе сами с собой и делайте то, что сами считаете приоритетным и важным. Успеть все,что рекомендуют в книгах и видео эксперты - это недостижимый идеал))4
  • Ксения СмирноваВалентина, рада, что материал оказался полезным👍 да, с развивашками все примерно так, как в анекдоте)) ну тут каждому свое: если в кайф делаем, нет - не делаем😅4
  • Ксения СмирноваЮлия, работала до самых родов и продолжаю работать с того дня, как вернулись из роддома)) конечно, если маме надо на работу с 9 до 17, тот какие уж тут развивашки три раза на дню. Ситуации у всех разные. До рождения сына я работала с 9 до 21, после перешла на удалёнку, сменила профиль деятельности и нашла подработки преимущественно без жёстких дедлайнов.5
  • Ксения СмирноваОльга, про "во-первых" ответила выше. А в графике моего времени и не должно быть указано, это же график жизни Елисея, а не мой)) иначе это как на детской площадке вопрос: "ой, а сколько это вам?". Эээ, кому нам? всегда отвечаю: " мне 32, ему - 2.5")). Да, мое время - это дневной сон Елисея + время после отбоя. Его я трачу на работу и на саморазвитие, хобби, отдых. Домашние дела мы делаем с сыном вместе: уборка, готовка. Облегчаю себе быт заморозкой: например, мне проще приготовить сразу 2кг сырников и заморозить их, чем искать время на жарку пару раз в неделю с нуля. За время декрета появилось много лайфхаков бытовых. Если мне нужно куда-то уехать (врач, косметолог, парикмахер, концерт, спектакль, встреча с подругами) или просто побыть дома и посмотреть серию Дома дракона, папа Елисея и моя сестра могут подхватить сына на 3-4 часа раз или два в неделю.11
  • Ольга ИгнатоваКсения, ну, видимо, все родители очень разные. После отбоя дочки единственное, что я была в состоянии делать, это тупить в сериал, максимум книгу. Ни о каких хобби и саморазвитии и, тем более, о работе и речи быть не могло. Мозг вымотан за целый день, там только отключение возможно. Да и столько того времени? Два часа до собственного сна? Что это за работа такая, которую можно сделать за два часа в день? Мы с Юлией выше не о такой нагрузке, конечно, говорим. То, что график Елисея, понятно, но 2хлетний ребёнок не в состоянии самостоятельно заниматься ни одним из пунктов - ни развивашками, ни еду себе положить, ни на прогулку самостоятельно отправиться. Поэтому это график мамы, прежде всего, а уж потом ребёнка. И в каком смысле «занимаемся уборкой вместе»? Что делает ребёнок, когда вы моете пол, чистите ванну? Мне чтобы робот-пылесос запустить, нужно хотя бы одну комнату освободить от игрушек и кусочков пазлов на полу и как-то убедить дочь не разбрасывать сразу же всё снова.18
  • Ксения СмирноваОльга, полностью согласна, что любой опыт нельзя просто "скопировать" и "вставить", слишком много тонкостей, отличий между людьми. Работа моя сейчас связана с копирайтингом, у меня 3 проекта с разной степенью срочности. Самая большая часть - написание образовательных статей и разработка уроков для учебных платформ вроде Фоксфорда. Там нет срочности - есть задача, делай. Но и оплата соответственно только после сдачи материала, так что не в моих интересах затягивать. На примере уборки. У нас двушка с небольшим количеством мебели, игрушки все в прозрачных контейнерах. На полу у нас ничего не валяется, поиграли - убрали, это наше правило с самого маленького возраста. Убираем обычно так: вечером после отбоя Елисея я мою санузел, чтобы сын не дышал бытовой химией, это около 30мин. Утром после завтрака убираю пылесосом ~20мин, сын сидит на диване со своими игрушками. Потом мою полы шваброй, Елисею даю задание протирать пыль, если хочет, если нет - играет как хочет. Насчёт пола он знает,что нельзя бегать, пока не высохнет. Тут наверное дело привычки - он знает, что во время уборки я не могу с ним сильно интерактивить. После уходим гулять, потом когда пообедаем - я домываю кухню. Всё!) понятно, что для генеральной уборки надо больше времени, но для поддержания чистоты мне подходит. Пару раз в неделю запускаю робот пылесос, когда уходим гулять. Ещё раз подчеркну - мы все разные, со своей скоростью, притязаниями и условиями жизни и работы. У меня сильно прокачен тайм менеджмент и самоорганизация, это реально моя очень сильная сторона. Мне в этом помог опыт юности: после школы я поступила на 1 курс двух вузов и получало два высших образования одновременно. На втором курсе пошла работать в школу. При этом были и друзья,и личная жизнь,и поездки, и хобби, и развлечения. У меня не было шансов не научиться выжимать максимум из времени и расставлять приоритеты. Я не из "белопальтовых", у меня тоже есть стороны жизни, которые проседают и постепенно выпадают из моей жизни. В сутках как ни крути всего 24 часа. Я перестала пытаться выполнить все задачи любой ценой, просто выбрала то, что в приоритете на данный момент времени.7
  • Юлия МихайловаКсения, не нашла в графике время на работу. Во время сна ребенка с 13.30-15.00 работаете?0
  • Ксения Смирноваuser2313113, смысл статейки - показать, что можно не водить на развивашки, если не хочешь водить) за чувства окружающих отвечать не могу, а уж тем более внушать чувство вины - упасибоже)) Все мы разные, для всех свои приоритеты и каждый сам лучше знает, как воспитывать своих детей. Мой опыт показывает,что так тоже можно, если хочется 👍14
  • Ксения СмирноваЛилия, этого я наверняка не знаю, детей у меня троих нет) смогла описать лишь свой опыт с одним нормотипичным ребенком. Всегда есть много внешних и внутренних условий, для которых только вы решаете, как расставить приоритеты, чем заняться, а на что просто иногда забить)15
  • Ксения СмирноваВалентина, у меня есть статья про бюджет на ребенка в месяц, там немного подробнее о расходах. По моей иконке автора можно её легко найти. Буду рада, если материал будет полезен, и вы найдете для себя ответы на более конкретные вопросы👍6
  • Ксения СмирноваОксана, отвечу по порядку и постараюсь не растянуть :) 1) я всё делаю сама, у меня нет помощников. Честно говоря,не до конца понимаю, как это "пока мама с ребенком" - я с ним практически 24/7, он живёт со мной🤪 развивашки занимают полчаса в день, неужели для домашних дел это критичный уровень занятости? 2) во время дневного сна и после отбоя Елисея - это мое время. Что делать в это время зависит от наличия сил и расстановки приоритетов. Убираю раз в неделю (ниже в комментариях ответила про уборку), пару раз в неделю запускаю стирку и робот пылесос. Готовлю раз в 3 дня примерно, у меня много домашних заготовок в морозилке. Вообще есть много бытовых лайфхаков с параллельной готовкой или организации хранения вещей. Всего и не напишешь здесь. Пока гуляю с Елисеем, могу вставить в ухо один наушник с аудио книгой, сериалом или видео по моим интересам. 3) математика примерная. Новая книга раз в 7-10 дней - это 3-4 книги в месяц. Чаще всего это книги издательства Феникс ~350₽, в фикс прайсе они могут стоить 199₽. Я не всегда их покупаю сама, что-то дарят родственники и друзья. Игры в среднем покупаю раз в полгода. Ещё раз подчеркну - мы все разные, со своей скоростью, притязаниями и условиями жизни и работы. У меня сильно прокачен тайм менеджмент и самоорганизация, это реально моя очень сильная сторона. Мне в этом помог опыт юности: после школы я поступила на 1 курс двух вузов и получало два высших образования одновременно. На втором курсе пошла работать в школу. При этом были и друзья,и личная жизнь,и поездки, и хобби, и развлечения. У меня не было шансов не научиться выжимать максимум из времени и расставлять приоритеты. Я не из "белопальтовых", у меня тоже есть стороны жизни, которые проседают и постепенно выпадают из моей жизни. В сутках как ни крути всего 24 часа. Я перестала пытаться выполнить все задачи любой ценой, просто выбрала то, что в приоритете на данный момент времени.20
  • kiebaБольшое спасибо за статью, возьму для себя несколько идей! Если выбирать только одну рабочую тетрадь с заданиями, то какую бы могли порекомендовать? Какая показалась наиболее интересной?3
  • Ксения СмирноваЮлия, да, работаю во время сна Елисея и после его отбоя. Ну или когда он уходит гулять с папой/тетей)2
  • Ксения Смирноваkieba, рада,что материал оказался полезным 👍 если говорить о возрасте 2-3 года самой удачной считаю тетрадки Я могу, вот такой серии. Я раньше покупала в фикс прайсе, стоили кажется 199₽.6
  • СветланаТут как повезёт с ребёнком. Мне не давал делать дома вообще ничего. В связи с этим мне пришлось привлекать телевизор, хотя раньше я была очень даже против этого. Вполне не плохо развивается ребёнок. Я бы сказала он по нему даже учится. И может в реальном мире (не плоском) состыковать то, что увидел в телевизоре. Бывало, что я за день только чай с бутербродом попью, потому что ребёнок не отлипал. Поэтому "дозированный телевизор" совсем не зло. Во время сна дела не вариант. Отвратительно спал, пришлось сделать сон на руках, в прямом смысле. Месяцев до 8 спал на руках, кроме ночи. Сам умеет одеваться и раздеваться, но постоянно "мама, помоги".10
  • СветланаКсения, 4 часа 1-2 раза в неделю, это шикардос. Это целый день ща неделю практики. Я терпеть не могу замороженную готовую еду. Очень даже завидую, что вы все успеваете и ребёнок так прекрасно занимается.1
  • user1294300Сама я мама двоих детей и также преподаю робототехнику и программирование. По опыту могу сказать, что самое лучшее развитие для детей это прогулки на свежем воздухе, особенно в лесу, также здорово проводить время на даче. Поэтому когда ко мне подходит мама пятилетки и говорит можно ли уже отдать на занятия по робототехнике, я мягко намекаю, что еще рано, пусть бегают, катаются на велосипедах. Поэтому я всеми руками за физическое развитие дошкольников.4
  • МариВалентина, я покупала ребёнку много развивает, но почти все на авито, либо на маркетплейсах ловила скидки, в итоге потом все перепродавала на авито за ту же стоимость, а то ещё и дороже, чем покупала.3
  • АннаЭто все очень интересно, но морально-волевые качества, имхо, не воспитываются, так как это черта характера, а для дрессировки младенец ещё очень мал. Когда матери это в кайф, все это развитие, это отлично, но у меня просто колупался в песке, скакал по лужам, гремел кастрюлями, полоскал игрушки, если я стирала, копался в фасоли (кстати, не зашло), пытался мыть пол, когда его мыла я, перебирал свои игрушки, сидя в манеже, пока я работала. И по итогу выросло примерно то же самое, что и дети окружающих, которых на развивашки-в бассейн-на занятия с рождения те, кому это нравилось. Тоже экономия, только в моем случае ещё и психики всех участников, особенно матери4
  • Анастасия ЛебедеваКак человек, прошедший похожий путь (сюда еще включить только игры по списку от одного известного нейропсихолога), могу сказать, что вся эта скрупулезная история с развитием больше похожа на материнский невроз, тесно связанный с синдромом отличника. Теоретически, все это наверное пригождается, но ведущую роль в развитии ребёнка играет сюжетно-ролевая игра. Ну и еще обеспечение подходящей среды по Выговскому пожалуй, чтобы были соблюдены принципы зоны ближайшего развити. Все остальное в случае с нейротипичным ребенком (подчеркиваю) - по большей части маркетинговое давление детоцентричного общества. Большую часть вещей, включая мелкую и крупную моторику, ребёнок разовьет в обычной бытовой жизни, если выключен телевизор. В качестве первого примера полезности раннего развития вспоминаются дети Никитиных, прекрасно развитые в детстве, но в целом ставшие абсолютно обычными взрослыми. П.с. Приятным бонусом стало то, что ко второму ребёнку меня стало трясти от одного вида развивашек, я как взрослый человек в какой-то момент взвыла от всего этого, продолжавшегося по меньшей мере 5 лет подряд.4
  • Лиса ПетровнаКсения, ого,вы настоящая Гермиона Грейнджер (это я про учёбу), сильно 👍🏻0
  • Синица в рукахЮлия, когда мама работает что нет такой регулярности и системности конечно как в расписании автора, но есть вечера после работы и выходные. Позаниматься с ребенком это максимум 30-40 минут в день. И то разбитые на несколько промежутков. У нас с сыном почти каждый вечер какая-то развивающая игра, пазл. настолка проскальзывает. И это помимо сюжетной игры сына. На ночь я думаю многие родители детям читают, это классика. Мы успеваем по 3-4 книги почитать. Насчет готовки, я часто зову сына на кухню и пока он сидит за кухонным столом во что-то играет, я стою у плиты. Методика и расписание автора близка к идеальному, в том числе еще потому что ребенку 2,5. Скоро начнется интерес к настоящей сюжетной игре, приправленный кризисом трех лет, и занятий наверняка станет поменьше. Но на своем опыте могу сказать что 4-5 раз в неделю позаниматься с ребенком реально даже работающей маме.1
  • Юлия МихайловаСиница, так пост и не про 4-5 раз в неделю по 30 минут. У меня сыну 2.4, он ходит в детский сад, а я работаю. До садика нужно ехать. Приезжаем домой вечером- поели, помылись и спать0
  • WildhorseКсения, Ксения, ну то есть у вас такой идеальный сын, что, даже вступая в активный познавательный возраст, не пытался перевернуть всë вверх дном, залезть или забраться куда-нибудь, сидит тихонечко рядом или деловито помогает, пока мама рядом чистит картошку, не пытается засунуть куда-нибудь палец или голову, и, скорее всего, конечно, никогда не пытался убежать на улице и исследовать мир самостоятельно и без маминых нравоучений. А ещё практически не капризничает, чаще готов вникать в предлагаемые занятия, чем заняться чем-то ещё, все усваивает, успевает и перегоняет сверстников в развитии.. Вы живете в идеальной вселенной. Идеальная мама + идеальный ребёнок. Где-то за кадром наверняка не менее идеальный муж. Вы просто джекпот в жизни сорвали. Такое ощущение, что я прочитала про жизнь феи, спустившейся к грешным людям и осветившей нас своим великолепным сиянием.. Ох, аж грустно от обычной земной жизни стало))1