В пять-шесть лет ребенку нужно как можно больше играть, чтобы развиваться. Но в школе ждут первоклассника, который уже умеет читать и считать.

Поэтому дошкольный возраст детей — очень ответственный этап в жизни родителей: важно оставить ребенку время для игр и при этом успеть подготовить его к школе.

В этой статье я расскажу, на что обратить внимание при выборе развивающего центра, чему нужно учить дошкольников и каким должен быть педагог, который работает с детьми.

Зачем готовить ребенка к школе

Многим родителям подготовка к школе кажется модным веянием, особенно если их самих не водили ни на какие курсы, но это не помешало успешно учиться в начальной школе.

Но за прошедшие годы многое поменялось. Например, выросли требования к первоклассникам: неподготовленного ребенка в любом случае примут в школу, но ему будет сложнее, чем другим. Помимо того, что ему придется осваивать базу знаний, навыков и умений, нужно будет привыкнуть к новому распорядку дня, научиться воспринимать указания учителя и выполнять инструкции, запоминать большой объем информации, объяснять свои решения. Это мешает усвоить программу и не прибавляет уверенности в себе.

Работающим мамам и папам заниматься с детьми самостоятельно, как правило, некогда — в остаток дня надо успеть хоть немного пообщаться друг с другом и отдохнуть. Да и не все родители знают, как подать материал. От этого дети часто отвлекаются, капризничают и вообще не воспринимают родных как педагогов.

В результате многие выбирают кружки по подготовке к школе. При грамотном подходе на развивающих занятиях дошкольник учится слушать и слышать взрослого, работать в группе и четко отвечать на вопросы, привыкает к дисциплине, созревает интеллектуально, эмоционально и психологически для нового этапа в жизни.

В каком возрасте начать подготовку к школе

Для подготовки к школе нужен минимум год. За это время дети усвоят «правила игры»: есть главный взрослый, есть задания, есть паузы. У них появится представление об учебной дисциплине. Они научатся концентрации, социализируются, вырастут интеллектуально. Педагог успеет заметить, что следует подтянуть.

Но лучше начать подготовку лет с четырех, чтобы успеть получить все те знания и навыки, которые нужны первокласснику. В частности, педагог поможет поставить руку. Часто дети приходят с очень слабыми мышцами руки: дома они не рисуют совсем или раскрашивают фломастерами, что вредит — при таком раскрашивании не надо прилагать усилий. На занятиях дети научатся правильно держать карандаш, им не придется переучиваться.

Что должен знать ребенок к первому классу

Математика, логикаСчитать до 10 в прямом и обратном порядке
Складывать и вычитать в пределах 10
Понимать, что такое «больше», «меньше», «равно»
Знать арифметические знаки и геометрические фигуры
Замечать закономерности
Называть число, предшествующее заданному и следующее за ним
Сравнивать количество предметов в двух группах
Сравнивать предметы по величине, высоте и ширине
Группировать предметы по разным признакам: цвету, форме, размеру
Располагать символы, фигуры в нужной последовательности
ПисьмоПравильно держать карандаш
Рисовать простые геометрические фигуры
Писать крючки, палочки и другие элементы прописных букв
Писать печатными буквами
Знать гласные и согласные звуки
ЧтениеЗнать алфавит
Ассоциировать звуки с соответствующими буквами
Понимать, что такое слоги
Читать по слогам
Отвечать на вопросы и задавать их
Пересказывать небольшой рассказ или знакомую сказку
Составлять рассказ по картинке
Общеучебные знанияЗнать свои имя, фамилию и отчество, возраст, а также имена своих родителей, бабушек и дедушек, братьев, сестер
Называть домашний адрес и город, в котором живет
Различать цвета
Понимать, где «право» и «лево»
Знать названия месяцев и дней недели, а также их последовательность
Различать времена года и части суток
Иметь представление о животном и растительном мире, явлениях природы, профессиях
Уметь классифицировать предметы по их основным признакам
Математика, логикаСчитать до 10 в прямом и обратном порядке
Складывать и вычитать в пределах 10
Понимать, что такое «больше», «меньше», «равно»
Знать арифметические знаки и геометрические фигуры
Замечать закономерности
Называть число, предшествующее заданному и следующее за ним
Сравнивать количество предметов в двух группах
Сравнивать предметы по величине, высоте и ширине
Группировать предметы по разным признакам: цвету, форме, размеру
Располагать символы, фигуры в нужной последовательности
ПисьмоПравильно держать карандаш
Рисовать простые геометрические фигуры
Писать крючки, палочки и другие элементы прописных букв
Писать печатными буквами
Знать гласные и согласные звуки
ЧтениеЗнать алфавит
Ассоциировать звуки с соответствующими буквами
Понимать, что такое слоги
Читать по слогам
Отвечать на вопросы и задавать их
Пересказывать небольшой рассказ или знакомую сказку
Составлять рассказ по картинке
Общеучебные знанияЗнать свои имя, фамилию и отчество, возраст, а также имена своих родителей, бабушек и дедушек, братьев, сестер
Называть домашний адрес и город, в котором живет
Различать цвета
Понимать, где «право» и «лево»
Знать названия месяцев и дней недели, а также их последовательность
Различать времена года и части суток
Иметь представление о животном и растительном мире, явлениях природы, профессиях
Уметь классифицировать предметы по их основным признакам

Кроме того, с педагогом будет лучше развиваться речь. Разговаривать с ребенком дошкольного возраста нужно много, но, опять же, в силу занятости не все родители находят на это время. А речь — это и мышление, и внимание, и понимание окружающего мира, поэтому на занятиях с дошкольниками много устных заданий.

Также за время подготовки педагог развивающего центра оценит физическое развитие. Дети в раннем возрасте должны много двигаться. Если ребенок малоподвижен, ему сложно высидеть даже одно занятие и он то и дело хочет положить голову на стол, чтобы отдохнуть, — в школе будет совсем сложно.

Я сейчас занимаюсь с группой пятилеток, в которых есть такой мальчик. Посоветовала родителям устроить его в спортивную секцию. Он начал тренироваться, и результаты на наших занятиях тоже улучшились: ребенок стал более собранным, внимательным, ему легче писать, и он старается доводить решение задания до конца.

Как выбрать развивающий центр

Выбор развивающих центров сейчас велик, но из-за этого родителям может быть трудно выбрать подходящий. Вот на какие критерии я рекомендую ориентироваться.

Месторасположение. Все только выиграют, если развивающий центр будет рядом с домом. Во-первых, так вы сэкономите время и силы на другие дела. Во-вторых, ребенок познакомится с местными детьми и сможет с ними встречаться не только на занятиях. Дружба — это совместные игры, а игра, как я уже говорила, — это главное занятие для дошкольника.

Бытовые условия. Обратите внимание, заботятся ли в центре о комфорте детей: есть ли вода, удобны ли столы и стулья, хорошее ли освещение в комнате для занятий, носят ли дошкольники сменную обувь. Ребенку должно быть удобно и не жарко.

Здорово, если в учебном помещении есть подушки или коврик для занятий на полу: там можно проводить физминутки и развивающие игры, чтобы дети не сидели все время за столом и как можно больше двигались. Смена письменных, физических, творческих упражнений поможет детям сохранить концентрацию и обеспечит им оптимальную нагрузку.

Загляните в туалет. Раковина должна быть удобной для ребенка. Если она расположена высоко, детям ставят табуреты-ступеньки. Они широкие, устойчивые и вполне безопасные.

Программа. На встрече-знакомстве поговорите с педагогом, попросите показать учебные пособия. Наглядные материалы и тетради должны быть яркими, с крупными строками. В этом возрасте дети еще не умеют писать маленькие цифры и буквы, и так им будет легче. Шрифт тоже должен быть большой и четкий.

Расспросите о программе подготовки. Очень важно развивать все психические процессы: внимание, память, мышление, воображение, речь: учителя часто жалуются, что у первоклассников как будто «каша во рту».

Бывает, что на подготовке к школе детей просто натаскивают, уделяя внимание только счету и чтению. Но такой подход к развитию не поможет легко освоить школьную программу. Детей нужно развивать всесторонне. Даже когда есть явные способности к чему-либо, не игнорируйте остальные стороны развития.

Уделять внимание только математике или только чтению неправильно. Это можно сравнить с походом в спортзал, где тренируют только одну группу мышц, а на остальные не обращают внимание. Первоклассник-математик будет отлично справляться с примерами, логическими задачами, но может испытывать сложности коммуникации, особенно если от природы он застенчивый: на уроках будет зажат, неактивен, начнет волноваться, отвечая у доски. Также у него возможны трудности с тем, чтобы оформить задание на письме, с чтением, с другими предметами, где требуется грамотная развитая речь и общие знания.

Педагог должен быть вежливым, отзывчивым, говорить грамотно, но просто и доходчиво. Если преподаватель эмоционален, это большой плюс. Дети легко отвлекаются, а эмоционально окрашенная речь помогает вовлечь их в тему.

Также он должен быть тактичным с детьми и взрослыми. И грубость, и лесть одинаково неприемлемы. Ошибки ребенка, невнимательность или плохое поведение не повод его ругать и отчитывать. Если педагог явно заискивает или обещает сделать из вашего дошкольника гения за две недели, тоже насторожитесь.

Совсем другое дело — умение мотивировать. После нескольких уроков уже можно понять, хочет ли ребенок заниматься. Если он бежит на занятия, значит, контакт есть.

Конечно, не обо всем можно судить при первой встрече. Сначала, если есть такая возможность, оплатите несколько разовых занятий. Понаблюдайте за тем, как все организовано, как реагируют на занятия дети и как ведут себя с ними педагоги, отметьте плюсы и минусы. Это поможет сделать вывод, надо ли продолжать.

Какими должны быть занятия

Длительность. Для детей четырех лет оптимальны занятия до 40 минут. С пятилетками можно заниматься 45 минут. В шесть лет дошкольники способны работать по 45—50 минут.

Занятия для дошкольников нужно организовывать особенным образом. Оно должно содержать много игровых компонентов, физминутки и пальчиковые игры. Также детям нужна смена деятельности. Без своевременного отдыха мозг перегрузится и ребенок перестанет воспринимать информацию, устанет и даже может отказаться от занятий.

Игровые моменты помогают педагогу увлечь, заинтересовать детей. Поданный в игровой форме материал хорошо воспринимается и запоминается, потому что игра естественна для ребенка. Именно через игру дети каждый день получают представление о мире, приобретают новые навыки и развиваются. Они учатся договариваться, сотрудничать, решать какие-то задачи. Поэтому логично использовать игровой заход, чтобы дать ребенку знания.

А еще когда на занятии есть игровые элементы, ребенок как бы продолжает играть и не ассоциирует обучение с чем-то сложным — значит, не будет бояться урока или лениться.

Вовсе не обязательно устраивать перед детьми представление. Педагогу достаточно время от времени добавлять игровой компонент: вводить каких-то сказочных героев, задания в тетради преподносить в виде сказочного сюжета. Развивающие игры могут быть с цветными карточками или с игрушками.

Мои дошкольники очень любят и ждут такие игры. Перед тем как выложить игру, я прошу закрыть глаза. Дети в предвкушении: что же я сегодня им приготовила? Вот эта интрига здорово их увлекает и мотивирует. Открывают глаза и начинают рассуждать.

Смена деятельности нужна для того, чтобы занятие прошло эффективнее. Дети быстро устают, но если чередовать разные виды активностей, будут постоянно переключаться и все усвоят. Результаты будут лучше.

Я чередую занятия за столом, где мы пишем, рисуем и читаем, и занятия на ковриках — в это время дети могут двигаться как хотят и выполняют какие-нибудь творческие упражнения, отвечают на мои вопросы и рассуждают. Это очень полезно еще и для того, чтобы научиться уважать личное пространство друг друга — не задевать соседа.

Физминутки не только удовлетворяют потребность ребенка в движении, но и развивают память, внимание и мышление, коммуникативные способности ребенка, позволяют расслабиться, снять утомление, переключиться на другую активность.

Я считаю, что одной физминутки для этого возраста мало. Здорово, если педагог делает одну паузу динамичной, а другую спокойной.

Динамическая пауза «За дровами»: рубим сухое дерево

В качестве спортивной паузы интересно, например, задание на пространственное ориентирование: пропрыгать из одного угла комнаты в другой. Выглядит это так:

«Аня, представь, что ты зайка и тебе нужно доскакать до морковки. Сначала сделай два прыжка вперед, потом один влево, один назад и еще три вперед».

Каждому ребенку можно задавать свою траекторию. Так они тренируют внимание и память и — что особенно важно — закрепляют понятия «вправо-влево, вперед-назад».

Для спокойных пауз очень хорошо подходят кинезиологические упражнения. Это когда через движение активизируют работу мозга. Сейчас такие занятия еще называют нейрогимнастикой. Они развивают крупную и мелкую моторику, внимание, речь, межполушарные связи. Считаются профилактикой дислексии и дисграфии — расстройства навыков чтения и письма.

Дети трех-четырех лет с удовольствием играют в «медвежье покачивание». Нужно стоя качаться из стороны в сторону, постепенно подключая руки. Дошкольникам нравится зеркальное рисование — делать на листе бумаги симметричные узоры или фигуры двумя руками одновременно.

Еще одна кинезиологическая игра: левой рукой взять себя за левое ушко, а указательным пальцем правой руки коснуться носа, потом наоборот

Пальчиковая гимнастика. Обязательна на занятиях. Она помогает расслабить мышцы руки после письма. Пальцы и кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, со временем исчезает скованность движений. Все это хорошо влияет на речевое развитие ребенка.

Дети очень любят пальчиковые игры, потому что они интересные, познавательные и даже шуточные.

Пальчиковая гимнастика: дети собирают пальцы в домик, потом делают ежика и соединяют две руки в замок

Чему нужно учить дошкольников

Хорошо, если занятия состоят из сочетания следующих упражнений:

  • подготовки руки к письму;
  • математики;
  • логики и мышления;
  • чтения;
  • развития речи;
  • развития мелкой моторики;
  • развития памяти и внимания;
  • воображения, пространственного мышления;
  • творчества.

Разберем основные.

Подготовка руки к письму. Нужна для того, чтобы ребенок научился правильно и без напряжения держать карандаш в руке, постепенно развивал координацию кисти. Занятие предполагает раскрашивание, написание завитушек, волн, ломаных линий, палочек и крючков — элементов, из которых состоят прописные буквы. Также можно учить дошкольников писать печатными буквами.

Ребенок с хорошо развитой мелкой моторикой, знающий буквы или умеющий читать, быстро освоит прописные буквы в первом классе.

Не советую учить писать прописными буквами до школы, потому что знаю: учителя этого не одобряют. Существует несколько методик обучения письму, и лучше доверить это вашему учителю, чтобы не пришлось переучиваться.

Вот так ребенок должен сидеть во время письма: стол на уровне груди, спина прямая, ноги стоят на полу, левая рука лежит на тетради, а карандаш направлен в верхний левый угол стола

Математика, логика. Для дошкольников это сложение и вычитание в пределах 10, счет в прямом и обратном порядке, знание геометрических фигур, арифметических знаков, понимание понятий «больше», «меньше», «равно». Также ребенок должен называть число, предшествующее заданному и следующее за ним.

Умение считать до 100 к первому классу — это не гарантия успешного обучения ребенка в школе. Компьютеры все чаще и быстрее выполняют за людей механический счет, поэтому важно уделить время также развитию зрительно-моторной координации. Дети должны копировать символы, фигуры и знаки и располагать их в нужной последовательности, по заданной схеме собирать конструкцию из счетных палочек, замечать закономерности. Это говорит о внимательности, умении анализировать и выполнять задания по образцу.

Чтение. Начинается с изучения букв, звуков. Ребенок понимает, что слово состоит из частей, у него появляется представление о том, что некоторые слова звучат похоже, что для них можно подобрать рифмы. Позже переходят к чтению по слогам.

Не стоит волноваться, если ребенок не читает предложениями. Чтение — это сложная, многозадачная работа.

Читая, ребенку нужно:

  • воспринять и различить все буквы;
  • перевести их в звуки;
  • сложить из них слова;
  • представить себе образ предмета или явления;
  • разобрать структуру письменной речи;
  • понять смысл текста.

Для чтения мозг ребенка должен дозреть. Если ребенок протараторил набор слов и потом не смог объяснить, о чем это было, какой в этом толк? Чтение становится механическим воспроизведением звуков. Более того, когда дети спешат, они делают ошибки, и в конечном счете такой подход приводит к безграмотности.

Конечно, если ребенок в пять лет уже читает, может пересказать суть и ему нравится, не надо препятствовать. Но ни в коем случае нельзя читать на скорость. Даже школы уже отказываются от такой практики, а дошкольнику это ничего, кроме вреда, не принесет.

Недавно я оказалась на занятии, где дошкольники читали на скорость. Всем детям, кроме победителя, такой урок принес только разочарование. Значит, этот соревновательный момент не мотивировал детей, а наоборот. Кроме того, пока один ребенок читал, другие не знали, куда себя деть. А скука — тоже не лучшая мотивация к учебе в шесть лет.

Но хуже всего было девочке, которая прочла меньше остальных. Она вышла из кабинета, понурив голову. Педагог заявила маме, что ребенок отстает по чтению. А мама сказала дочери строго: сейчас они придут домой и будут читать. На часах было 19:30.

Я отмечу, что возраст девочки — шесть лет и три месяца. У нее все впереди. Но какое отношение к учебе будет у нее после этого, какую самооценку сформируют взрослые? И почувствовала ли девочка защиту со стороны мамы? А ведь это базовое для ребенка чувство.

Общеучебные задачи. Иногда так случается, что ребенок считает и читает, но у него возникают затруднения с базовыми, элементарными знаниями. Он не может ответить, как назвать детеныша курицы или козы, не помнит дни недели и месяцы, не знает, в каком городе живет и что такое «послезавтра». Составить рассказ по картинке — трудно. Аргументировать свое мнение по какому-то вопросу — тоже проблема.

На общеучебных задачах очень часто проверяют готовность ребенка к школе, тестируют будущих первоклассников: найти лишний предмет в ряду или заметить сходства предметов, сравнить одно с другим, классифицировать. Таких упражнений на каждом занятии у нас несколько.

Творчество, воображение. Хорошо, когда педагог дает возможность детям пофантазировать, порассуждать и как-то проявить свои способности.

Могу с уверенностью сказать, что одни из самых любимых занятий у детей — творческие, где нет правильного ответа. Точнее: где все ответы — правильные. Можно разложить перед детьми карточки с неочевидным сюжетом и какой-нибудь абстракцией и спросить, чем похожи. Или раздать листочки, на которых изображен круг, и попросить дорисовать картину, используя эту фигуру. У кого-то получается жучок, у кого-то — солнце, у кого-то — цветок.

Решения детей часто неочевидные и удивительные. Я проводила эксперимент и проверяла на взрослых: ни один из них не смог так здорово придумать.

На вопрос «Что общего у этих изображений?» взрослые дают предполагаемый заданием ответ: «Цвет». Дети отвечают не шаблонно: «Они все растут», «Они все пьют», «Они все умываются», «Они все живут»

Часто творческие задачи могут помочь с развитием мелкой моторики. И наоборот: пока лепим, вырезаем и раскрашиваем — фантазируем. Безусловно, педагог может включать в занятие какие-то еще упражнения и блоки, которые считает важными и полезными. Я, например, каждый урок с дошкольниками до шести лет заканчиваю сказкой, а детям постарше читаю рассказы и просто интересные книги. Это занимает пять минут нашего занятия. Дети очень ждут этой кульминации и, открыв рты, слушают.

Сказки очень полезны. Они развивают воображение, фантазию и речь. К тому же многие задания из пособий для дошкольников и первоклашек основаны на классических сказках: «Буратино», «Красной Шапочке», «Трех медведей». Дети быстрее включаются, когда видят знакомых героев.

Что должно насторожить родителей

На мой взгляд, есть вещи, на которые не надо закрывать глаза.

Много детей в одном помещении. Если на занятии вы видите 10—20 человек, скорее всего, толку от такой подготовки будет мало. Развивающие центры не должны набирать слишком большие группы. Оптимально — по пять-шесть человек. Если больше, значит, администрация гонится за заработком, пренебрегая качеством.

Слишком продолжительные занятия — по 60 минут — и отсутствие в них пауз. Дети переутомляются, и эффективность падает. У детей можно даже отбить охоту к учебе.

Дублирование программы первого класса. Научить ребенка всему заранее — значит обеспечить ему тоску на уроках. В конце концов ребенок потеряет интерес к учебе. Смысл подготовительных занятий в том, чтобы дать базу, развить все психические функции малыша соответственно возрасту. Это позволит легче освоиться в школе.

Игнорирование ошибок ребенка, который неправильно держит карандаш или сутулится. Педагог должен замечать такие вещи и исправлять их. Физическое развитие не менее важно, чем интеллектуальное, и где как не в малой группе уделять внимание осанке и постановке руки.

Использование пособий с неэтичными картинками, грубыми словами. Я видела тетрадь, где детям предлагали посчитать коров с одним ухом, с двумя ушами, с одним рогом. Научить малышей читать-считать важно, но давайте не забывать о нравственности и культуре. Это не прививается отдельно, это происходит одновременно.

Несдержанность, грубость педагога. Само собой разумеется, что взрослый, который занимается с детьми, не должен делать замечания громко, в грубой форме. Сравнивать детей и отчитывать при всех тоже крайне непрофессионально.

Родителям на заметку

  1. Не старайтесь пройти программу первого класса до школы. Это не сделает ребенка более успешным. Скорее наоборот — демотивирует.
  2. Позаботьтесь о том, чтобы во время подготовки к школе развивались все психические процессы: внимание, память, мышление, воображение, речь. Если ребенок развит всесторонне, новый материал он будет усваивать легко и эффективно.
  3. Отмечайте успехи ребенка. Главная задача перед школой — сформировать мотивацию к учебе.
  4. Если ребенок ходит на подготовку к школе, не всегда имеет смысл заставлять его заниматься еще и дома. Если педагог нашел подход к своим воспитанникам и они без проблем осваивают материал, в домашней работе нет необходимости.
  5. Игра — лучшее занятие для дошкольника. Оставляйте ребенку время для игр и общения со сверстниками. Разговаривайте со своими детьми, выслушивайте их и задавайте им вопросы. А развивающие занятия с хорошим педагогом добавят ребенку уверенности в себе и сформируют нужные навыки для учебы в школе.

Материалы, которые помогут родителям сохранить бюджет и рассудок, — в нашем телеграм-канале @t_dety

Тэги: учеба, дети
Ирина Бубнова
Ирина Бубнова
Надо ли специально готовить ребенка к школе? Поделитесь мнением:
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
0
Анастасия Башкова
23.08, 19:03
Отредактировано

Я думаю, что такие центры – это хороший инструмент плавного и нетравматичного перехода ребёнка из детского сада в школу. И я даже не про то, что ребёнка необходимо уже перед школой напичкать знаниями. Я скорее про психологическую подготовку – малыш в спокойном темпе готовится к школьной дисциплине, необходимости коммуницировать с другими ребятами, да и на уроках в будущем будет чувствовать себя увереннее. Интересная статья, спасибо👍🏻

2
0
Татьяна Весторопская

Я работаю воспитателем в детском саду. На курсах повышения квалификации была лекция от преподавателя или завуча престижной в нашей городе школе. Она по полочкам разложила нам вопрос, нужна ли подготовка перед школой. НЕ НУЖНА. Это полностью коммерческое мероприятие. В детском саду достаточно занятий для подготовки детей к школе. Я не имею ввиду дополнительные платные занятия. Мои выпускники не посещали курсы подготовки к школе. Примерно треть из них учатся на отлично.
Дополнительная подготовка нужна тем детям, у которых есть проблемы в развитии.
Цель этапа дошкольного развития - это игра, и она должна быть достигнута.

1
Игорь Шахбазян
23.08, 14:50
Отредактировано

Татьяна, +1) последняя группа д/c ведь не зря называется "подготовительная". Вот там мальков и готовят к школе.

0
0
Anna

Нда... я и репетиторов в началке не очень понимаю, но нанимать профессионалов для обучения счету в пределах 10, пониманию больше-меньше и чтению для ребенка без особенностей развития?
ИИХО, смысл подготовок только чтобы присмотреться к конкретной школе и учителям, плюс часто это обязательное условие поступления. Или социализация, если у ребенка совсем нет опыта пребывания в коллективе.

0
0
Al Romanova

Очень полезно и интересно написано, спасибо!

0

Сообщество