«Организовали ассортиментный комитет»: 5 необычных способов повысить продажи
Аккаунтов в соцсетях и стандартной рекламы бывает недостаточно, чтобы привлечь клиентов.
Иногда предпринимателям приходится изобретать собственные маркетинговые методы и искать нетипичные каналы продаж. Вспоминаем необычные способы повысить доходы бизнеса, о которых рассказывали наши читатели в 2023 году.
Это истории читателей из Сообщества. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции
Организовать ассортиментный комитет
Бизнес: магазин аксессуаров для дома
Клиенты быстро замечают, если ассортимент не обновляется. Тогда они массово вешают ярлык «там никогда нет ничего нового» и прекращают к вам ходить.
Поэтому опасно бездумно приоритизировать старое и закупать товары только у поставщиков, которые привычны и «ближе к телу». Вместо этого стоит рассматривать всех поставщиков и товары от них и сравнивать как бы с нуля, иначе можно просто пропустить новинки и тренды.
Мы организовали ассортиментный комитет — это не группа людей, а формат мероприятия. В результате собрания принимается решение — вводить или не вводить тот или иной товар в продажу.
В ассортиментных комитетах по разным товарным группам каждый раз принимают участие разные люди, включая некоторых совладельцев. Людей отбирают не по статусу в иерархии предприятия, а по «подходящести» к задаче. Иногда рядовой сотрудник магазина может принести гораздо больше пользы, чем владелец компании, который не в теме.
На комитете не советую использовать вслепую опыт прошлого года, а также принимать скоропалительные решения на чувствах без анализа маржи. Нельзя подавлять статусом голос коллеги ниже рангом, иначе в мероприятии не будет смысла. Важно не отклонять товар только на основе одного фактора — такого как низкая маржа, малые мощности поставщика, недостаточно стильная упаковка и так далее.
Если вы пойдете на поводу у мнимой простоты и маржинальности, замкнетесь на старых поставщиках — у вас начнут деградировать показатели: вначале снизится конверсия на вход в магазин, затем снизятся количество повторных покупок и средний чек, а затем и вовсе просядут продажи. Резкое расширение ассортимента поможет не сильно и не сразу, ведь установка уже пробралась в умы клиентов и выбивать ее оттуда придется годами.
Продавать через партнеров
Бизнес: агентство имейл-маркетинга
Семь лет назад я узнала, что такое имейл-маркетинг. Уволилась с работы, стала сама вести проекты и разрабатывать стратегии. В 2018 году открыла агентство. За пять лет я усвоила урок: делая все самостоятельно, лишаешься возможностей для быстрого роста. Это касается не только делегирования задач сотрудникам, но и продвижения компании, поиска клиентов. Так я открыла для себя партнерские продажи.
Бизнес-партнерство в диджитал-сфере — это взаимовыгодное сотрудничество между двумя неконкурирующими компаниями, которые работают с похожей целевой аудиторией.
Секрет взаимодействия с партнерами в том, что обе компании могут предлагать услуги одному и тому же клиенту, рекомендовать друг друга, и это только усилит оба бизнеса, а зачастую еще и улучшит результат, который получает клиент. При этом не требуется дополнительных вложений. Партнеры просто должны качественно выполнять свои обязательства.
Какими бывают партнерские программы в онлайн-бизнесе:
- Оплата за клики, CPC , — ее предлагают информационные площадки с большим трафиком. Площадка размещает объявление партнера, а он оплачивает не сам баннер, а переходы с него на свой сайт.
- Оплата за показы, CPM , — более сложный для расчета метод, требующий тонкой работы с целевой аудиторией. Оплата идет за демонстрацию объявления пользователю на сайте — неважно, кликнул человек по баннеру или нет.
- Оплата за продажу — вы получаете от партнера персональную ссылку. Клиент, зарегистрировавшийся по ней, числится за вами. Если он платит сервису, вы получаете процент.
- Оплата за действия работает примерно так же, но клиент может ничего не платить. Чтобы вы получили деньги, нужно, чтобы человек совершил то, что нужно вашему партнеру, — например, заполнил форму, посмотрел видео, скачал файл.
- Оплата за консалтинг — партнер передает вам готовый заказ от своего клиента. С клиентом работают менеджеры партнера, оплата приходит на его счет, вам же выплачивается заранее оговоренная сумма. Можно сказать, что в этом случае вашу компанию привлекают на аутсорсинг.
Реферальные программы есть, наверное, у всех сервисов имейл-рассылок, причем условия они предлагают практически одинаковые. Поэтому с каким бы сервисом ни захотел работать клиент, можно получить свой процент.
Второй вариант партнерства для нашей узкоспециализированной компании — диджитал-агентства широкого профиля, предлагающие продвижение «под ключ». Здесь тоже простор для сотрудничества: партнеры делегируют нам задачи по имейл-маркетингу, которые требуют специфических знаний, а мы получаем заказы.
Проводить бесплатные экскурсии для школьников
Бизнес: кинотеатр
В апреле 2022 года стало понятно, что у нашего кинотеатра из-за санкций больше не будет зарубежных фильмов. С нулевой посещаемостью мы сели, как и все кинотеатры в стране, в большую лужу и упали в финансовую яму. Задумались о том, как быть дальше, и остановились на идее придумать новый формат: позвать школьные классы к нам на бесплатную экскурсию. Кинотеатр работает уже больше десяти лет, тысячи людей приходили на сеансы, но только работники кинотеатра знают, как все устроено изнутри.
План такой: показываем проекторные, рассказываем, как правильно выбрать места в зрительном зале, где лучше звук и изображение. Даем потрогать видеокассеты, пленки, современные носители. Как апогей включаем на большом экране первый фильм, который был показан в кинотеатрах, — «Прибытие поезда».
А после экскурсии ребята всем классом остаются на просмотр какого-нибудь мультфильма или фильма, которые в то время мы могли показывать. Еще и кассу в баре кинотеатра делаем на попкорне.
Самый рабочий вариант привлечь школы к сотрудничеству — через комитет образования. Делаем рекламный буклет, который можно разослать по школам почтой или который легко читается в мессенджерах. Приходим в комитет и строим презентацию следующим образом: «Добрый день! У нас для школ города есть отличный способ провести работу по профориентации. Мы предлагаем организованные экскурсии для классов на современное производство. Все рассказываем, показываем, дети сами пробуют изготовить, включить. В конце еще и подарки получают. Все бесплатно!»
Таким образом мы почти два месяца продержали кинотеатр «в нуле». Это была огромная победа с учетом того, какие финансовые потери были у наших коллег из других городов.
Сделать платный бот на основе ChatGPT
Бизнес: ИТ-стартап
В 2021 году мы начали разрабатывать нетворкинг-платформу для нефтегазовой промышленности с уклоном в маркетплейс. На текущий момент мы находимся на стадии первых продаж.
Тема с нейросетями находится на высоком уровне хайпа, поэтому ее просто нельзя обходить стороной — подумали мы в январе 2023 года и в марте сделали чат-помощника на основе ChatGPT. Суть в том, что люди готовы платить за легкий доступ к нейронке.
Вот сама гипотеза: если соединить малоизвестную платформу с многоизвестной нейросеткой, это даст прирост пользователей для платформы и откроет новые возможности в функционале, которые возможно монетизировать. Для проверки гипотезы мы решили использовать API от OpenAI и «Телеграм». Сделали простого бота, прикрутив сбоку платежную систему. На первых порах подключили к нему «Яндекс-директ» и сделали «на коленке» сайт-одностраничник.
На текущий момент у нас есть стабильные платежи общим объемом в 100 тысяч рублей и четыре тысячи пользователей без особых напрягов. Учитывая, что обычно за гипотезы приходится платить, здесь мы получили неплохой бонус.
Открыть шикарный офис
Бизнес: креативная студия
Я сооснователь креативной студии в Воронеже. Мы создаем рекламу, видеоклипы, дизайн и другие визуальные проекты для бизнесов.
Около восьми лет назад наша на тот момент небольшая команда обитала в маленьком офисе, где нас и настиг глобальный финансовый кризис. Это привело к тому, что нам перестали поступать заказы на проекты: у владельцев бизнеса просто не было денег на услуги рекламных агентств.
В конце концов мы обнаружили себя в глубоком минусе: задолжали зарплаты штату и оплату аренды офиса. В какой-то момент меня осенило, что в этой ситуации нужно действовать как-то нетипично, если не сказать «неадекватно». Тогда я поехал в центр Воронежа и нашел огромное помещение. Оно стоило в несколько раз дороже нашего офиса, было полуразрушенным и нуждалось в конкретном ремонте. Я сразу понял: это оно, то самое решение.
Договорился с арендодательницей взять каникулы на те несколько месяцев, что мы будем делать в помещении ремонт. Команде предложил вариант привлечь к ремонту компании, которые согласятся помочь нам с этим за бартер: мы им рекламные услуги, они нам — материалы и мебель. У них тоже не было денег, зато были товар и необходимость зарабатывать, привлекать новых покупателей.
Ремонт нам предстояло делать самостоятельно. За три месяца отгрохали потряснейший офис в центре города, выплатили задолженные деньги команде и нашли много новых клиентов. Все это оказалось возможным благодаря бартерным отношениям и мотивированности команды.
После ремонта и преодоления кризиса многие из компаний-помощников стали нашими постоянными клиентами уже на денежной основе и сотрудничали с нами не один год. Когда рынок снова заработал на полных мощностях, мы были уже на другом уровне, а крутой офис заработал на наш имидж. Посетители спрашивали: «Это что, офис „Эпл“, откуда у вас столько денег?» Приходили все новые и новые заказы, проекты, люди. Мы стали привлекать внимание к нашему офису как к общественному пространству и проводить в нем лекции.