Стоит ли возвращаться из Германии в Россию, чтобы повысить качество жизни?

Стоит ли возвращаться из Германии в Россию, чтобы повысить качество жизни?

Вопрос читателя Т⁠—⁠Ж

225
Этот текст написал читатель в Сообществе Т⁠—⁠Ж. Бережно отредактировано и оформлено по стандартам редакции.

Я из Москвы, мне 31 год, моей девушке 34. Мы граждане РФ, но живем в Германии с постоянным ВНЖ.

Я зарабатываю чистыми 2800 €⁣ (238 571 ₽), девушка — 1700 €⁣ (144 846 ₽). Мы стараемся каждый месяц откладывать по 40% от зарплаты, поэтому живем довольно скромно. Но благодаря такому образу жизни нам удалось накопить небольшие неприкосновенные финансовые подушки.

Камнем преткновения стало планирование ребенка. Девушка не хочет откладывать материнство из-за возможных проблем со здоровьем. Я разделяю ее переживания, но понимаю, что в финансовом плане мы сейчас не можем позволить себе завести детей.

Государство будет выплачивать пособие на ребенка Kindergeld — 219 €⁣ (18 659 ₽) в месяц, но девушка по некоторым причинам потеряет доход. Вдобавок в ближайшее время мне предстоит смена работы: ожидаю снижение дохода до 1800⁠—⁠2000 €⁣ (153 367⁠—⁠170 408 ₽) нетто. На рост доходов в дальнейшем я не рассчитываю.

В Германии 2200 €⁣ (187 448 ₽) для семьи из трех человек — это недалеко от черты бедности.

Это режим жесткой экономии, поэтому можно забыть о накоплениях и инвестициях, а уж тем более о путешествиях, покупке квартиры или автомобиля. К тому же многое в Германии нам не нравится: культура и язык, высокие цены на жилье, технологическая отсталость, дорогой и некачественный сервис, отношение к русским. Поэтому мы рассматриваем вариант с возвращением в Москву.

Подскажите, стоит ли нам возвращаться в Россию? С одной стороны, в Москве не придется тратиться на аренду жилья: у родителей девушки есть небольшая квартира, которую они сдают. Я смогу претендовать на работу с зарплатой 70 000 ₽. В абсолютном выражении это в два раза меньше, чем в Германии, но цены в России ниже. Через некоторое время девушка тоже выйдет на работу, и кажется, что уровень жизни будет выше, а знакомая обстановка — приятнее.

С другой стороны, в жизни в Германии есть свои плюсы. Например, местами неплохая медицина или возможность недорого путешествовать по странам Евросоюза без заморочек с визами. К тому же с момента нашего отъезда из России прошло уже достаточно времени и весь негатив забылся.

Решение ответственное, поскольку через полгода после выезда мы оба потеряем постоянные виды на жительство, а будущий ребенок уже не сможет претендовать на второе гражданство.


Редакция
Переехали в другую страну, а потом вернулись на родину? Расскажите, что пошло не так:
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
0

Делайте ребенка, получайте на него гражданство и переезжайте в Москву. Вернуться всегда успеете, немцы не забирают у дтей гражданство Вырастет поедет учится в EU.

98
Герой статьи

08.09.21, 10:33

Равиль, спасибо за мнение. Теперь кажется, что потерпеть до получения паспорта ребенком и сразу уехать - лучший вариант.

31

Дмитрий, как долго вы прожили в Германии? Чтобы ребёнок при рождении получил гражданство, вы должны прожить тут на момент его рождения не менее 8 лет.

5
Герой статьи

09.09.21, 15:17

Sol, знаю об этом требовании спасибо. 8 лет еще нет, но к моменту предполагаемого рождения наберется.

13

Равиль, по-моему тогда уж лучше в Германии оставаться жить с ребёнком. Он вырастет в этой среде, ему будет легче адаптироваться там.

17

Равиль, Согласен, лучший вариант.
70 тыс. на троих в Москве - это, конечно, мало, даже несмотря на то, что не нужно снимать жилье.

2

Равиль, а разве Германия дает гражданство, всем рождённым на ее территории?

0

Alexandra, дают гражданство детям тех, у кого есть постоянный вид на жительство (не путать с временным).

0
0

Мне кажется, что 70000 в Москве - это ну просто очень мало на семью (не знаю, конечно, что есть 2200 на семью в Германии).
Мне кажется, при переезде Вы потеряете больше, чем приобретете.
Что думает Ваша девушка?
При прочих равных я бы предпочла рожать в Германии, там более, если есть опасения по здоровью.

66
Герой статьи

08.09.21, 16:35

Морская, согласен, что 70 000 в Москве - это мало. Но и 2200 не настоящие, ведь 1000 сразу улетит на аренду, 500 на еду, 150 на проезд, 50 на страховки. Остается 500 евро в месяц на одежду, развлечения, отдых, путешествия, накопления на троих человек.

Тут уже 70 000р в Москве кажется не таким плохим вариантом. Наверное вы правы насчет родов в Германии, но с другой стороны я смогу оплатить роды в хорошей клинике в Москве из сбережений. Поэтому этот аргумент не настолько важен.

Девушка тоже в ступоре. С одной стороны часики тикают, а с другой хорошего выхода из ситуации не наблюдается. Есть вариант отказаться от идеи завести детей, но сейчас это "план Б".

7

Дмитрий, если есть возможность (сейчас с ковидом конечно не знаю, есть ли), слетайте в Москву на недельку, в отпуск, проходите по магазинам, посмотрите на цены, в принципе по городу проходите, посмотрите, как вам (с той же доступной средой для прогулки с коляской такое себе). Мне почему-то кажется, у Вас немного идеализированное представление, наверно Вы уехали давно и негатив подстерся из памяти.
И ещё момент, когда вы приедете и заселитесь в квартиру, принадлежащую родителям девушки, вы окажетесь в зависимом положении, подумайте и об этом тоже.

57

Дмитрий, в Москве цены на продукты, рестораны и развлечения никак не ниже цен во многих городах Германии. 70 тыс сущие копейки для 3-х человек. Качество жизни ухудшится. Лучше задуматься об увеличении квалификации и/или поиска хорошей работы в Германии, в том числе и вашей девушке.

28

Дмитрий, а в мск сколько останется после оплаты коммуналки, проездных продуктов, еды, подгузников, вещей для малыша? тысяч 10?? ))) на них один раз в кабак сходить ножки обмыть и привет.. 500 йоро остающихся в немчурии более солидная сумма даже с учетом цен.. можно в польшу/чехию венгрию съездить на несколько дней не сильно ограничивая себя, учитывая что на другой чаше весов разовые посиделки в кабаке, по мне выбор очевиден

18

Дмитрий, в чем проблема тратить накопления во время ухода за ребенком?

2

Морская, не знаю что такое 70 в Москве, но в Германии 2200 на 3 нижний предел. Уже можно идти про датации на аренду квартиры простт

0
0

Дмитрий. Я бы повременил с переездом.
Про гражданство ребёнка Вы уже сами написали. 70 тысяч рублей очень маленькая зарплата для специалиста в Москве. Нет смысла переезжать на такие деньги, если только нет перспектив быстрого роста. Бесплатные роды в Москве, как мне кажется, будут хуже организованы, чем бесплатные роды в Германии. В московских садика сложновато с яслями. Там, где ходили мы, группа с 2.5 лет сокращённого дня. Без помощи родных девушка сможет реально пойти на работу лет после трех.
Германия из России до сих пор представляется социальным государством. Что будет, если Вы не найдёте или потеряете работу в Москве? Пособие по безработице у нас только на хлеб и воду. А если серьёзно заболеете? В Москве лечить будут, но жить будет не на что. В Германии есть хоть какая то надежда на помощь государства, у нас только на накопления и родственников.

Ещё один момент. Вы предполагаете использовать квартиру тёщи с тестем. Сейчас она им приносит доход, с вами он обнулится. Если они к вам хорошо относятся и готовы потерять деньги, почему бы просто не попросить их отправлять дочке в Германию доход с этой квартиры? Это поддержит вашу семью в трудный период.

57
Герой статьи

08.09.21, 16:45

Андрей, спасибо за развернутый ответ.

Вы правы насчет бесплатных родов, но я смогу оплатить платные роды в Москве. Ситуация с яслями и детскими садами в Германии также не очень. Это дополнительная статья расходов, и объективно девушка сможет выйти на работу также только после 2.5-3 лет.

Что касается социальной помощи, тут есть подводные камни. Да, есть пособия для родителей и детей, которые, к сожалению ситуацию не спасают.

Да, есть пособие по безработице (которое ALG I) составляет примерно 65% от предыдущей ЗП сроком максимум на год. Но рассчитывать на него я бы не стал.

Идею с экспроприацией арендной платы рассматривали, но надеемся, что до этого не дойдет :)

6

06.10.21, 08:39

Отредактировано

Дмитрий, не понимаю, почему все москвичи помешаны на платных родах. Сама родила двоих в Москве абсолютно бесплатно. Отношение ко всем практически одинаковое, платные роды просто предоставляют отдельную палату. Ну два-три дня можно потерпеть и в одной палате с соседкой полежать. Зато тыщ 150 минимум сэкономите. Плюс имейте в виду, что как ребенок часто болеет в саду и женщина не сможет сразу выйти на работу на полный день, если у вас не будет помощников или няни

9

Галина, Это президент посорился? Вы в своём уме?! Лучше Путина ничего не было и не будет! Молитесь на него. Мы 26дет в Германии и собираемся назад. После того что еб....запад сейчас творит вместе с Хохлами. Вчера узнали что уже 2 семьи,коллеги мужа продают здесь дома и назад в Россию. Сейчас и немцы отсюда будут уезжать. Большинство немцев за Россию и никто этого всего не хочет. Европа показала своё лицо в виде наших политиков это просто продажные твари.

0

Valeria, полностью с Вами согласна. Мы тоже в Германии 20 лет и собираемся продать дом и уехать в Россию. Хохлы обнаглели до предела, государство Германии все только им, я осталась безработной и социал мне с дочкой насчитал 380 евро, при этом я должна с этих денег заплатить за электричество, и отопление. Я уже не говорю о страховка и телефонах. А хохлам полностью все оплачивают, а они только сидят и жалуются как им бедным плохо.

0

Valeria, кажется, вы не знакомы с нашими правилами: https://journal.tinkoff.ru/comments-rules/. Обратите внимание на третий пункт

0
0

Политические и экономические риски в Москве значительно выше, чем в Германии. Президент поссорился со всеми странами, санкции, антисанкции, располагаемые доходы падают 7 лет подряд. Плюс вы отнимите у родителей доход и придется как-то это компенсировать. Дивите в Германии, получайте гражданство, а дальше, как получится. 70 тыр в Москве это копейки.

53

Арсений,

0

Арсений,

0

Арсений,

0
0

В вашем посте внимание привлекают не цифры, а тот факт, что за 8 лет вы с девушкой не интегрировались в немецкую действительность: культура и язык не нравятся, на социальную систему, не рассчитываeте, з/п скачет непонятным образом. Это не хорошо и не плохо, но превращает ситуацию в характерный для многих переселенцев “чемодан без ручки”: новая страна не нравится, но начать в России заново слишком рискованно. Вопрос: зачем насиловать себя и будущего ребёнка? Ведь с таким исходником у родителей у него уже с детства будут весьма ограниченные социальные шансы. Рожать детей стоит в той стране, где родители чувствуют себя комфортно и передают это ощущение детям.
(Возвращалась в Москву после нескольких лет жизни в Германии Сейчас вновь живу в Германии)

49

Hedonist, Не знаю, существует ли еще этот чат, т.к. прошло 3 года, но попробую: я в Германии 26 (!!!)лет и до сих пор тянет в Россию! Но, как Вы правильно сказали, боюсь риска, слишком много стоит на кону. Здесь мне хорошо материально (одна воспитываю 9-и летнего сына-мы отлично справляемся, имею работу, квартиру, машину), но живу как робот-душа и мысли на Родине, т.е. в России. Там мне будет тяжело найти работу, которая нас обеспечит (по моим рассчетам надо зарабатывать мин. 150 тыс., чтоб хватало на съём квартиры, питание, одежду себе и ребенкку и прочие растраты). По моей професии я там ничего не найду (работаю в гос-учреждении, т.е. с немецкими законами). Единственным вариантом было бы переводы (русско-немецкий), но на этом 150 тыс. не заработать.
Меня заинтересовал Ваш комментарий: Вы вернулись в Россию и теперь опять в Германии, почему? Всё оказалось в России всё же не так радужно или по "своим" обстоятельствам? Заранее благодарю за ответ....

1

Hedonist, здравствуйте, почему Вы вернулись обратно в Германию?

0
0

с 70К руб в Мск с ребенком и неработающей женой, ты точно так же будешь около черты бедности.. в чем профит от переезда?
жена пойдет работать через некоторое время только в мск? а в немчурии ей регилия не позволяет этого сделать или что?
И зачем непременно перед рождением ребенка менять работу со снижением з/п на 800 йоро, тем более без перспективы роста з/п??
зацепился там - радуйся..

39
Герой статьи

08.09.21, 19:46

Летящий, рад бы радоваться, да поводов что-то нет.

После переезда есть вариант девушке устроиться на работу. 70+70 уже получше.

Менять работу обязательно, жирный контрак закончится. А девушке тут работать мешает специфическая специальность и отсутсвие немецкого. Текущую работу нашли чудом и не на немцев, но там из декрета ждать не будут.

0
0

Что 2200 евро в Германии, что 70000 рублей в Москве как бы недалеко от бедности в любом случае.

Прошу прощения, но может вам лучше решить проблему с доходами или попробовать сходить к психологу и разобраться со страхами?

33
0

Не понятно, с какой стати девушка потеряет доход после родов. Mutterschutz никто не отменял, уволить её в принципе не могут. Даже если она сама с работы уйдет, платить Elterngeld ей всё равно будут, ведь она до родов работала, так что ваши расчёты не верны.

Вообще, много неясностей. Опишите, пожалуйста, кем именно вы работаете? Ещё не понятно, почему планируете сменить работу на такую, где платят меньше, чем сейчас. Может, стоит просто поискать работу, где платят больше, чем на нынешней?

32
0

Ну такой себе план - забрать у родителей девушки доход от аренды (то есть минимум 40к) и за счет этого рассчитывать на повышение своего уровня жизни в Москве

30

Дмитрий, в перекрестке дороже сем в лидл раза в полтора. И нет европейских продуктов как класса, ибо антисанкции. Вместо них подделки и откровенное хрючево. После германии вас ждет вкусовой шок.

30
0

После возращения в Россию в маленькую квартиру девушки, в течении короткого промежутка времени вас ожидает развод , алименты и по долгам алиментным вы будете не выездной.

27

Дмитрий, с собственно с отсутствий знаний немецкого и надо было начинать. И странно про это читать, при условии что у вас нет, как понимаю, подтвержденного Германией высшего образования, да и по зарплате понятно - вы не блюкартник. А это значит что вас должны было отправить на интеграционные курсы и вы обязаны были учить язык, иначе и ВНЖ могут не продлить, по какой причине не учили?! А со знанием немецкого можно и ВУЗ немецкий закончить, всего то 3 года заочки, к примеру Хагенский универ.

25
0

Потом будете всю жизнь ребенку вспоминать, что он вам жизнь испортил. С другой стороны, зачем жить в стране, если не нравится?

23

Дмитрий, я про страх не завести ребенка позже :) Я также живу в ЕС и знаю огромное количество местных девушек, которые после 35 особо не торопятся.

Хотя меня больше всего настораживает этот момент: "Многое в Германии нам не нравится: культура и язык, дорогое жилье, технологическая отсталость, дорогой и некачественный сервис, отношение к русским." Может и правда лучше вернуться.

23

Дмитрий, что мешает им помогать этими 450 евро пока вы в Германии?

23
0

Судя по коментам, автор уже все решил.
Ему все советуют оставаться в германии, пробиваться там, а он упорно всем доказывает, что в России им будет лучше.
Вопрос был задан - чтобы получить восторженные ответы - БЕГИТЕ В РОССИЮ, ВАС ТУТ ОЧЕНЬ ЖДУТ, ТУТ ВЫ БУДЕТЕ КОРОЛИ - так?
70 тыс в Москве на двоих с маленьким ребенком - это еда, комуналка и расходы на ребенка. Всё. И даже этого хватать особо не будет. Вернетесь, будете жить, примерно как и в Германии, только в России.

23

Дмитрий, ребёнка, сказали же)

22
0

Все советы уже посоветовали - дам нестандартный
Заморозьте яицеклетки и живите спокойно дальше))

22
0

это в германии отсталые технологии и культура?как говорила одна актриса вы, братцы, просто зажрались.я когда бываю в германии тащу оттуда свёрла,отвёртки,инструмент,шоколад настоящий.да много чего....

20
0

У Вас приличный список того, что не нравится в Германии, с таким можно уезжать и без денежных проблем.

На 70тыс втроём в Москве не сильно хуже, чем на 2200 в Германии. Я бы ни за что не вернулся. Тут тоже высокие цены на недвижимость, не любят людей и вообще агрессивное общество. Да и в целом, Россию и Германию сравнивать сложно. Первой невозможно тягаться с точки зрения жизненного комфорта.

20

Дмитрий, вы не представляете цен и не учитываете расходов на младенца.
Проще жать в гермении и тратить сбережения пару лет, пока девушка в декрете.

19

Дмитрий, скажем так, в Перекрестке есть разные продукты, нужно смотреть и выбирать...
но там выше пишут про 20000 на еду в месяц на троих, я честно не знаю, как это получается, у меня на двоих-то не получается :)))
в России тоже есть например "Азбука вкуса", там есть цены, оторванные от реальности.
До ковида я часто сравнивала цены в супермаркетах в РФ и в Европе, и не помню большой разницы в пользу РФ. Да, есть какие-то продукты, которые могут быть дороже, но это реально несколько продуктов, а остальное в среднем плюс-минус одинаково выходит с учетом курса.

18
0
Герой

05.10.21, 14:34

Отредактировано

« но цены в России ниже»
У вас какие-то устаревшие сведения о ценах в РФ
Что касается еды и одежды, то цены один в один с западной европой, при несравнимом выборе и качестве
Будете долго привыкать к российской пальмухе, либо искать каких-то частных поставщиков нужных вам продуктов, но это дорого и муторно

Дешевле выйдут только частные услуги, но при этом качество этих услуг никто не гарантируют, даже если вышли на человека по знакомству

17

Дмитрий, в бытовом плане качественные продукты питания в России весьма недешевы например

16

Дмитрий, памперсы и смеси, коляски одежда новая каждый месяц ребенку, кроватка, игрушки. 30 разлетится легко.

16

Дмитрий, как вы умудрились за столько лет не выучить немецкий вообще? Может с этого начать? Обычно за полгода начинают говорить на близких к русскому языках и за год-полтора на неблизких.

14

Вот что еще мы писали по этой теме

Сообщество