Сколько стоил ваш переезд за границу?

Год назад я собирала вещи в Москве, так как мы с мужем решили следующий год пожить в Тбилиси.
Я не считала, во сколько нам может обойтись это приключение. Казалось, что выйдет немного, да и деньги были не главным фактором при принятии решения. Спустя год мне понятно, что в Грузии я дальше жить не хочу, а куда отправиться дальше — вопрос открытый. Как ведущая подкаста «План Б» я в течение года присматривалась к разным странам, но так пока и не нашла идеального для себя варианта.
При этом я уже отношусь к переездам серьезно: кажется, что любое телодвижение будет стоить около тысячи долларов. Мы собираемся уезжать из Грузии на зимовку в Таиланд, билеты туда — тысяча, обратно, будем надеться, тоже. Приличное жилье, если иметь дело только с краткосрочной арендой, — тоже тысяча. Привезти собак с собой — тысяча. А из Таиланда нам наверняка захочется поехать куда-то еще!
Ретроспективно я посчитала, сколько стоил наш переезд из Москвы в Тбилиси. Вот какие у меня получились категории трат:
- Сбор, отправка и хранение вещей — 74 000 ₽, или почти 1000 $ по курсу 1 $ = 75 ₽.
- Подготовка квартиры к сдаче — почти 150 000 ₽ (2000 $).
- Билеты — 61 000 ₽ (около 800 $).
- Документы — 12 000 ₽ (160 $).
- Перевозка собаки — 16 500 ₽ (220 $).
- Жилье — 750 000 ₽ (10 000 $).
Итого, если не считать аренду жилья и доделки в своей квартире, я потратила 370 000 ₽, или около 5000 $. Какое-то время мы жили в квартирах с Airbnb, все они были хуже нашей московской, плюс мы пару раз платили за несколько месяцев вперед. Поэтому я считаю на максималках, учитывая траты на жилье, — 1 073 500 ₽, или около 14 000 $.
Суммы довольно большие, ведь это переезд в соседнюю Грузию — даже границу я пересекала на маршрутке. Моему соведущему Илье переезд в Европу обошелся дешевле — подробно мы разбираем наши расходы в новом выпуске подкаста. И обсуждаем с финансовым консультантом, как вообще грамотно спланировать бюджет на это. Кажется, что, как ни считай, траты будут всегда индивидуальными и переезд в Турцию может оказаться дороже переезда в США.
Если вы когда-нибудь переезжали жить за границу, расскажите, сколько на это потратили. Из чего складывались эти траты? На чем удалось сэкономить? Какие траты были неожиданными или даже неприятными?
18.11, 16:18
Ну суммы которые нужны могут различаться на пару порядков в зависимости от массы обстоятельств.
Но вот что хотелось бы отметить - после переезда нужно быть готовым к снижению уровня жизни... Ну где-то на год... У вас не будет хреновой тучи вещей, которые обычно на прежнем месте жительства пылятся годами. Ну не знаю - понадобится вам молоток - уверяю вас мало кто везёт с тобой молоток при переезде... И вот понадобилось... Идете в магазин и покупаете косметику евро за 50. И уже потом на каждом этапе шоу вам будут попадаться молотки поскромнее, за десятку... А через год другой вы может узнаёт, что и покупать не надо было - можно ненадолго взять бесплатно. И так везде и во всем, у вас вырастет ценник за продукты, вы будете пользоваться нафиг никому не нужными сервисами, вы будете часто и небюджетно ездить на родину.. но потом все придет в норму .. как у всех
18.11, 18:33
Alexey, про инструменты в точку!
Молоток уже купил )))
Правда недорого.
Хотя я с собой привез плоскогубцы, шестигранники, отвертки на первое время.
Как-то сломал ребенок кровать, нужно было подклеить древесину.
Купил в магазину струбцину, склеил доски, а потом струбцину сдал обратно в магазин: раз мы заграницей, то надо пользоваться и плюшками, когда товар возвращается без вопросов.
Как-то общался с канадцами, они мне поведали, что их ребенок всю жизнь играет в компьютерную приставку бесплатно: покупают в магазине, где в качестве рекламы срок возврата товара без вопросов 90 дней, через 89 дней возвращают и покупают заново. Пылесос покупают чисто для генеральной уборки и сдают, типа не понравился. Так что уровень жизни может и повыситься )
22.11, 13:10
John, я что-то не понимаю в примере с ребенком и приставкой. Вот купили приставку, через 89 дней вернули обратно, получили деньги, и на них же купили новую. В итоге деньги все равно у продавца, а приставка у ребенка. Просто на один день все ненадолго меняется наоборот. Где же тут бесплатно?
22.11, 13:37
Nagibator, тут плюс в том, что можно менять на более новую модель, но сам метод лично мне не нравится
22.11, 15:16
Nagibator, ну когда-нибудь ребенок вырастет, вернут в последний раз и больше не купят
18.11, 19:34
John, ооо, мой муж рыдает горючими слезами от одних мыслей об оставленных дома инструментах :) мы там дом построили, инструментов было очень много, хороших. Только пневмомолотков 3 штуки под разные виды работ :)))
Тут купил наборчики отверток и так, по-мелочи. Шуруповерт, правда, из дома притащил, когда мотался за машиной и хоть каким-то вещами после переезда уже в голландию. Эх...
30.11, 02:34
John, ахаха 😹 бесстыжие
18.11, 19:34
Alexey, это точно. Но со временем все устаканивается.
23.11, 15:04
Alexey, моя жизнь абсолютно точно потеряла в качестве с точки зрения быта — так как я перебрала и собрала в одиночку все вещи из квартиры, поэтому у нас запрет на покупку новых)) и если в Москве у нас была большая полноразмерная терка, то теперь мы все трем на крошечной 🤡
24.11, 20:15
Мария,
Ну вы знаете... Тбилиси... Я не знаю на что вы рассчитывали честно говоря - по факту вам придется опираться только на источники дохода за пределами страны проживания и... Как бы помягче - жить на условиях временного проживания. Хотя конечно все в ваших руках
24.11, 20:18
Alexey, боюсь, что опираться на источники дохода за пределами страны проживания мне придется при переезде в большинство стран! Но я думаю это и не страшно, я уже давно работаю удаленно
25.11, 05:48
Мария,
Ну я тоже работаю удаленно - живу в Финляндии, а работаю удаленно "в Испании" - в смысле нынешний клиент у меня там. Второй правда в Финляндии - же. Но суть не в этом, а в том, что при любых условиях мои доходы никак не привязаны к РФ, гражданам РФ, финансовой системе РФ, а с точки зрения места проживания мои доходы полностью прозрачны для местных властей, и местной системы социального обеспечения (и.е. я имею статус постоянного резидента, полноценно пользуюсь системой соцздрава, страховкой от безработицы и системой пенсионного обеспечения).
Цифровой кочевник, кем вы по факту являетесь априори пребывает в любой стране временно и именно как временный резидент рассматривается местными властями. Пока вы достаточно молоды, вам возможно это даже в кайф, но в более старшем возрасте вам потребуется медицинская помощь (даже если вы здоровы), вы задумайтесь на какие шиши вы будете жить после 65 лет, рано или поздно вы попадете в ситуацию, когда ваши доходы по той или иной причине сократятся, пусть и временно, и/или резко возрастут расходы, а рассчитывать вы сможете лишь на себя.
Это я не к тому, что все это плохо - вам возможно и хорошо. Я просто про различия в статусах - ваше финансовое положение крайне уязвимо со многих точек зрения
24.11, 18:27
Alexey, после переезда нужно быть готовым к снижению уровня жизни... Ну где-то навсегда.
24.11, 18:34
Чёрный,
Где-то и без переезда нужно быть готовым, причем тоже навсегда
18.11, 20:38
Zhuzha, "куча культуры" это вы мощно ввернули))
20.11, 06:31
Pavel, слушайте, ну свои кошки явно ближе, чем незнакомые люди. автор не миллиардер наверное, всех спасти не сможет
18.11, 10:19
На самом деле, многое зависит еще и от условий переезда. Если вас релоцирует работодатель, то он оплачивает очень многое, включая дорогу для собак и контейнер с барахлом (если таковой имеется). Но в любом случае, на новом месте пока обживешься, тоже потратишь нормально денег. Опять же аренда и прочее: дома ты жил себе и жил, а тут все сначала начинать
18.11, 13:44
Татьяна, меня релоцировал работодатель, но никих контейнеров с барахлом нам не оплачивали, и даже авиабилеты за свой счет. Что оплатили, так это проживание на первый месяц и юридическое сопровождение (а это тоже не копейки). Ну и небольшая материальная компенсация, приблизительно равная одной зарплате на прежнем месте.
По поводу начинать на новом месте - в этом в общем-то и весь интерес. Мироощущение, как будто вернулся в молодость.
18.11, 14:19
John, от работодателя зависит. У нас спрашивали, сколько мебели и прочего перевозить, сколько животных и прочего. Но поскольку релоцировались мы из турции, куда приехали с двумя чемоданами, а животных не было, то агентство по релокации выдохнуло и очень обрадовалось, что гемороя не будет:)))
А так оплатили все документы, перелет, жилье первый месяц, фирму, которая организовывала весь процесс переезда и фирму, которая помогала найти жилье уже на месте. Единственное условие было, что муж не имел право по собственной инициативе увольняться в течение 2 лет (если бы решил, то там в зависимости от срока работы мы должны бы им были вернуть деньги за переезж). Но у них самих было сокращение, долг списали и ещё компенсацию в 5 зп выдали итого. Единственное, стресс, конечно был, тк тогда очень много айтишников без работы осталось и было страшно, вдруг не найдет работу, но нашел быстро :)
18.11, 14:48
Татьяна, вам повезло с работодателем. Я тоже работаю не последней компании, однако бюджета на релокацию, чтобы конейнеры перевозить просто не было.
А в какой стране вы сейчас живете?
18.11, 22:40
John, мне тоже оплатили перевоз вещей и котов, плюс проживание на первый месяц и 10к евро подъёмных, которые не облагались налогом
20.11, 03:41
John, так вы, насколько я помню, на local terms. а если экспатом, то больше плюшек. ну и от компании зависит конечно
20.11, 09:53
дырка, понятие экспат - это не юридическое понятие.
да, конечно, я на local terms, однако процесс релокации был от компании, а не я сам по себе переехал.
В теории в нашей компании тоже бывают и контейнеры, и большие подъемные. Однако, это все касается разовых персональных историй, а не такой аврал как в прошлом году.
18.11, 15:06
John, в нидерландах
19.11, 09:29
Татьяна, согласен, все зависит от работодателя. У нас все было очень легко и с минимумом геморроя + отдельный бюджет на перевоз барахла
19.11, 09:48
Roman, мы, когда в турцию ехали, нам так же работодатель мужа оплатил перелет и 6 месяцев аренды (правда лимит был 800 долларов в месяц). Билеты тогда золотыми были+летели первым классом (других не было, но оно и к лучшему, тк маршрут прямо перед вылетом был изменен и время почти удвоилось, а у нас ребенок годовалый был и в экономе было бы на много тяжелее, а так полет очень хорошо и комфортно прошел). Они, правда, очень хотели нас на филиппинах видеть, там плюшек вообще очень много предлагалось (включая арендованные для сотрудников дома с уборщицами и нянями 🙈)+подъемных около 20 тысяч долларов, но нам на филиппины было нельзя по личным причинам, поэтому поехали в турцию, а оттуда начали искать способ перебраться в европу (подходило только несколько стран, поэтому искали целенаправленно)
19.11, 07:29
Pavel, им еще надо платить за обучение, за еду, за жилье. Это немного больше $1500.
А почему именно студентов?
18.11, 21:29
Я в начале 2023 года вооружилась бутылкой вина и посчитала траты на переезд. Надо было джин брать.
Билеты, 3 перелета двух человек Спб-Дубай. Возвращались за кошками в Петербург, поэтому три перелета. ₽390к.
Перевозка трех кошек с чипированием, титрами на антитела, оформлением документов, и перелетом в карго ~$5500. Основная сумма пришлась на билеты, $1500 за один хвост.
Аренда квартиры на год ~$25000. И депозит $1400. И это мы успели до подъема цен, сейчас хотят $40-45к за такую же квартиру.
Оформление рабочих виз на двоих $700 на два года.
Покупка мебели, бытовой техники, двух мониторов и еще 1000 мелочей от ложек до плоскогубцев в Икее еще ~$5500 в 3-4 поездки.
После оценки ущерба на вопрос «куда после Дубая» отвечаю, что с места не сдвинусь, пока диван не протрется и мебель не истлеет.
23.11, 15:07
Гусь, жму вам руку за то, что не боитесь посмотреть потраченным деньгам в лицо!)
22.11, 13:54
Гусь, вот это понимаю, правильный выбор [я про джин и вино]. Кстати, если вздумалось вдруг съехать раньше срока, остаток вернут?
23.11, 18:20
PAIII, там смотря когда съедешь, точно есть процедура возврата части средств, но я не пользовалась.
20.11, 09:14
Pavel, а вы чего не вывезли? У вас какие приоритеты? Ну или хотя бы жить их к себе подселите, помогите людям.
19.11, 08:36
Pavel, спасибо, что ответили. У молодежи все-таки есть супер силы - энергия и время. Денег и опыта обычно нет, но от этого даже куража больше.
Про приют - это смотря где. В Петербурге дороже даже открытие, не говоря об операционке. Помогала когда-то стихийному приюту в деревне, вот там все дешевле. Дом и пристройки уже есть. Операционные расходы были $500 в месяц.
А про расходы - бывают глаза на лоб лезут, кто на что деньги тратит.
Вот фонд «Продвижение» на коляски деньги собирает. Семье в провинции с ребенком-колясочником 250к рублей за коляску неподъемно. А кому-то это - цена отпуска на выходные.
А для бюджета РФ - вообще пшик. Но вот вопрос приоритетов.
18.11, 10:52
Переезд в Германию мне обошёлся в следующую сумму:
- Аренда комнаты в студенческой общаге - €229
- Залог за комнату - €400
- Билет в один конец - 12 к рублей
- Виза - €75
В общем-то, очень экономно
19.11, 14:06
Evgenia, ловко вы умолчали о порядка 12 тысячах евро, что у вас должны были заморозить для студенческой визы.
19.11, 13:04
Все по разному, я думаю. Мой переезд в 2005 стоил рабочей визы и билета из Москвы где-то евро 300-350, моих волнений и надежд. Залог за квартиру и мед страховку оплатил работодатель Kpmg. В кармане были 5т евро,часть из которых я заняла у родителей и которые маман уже через месяц начала требовать назад. Ок, были моменты и холода и голода, пока не научилась жить в новой стране. Но если в 25 этого не попробовать, потом будет почти не возможно. До 2010-2012 думала, может не надо было, но после поняла, что должна благодарить my personal Jesus и себя саму. А уж с 2022 и не нарадуюсь
18.11, 19:27
John, ну если ты должен предоплату сразу за несколько месяцев внести, значит у тебя должны быть эти деньги налом, что может оказаться проблемой, тк суммы не маленькие выходят
19.11, 10:59
Pavel, для студентов есть овер дофига программ реальных и хороших.
18.11, 12:02
Мы тоже жили в Грузии полгода, приехали туда еще через несколько стран, было потрачено прилично, больше 10 тысяч долларов. В целом не жалею об этом опыте, но мы вернулись, т.к. другие варианты вроде Турции, Кипра, Армении, Сербии нас не устраивали с мужем.
На самом деле, после классной московской жизни ( Москва не Россия), оч тяжело адаптироваться и жить по таким ценам в странах, где качество жизни для тебя хуже. Для себя лично решила, что я бы хотела попробовать уехать в Штаты (но не через мексиканскую границу) или в Европу, но у мужа нет пока такой возможности с работой.
Просто ради интереса считала Нидерланды, там очень дорого и ползарплаты за аренду отдавать…
18.11, 13:53
Девушка, любопытно, почему в Грузии жить ок, а в Армении или Турции - нет?
По мне - это одно и тоже по сути
20.11, 11:04
Evgenia, на кого вы учитесь в Германии, если не понимаете принципа скрытых издержек в их наипростейшем виде?
18.11, 12:34
Вчера было два месяца, как я понаехала в ЕС. Посчитать стоимость переезда пока не хватало духа, попробую сделать это, используя категории Марии:
— билеты на самолет Turkish Airlines на меня одну — 59 773 рубля;
— документы — 6487 рублей (виза, доверенность, больше не пришло в голову);
— перевозка кота — 234 евро за билеты на самолет, 1071 рубль за документы в СББЖ, 1869 рублей за мягкую переноску для самолета (но предыдущую пластиковую продали за 2000 на авито), 425 рублей за шлейку. Можно записать на кота еще 729 рублей на такси для поездки в СББЖ. Вакцинацию не считаю, делали бы в любом случае, чип и паспорт коту сделали в приюте, где он жил когда-то;
— жилье — 7650 евро за шесть месяцев аренды + залог + комиссия риелтора. 371,7 ушло за два месяца на покупки для дома и проведение интернета в съемную квартиру;
— сбор, отправка и хранение вещей — 723 600 рублей за кладовку в нашем ЖК, где я оставила все вещи;
— подготовка квартиры к сдаче — 31 500 перетяжка подранного котом дивана, около 33 130 на небольшой ремонт и покупку мелочей перед сдачей.
Не стала бы экономить на билетах и перевозке кота. Из моих трат в первую очередь можно было бы отказаться от покупки кладовки, но мне не хотелось раскидывать вещи по родственникам или отвозить их куда-то на арендуемый склад. Предполагается, что кладовку также смогут использовать мои родители для своих вещей.
Найти аренду дешевле можно было бы, но у меня было ограниченное время и мне не хотелось таскаться с котом по квартирам с Airbnb. Поэтому как только я получила первое одобрение от лендлорда, я прекратила поиски.
20.11, 12:15
Evgenia, Ещё как относятся если без них не переехать
18.11, 17:19
Татьяна, Франция. Надо понимать, что так тут не везде. Я видела и смотрела варианты, где надо было заплатить месяц + залог. Но почти везде требовалось хорошее досье — в идеале длительный рабочий с французским работодателем, гарант (местный человек с очень хорошей зарплатой, который сможет за вас поручиться), ваши налоговые уведомления, счета, доказывающие, что вы вовремя платите... У меня всего этого не было, зато были отягощающие обстоятельства — кот и только две недели на поиски. Поэтому заплатила сразу шесть месяцев наличкой. Скажу честно — было страшно, что меня кинут) но все закончилось хорошо.
19.11, 11:16
Я переезжала в 2015 году на учебу в Германию. Получается, около 12 тысяч евро мне дали родители, так как я не получила стипендию с первого семестра, но решила, что раз поступила, надо ехать, а там разберемся. Этих денег хватило на билеты, оформление документов (переводы и нотариальные заверения), визу (там надо было иметь определенную сумму на счету, без нее не дали бы учебную визу в Германию) и несколько месяцев жизни до того, как я освоилась и нашла подработку. На второй год учебы выбила стипендию и тогда общего дохода начало хватать на жизнь, больше мне деньги родители не переводили. Если бы была стипендия, разумеется, изначальные расходы бы уменьшились втрое, наверное.
18.11, 21:11
Sergey, У нас просто разные смыслы в понятии расходы на эмиграцию. Для меня вывалить 2к евро депозита за несколько месяцев нифига не типичная ситуация, поэтому для себя буду непременно включать в стоимость переезда, как и все сопутствующие траты при обустройстве на новом месте, и такой же информацией делюсь с теми, кто у меня об этом спрашивает, потому что это не маленькая статья расходов, которая не возникла бы во время обычного путешествия.
19.11, 09:40
Sergey, во многих странах контракт на аренду придется оплатить на квартал/полгода/год вперед, плюс залог и комиссия брокера, плюс мебель, посуда, мелкая и не очень бытовая техника. Понимание таких первоначальных затрат и нюансов критично при планировании бюджета на переезд.
19.11, 20:18
У нашей семьи не такие огромные возможности, поэтому была выбрана Сербия
- билеты на 3 - 108тыс.руб
-аренда жилья 370евро мес + (депозит за 1 мес)
- внж по учебе на курсах сербского + пошлины+страховки - 2тыс евро
-мелочевка в квартиру - 500евро
-пересылка скарба из РФ - 300евро
19.11, 20:53
Zhuzha, в Голланию потом в на север Италии