«Убрала бы гендерное разделение на уроках труда»: что стоит изменить в школьной программе
С 2022 года в российских школах начнут учить финансовой грамотности.
А в перспективе в школьную программу также предлагают включить ПДД, военную подготовку и секспросвет. Читатели Т—Ж рассказали, какие предметы, по их мнению, достойны того, чтобы оказаться в образовательной программе, а от чего лучше навсегда избавиться.
✅ Курсы про здоровье, налоги и законы
❌ Технология и физкультура
Технологию в нынешнем виде убрать к чертям. Физкультуру можно оставить, если без оценок и нормативов, а лучше включить ее в общий курс про здоровье: рассказывать про доказательную медицину, про то, почему не работают гомеопатия и фуфломицины и по какой причине от прививок не отрастают хвост, рога и чипы.
Сильно переработать курс литературы — с упором на то, чтобы научить понимать художественные произведения и то, как работает литература в культурном и историческом контексте, сильнее разнообразить программу. А также курс истории — с упором на работу с источниками. И обществознания — вот сюда я бы как раз добавила финансовую грамотность, экономику и основы политологии. И еще про то, как работает налогообложение в РФ и других странах, и про законы, и про гражданско-правовые отношения.
✅ Зарубежная литература и эксперименты
❌ Гендерное разделение на уроках труда
Ввела бы основы логики и критического мышления. И зарубежную литературу, чтобы понимать культурные основы остального мира.
Плюс увеличила бы экспериментальную часть по физике и химии и переработала все учебники, чтобы там были реальные примеры из повседневной жизни. А то математику все изучали, но посчитать, сколько рулонов обоев нужно на комнату или сколько будет на депозите через пять лет, не все могут.
Еще бы убрала гендерное разделение на уроках труда. Пусть готовить, пришивать пуговицы и забивать гвозди учатся все вместе. Я, кстати, не считаю эти уроки бесполезными. Они хорошо помогают переключить внимание после интеллектуально нагруженных предметов.
Финансовая грамотность — это реально несколько уроков из курса обществознания. Основные принципы за это время дать можно. Но что там изучать по 40 минут раз в неделю в течение нескольких лет? Тем более подросткам, которым недоступны эти инструменты? Они будут эту финансовую грамотность изучать по принципу «зазубрил — сдал — забыл».
Финансовая грамотность усваивается в семье, к сожалению. Осознанно поменять усвоенное можно только тогда, когда есть и материал, и методы для работы, то есть когда появляются деньги и заработок. Здесь бы создать хорошие интерактивные обучающие курсы и распространять материалы бесплатно среди взрослых, вплоть до выдачи памяток в банках и ссылок на курсы с портала госуслуг. На первых этапах можно про это из каждого утюга вещать. Так больше взрослых научатся обращаться с деньгами осознанно и больше детей переймут эту модель из семьи.
✅ Экология и медицина
❌ Музыка и религиозное воспитание
Добавила бы в программу экологию — но не про пищевые цепочки, а именно про современные экологические проблемы. Люди должны научиться не только их решать, но и выстраивать правильные отношения с окружающей средой. Иначе загнемся скоро.
Нужно больше тем, связанных со здоровьем человека. Особенно необходимо говорить про важность вакцинации, иначе антипрививочники скоро заполонят всю страну.
Убрать музыку и рисование как обязательные предметы, многие и так ходят на кружки или в специальные школы. Отдельные лучи ненависти современным урокам физкультуры, которые в основном калечат детей и уж точно не делают здоровее. Ну и, конечно, убрать уроки православия. Школа — светское учреждение.
✅ Политическая грамотность и разделение программы на уровни по сложности
❌ Большая нагрузка и репетиторы
Оставила бы половину от программы по большинству предметов, чтобы дети могли окончить школу без репетиторов и учиться с удовольствием, а не с утра до ночи вместо жизни. Разделила бы программу по каждому предмету на простую, нормальную и сложную и дала бы детям выбор. Знания потом можно восполнить — а вот здоровье так легко не восстановишь.
Нужно больше предметов, основанных на современной жизни: например, адекватное объяснение нашей политической системы, чтобы ребенок знал, кто за что отвечает, кто сейчас у него муниципальный представитель и что именно входит в его обязанности. Надо объяснять, как писать резюме и рекомендательные письма.
И, главное, учить преподавателей преподавать, нормально обращаться с учениками и управлять классом без крика, ора и издевательств. Я четыре с половиной года училась в Канаде, и там система образования работала именно так. За все время я ни разу не слышала, чтобы учитель повысил голос или публично унизил кого-то из учеников. Зато там выгоняли из школы в 16 лет. Если со всем справляешься и с дисциплиной нет проблем, учись хоть до 22, переучивайся и бери новые предметы. А если школа словно лишняя в твоей жизни — пожалуйста, дверь там.
✅ Спортивные секции и курс логики
❌ Достоевский и обществознание
Преобразовала бы жалкое обществознание, где целый год проходят, что такое общество, в нормальную теорию государства и права. Не помешал бы и курс логики, медленно перетекающий в алгоритмы. Еще включила бы в программу отдельный курс с головоломками и задачками на сообразительность.
Сделала бы так, чтобы вид спорта для уроков физкультуры можно было выбирать из нескольких секций, хотя бы из пяти. Хочешь — бегай, хочешь — играй в сквош со стенкой, хочешь — в командные игры.
Из литературы лучше убрать Толстого с Достоевским и заменить на зарубежную классику. Она идеалистическая, увлекательная и хорошо бы зашла молодым людям до 17 лет. В 30, к сожалению, ее читать уже поздновато, а вот Достоевского — в самый раз.
Все воспитательные дисциплины из школы я бы тоже убрала — это задача семьи. Финансовая грамотность в принципе не нужна, если в шестом классе нормально преподается математика. Школа сама по себе обязана развивать грамотность и критический ум. А из этого уже вытекает финансовая, юридическая, политическая, компьютерная грамотность и многое другое.
✅ Техники обучения и факультативы
❌ Оценки по ИЗО и устаревшая программа ОБЖ
Считаю, что надо добавить предмет, где учат учиться, — это главный навык в современном мире. Техники запоминания, работа с текстом и источниками информации, поиск в интернете, структурирование знаний, выделение главного, мотивация, профориентация. Сейчас эти навыки вырабатываются методом «бросания в воду» — авось кто-то выплывет.
Желательно добавить возможность факультативов по выбору — вот тут должно выстрелить дистанционное образование. Даже если только один ребенок в школе выберет факультатив или если школа сельская и нет соответствующих учителей.
И лучше убрать оценки по «полезнейшим» предметам вроде ИЗО, труда и физкультуры — оставить зачеты. Полностью поменять программу по ОБЖ — изучать опасности, вероятность которых намного выше ядерной: буллинг, криминал, финансовые пирамиды, насилие в семье, зависимости.
А еще хорошо бы отвлечь психолога от бумажек и «явить» его детям — либо опять-таки обеспечить возможность дистанционного консультирования.
✅ Экономика и психология
❌ Углубленные математика и химия
В программу надо добавить экономику — хотя бы ее основы, чтобы у людей не возникало вопросов в духе: «А почему государство не может напечатать много денег, чтобы всем хватило?» И психологию с учетом возрастных особенностей. Ольга Хухлаева, например, написала прекрасные учебники по психологии для средней школы, я считаю, их стоит ввести в программу.
Лучше убрать лишнюю математику, сократить химию. Пусть школьники не будут знать синусы, косинусы и тангенсы и остановятся на уровне квадратных и кубических уравнений — зато в них дети будут разбираться намного лучше, чем сейчас. А остальное оставить для уровня вузов.
Ну и по мелочи: добавить в программу сексуальное образование, чтобы школьники хотя бы понимали, что от секса бывают дети, и не думали, что презерватив не помогает, так как сперматозоид меньше, чем поры в латексе. Крепче связать историю и биологию с современным миром. Рассказать, например, почему возвратный гортанный нерв — доказательство происхождения млекопитающих от рыб, или о том, что каждый из нас с некоторой долей вероятности потомок Чингисхана. Тогда это станет интересно, будет запоминаться и усваиваться.
✅ Курс по этике
❌ Патриотическое воспитание
Сейчас вводят какие-то совсем уж мрачные предметы. Параллельно с русским языком и литературой появились родной язык и родная литература. И, прости господи, патриотическое воспитание! Мединский вот ездит по школам, рассказывает про злой «Гугл» и русские корни. Плакаты по школам развешивают, где рассказывают, что плохие девочки и мальчики занимаются сексом, а хорошие — нет. Эти марши в военной форме на все праздники подряд. Сначала необходимо от всей этой трухи избавиться, а потом думать, что добавить позитивного.
Вообще, сильно не хватает предмета, на котором рассказывали бы про этику: об уважении и заботе друг о друге, важности человеческой жизни, созидании.
✅ Финансовая грамотность и сектоведение
❌ Объем произведений на уроках литературы
Нужна финансовая грамотность и экономическая безопасность. Надо научиться сопоставлять свои доходы и расходы, минимально пользоваться кредитами и избегать пирамид и прочей халявы. И, конечно, нужно рассказывать про безопасность в интернете.
Еще, мне кажется, нужно, как ни странно, ввести в школах сектоведение. Чтобы хотя бы немного знать про секты, их финансирование, методы привлечения, психологическое воздействие и последствия пребывания в секте. Тут же про магов, чародеев и прочих мошенников.
А вот объем произведений литературы лучше сократить и заменить часть из них на более современную классику.
✅ Современные методики преподавания языков
❌ Устаревшие программы по естественным наукам
Стоит полностью поменять программу по химии и физике. Нынешняя система направлена на то, чтобы делать из людей работников заводов. Детям в 21 веке не обязательно знать, как работает завод по добыче серной кислоты.
Иностранный язык преподается по грамматико-переводному методу, подобно мертвому латинскому или древнегреческому. В зарубежных школах уже давно применяют коммуникативный метод.