20.05.20
7K
38

За и против: стоит ли переводить детей на семейное обучение?

Аргументы читателей Т⁠—⁠Ж

За и против: стоит ли переводить детей на семейное обучение?

По данным «Российской газеты», более 12 тысяч детей в России учатся в формате семейного обучения. Они не прикреплены к школам: ответственность за их учебный процесс полностью лежит на родителях.

Мнения читателей Т⁠—⁠Ж разделились. Одни готовы отправиться в прошлое, чтобы перевестись на семейное обучение и не тратить время на ненавистные предметы, другие убеждены, что школа — это не только знания, но и общение со сверстниками. Т⁠—⁠Ж собрал главные аргументы сторон в одном материале.

👍 За: система школьного образования не отвечает запросам времени

Andrey Zharkevitch считает, что система образования нуждается в реформе

Мой старший ребенок уже разделался со школьным обучением, это был ад. Младшему 14 лет, и я не могу искренне ответить на его вопросы по поводу смысла некоторых школьных предметов. Особенно когда он изучает с помощью интернета все, что считает важным, причем более глубоко и комплексно, чем в школе.

Есть, конечно, и исключения: у кого-то дети хорошо вписались в школьную систему и/или им повезло со школой и учителями. Но качество обучения не должно быть результатом лотереи и зависеть от того, попались ли вам хорошие одноклассники, которые не мешают учиться, понравились ли вы и ваш ребенок учителю, знает ли преподаватель свой предмет и может ли научить ему. Систему обучения нужно менять и адаптировать к реалиям времени, а не ретроградствовать, пытаясь вернуть «лучшие в мире советские учебники». Проблема в том, что это требует времени и ресурсов, а дети растут, не дожидаясь окончания реформ.

По поводу социализации детей я разделяю мнение Олега Макаренко. Он пишет, что школа дает ребенку опыт жизни в коллективе тюремного типа, из которого нельзя уйти. Такой опыт может пригодиться в тюрьме или в армии, но не в реальной жизни, где нет надсмотрщиков. Важно же не оградить детей от самостоятельного решения проблем, а сохранить в них веру в людей и дать им возможность получать удовольствие от процесса обучения. И не научить вместо этого общаться с отморозками и давать сдачи.

Общение у детей сейчас в основном виртуальное — это просто реальность, которую нужно принять. Младший постоянно общается в интернете и делает совместные проекты с ребятами не только из России, но и из других стран. Да, он сидит за компьютером, но я уверен, что в итоге от этого толку будет больше, чем если бы он «социализировался» на улице.

👎 Против: реальные уроки эффективнее виртуальных занятий

Сергей Шестаков верит в силу личных занятий

Я преподаю в вузе, но иногда провожу в школах углубленные занятия для олимпиадников. Мне непонятна схема обучения «не требуйте повторить в третий и четвертый раз, вам будет доступна запись». Ну запись, и что? Ее вообще можно получить бесплатно: на «Ютубе» тысячи роликов с разнообразным изложением любого материала. Так же можно и учебник почитать.

Это все не то. Во время занятия я могу увидеть, что студент чего-то не понимает, остаться с ним после пары на перерыв и объяснить ему иначе. Могу вызвать его к доске и заставить самостоятельно решать задачи. А могу подключить к обсуждению одногруппников, которые помогут с возникающими вопросами, чтобы был не монолог, а диалог. Но ничего из этого нельзя сделать дистанционно, а если бы было можно, то моих коллег не «выписывали» бы в школы и детские образовательные лагеря для проведения занятий. Ведь есть «Скайп» или просто «запись занятия».

👍 За: квалификация некоторых учителей оставляет желать лучшего

Olga Egorova разочаровалась в образовательной системе

Компания, в которой я работаю, продает учебное оборудование, поэтому мне приходится быть на связи со школами. После такого количества общения с учителями, директорами и прочими сотрудниками, включая завхозов, контрактных управляющих и секретарей, я полностью разочаровалась в образовательной системе. Хочется верить в лучшее, но я не понимаю, чему может научить ребенка преподаватель, который сам не умеет грамотно писать и корректно формулировать вопросы, а также не обладает хоть какими-то навыками этичного общения.

Каждый день на работе я сталкиваюсь с ситуацией, когда кто-то из учителей пишет, например, вместо «комплект по физике» — «комплект по физики». Раз в день кто-нибудь звонит и начинает панибратствовать, обращаясь ко мне «Оль, ну сделай нам КП», как будто я их ученица-пятиклашка. Сообщения в почте — из разряда «в какую цену у вас дозиметр»: ни здрасьте, ни до свидания, ни подписи, ни знаков препинания. О том, в каком виде мне отправляют вордовские документы и письма по электронной почте, я вообще молчу. Могли хотя бы научиться оформлять договоры, но нет: то пробелы вместо структурированной таблицы, то шрифты разные, то грамматические ошибки.

Чему могут научить детей люди, которые сами не умеют хотя бы просто нормально общаться? Я не говорю, что все учителя такие, и не хочу задевать действительно толковых людей. Но за шесть месяцев я поняла, что не хотела бы доверять таким людям учить ребенка (пусть у меня его еще и нет).

👎 Против: не каждый родитель сможет самостоятельно обучить ребенка

Natalia Isakova считает, что не каждый справится с семейным обучением

Семейное обучение подходит тем, кто сидит дома, работает удаленно или в свободном графике, что позволяет родителю быть в курсе, чем заняты дети. Но нужно понимать, что такое обучение обойдется дороже, чем обычная государственная школа, а контроль за ребенком займет тонну личного времени.

Если вы горите самостоятельными занятиями с ребенком — тогда вперед. Но если у вас работы по самое горло, вы уходите в офис в 8 утра и возвращаетесь в 7 вечера (или позже), то задумайтесь, чем все это время будут заниматься дети и какой результат даст такое обучение.

Любая учеба — это труд. Не обольщайтесь, но даже самые дисциплинированные дети рано или поздно начинают халтурить и искать лазейки, чтобы не делать задание, а смотреть мультики или играть в игры на компьютере. Если вы реально думаете, что ребенок будет каждый день, как робот, самостоятельно выполнять задания на нужном сайте, то вы очень наивны.

Даже взрослых тяжело заставить учиться самостоятельно: все мы любим прокрастинацию. Но их хотя бы мотивирует осознание того, для чего они учатся. Для детей же далекое «успешное будущее» — просто абстракция, которую они не понимают. Поэтому со взрослыми дистанционное онлайн-образование работает, а с детьми возникают проблемы.

👍 За: ребенок может уделять больше времени предметам, которые ему интересны

Niki Fedorov убежден, что у ребенка должен быть выбор

Самый большой плюс семейного обучения — осознанный выбор предметов и меньше ненавистного «надо». Школьная программа — это вообще отдельная история. Безусловно, должны быть обязательные предметы вроде русского языка, математики, физики, географии. Но музыка, ИЗО и физкультура — по выбору.

Зачем мне было тратить время на физкультуру, бегать стометровки за какие-то секунды, прыгать через козла и метать мячи? Я и так занимался в спортивной секции, и мне это нравилось. То же самое с музыкой и ИЗО: если у ребенка нет к этим предметам интереса, зачем его заставлять? Еще и оценки ставить, ухудшая общую успеваемость. Можно долго рассуждать, что и зачем нужно и не нужно школьнику, но я считаю, что у человека должен быть выбор.

Не могу не упомянуть школьную программу по литературе. Меня сейчас, конечно, проклянут вундеркинды, которые с «Войной и миром» разделались, как только научились читать, но глупо требовать от пятнадцатилетнего школьника прочесть и понять бессмертный труд Федора Михайловича «Преступление и наказание». Да еще и сопровождая проверку знаний тестами из серии «В какой руке был топор, когда Раскольников убивал старуху?». Я прочел это произведение осознанно и с удовольствием только на последних курсах института. И это относится ко многим книгам из школьной программы. Возможно, когда ее составляли, дети были умнее и раньше взрослели, но надо исходить из сегодняшних реалий.

👎 Против: школа не только дает знания, но и учит жизни

Виталий Зверев не хочет лишать детей дискотеки

Если у вас есть 300 тысяч рублей в год на обучение, отдельная комната для ребенка и вы готовы к тому, что большую часть времени он будет проводить вне социума, пялясь в экран и выполняя задания, — то, конечно, такая форма обучения подойдет.

Понимаю, что уровень образования в наших школах плачевен и печален, но мы и сами в них ходили. Весь кайф был, если помните, не в самом обучении, а в общении в классе. Школа позволяет учиться, развиваться, влюбляться. Она учит жизни и ставит в конфликтные ситуации, которые надо уметь разрешать. Какими вырастут дети, если родители ограничивают их круг общения, пытаясь защитить от возможных проблем?

Считаю, что если и выбирать обучение, то тогда уж в частной школе, если не хотите идти в государственную. Но никак не онлайн. А как же дискотеки, которых ждали школьники? А как же Машку за косичку дернуть и портфель ее донести? Зачем лишать детей этого? Вырастет общество неженок, у которых в голове куча знаний, а применить их они не смогут.

👍 За: в школе ребенок может попасть в токсичную среду

Анжела Савицкая прошла огонь, воду и медные трубы

Я ходила в обычную школу. Из-за специфики работы родителя и частых переездов пришлось сменить пять или шесть учреждений. Даже вуз пришлось менять по той же причине.

В школе училась в девяностых — нулевых и, поверьте на слово, прошла огонь, воду и медные трубы. По идее я должна быть максимально адаптирована к социуму, закалена как солдат в армии и прошарена как заключенный. Но ничего, кроме психологических травм, мне это не принесло.

Не поймите неправильно: школы были обычные, не коррекционные. И я была не аутистом-социопатом, а среднестатистической школьницей из хорошей полноценной семьи. Но особенности моей личности, характера, воспитания и опыта в сочетании со школьным общением не взрастили во мне аса коммуникации. Так что ходить в школу только ради так называемой социализации и формирования «правильных» навыков общения для жизни — не лучший аргумент.

👎 Против: в будущем у ребенка могут возникнуть проблемы с социализацией

Елизавета Кедровская убеждена, что детям нужно реальное общение

Для меня обучение на дому обернулось проблемами с социализацией в университете. Только к началу второго семестра я научилась нормально общаться с одногруппниками. Со взрослыми было легко: учителя приходили на дом и у меня получалось производить на них правильное впечатление. Но как и что говорить сверстникам, я не понимала. Хотя у меня уже был интернет, и я общалась на форумах и в чатах.

Мне кажется, такое обучение — хорошая вещь, если есть все условия для реального, а не виртуального общения со сверстниками. Как и возможность узнать, что общество полно не совсем адекватных личностей, чтобы научиться правильно вести себя с ними.


Анна Докучаева
Столкнулись с переходом школы на дистанционное обучение во время пандемии? Делитесь впечатлениями:

Да, пусть всех учат терпеть, сперва всякое дерьмо в школе, потом в вузе, потом на работе) И ещё глобально терпеть все, что делает государство. Это, видимо, у многих называется школой жизни)
Я не против школы как таковой, вот у меня, несмотря на глухую провинцию, была отличная школа, с очень сильными учителями, но это реально как повезёт. По-хорошему, главное, чему нужно учить детей - это то что всегда должен быть выбор. Выбор интересных предметов, выбор интересной профессии, выбор места для жизни.
А готовить к жизни тюремного типа - тогда потом не надо жаловаться, как все плохо вокруг и как никто ничего не делает.

40

"А как же Машку за косичку дернуть"
Ммм, мальчики должны в школе с младых лет учиться применять насилие к девочкам.
Девочек надо учить в ответ дергать за яйца, да посильнее

17

я считаю что домашнее обучение как у европейской аристократии (с гувернерами и пр.) это лучший выбор. но для этого нужны деньги и очень много денег. большой вопрос насколько верхушка среднего класса может потянуть такое или хотя бы компенсировать это онлайн-обучением. наверное поэтому я собираюсь заводить детей только если разбогатею

11

Alex, европейских аристократов вообще-то посылали в закрытые школы.

2

"коллектив тюремного типа", батюшки светы. это что ж за школы такие

моя дочь (7 кл) со второй недели дистанционного обучения мечтает о том времени, когда уже можно будет нормально ходить в школу. скучает по одноклассникам (они все эти годы учатся одним составом), по учителям-предметникам, отдельно мечтает наконец-то пообщаться вживую с классным руководителем, она у нас замечательная.

я хотела и всерьёз думала со след года перевести её в Фоксфорд, мы попробовали в апреле (бесплатно даже, была какая-то акция у них на волне этого всего) и она (дочь) четко сказала - нет, мне так не нравится. в школе классно, я там всех люблю и меня любят, там кружки и секции (всё бесплатно, замечу в скобках как родитель) я хочу скорее обратно в гимназию, не хочу учиться в интернете.

так что нам коронавирус в этом смысле помог определиться, прости господи ))

10

Муха, думаю, в таких случаях стоит руководствоваться принципом не нужно ломать то, что не сломано, если со школой повезло - просто порадуйтесь за себя) А дополнительные нужные знания всегда можно получить факультативно.

20

Мы уже 2 класса на семейном обучении закончили. В школе не подходит программа и демотивирующее отношение учителей.

8

Мария, вопрос только насколько сложно и как справляетесь и вы и ребенок. Своего думаю перевести. Ну не тянет без помощи самостоятельно. Не все талантлевы в учёбе. И как организационно получилось и получается?

2

Короче все аргументы «против» основаны только на социализации, зачем препода из универа сюда приплели не пойму, школа и универ - две разные концепции образования. Нет социализации - клуб по интересам - отличное решение. Я не фанат домашнего обучения, но если нынешняя система образования не соответствует реалиям, то еще пару лет, и выбора не будет.

4

Дистанционное обучение открыло нам глаза. Ребенок 3 года просто посещал школу, а не учился. Как я поняла, учитель выполнял задания за детей, когда им было что-то не понятно, а не учил, как сделать это самостоятельно. В дневнике ни одной тройки, а в голове пустота. Наняли репетитора на всё лето. Думаем о том, чтобы забрать ребенка из школы.

4

Всё-таки, переводить лучше не на домашнее самостоятельное обучение, а на дистанционное обучение, как это происходит сейчас во время самоизоляции. Есть прикрепление к школе, есть обязательная программа и дополнительное обучение. Конечно, заниматься контактными видами спорта (да и любыми другими), а также всякими танцами, лучше в оффлайне с группой, так как должна присутствовать соревновательная (конкурентная) часть.

Надеюсь, опыт самоизоляции, откроет новое направление дистанционного обучения. Скорее всего, это должны быть специализированные аккредитованные школы, либо отдельный штат преподавателей в обычных школах.

3

Самое главное не семейность или школьность, а возможность выбирать программу и варианты формы обучения, отказаться от идиотизма и бюрократии госсистемы. От усредненности и бесчеловечности. Это сегодня вполне можно сделать, и разными способами.

2

Моя дочь (15 лет) уже второй год находится на семейном обучении и я думаю , что мы и дальше продолжим обучение по данной системе. В этом году мы закончили 9 класс. Я считаю, что данный вид обучения подходит только усидчивым, любознательным и Самодисциплинированным детям. Проблему я вижу только в аттестации (мы выбрали 2 раза в год) со стороны школы, к которой мы прикрепились для ее сдачи. Школы не финансируют по данному виду обучения, а учителям надо дать дать примерные вопросы , что будут при аттестации (темы рефератов) . Провести консультацию перед экзаменом, принять экзамен и так далее.

2

И там, и там есть свои плюсы и минусы. Думаю и в школу ходить нужно, и самообразованием заниматься...

0
УЧЕБНИК

Как улучшить жизнь с помощью «Экселя»

Узнайте из нашего курса, как таблицы помогут планировать бюджет, считать расходы и структурировать бытовые дела. Даже если с «Экселем» на вы.
  Начать учиться  
Сообщество Т—Ж
Лучшее за неделю

Эта статья могла быть у вас в почте

Избранные материалы Т⁠—⁠Ж, которые не стоит пропускать — в наших рассылках. Выбирайте и подписывайтесь — мы уже готовим письмо для вас.
Подписаться
Вакансии Т—Ж