Исследовать рынок и составить бизнес-план: как и зачем школьники работают над проектами
В расписании старшеклассников родители могут увидеть незнакомый урок — «проектная деятельность».
Я пять лет работала учителем экономики в московской школе и курировала проекты предпринимательских классов. Расскажу, для чего появился этот предмет, как устроена работа над проектом, какие трудности возникают у школьников в процессе и как с ними справляться. А также поделюсь мнением, какую пользу может извлечь ученик из всего этого, нужна ли помощь родителей при подготовке проекта и какая.
О чем расскажу
- Для чего нужна проектная деятельность
- В каких классах может появиться проектная деятельность
- Какие бывают проекты
- Как выстроить работу над проектом
- Какие трудности бывают при подготовке проекта и как с ними справиться
- Идут ли оценки за проект в аттестат и влияют ли они на поступление в вуз
- Могут родители помогать ребенку с проектом или не стоит
Для чего нужна проектная деятельность
В школе под проектом подразумевают совместную работу ученика и педагога над решением реальной жизненной проблемы, которая выходит за рамки классической программы, но при этом интересна школьнику. Работа должна быть ограничена во времени — обычно подготовка проекта занимает около полугода — и заканчиваться созданием статьи, доклада, продукта или услуги .
Например, один мой ученик в качестве проекта создал бизнес-план по открытию сервиса по ремонту китайских электромобилей, чтобы решить проблему их нехватки. Другая ученица изучила рынок электронной коммерции в России и сделала вывод, что, возможно, в недалеком будущем «Вайлдберриз» может стать частично государственной площадкой.
При создании проекта важно найти актуальную проблему, которая была бы интересна самому ребенку, придумать и рассчитать варианты решения. Все это учит мыслить целями, а не мечтами, разбивать большую задачу на маленькие шаги, планировать ресурсы и проявлять изобретательность, потому что не всегда запланированное в голове можно реализовать в реальности — приходится искать обходные пути.
Например, одна моя ученица придумала приложение для любителей книг, которое объединило бы книжные площадки типа «Литреса» в социальную сеть. Грубо говоря, читаешь книгу через приложение, отмечаешь классные моменты, комментируешь, твои друзья это видят, вы это обсуждаете.
Как идея — супер! Популяризация книг — важный вопрос, но вот на практике удалось очень поверхностно прикинуть, сколько денег будут стоить контракты и лицензии от книжных агрегаторов. Да и не удалось найти человека, который смог бы технически помочь с демоверсией такого приложения.
Но благодаря этой работе моя ученица вникла в детали разработки бизнес-плана, нашла и определила целевую аудиторию, научилась считать рентабельность и окупаемость, создала красивую презентацию, которую в перспективе можно доработать и показать инвесторам.
Для подготовки проекта нужно много информации: достоверная статистика, финансовые отчеты, исследования и опросы. Благодаря такой работе дети учатся искать данные в интернете и понимать, каким источникам можно доверять, а каким нет.
Собранную информацию надо структурировать, разложить на слайды и описать ход своих мыслей в документе. А потом презентовать все это перед преподавателями и одноклассниками, то есть публично выступить.
Скорее всего, многие ребята быстро забудут о выполненном проекте, но полученные навыки никуда не денутся. На мой взгляд, ради такого и появилась проектная деятельность в школе.
В каких классах может появиться проектная деятельность
Проектная деятельность указана в образовательных стандартах всех классов:
- п. 19.9 стандарта начального образования (1—4 класс);
- п. 31.3 стандарта основного образования (5—9 класс);
- п. 6 стандарта среднего образования (10—11 класс).
Это значит, что проекты могут появиться в любом классе в виде урочной или внеурочной деятельности. Мне кажется эффективным заниматься проектами начиная с 8—9 класса: до этого возраста трудно ожидать от ребенка самостоятельного исследования. Но финальное решение, в каких классах вводить проектную деятельность, остается за школой.
В качестве обязательного предмета проекты обычно появляются в 10—11 классе: в этом случае проект ставят в расписание, а оценки за него выставляют в аттестат. Это значит, что при наличии задолженности ученика могут не допустить к сдаче ЕГЭ.
Какие бывают проекты
Я бы выделила две классификации проектов: по количеству участников и тематике.
Количество участников. В зависимости от того, сколько учеников работают вместе над одной темой, проекты могут быть:
- Индивидуальными. Многим нравится самостоятельно работать над своей идеей, но так выше ответственность и кроме учителя не с кем посоветоваться и попросить помощи.
- Парными. Самый популярный тип проектов в моей практике, потому что работа над проектом движется быстрее и ребятам нравится делить ответственность и обсуждать между собой детали.
- Групповыми. Подразумевают работу в группе от трех человек. В своей практике почти не использую, потому что, на мой взгляд, такая работа над проектом неэффективна. Если между двумя мнениями еще как-то можно найти компромисс, то между тремя — намного сложнее. Также есть проблема с разделением ответственности и договоренностями: либо все делают одно и то же, а потом долго обсуждают и не могут принять решение, либо кто-то кого-то ждет, считай — ничего не делает.
- Коллективными — 25 человек и более. Это больше подходит для творческой деятельности, например создания фильма, постановки спектакля, написания книги. А вот насчет эффективности научной работы при таком количестве участников у меня есть сомнения. Представим ситуацию, что 25 человек одновременно шьют одеяло: у каждого свой кусок, любимый цвет, манера шитья и умения — вряд ли получится стройное полотно. Так же и с научной работой.
Тематика проекта может быть любой, но некоторые направления более интересны современным школьникам. Вот к каким сферам относится большая часть проектов:
- ИТ — создание приложений и ботов;
- инженерные технологии — создание роботов и устройств;
- медицина — например, влияние наушников на слух человека, создание прототипа протеза, влияние электронной доски на здоровье ;
- экономика — например, влияние кризиса на рост акций, создание личного инвестиционного портфеля, изучение лизинга как формы кредитования ;
- творчество — создание песни, фильма или книги.
Это далеко не все тематики, остальные можно посмотреть на сайтах конференций, подробнее про которые расскажу в другом разделе.
Например, конференция «Наука для жизни» проводится по четырем разным направлениям:
- «Многообразие науки».
- «Мегаполис как пространство успеха и социальной ответственности».
- «Медиастарт».
- «Шаг в бизнес».
В каждое направление входит от 5 до 20 тематик: астрономия, органическая химия, урбанистика, медиажурналистика, цифровое предпринимательство и другие . Мне кажется, такое разнообразие позволяет любому школьнику найти тему, которая его действительно интересует.
Так как все мои ученики из предпринимательских классов, мы делаем проекты по экономике. В 2023 году я сузила все проекты до парных, а типы — до одного варианта: все делают бизнес-планы. Один тип проекта помогал мне качественнее в него погружаться и легче сравнивать между собой, а с помощью парного участия я хотела научить ребят работать в команде, распределять и делегировать задачи.
Как выстроить работу над проектом
Я до сих пор в поисках идеального формата, хотя работаю с ребятами над проектами третий год.
Сначала я просила ребят создать презентацию со своими идеями и бизнес-планом в произвольном формате. Затем был период, когда я объясняла по пунктам, что должно быть в конкретной части проекта, а ребята произвольно собирали все это в презентацию. Наконец сейчас я разбираю с ними пример уже выполненного бизнес-плана и прошу придерживаться такой же структуры.
Мне кажется, для детей самым творческим и приятным был первый, свободный, формат. Но тогда мы делали проекты для себя и не было требований со стороны организаторов конференций. А потом участие и победа в конференциях стали целевым показателем школы — пришлось подстраиваться под внушительный список требований, чтобы материалы приняли на конференции.
В целом работу над проектом по созданию бизнес-плана строим так:
- Я знакомлю ребят с существующей структурой типового бизнес-плана.
- Обсуждаем, какая структура должна быть у готовой работы, какие данные должны быть в таблицах с выручкой, себестоимостью, налогами, прибылью.
- Записываем, о чем нужно рассказать в описании проекта.
- Делимся на пары, изучаем существующие бизнес-идеи по выбранной теме и генерируем свои.
- Анализируем рынок и статистику по теме проекта, составляем производственный и финансовый план.
- Готовим презентацию для защиты и документ с описанием проекта.
Документ с описанием проекта похож на курсовую, которую пишут студенты в университете. В нем ученик описывает ход своих мыслей и представляет собранные данные. Для своих учеников я подготовила шаблон, чтобы создать работу в новом формате было проще.
Сроки подготовки проекта устанавливаются каждой школой самостоятельно. Например, у моих десятиклассников проектная деятельность длилась полгода, и все этапы создания проекта разбивались на это время. В других школах может быть устроено иначе.
Какие трудности бывают при подготовке проекта и как с ними справиться
Выбор темы. Обычно темы проектов назначает школа, а ученик в рамках этого списка может выбрать понравившуюся. Но часто предложенные варианты ученику не нравятся, а придумать свои не получается.
Вот что я советую делать в таком случае:
- Открыть учебник по любимому предмету и прочитать оглавление. Тема, на которой захотелось остановиться и узнать что-то подробнее, наверняка подойдет для проекта. Как минимум стоит обсудить ее с учителем.
- Найти интересный научно-популярный сайт или канал на «Ютубе» и записать темы, которые зацепили и захотелось копнуть глубже. Рекомендую обратить внимание на эти ютуб-каналы: KhanAcademyRussian, «Научпок», Obraz, «Простая наука», Redroom.
- Изучить темы победителей конференций для школьников в разных номинациях. Например, список работ на сайте конференции «Наука для жизни».
Сначала стоит определиться со сферой, в которой интересно разобраться и что-то исследовать . Например, современная литература, спорт, автомобили, туризм, педагогика, психология. Затем — сузить выбранную сферу до узкого вопроса и попытаться в нем разобраться: почитать статьи, найти статистику, разыскать опросы, волнует ли это других людей. Если выбранный вопрос нравится и он более-менее затрагивает других людей, можно переходить к следующему шагу: сформулировать цель и подумать о шагах по выполнению проекта.
Цель может звучать так: составить рейтинг туристической привлекательности регионов России.
А шаги по выполнению проекта могут быть такими: выяснить цены на путевки в регионах нашей страны в 2022 и 2023 году, посчитать изменение цены и сделать на основе этих данных выводы.
Некоторые темы уже достаточно заезженные и обширные, например влияние санкций на экономику России, инфляция в современном мире, открытие кафе. Их можно брать, ведь инфляция существует, а кафе открываются. Просто важно их сузить, чтобы тема не получилась необъятной, иначе можно не уложиться в срок и закопаться в исследованиях. Тему про инфляцию или кафе я бы сузила так: влияние инфляции на рынок автомобилей конкретной марки или открытие семейного кафе в районе Чертаново Южное.
Поиск информации. Несмотря на то что дети постоянно зависают в соцсетях и неплохо пользуются гаджетами, им тяжело найти подходящую информацию для своего проекта: данные недостоверны или содержатся в таблицах, требующих скачивания. То есть информацию нужно прямо-таки раскопать: найти подходящий сайт, скачать таблицу, разобраться в ней и забрать нужное.
Чтобы находить информацию быстрее, рекомендую добавлять в поисковый запрос ключевые слова, конкретизировать географию или дату. Об эффективном поиске информации в интернете неплохо рассказано в блоге Фоксфорда.
Описание проекта. Дети не привыкли к структурированному изложению мыслей, особенно в длинных документах. Они могут нафантазировать, налить воды, скопировать текст из интернета, но даже так объяснение, как они пришли к какому-то выводу, выглядит непонятным или обрывается. Иногда даже вывода нет — приходится додумывать самому, что не очень хорошо для аналитической работы.
Один из учеников делал исследование на тему «Семейное обучение как инвестиция в будущее ребенка». По логике проекта, в конце должен быть вывод, выгодно переводить ребенка на домашнее обучение или нет. Но работа заканчивалась расчетом времени и денег, если ребенок будет ходить в школу или учиться дома. Выводов не было, читатель должен был сделать их сам.
Чтобы найти все нестыковки и логические упущения, рекомендую отложить документ на 2—3 дня, а потом перечитать его заново и исправить непонятные места. Пауза поможет немного забыть содержание и посмотреть на текст свежим взглядом.
Также можно дать почитать текст другому человеку и записать его вопросы, а затем поправить эти места.
Оформление работы. Периодически слышу от учеников вопрос, зачем оформлять по стандартам, если текст работы и так понятен, несмотря на разные шрифты, размеры, отступы и выравнивания.
Грамотное форматирование документа облегчает чтение и помогает быстрее разобраться в деталях проекта. Не стоит затруднять изучение новой информации и заставлять читателя пробираться сквозь огрехи форматирования, тем более если читатель — это учитель, который будет оценивать работу.
Если на форматирование документа уходит много времени, рекомендую посмотреть обучающие ролики. Мы с ребятами работаем в «Гугл-документах», поэтому они изучают плейлист на «Ютубе» о работе в этом редакторе.
Техническая подкованность. Учеников подводит неуверенное знание редакторов текста, таблиц, презентаций: «Ворда», «Экселя» и «Пауэр-пойнта». Например, они часто не знают, как вставить диаграмму, сделать полуторный интервал текста, добавить подпись к картинке.
Чтобы без труда оформить красивую презентацию, я советую пользоваться шаблонами. Они помогают не задумываться о дизайне и получать приемлемый результат. В поисковиках можно найти много платных и бесплатных вариантов. Например, мы часто скачивали шаблоны на Slideacademy или использовали мой шаблон в «Гугл-презентациях».
Соблюдение дедлайнов. Это ключевая трудность самостоятельной работы. Часто много времени уходит на раскачку, подготовку и фантазирование над проектом, а потом, когда сроки горят и учитель начинает подгонять, работа активизируется и идет полным ходом, но времени уже не хватает.
«Слона удобнее есть по кусочкам», поэтому рекомендую не ждать до последнего, а разбить работу на несколько частей и показывать их учителю по очереди. Это поможет сразу корректировать работу, если вдруг что-то пошло не так, двигаться маленькими шагами от задачи к задаче и в итоге сдать проект вовремя.
Если затянуть и начать заниматься проектом перед сдачей, у учителя может не быть дополнительных сил и времени, чтобы вникнуть в детали и помочь исправить ошибки. А ученик может не осилить большой объем работы за короткий срок, что скажется на оценке.
Идут ли оценки за проект в аттестат и влияют ли на поступление в вуз
Проектная деятельность — такой же предмет, как и все остальные: он стоит в расписании, по нему выставляется оценка, которая идет в аттестат, а при наличии задолженности одиннадцатиклассника могут не допустить к ЕГЭ.
Система оценок проектов разрабатывается школами самостоятельно. Например, у нас по итогам выполненного проекта ученик получал семь оценок за такие пункты:
- Формулировка темы, цели и хода проекта.
- Описание теории по теме проекта — насколько понятно изложена информация.
- Описание решения, плана создания продукта, подсчет финансовых показателей.
- Оформление работы по стандартам: шрифты, стили, абзацы, интервалы.
- Оформление презентации.
- Оценка проекта как такового. В школе собирают небольшое жюри, которое оценивает проект по нескольким критериям: актуальность, завершенность работы, структура и оформление, понимание темы, логичность, аргументированность, самопрезентация и соблюдение регламента. Все это суммируют и выставляют одну оценку.
- Выступление на защите. Может быть такое, что к проекту есть вопросы, но защитился ребенок хорошо, ответил на все вопросы. Ему могут поставить, например, 4 за проект и 5 за выступление.
Не слышала, чтобы вуз при поступлении смотрел на оценку в аттестате за индивидуальный проект, но она может повлиять на средний балл, который точно учитывают при поступлении.
Успешное выступление на конференции с проектом тоже может положительно повлиять на поступление. Например, Московский инженерно-физический институт засчитывает участие в конференции «Наука для жизни» как индивидуальное достижение и при поступлении призеру и победителю дает 8 и 6 дополнительных баллов соответственно.
Список популярных конференций и конкурсов, которые котируются в вузах и могут повлиять на оценку при поступлении:
- конференция «Наука для жизни» — одна из самых популярных. Многие знаменитые вузы выступают площадками для проведения очного этапа: МГУ, МГИМО, ВШЭ, Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова. У конференции много направлений, все смогут поучаствовать;
- конкурс «Большие вызовы» — масштабное мероприятие для старшеклассников и студентов, увлеченных научной или изобретательской деятельностью;
- конкурс «Высший пилотаж» — всероссийский конкурс исследовательских и проектных работ школьников от НИУ «Высшая школа экономики».
Это не конечный список, существуют и другие конкурсы, которые могут повысить шансы на поступление. Список таких конференций обычно есть на сайте учебного заведения. Например, лицей НИУ ВШЭ готов повысить балл за вступительную работу, если кандидат успешно выступил в одном из 13 конкурсов.
Могут родители помогать ребенку с проектом или не стоит
Многим родителям тоже хочется поучаствовать в проекте. Это возможно, но важно, чтобы большую часть работы дети выполняли сами. Иначе ребенок просто не натренирует те навыки, для которых придумана проектная деятельность: уметь формулировать цель, искать решение, собирать презентацию и логически раскладывать мысли.
Например, недавно у меня был бизнес-план, разработанный папой — доктором экономических наук. Понять это было легко, потому что вместо моих требуемых 20 страниц там было 120 с космическими расчетами, на которые не способен школьник. Поэтому я сказала, что папа — молодец, папе пять, а ученику посоветовала прочитать всю работу, задать папе вопросы и создать свою работу попроще.
Конечно, я не против помощи родителей, если ребенок столкнулся с проблемой, которую не в силах решить. Например, помощь родителя пригодится в поиске достоверной статистики, форматировании документа, настройке диаграммы и создании презентации. Помимо проекта помощь ребенку станет отличным совместным времяпровождением. Мне, как учителю, даже радостно, когда дети говорят, что они советовались с мамами и папами.
Я считаю, что задача родителя в помощи над проектом — не делать все за ребенка, а поддержать, дать совет и помочь на конкретном этапе. Это требует больше усилий и времени, так как проще все выполнить самому, чем научить чему-то ребенка. Но именно такое невмешательство поможет получить ребенку максимум от проектной деятельности и даст ощущение, что он все сделал сам.
Родителям на заметку
- Проектная деятельность есть во всех образовательных стандартах с 1 по 11 класс, но обычно такой предмет появляется в расписании с 8—9 класса.
- Это такой же предмет, как и остальные: оценка идет в аттестат, а при наличии задолженности могут не допустить к ЕГЭ.
- Если с проектом стать призером или победителем на конференции, некоторые вузы могут дать дополнительные баллы для поступления.
- Работу по проекту стоит разбить на этапы, а этапы — на маленькие шаги и выполнять их регулярно по чуть-чуть. Иначе можно не успеть сдать работу вовремя или придется делать сразу много за короткий срок.
- Помощь родителей при подготовке проекта приветствуется, особенно при оформлении презентации и форматировании документов. Но важно не делать за ребенка основную часть — не искать информацию и не писать текст.
- Главное — не сам проект, а те навыки, который ученик получит в процессе его подготовки.
Материалы, которые помогут родителям сохранить бюджет и рассудок, — в нашем телеграм-канале @t_dety