Учитель современной российской школы — какой он

Как выглядит педагог с точки зрения статистики

42
Учитель современной российской школы — какой он

Собирательный образ российского учителя — это женщина старше 45 лет с высшим образованием и 20-летним стажем работы, которая ведет 5—6 уроков в день и занимается репетиторством.

Чтобы это узнать, мы проанализировали статистику Минпросвещения и Росстата, исследования НИУ ВШЭ, опросы ВЦИОМа и другие данные. Расскажем, каким получился подробный портрет среднестатистического учителя.

Учитель в школе — это учительница

Всего в российских школах заняты 2,17 млн человек, в том числе 1,35 млн педагогических работников, из них 1,08 млн — учителя. 64% преподавателей работают в городских школах, 36% — в сельских.

Женщин в школах становится больше: если в 2015/16 учебном году их было 87,6%, то в 2021/22 — уже 88,4% 

. А доля женщин среди всех педагогических работников за тот же период увеличилась с 88,2 до 89,1%. Кроме тех, кто преподает школьные предметы, это психологи, логопеды, воспитатели, тьюторы, социальные педагоги.

По данным ВШЭ, больше всего женщин среди учителей начальной школы: 99,3%. Также в списке самых женских специальностей русский язык и литература — 97,8%, языки народов России — 95,8%, иностранные языки — 95,6%.

Мужские педагогические специальности традиционны: ОБЖ, физкультура, труд. Заметная доля мужчин преподает историю, право и обществознание — 20,3%, физику — 24,5%, информатику — 29%. Доля мужчин среди заместителей директора — 13,4%, среди директоров — почти в два раза выше, 24%.

Интересно, что при этом за последние 10 лет мужчины семь раз побеждали в конкурсе «Учитель года России». Чаще всего «Хрустального пеликана» вручали преподавателям русского языка и литературы, а также обществознания и истории.

Источник: Минпросвещения
Источник: Минпросвещения
Источник: Минпросвещения
Источник: Минпросвещения
Источник: Минпросвещения
Источник: Минпросвещения

Средний возраст учителей в России

Более половины всех российских учителей — в возрасте от 40 до 59 лет, таких 53,1%. Средний возраст работников общего образования — 47 лет. Увеличивается доля учителей старше 55 лет: в 2021 году таких было 26,4% против 18% в 2010. При этом доля учителей в возрасте до 35 лет на протяжении последних лет остается почти неизменной — около 23%. Это значит, что из преподавательского состава вымывается средняя возрастная группа, от 35 до 54 лет.

Источник: НИУ ВШЭ по данным Минпросвещения России

Педагоги младше 35 лет чаще всего преподают информатику — здесь молодежь составляет 34,6% учителей, физкультуру — 34,1%, иностранные языки — 33,6%. Невелика доля молодых учителей труда — 12,3%, языков народов России — 14,6%, химии — 16,9%.

Больше всего учителей моложе 30 лет — в школах Чечни, Ингушетии и Тывы: 30,7, 20,8 и 19,6% соответственно. Наибольшая доля педагогов старше 50 лет — в Смоленской области: 56,5%. В Псковской области — 53,8%, в Рязанской — 51,9%, в Ивановской — 51,3%, в Новгородской — 50,5%.

Прослеживается определенная взаимосвязь возраста школьных кадров с демографией регионов. В субъектах с высокой долей учителей моложе 30 лет максимальные в России значения естественного прироста населения, а в регионах с преобладанием учителей старше 50 лет — одни из самых низких показателей рождаемости.

Источник: Минпросвещения

Какой квалификацией обладают

У большинства российских учителей есть высшее образование — 86,8%, в том числе педагогическое — у 84%, остальные пришли работать в школу после окончания училища или колледжа. Особенно часто педагоги со средним профессиональным образованием становятся учителями младших классов: их доля — 24,3%.

По закону российские педагоги обязаны систематически повышать свой профессиональный уровень. За последние три года, согласно исследованию ВШЭ, повышение квалификации прошли 74,3% учителей, а не участвовали ни в каких мероприятиях профессионального развития менее 1%.

Лидерами по повышению квалификации стали Ненецкий автономный округ — 99,8% учителей, Омская и Тюменская области — 97,2 и 95,7%. Меньше всего педагогов прошли профессиональную переподготовку или повышение квалификации в Северной Осетии, Ингушетии и Дагестане: 42—42,8% за последние три года.

Сами педагоги признаются, что хотели бы овладеть навыками работы дистанционно и в электронной среде. Таких знаний не хватает 39,8% учителей — а 34% участвовали в мероприятиях по профессиональному развитию на эту тему.

Есть навыки, которые учителя хотели бы получить, но таких курсов повышения квалификации не хватает. Это навыки обучения детей, имеющих проблемы с поведением, и «работа в поликультурной и многоязычной среде»: учителей, которые говорят, что хотят этому учиться, в три с лишним раза больше, чем тех, кто проходил повышение квалификации по таким направлениям.

Больше 30% учителей проходят подготовку с целью углубить знания основной предметной области и требований ФГОС 

. При этом заявили, что таких навыков им не хватает, всего 4,1 и 3,8% педагогов соответственно.

Источник: НИУ ВШЭ
Источник: НИУ ВШЭ

Какая нагрузка у учителей

Ставка заработной платы учителя предусматривает 18 часов преподавательской работы в неделю. Кроме ведения уроков учитель выполняет и другие обязанности: например, занимается методической работой, заполняет отчеты, готовится к занятиям, организует внеклассные мероприятия, предусмотренные учебным планом. Поэтому общую нагрузку ограничили: не более 36 рабочих часов в неделю на одну ставку 

.

На самом деле учителя работают больше. По данным Минпросвещения за 2018 год, нагрузка учителя в среднем по России не превышала 1,4 ставки, но в 2019 представители министерства согласились, что в некоторых регионах нагрузка достигает 1,8 ставки и необходимо снизить ее до 1,3 при сохранении средней по экономике зарплаты.

Эксперт НИУ ВШЭ Ирина Абанкина отмечает, что в среднем педагоги ведут 24—27 уроков в неделю, что эквивалентно 1,35—1,5 ставки, а некоторые работают еще больше. По данным Министерства образования Иркутской области за 2023/24 учебный год, среднестатистический учитель ведет 34 урока в неделю. Это 1,8 ставки, или 5—6 уроков на шестидневке.

Эксперты Общероссийского народного фронта со ссылкой на данные опросов РАНХиГС отмечали, что нагрузка учителей возрастает: в 2018 году на одну ставку работали 50% учителей, на полторы — 30%, а на две — 20%. Тогда как в 2014 году на одну ставку были заняты 60% учителей, на полторы — 25%, а на две — 15%.

На нагрузку влияет и то, что на одного учителя в России приходится самое большое среди европейских стран число учеников: в городских школах — 19,1, в сельских — 10,4.

Источник: статистический обзор НИУ ВШЭ по данным Минпросвещения России; по зарубежным странам — по данным Евростата
Источник: статистический обзор НИУ ВШЭ по данным Минпросвещения России; по зарубежным странам — по данным Евростата

Российские власти оценивают потребность в учителях примерно в 11 тысяч человек. По подсчетам ТАСС, сделанным на основе данных региональных властей, дефицит педагогических кадров в среднем по стране не превышает 3,7%. В прошлом учебном году в российских школах не хватало 22 тысяч педагогов — примерно 2% от их общего числа.

Если верить министерской статистике, сильнее всего не хватает учителей физики, химии и иностранных языков, особенно немецкого. В абсолютном выражении больше нужны учителя английского, русского и литературы, начальных классов и математики, что объясняется более высокой долей этих предметов в программе общего образования.

Источник: НИУ ВШЭ
Источник: НИУ ВШЭ

Сколько зарабатывают учителя

По данным Росстата, в среднем с января по сентябрь 2023 года педагог получал 53 637 ₽ в месяц без учета доплат за классное руководство. С 1 января 2023 года зарплаты работников бюджетных учреждений повысили на 8%, в среднем надбавка составила 2500—5000 ₽.

По данным опроса ВШЭ, больше всего учителей, считающих свою зарплату конкурентоспособной, в Москве: 61,8%. В остальных регионах — в среднем лишь 31,9%. Самый низкий показатель удовлетворенности оплатой труда — в школах Северо-Кавказского федерального округа: 29,2%.

За январь — сентябрь 2023 года педагоги в Москве получали в среднем 110 009 ₽ в месяц. Самый низкий средний заработок за тот же период — у педагогов в Ингушетии и Карачаево-Черкесии: 25 599 и 27 336 ₽ соответственно.

Региональный средний заработок учителей превышает среднее значение в 21 регионе. В числе прочих это Чукотский и Ямало-Ненецкий автономные округа, Магаданская и Сахалинская области, Камчатский край, Москва и Санкт-Петербург.

Зарплата учителя растет в абсолютном выражении, однако в последние годы снижается по сравнению с зарплатой в среднем по экономике. При этом к 2018 году доходы учителей должны были подняться до уровня средних по региону: такое поручение в «майских указах» 2012 года дал президент России Владимир Путин. Но по итогам 2022 года «майские указы» по зарплатам бюджетников всех категорий выполнили лишь 12 регионов.

Источник: Росстат
Источник: Росстат

Как отметили 61,3% учителей в исследовании ВШЭ, потребность в дополнительной подработке у педагогов в последние два-три года не уменьшилась, несмотря на индексации зарплат. Не подрабатывали только 24,4% опрошенных. Учителя занимаются репетиторством, а также преподаванием и административной работой в других учебных заведениях. Еще 7,6% опрошенных получали дополнительный заработок из других источников, не связанных с преподаванием.

Чаще всего репетиторством и предоставлением других частных образовательных услуг занимаются педагоги, работающие в лицеях и гимназиях: 31,8% опрошенных. Реже всех — сельские учителя: 6,9%.

В 2021 году образовательная компания Maximum Education опросила более тысячи российских учителей из всех регионов. Из них 59% ответили, что занимаются репетиторством, еще 17% планируют начать это делать.

По данным портала «Суперджоб», россияне считают, что достойная зарплата для учителей — 95 тысяч рублей. Это в полтора раза выше показателей официальной статистики.

Что думают о своей профессии

В России 2023 год был официально объявлен Годом педагога и наставника. В президентском указе отмечалось, что это сделано «в целях признания особого статуса педагогических работников».

По опросу ВЦИОМа, работа учителя — одна из самых престижных в обществе, она уступает только профессиям айтишника, врача и силовика. Причем с 2012 года доля тех, кто считает, что профессия учителя входит в тройку самых уважаемых в обществе, выросла с 4 до 19%.

При этом, по опросу НИУ ВШЭ за 2020/21 учебный год, 76,2% педагогов отметили ухудшение отношения к учителю в обществе. Об улучшениях несколько чаще говорят учителя из сельской местности, об ухудшениях — из столицы и крупных городов. Также больше половины учителей считают, что ухудшилась ситуация с материальным положением, возможностью уделять время семье, трудовой мотивацией и общей удовлетворенностью результатами своего труда.

Такие аспекты, как авторитет у учеников, уважение со стороны родителей и возможность влиять на жизнь школы, за последние два года не изменились. При этом заметно улучшилась ситуация с современным оборудованием, образовательными технологиями и возможностью повышения профессиональной квалификации.

Источник: статистический обзор НИУ ВШЭ

Ксения Парфенова
А каким был ваш любимый учитель?
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
0
Сообщник

15.01, 08:59

Где эта работа престижна? В каком месте? Ситуация в региональном образовании просто катастрофическая, зарплаты даже близко не дотягивают до средних по региону, я 4 года отпахал в образовании, 3 года в Москве и год в Волгограде, знаю всю ситуацию изнутри. Москву не трогаю, там я получал сотку и любил эту жизнь, потом по своим обстоятельствам вернулся в регион. Давайте по цифрам и фактам, так будет понятна степень катастрофичности. Я работал на 27 часов без классного руководства, это с 8 утра до 2-3 дня, пятидневка. Получал 28000 рублей на руки, клал болт на все платные услуги, кружки и мероприятия, так как занимался своими подработками и помогал с семейным бизнесом(я не умею жить на региональные копейки и трястись за каждую тысячу). Наши ударники труда, кто натурально жил на работе и работал 6 дней в неделю, выезжал на мероприятия, вел работу классного руководителя, получали ну от силы 42000-43000 рублей. И директор еще с пеной у рта утверждала, что ЭТО ХОРОШАЯ ЗАРПЛАТА, ЗА ТАКОЕ МЕСТО ДЕРЖАТЬСЯ НАДО!. Позорище, испанский стыд, говорили они, а сбежать с педсоветов хотелось мне. Чтобы получать около среднюю зарплату по городу, надо упахиваться на работе. Коллеги понятное дело держались за работу, они там сидят со времен царя Гороха, им окей, они жизни другой не видели. Плюс общий бардак с бумагой, распечатками, электронным журналом, дефицитом педагогов, охамевшими родителями(господи, если я буду родителем, я в родительских чатах своей школы буду очень активно прессовать такое хамло, у меня флешбэки, мне можно). Надо делать единый федеральный стандарт в окладе 60000 рублей за полный рабочий день(Москву не трогаем, там всё окей) хотя бы, тогда криво косо можно будет наладить баланс в плане кадров в регионах. А пока сфера медленно катится в пропасть. Это грустно, так как основная масса возрастных педагогов выйдет на пенсию прикиньте практически одновременно! Вот тогда и запоем.

52

TheHricko, у меликов также плюс/минус.Сейчас к 25 году сертификаты у многих закончатся и будет провал, особенно в регионах. Получать новый - нет смысла, почти вся учёба электронная, дистанционная. Сельские просто не владеют настолько техникой.

13
Сообщник

15.01, 10:03

Helena, грустно это всё, добили сферы

9

TheHricko, "Это грустно, так как основная масса возрастных педагогов выйдет на пенсию прикиньте практически одновременно! Вот тогда и запоем"

Соглашусь, будет страшно. Сама ушла из школы в 2017, доработала только первую четверть, тк нести уголовную ответственность за жизнь детей, получая 17 000 руб - увольте. Да, у меня была одна ставка, без классного руководства, но я долго потом восстанавливалась.

3

Helena, медиков уже успешно заменяют приезжие из СНГ. Часто их вижу в поликлиниках, на скорой и крупных больницах. Некоторые ещё и по-русски плохо говорят, но врачами работают!

3

Сибирь-Колибри, ну это больше динамика столицы. В регионах свои, местные.

0

Helena, не только столицы, увы. Живу в крупном сибирском городе, уже несколько лет у нас такая ситуация.

3
0
Герой

+1

15.01, 09:13

Отредактировано

Моя жена - преподаватель. Работает полную ставку в колледже + 0,4 в университете. Занятость - полный день 5 дней в неделю + кураторство группы + чуть ли не круглосуточные переписки в чатах со студентами, т.е. на репетиторство времени и сил практически не остаётся. Общая ЗП - около 35000 р.
В начале карьеры (примерно 5 лет назад) хотела устроить учителем в школу, максимальная предлагаемая ЗП была 18000 р.
Штош, очень престижная профессия.

22
0
Герой реалити

15.01, 12:35

Я учитель. Звучит гордо только для меня. Остальные лишь сочуствуют. Детей в классе больше, чем по всем нормативным документам. Зп хватает на основные нужды, ни о каких накоплениях речи не идёт. Родители и начальство, порой кажется, что заодно, хотят либо загнобить, либо просто потешить самолюбие, качая свои права.

Поэтому это последний год здесь, а дальше куда угодно, но лишь бы не в школу

15

Барабака, напишите дневник трат

1
Герой реалити

17.01, 06:58

Екатерина, я уже писала, в марте 23 примерно. У меня где-то в профиле должна быть эта статья

0
0

С детьми очень трудно работать. Вообще с любыми людьми трудно постоянно работать, у них у всех свои закидоны, на десять человек хоть один долбанутый да найдется, а когда их сотни вокруг тебя.. Я преподаватель, работаю с условно взрослыми студентами, и то очень утомляет иногда (особенно на 2 ставки утомляет, увы). Но студент не ребенок, он хотя бы сам за себя отвечать может, в крайнем случае его можно отчислить:) Правда, он вернется через год, как комета, но если не поумнеет, можно еще раз отчислить :) А дети сейчас балованные, невоспитанные, родители тоже, из школы отчислить нельзя, крайний всегда оказывается учитель. В детстве мы кого-то из учителей любили, кого-то побаивались, но вызов родителей в школу пугал всех, даже матерых двоечников:) Сейчас все знакомые учителя жалуются, что именно учитель во всем всегда виноват, а рычагов воздействия у него и нет, ни на детей, ни на родителей. Плюс унизительно низкая зарплата (правда, у учителей в Москве зарплата выше чем у нас, доцентов, потому что они московские бюджетники, а мы федеральные, но это частный случай, про всякие майские указы мы вежливо промолчим). Ну и предельная забюрократизированность всего. За последние 20 лет на моей памяти число отчетных бумажек выросло реально на порядок, была, скажем, программа дисциплины 10 страничек, стала с аннотацией и фондом оценочных средств 100 страниц. И аналогично везде. Не знаю, какие надо иметь стальные нервы, чтобы работать учителем.

11
0

Я работаю уже 7 лет преподавателем в доп. образовании, в региональной музыкальной школе. Итог такой: высшее образование, высшая категория, зав. отделением и 2 ставки = 58 000 рублей.
А проведешь 10 минут до ближайшего крупного города и там уже х2 зарплата.
Так что да. Как писали выше, если в школе жить, то можно жить. )
Что творится в регионах дальше от Москвы и Питера боюсь себе представить.

10
0
Герой

15.01, 17:30

Отредактировано

Здравствуйте, написавшие тут коллеги, я тоже учитель иностранных языков. В этом году дорабатываю свой 4-ый год в школе и ухожу. Не заработать в государственной школе, вообще никак. Только если будешь в ней жить, забив на личные потребности, отдых и семью, и то, всё равно выйдет не самая удовлетворяющая з/п.
Хочу попробовать поработать в частной, там зарплата выше.

10
0

Сам по образованию учитель математики. Ни дня не отработал по специальности. Не представляю как можно жить на такую зарплату, это натуральная нищета, если не вкалывать по 2.5 ставки.

Из одногруппников-парней по специальности работает только один, которому на старте хорошо помогли родители с недвигой-авто, при этом он регулярно занимает по 2-3 тыс. до получки.

На практике нравилось объяснять, передавать знания, но З/П это позорище, лучше продавцом в КБ..

8

Маслёнок, а зачем вы получали педагогическое образование? На момент поступления уровень зарплат учителей в вашем регионе был выше и вас устраивал?

0

Екатерина, смешной вопрос. Люди в 30 лет не знают кем хотят стать, а в 17, живя с родителями, я вообще не думал о таких категориях как уровень зарплат и кем я себя вижу в будущем. Ну баллы на бюджет были почти самыми низкими)

3

Маслёнок, ну вот и ответ. Никуда больше не смогли поступить, в армию не хотелось, а потом видите ли фу работать по специальности. Ну учились бы на стоматолога или программиста - там не фу. Ну там и проходной балл другой.

0
0

По новому профстандарту в школе могут работать только педагоги с высшим образованием. В одном дневнике трат герой написал, что не отдаст своего гипотетического ребёнка в государственную школу, потому что там работают несчастные люди. Я училась в советской школе, тощища и скука, спасал спорт. Но у нас шесть уроков было только в старших классах. Учителей побаивались. А сейчас бедные педагоги, которых не слушают и не уважают под прессингом неадекватных родителей, тонн документации и копеечной зарплатой

8
0

Ой, насмешили. 5-6урокоа.12не хотите ?или 6 , но с пятью окнами с 8 00 до19 00,шесидневка.в классах35+учеников, на руки-28т. Краснодар. Приезжайте, коллеги, работать некому..

6

Йцукенберг, вы отрицаете существование людей, которым искренне интересна эта одна из самых благородных и нужных профессий? Я прекрасно их понимаю, мне встречались по-настоящему увлеченные и любящие детей педагоги. Отсутствие воли это точно не про них.

5

Elen, я отрицаю, что их большинство.
Их так мало, что на общую картину, как мне кажется, они не влияют.

4

Йцукенберг, а призвание? Не, не слышали.

4
0

профессия очень нужная, и, радует, что последние годы растёт её престиж. в столицах действительно неплохие зарплаты, особенно когда преподаватель не увлекается шабашками вроде репетиторства, а растёт профессионально.

но выгорание происходит очень быстро, и сил приходится отдавать работе - 110%. как говорят сын и дочери про моих школьников - "мам, там твои дети пришли".

после новогодних праздников подруге, очень хорошему методисту и преподавателю, в Питере сделали оффер на 300 000 рублей в месяц быть методистом в частной школе, делать школу с нуля. это х2 к её текущей зарплате. отказалась - ибо иногда хочется спать, а ещё есть своя семья.

если учитель хочет соблюдать ворк лайф баланс, то либо надо уходить из преподавания в руководство/образовательный бизнес (а тогда весь смысл профессии теряется - хочется же именно преподавать), либо будет очень грустно по деньгам.

4
0

Ушла из преподавания год назад. Прошла курсы по смежной специальности. Год нарабатывала портфолио и новые скиллы. Сейчас есть проекты в работе, зп пока небольшая, но растёт.

За год я удивилась вот чему:
- на работе могут хвалить и повышать зп, даже если не попросишь сам;
- можно работать и не ходить к неврологу с нервными срывами;
- можно внести правки или предложения, и руководство прислушается;
- руководство не орет и не увидает коллектив;
- коллеги не ноют, а если чем-то
и недовольны, то говорят об этом руководителю прямо без дрожи во всем теле.

Чувство, будто из абьюзивных отношений вышла 😅

1
0

Ха. Ха. Ха.

0
Герой реалити

15.01, 13:17

Йцукенберг, насчёт второго пункта спорный момент. По большинству специальностей в школе можно найти работу с похожим набором навыков. Учитель физкультуры - доучился и вот ты тренер в фитнес-клубе. Учитель русского - переквалификация и ты филолог. Учитель технологии - думаю можно устроится в ателье швеёй. И возможности есть, учителем чего бы ты не был.

0

Барабака, ни разу в жизни не видела живого филолога, который бы мог себя обеспечить ) уж лучше учитель, честное слово

2

Златеника, я видела, но работают они не по специальности😅

0

Барабака, так никакого спора не вижу. В том-то и дело, что после педа много возможностей, более привлекательных, чем стать учителем.

Так почему же люди выбирают менее привлекательное занятие учителем? Что с ними не так?

0

Йцукенберг, а кто будет учить детей, если все уйдут на более привлекательные места? то же самое можно сказать о медицинских работниках, спасателях, водителях скорой. Ну уйдут они все "в бизнес", "в айти", в дальнобойщики, в конце концов. И что это будет за общество?

3

Elen, всегда умиляли доводы по шаблону "если все уйдут из <профессия1> в <профессия1..2..n>, то кто будет заниматься <профессия1>?"
Никто. И это прекрасно. Потому что "чем хуже, тем лучше"©.
Это (при условии, что вот реально все встали и ушли) приведёт сначала к параличу системы, а затем к её скорой перезагрузке. А пока "за забором очередь", да ещё и не за забором вот так все думают, ничего точно не изменится. Ведь обратная связь на данный момент - исключительно в виде лёгкого нытья, на которое никто никогда внимания не обращал и не будет, ведь есть статистика, по которой всё, в целом, терпимо.

3

Elen, почему меня-то спрашиваете? Я только за, чтобы были отличные условия для учителей, чтобы детей учили самые достойные.

3
Герой реалити

16.01, 09:23

Йцукенберг, с нами, учителями, всё так. Причины могут быть самые разные. За себя могу сказать, что я просто хотела в детский коллектив. Мне никогда не хотелось общаться с взрослыми, а с детьми очень даже. Вот выбор и случился.

0

Йцукенберг, это работало до 2010 года, сейчас и зарплаты, и мотивация совсем другие

0

Златеника, это, видимо, только в РФ так))

0
Сообщник

16.01, 17:33

Йцукенберг, очень однобокое и глупое мышление, много людей действительно горят этой профессией и любят работать с детьми

0

Сообщество