Как я прошел 10-дневный курс випассаны в Подмосковье
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография
Предыстория
В середине весны я вернулся из длительного одиночного путешествия по Индии и Непалу. Покидая удивительную страну, я четко для себя решил — необходимо распутать оставшиеся "кармические" узлы. Индия — страна древних традиций, влияние которых на физиологию, биохимию и — соответственно — психику и нервную систему, даже самый отбитый скептик не рискнет оспаривать. Скорее промолчит. Так вот, вернувшись в снежный российский апрель, я приступил к делам. Но у Вселенной, как говорится, были свои планы на этот счет. Меня попросту вышвырнуло на обочину: я тщетно искал жилье в Петербурге и Москве, жил в отелях и хостелах, у друзей (за что огромное всем спасибо!). И спустя какое-то время скитаний, задумался: а все ли обязательства я выполнил?
В ноябре 2022 года я записался на курс випассаны в Ленобласти, но в последнюю неделю испугался и отменил поездку. Вместо этого я заперся дома, отказался от интернета, принял веганство и старательно обходил всякое общение стороной. Медитировал, как умел. Затворничество пошло только на пользу, однако чувствовалось некое "читтерство" и недосказанность.
Летом 2023 года я решил попробовать монастырской жизни на вкус, изучил теоретическую часть, почитал отзывы опытных мирян. Но и тут я нашел оправдание собственной слабости и не поехал. Напряжение нарастало и уже к августу я знал — Индия меня ждет. Там — представлял я себе — удастся вписаться в волонтерские программы, в монастырь (ашрам), на курс випассаны. Не буду говорить, что Индия внесла существенные коррективы в мои планы. Скажу только, что я избавился от представлений и планирования вообще, чему безусловно рад. Из всех многочисленных писем и запросов в ашрамы, волонтерские организации и прочие святые места, мне ответили только из центра випассаны. Записаться мне удалось, однако позже пришло уведомление, что курс сменил резиденцию. Та находилась совершенно в другом направлении. Даже будучи хорошо ориентированным в картографии и зная маршруты, туда попасть удается разве что местным жителям. Но это совсем другая история.
После безуспешных поисков жилья в России, я направил анкеты вначале в Валаамский монастырь, а затем и в центр медитации Дхамма Дулабха в Подмосковье. Когда я покидал Валаам, то получил на почту ответ: меня внесли в лист ожидания на курс. Оставалось подождать пару недель и привет десятидневная практика медитации. Я и не подозревал, что меня ждет. Но я, кажется, говорил, что избавился от представлений?
Кратко о випассане
Традиция випассана-медитации возникла 2500 лет, как универсальное средство избавления от физических и ментальных недугов, то есть от страданий. Изначально практика упоминается в Палийском каноне — собрании священных буддийских текстов (сутта, или сутра) на языке пали. Тексты представляют собой лаконичные, отрывочные высказывания, иногда в афористичной форме, богатые образами и символами и затрагивают широкий спектр знаний. Буддийские сутты построены в форме диалогов и бесед, в которых Будда как правило излагает суть учения своим ученикам.
Будда употребляет словосочетание "випассана-бхагавана", что означает "развитие видения-как-есть", то есть объективного взгляда на суть вещей и явлений. Практикующий випассану рано или поздно приходит к осознанию всех процессов через понимание принципа непостоянства — аничча. Все в мире имеет свое начало и свой конец, кроме страданий, который мы всячески преумножаем. Страдания происходят по двум причинам — влечение и отвращение. Эти две причины практикующий стремится устранить на глубинном подсознательном уровне через телесные ощущения. Ощущения рассматривают двух видов — грубые и тонкие. К первым мы испытываем отвращение, ко вторым — влечение. А это ведет к зависимости от страданий. Ну и так далее. Конечная цель — избавиться от неведения и просветлиться. Или попросту научиться искусству жизни.
Практику випассаны дают, как преподавал ее мирянин С. Н. Гоенка. Индиец по происхождению и индус по вероисповеданию, Гоенка-джи родился в Янгоне (Бирма), в семье богатого промышленника (стоит отметить, что сам Гоенка был против какого-либо проявления культа личности, поэтому информации о нем не много) и к двадцати годам успешно вел дела как в родной Бирме, так и за рубежом. Вскоре он столкнулся с проблемой отчуждения. Тело отреагировало сильнейшими мигренями. Гоенка-джи консультировался у европейских и японских врачей (в Японии находилось крупное представительство компании), но кроме "подсадки" на сильный обезболивающий препарат опиатной группы, ничего не последовало.
Позднее до него дошли слухи о человеке, который преподает випассану, а по совместительству является министром финансов Бирмы. Это был удивительный человек, излечивший премьер-министра и все правительство от всякого рода зависимостей. Он великолепно справлялся со службой в министерстве финансов и возглавлял еще четыре, вверенных ему. Его звали Саяджи У Ба Кхин. Он унаследовал практику от буддийских монахов и открыл центр медитации в Бирме.
Гоенка-джи признается, что после двух дней практики, он принял решение сбежать. Остаться его уговорила одна из медитаторов. После прохождения третьего дня, Гоенка-джи остался учеником Саяджи У Ба Кхина на целых 14 лет, а после стал распространять учение. Вначале под его руководством открылся центр в северной Индии. Таким образом, согласно пророческим словам Будды, спустя 25 веков практика вернулась на родную землю. Началось благородное шествие Дхаммы по планете. Гоенка лично обучил десятки тысяч человек, а после начал готовить учителей. Под его непосредственным руководством центры создавались едва ли не во всех странах мира. Он говорил, что представляет традицию, идущую от Будды, а Будда никогда не учил религии, буддизм не был и сектой. Он учил универсальной Дхамме — пути освобождения от страданий, зависимостей и рабства. Вне зависимости от происхождения, вероисповедания, места жительства и размера кошелька, випассана доступна каждому. "Вместо того, чтобы обращать людей из одной религии в другую, нам нужно постараться обратить людей из страдания в счастье, из рабства в свободу, из бессердечия в сострадание," — говорил С. Н. Гоенка. И сегодня, когда мир вновь охватила тьма, нам так необходим свет Дхаммы, несущий любовь, гармонию и покой.
О центре, практике и расписании
Личный опыт. Что я знал и чего не знал перед поездкой? Я знал, что практика очень популярна во всем мире. Что практикуют випассану не только буддисты. Что проживание, питание и обучение медитации абсолютно бесплатно. Что центры существуют на пожертвования счастливых, освободившихся от страданий, студентов. Еще я знал, что в центр регулярно набирают служащих, и это является лучшим пожертвованием.
А вот чего я не знал: что практика куда сложнее, чем может показаться; что медитировать приходится по 10 и более часов; что столкновение с собственным глубинным мраком неизбежно (благо там не так много); что я не обладатель высшей концентрации, но вполне могу обходиться без разговоров и даже получать удовольствие от молчания.
В общем я наскоро собрался и отправился в деревню Авсюнино, что находится в двух часах езды от Москвы неподалеку от Шатуры. По приезду я почувствовал то, что называют "намоленностью" места. Вибрации от людей исходили максимально позитивные, никакой суеты, паники, шума. В центре царил покой. Территория поделена на две части — женскую и мужскую. Общие помещения столовая (женская и мужская половины разделены плотной занавеской), она же организационный центр, и медитационный зал. Народу приехало много, около ста человек старых и новых студентов. Под старыми понимаются все, кто прошел хотя бы один 10-дневный курс.
Вначале ученики заполняют анкеты и подписывают бумагу, что не страдают психическими или нервными расстройствами (центр не берет на себя ответственность). После заполнения необходимо сдать ценные вещи и телефоны в камеру хранения. Это делается для того, чтобы ничто не отвлекало от практики. Ученикам выдают ключ от ящика и бумажку с указанным номером корпуса и комнаты. Мне, что называется, "улыбнулась карма". Комната досталась отличная, одиночная, с собственным туалетом и душем. Ничего не имею против общежитий, но после моих длительных странствий, хотелось провести практику не озираясь на лишний шум.
После заселения мы поужинали и прослушали небольшую лекцию о внутреннем расписании. В 18.00 нас пригласили на первую общую медитацию в зал. Зал большой, хорошо вентилируется и оснащен мощными кондиционерами и отоплением. После часовой практики наступило Благородное молчание. Слова, жесты, обмен записками, физические контакты отныне запрещены. Исключение составляют вопросы учителю и менеджерам курса. Менеджер центра сказал во время собрания великую вещь: у вас есть два наиболее разумных решения — уехать сейчас и остаться на все 10 дней. Так начались тяжелые трудовые будни.
Распорядок
День ученики преимущественно проводят в медитации. Это далеко не так просто, как может показаться.
Подъем в 4.00 утра и спустя полчаса звучит призывный гонг на двухчасовую самостоятельную медитацию, которую можно проводить как в общем зале (рекомендуется), так и в комнатах. В течение дня ученики посещают три общих, обязательных медитации — в 8.00, в 14.00, в 18.00. В 19.00 ежедневная полуторачасовая лекция, после которой еще одна короткая медитация до 21.00. Отбой в 21.15 — 21.30, кому как вздумается.
Меня, как человека, чей сон не назвать стабильным, вырубало около 21.30.
Приемы пищи: завтрак в 6.30, обед в 11.00, чай и фрукты (ужина нет) в 17.00.
Свободного времени фактически нет, но в целом, при отсутствии книг, телефонов etc, свободное время лучше использовать для уборки, стирки или прогулок по территории. В остальное практиковать. Иначе зачем мы здесь?
Медитация
Медитация проходит в тишине и под инструкции Гоенки-джи на английском, за которыми следует русский перевод. Первые два дня обучают анапане, или наблюдению за дыханием. Фокус внимания раз за разом сужается. Затем следует непосредственно випассана, смысл которой заключается в наблюдении за ощущениями на каждом участке тела. Нужно постоянно удерживать внимание, принимать и отпускать мысли, которые словно рой безумных пчел набрасываются на мозг, и хотя бы к середине курса научиться оставаться в исходном положении в течение часа и более.
Медитация предполагает исключительно сидячее положение. На полу в зале разложены тонкие маты с закрепленными за учениками номерами. В вестибюле перед входом лежат разнообразные подушки, деревянные скамейки для медитаций, пледы и дополнительные маты. На второй день, который по праву является одним из самых тяжелых, ученики начинают кастомизировать сидения из всего, что попадется под руку. Многие выстраивают настоящие троны и подобия диванов на квадратном метре пола. Сидеть час и более по силам далеко не всем. Лично я сменил несколько вариантов — от мягких, до аскетично жестких. В неизменном положении сидит только учитель (в передней части зала) и наиболее опытные студенты и служащие.
С первых дней мое тело начало всячески проявлять недовольство. Забытые боли, зуд, хрусты и скрипы сопровождались реакциями со стороны подсознания. Мои сновидения очень активны и я много лет записываю увиденное, это помогает справляться с проблемами в реальной жизни. В процессе випассаны на меня обрушились все кошмары из прошлого, буквально ретроспектива или мой личный топ худших. В переломный пятый день, я и вовсе стал невольным участником сцены из хоррор-фильма. Об этом я рассказывать не буду, очень страшно.
После пятого и шестого дней дело пошло вкривь и вкось. Мысли о побеге не оставляли, паранойя и страхи волнами накрывали меня. Я сомневался, молчаливо ругался, гневался и отрицал практику в первой половине дня, а ко второй успокаивался. Спасибо ежедневным вечерним лекциям. Они по-настоящему мотивировали, бодрили и дарили надежду. К тому же в них в общих чертах описывалось ровно то, что происходило со мной. И эта сопричастность вселяло веру. Иначе я бы свалил, а там будь что будет. Стоит ли говорить, что время тянулось бесконечно долго? Да, я прожил целую жизнь!
К десятому дню от скепсиса и гнева не осталось и следа. Не хотелось только нарушать благородное молчание. А утром 11 дня я пребывал в каком-то благоговении, с осознанием того, что все, с чем я столкнусь в жизни подвержено одному и тому принципу аничча, или непостоянства. "Если ощущение грубое, болезненное, примите его, но не цепляйтесь, не умножайте отвращения; если ощущение тонкое и приятное, также не привязывайтесь к нему, чтобы не порождать влечения", — говорил Будда.
Я описывал личный опыт и хотел избежать общей информации, которую каждый из вас найдет на сайте. Надеюсь, что описанный мной опыт поможет сориентироваться тем, кто давно хочет, но все еще в сомнениях насчет практики випассаны.
С удовольствием отвечу в комментариях на возникшие вопросы. А в следующей статье, расскажу о своем опыте трудничества в Валаамском монастыре.