Как я служил на курсе випассаны

3

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Аватар автора

Александр Листенгорт

Страница автора

Пройдя студентом свой первый курс Випассаны (по Гоенке) в прошлом году в Непале, я, вдохновившись работой тамошних служащих, решил обязательно поехать в следующий раз именно служить. Любой человек, прошедший хотя бы один 10-дневный курс Випассаны (курс полного молчания, 10 часов медитаций в день, лекций по буддизму, вегетарианского питания, подъёма в 4 утра и вообще, тотального погружения в мир собственных мироощущений, наблюдений и мыслей), получает статус "старого студента" и возможность послужить — частично, или полный 10-дневный курс.

Особенность подмосковной "Дхаммы Дуллабхи ("редкая Дхамма") в том, что совершенно всю работу на территории выполняют именно служащие. В большинстве стран мира повара, рабочие и другие — на зарплатах, а в задачу служащих входит, в основном, работа со студентами и осуществление посредничества между ассистентом учителя и студентами.

Здесь же служение охватывает весь центр (почти — есть всё же трое служащих на зарплате, ибо центр переживает глобальную перестройку и ведутся строительные работы).

1. Обязанности служащих на курсе

Я записывался на курс переводчиком. Первые три часа я регистрировал участников и уже даже поселился в бытовку для менеджеров. Но затем всё поменялось, по каким-то причинам, и назначили нового помощника менеджера, переводчик, уже когда-то работавший с учителем из Германии (Удо) уже был в центре, и мне сказали, что распределение иных обязанностей будет на следующий день. Обязанности, помимо менеджера-переводчика и помощника менеджера, такие:

  • вынос мусора (вывоз компоста — остатков еды — за территорию, вывоз любого иного мусора, смена мусорных пакетов и т.п.) — 1-2 человека
  • мойка посуды — 2 человека
  • должность повара (приготовление еды примерно на 120 человек) — 3 человека
  • нарезка овощей (кабачки, баклажаны, огурцы, помидоры, морковь, лук) — 2 человека
  • разносчик еды (выносит готовую еду от поваров в столовую студентам, приводит столовую в порядок, моет полы, протирает столы) — 2 человека (один на мужскую сторону, одна служащая на женскую сторону)
  • работа на территории (как правило, набирают из тех, у кого есть свободное время, и ещё 1-2 человека)
  • водитель — 1 человек (заказы на ВБ и Озоне, аптека, покупка продуктов, любые вопросы, где нужна машина)

Мне поручили вынос мусора и должность водителя, а несколько дней я был так же рабочим на территории и мойщиком посуды. Это хорошее испытание для эго: Вам может достаться совершенно любая "должность". Главное — желание служить. Служить с "меттой" — с безграничной любовью. Готовы?

В уме конечно промелькали мысли, мол, я записывался переводчиком, все дела, а по факту — строю фундамент из кирпичей и поддонов для будущего шалаша, выношу мусор в компост к местным ёжикам и мышкам, мою посуду в душном пространстве и езжу за хлебом. Но это ум. Душа ликует, когда есть новый опыт. Именно тот, который ей нужен в данный момент. В том и суть. С духовной точки зрения, я нашёл объяснение каждой из этих позиций. Точнее, не я, а мой ум. Душе не нужно объяснение, сам факт нового опыта это уже достижение.

2. Служащие тоже медитируют

Да, но если студенты медитируют 10 часов в день, то служащие — всего 3 часа в день — на групповых медитациях — в 8, 14:30 и 18, и ещё 15 минут "метты" — медитации прощения, любви и пожелания добра всем сущим — в 9 вечера. Однако, каждый служащий имеет право один день из десяти, при желании, побыть студентом — то есть, только медитировать и отдыхать. Это очень важный бонус, поскольку из-за большого объёма физической работы, работы в коллективе разных людей и мощных медитаций випассаны, в которых у каждого "выходят" свои подсознательные штуки, каждого служащего накрывает в определённый день — спасают сон, отдых, поддержка окружающих и, конечно, же, главного менеджера, который всегда относится с пониманием. Ведь служение имеет смысл тогда, когда оно идёт от сердца и с добрыми мыслями.

3. Что с сегрегацией

Мужчины и женщины так или иначе общаются и контактируют в общем пространстве — на кухне и в офисах. По правилам, общаться можно только на тему служения, либо Дхаммы, а все лишние разговоры и контакты просто не начинать. Это называется "благородная речь". Служащие, разумеется, следуют тому же Кодексу, какому следуют и студенты, но с несколькими отличиями, чтобы работа могла осуществляться. Как оно на самом деле — в разных коллективах и на разных курсах по-разному.

4. Общее дело

Все мы люди и каждый проходит свой опыт. Классно, когда мы в этом помогаем друг другу. Возникали разные ситуации, мы с пацанами садились, и обсуждали, на месте, первопричину происходящего в нас: реакции, убеждения.

Почему авторитет учителя подвергается сомнению? Вопросы к роли отца в детстве. Почему хочется привлечь внимание? Вопрос любви и внимания в детстве. Почему кто-то целенаправленно общается с девочками? Вопрос ожиданий и самоощущения. И так далее.

Это очень ценный опыт и, хотя служение оказалось ментально и физически в разы сложнее, чем просто студенчество, его определённо хочется повторить.

Бхавату Савва Мангалам — пусть все существа будут счастливы!

  • Алёна Фосо, дык я тут проходила все свои)) ну що ж, с возвращением) как тебе центр?)3
  • Александр ЛистенгортАлёна, все служения, все "посиделки", или вообще всё? :) Центр изумительный, туда хочется вернуться. Мощное и светлое место, со своими нюансами, как и везде. Чудесные менеджеры. Но, скажем, в Непале служащие имеют равные полномочия - и на кухне помогают, и в зале, но в основном, тусят на улице, улыбаются студентам, общаются с ними по всем вопросам и провожают в зал, или в комнату. Или же выпроваживают оттуда :) Здесь же только у 2 менеджеров (не считая главного) было право общаться со студентами, а все остальные заняты серьёзной физической работой на территории. Это интересная разница3
  • РомкаСвет Мир!0