Бюджеты
2K

«Задача — увеличивать капитал»: я веду семейный бюджет по аналогии с бюджетом акционерной компании

2

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Система

Недавно одна из дочерей неожиданно озадачила меня вопросом: «Что я думаю о том, как правильно вести семейный бюджет?». Первый ответ, который пришел мне в голову: «Не учите меня жить, лучше помогите материально!». Многочисленные блоги, подкасты, форумы, книги в твердых и мягких обложках лично меня приводят только к одному выводу: «У всех все по-разному!». Не стоит браться даже за перечисление факторов, от которых зависит выбор ведения семейного бюджета — их список бесконечен.

Я не знаю, как правильно вести семейный бюджет! Увы… Но, зато я знаю, какие общие правила есть для составления и ведения бюджетов для разных компаний. И я подумал, что семья очень похожа на акционерную компанию. Разве не так? Со своими акционерами, советом директоров, исполнительным руководством, источниками дохода, инвестиционной стратегией, краткосрочными и долгосрочными целями. И, конечно, бюджетом!

В самом деле. У семьи есть «акционеры», их может быть разное количество. Супруги, дети, возможно, родители. Есть акционеры «с правом голоса, а есть «без» (например, маленькие дети). Есть «уставной капитал» — то, что было у членов семьи при ее создании. Есть «собственный капитал» — то, чем обладает семья в данный момент. Он, как у любой компании может быть больше УК — значит, семья «зарабатывает», или меньше УК — значит, семья «проедает». Есть долгосрочные инвестиционные цели — купить квартиру, дом, накопить на обучение детей. Есть «основные средства» — недвижимость, машины, другая собственность. Есть «оборотные активы» — деньги, накопления, предметы быта, одежда. Есть «долговые обязательства» — кредиты, аренда чего-либо, займы. Есть «выручка» — семейный доход, и «прибыль» — то, что остается.

Перечень аналогий можно «расширять» и «углублять», но смысл остается. И получается, что задача управления финансами семьи, как и задача управления финансами компании — увеличивать собственный капитал. Согласны???

Итак, управление финансами в семье = управлению акционерным капиталом компании! Если это так (а я думаю, что очень похоже), то ведение семейного бюджета можно хотя бы в общих чертах пробовать строить по принципам ведения бюджетов вообще. И вот тут я могу дать несколько советов.

Расходы

Обычно, бюджет расходов состоит из 3-х составных частей (сразу оговорюсь, что я буду сильно упрощать, но, надеюсь, без потери смысла):

  • обязательные платежи (в т.ч. финансовые обязательства);
  • инвестиции;
  • текущие расходы.

Попробуем переложить это на вариант с семейным бюджетом.

Обязательные платежи. Расходы, которые уже предопределены: квартплата, налоги, платежи по кредитам (если есть), аренде, за обучение. Как правило, это платежи по уже имеющимся договорам (обязательствам).

Инвестиции. Крупные покупки, на которые надо откладывать деньги, сбережения, вложения в бизнес (если есть). Есть два основных подхода к формированию этой статьи:

  • сколько нужно накопить (цель известна, под нее ставится задача);
  • сколько можно накопить (цель выбирается, исходя из возможного бюджета).

Текущие расходы. Самая «активная» часть бюджета. Здесь отражаются расходы «каждого дня», которые могут быть больше или меньше — в зависимости от потребностей, желаний и возможностей. В быту — это еда, одежда, бытовые покупки, досуг.

Как правило, бюджет планируется именно в такой последовательности. Я лично был свидетелем того, что в компании, которые до сих пор не ведут бюджет (а такие еще есть), расходы по факту осуществляются в другом порядке:

  • текущие расходы — по мере их возникновения;
  • обязательные платежи;
  • инвестиции (если останутся средства).

Честно говоря, каждый раз убеждался в том, что это не лучший вариант. Потому что важные вопросы, влияющие на будущее (мы называем их «инвестиции») решаются по штатному принципу.

Распределение ответственности

Обычно в компаниях за разные статьи бюджета отвечают разные подразделения. При управлении семейным бюджетом тоже можно распределить ответственность. Например:

  • кто-то отвечает за «инвестиционную» часть — накопления и крупные траты;
  • кто-то — за статью текущих расходов;
  • кто-то (наиболее ответственный) — за контроль обязательных платежей.

По себе знаю, что такое распределение не позволит никому из членов семьи чувствовать себя оторванным от решения финансовых вопросов.

И еще две аналогии. Бюджеты компаний утверждаются по-разному. Иногда это делает директор («глава семьи»), иногда — Совет директоров (супруги вдвоем). Это даже не так важно.

Не так важна и частота «утверждения бюджета». Обычно инвестиционная часть планируется на год, а текущие платежи — помесячно, чтобы ничего не забыть. Важно, чтобы бюджет был хотя бы частично открыт для всех «акционеров» — членов семьи. Даже детям можно и нужно приоткрывать какие-то моменты — когда появятся деньги на новый телефон, или компьютер, сколько семья в состоянии потратить на обучение и т.д. Это укрепляет доверие и уменьшает количество «недосказанности» внутри семьи. Не будем забывать, что политика информационной открытости — одна из основ Кодекса корпоративного управления!

И вторая аналогия. Бывает полезно и даже интересно время от времени проводить своего рода оценку финансовых активов семьи. Самый простой пример. Новая машина через год после покупки, скорее всего, будет стоить дешевле, квартира, купленная на стадии строительства, возможно, вырастет в цене, а новую мягкую мебель, наверное, можно не считать за актив. Таким образом, можно примерно понимать, увеличивается или нет финансовый капитал вашей компании под названием «Семья»

Заключение

И самое главное! В России это пока не очень распространено, но у большинства приличных международных компаний в расчет активов берется такое абсолютно нематериальное понятие, как Goodwill — репутация компании. Я искренне желаю всем нам — «акционерам» своих семей, в первую очередь роста именно этого показателя!!!

Финансовых успехов и нефинансовых радостей!!!

Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество