Как я добровольно сходил на концерт «Новых русских бабок» в 2022 году — и что там увидел
В десять лет я посетил свой первый концерт «Новых русских бабок» — и был жестоко обманут.
В тот момент по стране гастролировало несколько составов комедийного дуэта. В главном выступали «настоящие» бабки — актеры Игорь Касилов (Цветочек) и Сергей Чванов (Матрена). Именно их показывали по телевизору в «Кривом зеркале», «Смехопанораме» и «Шутке за шуткой».
А вот в небольшие курортные города приезжали совсем другие артисты. Они также использовали образы Цветочка и Матрены. Мне хватило минуты, чтобы распознать самозванцев и нажаловаться маме. Но я все равно досмотрел концерт и решил, что когда вырасту, обязательно схожу на выступление реальных бабок. Это и правда случилось — через 18 лет, в другом курортном городе — Светлогорске.
Сейчас расскажу, во сколько мне обошелся концерт, из чего состоит репертуар дуэта и стоит ли ходить на бабок в 2022 году.
💵 Сколько стоил концерт и где он прошел
Концерт прошел 25 июня в светлогорском комплексе «Янтарь-холл» на берегу Балтийского моря. Зал вместимостью две тысячи человек был заполнен почти целиком. Среди зрителей в основном пенсионеры на отдыхе. Многие привели маленьких внуков, несмотря на возрастное ограничение 16+.
Я купил себе и жене два билета в амфитеатр по 1500 ₽ через «Яндекс-афишу». Еще 300 ₽ ушло на комиссию за работу сервиса. При этом билеты на сайте «Янтарь-холла» в день концерта стоили от 2300 ₽. Места за 1500 ₽ были недоступны.
Перед покупкой билета я перепроверил, что точно иду на выступление Касилова и Чванова. Оказалось, «Новые русские бабки» ведут телеграм-канал, где публикуют анонсы концертов, загадывают загадки про блох и разыгрывают сценки от лица Цветочка и Матрены. В канале можно найти афишу актуальной концертной программы — это позволило верифицировать выступающих.
🎤 Что показывали на выступлении
Концерт шел почти два часа без перерывов. Перед началом по кругу играл трек «Бабушка» группы «Любэ». Первые ряды хором подпевали. Милая и спокойная песня резко контрастировала с содержанием выступления. «Новые русские бабки» бесновались, кричали, называли себя тварями и гадинами.
В первые 15 минут Цветочек и Матрена настойчиво предлагали пососать — сначала друг другу, потом зрителям. Формально речь шла о сосательных конфетах и «отсасывании космической энергии» во время занятий йогой. Но читалась шутка иначе. Зрители были в восторге — кроме тех, кто закрывал уши детям.
По ощущениям, живые выступления бабок сильно отличаются от прилизанных телеверсий. Героини используют более грубую лексику, которую обычно слышишь от неформатных стендаперов, а не от звезд российской эстрады.
При этом «Новые русские бабки» обходятся без обсценной лексики. Они просто делают выразительные паузы и предлагают зрителям самим подставить недостающее слово. Исключение — основанные на созвучии шутки вроде «они там совсем уху ели» в лучших традициях песни Стаса Костюшкина «Я бальник».
Репризы в концертной программе «Комиксы» жесткие и пошлые. Пару раз за выступление бабки имитировали пускание газов друг в друга и называли это «перенаправлением потоков».
В одной из сценок Цветочек делала садку на ногу Матрены, при этом подвывала и изображала обезьяну. Кроме того, Цветочек неоднократно разворачивалась спиной к залу и демонстративно чесала зад под причитания Матрены. Зрителей такие шутки не смущали — наоборот, раззадоривали.
🤡 Как зал реагировал на концерт
Перед выступлением организаторы просили не отключать мобильные телефоны и предложили посильнее выкрутить вибрацию, чтобы «достать» соседей по залу. Они также разрешили снимать бабок на камеру и выкладывать видео в соцсети.
Это меня удивило: современные стендаперы, наоборот, требуют спрятать телефоны и ничего не снимать, чтобы сотрудникам Центра по борьбе с экстремизмом было труднее провести проверку их шуток. Но в случае с бабками такой ход сработал на ура. Зал светился от включенных устройств: посетители, хохоча, документировали каждую репризу.
В особый восторг зрителей привело взаимодействие артистов с залом. Ближе к концу выступления бабки открыли бутылку алкоголя, разлили по стаканам и выборочно раздали первому ряду. Женщина во втором ряду возмутилась и громко потребовала себя угостить. Но бабки были бескомпромиссны. «А вот надо было брать билет в первый ряд!» — пристыдили зрительницу актеры, которые до этого строго следовали сценарию.
Музыкальные номера моим соседкам по зрительному залу не понравились. Пенсионерки обвинили Касилова и Чванова в пении под фанеру. И на десять минут даже прекратили хлопать и снимать. Их внимание вернул скетч про газлайтинг.
По сюжету бабки много лет писали друг другу письма на 1 апреля от лица живущего во Франции внука и отбывающего срок мужа. В этой сцене вечно ругающиеся Цветочек и Матрена впервые предстают с человеческой стороны — одинокими бабушками, которых бросили близкие. Сразу понимаешь, почему героини держатся вместе несмотря на все ссоры. Они вступили в созависимые отношения, основанные на буллинге и редких случаях безусловной поддержки.
Это самый трогательный скетч концерта. Во всех остальных Цветочек и Матрена систематически унижают друг друга, особенно когда речь заходит о выборе нижнего белья или подарков зятю.
Увы, сценку с письмами поставили в середину концерта. Хотя она могла бы стать эффектной и драматичной точкой в программе. Вместо этого выступление заканчивается музыкальным номером про кафе Матрены, где травят посетителей несвежим мясом.
Прочие скетчи и шутки вызывали у меня чувство неловкости. За концерт я раз десять задавался вопросом, что тут забыл и зачем привел сюда жену. В течение выступления она закрывала лицо руками и подвывала, как Цветочек во время садки на ногу. Но мы досидели до конца.
🧠 Насколько актуальны шутки «Новых русских бабок»
В основном Касилов и Чванов шутили на бытовые темы. Были скетчи про ненависть к опостылевшим зятьям, отсутствие секса и разные конфликты между Матреной и Цветочком. Шутки показались устаревшими. Героини танцевали под Gangnam Style 2012 года и разве что один раз затронули тему вакцинации — без прямого упоминания коронавируса.
Политических тем дуэт не касался. Бабки проигнорировали события 24 февраля, как, впрочем, и всех последних лет двадцати. Как и в нулевые, актеры пародировали Николая Баскова и трясли транспарантами с Евгением Петросяном.
При этом с начала 2000-х кое-что в творчестве бабок все же поменялось. Например, на костюмах артистов появились российские флаги. А еще после каждого скетча Цветочек убегала со сцены с криком «А женщины лучше-е-е!». Почти что комментарий на тему феминизма.
🤔 Стоило ли оно того
Спустя 18 лет я наконец закрыл гештальт. Но какой ценой: мне долго пришлось извиняться перед женой, которая в течение двух часов пыталась не провалиться под землю от стыда. Я наврал ей, что поход на концерт — задание Т—Ж.
Второй раз на «Новых русских бабок» я не пойду. Даже несмотря на то, что мои любимые комики вроде Дениса Чужого переехали в другую страну и больше не выступают в России. Тем не менее этот опыт я никогда не забуду. Все же это отличный повод для шуток на посиделках с друзьями. Повторять не рекомендую.
👍 Плюсы концерта «Новых русских бабок»:
- Закрыл гештальт.
- Укрепил брак.
👎 Минусы концерта «Новых русских бабок»:
- Отдал больше трех тысяч за концерт.
- Два часа выл, как Цветочек.
- Увидел бабок без косынок и расстроился.
Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult.