«Россия лучше, чем видится из Москвы»: финал сериала о путешествии по стране

270
«Россия лучше, чем видится из Москвы»: финал сериала о путешествии по стране

На протяжении 11 серий Т⁠—⁠Ж подробно рассказывал о путешествии читателя на машине из Москвы во Владивосток и обратно.

В финальной серии Денис Митрофанов делится наблюдениями о России, называет самые красивые и интересные, по его мнению, места, наиболее унылые города и разочаровывающие достопримечательности и считает, во сколько ему обошлась поездка.

📌 Москва — Владивосток — Москва

🚗 26 033 км

🪆 31 город

🏠 45 отелей, хостелов, турбаз и квартир

💸 Расходы за 75 дней: 278 676 ₽

Аватар автора

Денис Митрофанов

проехал из Москвы во Владивосток и обратно

Страница автора

Мое путешествие из Москвы во Владивосток и обратно продлилось с 29 июля по 11 октября 2021 года. Я ехал на две недели дольше, чем планировал. Почти все увиденное превзошло мои ожидания. Я сделал немало позитивных открытий о стране, превысил бюджет почти на треть, но смог заработать в пути.

Напомню, с чего все началось. Летом 2021 года я уволился и решил исполнить свою мечту — отправиться на автомобиле на другой конец страны. Я не сильно готовился к поездке: составил в общих чертах маршрут, определил бюджет — 3000 ₽ в день — и решил, что 60 дней мне хватит на все.

До этого я прилично покатался по миру, посетил 25 стран, но в России в основном ездил по югу и не был нигде восточнее Казани. Было очень интересно увидеть большую часть страны и превратить легендарные регионы и города из названий на карте в реальность и впечатления.

Поездка развеяла массу стереотипов: в реальности Россия гораздо лучше, чем видится сквозь негативные ложные установки из Москвы. Например, казалось, что не бывает архитектуры и музеев лучше, чем в столице, что на москвичах везде пытаются нажиться и нещадно лупят палками в каждом дворе, что дороги и цивилизации за Байкалом попросту нет, поэтому нужен набор выживальщика, непременно с канистрой для бензина. Все это не так. Страна прекрасна, многогранна и интересна. Путешествовать по ней проще, чем кажется, и многие места достойны неоднократного посещения.

Саму поездку я тоже рисовал себе совсем не такой, какой она оказалась. Вот основные противоречия между ожиданием и реальностью.

ОжиданиеРеальность
На трассе везде есть интернетИногда есть, но чаще нет
Буду слушать в пути Дудя, лекции и уроки английскогоДаже не попытался
Буду читать по вечерам книгиОткрыл книгу пару раз под конец поездки
На природе буду ночевать в палаткеОдин раз ночевал, промок и больше не пытался
Помимо текстов для Т⁠—⁠Ж и телеграм-канала буду писать посты в инстаграм и на «Пикабу»Т⁠—⁠Ж и «Телеграм» осилил, остальное нет
Времени хватит на все и еще останетсяВремени на все очень мало
Будут конфликты с местнымиВезде чувствовал себя безопасно
В регионах повсюду тлен и разрухаГораздо чаще было ощущение обновления, энергичности, движения
Интерес к поездке не угаснетИнтерес не угас, но накопленная усталость на обратном пути затмевала впечатления
ПотолстеюПохудел

ОжиданиеРеальность
На трассе везде есть интернетИногда есть, но чаще нет
Буду слушать в пути Дудя, лекции и уроки английскогоДаже не попытался
Буду читать по вечерам книгиОткрыл книгу пару раз под конец поездки
На природе буду ночевать в палаткеОдин раз ночевал, промок и больше не пытался
Помимо текстов для Т⁠—⁠Ж и телеграм-канала буду писать посты в инстаграм и на «Пикабу»Т⁠—⁠Ж и «Телеграм» осилил, остальное нет
Времени хватит на все и еще останетсяВремени на все очень мало
Будут конфликты с местнымиВезде чувствовал себя безопасно
В регионах повсюду тлен и разрухаГораздо чаще было ощущение обновления, энергичности, движения
Интерес к поездке не угаснетИнтерес не угас, но накопленная усталость на обратном пути затмевала впечатления
ПотолстеюПохудел
29 июля, начало пути. Впереди тысячи километров, а я еще бодр и энергичен
29 июля, начало пути. Впереди тысячи километров, а я еще бодр и энергичен
11 октября, финиш. Тысячи километров позади, я теперь мудр и спокоен. Триммер умер, завещав мне быть похожим на Федора Конюхова, — я не брился всю дорогу от Владивостока до Москвы
11 октября, финиш. Тысячи километров позади, я теперь мудр и спокоен. Триммер умер, завещав мне быть похожим на Федора Конюхова, — я не брился всю дорогу от Владивостока до Москвы
1/2
29 июля, начало пути. Впереди тысячи километров, а я еще бодр и энергичен
На багажник я лепил наклейки регионов и городов, которые проезжал. После пробега машина стала такой яркой, что теперь их жалко снимать
На багажник я лепил наклейки регионов и городов, которые проезжал. После пробега машина стала такой яркой, что теперь их жалко снимать

Маршрут

Мой маршрут вкратце был таким: Москва — Чебоксары — Набережные Челны — Ижевск — Пермь — Екатеринбург — Тюмень — Омск — Алтай — Ачинск — Красноярск — Абакан — Ергаки — Красноярск — Иркутск — Ольхон — Улан-Удэ — Чита — Ерофей Павлович — Благовещенск — Биробиджан — Хабаровск — Владивосток — Байкальск — Нижнеудинск — Томск — Новосибирск — Челябинск — Таганай — Златоуст — Уфа — Самара — Тольятти — Казань — Нижний Новгород — Москва.

Где-то я пробыл всего день или ночь, а где-то задерживался подольше. Четыре дня я провел в Екатеринбурге, трижды заезжал в Красноярск, и он мне не надоел, два дня с удовольствием провел в Иркутске. Пять дней мы катались по Алтаю с приятелем, который прилетел в Новосибирск и присоединился ко мне на пару недель поездки. На три дня я застрял в Саянах. Дольше всего — восемь дней — пробыл во Владивостоке.

Мой маршрут по России
Мой маршрут по России

На дорогу всегда уходило больше времени, чем показывал навигатор. Остановки на перекус, фото, заправки, отдых длятся дольше, чем планируешь в теории. Вообще время в поездке оказалось очень ценным ресурсом. Мне казалось, что его у меня в избытке, ведь я не привязан к четкому плану. На деле всегда приходилось выбирать что-то одно: нормально поесть, нормально поспать восемь и больше часов, поработать над постами или погулять по округе.

Обратный путь не так интересен. Дорогу от Владивостока до Омска приходится проезжать по второму разу: другой трассы нет. Я думал отправить машину автовозом в Новосибирск, а самому прилететь туда из Владивостока на самолете. Но оказалось невыгодно: перевозка стоила от 50 000 ₽, авиабилет — еще 29 000 ₽. В итоге до Томска я ехал в режиме дальнобоя, с остановками только на ночевку и заправку, за неделю промчал 5600 километров.

В целом мой маршрут был оптимальным. Возможно, стоило выехать на пару недель раньше, чтобы избежать холодов на обратном пути. Зато я увидел два сезона: зеленое лето и золотую осень. Оба прекрасны. Единственная небольшая ошибка — неправильная логистика на Алтае: приходилось иногда несколько раз ездить по одной и той же дороге. Но места там очень красивые, так что не считаю это досадной неудачей.

Дороги

Хотел бы я сказать, что дороги превзошли мои ожидания, но нет. Трассы по всей стране оказались примерно одинаковыми — что в Подмосковье, что на перегоне от Хабаровска до Читы, за некоторым исключением. Качество в основном на тройку. Но везде идет ремонт или стройка, а значит, дороги станут ровнее.

За пределами городов лучшие трассы — Чуйский тракт и отрезок Новокузнецк — Кемерово. Худшие — на острове Ольхон и между Улан-Удэ и Читой, где множество ремонтов.

В любом городе абсолютно идеальное и качественное покрытие может подкинуть сюрприз в виде ямы. Лучшие дороги в городах, на мой взгляд, в Челябинске и Тюмени. Худшие — в Иркутске и Улан-Удэ.

В пути я стал иначе воспринимать расстояния. Сделать крюк в 100 километров близ Иркутска кажется в разы легче, чем проехать 100 километров по Подмосковью, и я без сомнений ехал смотреть достопримечательность или сворачивал в Благовещенск поглазеть через реку на Китай, хотя это прибавило мне лишние 300 километров. В Москве я несколько раз думал, прежде чем поехать куда-то за 20—40 километров.

Отличные дороги, перевалы, горы и реки — все это ждет на Чуйском тракте
А это ремонты за Улан-Удэ
Дорога-терка на Ольхоне

Автомобиль

Доехать до Владивостока без проблем можно почти на любой легковой машине. Мой автомобиль Опель Астра 2013 года показал себя с наилучшей стороны. Ничего серьезного в пути с ним не произошло.

Во Владивостоке я прошел техобслуживание с заменой масла и фильтров. Еще делал три диагностики ходовой в Иркутске, Владивостоке и Омске: меня беспокоили шумы в подвеске. По итогам в машине заменили левую переднюю ступицу. Еще обновили задние тормозные колодки, чего можно было не делать, — это уже была моя личная паранойя. Однажды перегорела пара лампочек, которые я сам успешно заменил, а также лопнуло колесо, и я поставил запаску.

Опель отлично справился с поездкой, но по приезде меня ждал сюрприз
Опель отлично справился с поездкой, но по приезде меня ждал сюрприз

Я заправлялся бензином АИ-95, который был везде, даже на трассе «Амур». Канистра мне не пригодилась: заправки есть через каждые 50—150 километров. Самый дешевый АИ-95 был в районе Томска — по 46 ₽ за литр, самым дорогим я заправился где-то в центре трассы «Амур» — по 58 ₽ за литр. При этом в 30 километрах от этой дорогой станции был бензин по 50 ₽ за литр.

Самое интересное ожидало меня по приезде в Москву после визита в сервис на полную диагностику. Когда получил чек за ремонт, пришлось смешать себе валерьянку с корвалолом, но не взбалтывать: цена работ и запчастей приблизилась к 130 000 ₽. Конечно, часть их связана не только с поездкой, но и с износом и возрастом машины. Но больше 50% стоимости ремонта — это итоги путешествия.

Таких последствий поездки я не ожидал. В этом чеке не все расходы, дополнительно я покупал детали примерно на 11 000 ₽
Таких последствий поездки я не ожидал. В этом чеке не все расходы, дополнительно я покупал детали примерно на 11 000 ₽

Города

Я посетил 31 город. Большинство, на мой взгляд, не имеют своего ярко выраженного образа, как, например, Санкт-Петербург: культурная столица, Эрмитаж, Нева.

У некоторых городов есть серьезное достоинство — близко расположенная природная достопримечательность. Например, Иркутску прибавляет очки Байкал, а Красноярск становится интереснее благодаря Столбам. Заскучав или осмотрев город, можно отправиться на природу.

Если друзья спросят меня, куда поехать в отпуск, я не смогу посоветовать, например, Читу или Новосибирск. Там нет каких-то туристических доминант, которые обязательно надо увидеть в жизни, нет яркой архитектуры, особой кухни и той атмосферы города, которая превращает отпуск в перезагрузку и отдых.

В моем рейтинге первая пятерка самых интересных городов такова:

  1. Владивосток. Он самый необычный. Вокруг сопки, море, форты, шикарные мосты и остров Русский.
  2. Красноярск. В нем понравилось сочетание современности и благоустройства с природой, широченный Енисей и национальный парк «Красноярские столбы».
  3. Екатеринбург. Там отличные граффити и архитектура, рядом Уральские горы, а в городе энергичный ритм.
  4. Самара. Ее достоинства — Волга и не испорченный новостроем старинный центр.
  5. Иркутск. В городе шикарное деревянное зодчество и Байкал по соседству.
Энергичный ритм Владивостока радует после размеренной дороги
Форты и мосты делают Владивосток не похожим на другие города
Красноярск превосходит ожидания
Набережная и благоустройство Красноярска нравятся с первой прогулки
Екатеринбург — это индустриальность и развитие во всей красе
За каждым углом в Екатеринбурге что⁠-⁠то интересное — то граффити, то необычный дом
В Самаре волжские пейзажи наполняют умиротворением
Уютный центр Самары располагает к неспешным прогулкам
В Иркутске притягивают взгляд деревянные дома

Встречаются и менее известные города, где неожиданно оказывается очень приятно и симпатично. Например, Абакан, где уютные зеленые улицы, много забавных памятников и прекрасный парк «Сады мечты». Образцом провинциального города я считаю Томск. В нем много деревянного зодчества в отличном состоянии, аккуратные улицы, удобные широкие тротуары, вымощенные плиткой, и нет такого ощущения уныния, как, например, в Омске.

Инфраструктура городов весьма очаговая. В одном квартале может быть невообразимо круто: лавочки, свет, удобные дорожки и качественное покрытие. А соседние улицы при этом будут напоминать декорации к фильмам о войне. По соседству с отличным отелем, где сделан ландшафтный дизайн территории, можно найти стихийную свалку. Поскольку цельности в инфраструктуре и облике городов нет, впечатления от каждого из них колеблются от ужаса до умиления.

Нигде не было ощущения, что я приехал в 19 век, где ходят в лаптях в обнимку с медведем и о сотовых телефонах слышали только по радио. Во всех городах есть прекрасные кафе, доставка, электросамокаты, маркетплейсы, сетевые магазины и возможность оплатить картой.

Историческую архитектуру почти везде ценят мало, обычно она в удручающем состоянии. Хотя там, где ее реставрируют, находиться очень комфортно: исторические здания создают особую атмосферу. Большинство современных городов похвастаться этим не могут. Например, в Челябинске из старой архитектуры почти ничего не осталось, а в Томске очень много красивых деревянных зданий.

Во время пеших прогулок я прослушал немало аудиолекций. История наших городов оказалась настолько богатой и захватывающей, что ее надо сохранять и популяризировать. Ею можно гордиться, она не менее интересна, чем европейская, и для меня в разы интереснее истории США.

Города, в которые я бы не хотел вернуться:

  1. Ачинск. Завод ощутимо загрязняет воздух, дышать там неприятно и делать совсем нечего.
  2. Нижнеудинск. Дороги и здания там знавали лучшие времена, но очень давно.
  3. Бийск. Скучно, даже ничего не хотелось фотографировать.
  4. Чита. Не нашел ни одной причины, чтобы туда вернуться. Только для ночлега на пути во Владивосток.
  5. Омск. Очень грустно смотреть на запущенный город-миллионник.
Ачинск: смог, туман, серость и развалины
Единственное фото из Нижнеудинска: гостиница, в которой я жил. Она находилась в полузаброшенной промзоне, но по городу я тоже покатался — он не лучше
Чита: пивные на каждом углу, застройка без изысков с оттенком уныния

Отели

Цены на жилье в разных регионах никак не соотносятся с его качеством. За 1000 ₽ в городах с одинаковым количеством жителей можно снять очень чистый, приличный номер с видом на лес, как в Томске, или ушатанную конуру, как в Улан-Удэ. Отель в Самаре за 1350 ₽ не был в три раза хуже отеля во Владивостоке за 4200 ₽ по комфорту и удобствам. То же и с хостелами.

Я практически не пользовался «Авито» и в основном бронировал на «Букинге»: это быстрее и можно получить кэшбэк, если бронировать через Путешествия. Один раз решил найти жилье на Airbnb, но в итоге хозяин так и не вышел на связь, а мне пришлось заново тратить время на поиски.

Сэкономить можно, если пользоваться палаткой или каучсерфингом. Но мой уровень комфорта оказался выше, и поэтому расходы на жилье занимают верхнюю строчку в таблице трат. За 2,5 месяца — 99 301 ₽, при этом самое дешевое жилье — хостел за 394 ₽, а самое дорогое — отель за 4200 ₽.

В Томске у меня был отель с садом в лобби
Отель «Визит Плюс» в Улан-Удэ с обшарпанными номерами и ароматом дешевых духов. Ручка двери обмотана полотенцем для дезинфекции. Логики в этом решении я не нашел
Владивосток: номер за 4200 ₽ с подогревом пола в ванной
Самара: номер за 1350 ₽ чуть меньше по размерам и без подогрева, но с тремя видами подсветки

Достопримечательности

Я посетил почти все, что хотел, кроме промышленных объектов: туристов туда только начинают пускать, большинство закрыты или принимают по предварительной записи. Во многие места хочу вернуться, посмотреть их в более спокойном темпе. В первую очередь это природа: Алтай, Саяны, Урал и Байкал. На месяц я готов уехать в Приморский край: вокруг Владивостока много красивых мест.

Наиболее впечатлившие меня природные места:

  1. Поля Хакасии. Это просто иллюстрация к строкам гимна «Широкий простор для мечты и для жизни».
  2. Саяны. Мощь и тоже просторы, умноженные на красоту гор.
  3. Алтай и Чуйский тракт. Любая точка там прекрасна.
Зеленые луга Хакасии, уходящие за горизонт
Поля Хакасии в окружении сопок
Зеркала озер в Саянах
Перевал Художников в Саянах
Алтай и окрестности Чуйского тракта
Алтай и Телецкое озеро

Мне нравится посещать промышленные объекты и разглядывать техногенные достопримечательности — от местных заводов до знаменитых мостов вроде хабаровского через Амур. Вот что больше всего запомнилось в поездке:

  1. Самое большое впечатление оставила автотрасса Москва — Владивосток и железнодорожный Транссиб, который половину пути идет рядом. То, что они существуют, содержатся в порядке и позволяют перевозить людей и грузы на девять с лишним тысяч километров, впечатлило больше, чем мост, завод или космодром.
  2. Саяно-Шушенская ГЭС. Она нереально огромная. Сложно представить, что это создано людьми.
  3. Завод «Магнезит». Он большой, выглядит современно, а вагонетки ездят с карьера на завод, как лыжники в горах на подъемнике. Карьер там нереальных размеров, судя по отвалам шлака. Почти все заводы которые я видел, впечатляют размерами и вызывают уважение как создание рук человеческих.
Главные транспортные артерии страны
Надпись «Россия»: 570 метров в длину, 52 метра в высоту, 9000 литров краски, неделя работы
Нельзя не отдать должное монументальности и циклопическим размерам наших заводов

Во многих туристических местах удручало, что желание местных заработать на туристах гораздо сильнее стремления благоустроить родные места и содержать свои же поселки в чистоте и порядке. Впервые это бросилось в глаза на Алтае, где природную красоту уродуют лавки с китайскими сувенирами, безвкусные кривые вывески, мусор. Это относится ко многим регионам, в том числе к Крыму и Прибайкалью.

Вот достопримечательности, которые меня разочаровали:

  1. Гейзерное озеро на Алтае. Слишком много людей на такую малышку.
  2. Кунгурские пещеры. Подсветка внутри портит впечатление. И цена слишком высока для такого места.
  3. Дацаны в Улан-Удэ. Ожидал большего.
Самое сложное — найти ракурс с минимумом туристов
Подсветка в пещерах даже через монитор режет глаза
Дацаны. Вроде и ничего, но за душу не берет

В городах я смотрел 3—5 достопримечательностей в день. Если посещать больше, это будет галопом и для галочки. Везде искал знаковый или необычный музей. Всего я посетил 18 музеев и выставок. Вот рейтинг тех, что я могу смело рекомендовать всем. Это лучшие примеры того, каким интересным и крутым должен быть современный музей:

  1. «Площадь мира» в Красноярске.
  2. Музей мировой погребальной культуры в Новосибирске.
  3. Ельцин-центр в Екатеринбурге.
  4. Музей археологического дерева в Свияжске.
  5. Музей-колония «Пермь-36» под Пермью.

Люди

Ни разу в поездке я не столкнулся с агрессией или хамством. Вообще я нигде не чувствовал опасности со стороны людей, хотя перед поездкой только ленивый не говорил о том, где в России основная концентрация бандитов и криминала.

Мне никогда не отказывали в помощи, если я ее просил, шли на контакт даже охотнее, чем в Москве. Всем было абсолютно все равно, откуда я, и даже шуток на тему зажравшихся москвичей я не услышал. Стереотип о предвзятом отношении к жителям столицы за ее пределами в моей голове развеялся.

Но к моему неприятному удивлению почти у всех моих собеседников в городах фоном сквозило негативно-иррациональное мнение: «У нас в городе хорошо не будет никогда, потому что страна такая». Хотя это были максимально позитивные, энергичные, отзывчивые люди, но при этом с такой пассивной жизненной позицией.

Самые интересные встречи, конечно же, были с путешественниками и автостопщиками. Я подвез 11 человек. У них, как правило, много необычных историй, например о том, как путешествовать без денег или пересечь Китай без знания языка.

Первые автостопщицы, которых я подобрал в районе Чебоксар. Девчонки планировали добраться до Байкала, но в итоге доехали до Саян и вернулись в Москву
Ребята-музыканты, которые доехали со мной от Екатеринбурга до Тюмени. Судя по их инстаграму, их бесконечное путешествие успешно продолжается
Одна из попутчиц — София, геолог из Москвы, возвращалась с музыкального фестиваля на Ольхоне

Расходы

Изначально я хотел укладываться в 3000 ₽ в день: 1000 ₽ на жилье, 1000 ₽ на бензин, 1000 ₽ на еду и прочее. Поскольку путешествовать я планировал два месяца, то бюджет предположительно был 180 000—200 000 ₽.

В итоге я катался 75 дней и потратил 278 676 ₽ с учетом того, что в Сибири ко мне на пару недель присоединился друг и мы делили расходы. В среднем это 3716 ₽ в день, что не слишком превышает изначальный план. На бензин уходило 1017 ₽ в день при расходе 6,5 литра на 100 километров. Средние траты на жилье — 1324 ₽, на еду в магазинах и кафе — 626 ₽ в день.

Ниже таблица моих расходов. В графу «Мелкие разовые траты» вошли небольшие несистемные покупки — от городского транспорта и аренды самоката до подарков, оплаты сервисов «Гугл-диск» или Т⁠-⁠Банк Pro.

Траты за 75 дней поездки — 278 676 ₽

Отели99 301 ₽
Бензин76 297 ₽
Кафе34 275 ₽
Мелкие разовые траты25 460 ₽
Развлечения15 590 ₽
Еда в супермаркетах12 656 ₽
Мелкий ремонт авто по пути12 457 ₽
Открытки и марки из каждого города1640 ₽
Штрафы1000 ₽

Траты за 75 дней поездки — 278 676 ₽

Отели99 301 ₽
Бензин76 297 ₽
Кафе34 275 ₽
Мелкие разовые траты25 460 ₽
Развлечения15 590 ₽
Еда в супермаркетах12 656 ₽
Мелкий ремонт авто по пути12 457 ₽
Открытки и марки из каждого города1640 ₽
Штрафы1000 ₽

В пути я не отказывал себе ни в чем. Можно было сэкономить на отелях и жить в хостелах. Но под конец мне становилось сложнее восстанавливаться из-за накопленной усталости, и я возжелал комфорта. Поэтому расходами я доволен, тем более что за поездку мне удалось заработать: я собирал донаты, разместил рекламу на авто от спонсора, получил кэшбэк — ради него я специально подключал подписку Т⁠-⁠Банк Pro и бронировал отели через Путешествия.

Если вычесть из расходов все заработанное, получается 159 020 ₽. Прибавим к этому стоимость ремонта авто. Из 130 000 ₽ только 60% связаны с поездкой. Это 78 000 ₽. Для полноты картины стоит вспомнить, сколько я потратил на подготовку к путешествию, — 22 655 ₽. Сюда входило техобслуживание и запчасти для авто, еда в дорогу, посуда, куртка и кроссовки.

Получается такая картина.

Итоговая стоимость путешествия — 259 675 ₽

Путешествие159 020 ₽
Ремонт авто после поездки78 000 ₽
Расходы на подготовку22 655 ₽

Итоговая стоимость путешествия — 259 675 ₽

Путешествие159 020 ₽
Ремонт авто после поездки78 000 ₽
Расходы на подготовку22 655 ₽

Как сделать поездку лучше

У меня не было критичных ошибок, которые испортили путешествие. Но есть идеи, которые его улучшили бы. Вот что стоило предусмотреть на этапе подготовки и во время пути:

  1. Сделать операцию по восстановлению зрения, чтобы спокойно водить ночью и максимально видеть окружающую красоту. У меня −5.
  2. Пройти курс по съемкам с дрона или больше потренироваться самому. Об этом я сожалею сильнее всего. Я увидел и снял столько красивых мест — и знаю, что мог бы сделать это в разы лучше, имея навыки и опыт.
  3. Найти больше попутчиков. Все 75 дней мой темп поездки да и меня самого мало кто выдержит, а вот объединяться на разных отрезках пути, смотреть разные места и делить расходы — отличная практика. Важная роль попутчика — быть штурманом или вторым водителем, искать развлечения и кафе в пути, болтать, чтобы не дать уснуть, — весьма полезна.
  4. По дороге делать больше остановок и много пить. Это делает самочувствие в разы лучше, но я всегда этим пренебрегал.
  5. Спать 7—8 часов, несмотря ни на что, и ложиться до полуночи.
  6. Делать зарядку и уделять время медитациям. По итогам поездки я потерял 4 килограмма, по большей части это мышечная масса. А медитации держали бы мозг в более осознанном состоянии и лучше помогали с обработкой впечатлений. Иногда мне долго не удавалось уснуть из-за насыщенного дня.
  7. Больше общаться с местными жителями.

Что касается мелких бытовых моментов, я бы посоветовал сам себе:

  1. Купить пару емких жестких дисков. Фото и видео очень много, выгружать их в облако удавалось не всегда.
  2. Взять сушилку для обуви и пилот-удлинитель. Не везде в отелях хватало розеток, и расположены они не всегда удобно.
  3. Подготовить красивые наклейки для авто: в регионах их не найти.
  4. Лучше и полезнее питаться.
  5. Купить коробки для хранения вещей, чтобы долго не рыться в багажнике в поисках нужного.
  6. Сделать в машине больше карманов и подстаканников для конфет, орехов, термосов, мусора.
  7. Взять теплую обувь: +5 °С в сентябре днем в Центральной России застали меня врасплох.

В пути я надеялся придумать, чем мне заняться после увольнения и как зарабатывать. Но никаких идей на этот счет не появилось. Это не значит, что я не достиг нужной цели и поездка не удалась. Просто новый источник дохода мне бы сейчас здорово пригодился. Зато я однозначно расширил свой кругозор — в этом ожидания оправдались на все сто.

Я не готов советовать такую поездку каждому. Для этого нужно любить автопутешествия, легко жертвовать комфортом и быть готовым отправиться в приключение, о котором подчас приятнее вспоминать, чем его переживать.

Банально, но теперь я с полным осознанием могу произносить, что Россия — огромная страна. Путешествовать по ней однозначно стоит. Буду рад, если моя история вдохновит кого-то на поездку или поможет ее спланировать. Надо только сделать шаг, а интересное не заставит себя ждать!

В качестве сувениров у меня теперь собраны открытки из всех посещенных городов
В качестве сувениров у меня теперь собраны открытки из всех посещенных городов
А еще я привез камней из разных мест. Хочу потом сделать из них браслет
А еще я привез камней из разных мест. Хочу потом сделать из них браслет
Денис МитрофановЧто еще вы хотели бы узнать о поездке?
  • Игорь УсатовОтличная поездка! Но, надо было крепануться и доехать до Якутска и Магадана. Места там шикарные (природа), особенно летом и осенью.8
  • Денис МитрофановИгорь, и на Сахалин уж тогда)))8
  • Игорь УсатовДенис, на Сахалине я не был, но по сути природа там похожа на Магаданскую. А вот в Магадане прожил с 1980 по 2003 г., так что знаю о чем говорю.)) На Чукотке летом тоже шикарно, но туда только самолётом.0
  • Сергей БурдинНевероятное путешествие! Но постойте, а как же комментарии из каждой темы в стиле "отъедьте 10км от МКАД и тогда посмотрим"? Буду давать ссылку на эту статью всем кто так пишет ))4
  • Денис МитрофановPavel, все развлекаются по-своему)))5
  • Денис МитрофановСергей, ответ на вопрос "есть ли жизнь за МКАДом?" получен))6
  • JJИгорь, ну как природа может быть похожа? Магадан - 59°сш, Южно-Сахалинск - 47°сш. На юге Сахалина муссонный климат, как на севере Японии или юге Приморья. Магаданская область - субарктический климат.11
  • Ольга ТимофееваС Удовольствием прочла о вашем путешествии! Вы - МОЛОДЕЦ ! Мало кто, сейчас, решается на такие не комфортные поездки, тем более, по России. Вам следовало бы подумать о писательской карьере )). Читать о вашем опыте и личном видении окружающего - познавательно. Успехов и хороших попутчиков.30
  • Артём Наумов"Сделать операцию по восстановлению зрения, чтобы спокойно водить ночью". Операция на глаза поможет видеть нормально днем, но ночью будет гораздо хуже чем в очках. Такая вот побочка у большинства операций по восстановлению9
  • Артём НаумовНадо было в автосервис хотя бы за 200 км от Москвы заезжать) Насчитали бы в 3 раза меньше4
  • АлексейДенис! Снимаю шляпу! У самого была поездка Екатеринбург-Белоруссия-Польша-Германия-Чехия-Австрия-Украина-Крым-Екатеринбург на авто. Но это круче, потому что это неизвестная Сибирь и Дальний Восток, да и по километражу тоже. Читал весь вечер все статьи. Классно, что решился.14
  • e-PavaКак сделать поездку лучше - ответ очевиден, в первую очередь не маяться дурью и не ехать туда-обратно, чрезмерно изнуряюще и все равно высокий темп и ни на что не хватает времени. Свою машину надо было продать в Мск, купить во Владике пруля, туда самолетом и обратно ехать не спеша, уделив одному только Приморью неделю-другую, ведь вряд ли там еще побываешь. Тогда вероятно и бюджет уложился бы и в сроки и устал меньше и посмотрел больше23
  • Александр Осипцовочень интересный материал, спасибо; и текст, и фото, и оценки - ёмко, достаточно кратко; и за Родину приятно10
  • Александр ДядикДенис, спасибо! Ждал каждую неделю выхода новой серии. Прям подсел) Получилось очень вдохновляюще. Сами любим путешествовать семьей на машине, узнал много нового для будущих поездок. Удачи во всем!8
  • Любитель лесных приключенийалександр, дед, пей таблетки5
  • Надежда ЩербининаПолучила большое удовольствие от статьи. Огромное спасибо Вам за информацию, очень пригодится. Удачи Денис и осуществление новых проектов.3
  • ИвановСчитаю, что каждый должен проехать этот маршрут. Я первый раз проехал на старом УАЗе в 1992 году из Владивостока (даже дальше из Находки) до Орла, впечатлений осталось много. В 2014 году на Гольфе один проехал из Орла до Владивостока и обратно. Хотелось вернуться в молодость, я жил во Владике с 1984 по 1992 годы. В 2016 и 2020 годах ездил на этой же машине по Чуйскому тракту до Монголии. Если первый раз ехал через Казахстан, то второй раз объехал вокруг. Вообще, путешествовать по России можно и нужно. Бывал в Карелии несколько раз, на Кавказе от Майкопа до Дербента, на Урале и в Поволжье - везде красиво, но лучше на малой Родине под Мичуринском на реке Воронеж (Польной Воронеж лучше Лесного).3
  • Aleksandra NАртём, да, ночью очень некомфортно водить машину, почему-то вижу длинные тени от встречных фар и фонарей1
  • Мария МВы очень крутой! Огромное уважение! Мы с мужем тоже часто по России ездим и разрушаем для себя стереотипы, что за МКАДои жизни нет))3
  • LanaSАатор молодец однозначно!!! Тоже мечтаю проехать круизом по всей России. Жаль, что не заехал в мой родной Новокузнецк(( очень самобытный город. Есть и музеи, и интересная архитектура, и памятники старины. Дороги замечательные, природа тоже. Люди позитивные. Экология правда плохая. Когда нет ветра, то воздух грязноват. Но вцелом, на мой взгляд, достоин большего вниманияю, чем то же Кемерово.5
  • Денис МитрофановЛетящий, после Омска можно уйти на Челябинск или на Екб - тут дорога раздваивается. Так то да, большую часть по одной и той же дороге едешь.2
  • Денис МитрофановОльга, спасибо) буду развиваться)8
  • Денис МитрофановАртём, интересно и грустно немного от этого. Спросил друга, который делал - спецэффекты есть, но все равно в разы лучше видит ночью, чем до0
  • Денис МитрофановАлексей, спасибо) мысленно долго шел к этому - то сейчас нет времени, то денег, то чего то еще) Маршрут по Европе наверное тоже здорово? где было проезжать интересней всего? Я катался только до Риги, из Мск в Финляндию и немного по Испании.4
  • Денис МитрофановАлександр, спасибо, что читали) рад что понравилось и получили удовольствие)0
  • Денис МитрофановАлекс, фоток на телефоне 8000+ Не знаю, что с ними делать теперь))))3
  • Денис МитрофановАлександр, спасибо! Отличная рифма получилась2
  • Алекс ФоксМолодец, отлично задумано и выполнено! В конце августа я тоже исполнил свою мечту, на поезде проехал по Транссибу из Москвы до Владивостока, побывав на островах: Русский, Попова и Рейнеке.13
  • Александр КосминРедко можно встретить столько прекрасное описание. Все четко, по делу, все перечислено. Ну и фото тоже есть. Автору прекрасных путешествий и ждем новых репортажей! :))4
  • AlexАртем, я был в Новосибирске проездом в Новокузнецк этим летом дважды на автомобиле. Ужаснее дорог в центре огромного города не видел нигде по маршруту Санкт-Петербург-Новокузнецк-Санкт-Петербург!!!! Это катастрофа, даже городок Буй выглядел лучше! Просто разочарование! Да еще и освещение ночью в центре работало местами.6
  • JJИгорь, я прожила 22 года на Дальнем Востоке и Википедию могу не только читать, но и дополнять :) широта в Магадане тоже поменялась? Бамбук на сопках начал расти? +20 в октябре давно начались? Может, Цусимское течение теперь через Охотское море проходит, а в Википедии про это не знают?4
  • Ochen MrachniyДенис, я катался 10 дней по Чехии с женой (тогда еще будущей, там же и поженились). Сделали тур по зАмкам. Очень красивые места, отличные впечатления остались, особенно от нераспиаренной глубинки. ( фото в профиле юзера varan1 на drive2)0
  • Ochen MrachniyДенис, фото из путегествия по зАмкам Чехии, если не грохнут пост: https://www.drive2.ru/users/varan1/0
  • Вячеслав ЮдинЛетящий, Я, так и сделал, только наоборот из Владивостока до Домбая в Ейске продал свой микроавтобус и до Владивостока на самолете.0
  • Миша ЛермонтовУмница, красавец. Побольше бы таких парней да поближе к власти, чтобы к стране относились как к своему родном дому.5
  • СергейТакое ощущение, что Омск проехал по окружной и ни чего интересного не увидел,интересно ,а в историческом центре города был, между прочим многим очень даже нравится, даже Путину.5
  • lorxen.novikova2016Спасибо за вашу позитивную в целом оценку действительности нашей громадной страны.4
  • Александр ЗаблоцкийОтлично понимаю Дениса. Сам пересек Россию поперек с Воркуты до Адлера. И не один раз Правда это было 30 - 40 лет назад и дорожных проблем было гораздо больше нынешних. Приходилось на ж/д платформу грузиться и на баржу смотря какой выбран маршрут. Телефонов , навигаторов не было один Атлас автодорог и тот не первой свежести и на 21035
  • Vil SyrtlanovИнтересное путешествие, Денис! Впечатляет! А у меня почти такой маршрут растянулся на всю жизнь: родился в Башкирии, учился в Уфе - был на соревнованиях в Благовещенске-на-Амуре, в Ангарске, Томске, Красноярске, Новороссийске, Волгограде, Саратове, Самаре (всего не вспомнить уже...); пионером еще побывал в Артеке, служил срочную во Владивостоке, учебку прошел на Русском острове! Со стройотрядом побывал в Туве и в Саянах. По окончании ВУЗа по распределению работал в Тюмени, с командировками в Новый Уренгой, Когалым, Сургут и кучу северных городов... Переехал в Москву в 2003 г, пару лет прожил в С-Петербурге, вернулся в Москву. Это не считая зарубежных поездок (к ним отношу и постсоветское пространство). И впечатления немножко другие....3
  • Стас БелыхДенис, на Челябинск - только через Казахстан. А это та еще лотерея - на таможне можно провести 2 часа, а можно и сутки. Ну, и легендарные казахские гаишники, которые любят раздевать русских автомобилистов почти до трусов, или забирать права и менять их на деньги. Так что от Омска до Ишима - одна дорога, а вот потом - можно выбирать: Екат-Тюмень или Курган-Челябинск-Уфа.3
  • ЕленаДенис, большое вам спасибо, за то что поделились своим путешествием! Очень круто! Хочется вас попросить, чтобы вы на этом не останавливались) и брали новые вершины! А мы увлечённые путешествиями, но не такие смелые), будем ждать ваших новых выпусков!) Удачи вам!3
  • ВалерийЛетящий, Ну, ты "хитёр - бобёр", человек поехал за впечатлениями, именно насладиться в авто/путешествии, получить массу позитива, а ты продал-купил, полетел-долетел-пересел это из другого сериала:- "Как и сколько я "нагреб бабла, за время путешествия по россии", но это уже для иной категории зрителей-любителей.10
  • Alexander SobolevДенис, не у всех проблемы. Я делал 7 лет назад, все нормально, никаких побочек. Знакомая делала лет 10 назад. В целом тоже все хорошо, но аккомодация периодически страдает. Оно того стоит0
  • Alexander SobolevДенис, я ездил из Москвы до Барселоны, и пару раз немного поближе (Центральная Европа). Все здорово (кроме дорогого бензина), но Европа постепенно надоедает как автотуристу. Хочется нового1
  • Денис МитрофановAlexander, стоит как одна из целей )0
  • Денис МитрофановOchen, замки шикарные! интересно еще такой же тур по Германии0
  • Денис МитрофановAlexander, Россия будет отличаться по уровню комфорта от Европы на дорогах, но тем будет веселей)1
  • Денис МитрофановСтас, да, так и имел ввиду. Развилку на Ишиме.0
  • Денис МитрофановБорис, написать книгу?))) в следующем году хотелось бы осуществить одно из этих путешествий: - Камчатка - Кавказ (тоже объехать на авто) - Север (Из Мск в Архангельск, Мурманск) - Западное побережье США (Вегас, Лос-Анджелес, Сан-Франциско + заповедники)3
  • Денис МитрофановАлекс, здорово! Владивосток и Приморье - целый отдельный мир1