«Россия лучше, чем видится из Москвы»: финал сериала о путешествии по стране
На протяжении 11 серий Т—Ж подробно рассказывал о путешествии читателя на машине из Москвы во Владивосток и обратно.
В финальной серии Денис Митрофанов делится наблюдениями о России, называет самые красивые и интересные, по его мнению, места, наиболее унылые города и разочаровывающие достопримечательности и считает, во сколько ему обошлась поездка.
📌 Москва — Владивосток — Москва
🚗 26 033 км
🪆 31 город
🏠 45 отелей, хостелов, турбаз и квартир
💸 Расходы за 75 дней: 278 676 ₽
Мое путешествие из Москвы во Владивосток и обратно продлилось с 29 июля по 11 октября 2021 года. Я ехал на две недели дольше, чем планировал. Почти все увиденное превзошло мои ожидания. Я сделал немало позитивных открытий о стране, превысил бюджет почти на треть, но смог заработать в пути.
Напомню, с чего все началось. Летом 2021 года я уволился и решил исполнить свою мечту — отправиться на автомобиле на другой конец страны. Я не сильно готовился к поездке: составил в общих чертах маршрут, определил бюджет — 3000 ₽ в день — и решил, что 60 дней мне хватит на все.
До этого я прилично покатался по миру, посетил 25 стран, но в России в основном ездил по югу и не был нигде восточнее Казани. Было очень интересно увидеть большую часть страны и превратить легендарные регионы и города из названий на карте в реальность и впечатления.
Поездка развеяла массу стереотипов: в реальности Россия гораздо лучше, чем видится сквозь негативные ложные установки из Москвы. Например, казалось, что не бывает архитектуры и музеев лучше, чем в столице, что на москвичах везде пытаются нажиться и нещадно лупят палками в каждом дворе, что дороги и цивилизации за Байкалом попросту нет, поэтому нужен набор выживальщика, непременно с канистрой для бензина. Все это не так. Страна прекрасна, многогранна и интересна. Путешествовать по ней проще, чем кажется, и многие места достойны неоднократного посещения.
Саму поездку я тоже рисовал себе совсем не такой, какой она оказалась. Вот основные противоречия между ожиданием и реальностью.
Ожидание | Реальность |
---|---|
На трассе везде есть интернет | Иногда есть, но чаще нет |
Буду слушать в пути Дудя, лекции и уроки английского | Даже не попытался |
Буду читать по вечерам книги | Открыл книгу пару раз под конец поездки |
На природе буду ночевать в палатке | Один раз ночевал, промок и больше не пытался |
Помимо текстов для Т—Ж и телеграм-канала буду писать посты в инстаграм и на «Пикабу» | Т—Ж и «Телеграм» осилил, остальное нет |
Времени хватит на все и еще останется | Времени на все очень мало |
Будут конфликты с местными | Везде чувствовал себя безопасно |
В регионах повсюду тлен и разруха | Гораздо чаще было ощущение обновления, энергичности, движения |
Интерес к поездке не угаснет | Интерес не угас, но накопленная усталость на обратном пути затмевала впечатления |
Потолстею | Похудел |
Ожидание | Реальность |
На трассе везде есть интернет | Иногда есть, но чаще нет |
Буду слушать в пути Дудя, лекции и уроки английского | Даже не попытался |
Буду читать по вечерам книги | Открыл книгу пару раз под конец поездки |
На природе буду ночевать в палатке | Один раз ночевал, промок и больше не пытался |
Помимо текстов для Т—Ж и телеграм-канала буду писать посты в инстаграм и на «Пикабу» | Т—Ж и «Телеграм» осилил, остальное нет |
Времени хватит на все и еще останется | Времени на все очень мало |
Будут конфликты с местными | Везде чувствовал себя безопасно |
В регионах повсюду тлен и разруха | Гораздо чаще было ощущение обновления, энергичности, движения |
Интерес к поездке не угаснет | Интерес не угас, но накопленная усталость на обратном пути затмевала впечатления |
Потолстею | Похудел |
Маршрут
Мой маршрут вкратце был таким: Москва — Чебоксары — Набережные Челны — Ижевск — Пермь — Екатеринбург — Тюмень — Омск — Алтай — Ачинск — Красноярск — Абакан — Ергаки — Красноярск — Иркутск — Ольхон — Улан-Удэ — Чита — Ерофей Павлович — Благовещенск — Биробиджан — Хабаровск — Владивосток — Байкальск — Нижнеудинск — Томск — Новосибирск — Челябинск — Таганай — Златоуст — Уфа — Самара — Тольятти — Казань — Нижний Новгород — Москва.
Где-то я пробыл всего день или ночь, а где-то задерживался подольше. Четыре дня я провел в Екатеринбурге, трижды заезжал в Красноярск, и он мне не надоел, два дня с удовольствием провел в Иркутске. Пять дней мы катались по Алтаю с приятелем, который прилетел в Новосибирск и присоединился ко мне на пару недель поездки. На три дня я застрял в Саянах. Дольше всего — восемь дней — пробыл во Владивостоке.
На дорогу всегда уходило больше времени, чем показывал навигатор. Остановки на перекус, фото, заправки, отдых длятся дольше, чем планируешь в теории. Вообще время в поездке оказалось очень ценным ресурсом. Мне казалось, что его у меня в избытке, ведь я не привязан к четкому плану. На деле всегда приходилось выбирать что-то одно: нормально поесть, нормально поспать восемь и больше часов, поработать над постами или погулять по округе.
Обратный путь не так интересен. Дорогу от Владивостока до Омска приходится проезжать по второму разу: другой трассы нет. Я думал отправить машину автовозом в Новосибирск, а самому прилететь туда из Владивостока на самолете. Но оказалось невыгодно: перевозка стоила от 50 000 ₽, авиабилет — еще 29 000 ₽. В итоге до Томска я ехал в режиме дальнобоя, с остановками только на ночевку и заправку, за неделю промчал 5600 километров.
В целом мой маршрут был оптимальным. Возможно, стоило выехать на пару недель раньше, чтобы избежать холодов на обратном пути. Зато я увидел два сезона: зеленое лето и золотую осень. Оба прекрасны. Единственная небольшая ошибка — неправильная логистика на Алтае: приходилось иногда несколько раз ездить по одной и той же дороге. Но места там очень красивые, так что не считаю это досадной неудачей.
Дороги
Хотел бы я сказать, что дороги превзошли мои ожидания, но нет. Трассы по всей стране оказались примерно одинаковыми — что в Подмосковье, что на перегоне от Хабаровска до Читы, за некоторым исключением. Качество в основном на тройку. Но везде идет ремонт или стройка, а значит, дороги станут ровнее.
За пределами городов лучшие трассы — Чуйский тракт и отрезок Новокузнецк — Кемерово. Худшие — на острове Ольхон и между Улан-Удэ и Читой, где множество ремонтов.
В любом городе абсолютно идеальное и качественное покрытие может подкинуть сюрприз в виде ямы. Лучшие дороги в городах, на мой взгляд, в Челябинске и Тюмени. Худшие — в Иркутске и Улан-Удэ.
В пути я стал иначе воспринимать расстояния. Сделать крюк в 100 километров близ Иркутска кажется в разы легче, чем проехать 100 километров по Подмосковью, и я без сомнений ехал смотреть достопримечательность или сворачивал в Благовещенск поглазеть через реку на Китай, хотя это прибавило мне лишние 300 километров. В Москве я несколько раз думал, прежде чем поехать куда-то за 20—40 километров.
Автомобиль
Доехать до Владивостока без проблем можно почти на любой легковой машине. Мой автомобиль Опель Астра 2013 года показал себя с наилучшей стороны. Ничего серьезного в пути с ним не произошло.
Во Владивостоке я прошел техобслуживание с заменой масла и фильтров. Еще делал три диагностики ходовой в Иркутске, Владивостоке и Омске: меня беспокоили шумы в подвеске. По итогам в машине заменили левую переднюю ступицу. Еще обновили задние тормозные колодки, чего можно было не делать, — это уже была моя личная паранойя. Однажды перегорела пара лампочек, которые я сам успешно заменил, а также лопнуло колесо, и я поставил запаску.
Я заправлялся бензином АИ-95, который был везде, даже на трассе «Амур». Канистра мне не пригодилась: заправки есть через каждые 50—150 километров. Самый дешевый АИ-95 был в районе Томска — по 46 ₽ за литр, самым дорогим я заправился где-то в центре трассы «Амур» — по 58 ₽ за литр. При этом в 30 километрах от этой дорогой станции был бензин по 50 ₽ за литр.
Самое интересное ожидало меня по приезде в Москву после визита в сервис на полную диагностику. Когда получил чек за ремонт, пришлось смешать себе валерьянку с корвалолом, но не взбалтывать: цена работ и запчастей приблизилась к 130 000 ₽. Конечно, часть их связана не только с поездкой, но и с износом и возрастом машины. Но больше 50% стоимости ремонта — это итоги путешествия.
Города
Я посетил 31 город. Большинство, на мой взгляд, не имеют своего ярко выраженного образа, как, например, Санкт-Петербург: культурная столица, Эрмитаж, Нева.
У некоторых городов есть серьезное достоинство — близко расположенная природная достопримечательность. Например, Иркутску прибавляет очки Байкал, а Красноярск становится интереснее благодаря Столбам. Заскучав или осмотрев город, можно отправиться на природу.
Если друзья спросят меня, куда поехать в отпуск, я не смогу посоветовать, например, Читу или Новосибирск. Там нет каких-то туристических доминант, которые обязательно надо увидеть в жизни, нет яркой архитектуры, особой кухни и той атмосферы города, которая превращает отпуск в перезагрузку и отдых.
В моем рейтинге первая пятерка самых интересных городов такова:
- Владивосток. Он самый необычный. Вокруг сопки, море, форты, шикарные мосты и остров Русский.
- Красноярск. В нем понравилось сочетание современности и благоустройства с природой, широченный Енисей и национальный парк «Красноярские столбы».
- Екатеринбург. Там отличные граффити и архитектура, рядом Уральские горы, а в городе энергичный ритм.
- Самара. Ее достоинства — Волга и не испорченный новостроем старинный центр.
- Иркутск. В городе шикарное деревянное зодчество и Байкал по соседству.
Встречаются и менее известные города, где неожиданно оказывается очень приятно и симпатично. Например, Абакан, где уютные зеленые улицы, много забавных памятников и прекрасный парк «Сады мечты». Образцом провинциального города я считаю Томск. В нем много деревянного зодчества в отличном состоянии, аккуратные улицы, удобные широкие тротуары, вымощенные плиткой, и нет такого ощущения уныния, как, например, в Омске.
Инфраструктура городов весьма очаговая. В одном квартале может быть невообразимо круто: лавочки, свет, удобные дорожки и качественное покрытие. А соседние улицы при этом будут напоминать декорации к фильмам о войне. По соседству с отличным отелем, где сделан ландшафтный дизайн территории, можно найти стихийную свалку. Поскольку цельности в инфраструктуре и облике городов нет, впечатления от каждого из них колеблются от ужаса до умиления.
Нигде не было ощущения, что я приехал в 19 век, где ходят в лаптях в обнимку с медведем и о сотовых телефонах слышали только по радио. Во всех городах есть прекрасные кафе, доставка, электросамокаты, маркетплейсы, сетевые магазины и возможность оплатить картой.
Историческую архитектуру почти везде ценят мало, обычно она в удручающем состоянии. Хотя там, где ее реставрируют, находиться очень комфортно: исторические здания создают особую атмосферу. Большинство современных городов похвастаться этим не могут. Например, в Челябинске из старой архитектуры почти ничего не осталось, а в Томске очень много красивых деревянных зданий.
Во время пеших прогулок я прослушал немало аудиолекций. История наших городов оказалась настолько богатой и захватывающей, что ее надо сохранять и популяризировать. Ею можно гордиться, она не менее интересна, чем европейская, и для меня в разы интереснее истории США.
Города, в которые я бы не хотел вернуться:
- Ачинск. Завод ощутимо загрязняет воздух, дышать там неприятно и делать совсем нечего.
- Нижнеудинск. Дороги и здания там знавали лучшие времена, но очень давно.
- Бийск. Скучно, даже ничего не хотелось фотографировать.
- Чита. Не нашел ни одной причины, чтобы туда вернуться. Только для ночлега на пути во Владивосток.
- Омск. Очень грустно смотреть на запущенный город-миллионник.
Отели
Цены на жилье в разных регионах никак не соотносятся с его качеством. За 1000 ₽ в городах с одинаковым количеством жителей можно снять очень чистый, приличный номер с видом на лес, как в Томске, или ушатанную конуру, как в Улан-Удэ. Отель в Самаре за 1350 ₽ не был в три раза хуже отеля во Владивостоке за 4200 ₽ по комфорту и удобствам. То же и с хостелами.
Я практически не пользовался «Авито» и в основном бронировал на «Букинге»: это быстрее и можно получить кэшбэк, если бронировать через Путешествия. Один раз решил найти жилье на Airbnb, но в итоге хозяин так и не вышел на связь, а мне пришлось заново тратить время на поиски.
Сэкономить можно, если пользоваться палаткой или каучсерфингом. Но мой уровень комфорта оказался выше, и поэтому расходы на жилье занимают верхнюю строчку в таблице трат. За 2,5 месяца — 99 301 ₽, при этом самое дешевое жилье — хостел за 394 ₽, а самое дорогое — отель за 4200 ₽.
Достопримечательности
Я посетил почти все, что хотел, кроме промышленных объектов: туристов туда только начинают пускать, большинство закрыты или принимают по предварительной записи. Во многие места хочу вернуться, посмотреть их в более спокойном темпе. В первую очередь это природа: Алтай, Саяны, Урал и Байкал. На месяц я готов уехать в Приморский край: вокруг Владивостока много красивых мест.
Наиболее впечатлившие меня природные места:
- Поля Хакасии. Это просто иллюстрация к строкам гимна «Широкий простор для мечты и для жизни».
- Саяны. Мощь и тоже просторы, умноженные на красоту гор.
- Алтай и Чуйский тракт. Любая точка там прекрасна.
Мне нравится посещать промышленные объекты и разглядывать техногенные достопримечательности — от местных заводов до знаменитых мостов вроде хабаровского через Амур. Вот что больше всего запомнилось в поездке:
- Самое большое впечатление оставила автотрасса Москва — Владивосток и железнодорожный Транссиб, который половину пути идет рядом. То, что они существуют, содержатся в порядке и позволяют перевозить людей и грузы на девять с лишним тысяч километров, впечатлило больше, чем мост, завод или космодром.
- Саяно-Шушенская ГЭС. Она нереально огромная. Сложно представить, что это создано людьми.
- Завод «Магнезит». Он большой, выглядит современно, а вагонетки ездят с карьера на завод, как лыжники в горах на подъемнике. Карьер там нереальных размеров, судя по отвалам шлака. Почти все заводы которые я видел, впечатляют размерами и вызывают уважение как создание рук человеческих.
Во многих туристических местах удручало, что желание местных заработать на туристах гораздо сильнее стремления благоустроить родные места и содержать свои же поселки в чистоте и порядке. Впервые это бросилось в глаза на Алтае, где природную красоту уродуют лавки с китайскими сувенирами, безвкусные кривые вывески, мусор. Это относится ко многим регионам, в том числе к Крыму и Прибайкалью.
Вот достопримечательности, которые меня разочаровали:
- Гейзерное озеро на Алтае. Слишком много людей на такую малышку.
- Кунгурские пещеры. Подсветка внутри портит впечатление. И цена слишком высока для такого места.
- Дацаны в Улан-Удэ. Ожидал большего.
В городах я смотрел 3—5 достопримечательностей в день. Если посещать больше, это будет галопом и для галочки. Везде искал знаковый или необычный музей. Всего я посетил 18 музеев и выставок. Вот рейтинг тех, что я могу смело рекомендовать всем. Это лучшие примеры того, каким интересным и крутым должен быть современный музей:
- «Площадь мира» в Красноярске.
- Музей мировой погребальной культуры в Новосибирске.
- Ельцин-центр в Екатеринбурге.
- Музей археологического дерева в Свияжске.
- Музей-колония «Пермь-36» под Пермью.
Люди
Ни разу в поездке я не столкнулся с агрессией или хамством. Вообще я нигде не чувствовал опасности со стороны людей, хотя перед поездкой только ленивый не говорил о том, где в России основная концентрация бандитов и криминала.
Мне никогда не отказывали в помощи, если я ее просил, шли на контакт даже охотнее, чем в Москве. Всем было абсолютно все равно, откуда я, и даже шуток на тему зажравшихся москвичей я не услышал. Стереотип о предвзятом отношении к жителям столицы за ее пределами в моей голове развеялся.
Но к моему неприятному удивлению почти у всех моих собеседников в городах фоном сквозило негативно-иррациональное мнение: «У нас в городе хорошо не будет никогда, потому что страна такая». Хотя это были максимально позитивные, энергичные, отзывчивые люди, но при этом с такой пассивной жизненной позицией.
Самые интересные встречи, конечно же, были с путешественниками и автостопщиками. Я подвез 11 человек. У них, как правило, много необычных историй, например о том, как путешествовать без денег или пересечь Китай без знания языка.
Расходы
Изначально я хотел укладываться в 3000 ₽ в день: 1000 ₽ на жилье, 1000 ₽ на бензин, 1000 ₽ на еду и прочее. Поскольку путешествовать я планировал два месяца, то бюджет предположительно был 180 000—200 000 ₽.
В итоге я катался 75 дней и потратил 278 676 ₽ с учетом того, что в Сибири ко мне на пару недель присоединился друг и мы делили расходы. В среднем это 3716 ₽ в день, что не слишком превышает изначальный план. На бензин уходило 1017 ₽ в день при расходе 6,5 литра на 100 километров. Средние траты на жилье — 1324 ₽, на еду в магазинах и кафе — 626 ₽ в день.
Ниже таблица моих расходов. В графу «Мелкие разовые траты» вошли небольшие несистемные покупки — от городского транспорта и аренды самоката до подарков, оплаты сервисов «Гугл-диск» или Т-Банк Pro.
Траты за 75 дней поездки — 278 676 ₽
Отели | 99 301 ₽ |
Бензин | 76 297 ₽ |
Кафе | 34 275 ₽ |
Мелкие разовые траты | 25 460 ₽ |
Развлечения | 15 590 ₽ |
Еда в супермаркетах | 12 656 ₽ |
Мелкий ремонт авто по пути | 12 457 ₽ |
Открытки и марки из каждого города | 1640 ₽ |
Штрафы | 1000 ₽ |
Траты за 75 дней поездки — 278 676 ₽
Отели | 99 301 ₽ |
Бензин | 76 297 ₽ |
Кафе | 34 275 ₽ |
Мелкие разовые траты | 25 460 ₽ |
Развлечения | 15 590 ₽ |
Еда в супермаркетах | 12 656 ₽ |
Мелкий ремонт авто по пути | 12 457 ₽ |
Открытки и марки из каждого города | 1640 ₽ |
Штрафы | 1000 ₽ |
В пути я не отказывал себе ни в чем. Можно было сэкономить на отелях и жить в хостелах. Но под конец мне становилось сложнее восстанавливаться из-за накопленной усталости, и я возжелал комфорта. Поэтому расходами я доволен, тем более что за поездку мне удалось заработать: я собирал донаты, разместил рекламу на авто от спонсора, получил кэшбэк — ради него я специально подключал подписку Т-Банк Pro и бронировал отели через Путешествия.
Если вычесть из расходов все заработанное, получается 159 020 ₽. Прибавим к этому стоимость ремонта авто. Из 130 000 ₽ только 60% связаны с поездкой. Это 78 000 ₽. Для полноты картины стоит вспомнить, сколько я потратил на подготовку к путешествию, — 22 655 ₽. Сюда входило техобслуживание и запчасти для авто, еда в дорогу, посуда, куртка и кроссовки.
Получается такая картина.
Итоговая стоимость путешествия — 259 675 ₽
Путешествие | 159 020 ₽ |
Ремонт авто после поездки | 78 000 ₽ |
Расходы на подготовку | 22 655 ₽ |
Итоговая стоимость путешествия — 259 675 ₽
Путешествие | 159 020 ₽ |
Ремонт авто после поездки | 78 000 ₽ |
Расходы на подготовку | 22 655 ₽ |
Как сделать поездку лучше
У меня не было критичных ошибок, которые испортили путешествие. Но есть идеи, которые его улучшили бы. Вот что стоило предусмотреть на этапе подготовки и во время пути:
- Сделать операцию по восстановлению зрения, чтобы спокойно водить ночью и максимально видеть окружающую красоту. У меня −5.
- Пройти курс по съемкам с дрона или больше потренироваться самому. Об этом я сожалею сильнее всего. Я увидел и снял столько красивых мест — и знаю, что мог бы сделать это в разы лучше, имея навыки и опыт.
- Найти больше попутчиков. Все 75 дней мой темп поездки да и меня самого мало кто выдержит, а вот объединяться на разных отрезках пути, смотреть разные места и делить расходы — отличная практика. Важная роль попутчика — быть штурманом или вторым водителем, искать развлечения и кафе в пути, болтать, чтобы не дать уснуть, — весьма полезна.
- По дороге делать больше остановок и много пить. Это делает самочувствие в разы лучше, но я всегда этим пренебрегал.
- Спать 7—8 часов, несмотря ни на что, и ложиться до полуночи.
- Делать зарядку и уделять время медитациям. По итогам поездки я потерял 4 килограмма, по большей части это мышечная масса. А медитации держали бы мозг в более осознанном состоянии и лучше помогали с обработкой впечатлений. Иногда мне долго не удавалось уснуть из-за насыщенного дня.
- Больше общаться с местными жителями.
Что касается мелких бытовых моментов, я бы посоветовал сам себе:
- Купить пару емких жестких дисков. Фото и видео очень много, выгружать их в облако удавалось не всегда.
- Взять сушилку для обуви и пилот-удлинитель. Не везде в отелях хватало розеток, и расположены они не всегда удобно.
- Подготовить красивые наклейки для авто: в регионах их не найти.
- Лучше и полезнее питаться.
- Купить коробки для хранения вещей, чтобы долго не рыться в багажнике в поисках нужного.
- Сделать в машине больше карманов и подстаканников для конфет, орехов, термосов, мусора.
- Взять теплую обувь: +5 °С в сентябре днем в Центральной России застали меня врасплох.
В пути я надеялся придумать, чем мне заняться после увольнения и как зарабатывать. Но никаких идей на этот счет не появилось. Это не значит, что я не достиг нужной цели и поездка не удалась. Просто новый источник дохода мне бы сейчас здорово пригодился. Зато я однозначно расширил свой кругозор — в этом ожидания оправдались на все сто.
Я не готов советовать такую поездку каждому. Для этого нужно любить автопутешествия, легко жертвовать комфортом и быть готовым отправиться в приключение, о котором подчас приятнее вспоминать, чем его переживать.
Банально, но теперь я с полным осознанием могу произносить, что Россия — огромная страна. Путешествовать по ней однозначно стоит. Буду рад, если моя история вдохновит кого-то на поездку или поможет ее спланировать. Надо только сделать шаг, а интересное не заставит себя ждать!