ПРОМО
Освойте инвестиции и получите до 20 000 ₽

Как я начинала работать копирайтером, а потом стала SERM-специалистом

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография.

Моя история трансформации из фрилансера-копирайтера, пишущего 1000 знаков за 10 рублей, до специалиста SERM-направления, работающего преимущественно с известными персонами и крупными московскими компаниями. Советы тем, кто делает первые шаги в профессии и тем, кто устал клепать однотипный текстовый контент для интернет-магазинов.

Высказывание немецкого поэта и драматурга Готхольда Лессинга о писателях вполне применимо и к копирайтерам. Они тоже стучат по клавиатуре только по трем причинам: из-за финансовой нужды, из-за желания рассказать миру о важном или из-за обилия свободного времени. Я попала в эту профессию по первой причине. Да, это была и есть не самая высокооплачиваемая сфера, потому и рассчитывать на огромные зарплаты в ней глупо.

Можно было, конечно, податься в IT, вот только программирование меня пугало, с математикой и физикой я не дружила никогда, а ценник за год обучения в любом мало-мальски приличном заведении повергал в шок. Как показали опыт и время, IT совсем не золотая жила, в которой легко стартануть и сорвать куш, как все говорят. Направление сложное, потому стать в нем реально классным спецом непросто и затратно (как ресурсно, так и финансово).

Кроме того, в IT много новичков, поэтому компании не горят желанием брать вас, если вы полный ноль, да и хороших специалистов здесь, в общем-то, хватает. Оттого рваться в эту отрасль, сломя голову, если у вас нет ни малейших способностей к программированию, не стоит. Лучше рассмотреть другие направления, например, SERM. Рассказываю, как я стала управлять репутацией компаний в сети, чем занималась до этого, и почему рекомендую копирайтерам и SEO-шникам податься именно в это направление.

Как я решила стать копирайтером

Впервые о копирайтинге я узнала в далеком 2012 году. В России тогда уже вовсю строчили тексты для сайтов, а в моем маленьком казахстанском городке даже не представляли, что это делают настоящие люди, а не специальные программы. Да-да, мои земляки вполне серьезно считали, что эту работу выполняют роботы и сервисы. Думаю, и сегодня так полагает большинство из них.

Обучаясь на заочном отделении филологического факультета, я работала продавцом-кассиром в магазине товаров для детей. За учебу приходилось платить довольно много, потому денег всегда не хватало. И я постоянно подрабатывала.

В поисках очередной подработки я наткнулась на статью о копирайтинге и биржах, где продают и покупают тексты. Заинтересовалась, отыскала несколько таких бирж и зарегистрировалась на etxt.ru. Нашла простенькие по моим меркам ТЗ и села писать тексты. Это были информационники, поэтому дались они мне легко. Как впрочем, всегда давались сочинения, статьи для школьной газеты, исследовательские проекты для областных и республиканских олимпиад. Заказчику тексты понравились, о чем он сообщил мне в личку и в отзыве на мой профиль на бирже. Это вдохновило меня, и я взяла в работу еще несколько заказов.

Со временем на бирже у меня появились постоянные клиенты, одним я писала информационники, другим — продающие тексты, третьим — поздравительные стихотворения. Довольные результатом они оставляли мне восторженные отзывы. Однако больших денег эта работа по-прежнему не приносила. Доход от нее был скромным, к тому же начислялся на электронный кошелек в рублях, что на тот момент было ужасно неудобно. Потому с наступлением сессии я забросила эту подработку, хотя она и доставляла мне удовольствие.

Вновь попробовать себя в качестве копирайтера мне удалось только через год. Владельцы детского магазина, в котором я продолжала трудиться, решили продавать свои товары онлайн. Для чего нужно было создать сайт и загрузить на него весь ассортимент. Но для начала товары предстояло отснять. Что и стали делать в отделе, где я работала. Меня подключили к процессу, а затем и вовсе попросили составить описания товаров. За что я с радостью взялась. Написала несколько десятков текстов, за которые получила небольшую премию, после чего работы по созданию сайтов притормозили. Потом вовсе прекратили. Про копирайтинг я забыла почти на 4 года.

Как подработка стала основным занятием

За это время я успела окончить университет, поработать преподавателем и переехать в Новосибирск. С казахстанским паспортом устроиться было непросто, поэтому прежде чем попасть на более-менее приличную должность, пришлось изрядно потрудиться в муниципальном предприятии. После работы в котором меня готовы были взять к себе различные частные компании. В одну из таких я и отправила резюме под Новый год. Мне выслали непростое тестовое задание. Как сейчас помню, это был технически сложный текст, над которым я просидела не один час. Но все же написала его, проверила на ошибки и уникальность, после чего отправила работодателю. А потом несколько недель ждала ответа. Но его все не было. И вот когда я уже смирилась с отказом и мыслью о том, что придется работать в другом направлении, мне позвонили и пригласили на собеседование. А спустя 3 дня взяли на должность копирайтера.

Оказалось, писать тексты в полной тишине на диване 2-3 часа в день значительно удобнее, чем делать это, сидя на шатающемся стуле в шумном офисе по 8 часов подряд. Но я понимала, что эта работа намного лучше той, на которой мне приходилось пахать после переезда, поэтому не жаловалась. И если руководитель ставил задачу утром и говорил, что ее надо было сдать еще вчера, писала не только в офисе, но и дома.

Любую свободную минуту я уделяла чтению. Изучала книги, которые могли помочь мне прокачать копирайтерские навыки. Конспектировала Дениса Каплунова, Дмитрия Кота, Юргена Вольфа, Дэвида Огилви и Клода Хопкинса. А потом пыталась применять их советы на практике. Удавалось не всегда, потому как заказчики текстов этих авторов не читали и хотели видеть на своих сайтах привычные коммерческие штампы, типа «индивидуальный подход к каждому клиенту», «богатый опыт», «динамично развивающаяся компания», «гибкая система скидок».

Такие варианты для них были проще и удобнее, ведь тогда не нужно было формулировать УТП, объяснять преимущества товаров и расшифровывать, что же скрывается за выражением «высокое качество». Зарплата в компании, в которой я работала, была крошечная. Поэтому я четко знала, что надолго там не задержусь. Максимум — полгода. Этого как раз хватало, чтобы научиться всему необходимому, поработать с проектами из разных сфер и собрать нормальное портфолио. А потом можно было уходить в более крупную компанию с зарплатой побольше. Что я и сделала, как только появилась возможность и открытая вакансия.

Как я работала копирайтером с функциями контент-менеджера

Все полгода, которые я трудилась в небольшой компании копирайтером, я была постоянным посетителем сайтов с объявлениями о работе. Мониторила зарплаты и требования крупных работодателей, наблюдала, как часто закрываются вакансии и открываются новые в тот же отдел. Если понимала, что каких-то навыков для привлекшей меня должности не хватает, прокачивала их.

Когда наконец-то доросла до нужного уровня и созрела уволиться, обнаружила, что в данный момент времени копирайтеров ищут немногие компании. Да и большинство из них мне не подходят, их даже в Рейтинге Рунета нет. Я уже решила повременить со сменой работы, но тут наткнулась на свежее объявление Студии ЯЛ. Она фигурировала на 9-ом месте в рейтинге ведущих SEO-компаний 2016 года, в ее портфолио было много достойных проектов, да и тексты на страницах ее собственного сайта не были напичканы канцелярскими штампами и канцеляризмами. А значит в таком месте было чему учиться и что ловить. Ведь чем больше SEO-проектов, тем сильнее нужда в текстах, что, несомненно, скажется на зарплате копирайтера. Догадка оказалась верной.

В компанию меня взяли с радостью, так как помимо требуемых навыков и профильного образования, я имела опыт работы на аналогичной должности. В процесс «пиши-правь-отправляй» влилась быстро. К текстам в компании предъявляли чуть больше требований, плюс перед отправкой мои опусы на первых порах проходили контроль руководителя отдела. Через несколько недель необходимость в этом отпала, и я начала чувствовать себя полноценным сотрудником студии, каждой год мелькавшей в российских рейтингах лучших.

Каждый день я оттачивала свое мастерство в написании самых разных текстов. Это были не только информационные статьи и тексты на продающие страницы, но и рецензии на курсы и книги, почтовые рассылки, пресс-релизы. Чтобы не отстать от трендов и научиться фишкам лучших копирайтеров, я регулярно проходила курсы, продолжала читать тематическую литературу и не упускала любую возможность развития.

Писать тексты 5 дней в неделю по 8 часов ежедневно рано или поздно надоедает. А если ты делаешь то же самое еще и на фрилансе, то выгорание настигает очень и очень скоро. Настигло оно и меня. Однажды я пришла на работу и поняла, что у меня больше нет идей. Вообще. Ни одной. Тексты я буквально выдавливала из себя, а от фриланса полностью отказалась. Но это не решило проблемы.

Хуже того меня преследовала мысль, что расти в выбранной мной сфере, по сути, некуда. Кем может стать копирайтер? Старшим копирайтером, если такая должность в компании вообще есть. А потом? При хорошем раскладе руководителем отдела. Но вот беда — делать он будет плюс-минус то же самое, что и обычный копирайтер. Только ответственности и головной боли будет побольше, ну и зарплата капельку приятнее. А выше руководителя и подниматься некуда. Эта должность — потолок для копирайтера. Куда идти потом, непонятно.

Из-за выгорания и постоянных мыслей об отсутствии перспектив некогда любимая работа перестала радовать, и я приняла решение уволиться. Копирайтером я больше быть не хотела, но в сфере интернет-маркетинга думала еще задержаться. Была мысль податься в SEO, для начала на должность стажера. Однако отпускать из компании меня не захотели, потому предложили обучиться новой профессии. Вот только не SEO, а контент-менеджменту. У нас как раз ушел специалист этого направления, и его пока не кем было заменить. Вакансию предложили мне, я, недолго думая, согласилась.

Языку HTML и CSS я обучалась в рабочее время с помощью нескольких курсов. Сначала прошла курс от «1С Битрикс», потом от HTML Academy, FructCode, Stepik и «Нетологии». Практиковаться начала сразу после получения первого сертификата. Затем прокачивала скилы и работала по новому для себя направлению одновременно. Желание писать вернулось ко мне вместе с идеями для текстов, поэтому я стала совмещать должности копирайтера и контент-менеджера. К тому же это было финансово выгодно. Моя зарплата росла, что стимулировало продолжать профессиональное развитие.

Как я стала SERM-специалистом

За все время работы я ни разу не прекращала обучение. Каждый день узнавала что-то новое и стремилась понять все, с чем взаимодействовала. Первым мое внимание привлекло SEO. Я вникала во все его нюансы, выспрашивала специалистов, с которыми как копирайтер трудилась в тесной связке, систематизировала имеющиеся у меня знания. Затем я стала больше внимания уделять SMM. Проходила курсы, читала профильную литературу, тестировала методики на личных страницах, а позже и на страницах компании.

Я прекрасно понимала, что рано или поздно должность, которую я занимаю, станет мне мала. Желание перемен, большего дохода и карьерного роста заставят меня или сменить направление, или бросить интернет-маркетинг и уйти в совсем другую сферу. Поэтому никогда не упускала возможность расширить свой диапазон компетенций, стать на голову выше тех, кто только пишет, пишет и пишет.

Когда директор предлагал увеличить количество моих обязанностей, а соразмерно с ними и зарплату, я никогда не отказывалась. Поэтому на очередное его предложение тоже ответила положительно. Оно звучало как «давай попробуем тебя в SERM». Об этом направлении я, конечно, слышала и читала. Но что сама буду работать в нем, никогда не думала. Как оказалось напрасно. Потому как у каждого копирайтера есть только два пути: писать на узкоспециальные темы, которые могут качественно осветить только единицы или двигаться в ниши. Например, помимо текстов делать лендинги, сочетать копирайтинг с SMM-продвижением или, как это сделала я, освоить SERM-направление и развиваться в нем.

Что я делала, чтобы стать SERM-специалистом

Если для превращения в контент-менеджера мне понадобилось пройти несколько курсов, то для перехода в SERM-направление сделать это не получилось. Хотя бы потому, что достойных курсов по управлению репутацией в интернете еще нет. А те, что есть, обучают только чему-то одному: работе с отзывами, негативом в поиске или соцсетями. Курсов, в которых бы рассматривались все направления SERM, не найти.

Столь же грустная ситуация и с книгами. На сочинениях русскоязычных авторов далеко не уедешь. Это либо небольшие брошюры, которые дают лишь общее представление о направлении, либо объемные труды, в которых неплохо изложены только отдельные моменты работы. А вот полного и толкового учебника для начинающего SERM-щика все еще нет. Даже у зарубежных авторов. Поэтому основные знания я получала у директора компании, который занимается управлением репутацией в сети с 2006 года. Он делился со мной собственным опытом и персональными фишками, к нему я приходила за советами, когда только начинала работать над своими первыми проектами.

Ну и, куда без этого, я читала все доступные статьи о SERM и отдельные книги. С нуля на них, конечно, ничему толковому не научишься, но разобраться с некоторыми вопросами и познакомиться с новыми методиками с их помощью вполне реально.

А потом было много, очень много практики. Сначала мне доверяли только отдельные задачи с минимальным уровнем сложности, затем те, что позаковыристее. Когда я достаточно прокачала свои скилы, стала получать в работу проекты целиком. То есть мне нужно было самой планировать, что делать для улучшения репутации компании и в каком объеме, затем выполнять большую часть из поставленных задач, а потом подводить итоги и давать прогнозы на следующий месяц.

Навыки, которые понадобятся копирайтерам в SERM

Если вы уже давно пишите тексты для нужд разных компаний и хотите расти дальше, чтобы управлять репутаций компаний в интернете вам нужно уметь:

У копирайтера есть одно большое преимущество — он умеет создавать текстовый контент любого формата. А значит справится с написанием отзывов, пресс-релизов, обзорных, информационных и аналитических статей. Но вот всему названному выше ему все же придется обучиться. Сразу скажу, что стать SERM-специалистом, если вы не знакомы с SEO, SMM и копирайтингом, реально. Но придется пройти очень долгий путь. Поэтому это направление все же больше подходит для продвинутых копирайтеров или других разносторонних специалистов, например, SEO-шников, умеющих излагать свои мысли и способных работать с соцсетями.

Навыки, которые понадобятся SEO-специалистам в SERM

Тем, кто не первый день выводит сайты в топ поисковых систем и легко анализирует выдачу, придется обучаться следующему:

Как видите, SEO-специалисту нужно будет стать немножко копирайтером и чуть-чуть SMM-щиком. Только тогда он сможет полноценно работать в SERM-направлении.

Итоги

А есть ли смысл? Однозначно — да. Хотя направление и существует довольно давно, профессионалов в нем можно пересчитать по пальцам одной руки. К тому же большая часть компаний, якобы предоставляющих услуги SERM, по факту специализируется только на работе с отзывами. А потому не закрывает боли компаний и персон, желающих улучшить свою репутацию в сети. Все это позволяет стать востребованным специалистом и получать высокую зарплату, работая с крупными проектами из любой точки мира.


Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
Марина Тихонова

В дополнении хочу посоветовать книгу которая очень помогла мне понять суть https://exiterra.com/blog/prodvizhenie-sajta/optimizatsiya-tekstov-7-shagov-seo-optimizatsii-stati-posta-youtube-rolika/

0

Сообщество

Популярное за неделю