Что будет с техникой, ремонтом и гарантией в России: пять важных вопросов

Будут ли действовать гарантии, вернутся ли компании на рынок, как станут проводить платный ремонт и стоит ли ждать дефицита деталей
34
Что будет с техникой, ремонтом и гарантией в России: пять важных вопросов
Аватар автора

Дамир Камалетдинов

узнал, что будет с ремонтом техники в России

Страница автора

С начала марта в России приостановили работу крупные зарубежные производители техники — среди них Dell, HP, Apple, Sony, Microsoft и другие.

Ограничения коснулись не только самих устройств, но и комплектующих. Вместе с экспертами разбираемся, что происходит с техникой прямо сейчас, как работают гарантийный ремонт и обслуживание, а также стоит ли ждать проблем в будущем.

Вернутся ли Apple, Microsoft и Sony

Коротко. Никто не знает.

Подробно. Пока известно лишь о «приостановке» работы — ни одна крупная технологическая компания не покинула страну окончательно и не уволила сотрудников, им продолжают платить зарплаты. Но исключать возможность полного ухода в будущем нельзя.

Какие компании приостановили поставки или работу в России? Из производителей техники — Apple, Samsung, Canon, Dell, Epson, HP, IBM, Logitech, Nokia, Asus и другие. Из производителей железа — AMD, Intel.

Решения об уходе из стран принимаются на самом высоком уровне после длительных обсуждений и редко происходят в один день. В истории уже были случаи, когда крупные технологические компании покидали территории: в 2009 году Google прекратила бизнес в Китае, а потом несколько раз пыталась вернуться, но против этого выступали сотрудники компании.

Уход с рынка — крайняя мера, до которой у компаний еще есть другие варианты: например, сократить деятельность, передать часть бизнеса локальным партнерам или попытаться адаптироваться к новым условиям.

На момент написания материала компании не могут нормально вести деятельность из-за проблем с логистикой, финансовыми переводами и колебаниями курса — бизнесу еще предстоит сформировать новую стратегию.

Плюс важно понимать, что другие ведущие бренды, которые не связаны с Европой, — Xiaomi, Realme, Huawei, — с рынка не ушли. Китайские производители заняли нейтральную позицию и вряд ли перестанут продаваться в России: на них не давят ни политические факторы, ни экономические. Китай не закрывал границы, поставки не заморожены. Другой вопрос — российский рынок явно столкнется с ростом цен на новую технику и, как следствие, с падением спроса.

Также нужно помнить, что китайская техника все еще производится на основе американского железа и ПО, и если в США захотят, проблемы в России могут возникнуть и с китайскими смартфонами. Мы уже знакомы с последствием таких решений: Huawei несколько лет работает без сервисов Google.

Но пока что ключевая цель американских санкций — ударить по крупнейшим игрокам российской экономики, а не по карманам россиян. До сих пор с российского рынка компании уходили по собственной инициативе, а не из-за давления со стороны государства. Так что пока нет оснований полагать, что дело дойдет до давления на китайские бренды.

Что будет с техникой из-за санкций

Коротко. Рынок адаптируется, но вряд ли быстро.

Подробно. Санкции США не затрагивают потребительские устройства вроде ноутбуков, смартфонов и умных часов, но поставки в Россию прекращают сами производители из-за конфликта. В случае Apple решение коснулось даже платного ремонта устройств, то есть любых поломок, не подпадающих под официальную гарантию.

О поставках техники в Россию

Аватар автора

Сергей Зорин

основатель производителя электроники DANNIE

Ничего подобного до сих пор не случалось, поэтому в ближайшее время рынок ждет перестройка. Если уйдут все иностранные компании, на их место встанут российские — и очень быстро. Каналы поставок перестроятся, но продукция будет доступна. Посмотрите на Иран и не паникуйте — там все доступно.

С потребительской техникой будут временные сложности и дефицит, но в среднесрочной перспективе все наладится. Сейчас главные сложности в курсах и оплатах, а также в каналах логистики. На их перестроение нужно время. В промышленной электронике будет бегство заказчиков от западных решений к российским и азиатским.

В первую очередь их место займут российские, во вторую китайские, турецкие, арабские, индийские компании. Конечно, будет резкое повышение цен поначалу, потом все устаканится и снизится до примерно текущих уровней.

Главная причина проблем сейчас заключается в логистике, курсах и оплатах. 27 февраля DHL и FedEx перестали доставлять грузы в Россию и Беларусь, а именно этими операторами пользовались многие поставщики и компании. Теперь бизнесу нужно время, чтобы найти новые способы доставлять продукцию в страну.

Место американских и европейских производителей займут другие индустриально развитые страны, в сторону которых в России раньше не смотрели. Цена на устройства и комплектующие сначала будет высокой, но потом выровняется.


Аватар автора

Дмитрий Дружбин

основатель сервисного центра Fixed.One

Если ситуация затянется на два-три месяца, то потребителей ждут временные неудобства: купить технику удастся у неофициальных продавцов, а возможности ремонта будут ограничены. Если ограничения сохранятся на месяцы и годы, то начнется вымывание премиальных брендов вроде Apple и Samsung в пользу более дешевых устройств.

Запас деталей на складах у разных авторизованных сервисных центров позволяет продержаться какое-то время. Также есть основания предполагать, что приостановка продаж производителем не означает отказ от поставок деталей по гарантийным ремонтам. Но надо смотреть, как все будет меняться.

Что будет с ремонтом и гарантиями

Коротко. Гарантийный ремонт продолжится, платный восстановится со временем, но станет дороже.

Подробно. В ближайшее время гарантийный ремонт, скорее всего, не остановится. Платный пока будет недоступен, но может вернуться, если бизнес найдет альтернативные маршруты отгрузок компонентов.

О ремонте и гарантиях

Аватар автора

Дмитрий Дружбин

основатель сервисного центра Fixed.One

В среде самих авторизованных сервисных центров говорят: отказ от платных ремонтов связан с тем, что UPS и DHL перестали возить в Россию, а именно через DHL шла вся сервисная логистика. Есть основания предполагать, что сейчас прорабатываются альтернативные маршруты отгрузки, в частности через Казахстан. Но опять же, это на уровне кулуарных обсуждений, официальной информации пока нет.


Аватар автора

Сергей Зорин

основатель производителя электроники DANNIE

Компоненты заменить нельзя, но можно поменять каналы поставок этих компонентов, закупать у других посредников. Поставки будут, ремонт будет. Не так много потребляется компонентов для ремонта, с этим не возникнет проблем.

Продолжат ли привозить запчасти

Коротко. Скорее всего — да, но не так, как раньше.

Подробно. Авторизованные, или «официальные», сервисные центры зависят от производителей — они не могут приобретать сторонние запчасти и работают напрямую с поставщиками. У независимых компаний по ремонту техники таких ограничений нет: они могут заказывать компоненты откуда угодно, но это может отразиться на качестве.

Неоригинальные детали зачастую могут прослужить меньше, оказаться бракованными или работать не так, как оригинальные. Пока в компаниях не знают, когда платный ремонт в авторизованных сервисных центрах вернется. Это не зависит от представителей производителей в России.

О поставках запчастей

Аватар автора

Дмитрий Дружбин

основатель сервисного центра Fixed.One

Про запчасти Apple в своем анонсе ничего не говорила. Для неавторизованных сервисов вообще особо ничего не изменится, кроме стоимости и сроков. Все и так ехало через Китай и без разрешения Apple.


Аватар автора

Людмила Семушина

представитель re:Store

К сожалению, производитель приостановил возможность осуществления платного ремонта в авторизованных сервисных центрах. На данный момент мы не располагаем информацией о сроках действия ограничения.

Будет ли дефицит деталей и повышение цен

Коротко. Да.

Подробно. В сервисных центрах уже столкнулись с дефицитом комплектующих — и скоро он может усугубиться. В ближайшие один-два месяца компании ожидают перебои в наличии запчастей. Основная причина — слишком большие колебания курса и проблемы с логистикой.

О дефиците деталей и повышении цен

Аватар автора

Дмитрий Дружбин

основатель сервисного центра Fixed.One

Прямо сейчас оптовые поставщики либо не отгружают, либо отгружают в очень небольших количествах заказы, так как не знают, какой ситуация и курс доллара будут завтра. А чуть позже, когда дело дойдет до закупок, стоимость обычной партии вырастет даже не в два раза.

Объемы закупок будут снижаться, потому что немногие смогут позволить себе приобретать большие партии по новым ценам. Некоторые поставщики уже начали оформлять заказы в начале марта в Китае по курсу 137 рублей за доллар без учета выросшей стоимости международной доставки.

А что делать

Перестройка цепочек поставок и санкции приведут к заметному росту стоимости ремонта даже в сторонних сервисных центрах, напрямую не связанных с производителями. Если что-то сломалось уже сейчас, вероятно, стоит обратиться за ремонтом сразу, а не откладывать его до лучших времен.

За технику на гарантии беспокоиться пока не стоит — ее продолжают обслуживать, а у сервисных центров еще есть запасы комплектующих на какое-то время. Сами устройства в страну, скорее всего, вернутся, но когда именно и по каким ценам — никто не знает.

Дамир КамалетдиновКак давно у вас что-то ломалось?
  • тьфунатебя ¯\_(ツ)_/¯Я правильно понял, что Apple не ушла из России? Она остановила продажи напрямую от себя. Партнеры всё так же продают продукцию и она сделана спецом для России с русскими буквами на коробке. Сервисы тоже работают. Сегодня добавили Карту МИР для оплаты AppStore. Офис тоже работает.6
  • Артем Калеевтьфунатебя, Apple приостановила продажи и поставки. Реселлеры, судя по всему, распродают остатки. А информация про «Мир» не подтвердилась, мы в редакции не смогли привязать его к Apple ID7
  • тьфунатебя ¯\_(ツ)_/¯Артем, с МИРом вообще не понятно Я привязал неделю назад новую карту Тиньков МИР себе на айфон, айфон жены и ее часы А на мои часы она не привязывается...0
  • UncleJoeВернутся ли Apple, Microsoft и Sony Коротко. Всё знают, что вернутся. Да, возможно РФ, не самый денежный рынок. Но терять такой жирный кусок ни одна корпорация не будет. Вопрос скорее в том, когда они вернутся и в каком формате. "Но пока что ключевая цель американских санкций — ударить по крупнейшим игрокам российской экономики, а не по карманам россиян." Да-да, только вот карманы обычных россиян зацепило первыми.16
  • Дмитрий Соловьев"До сих пор с российского рынка компании уходили по собственной инициативе, а не из-за давления со стороны государства." Дальше можно аналитику не читать) конечно же не было рекомендаций со стороны зарубежных правительств устроить демарш, ага1
  • Egor KНе нужно быть экспертом, чтобы понимать что будет Пи?&!’@0
  • Gusliтьфунатебя, к Apple Pay мир принял, а вот на подписку iCloud не принимает. Пробовал два разных банка. Безуспешно…0
  • Marina IlinaА у меня Huawei, я заранее все знала1
  • Артем КалеевДмитрий, в той же Южной Корее правительство сказало, что не будет ограничивать производителей. В итоге Samsung ушел сам буквально на следующий день.0
  • UncleJoeДмитрий, Ага, особенно смешно было с Визой и Мастеркардом. Эти конторы стригут около 2% от ВСЕХ платежей, произведенных с их карт. И да, конечно же, давления никакого не было, они просто настолько идейные!6
  • Sergey Averyanov>Посмотрите на Иран и не паникуйте Посмотрел на Иран. Запаниковал.3
  • Olga Borodkinasanteyxxx, айфоном очень удобно пользоваться, если у тебя мак и айпад - получается как одно устройство0
  • Sergey AveryanovUncleJoe, что жирного в российско рынке? Для большинства компаний на него приходятся единицы процентов продаж, а с падением благосостояния россиян ещё хуже будет. Репутационные потери гораздо дороже обойдутся чем потеря продаж на российском рынке.4
  • Остаёмся ЗимоватьА у нас в феврале сломался холодильник Hotpoint Ariston, несколько раз выезжал мастер из официального сервиса, ничего сделать не смог, в итоге холодильник забрали, чтобы починить у себя. Ждали детали. Ну и всё. Ни холодильника, ни каких-то объяснений и решений от сервисного центра. И новый мы купить не успели по "старым" ценам, сейчас встроенные от 100 тысяч и выбора почти нет, и этот непонятно, починят ли и когда. Полтора месяца живём с прокатным, ещё и за него платим.2
  • Сергей ВRishat, я утром подцепил к Pay, только через несколько часов стала доступна в Apple ID, изначально писала ошибку. МИР виртуальная Тинькофф0
  • Алёшенькатьфунатебя, тинькофф МИР к эпл пэй привязалась, а МИР от альфа банка не привязывается, хз почему0
  • СветланаУ меня подвис возврат средств по гарантии от Intel Вернула им неттоп Boxnuc. Компания получила его 24.02.2022, должны были вернуть 31000 рублей за неисправную технику. В итоге - ни железа, ни денег, "из-за санкций в данный момент мы не осуществляем гарантийную поддержку". На мою просьбу привести подтверждающие документы - отсылка к сообщению на странице сайта. Не очень понимаю, что теперь делать. У меня остался чек и email, в котором подтверждается, что мой компьютер получен компанией Intel.2
  • СветланаИрина, сочувствую, выше написала, у меня та же проблема с компьютером Intel0
  • Andrey SuНа прошлой неделе сломался макбук, стоимость ремонта у официалов - 50 тр и под вопросом, у неофициалов - 35-45 тр. Планировал сменить мак, но стоимость с 80 подскочила до 160, а работать все равно нужно :( альтернативы на винде тоже подскочили в цене, ноуты за 30 продаются теперь за 500
  • Морозова ОльгаВот что значит не развивать свою родную промышленность! А строить в России только торгово-развлекательные центры. Вот теперь будем развлекаться.5
  • Дмитрий КермаловDell ушел настолько, что даже перестал обслуживать свою гарантию.1
  • Дмитрий СоловьевМного чего товарищи на словах говорят, а в кулуарах совсем иное происходит1
  • Humbert HumboldtМорозова, про глобальную экономику в 21 веке вы, видимо, не слышали. Про международное разделение труда тоже. Бывает.0
  • Полиция Т—ЖHumbert, почитайте наши правила: https://journal.tinkoff.ru/comments-rules/1
  • UncleJoeИгорь, действительно. Ведь лучше плакаться какая тяжелая наша доля, какие мы жалкие и ничтожные.1
  • UncleJoeSergey, в текущей ситуации репутационные потери действительно обойдутся дороже, согласен. Поэтому многие и приостановили бизнес. Но в долгосрочной перспективе терять даже 1% своих доходов никто из больших корпораций не хочет. Вообще, в принципе, каждая крупная корпорация стала таковой, потому что боролась за каждый цент выручки, за долю на рынке каждой страны, будь то РФ или Демократическая Республика Конго.3
  • Sergey AveryanovUncleJoe, говорить о долгосрочной перспективе пока немного преждевременно. На ближайший десяток лет (или сколько там еще царь владимир протянет) вполне возможно повтороение иранского сценария, а там немногие иностранцы рискуют работать. Ну и не факт, что дальше будет лучше, кто знает, каким будет следующий тиран?1
  • Al exСветлана, у меня так же с Интел. Думаю в суд подавать.0
  • СветланаAl, можете мне написать? Может, объединим усилия0
  • Морозова ОльгаHumbert, но чтоб такое разделение???? нет не слышала!! Видимо так и разделили - в России одни торгово-развлекательные центры! У нас в городе 8 заводов закрыли, работают только 2 - и то на ладан дышат, а не работают. Сельхозпроизводство везде в России напрочь отсутствует. На западе, видимо,по другому разделили, раз мы их технику и все остальное закупаем. Мы у них покупаем, а не они у нас!!! Это называется глобальная экономика 21 века и международное разделение труда??? Тогда про такое точно не слышала, только если в страшном сне увидеть! Теперь пожинаем плоды этого разделения и этой экономики.0