Что будет с техникой, ремонтом и гарантией в России: пять важных вопросов
С начала марта в России приостановили работу крупные зарубежные производители техники — среди них Dell, HP, Apple, Sony, Microsoft и другие.
Ограничения коснулись не только самих устройств, но и комплектующих. Вместе с экспертами разбираемся, что происходит с техникой прямо сейчас, как работают гарантийный ремонт и обслуживание, а также стоит ли ждать проблем в будущем.
Вернутся ли Apple, Microsoft и Sony
Коротко. Никто не знает.
Подробно. Пока известно лишь о «приостановке» работы — ни одна крупная технологическая компания не покинула страну окончательно и не уволила сотрудников, им продолжают платить зарплаты. Но исключать возможность полного ухода в будущем нельзя.
Какие компании приостановили поставки или работу в России? Из производителей техники — Apple, Samsung, Canon, Dell, Epson, HP, IBM, Logitech, Nokia, Asus и другие. Из производителей железа — AMD, Intel.
Решения об уходе из стран принимаются на самом высоком уровне после длительных обсуждений и редко происходят в один день. В истории уже были случаи, когда крупные технологические компании покидали территории: в 2009 году Google прекратила бизнес в Китае, а потом несколько раз пыталась вернуться, но против этого выступали сотрудники компании.
Уход с рынка — крайняя мера, до которой у компаний еще есть другие варианты: например, сократить деятельность, передать часть бизнеса локальным партнерам или попытаться адаптироваться к новым условиям.
На момент написания материала компании не могут нормально вести деятельность из-за проблем с логистикой, финансовыми переводами и колебаниями курса — бизнесу еще предстоит сформировать новую стратегию.
Плюс важно понимать, что другие ведущие бренды, которые не связаны с Европой, — Xiaomi, Realme, Huawei, — с рынка не ушли. Китайские производители заняли нейтральную позицию и вряд ли перестанут продаваться в России: на них не давят ни политические факторы, ни экономические. Китай не закрывал границы, поставки не заморожены. Другой вопрос — российский рынок явно столкнется с ростом цен на новую технику и, как следствие, с падением спроса.
Также нужно помнить, что китайская техника все еще производится на основе американского железа и ПО, и если в США захотят, проблемы в России могут возникнуть и с китайскими смартфонами. Мы уже знакомы с последствием таких решений: Huawei несколько лет работает без сервисов Google.
Но пока что ключевая цель американских санкций — ударить по крупнейшим игрокам российской экономики, а не по карманам россиян. До сих пор с российского рынка компании уходили по собственной инициативе, а не из-за давления со стороны государства. Так что пока нет оснований полагать, что дело дойдет до давления на китайские бренды.
Что будет с техникой из-за санкций
Коротко. Рынок адаптируется, но вряд ли быстро.
Подробно. Санкции США не затрагивают потребительские устройства вроде ноутбуков, смартфонов и умных часов, но поставки в Россию прекращают сами производители из-за конфликта. В случае Apple решение коснулось даже платного ремонта устройств, то есть любых поломок, не подпадающих под официальную гарантию.
О поставках техники в Россию
Ничего подобного до сих пор не случалось, поэтому в ближайшее время рынок ждет перестройка. Если уйдут все иностранные компании, на их место встанут российские — и очень быстро. Каналы поставок перестроятся, но продукция будет доступна. Посмотрите на Иран и не паникуйте — там все доступно.
С потребительской техникой будут временные сложности и дефицит, но в среднесрочной перспективе все наладится. Сейчас главные сложности в курсах и оплатах, а также в каналах логистики. На их перестроение нужно время. В промышленной электронике будет бегство заказчиков от западных решений к российским и азиатским.
В первую очередь их место займут российские, во вторую китайские, турецкие, арабские, индийские компании. Конечно, будет резкое повышение цен поначалу, потом все устаканится и снизится до примерно текущих уровней.
Главная причина проблем сейчас заключается в логистике, курсах и оплатах. 27 февраля DHL и FedEx перестали доставлять грузы в Россию и Беларусь, а именно этими операторами пользовались многие поставщики и компании. Теперь бизнесу нужно время, чтобы найти новые способы доставлять продукцию в страну.
Место американских и европейских производителей займут другие индустриально развитые страны, в сторону которых в России раньше не смотрели. Цена на устройства и комплектующие сначала будет высокой, но потом выровняется.
Если ситуация затянется на два-три месяца, то потребителей ждут временные неудобства: купить технику удастся у неофициальных продавцов, а возможности ремонта будут ограничены. Если ограничения сохранятся на месяцы и годы, то начнется вымывание премиальных брендов вроде Apple и Samsung в пользу более дешевых устройств.
Запас деталей на складах у разных авторизованных сервисных центров позволяет продержаться какое-то время. Также есть основания предполагать, что приостановка продаж производителем не означает отказ от поставок деталей по гарантийным ремонтам. Но надо смотреть, как все будет меняться.
Что будет с ремонтом и гарантиями
Коротко. Гарантийный ремонт продолжится, платный восстановится со временем, но станет дороже.
Подробно. В ближайшее время гарантийный ремонт, скорее всего, не остановится. Платный пока будет недоступен, но может вернуться, если бизнес найдет альтернативные маршруты отгрузок компонентов.
О ремонте и гарантиях
В среде самих авторизованных сервисных центров говорят: отказ от платных ремонтов связан с тем, что UPS и DHL перестали возить в Россию, а именно через DHL шла вся сервисная логистика. Есть основания предполагать, что сейчас прорабатываются альтернативные маршруты отгрузки, в частности через Казахстан. Но опять же, это на уровне кулуарных обсуждений, официальной информации пока нет.
Компоненты заменить нельзя, но можно поменять каналы поставок этих компонентов, закупать у других посредников. Поставки будут, ремонт будет. Не так много потребляется компонентов для ремонта, с этим не возникнет проблем.
Продолжат ли привозить запчасти
Коротко. Скорее всего — да, но не так, как раньше.
Подробно. Авторизованные, или «официальные», сервисные центры зависят от производителей — они не могут приобретать сторонние запчасти и работают напрямую с поставщиками. У независимых компаний по ремонту техники таких ограничений нет: они могут заказывать компоненты откуда угодно, но это может отразиться на качестве.
Неоригинальные детали зачастую могут прослужить меньше, оказаться бракованными или работать не так, как оригинальные. Пока в компаниях не знают, когда платный ремонт в авторизованных сервисных центрах вернется. Это не зависит от представителей производителей в России.
О поставках запчастей
Про запчасти Apple в своем анонсе ничего не говорила. Для неавторизованных сервисов вообще особо ничего не изменится, кроме стоимости и сроков. Все и так ехало через Китай и без разрешения Apple.
К сожалению, производитель приостановил возможность осуществления платного ремонта в авторизованных сервисных центрах. На данный момент мы не располагаем информацией о сроках действия ограничения.
Будет ли дефицит деталей и повышение цен
Коротко. Да.
Подробно. В сервисных центрах уже столкнулись с дефицитом комплектующих — и скоро он может усугубиться. В ближайшие один-два месяца компании ожидают перебои в наличии запчастей. Основная причина — слишком большие колебания курса и проблемы с логистикой.
О дефиците деталей и повышении цен
Прямо сейчас оптовые поставщики либо не отгружают, либо отгружают в очень небольших количествах заказы, так как не знают, какой ситуация и курс доллара будут завтра. А чуть позже, когда дело дойдет до закупок, стоимость обычной партии вырастет даже не в два раза.
Объемы закупок будут снижаться, потому что немногие смогут позволить себе приобретать большие партии по новым ценам. Некоторые поставщики уже начали оформлять заказы в начале марта в Китае по курсу 137 рублей за доллар без учета выросшей стоимости международной доставки.
А что делать
Перестройка цепочек поставок и санкции приведут к заметному росту стоимости ремонта даже в сторонних сервисных центрах, напрямую не связанных с производителями. Если что-то сломалось уже сейчас, вероятно, стоит обратиться за ремонтом сразу, а не откладывать его до лучших времен.
За технику на гарантии беспокоиться пока не стоит — ее продолжают обслуживать, а у сервисных центров еще есть запасы комплектующих на какое-то время. Сами устройства в страну, скорее всего, вернутся, но когда именно и по каким ценам — никто не знает.