Критика бывает полезна. Она дает заряд мотивации и помогает стать креативнее. Но это работает, только если критика конструктивная — то есть высказанная с намерением исправить ситуацию, а не чтобы задеть. Рассказываем, как распознать неконструктивную критику и правильно на нее отреагировать.

👎 Содержит оценки, а не факты

Факт — это то, что произошло. Констатируя факты, мы называем объект, субъект и действие. Оценка — это уже интерпретация произошедшего с добавлением своих эмоций и выводов. Неконструктивная критика обычно строится именно на оценках.

🚫 «Ты ужасный сотрудник! Уже нет сил терпеть твои опоздания!»
✔️ «Ты опаздываешь уже третий раз за неделю»

Что делать. Попросить критикующего обратиться к фактам и посмотреть на ситуацию безоценочно — действительно посчитать, сколько раз вы опоздали и как потом отработали это время. Если хотите поспорить, отвечайте на критику тоже только фактами, отключив эмоции и избегая оценок

🤷 Не предлагает путей решения проблемы

Главный признак конструктивной критики — совет, как что‑то улучшить или исправить. Деструктивная же, напротив, не дает даже подсказки, как вам следует действовать.

🚫 «Твоя идея — просто ужас!»
✔️ «Нужно доработать идею. Посмотри, что мы уже делали по этой теме. Можем через час собраться и подумать вместе»

Что делать. Спросить, какие пути решения проблемы видит критикующий, что он предлагает сделать вам и чем готов помочь в сложившейся ситуации

👉 Направлена на человека, а не на его действия

Неконструктивная критика часто бьет по человеку и его неотделимым качествам: внешности, чертам характера, особенностям. Все это изменить или очень сложно, или вообще невозможно, и потому такая критика становится еще обиднее и бесполезнее.

🚫 «Мне не нравится твоя манера письма»
✔️ «Мне не нравится текст, который ты написал»

Что делать. Возьмите паузу и подумайте, чего добивался ваш собеседник. Возможно, между вами и критикующим давно назревал конфликт, но вместо его обсуждения он выбрал такой способ выразить свою обиду

🤬 Высказана грубо и неуважительно

Важно еще и то, какие выражения собеседник подобрал для своих претензий. Даже заслуженная критика может быть высказана так, что становится неконструктивной.

🚫 «Ты что, не можешь убраться по‑человечески? Живешь как свинья!»
✔️ «Ты редко убираешься. Это меня расстраивает, потому что мы договаривались об уборке раз в неделю по очереди»

Что делать. Помните, что вы не обязаны реагировать на неконструктивную критику, защищать себя и отстаивать свое достоинство. Не отвечайте на претензию, если вам психологически некомфортно это делать и если это только спровоцирует конфликт. Иногда нужно взять паузу и подождать, когда собеседник будет готов обсудить свое недовольство вашими поступками, но уже в уважительной форме

😒 Исходит от того, кто вообще не должен вас критиковать

Одно дело, если ваш внешний вид оценивает стилист, к которому вы пришли за консультацией, и совсем другое — когда комментарий отпускает друг, родственник или вообще незнакомец на улице. Зачастую неконструктивная критика исходит от людей, которых вы, в общем‑то, совсем не просили о фидбеке.

🚫 «Выглядишь просто отвратительно»
✔️ «Раз уж ты спрашиваешь, скажу, что, на мой взгляд, брюки к этой рубашке лучше подобрать другие»

Что делать. Следовать совету философов-стоиков и не позволять такой критике себя задеть. Мы не можем запретить другим людям высказывать непрошеное мнение, но можем контролировать свое отношение к этому, не злиться и не допускать, чтобы такая критика портила нам настроение

⭐️ Больше про критику и не только

В нашем новом бесплатном курсе «Как общаться с людьми». Расскажем, как правильно выражать просьбы, говорить о своих чувствах и высказывать претензии, чтобы вас услышали и поняли
Начать учиться

Еще о навыках общения:

1. Что такое двойное послание.
2. Как обсуждать сложные темы.
3. Что сказать, чтобы поддержать близких.

Делимся лайфхаками и главным из курсов Учебника. Чит-коды для реальной жизни — в нашем телеграм-канале: @t_uchebnik.