Критика бывает полезна. Она дает заряд мотивации и помогает стать креативнее. Но это работает, только если критика конструктивная — то есть высказанная с намерением исправить ситуацию, а не чтобы задеть. Рассказываем, как распознать неконструктивную критику и правильно на нее отреагировать.
👎 Содержит оценки, а не факты
Факт — это то, что произошло. Констатируя факты, мы называем объект, субъект и действие. Оценка — это уже интерпретация произошедшего с добавлением своих эмоций и выводов. Неконструктивная критика обычно строится именно на оценках.
🚫 «Ты ужасный сотрудник! Уже нет сил терпеть твои опоздания!»
✔️ «Ты опаздываешь уже третий раз за неделю»
Что делать. Попросить критикующего обратиться к фактам и посмотреть на ситуацию безоценочно — действительно посчитать, сколько раз вы опоздали и как потом отработали это время. Если хотите поспорить, отвечайте на критику тоже только фактами, отключив эмоции и избегая оценок
🚫 «Ты ужасный сотрудник! Уже нет сил терпеть твои опоздания!»
✔️ «Ты опаздываешь уже третий раз за неделю»
Что делать. Попросить критикующего обратиться к фактам и посмотреть на ситуацию безоценочно — действительно посчитать, сколько раз вы опоздали и как потом отработали это время. Если хотите поспорить, отвечайте на критику тоже только фактами, отключив эмоции и избегая оценок
🤷 Не предлагает путей решения проблемы
Главный признак конструктивной критики — совет, как что‑то улучшить или исправить. Деструктивная же, напротив, не дает даже подсказки, как вам следует действовать.
🚫 «Твоя идея — просто ужас!»
✔️ «Нужно доработать идею. Посмотри, что мы уже делали по этой теме. Можем через час собраться и подумать вместе»
Что делать. Спросить, какие пути решения проблемы видит критикующий, что он предлагает сделать вам и чем готов помочь в сложившейся ситуации
🚫 «Твоя идея — просто ужас!»
✔️ «Нужно доработать идею. Посмотри, что мы уже делали по этой теме. Можем через час собраться и подумать вместе»
Что делать. Спросить, какие пути решения проблемы видит критикующий, что он предлагает сделать вам и чем готов помочь в сложившейся ситуации
👉 Направлена на человека, а не на его действия
Неконструктивная критика часто бьет по человеку и его неотделимым качествам: внешности, чертам характера, особенностям. Все это изменить или очень сложно, или вообще невозможно, и потому такая критика становится еще обиднее и бесполезнее.
🚫 «Мне не нравится твоя манера письма»
✔️ «Мне не нравится текст, который ты написал»
Что делать. Возьмите паузу и подумайте, чего добивался ваш собеседник. Возможно, между вами и критикующим давно назревал конфликт, но вместо его обсуждения он выбрал такой способ выразить свою обиду
🚫 «Мне не нравится твоя манера письма»
✔️ «Мне не нравится текст, который ты написал»
Что делать. Возьмите паузу и подумайте, чего добивался ваш собеседник. Возможно, между вами и критикующим давно назревал конфликт, но вместо его обсуждения он выбрал такой способ выразить свою обиду
🤬 Высказана грубо и неуважительно
Важно еще и то, какие выражения собеседник подобрал для своих претензий. Даже заслуженная критика может быть высказана так, что становится неконструктивной.
🚫 «Ты что, не можешь убраться по‑человечески? Живешь как свинья!»
✔️ «Ты редко убираешься. Это меня расстраивает, потому что мы договаривались об уборке раз в неделю по очереди»
Что делать. Помните, что вы не обязаны реагировать на неконструктивную критику, защищать себя и отстаивать свое достоинство. Не отвечайте на претензию, если вам психологически некомфортно это делать и если это только спровоцирует конфликт. Иногда нужно взять паузу и подождать, когда собеседник будет готов обсудить свое недовольство вашими поступками, но уже в уважительной форме
🚫 «Ты что, не можешь убраться по‑человечески? Живешь как свинья!»
✔️ «Ты редко убираешься. Это меня расстраивает, потому что мы договаривались об уборке раз в неделю по очереди»
Что делать. Помните, что вы не обязаны реагировать на неконструктивную критику, защищать себя и отстаивать свое достоинство. Не отвечайте на претензию, если вам психологически некомфортно это делать и если это только спровоцирует конфликт. Иногда нужно взять паузу и подождать, когда собеседник будет готов обсудить свое недовольство вашими поступками, но уже в уважительной форме
😒 Исходит от того, кто вообще не должен вас критиковать
Одно дело, если ваш внешний вид оценивает стилист, к которому вы пришли за консультацией, и совсем другое — когда комментарий отпускает друг, родственник или вообще незнакомец на улице. Зачастую неконструктивная критика исходит от людей, которых вы, в общем‑то, совсем не просили о фидбеке.
🚫 «Выглядишь просто отвратительно»
✔️ «Раз уж ты спрашиваешь, скажу, что, на мой взгляд, брюки к этой рубашке лучше подобрать другие»
Что делать. Следовать совету философов-стоиков и не позволять такой критике себя задеть. Мы не можем запретить другим людям высказывать непрошеное мнение, но можем контролировать свое отношение к этому, не злиться и не допускать, чтобы такая критика портила нам настроение
🚫 «Выглядишь просто отвратительно»
✔️ «Раз уж ты спрашиваешь, скажу, что, на мой взгляд, брюки к этой рубашке лучше подобрать другие»
Что делать. Следовать совету философов-стоиков и не позволять такой критике себя задеть. Мы не можем запретить другим людям высказывать непрошеное мнение, но можем контролировать свое отношение к этому, не злиться и не допускать, чтобы такая критика портила нам настроение
Еще о навыках общения:
1. Что такое двойное послание.
2. Как обсуждать сложные темы.
3. Что сказать, чтобы поддержать близких.
Делимся лайфхаками и главным из курсов Учебника. Чит-коды для реальной жизни — в нашем телеграм-канале: @t_uchebnik.
Для меня открытый вопрос - что делать с теми, кого обижает конструктивная критика.
Ivan, значит, человек в Вашей критике не нуждается.
Слово, я нуждаюсь в том, чтобы он нуждался. Моя премия годовая горит)
Ivan, есть ли возможность решить этот вопрос не прибегая к критике? :))
Клэр, как правило, нет. Это не единичный случай. Иногда встречаются люди, которые крайне болезненно воспринимают любые замечания в адрес своей работы, не умеют принимать даже конструктивную ОС, предложения помощи и т.д. Но молчать тоже нельзя, проект встанет. С подчиненными все просто, но тут человек в соседнем подразделении, достаточно автономный, даже обращения напрямую к его руководителю не помогают, тот сам руками разводит, типа да, ранимый зумер, учитесь с такими работать теперь.
Ivan, нет гарантии, что ты верно доносишь "конструктивную ОС".
обратная связь бывает трех видов: поддерживающая, корректирующая и развивающая
Если в конкретный момент человек запросил "поддерживающую", а ты дал правильно сформулированную, но "развивающую" - быть беде.
Если же дана непрошенная критика, то может оказаться, что вместо критики тут нужно понять, предложить и, зачастую, реализовать "что нам сделать, чтобы это исправить, недопустить в дальнейшем или прекратить". (aka "горбатого могила исправит").
Понять, как и когда давать критику, помогает книга "Спасибо за отзыв", которая учит, в первую очередь, принимать обратную связь.
Можно почитать самому и потом, в качестве легкого намека, задарить её ресипиенту, не воспринимающему критику.
Rodion, нет также и гарантии, что сам собеседник верно её воспринимает. А то получается, что вина за «неудачные» слова в любом случае лежит на том, кто высказывает эту критику, и единственный правильный способ донести её — это сделать так, чтобы собеседник гарантировано не обиделся и в итоге сделал что-то в интересах критикующего.
Alina, я не понимаю, что значит "верно её воспринимает"?
Бремя "понятности" всегда на говорящем - если он хочет донести мысль, то ему нужно постараться и облечь свои мысли в словоформы так, чтобы восприятие не искажалось на принимающей стороне. Независимо - обратная это связь или любые другие слова.
Rodion, под «верностью» я подразумеваю не «понятность», а, скорее, особенности восприятия самой принимающей стороны.
Я, безусловно, за то, чтобы понятно доносить информацию, но порой сам воспринимающий закладывает свой собственный смысл в сказанное, например, негативный, и обижается на него же, хотя критика была конструктивной, по сути, и даже в мыслях не было его обижать.
И в этом случае нет смысла брать на себя бремя уже его предубеждений и терзаться по этому поводу.
Обижаются, значит, критика твоя неконструктивна и ты заблуждаешься, считая иначе.
Плюс-минус под большинство комментариев под дневниками трат подходит))) Но с другой стороны только с конструктивной критикой там было бы намного скучнее)
Не предлагает путей решения проблемы
тут не соглашусь. Пример: я поменял фару в сервиса, она не горит. Я на это жалуюсь. Я же не должен придумывать за них как эту проблему исправить
Ну так жалоба не есть критика. Например, когда ты жалуешься врачу на боли в животе, ты же никого не критикуешь.
Николай, критикую, если честно)
«Ужасная статья, идея - ужас! Мне не нравится манера написания! Что, по-человечески не написать? Читается отвратительно.»
Роман, а где переход на личности и критика внешности, образа жизни, привычек? ))
Аватарка, учту!
Идеально. Возьму это как вредные советы.
К статье так и просятся примеры из комментариев к дневникам трат)
Ну, тут какая-то жесть, которую и распознавать-то не надо. Если я скажу человеку: «ты ужасный сотрудник», то .. да нет. Я такое просто не скажу. Во-первых, как такой ужасный сотрудник оказался в такой прекрасной компании? Во-вторых, какой смысл просто оскорблять? Зачем?
У вас есть задача, ее надо решать. И положительной мотивацией в том числе, а не пустыми оскорблениями.
Кстати, моя золотая методист учила так: пришла урок проверять (например, к молодому учителю)? ВСЕГДА сначала отмечаешь то, что у него удалось. Расслабляешь психологически и честно отдаешь ему должное: вот тут и тут реально молодец.
и только потом аккуратно замечаешь места, где можно еще поработать.
Е, вот вот, именно, очень аккуратно , а не как в примерах статьи. что под неконструктивной что под конструктивной критикой какая то жесть написана)
Некоторые специалисты в области психологии считают что не бывает конструктивной критики в принципе. Ее придумали люди менеджеры высшего звена, оправдывать свои "наезды" на сотрудников))) Есть одна критика, цель которой - покритиковать. и даже "конструктивная" критика может больно задевать, еси чо)
вот со всей этой и сталкиваюсь. ежедневно в нонстоп режиме. и лучше не спрашивать "что ты предлагаешь в сложившейся ситуации?", предложений либо не будет, либо они будут в духе "надо было"
Да-да. А когда не помогают и фразы рядом с красными перечеркнутыми кружочками, в ход идут кулаки и физическая расправа.
Николай, именно так. Кругом абьюзеры и токсики, которые вас газлайтят.
Меня? Я ни на кого не жалуюсь.