Кладбище приложений: 13 забытых сервисов, без которых мы когда-то не представляли интернет
В интернете регулярно появляются новые мессенджеры, соцсети по интересам, интерактивные игры. Лишь единицы из них остаются с нами надолго. Кого-то поглощают и уничтожают изнутри корпорации, другие не выдерживают конкуренции с крупными игроками рынка. Даже те, кто задерживается в сети на десятилетия, рано или поздно уступают дорогу чему-то более актуальному. Вспомнили подобные сервисы — официально закрытые или просто оставшиеся в прошлом.
Skype
Что это: сервис для видеосвязи
Причина «смерти»: не выдержал конкуренции
В нулевых Skype был практически безальтернативным вариантом для голосового общения в сети. Но пока его владельцы — eBay, а потом Microsoft — «ломали» сервис, офисные работники перешли в Zoom, а геймеры — в Discord. К тому же звонки появились в каждом мессенджере — Skype теперь не тянет даже на файлообменник
LiveJournal
Что это: блог-платформа с онлайн-дневниками
Причина «смерти»: уступил новым форматам
Все нулевые LiveJournal оставалась главным местом общения в интернете — от первых мемов до активных политических дискуссий. Уже в начале 2010-х большая часть аудитории переехала в современные соцсети. «Журнал» до сих пор формально «живой» — но жизнь ли это?
Ask.fm
Что это: соцсеть с вопросами
Причина «смерти»: аудитория окончила школу
Популярность Ask.fm совпала с рассветом «Вконтакте» благодаря интеграции двух сервисов. Подростки задавали друг другу провокационные вопросы, в основном анонимно, некоторые построили на этом карьеру блогеров. Уже через несколько лет сервис обвинили в поощрении буллинга, а в 2014 году авторы убрали анонимность
Foursquare
Что это: соцсеть с шерингом геолокации
Причина «смерти»: напугал пользователей
Десять лет назад делиться местоположением было не просто модно — некоторые заведения угощали кофе или десертом за «чекин». Вскоре часть пользователей задумались о приватности, остальные обнаружили геотеги в других соцсетях. Про Foursquare забыли, но он все еще зарабатывает на продаже собранных данных
Vine
Что это: соцсеть с шестисекундными видео
Причина «смерти»: не дожил до новой волны популярности коротких видео
На пике популярности здесь были свои звезды, которым хватало всего шести секунд для видеомемов. Но сервис не выдержал конкуренции с Instagram* и Snapchat. В итоге он закрылся почти одновременно с появлением TikTok. В последние годы Илон Маск, которому вместе с X перешли права на Vine, намекает на возвращение сервиса
Tumblr
Что это: сервис микроблогов
Причина «смерти»: продался и стал скромнее
В начале 2010-х Tumblr набрал популярность среди молодежи, которая ценила свободу, прогрессивность и красивые картинки. Аудитория начала сокращаться после продажи корпорации Yahoo! в 2013 году. А в 2018 она окончательно спугнула пользователей тем, что запретила откровенный контент
Google+
Что это: соцсеть от Google с «кругами»
Причина «смерти»: не нашел аудиторию
Казалось, проект от Google должен увенчаться успехом: синхронизация с другими сервисами, красивый дизайн, «круги» с разными группами друзей. Но многим не хотелось заводить еще одну соцсеть, а насильная интеграция только оттолкнула. Искусственную жизнь Google+ перестали поддерживать после крупной утечки данных пользователей
Last.fm
Что это: соцсеть — библиотека музыки
Причина «смерти»: рынок заняли стриминги
Соцсеть собирает статистику прослушиваний, позволяет делиться любимыми треками с друзьями и искать новую музыку. Сервис существует до сих пор, но уже 10 лет как проиграл стримингам: сначала там исчезла возможность слушать музыку, а затем у конкурентов появились собственные рекомендательные алгоритмы
Periscope
Что это: соцсеть для прямых трансляций
Причина «смерти»: идею забрали конкуренты
На запуске «прямые эфиры на ходу» стали феноменом: Periscope набрал миллионы пользователей и получил награду как лучший сервис года. Но вскоре интерес начал падать, а издержки — расти. К тому же приложение не нравилось правообладателям и политикам, а трансляции появились во всех остальных соцсетях
Clubhouse
Что это: сервис для общения только голосом
Причина «смерти»: пандемия закончилась
Clubhouse появился в самое удачное время: на самоизоляции люди жаждали живого общения. Аудиокомнаты позволяли не только общаться с единомышленниками, но и приглашать к дискуссии звезд. Правда, формат наскучил за несколько месяцев. На этот раз даже гиганты рынка вроде Twitter слишком поздно подхватили идею
Zenly
Что это: сервис для отслеживания местоположения друзей в реальном времени
Причина «смерти»: убит корпорацией
Zenly не сразу, но закрепился на рынках Азии и Восточной Европы. Владельцы SnapChat выкупили его и закрыли на пике популярности, чтобы перенести функцию в SnapMap. Но тот оказался куда менее успешным
BeReal
Что это: соцсеть для публикации одной фотографии в день
Причина «смерти»: всем надоело «быть настоящим»
Молодая аудитория полюбила BeReal за простоту и «аутентичность»: ни фильтров, ни осмысленного контента — только случайное фото раз в сутки. Но формат быстро превратился в рутину. А принципиальные минимализм и отказ от монетизации не позволили приложению развиваться — пользователей просто нечем было удержать
ICQ
Что это: мессенджер
Причина «смерти»: от старости
Главный долгожитель списка с культовым статусом. Больше 10 лет он оставался для многих главным средством общения в сети, но оказался в тени современных соцсетей и мессенджеров. Новые владельцы из VK годами пытались поддерживать жизнь «Аськи», но она проиграла даже остальным мессенджерам компании
Больше о соцсетях
В потоке «Объясняем интернет». Рассказываем, какие тренды и мемы всплывают в сети и как во всем этом не потеряться
* Соцсеть Instagram принадлежит Meta — организации, деятельность которой признана экстремистской и запрещена на территории РФ
Какие сервисы еще живы: