14 рекомендаций по общению с людьми с инвалидностью

4
Аватар автора

Мария Пассер

собирала рекомендации

Страница автора

Часто из-за боязни навредить или обидеть бывает страшно что-то сказать людям с ментальной или физической инвалидностью или как-то помочь им. Поэтому каждый четвертый россиянин старается избегать взаимодействия с ними.

Вместе с инклюзивным проектом Everland мы собрали 14 рекомендаций, как лучше общаться с людьми с ограниченными возможностями здоровья.

О важном. Эта статья — часть программы поддержки благотворителей Тинькофф Журнала «О важном». В рамках программы мы выбираем темы в сфере благотворительности и публикуем истории о работе фондов, жизни их подопечных и значимых социальных проектах.

В ноябре и декабре мы рассказываем об инклюзивной среде. Почитать все материалы о тех, кому нужна помощь, и тех, кто помогает, можно в потоке «О важном»

ДЛЯ ВСЕХ

❓ Спрашивайте, прежде чем помогать

Тяжело безучастно наблюдать, как незрячий человек ищет вход в магазин или как кто-то пересаживается из инвалидной коляски в машину. Но прежде чем вмешаться, узнайте, действительно ли ваша помощь нужна и как лучше ее оказать.

Людям с инвалидностью важно сохранять самостоятельность. А еще вы можете случайно навредить — например, сломать дорогую электроколяску. Если от помощи отказываются, не настаивайте

ДЛЯ ВСЕХ

🗣 Обращайтесь к самому человеку, а не к сопровождающему

Вопросы и предложения адресуйте человеку с инвалидностью, а не его родственникам или друзьям рядом. Также не говорите о нем в третьем лице в его присутствии так, будто он этого не слышит: это неприятно

ДЛЯ ВСЕХ

❗️ Уважайте личное пространство

Инвалидная коляска, костыли и трость входят в неприкосновенное пространство человека с инвалидностью, поэтому неприемлемо трогать их без спроса или облокачиваться на них.

Еще не стоит кормить или гладить собаку-поводыря без разрешения: это мешает животному выполнять команды, а иногда и создает опасную ситуацию для его владельца

ДЛЯ ВСЕХ

🤝 Общайтесь на равных

Соблюдайте привычные правила этикета. К детям и подросткам с инвалидностью обращайтесь по имени, к незнакомым взрослым — по имени и отчеству. Когда общаетесь с человеком на инвалидной коляске, постарайтесь расположиться на уровне его взгляда. Опека, снисходительность и покровительственное отношение неприемлемы

ДЛЯ ВСЕХ

😢 Не проявляйте неуместную жалость

Жалобные интонации, вымученные приободрения и непрошеное сочувствие не поддерживают, а, наоборот, бьют по самооценке. Иногда людям на инвалидной коляске протягивают деньги, что ставит их в неловкое положение: ограниченные возможности здоровья далеко не всегда мешают обеспечивать себя

ДЛЯ ВСЕХ

👦 Рассказывайте детям о людях с инвалидностью

При виде человека с ограниченными возможностями здоровья многим родителям неловко или некогда отвечать на вопросы ребенка. Они отговариваются тем, что человек просто «болеет». Постарайтесь объяснить, что с ним, что такое ограничения здоровья и нужно ли помогать в таких ситуациях. Не превращайте тему инвалидности в табу — тогда в будущем ребенок сможет без стеснения общаться с людьми с особенностями здоровья

ДЛЯ ВСЕХ

❌ Избегайте дискриминирующей лексики

Слова «инвалид», «глухой», «колясочник» или «аутист» сводят восприятие человека к его диагнозу и звучат оскорбительно. Правильно говорить «человек с инвалидностью», «неслышащий человек», «человек на инвалидной коляске» или «человек с аутизмом».

Но не избегайте привычных выражений: допустимо сказать «увидимся» незрячему человеку, а неслышащего спросить, слышал ли он новость. Человеку в инвалидном кресле правильнее сказать «проходите», а не «проезжайте»

ДЛЯ ЛЮДЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ И СЛУХА

⏳ Будьте терпеливы

Коммуникация может занять больше времени, чем обычно. Не торопите человека и не обрывайте его. Вежливо переспросите, если чего-то не поняли, или повторите фразу, если вас не расслышали. В разговоре с людьми с нарушениями речи допустимо переспрашивать или уточнять

ДЛЯ ЛЮДЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ И СЛУХА

👻 Не подходите неожиданно

Внезапное приближение может напугать. Обращайтесь к незрячему человеку с близкого расстояния, а человеку с нарушениями слуха сначала помашите рукой. Другой вариант — аккуратно дотронуться до плеча

ДЛЯ ЛЮДЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ И СЛУХА

📝 Предлагайте альтернативные методы коммуникации

Используйте жесты и язык тела, чтобы наладить диалог, или предложите пообщаться письменно — на бумаге или в телефонных заметках. Если человек с нарушением слуха читает по губам, встаньте так, чтобы ваше лицо было хорошо видно

ДЛЯ ЛЮДЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

☝️ Комментируйте свои действия

Во время беседы с незрячим человеком называйте себя и тех, к кому обращаетесь. Если сопровождаете его, описывайте, где находитесь и куда двигаетесь, предупреждайте о препятствиях: ямах, переходах, ступенях

ДЛЯ ЛЮДЕЙ С МЕНТАЛЬНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ

🙅 Четко обозначайте свои границы

Человек с ментальными особенностями может нарушить ваше личное пространство, например обнять или без спроса взять ваш телефон. Твердо, но дружелюбно сообщите, что для вас это дискомфортно

ДЛЯ ЛЮДЕЙ С МЕНТАЛЬНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ

🙂 Говорите спокойно и понятно

Общайтесь тихо и неспешно: громкие звуки могут напугать собеседника. Ваше послание должно быть четким и однозначным. Будьте осторожны с шутками и метафорами, избегайте фраз, которые можно истолковать двояко

ДЛЯ ВСЕХ

🙄 Не бойтесь общения

Вам может быть неловко сделать что-то не так, но это не повод избегать коммуникации. Стыдливо опущенный взгляд и игнорирование ранят не меньше, чем неуместные замечания. Если сомневаетесь, как себя вести, — напрямую спросите об этом у человека с инвалидностью

🤲 Как оформить регулярное пожертвование инклюзивному проекту Everland

  1. На сайте организации.
  2. Через мобильное приложение Тинькофф и сервис «Кэшбэк во благо»

Что еще почитать об инклюзии:

Новости, которые касаются всех, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @tinkoffjournal

Испытываете ли вы неловкость, когда общаетесь с людьми с инвалидностью? Почему?
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество