Для одних наследство — радость, для других — головная боль. Вроде бы все просто: хочешь — бери, не хочешь — не бери. Но бывает, что вместе с дорогим имуществом в наследство переходят долги. А бывает, что за наследство еще нужно побороться. Мы собрали удивительные истории о том, как люди разбирались с наследством в суде и какое решение получили в итоге.
🏠 Об обязанности купить ненужный дом
Ситуация. Мужчина заключил предварительный договор купли-продажи дома и внес задаток — 1,2 млн рублей. Остаток — 4,6 млн — он должен был передать продавцу при заключении основного договора. Но сделка не состоялась: мужчина умер.
Его мать и двое детей вступили в наследство — и в довесок к квартирам и машинам получили обязанность купить дом, который был им не нужен. Они потребовали у продавца вернуть задаток, а тот у них — купить дом. Пришлось разбираться в суде
Что в итоге. Суд встал на сторону продавца дома и обязал наследников сделать выбор: либо покупать дом и доплачивать 4,6 млн рублей, либо забыть про задаток
Его мать и двое детей вступили в наследство — и в довесок к квартирам и машинам получили обязанность купить дом, который был им не нужен. Они потребовали у продавца вернуть задаток, а тот у них — купить дом. Пришлось разбираться в суде
Что в итоге. Суд встал на сторону продавца дома и обязал наследников сделать выбор: либо покупать дом и доплачивать 4,6 млн рублей, либо забыть про задаток
🤦♂️ О последствиях отказа общаться с отцом
Ситуация. Мужчина жил и работал в Москве, а его отец проживал в Тольятти. Связь они не поддерживали. О смерти отца сын узнал случайно, после того, как истек срок вступления в наследство. Чтобы восстановить срок, он обратился в суд
Что в итоге. Сначала все шло хорошо: районный суд срок восстановил, а областной и кассационный суды решение поддержали. Но бабушка истца, наследница своего умершего сына, обратились с жалобой в Верховный суд — и он решил иначе.
Да, сын не знал, что отец умер. Но если бы общался с ним — а такая возможность была, — то о смерти отца узнал бы вовремя и в наследство вступил бы в срок
Что в итоге. Сначала все шло хорошо: районный суд срок восстановил, а областной и кассационный суды решение поддержали. Но бабушка истца, наследница своего умершего сына, обратились с жалобой в Верховный суд — и он решил иначе.
Да, сын не знал, что отец умер. Но если бы общался с ним — а такая возможность была, — то о смерти отца узнал бы вовремя и в наследство вступил бы в срок
🌳 О земле, про которую забыли
Ситуация. Мать заранее побеспокоилась о наследстве своих троих детей и составила завещание. После ее смерти оказалось, что дом и гараж в завещании учтены, а земельный участок под ними — нет.
Разделить участок по закону дети не смогли: у каждого были свои виды на землю. Пришлось обращаться в суд, но разобраться оказалось непросто
Что в итоге. Хотя по завещанию доли наследников различались, суд решил, что участок нужно поделить в равных долях — каждому по ⅓
Разделить участок по закону дети не смогли: у каждого были свои виды на землю. Пришлось обращаться в суд, но разобраться оказалось непросто
Что в итоге. Хотя по завещанию доли наследников различались, суд решил, что участок нужно поделить в равных долях — каждому по ⅓
💰 О пенсии мужа и ошибке ПФР
Ситуация. Через несколько лет после смерти мужа женщина узнала, что может получить по наследству пенсионные накопления супруга. Она обратилась в ПФР, но ей отказали: срок вступления в наследство истек. Тогда вдова пошла в суд
Что в итоге. Несмотря на то что с момента смерти мужа прошло 7 лет, суд восстановил срок для обращения за выплатами в ПФР
Что в итоге. Несмотря на то что с момента смерти мужа прошло 7 лет, суд восстановил срок для обращения за выплатами в ПФР
👵 О бабушке и паранойе
Ситуация. У женщины было два сына. Одному из них она завещала квартиру, но сын умер, и на жилье стал претендовать внук. Внука бабушка наследником видеть не хотела и оформила новое завещание — на второго сына. А потом даже составила на него дарственную, чтобы уж наверняка.
После смерти матери сын вступил в наследство, а подаренную ему 5 лет назад квартиру продал. Но внук терять наследство не захотел — оспорил и завещание, и все прочие сделки с квартирой
Что в итоге. Верховный суд встал на сторону внука. Основной аргумент: бабушка совершала все сделки в бреду. Это подтвердили несколько посмертных экспертиз
После смерти матери сын вступил в наследство, а подаренную ему 5 лет назад квартиру продал. Но внук терять наследство не захотел — оспорил и завещание, и все прочие сделки с квартирой
Что в итоге. Верховный суд встал на сторону внука. Основной аргумент: бабушка совершала все сделки в бреду. Это подтвердили несколько посмертных экспертиз
Что почитать, чтобы избежать проблем с наследством:
1. Как вступить в наследство.
2. Какие права есть у наследников.
3. Что не переходит по наследству.
04.10.21, 08:06
Всегда бомбило от идеи «посмертных экспертиз» как же тогда эти сделки заключались и оформлялись у нотариуса если бабушка была в бреду?
04.10.21, 12:48
Антон, я как-то сидела в очереди к нотариусу, а передо мной была семья со стареньким дедушкой. По какому вопросу - не знаю, но там явно дедушка как-то участвовал. Нотариус к нему вышел, спросил, как его зовут и понимает ли он, что происходит. Дедушка изрядно тормозил, и мне лично показалось, что он не совсем в себе. Но нотариуса его ответы устроили, и семья ушла, получив то, что хотела.
Мне показалось, что нотариус весьма формально подошел к делу. Но даже если бы он хотел разобраться - бабушки-дедушки с деменцией иногда загадочным образом собираются и приходят в себя при посторонних. Некоторые так годами не могут чудящего родственника в интернат поместить - дома он стены экскрементами мажет и родных не узнает, а с врачом абсолютно разумен и адекватен.
Поэтому если нотариус сомневается - он имеет право направить пожилого человека на экспертизу, но если старичок произвел впечатление адекватного - нотариус заверит нужную бумагу, хотя на деле старичок может быть и не в порядке. Но т.к. нотариус - не врач, его заключение о здоровье может быть и опровергнуто последующей экспертизой, проведенной врачами.
Там скользкая дорожка выходит - потому что если у пожилого человека в карте есть сосудистые нарушения (а они есть у 90%), врачи могут признать постфактум, что у него была сосудистая деменция. Хотя сосудистые нарушения могут давать деменцию, а могут и не давать, и здесь остается пространство для спекуляций. Поэтому лучше всего прижизненная экспертиза перед совершением сделки - прижизненная приоритетнее посмертной, т.к. там с пациентом побеседовать можно.
05.10.21, 06:54
Татьяна, у меня риэлтору однажды выдали доверенность Нотариальную без самого доверителя - в духе бабушка старая, тяжело везти, вот подпишите, это же только аренда, не продажа недвижимости.
И это не за деньги, просто по доброте душевной нотариус выписал!!!
Я считаю, должна быть финансовая ответственность.
Тем более, нотариусы страхуют ответственность, если что - с них не убудет ))
10.10.21, 09:15
Мария, нотариусы несут материальную ответственность в рамках уставного капитала ( как правило это цена письменного стола)... хахаха
18.10.21, 05:40
Alex, у нотариусов нет уставного капитала, потому что они не ООО. И не ИП. Они отвечают за совершение нотариальных действий всем своим имуществом, закон РФ о нотариате Вам в помощь.
25.10.21, 07:46
Ольга,"Основы законодательства Российской Федерации о нотариате" (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1) (ред. от 02.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.08.2021)
Статья 17. Ответственность нотариуса
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1581/a2c4fed48f10c6823bbedab2c5fe61e766546519/
Вред, причиненный имуществу гражданина или юридического лица в случаях, указанных в частях первой и второй настоящей статьи, возмещается за счет страхового возмещения по договору страхования гражданской ответственности нотариуса, или в случае недостаточности этого страхового возмещения - за счет страхового возмещения по договору коллективного страхования гражданской ответственности нотариуса, заключенного нотариальной палатой, или в случае недостаточности последнего страхового возмещения - за счет личного имущества нотариуса, или в случае недостаточности его имущества - за счет средств компенсационного фонда Федеральной нотариальной палаты.
09.10.21, 16:07
Татьяна, \\\\...произвел впечатление адекватного....////
Здесь ведь главное цена вопроса и именно в деньгах, сейчас или сию минуту кто-то адекватен, а через минуту уже нет.
11.10.21, 19:59
fkmrf, в том и дело. Нотариус ничем не рискует. Если его спросят, почему он дал такое заключение - он может смело плечами пожать и сказать "Мне так показалось, при мне был нормальный. Я же не врач". И не придерешься - просветления бывают даже у пожилых с деменцией, никто не проверит, в каком состоянии к нему человек приходил.
04.10.21, 08:32
Антон, согласна, ждем от ТЖ подборку о привлечении нотариусов к отвественности! ))
04.10.21, 23:01
Мария, честно говоря давно ждем...
04.10.21, 08:13
Моя знакомая давно развелась с мужем,есть общий взрослый ребёнок,не общаются,так она 2-3 раза в год заходит на сайт нотариальной конторы,вводит ФИО бывшего мужа и проверяет:жив/умер,если умрет,то увидит наследственное дело
04.10.21, 08:34
Большой, надо такую программку создать, чтобы можно было подписаться.
04.10.21, 09:25
Мария, eshenepomer.com
04.10.21, 21:23
Мария, и чтобы тому человеку приходили оповещения о количестве интересующихся: "У вас новый подписчик". Хорошая база для паранойи :)
05.10.21, 06:55
Hawkeye, да наоборот, особо вредных персонажей будет мотивировать прожить подольше ))
13.10.21, 13:04
Большой, не могу понять, это на каком сайте? как искать такую информацию?
06.11.22, 14:47
Елена, зайдите на сайт нотариальной конторы,поиск наследственных дел
10.10.21, 10:10
Большой, интересно, а подруга знает, что у бывшего мужа могут появиться новые родственники, которые с ним близко общаются и смогут оспорить наследство, по факту того что бывшая жена с ребенком не общались с мужем и отцом))
06.11.22, 14:49
Елизавета,знает или нет,без разницы.С паршивой овцы хоть шерсти клок,тем более у ребёнка инвалидность,имеет право на обязательную долю наследства
04.10.21, 09:08
Возмущает история с недееспособной бабушкой, конечно. Не понимаю, почему 1) надо отбирать ВСЮ квартиру, когда спорная только часть? 2) почему нельзя взыскать половину суммы с дяди, а не с несчастной женщины? он же получил деньги, пусть он племяннику условные 5тыщ/мес выплачивает, а не добросовестной покупательнице?
я не юрист и, действительно, не догоняю - кто-то может пояснить почему так?
04.10.21, 10:03
liz, в Т–Ж недавно целая статья на эту тему вышла. До недавнего времени квартиры взыскивали в таких ситуациях у добросовестных приобретателей. Теперь конституционный суд сказал, что так нельзя. Но пока непонятно, насколько реально ситуация изменится.
04.10.21, 10:43
liz, там в каждой карточке кнопка – ссылка на соответствующую статью с подробностями
04.10.21, 14:37
Основная проблема это неадекватные нотариусы, с одной я уже хотела судиться - она мне несколько лет не давала свидетельство на наследство на объект при полном комплекте необходимых документов для этого. Потом мне один нотариус посоветовал намекнуть ей, что я обращусь в нотариальную палату о лишении ее лицензии нотариуса и о чудо! все сразу завертелось и через неделю я уже была со свидетельством 😸 до сих пор не знаю что это было - то ли она сподвигала меня на оформление за деньги то ли на взятку ей...
09.10.21, 23:56
Марина, нотариусы ещё хабалки такие, жуть. Не все, но многие, как сказал один адвокат. Наша нотариус маму до высокого давления довела. Даже я потом не выдержала её хамства и кричать начала. В шоке была, если честно. Думала, что нотариус, адвокат и юрист — это умные люди со стальными нервами. А нашла была просто хамло невоспитанное, ещё и столько денег стрясла, не рассказав всех возможностей вступления в наследство, которые помогли бы нам сэкономить. Понятное дело, ей невыгодно было, но я, наивная, полагала, что мне всё расскажут и объяснят, пока ты в полушоковом состоянии от потери родственника находишься.
04.10.21, 14:53
Не вижу ничего изумительного в первом деле. Абсолютно верное решение ВС. Вот изумительно, когда банки при наличии страховки по кредиту подают иски к умершему должнику или к лежачему наследству, хотя в мае СКГД Верховного (дело№49-КГ21-14-К6) суда фактически им так делать запретила. А ещё изумительно, когда проданное незадолго до смерти человека-должника имущество отбирается у покупателя и попадает в руки кредиторов, банкротящих умершего.
04.10.21, 16:53
О! Наследство бывает с такими сюрпризами, что - мама, не горюй!
После смерти матери получила трехкомнатную квартиру, в которой родилась и выросла, но в приватизации не участвовала, потому что вышла замуж и жила по другому адресу.
Младшая сестра от наследства отказалась, что меня почему-то не насторожило.
Квартиру оформили, все прекрасно, казалось бы.
Примерно через год на работу пришло требование от судебных приставов о взыскании долгов из заработной платы.
Как оказалось, мать набрала в разных банках кредитов почти на 2000000. Деньги, видимо, отдала моей младшей сестре - она с мужем тогда строила дом.
Самый крупный кредит был на 500000, поэтому квартиру мы не потеряли, но, чтобы не платить по чужим долгам, пришлось банкротиться.
08.10.21, 00:57
Ольга, интересно, ваша мама не была застрахована, получается?
12.10.21, 09:35
liz, про это не знаю, мне о наличии или отсутствии страховки никто не посчитал нужным сообщить.
04.10.21, 21:16
Комментарий удален пользователем
05.10.21, 07:00
Дмитрий, ну сестра может из благородных соображений - мне мама помогала, пусть старшей квартира достанется. Многие не знают, что кредиты - это тоже наследство.
Ольга же пишет, что квартиру не потеряли, а долги через банкротство списали. Так что в минусе они не остались.
Но сестра могла бы и сказать, конечно )
10.10.21, 10:18
Мария, кейс как набрать кредитов и технично от них избавиться
05.10.21, 11:33
Комментарий удален пользователем
12.10.21, 09:39
Дмитрий, я считаю, что во всем виноваты родители. Именно от них зависит, будут дружить дети или нет. Настроить друг против друга можно кого угодно, если заниматься этим технично и системно. Моя мать именно этим и занималась: вечно делила что-то между нами, решала, кому что нужно и почему. Например, однажды было сказано: "Тане надо, у нее двое детей" При этом у меня на тот момент тоже было двое детей. Было неприятно, честно скажу
12.10.21, 09:33
Дмитрий, мама рОдная постаралась нас с сестрой рассорить. После ее смерти у сестры остался новый дом, у меня убитая материна хрущевка, правда, трехкомнатная. И полное отсутствие каких-либо отношений. Более того, со дня смерти матери ни сестру, ни зятя, ни племянников не видела. Вот уже 7 лет не общаемся. Поэтому я особо не удивлена, что она мне о долгах матери не сообщила, она и о смерти ее не посчитала нужным мне сообщить, мне племянница позвонила.
10.10.21, 10:16
Дмитрий, сестра сестре крыса зачастую. Сестра с братом чаще друг друга поддерживают. А сестра с сестрой конкурируют. Се ля ви.
16.08.22, 10:13
Елизавета, только не когда речь идёт о наследстве. Форма гениталий на жадность/эгоизм не влияет и мизогинные штампы реальной жизнью мало подтверждаются.
09.10.21, 16:46
В суд не обращались, так как дело было проигрышным по словам юристов, но картина следующая - из-за ковид умерла Мама, через две недели отчим, прожили вместе лет 18, но расписались за месяц до смерти. За время совместной жизни построили дом, облагородили участок, меняли машины, не шиковали, но старались жить неплохо… Дочери отчима с ним общались сквозь зубы, макак узнали, что у «любимого папочки» рак сразу тут как тут)) Он и завещание написал - Моей Маме треть, и дочерям по трети, но фатум распорядился так, что Мама в наследство не вступила.. Теперь не то, что на часть Маминых сил и души, вложенных в дом не могу претендовать, но Мне даже Её и Мои вещи не отдают… Спасибо нашему законодательству, хотя свидетелей совместной жизни и фото и прочего сполна
10.10.21, 00:00
Тимур, отчим же умер позже, ваша мама и не могла вступить в наследство. А вы, как наследник маминого имущества, почему не можете получить самец долю?
Я не юрист, мне очень интересно. Как по мне, довольно логично то, что я написала.
10.10.21, 01:38
Ольга, потому что оформлено все на отчима до брака было и для вступлениях какие-либо права необходимо установление факта совместного проживания, что живым не всем удаётся
15.10.21, 20:41
Чтоб избежать «посмертных экспертиз» оформляли через нотариуса и параллельно оформили справку о дееспособности. Причём нотариус ну очень ответственная, около 30 минут на камеру задавала 100500 вопросов содержания «а не ска ли ваша внучка?! И понимаете, что вы делаете?! Естественно это все при мне( а я и есть внучка) задавалось…неприятненькая процедура
10.10.21, 09:02
Мой отец умер в 1992 году. Его вторая жена сообщила нам ( у меня есть брат) о его смерти и представила завещание. Но спустя время выяснилось, что этого завещания нет в реестре завещаний!! то есть это завещание - фальшивое, а с ней (второй женой) отец . оказывается , почти сразу развелся! При этом команда второй жены оккупировала квартиру отца и его дачу , где находилось огромное количество артефактов и раритетов моих предков ( дореволюционные книги и скульптуры, мебель и т. д.) и все забрали себе. Я ,находясь в переживании смерти отца, не стал спорить и требовать дележа наследства... Все было очень давно, но , дача находится в Востряково(пос Мещерский, сразу за МКАД, занимает участок 49,5 соток , ценой более 1 млн долларов) . ее , кажется перепродавали уже. И вряд ли удастся что либо сделать для справедливого получения наследства!
10.10.21, 21:17
В истории с 1\2 дома получается, что часть дома старшей сестры будет стоять на чужой земле, так что ли?
16.10.21, 09:44
В 1993 году мы купили квартиру, которую муж оформил в единоличную собственность. В 2012 году мы развелись, а в 2020 году муж умер. Дети вступили в наследство нотариально, а мне нотариус сказал обратиться в суд. Чтобы подать в суд я должна заплатить 25% стоимости квартиры! Я всю
жизнь живу в этой квартире, другого жилья не имею, квартира была куплена в законном браке, почему я должна платить такие деньги и доказывать своё право на свою квартиру?!
18.11.21, 17:35
Ой,много чего