
Дом завещали троим наследникам, а про участок под ним забыли. Кому он достанется?
У одной женщины из Костромы был дом и гараж на земельном участке. Чтобы после смерти ее дети не спорили из-за этого имущества, женщина решила заранее поделить наследство и составила завещание.
Детей было трое: старшая дочь, младшая дочь и сын. Женщина распределила недвижимость так: старшей дочери — половину дома и гараж, младшей дочери и сыну — по четверти дома.
Прошло много лет, женщина скончалась. Дети обратились к нотариусу для оформления наследства — и выяснилось, что в завещании ничего не сказано про земельный участок, на котором расположены дом и гараж. Он остался незавещанным.
Дети стали спорить, как делить земельный участок. Старшая дочь считала, что половина участка должна достаться ей вместе с домом, а ее брату и сестре — по 1/4. Младшая дочь и сын хотели поделить участок по закону — каждому по ⅓.
Нотариус не стал никому оформлять свидетельство о праве на наследство на земельный участок и отправил наследников в суд. Старшая дочь подала иск к брату и сестре о признании за ней права собственности на половину участка. Но и суды не сразу смогли правильно разрешить этот спор.
Аргументы сторон
Старшая дочь. Мама завещала мне половину дома и гараж, а землю в завещании упомянуть забыла. Но я считаю, что мне должна достаться половина этого земельного участка.
В законе есть принцип единства судьбы земельных участков и расположенной на них недвижимости. Это значит, что с землей нужно поступить так же, как с домом. Раз мне досталась половина дома, то должна достаться и половина участка.
Из завещания видно, что мама хотела оставить половину своего имущества именно мне, а значит, половина земельного участка точно должна стать моей. Прошу суд признать за мной право собственности на половину участка.
Младшая дочь и сын. Земельный участок и дом — это совершенно разные объекты недвижимости. Дом сам по себе, а земля сама по себе. Ничто не мешало маме указать в завещании землю, но она этого не сделала. Значит, не захотела. Против иска возражаем, считаем, что землю нужно делить в порядке наследования по закону — на нас троих поровну.
Что сказали суды
Эта женщина получила спорный земельный участок в 1993 году. В то время действовал закон, согласно которому права на землю переходят к нескольким собственникам в таком же соотношении, как и на строение.
Сейчас действуют такие же правила: если право собственности на здание переходит к нескольким собственникам, то порядок пользования земельным участком определяется с учетом долей в праве собственности на здание.
Поэтому право собственности истицы и ответчиков на земельный участок возникло пропорционально их долям в доме. То есть истице положена ½ земельного участка, а ответчикам — по 1/4.
Требования истицы удовлетворяем. Признаем за ней право на половину участка. Ответчикам положено по 1/4 участка.
Младшую сестру и ее брата не устроил такой раздел, и они оспорили решение суда. Они хотели получить по ⅓ земельного участка.
Районный суд вынес правильное решение.
Земельные участки и здания на них считаются самостоятельными объектами права, и их можно завещать по отдельности. Но завещать земельный участок, который находится под домом и необходим для его использования, нельзя. Завещание, в котором наследодатель завещал дом одному наследнику, а земельный участок под домом — другому, в этой части недействительно.
Раз старшей сестре досталась половина дома и гараж, ей необходимо выделить и половину земельного участка для использования этой недвижимости.
Районный суд правильно применил принцип единства судьбы земельного участка и недвижимости, расположенной на нем.
Оставляем решение суда первой инстанции в силе.
Это решение брат и младшая сестра обжаловали в Верховном суде.
Коллеги из районного и областного судов ошиблись. Они пришли к выводу, что за старшей сестрой в этом деле нужно признать право собственности на половину участка. Но это не соответствует закону.
Действительно, нельзя завещать дом одному наследнику, а земельный участок, необходимый для использования дома, — другому. Но истица не доказала, что для использования дома и гаража ей необходима именно половина участка.
Земельный участок и расположенное на нем здание — самостоятельные объекты гражданского оборота. Их можно завещать по отдельности. Если дом завещан, а земельный участок — нет, то он наследуется по закону.
Принцип единства судьбы земельного участка и расположенной на нем недвижимости в этом случае не нарушается. У дома и участка одни и те же владельцы, а несовпадение их долей не имеет значения.
Пересмотрите дело и примите новое решение.
И правда, раз земельный участок не был завещан, значит, он наследуется на общих основаниях. У женщины осталось трое наследников первой очереди: две дочери и сын. Значит, их доли в праве на земельный участок равны.
Тогда мы признаем по ⅓ земельного участка за каждым из наследников на праве собственности.
Это не устроило старшую сестру — и дело вернулось в областной суд.
Решение районного суда законно, оставляем его в силе.
Что в итоге
Земельный участок достанется сестрам и брату поровну.
Из решений судов неясно, почему мать его никому не завещала. Возможно, посчитала, что нотариус автоматически разделит его так же, как дом. А может, просто забыла — и никто не подсказал.
Какие выводы нужно сделать из этой истории
Если есть завещание на дом, а на землю — нет, то земля наследуется по закону. Это главное. Верховный суд подчеркнул, что такой расклад не нарушает правило следования земли судьбе дома, потому что наследники одни и те же. Как работает это правило, если по завещанию наследники одни, а по закону — другие, в определении не говорится.
В подобном случае у дома будут одни собственники, а у участка — другие. Собственник дома сможет использовать часть земельного участка, которая расположена под домом, а также ту часть, что необходима для прохода к дому и для его использования. Собственник земли не имеет права ему мешать.
Суды придерживаются такой же позиции. Я нашла несколько судебных решений по аналогичным делам, которые подтверждают этот вывод.
- В одном деле мужчина получил по завещанию дом от своей сожительницы, а участок она ему не завещала. Суд отказал в признании права собственности мужчины на земельный участок, на котором расположен его дом. Апелляционная жалоба не помогла.
- В другом деле суд подтверждает, что если земельный участок не завещан, то наследовать его будут наследники по закону.
Почитайте другие наши судебные истории о наследстве:
- Как получить в наследство земельный участок, который не был оформлен в собственность
- Как получить наследство, если прошли сроки для обращения к нотариусу
- Как получить в наследство пенсию мужа, если сроки для обращения в ПФР уже прошли
- Дочери поздно узнали о смерти отца. Смогут ли они получить наследство?
- В каких случаях можно не платить нотариусу за дополнительные услуги
02.03.21, 16:13
Думаю, что правильно разделить участок так, чтобы Каждая часть дома была расположена на своем участке. Дом ведь надо обслуживать, иметь подход к каждому окну, к каждой стене. Если окажется, что часть дома будет больше части участка, значит дом будет частично на земле, принадлежащей другому человеку???
30.04.21, 08:07
Галина, А если под всем домом подвал , а вход в него только со стороны одного собственника.
03.03.21, 08:33
лучше бы никаких завещаний не писала. Закон о наследстве поделил бы так, чтобы никого не обидеть. все равно недвижимость в долях. Не понимаю родителей, которые выделяют детей по разному. Работала судебным экспертом по разделу имущества при разводах и наследстве, и оценке долей в московских судах. Таких ужасов насмотрелась, что люди творят, психика не выдерживала.
02.03.21, 14:52
Конечно справедливо. Всем поровну. Если нет завещания наследуется по закону.
30.04.21, 08:08
ольга, только вот закон у судей разного уровня разный. Нонсенс.
03.03.21, 21:32
По условию задачи предметом наследства для старшей дочери является половина дома и гараж, а предметом спора является половина или треть участка. В тоже время, по условию задачи сказано, что у покойницы был земельный участок, на котором были дом и гараж. Судом установлено, что речь идёт о жилом доме блокированной застройки. Площади участка и дома указаны. В тоже время есть большие сомнения в том, что дом обязательно занимает весь участок. К примеру, шесть соток. Это всё же 20х30 метров. Смею предположить, что половина дома занимает не три сотки. Считаю, что в силу закона наследники вправе претендовать на те земельные участки, которые занимают их части строения (ст. 39.20 ЗК РФ). Оставшаяся часть земельного участка должна быть поделена между наследниками в равных долях. Слова о необходимости земли для пользовани недвижимостью могут быть разрешены судом в соответствии со ст. 274 ГК РФ в части обеспечения сервитута.
Вышеизложенное сказано без учета возможного отсутствия в кадастре данных о расположении дома. То есть, эта недвижимость вправе двигаться по участку вдоль и поперёк)))
И кажется мне, что им придется формализировать свои отношения дальше, с внесением в кадастр новых записей.
04.03.21, 06:50
Равиль, мне кажется, им проще всё продать и поделить деньги. А вся эта возня с определением долей участка была нужна, чтобы младшим получить больше денег за свои доли.
04.03.21, 09:11
Надежда, если наследники решили посчитать, то даже продажа повлечёт за собой споры о суммах. Поэтому они обратились в суд. Суд же должен руководствоваться не только законом, но и пожеланиями наследников, а они не проявили понимания и не делают ключевых заявлений.
03.03.21, 04:07
Геннадий, в этом и особенность решения ВС РФ: здание принадлежит трем собственникам, участок под ним принадлежит им же. Статья 35 не нарушена.
29.03.21, 09:52
Светлана, ВС РФ неверно истолковал ст. 35.
Согласно его решению отчуждать участок отдельно от здания нельзя. А вот часть участка можно. Совсем ку-ку...
В соответствии со ст. 35 мать не смогла бы продать старшей дочери 1/2 дома и 1/3 участка под ним. И даже напрямую завещать...
03.03.21, 04:08
Галина, ни дом. ни земля не делились в натуре, это долевая собственность.
03.03.21, 12:07
Да, абсолютно верно решение Верховного суда. Земля делится отдельно, а наследуемые строения отдельно. В жизни возможны фор-мажорные ситуации. Скажем: дом сгорел, от старости развалился, его владелец просто бросил свою часть или пропал без вести. На этом месте оставшиеся наследники построили новый дом, а земля как была, так есть и так будет. Вдруг появляется без вести пропавший наследник дома и заявил свои права на наследство.
11.03.21, 15:50
Анатолий, чтобы построить дом на участке, требуется согласие всех собственников. Так что построить и зарегистрировать дом без ведома совладельцев - не выйдет. Опять же права на построенный дом распределяются в соответствии с правами на землю.
Пример не подходит.
06.03.21, 14:44
Нет, женьщина скорее всего просто забыла про землю. Раз она хотела, чтобы половина её населедства досталась одной из дочерей, то и землю надо было делить в той же пропорции.
11.03.21, 08:27
Григорий, а с чего вдруг старшая дочь несёт ответственность за младших?
03.03.21, 07:15
Я не юрист, но считаю логичным деление по закону того, что не завещано. То есть всем по 1/3.
03.03.21, 08:30
Херус, спокойнее. Рекомендуем сначала почитать наши правила: https://journal.tinkoff.ru/comments-rules/
04.03.21, 17:54
Нужно разделить на 3 равные части только часть земельного участка, кроме той части, на которой расположен дом и гараж. Земля под домом и гаражем делится в соответствие с завещанием на дом и гараж.
07.03.21, 12:24
Черти чё и сбоку банки,брат с младшей сестрой могли бы уступить половину старшей сестры,тут вопрос во взаимоотношениях родственников,не дай бог таких крохоборов
03.03.21, 04:04
Геннадий, естественно, в статье указаны только общие моменты, но приложены ссылки решения судов.
Участок в собственность, естественно, оформлен. Про дом и завещание спора не было.
03.03.21, 15:15
Геннадий, нет ничего более священного,чем СОВЕСТЬ...
04.03.21, 13:48
Наши суды все равно стравливают людей! По логике:если мать завещала старшей дочери пол дома, то и участок должен быть так же разделен!
Стоило ли брату и младшей сестре вносить раздор между собой?
04.03.21, 15:16
В своё время, когда делили собственность моего отца, отказался от своей доли, Анатолий.
03.03.21, 04:05
Геннадий, всего по этому делу было 5 решений судов, ссылки на них приложены. Для решения юридической задачи этого достаточно. Основные моменты этих дел указаны в статье.
03.03.21, 11:54
Херус, Вы не имеете права осуждать людей
03.03.21, 12:10
Геннадий, ВС РФ не согласен с Вашей позицией и в своем решении подробно объясняет почему. Да и в статье это указано.
05.03.21, 08:09
Отдать государству )
09.03.21, 11:27
Земельный участок, на котором расположены строения, поделить в соответствии с наследуемыми долями, чтобы каждая доля находилась на своей земле,+ 1 метр от стены для удобства обслуживания. При наличии отдельного входа каждому выделить землю для безпрепятсвенного пользования недвижимостью .Оставшийся участок поделить на з равных части.
09.03.21, 12:55
persuasion, Думаю,что правильно если мать полностью,в течении длительного времени только на вас,то и её имущество должно достаться только вам и мать,предварительно поговорив с детьми,должна это сделать,оформить в законном порядке и у детей,если у них есть совесть,ни должно быть претензий,а если нет совести,то и грошь цена таким братьям,сёстрам.
19.03.21, 14:34
Ни кому не давать все отдать бездомным или больным раз не могут родные поделить.Стыд и срам ,что сейчас готовы брат на сестру , сестра брата , дети на родителей ,родители на детей Боже куда мы катимся
26.03.21, 16:57
Интересный кейс. У меня после прочтения этой статьи возникло две мысли. Первая: Какая дружная семья! Аж, по два круга судились. Вторая: Сколько же они денег потратили на эти тяжбы? Оно того стоило?
12.04.21, 02:53
Олег, именно старшая сестра вызывает больше всего симпатии. Полагаю, она помогала матери, коль такое завещание. А те, что называется, "набежали" - "делить кусок пирога". Мать по доброте своей оставила им "пайки". Но ведь мало, "хотим больше".
13.07.22, 00:01
Херус, #полиция ТЖ, тут разжигание ненависти и розни
12.04.21, 02:15
Как и дом. В тех же долях. Очевидно, что завещатель забыла об участке.
Не для всех очевидно.
12.04.21, 02:49
x, вот и детки так считают. Сладкое слово "халява". А половина дома и гараж почему-то одному ребёнку были завещаны. Мать знала, что делает. С землёй - обмишурилась. Все теперь перессорились, будто и не братья-сестры.
12.04.21, 02:55
Будник, с чего бы это в равных? Вспоминается Шариков.
" Всё взять и поделить". ( видимо, в равных долях)).
12.04.21, 02:58
Херус, уроды - только двое младших.
23.04.21, 19:48
Мать поступила глупо написав такое завещания.Этим завещанием она рассорила близких людей на всю оставшуюся жизнь. Лучше бы она ничего не писала.Благими намерениями выстлана дорога в ад. Это об этом.
30.04.21, 08:05
Разделили, ну и отлично. Меня больше смущает другое. Низкая квалификация районного и областного судей? Почему имея одни и те же законы, решения принимаются разные? Вы понимаете, что человек из-за 500 рублевого штрафа ГИБДД доходит до Верховного суда и суд обязан этим заниматься. Мы и по дорогам будем ездить по разному, имея одни и те же ПДД? И если у тебя есть терпение и упорство, то ты выиграешь суд. А если нет терпения, то просто махнешь рукой.
30.04.21, 13:31
Владимир, не всегда надо доходить в судебных спорах до ВС РФ. Часто все решения принимаются и на уровне районных судов.
01.05.21, 08:58
Светлана, надеюсь. После праздников собираюсь судиться с пенсионным фондом. Им не понравились печати в трудовой книжке в 1977 году и они отказываются подтвердить трудовой стаж. Принес им государственную экспертизу, так они её не принимают на основании того, что в Перечне необходимых документов нет пункта
предоставить экспертизу. Надеюсь обойдется районным судом.
01.05.21, 15:23
Владимир, не знаю, как в Вашем регионе, я живу в Москве, родственник оформлял пенсию, собрал все справки с 1970-х гг, а в результате пенсия по размеру равна пенсии тех, у кого стаж минимальный.
Я бы уточнила в фонде, на сколько отсутствие печати в трудовой книжке за 1977 год повлияет на сумму пенсии.
30.04.21, 13:25
Каждая из судебных инстанций, на мой взгляд, права и неправа одновременно. Участок, расположенный под жилым домом и примерно равный по площади общей площади дома, подлежит разделу пропорционально унаследованным долям в праве на дом. Остальной участок действительно наследуется в равных долях. Но для этого суд или сами наследники (один из них) должны были инициировать разделение земельного участка на 2. А так получается заколдованный круг.
30.04.21, 13:29
Ольга, а если предположить, что дом снесут? Почему одной сестре половина участка, а другим по 1/4? Ведь участок не завещан, значит все поровну, по 1/3. Из такой позиции исходил суд.
13.05.21, 06:39
Светлана, это Если снесут. Впоследствии. А если не снесут? Собственники квартир имеют право на землю под многоэтажном домом. Но не в равных долях. И многоэтажки сносят. И в случае законного оформления доли после сноса дома останутся теми же. Так что, с какой стороны посмотреть. И ведь у судей в данной ситуации разные подходы.
11.05.21, 16:32
Думаю, что справедливо то, что разумно. Владеешь недвижимостью, значит и земля под ней должна принадлежать тебе! Вопросы, возникающие при этом необходимо решать в порядке поступления . И никаких других равных долей. А ведь , если говорить о законе, то вступать в наследство можно или по завещанию, или по закону и никаких смесей. Здесь явное упущение нотариуса, что не подсказала владельцу правильного подхода к оформлению завещания .
11.05.21, 18:09
Лидия, первое завещание было оформлено в 1994 году. Тогда не все так разбирались в вопросах собственности на землю. А потом, наверное, забыли уточнить этот момент в завещании.
16.06.21, 06:24
На всех поровну
23.06.21, 16:45
Да
12.07.22, 23:59
Надежда, нет, неверно, если я завещаю все свое имущество своему дальнему другу, то хоть трижды наследники по закону, если они не имеют прав на обязательную долю, то огромную фигу получат!