Как я запустил проект по завариванию чая и трав в бумажных стаканах навынос
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография
Два года назад я придумал и запустил проект про заваривание чая и трав в одноразовых бумажных стаканах. Это проект трансформации потребительского поведения миллионов людей. Так мне видится. Люди будут пить разные чаи, наслаждаясь ароматом, яркие, вкусные и полезные, а не только кофе.
С чего все началось
Я 1960 года рождения. До времен Горбачева все было понятно и просто: школа, университет, аспирантура, армия, НИИ информатики и вычислительной техники. Заниматься бизнесом я начал с 1989 года. Хорошо помню, как нас, комсомольцев, собрал в Обкоме КПСС секретарь по промышленности и сказал: «Товарищи, из Москвы пришло указание создавать кооперативы!» Партия сказала: «Надо!» Комсомол ответил: «Есть!» Так я зарегистрировал свой первый кооператив. Это был 13 по счету кооператив в Новосибирске. Цифра оказалась счастливой. С тех пор я на государство не работал ни дня. За эти годы были взлеты, были падения, когда я все терял и снова вставал на ноги.
В 2009 году меня пригласили работать за границу и я уехал из России. Руководил полиграфическими предприятиями, производящими картонную упаковку в течение 9 лет. В 2018 году я вернулся в Россию. Многое за это время изменилось. Привлекательных рыночных ниш практически не осталось, не то что в 90-х и нулевых. Везде жесткая конкуренция, монополизация рынков, сильное влияние «государственного бизнеса».
Однажды осенью я шел по улице и захотелось мне выпить чай. Обычно я брал чайник и сидел за столиком, читал что-то в планшете или видео смотрел, а тут захотелось посидеть на улице. Погода была замечательная. И вот мне кладут в стакан какой-то мешочек на веревочке, наливают воду и закрывают привычной всем крышкой. Я беру стакан и выхожу на улицу. И пить этот чай невозможно! Крышка пахнет пластиком. Чай через дырку в крышке обжигает. Аромата чая, к которому я уже привык, нет. Выкинул в мусорку и задумался. Почему все так плохо- то?
Разработка технологии
Свободного времени было много. Я искал чем бы заняться. Думал открыть ресторанчик или кафе по франшизе. Начал изучать рынок. Начал с интернета. Шерстил сайты, читал обзоры, форумы. Когда я заходил в кафе перекусить или посидеть с женой или друзьями, я смотрел, как подают напитки гостям. Разговаривал с бариста, владельцами и менеджерами кафе. Фотографировал меню. И понял, что ресторанный бизнес не мое.
Но я немного погрузился в кофейно-ресторанную тему и начал понимать, что нужно изменить, чтобы чай можно было подавать гостям с собой, так же как кофе. Чтобы и аромат был, и можно было пить горячим и пластиком не пахло. До крышек-сито в их нынешнем виде было еще далеко. «Неужели никто не задумывался о том, что так чай заваривать и подавать в бумажных стаканах нельзя?» — подумал я. И решил посмотреть, что делается в мире. Как посмотреть, что делается в мире в той или иной области бизнеса? Ну конечно, сначала в интернете поискал сам. Потом заказал патентный поиск у специально обученных этому специалистов — патентных поверенных. Они поискали.
Что они обнаружили? Десятки патентов, посвященных завариванию чая. Проблемой заваривания чая в одноразовых бумажных стаканах люди в разных странах занимались практически со времен изобретения самого бумажного стакана 112 лет назад. Много интересных и остроумных приспособлений для отжимания чайных пакетиков. А ведь капающий горячим чаем пакетик, который вытащили из стакана, — это серьезная проблема.
Для заваривания листового чая придуманы десятки различных вариантов ситечек. Материалы самые различные от серебра до бумаги. Я продолжал искать. Особенно меня вдохновил патент, зарегистрированный бывшим директором Майкрософт Гарри Гоффом. Я подумал: «Если уж такие люди думают об этом, то почему бы и мне не заняться!» И занялся. Взял листок бумаги и карандаш и начертил от руки первый вариант крышки-сито. Ведь что бы что-то сделать, надо начать это делать!
Сын напечатал первые крышки-сито на 3D-принтере по моим рисункам. И мы начали их испытывать. Занятие было интересное. То вода не протекала через сито, то текла мимо. Меняли размеры. Печатали снова и снова. Особенность АВС-пластика в том, что он держит температуру около 60 градусов, а если температура выше, то теряет форму. Поэтому все испытания проводили на остывшем чае.
Когда нащупали, какой должна быть форма я пошел разговаривать с владельцами и менеджерами кафе, к барменам и бариста. Показывал, рассказывал, обсуждал. Старался понять не только их требования, но и экономику напитков с собой. Я помнил, что прекрасное изобретение Гарри Гоффа «не взлетело» по одной причине — решение было дорогое, даже для американского рынка. Нужно было придумать что-то надежное, удобное, простое и подходящее по цене.
Отдельная история случилась с подбором пластика и технологией изготовления. То есть надо было ответить на вопрос из чего делать и как делать? Здесь мне помог товарищ, который много лет работает в индустрии пластиковой упаковки. Мы остановились на пищевом полипропилене и решили отливать крышки-сито под давлением в специальной форме.
Оформление патента
Настал тот день, когда стало понятно, что мы хотим сделать, как мы это будем делать и из какого материала. Когда я показывал прототипы крышек-сито, то меня спрашивали: “Ты не боишься, что идею украдут и начнут производить в Китае?” И как подстраховаться и заодно проверить идею на уникальность? Надо попробовать получить патент!
Патентный поверенный по моей просьбе подготовил документы и отправил в Роспатент. Самое сложное — формула изобретения. Я всегда восхищался формулой патента изобретателя швейных машин Зингер. Запатентовать дырочку для нитки на кончике иглы и перекрыть всем остальным производителям швейных машин кислород. Подмять под себя всех производителей швейных машин — это же гениально! Формуле, описывающей мою крышку-сито, было посвящено много времени. Не надо жалеть на это время! Важно перекрыть все лазейки для желающих обойти патент.
Прежде чем тратить деньги на патентование надо обязательно подумать, а надо ли это бизнесу. Можно ли на этом заработать? Тысячи патентов пылятся на полках и никому не нужны. Как понять взлетит или нет? Сложное и трудное решение надо принять. И принять его самому, рискнуть. Я спросил себя: «А сколько одноразовых бумажных стаканов производится в России?» Оказалось, что около 6 млрд бумажных стаканов в год. А всего одноразовых стаканов производится около 41 млрд. Из них около 4 млрд бумажных стаканов используется для горячих напитков. В основном для кофе.
Для чая используется по разным оценкам процентов 10-30%. Почему такой большой разброс? Все зависит от региона. Где-то чая с собой, берут больше, где-то меньше. Берем в руки калькулятор, считаем. Видим рынок. Дальше идем опять к владельцам кафе и разговариваем, показываем, тестируем идею. И только увидев интерес в глазах, поняв, как формируется себестоимость напитков, сколько кафе готовы платить за крышку-сито я все посчитал и решил рискнуть.
Прошел год переписки с Роспатентом. Прошел вместе с экспертами Роспатента путь от изумления, что такая простая штука, как моя крышка-сито до сих пор никем не запатентована, до признания, что она уникальна, другой такой в мире нет. И вот у меня на руках патент, чертежи и понимание точки окупаемости проекта. Можно начинать.
Изготовление крышки-сито
Материал — пищевой полипропилен, как я уже сказал, мне помог подобрать товарищ, производящий пластиковую упаковку. Формы я заказал у другого нашего знакомого. Сначала мы построили с ним виртуальные модели литьевой формы. Ставилась задача сделать крышку-сито как можно легче и сократить время на производство одной отливки. Испытали виртуальные пресс-формы на компьютере, подобрали режимы, марку полипропилена. Убедились, что форма нормально проливается и что мы можем делать три-четыре цикла в минуту.
Можно ли сделать хорошую пресс-форму в России? Да. Можно, хотя многие заказывают пресс-формы в Китае. Но надо самому озадачится и купить качественные комплектующие. Что-то мы купили в Германии. Металл купили в Польше. Прессформы нам изготовили и собрали в Новосибирске. Качество хорошее. Потратил я около миллиона рублей. Полипропилен пищевой российского производства такой же, что идет на изготовление одноразовых шприцов, систем переливания крови, деткой посуды. В общем качественный пищевой пластик без запаха и вкуса, который держит температуру 160 градусов и который можно использовать в микроволновке.
С формой все получилось не сразу. Несколько раз ее снимали со станка. Регулировали, шлифовали, добивались высокого качества отливки. И вот первые несколько пробных ящиков готовых крышек-сито Sito-Tea в офисе. По улицам гуляет вирус, а мы летим в Москву на выставку ПИР в ноябре 2020 года. На выставке впервые показали крышку-сито широкой чайно-кофейной общественности. Реакция в целом была положительная. Я оформил ТУ на производство и получил сертификат соответствия. Отлили первую промышленную партию крышек-сито в декабре 20 года, после выставки.
Поиск клиентов и продвижение
Первыми клиентами нашими стали кафе, которые нас консультировали. Они были уже готовы психологически. И крышки-сито начали жить своей рыночной жизнью. Какой же рынок без рекламы и продвижения! Пошли разговаривать с рекламными агентствами и агентствами интернет-маркетинга. Бюджеты какие-то космические. И гарантий результатов никаких. Тебе предлагают лайки, охваты, просмотры. Пришлось осваивать самостоятельно рекламу в социальных сетях для того, чтобы стать квалифицированным заказчиком. И правильно сделал! Денег сэкономил, откорректировал торговое предложение, то что называют УТП, лучше стал понимать своего заказчика.
В ноябре 2021 исполнится год, как я вывел на рынок крышки-сито Sito-Tea. В начале 2021 года было очень тяжело. Кафе и рестораны закрыты, пандемия и вирус. Трафик упал, средний чек уменьшился. Цены на все выросли и маржинальность у моих потенциальных заказчиков упала. У них начались проблемы с персоналом. Владельцам кафе хочется выжить и спасти свой бизнес. И тут не было бы счастья, да несчастье помогло! Они начинают искать варианты. И мы находим друг друга. Они начинают заваривать чай и зарабатывать, а я продаю крышки-сито. Так я самостоятельно, за шесть месяцев, практически в одиночку, вышел на уровень выручки 200 тысяч рублей в месяц.
Реклама крышек-сито работает в Инстаграме, на Ютубе. Сделали маленький сайт на Тильде. Заметил, что быстрее реагируют небольшие сети и отдельные кафе. Федеральные сети и франшизы практически не реагируют. Почему? До них не достучаться, потому что люди, которые ведут там социальные сети, сами решают, что сообщать начальству, а что нет. Они фильтруют информацию и обычно ничего не сообщают руководству.
Складывается ощущение, что они часто даже не читают, что им пишут, например, в Инстаграме. Им, видимо, за это не платят. Они получают денежки за красивые фоточки и тексты. Максимум, что можно получить в ответ: «Отправьте, пожалуйста, информацию на корпоративную почту». Но почту читает такой же менеджер, который фильтрует информацию, и он решает, что надо руководству знать, а что нет. Это реальная беда для крупных компаний. Эти инфобизнесмены и менеджеры нижнего звена превращают социальные сети в электронные газеты объявлений.
Пробовал продвигать в Яндексе. Грустное зрелище. «Заплатите нам, и искусственный интеллект все за вас сделает, все настроит!» — убеждает реклама Яндекса. Попробовал. Ни одного лида от искусственного интеллекта. Ничего! Яндекс даже выделил мне персонального менеджера. Спасибо им большое за это. Честно с ним пытались приспособить ИИ под мои задачи. Пока не получается.
Итоги
Довольно быстро понял, что новый продукт надо показывать. Вообще видео лучше работает в моем случае, чем красивая картинка и текст. Поэтому снимаю видео буквально на коленке, где рассказываю и показываю. Иногда присылают ролики довольные клиенты. И их размещаю. Довольные клиенты — это всегда хорошо!
Лето прошло. Жара спала, и начинается время чая и горячих напитков. Также стало понятно, что клиентам нужны готовые решения. То есть стакан, чай, крышка-сито с понятной себестоимостью. Поэтому начали работу со специалистами чайной индустрии в Новосибирске, Томске, Екатеринбурге, Санкт-Петербурге, Москве, Сочи по подбору купажей для разных сегментов рынка. Эконом, средний и бизнес. Если стакан и крышка-сито примерно одной цены по всей стране, то чаи могут различаться в 10 раз по цене на одну заварку в стакане.
Так и живем. Чай пьем! И вам желаем приятного чаепития!

12.11.21, 06:24
Занимаюсь чаем 8 лет, но в формате традиционного чайного клуба. Когда занялся внедрением чая в общепит столкнулся с проблемой приготовления и подачи чая с собой. Крышки-сита отлично подошли для этой задачи, и сейчас я все заведения-партнеры перевожу на них
12.11.21, 08:16
Евгений, Спасибо! Очень сложно менять потребительское поведение у людей, но общая реакция на крышки-сито от положительной до восторженной. Особенно когда удается подобрать "свой" чайный купаж для чая с собой.
19.11.21, 00:58
Очень правильное начинание! Давно слежу, жду когда и в наших кафе появится...
19.11.21, 03:00
Олег, Так уже появилось! Пока робко. Потребители не знают пока и не спрашивают, но кафе вводят в меню чаи с собой.
19.11.21, 14:00
Юрий, будем искать! (с)
19.11.21, 14:42
Олег, В Барнауле пока нет. А вот в Новосибирске есть. И в Москве и в Питере и Екатеринбурге. Подскажите знакомым. Возможно кто-то начнет поить людей хорошим чаем.
19.11.21, 15:32
Юрий, 1) я уже не тороплюсь и ещё достаточно молод
2) есть пара знакомых кофе-боссов.. Может и заинтересовать получится...
19.11.21, 15:50
Олег, Спасибо!
10.11.21, 18:24
Автор, Вы реально герой
12.11.21, 02:34
Галина, Спасибо большое за Вашу оценку. Моя задача сделать жизнь миллионов людей лучше. Я хочу что бы люди пили ароматный, вкусный и полезный чай с травами, ягодами.
10.11.21, 15:06
Что-то не понятно, чем технологичнее сито?
Если заваривать травы 🌿 в стакане, листья могут закрыть отверстия и невозможно будет пить (в обычной крышечке такое тоже может произойти).
Нарисовалась картинка «по усам текло, в рот не попало».
Восхищают люди, которые доводят идею до реализации 👍. Пойду ютуб смотреть, как правильно пить из сита.
12.11.21, 02:33
Go, Все протестировано тысячи раз. Ничего не закрывает. Чай отлично проливается. Главная фишка в аромате! Привычная крышка блокирует аромат чая и пахнет пластиком. Моя аромат пропускает прекрасно и ничем не пахнет. Ну и пакетики бесят многих, а листовой чай идет на ура. Ароматный с травками, ягодками, фруктами.
10.11.21, 16:35
Go, тем, что отверстий много.
Вы же не лопух будете заваривать? )
11.11.21, 14:45
Спасибо за то, что вы придумали и сделали!!!
12.11.21, 02:35
Ольга, Спасибо! Радостно читать такие оценки. Больше информации о крышке-сито есть на сайте моем, в Инстаграм и в Ютубе.
12.11.21, 04:43
Молодец Автор! Казалось-бы, что все уже придумано до нас. А вот есть место простым но гениальным решениям. Просто здорово!
12.11.21, 04:45
Кнут, Спасибо за высокую оценку моих скромных трудов. Теперь можно брать чай с собой, как кофе, а кофейни смогут зарабатывать на дополнительном потоке любителей чая хорошего. Ведь пакетики реально бесят народ!
18.11.21, 21:42
Могли бы и авиакомпании поить пассажиров вкусным чаем, а не непонятными опилками из общего чайника
19.11.21, 02:58
Наталья, Авиакомпании считают это издержками и сокращают, что бы заработать больше. Вряд ли мы увидим в ближайшее время улучшение питания на борту самолета. Скорее вообще кормить и поить перестанут.
18.11.21, 22:28
Отличное изобретение! 👍🏻
19.11.21, 02:59
Никифор, Спасибо большое за оценку! Изменить в лучшую сторону жизнь миллионов людей не просто!))
19.11.21, 01:40
Для уличного фаст фуда, было бы самое то, особенно когда покупаешь напитки не выходя из машины. В наше время это особенно актуально. Ждем в широкой продаже!
19.11.21, 03:02
Лев, Да. Можно брать в машину. Чай не расплескивается и в машине аромат стоит приятный. Спасибо!
16.11.21, 08:05
Не за горами новый год, праздничное настроение, грог, глинтвейн. Было бы прикольно такую задумку для этих напитков попробовать.
17.11.21, 09:03
Владислав, Так уже пробовали и не раз. Как алкогольные так и безалкогольные. Вот как пример
Сок виноградно-яблочный, гранатовый, вишневый любой сок какой вы любите.
Смесь для глинтвейна берите самую дорогую она будет более свежая, ароматная .
Апельсин
Имбирь
Мед по желанию
Нагреваем сок, ничего не кипятим и не варим
Кладём апельсин и его выдавленный сок.
Смесь для глинтвейна
Имбирь
Мёд
Нагреваем до горячего. Уберем огонь полностью. закрываем ёмкость крышкой.
Оставляем на 15 минут настоятся.
Так же глинтвейн можно сделать из любого красного сухого вина
17.11.21, 07:15
классная идея, но согласитесь, что не совсем подходит для красных, а тем более зелных сортов чая? (в том числе улуны)
если даже предположить, что зеленый чай заваривать не проливов, а настаивать, то одной минуты будет достаточно, потом уже начинает "горчить"
в таком варианте заваривания, чай будут настаиваться около 10, а то и 15 минут
17.11.21, 09:12
Andrii, И улуны можно заваривать. Эти возражения мы давно прошли. Решается просто. Берется не стакан с двойными стенками, а два стакана. Один в другой. Заваривается чай. При этом один стакан работает как чайник, а из второго пьем. В офисе например можно воды потом из кулера добавить и еще чай попить.
Пуэры моем прямо в стакане, если надо. Но конечно мы специально подбираем чайные миксы для такого заваривания. Гостям больше нравятся чаи с травками, ягодками. Ароматные, вкусные, яркие. Такие, что не боятся так называемого перезаваривания.
Ну и конечно надо смотреть на количество заварки. К слову для фильтр-пакетов надо 5-6 граммов. а по нашему методу около 3 грамм. Фильтр пакет надо удалять из стакана. А мы ничего не удаляем. Ну и очень важно - аромат чая, а не запах привычной всем пластиковой крышки.
19.11.21, 02:42
О, а я пробовал чай в ваших стаканчиках с крышечками! Понравилось!
19.11.21, 04:48
Идея огонь. Одного я не понимаю, как защищать от подделок? Если войдёт в моду производители стаканов начнут производить и ....как доказывать? Они же один в один будут делать. Когда подделывают "Карачинскую" , то при идеальной бутылке делают анализ воды и всё. А тут.....
19.11.21, 06:19
Alexey, Пока пусть подделывают! Если копируют - значит это успех. Будет успех - будут деньги. Будут деньги придут силовики.)))
19.11.21, 06:01
Прочел с большим интересом. С конкретными деталями описан процесс создания продукта и усилия по его выводу на рынок. Неплохое пособие по созданию и развитию стартапа.
19.11.21, 06:19
Борис, Спасибо большое! Приятно читать такую оценку моих скромных трудов.
19.11.21, 07:11
Походу призрак назревающей революции в культуре чайного потребления бродит совсем рядом:))
19.11.21, 14:36
Владимир, Бродит то он бродит. Пора ему уже выходить на оживленную трассу!
20.11.21, 08:04
Юрий, на трассе пробка, поэтому пока движение вперед возможно исключительно по обочине, а на отдельных участках и вовсе лесами и скорее всего короткими перебежками:))
20.11.21, 14:30
Владимир, Видимо ты прав!)))) Перебежками. От кустика к кустику. От ямки к ямке.)))
19.11.21, 11:02
Красивая идея ! Еще бы экологии добавить в виде разлагающихся материал и можно на международный рынок выходить.
19.11.21, 14:38
Константин, Разлагающиеся материалы не имеют отношения к экологии. Никакого. Это как собачьи какашки на газоне. Первый признак экологичности - возможность вторичной переработки. Крышки-сито отлично перерабатываются! Они экологически чистые, как стекло и металл.
20.11.21, 06:02
Очень полезное и нужное изобретение! Рекомендую.
20.11.21, 14:28
Алексей, Спасибо! Приятно!
20.11.21, 07:29
Поддержу
20.11.21, 14:29
Евгений, Спасибо! Поддержка в нашем деле очень важная штука!
21.11.21, 09:08
Все прекрасно и очень удобно. Дальнейшего процветания, спасибо.
21.11.21, 12:40
Николай, Спасибо большое! Будем стараться. Наша цель - сделать жизнь миллионов людей лучше.
21.11.21, 17:00
интересное дело- чай мы любим :)
23.11.21, 02:08
Елена, Чай с собой в бумажных стаканах изменяет потребительские предпочтения! Теперь не только кофе, но и вкусный и ароматный чай можно брать с собой.
22.11.21, 07:17
Полезное изобретение. Не надо таскать с собой металлическое заварное ситечко, которое постоянно теряется в дороге.
23.11.21, 02:09
Владимир, Вы правы, но это больше для кафе и ресторанов.
23.11.21, 18:05
Юрий, для кафе и ресторанов быстрого питания.
24.11.21, 17:06
Владимир, Не только. Кейтеринг. Санатории, Горнолыжные курорты, Больницы, фитнес. Наверное где-то еще.