
Рождение ребенка неизбежно связано с увеличением трат.
Но подсчитать заранее, какую часть семейного бюджета придется выделить на новые статьи расходов, может быть сложно. Мы попросили наших читателей рассказать, сколько они тратят в месяц на детей, — загляните, чтобы знать, к чему готовиться, или сравнить свой подход к ведению бюджета с опытом других родителей.
Это комментарии читателей из Сообщества. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции

До 30 000 ₽ в месяц
Ребенку полтора года. Сейчас я в месяц трачу 4900 ₽ на бассейн — так дешево, потому что в поликлинике, 4300 ₽ — на занятия в монтессори-группе, ходим туда раз в неделю по часу, чтобы просто как-то разнообразить досуг. Еще около 2500 ₽ — на подгузники.
Одежду и обувь покупаю не каждый месяц, поэтому затрудняюсь назвать сумму. Сейчас много одежды лежит на вырост. Скорее всего, следующей более-менее крупной покупкой будет только зимние комбинезон и обувь.
Ребенок ест с нами, поэтому не могу сказать, сколько трачу на его еду, но расходы несильно выросли. Кстати, мне кажется, что, когда он питался смесью, расходов было больше.
Раз в полгода нужно обследование примерно за 4500 ₽, в первый год то же обследование за ту же сумму делали раз в три месяца. В остальном медицина преимущественно по ОМС.
Если честно, думала, что дети обходятся дороже. Но осознаю, что чем старше, тем больше расходов.
Ребенку пять лет. Траты: 2000—3000 ₽ — на дополнительные продукты типа котлет, йогуртов и сладостей, 3000 ₽ — на садик, 1500 ₽ — на бассейн, 2000 ₽ — на развлечения или игрушки. В прошлом году проходил курс у логопеда в качестве профилактики за 6000 ₽.
Еще одежда в начале каждого сезона. Здесь все по-разному — от 2000 до 10 000 ₽. Зимнюю одежду стараюсь купить не в сезон. В том году хорошую зимнюю куртку взяли за 2000 ₽.
Десять месяцев ребенку. В месяц уходит 2500 ₽ на подгузники, 1000—1500 ₽ — на пюрешки, но в основном готовлю сама плюс даю грудь. 1000 ₽ где-то в среднем стоят одежда и игрушки. На прививки и прочее — еще 3000—5000 ₽.
Чем старше, тем дороже, конечно.
Ребенку восемь лет. 1980 ₽ стоит продленка в школе, 3000 ₽ — школьная еда, 3600 ₽ — английский два раза в неделю по часу. Еще абонемент в фитнес-клуб с бассейном на год — 6400 ₽.
Три года. На кружки уходит 5000 ₽ пока, на одежду — пусть пара тысяч, не каждый месяц что-то покупаем. На вкусняшки — 2000 ₽, на игровые комнаты — максимум 500 ₽, на игрушки-книжки — 500—1000 ₽. Питание с общего стола, это я не могу посчитать: едим все вместе. Еще можно добавить подарки на праздники и разделить на 12 — это, наверное, еще плюс 1000 ₽ в месяц.
Можно добавить авиабилеты: после двух лет ребенок занимает место. У нас перелет в этом году из-за этого стоил на 20 000 ₽ дороже.
Ожидаю увеличения статьи расходов на кружки, так как сейчас это просто детские развивашки. Спортивные занятия, например, стоят дороже.

До 50 000 ₽ в месяц
Ребенку шесть с половиной лет. Расходы в месяц — 30 000—40 000 ₽.
От возраста ребенка меняется структура затрат, но не объем. В первые годы много уходит, на врачей, одежду, подгузники, дальше — на кружки, секции и тому подобное. В школе будут уходить деньги на репетиторов, гаджеты и прочее.
Деньги не должны определять возможность иметь детей — если очень хочется, то и без денег можно вырастить. Будет сложнее, но это возможно. У нас в стране есть бесплатная медицина, кружки и секции. Если каждый будет ждать своего финансового благополучия, то очень скоро не станет детей, а потом и нас как вида. Ну, рожать десятого в нищете, конечно, не стоит, но одного может позволить себе абсолютно каждый.
Ребенку два года и четыре месяца. Ближнее Подмосковье. Затраты в месяц:
- Подгузники. Только дома на сон — 2500—4800 ₽.
- Еда. Только пакетные кашки, молочка, смесь — 10 000—13 000 ₽.
- Одежда и обувь — иногда новая, иногда покупаю хорошую б/у и что-то периодически от знакомых получаю бесплатно. Затраты за год, разделенные на месяцы, получаются такие: в теплое время года — 1000—3000 ₽, в зимнее — 3000—5000 ₽ в месяц.
- Лекарства — по мере необходимости, не каждый месяц. Привожу годовую сумму, разделенную на 12 месяцев, — 700—900 ₽.
- Прогулки в парке, аттракционы и аналогичные досуговые мероприятия — 2500—3500 ₽.
- Гигиена. Гель-шампунь, крем, полотенца, влажные салфетки — 300—400 ₽.
- Книги и игрушки, предметы для рисования и развития моторики — 2000—6000 ₽.
- Поход к платным специалистам. Редко, может, раз в полгода — 3000—5000 ₽.
Плюс были затраты в моменте — один раз до 3—5 лет. Ну и самый большой ресурс — это собственное здоровье и нервы: они условно бесплатные, хотя и очень дорогие :)
Ребеночку 17 лет. Примерно 15 000 ₽ в месяц уходит на еду — делим общие затраты на три. 5000 ₽ в месяц — дополнительный английский. 3000 ₽ в месяц — уроки гитары, вдруг ему захотелось. В среднем 5000 ₽ в месяц — на одежду и мелкие его расходы.
Ну и примерно 200 000 ₽ в год — на путешествия: ездим два-три раза в год, с Дальнего Востока затратно добираться куда-нибудь.

Более 50 000 ₽ в месяц
У меня трое детей — 11, 10 и 6 лет. Разделить траты на них и на взрослых нас уже сложно. Грубая прикидка — около 60 000 ₽ в месяц на всех. С тремя, на мой взгляд, выходит в пересчете на ребенка экономнее, чем с одним.
Трое детей — 17, 12 и 6 лет. Только на дополнительное образование — репетиторов, курсы подготовки к экзаменам, логопеда — уходит 50 000 ₽. На здоровье — курс медикаментов, дополнительные анализы не по ДМС — 30 000 ₽. Одежда и питание не поддаются подсчету, но спасибо государству — помогает молоком :)
04.07, 10:26
Самое главное никто не посчитал - это проседание доходов из-за наличия ребёнка.
Еда, одежда, развлечения и подгузники по стоимости вполне подъёмные для любых слоёв населения.
Но вот декрет одного из родителей - уже более серьёзная трата (денежная, социальная и психологическая).
04.07, 12:12
Лерка-Тарелка, и не только декрет. Где-то на работу не возьмут, "потому что постоянно на больничных сидеть будете". Где-то не повысят по той же причине.
25.07, 03:59
Стервэлла, а где-то не возьмут, потому что у вас возраст детородный, сейчас устроитесь и сразу в декрет выскочите.
04.07, 12:59
Стервэлла, именно!
04.07, 10:36
Лерка-Тарелка, + там, например, витамины для мамы.
Это типа для мамы, но это все-таки связано с ребенком.
05.07, 06:15
Лерка-Тарелка, ну теоретически можно не мелочиться - включить уж сразу ипотеку. Ну и машину никто не отменял - или траты на нарезание бесконечных кругов "дом-школа-поликлиника-кружки-дом" или даже её наличие.
25.07, 04:01
Не, в нормальном районе машина не нужна. все в шаговой доступности и детям со школьного возраста ходить в школу и секции самостоятельно полезно. тем более, что средств родительского контроля сейчас уйма.
24.07, 17:32
Лерка-Тарелка, "Еда, одежда, развлечения и подгузники по стоимости вполне подъёмные для любых слоёв населения." ну прям совсем не для любых слоев населения. или такие еда, одежда, развлечения и даже подгузники, что лучше не надо
04.07, 10:12
Ребенок всегда стоит минимум ту сумму, которую родитель может себе позволить.
04.07, 10:13
Кукуся, АУФ, сестра!
04.07, 12:10
У многих посчитано далеко не всё. Моей 9 лет. Вырастает из одежды каждые полгода. Школьная форма, обычная одежда, обувь, канцелярские принадлежности. Да, в художественную школу мы ходим бесплатно, но проф.материалы стоят очень прилично, это тебе не медовые краски за 200 рублей и кисточки из синтетики. Плюс мы ходим на кружок шитья. Фрукты в сезон дёшево и многое со своего огорода, а вот не в сезон уже не дёшево. Мясо, крупы. Коммуналка. Скоро ставить брекеты - это не по ОМС. Путешествия. Купить путёвку на себя и на себя с ребёнком - две разные суммы) Летом у нас в городе проводят бесплатные концерты, мастер-классы, спектакли. А осенью/зимой/весной всё это за деньги) Гаджеты, без них никуда, у нас даже часть обучения проходит на образовательной платформе. Дни рождения и свои, и друзей. Квартира. Да, уже куплена, пока сдаётся, потому что до брачное имущество - лучшая защита от абьюзивных отношений. Можно ли жить без всего этого? Можно. А смысл? Думаю любой родитель хочет, чтобы дети жили лучше нас.
25.07, 05:16
Стервэлла, лучшая защита от абьюзивных отношений - хорошие отношения с детьми и ваша любовь к ним. У меня есть масса примеров и среди клиентов, и среди знакомых, где и квартира своя, и абьюз в наличии
02.08, 11:13
Olesya, и как любовь автора к своим детям (ребенку) защитит ее от абьюза? 😁
03.08, 04:50
Лиза, в комментарии, на который я отвечала, речь о том, что квартира для дочери - лучшая защита от абьюзивных отношений (отношений дочери с кем-то).
03.08, 13:55
Olesya, а, ну понять это можно двояко. Я посчитала, что в случае абъюза им есть куда сбежать, те автор пока ещё и о себе.
05.08, 09:35
Olesya, речь скорее о муже автора😄 сначала маску на себя , потом на ребёнка
05.08, 16:10
Оксана, у автора написано, что она купила квартиру, потому что "добрачное имущество - лучшая защита от абьюза". Я это поняла, как то, что квартира куплена для дочери.
25.07, 18:44
Стервэлла, у меня не было ни путёвок, ни квартиры. Ипотека вдвоём с мужем, все хорошо, абьюза нет. Смысл жизни есть, помирать не собираюсь. Счастлива.
04.07, 10:52
Для получения более корректной картины опрошенным также не мешало бы задавать вопрос: сколько они при этом тратят в месяц на себя. Мне кажется, содержание ребенка в каждой конкретной семье обходится уж никак не дешевле, чем любого из его родителей
26.07, 02:29
Alex, конечно, в целом уровень расходов на детей пропорционален общему уровню жизни семьи. Но то, что дети обходятся дешевле родителей, не соглашусь. Родителям не нужны репетиторы, у родителей меньше затраты на медицину или есть ДМС, родители не ходят на карусели и в детские игровые центры.
27.07, 20:53
Мари, перечитайте мой комментарий: "обходится уж никак не дешевле, чем любого из его родителей"
02.08, 19:38
Alex, простите, невнимательно прочитала.
27.07, 19:49
Мари, хм, а дорогие хобби? прямо меньше родители тратят на медицину? и развлечения для родителей дешевле, чем детские? сомнительно.
27.07, 20:56
igorshev710, на самом деле, я к этому и написал коммент - хочется понять, как соотносятся траты на детей и родителей в семье, а абсолютные цифры трат каких-то конкретных конкретных семей, кажется, имеют околонулевое значение для других семей
28.07, 07:23
Alex, я думаю это соотношение непостоянно и зависит от отношения к детям. если "положу жизнь ради диточек", то вполне возможно, что дети выходят дороже взрослых. если "вырастешь - сам себе купишь", то наоборот. мне ближе вторая позиция - не стоит ради них сходить с ума, все должно быть разумно, иначе они сядут на шею до смерти родителей.
04.07, 10:38
Самое главное изменение в бюджете - выпавшие доходы на время декрета, остальное мелочи
04.07, 14:59
Иван, и выпавшие зубы
24.07, 08:21
Наталья, У меня в первый год ребенка выпали клыки... Да, да, две тройки с двух сторон сверху просто раскрошились. Благо корни остались, коронки нужны. Даже стоматолог была в шоке, говорила, что именно тройки редко выпадают.
24.07, 12:14
Иван, И самое главное не придерживаться позиции "Дал бог зайку, даст и лужайку"
27.07, 10:35
Вероника, придерживаться-то можно, но чтобы бог дал лужайку надо впахивать, а не на печи лежать мечтая. это называется протестантская этика))
05.07, 10:06
Дмитрий, без этого на свадьбу не пустят?))
05.07, 14:23
Максимально бесполезная информация. Каждый тратит столько, сколько считает целесообразным и сколько имеет возможность тратить. Да даже в процентах, относительно семейного бюджета, было бы куда показательней, а так это ниочем.
24.07, 07:58
Дмитрий, ну, значит, пускай не планируют)
05.07, 07:21
Дмитрий, с чего такие расценки?
05.07, 08:25
двое 10 и 13 лет
трат стало однозначно больше чем раньше, тк
секции доп образование значительная статья 10т на каждого
плюс одежды не любая а классная теперь должна быть, на одевание ребенка 1 у меня уходит больше чем на себя около 5т в мес
канц товары для творчества материалы 2т
гаджеты тоже статья у всех друзей айфоны айпады и мне тоже надо айфон айпад и тд ( выходим из ситуации у детей есть вклады они откладывают на свои большие хотелки, с подарков например и какий-то поступлений, в момент покупки просто бывает добавляем если не хватает и ребенок потом еще и ценит то что сам приобрел и гордиться собой, прокачиваем финансовую грамотность таким образом параллельно)
еда большие дети едят почти как взрослые.
Путешествия особенно актуально на лето 2023 цены просто космос, толи за 200к с мужем сьездить
толи со всей семьей за 400к, вот и думашь первую свою машину за эти деньги покупала, вроде, а сейчас отдых с семьей 10 дней также стоит.
Трат хватает, но хочу сказать следующее
каждый ребенок в семью приходит со своим куском пирога, бог дает ребенка и дает средства на его воспитание.
могу заметить из личного опыта, что семьи с детьми более процветающие и более успешные как это не парадоксально
под большие цели и приходят большие ресурсы.
Ну и самое главное дети дают очень важную и неотьемлемую ценность в жизни, это любовь
а без любви мир лишен ярких красок
и смысла.
Если вы думаете заводить детей или нет, подумайте много ли в жизни людей которых вы по настоящему любите и много ли в вашей жизни людей которые искренне любят вас.
Это гормон счастья окситоцин и он вырабатывается по максимуму при взаимоотношениях с детьми. Другие гормоны счастья тоже обеспечены эндорфины и сераторин. Да гормон стресса кортизол тоже бывает, но это не значительно на фоне остального.
Вот и вся химия счастья.
Если бы мне раньше сказали бы живи себе спокойно вдвоем с любимым мужем для себя в удовольствие, я бы ответила да ни за что и никогда, со скуки можно просто сложиться к 35 годам, потому что все уже попробовано и приелось, а с детьми будто заново проживаешь жизнь с детства
очень интересно и все по новому, даже можешь быть режиссером и строить так как ты всегда мечтал и хотел.
24.07, 08:34
Айгуль, какой же бред яжмамы.
"могу заметить из личного опыта, что семьи с детьми более процветающие и более успешные как это не парадоксально" - достойная аналитика.
Совсем же нет семей, в которых ребенка воспитывает один родитель, в который денег еле хватает на еду.
Перевод денег на карточку от господа бога конечно отличная штука, но вероятно это только для просветленных... А что делать если не уверовал?
"подумайте много ли в жизни людей которых вы по настоящему любите и много ли в вашей жизни людей которые искренне любят вас" - и конечно же, ребенок будет вас любить по дефолту, потому что он ваш ребенок, а вы его, потому что вы его родитель)
А если вы "складываетесь со скуки" без ребенка, ну это наверно проблема на вашей стороне)
24.07, 18:28
Chris, какой токсичный коммент!
Айгуль вам русским языком написала - по ее наблюдениям, где вы увидели претензии на аналитику? про перевод денег на карточку от бога очевидно же, что она о том, что с детьми у нее больше мотивации зарабатывать, т. к. это не просто на потребление, но и на заботу о самых близких людях.
про неполные семьи - да, давайте ориентироваться только на плохие примеры и твердить на каждом углу про рсп! счастливых семей же не бывает, т. к. там дети!)
дети вырастут такими, какими вы их воспитаете. воспитаете эгоистами, они вырастут и забудут о вас, воспитаете по-другому, будет по-другому. стоит помнить, что обычно дети копируют поведение родителей.
и вообще, если вы так против детей - не заводите. другие заведут и будущее будет у их детей, а не у ваших.
я Айгуль могу только поддержать, дети это хорошо и добро.
04.07, 11:24
Нет детей - нет расходов на них. Было уже?
05.07, 20:50
Что-то даже считать страшно...
Детям 6, 8, 10, 14 и 16 лет. Текущие затраты на всех (питание, обучение/развивалки/спорт) где-то в районе 180К.
В ближайшее время добавится хоккей у двоих, это экипировка + 22К в месяц.
В этом году обновили три велосипеда (плюс старший забрал мой, я себе взял новый), в сумме около 240К.
Купили два САПа, ещё 60. Теперь кайфуем на Пироговке все вместе.
Сыновья выросли из 90-кубового квадрика, его оставили младшей, средним взяли 200-кубовый (125К), один на двоих.
Старший пошёл учиться на категорию А1, ещё 45К. Сдаст экзамен — поедем выбирать мотоцикл в пределах 100К. А через полтора года он пойдёт за категорией "В"...
В планах в этом сезоне купить два питбайка для средних и 250-ку для старшего. На этом фоне мне придётся взять ещё эндуро (300-ку) для себя, чтобы тренироваться с детьми, но это уже не считается. Тренировки — около 20К на всех.
Путешествия выходного дня — по-разному, от 20 до 200 в месяц.
Летние лагеря — где-то 420 на всё лето, но если размазать на год, то не страшно.
А ещё впереди "большой отпуск"...
06.07, 19:09
Роман, 5 детей и хорошие финансы на их содержание, ох, поздравляю! Дети, это прекрасно, много детей ещё лучше, а когда это все ещё сопровождается достойным финансовым обеспечением, так тогда счастье в кубе))👍
06.07, 14:15
Роман, повезло вашим детям, столько классных увлечений)
12.07, 20:05
Полина, тут как в анекдоте: сына хотел, потому что мечтал купить радиоуправляемую машинку.
24.07, 18:20
Роман, блин, хочу дочку, потому что столько платьев красивых в магазинах некупленных😐
06.07, 15:49
У нас сыну 7 лет, в сентябре в школу. Затраты каждый месяц 40-45 стабильно: 32к - частный сад с подготовкой к школе и логопедом, 3к - занятия паркуром, 1-7к - одежда в зависимости от месяца и сезона, 3-6к - разные походы в развлекательные центры, музеи итд. на выходных.
Частный сад окупил себя до последнего рубля: сын отлично говорит, подготовлен к школе, прекрасно общается и имеет здоровую психику.
С сентября школа.. И она тоже будет частной. Психика ребёнка и отсутствие "Разговоров о Важном" вместе с хорошим английским того стоят. Кроме того, в школе продленка, а это очень важно для работы обоих родителей.
По поводу денег: мы всегда знали, что дети - это дорого, были морально готовы. Соответственно много работаем, развиваемся как профессионалы. Тоже мотивация своего рода)).
06.07, 09:21
Поэтому, когда нам говорят родите второго - посылаю в известном направлении! Мы еле вывезли декрет при том, что оба работаем. И да соглашусь с автором мы обращались к платным врачам, потому что в гор больнице то в отпуске, то на полставки.
24.07, 11:12
Дмитрий, у каждого свой минимум. У кого-то 1000000, у кого-то квартира на Остоженке, у кого-то пентхаус в Нью-Йорке. У кого открытка и конверт с 1000.
04.07, 10:25
Кирдец будет, когда ребенку будет лет 20 квартиру, машину, свадьбу, внукам подарки, вот где траты начнутся!
25.07, 00:21
Дмитрий, мне ничего из этого не подарили, надо ли отказываться от родителей?
04.07, 13:01
Дмитрий, слушайте, ну квартира и подарки внукам это еще ок, но уж на машину и свадьбу диточка пусть сам себе копит))
24.07, 09:34
Дмитрий, а если свадьба 10 лет назад, а подарка не было? По какому курсу требовать?!)))