«Английский учат те же люди, что смеются над мемами»: интервью с топ-менеджером Skyeng
Онлайн-платформа для изучения английского языка Skyeng работает с 2012 года.
Сервис привлекает учеников мемами, внедряет искусственный интеллект и учит бороться со страхом ошибок. Мы поговорили с топ-менеджером Skyeng Анастасией Шишовой о том, зачем россияне учат английский, о зарплатах учителей и о том, заменит ли преподавателя искусственный интеллект.
Что вы узнаете
Зачем россияне учат английский
— Skyeng уже 12 лет, мир вокруг за это время много раз поменялся, а за последние два года — тем более. Как изменилась мотивация учеников с 2022 года, с какой целью они приходят учиться сейчас?
— Иностранные языки были и остаются способом интегрироваться в мировое сообщество, здесь со временем не меняется ничего. Но когда случаются кризисы, на первый план может выйти потребность в безопасности, и тут наши клиенты как раз пытаются подстелить соломку через знание языка. Вдруг надо будет переезжать и обустраивать жизнь в новой стране, искать новых партнеров?
Обычно есть два вида мотивации. В первом случае клиенты приходят с конкретной целью и сроком: я разработчик, хочу оффер в Канаде через три месяца, подготовьте меня так, чтобы я мог пройти интервью и получить этот оффер. Или — через полгода мне сдавать IELTS .
Но у большинства клиентов, а это около 80%, мотивация более мягкая, без жестких дедлайнов: смотреть фильмы в оригинале, путешествовать, развиваться. С такими учениками сложнее поддерживать дисциплину в том числе и потому, что в их случае иностранный язык конкурирует с другими хобби или вообще с отдыхом и просмотром сериалов.
Что до необычных мотиваций, могу вспомнить две истории. У нас есть продукт Talks, где можно 15 минут поговорить с иностранным преподавателем. Туда однажды пришел мужчина старше 65 лет. У него был невысокий уровень языка, но ему нравилось через смолток знакомиться с разными культурами и жизнью в других странах и обсуждать проекты Илона Маска. Еще была владелица картинной галереи из Остина с очень высоким уровнем, С1. Ей хотелось научиться говорить об искусстве, чтобы красочно и глубоко описывать картины, обсуждать их с покупателями.
Что касается тех, кто от нас уходит, — кто-то объясняет причины, кто-то нет. Тут наша задача — узнать, в чем главная проблема, и попытаться помочь ученику. Например, если он говорит, что у него мало времени, предложить заниматься реже или взять отпуск от уроков. Или другой пример: все было хорошо, но студент вдруг решает уйти. Поговорив с ним, мы узнаем, что он просто захотел сменить преподавателя на более строгого или заниматься с носителем вместо русскоязычного. Это нормально, мы можем пойти навстречу и сохранить студента.
— Зачем люди идут на курсы? Кажется, что есть множество способов учить языки бесплатно: фильмы, сериалы, разговорные клубы.
— Сериалы и фильмы — это про пассивный язык и накопление словарного запаса, но разговаривать они не научат. В разговорных клубах обычно нет системности, только общение. У курсов есть три ключевые фичи, которые ценны для потребителей: мотивация, системность и разделение ответственности за результат.
На курсах есть преподаватель, который поддерживает, обсуждает прогресс, мотивирует двигаться дальше к цели. Он исправляет ошибки, придумывает, как интегрировать английский в жизнь. Еще есть лингвокоуч, который усиливает мотивацию. Помогает в этом и сама платформа, которая, например, пишет, сколько осталось до следующего уровня, и хвалит за новые выученные слова.
Кстати, отрицательной мотивации у нас нет. Не думаю, что взрослым людям надо говорить, мол, ай-яй-яй, давно ты не заходил в приложение, как не стыдно. Конкуренты используют такие методики, и они правда мотивируют людей, но это не наш путь.
Теперь про системность. Если ты учишь язык сам, тебе трудно понять текущий уровень и что делать дальше. Например, некий Сергей прошел Past Perfect, значит, дальше он должен учить Past Perfect Continuous. Если у него проблемы с артиклями, платформа подсветит это для преподавателя и попросит обратить на это внимание, а академический отдел по запросу преподавателя сможет порекомендовать дополнительные упражнения. Выбор контента для урока остается за преподавателем, но платформа отслеживает ошибки и дает обратную связь — как ему, так и ученику.
Еще курсы — это про ответственность за результат. Мы, например, на уровне оферты гарантируем повышение уровня языка на одну ступеньку, если ученик выполнит конкретное число домашних заданий, посетит конкретное число уроков и активностей, прописанных в договоре. Если он сдаст тест успешно, получит сертификат о том, что, например, перешел на Upper Intermediate. Если плохо — разбираемся. Выполнял все задания и делал домашку? Значит, мы где-то облажались и доучим его за свой счет.
Какие темы интересуют студентов
— Когда Георгий Соловьев вместе с партнерами придумывал Skyeng, он хотел, чтобы английский можно было учить онлайн с классным преподавателем. В чем сегодня фишка продукта?
— В школе и университете многие из нас учили английский через боль. Сегодня мы стремимся к тому, чтобы у уроков была максимально кайфовая персонализация по интересам учеников.
Как это работает. Преподаватель указывает тему, которую хочет обсудить ученик, нажимает на кнопку — и платформа с помощью искусственного интеллекта за несколько секунд составляет задание. Фича работает на основе микса моделей GPT и нашей образовательной методологии создания упражнений.
Например, у меня по работе болит вопрос, как лучше организовать и вдохновить команду. Я прихожу на урок английского, предлагаю эту тему, и мы с преподавателем обсуждаем инсайты менеджмента от Стива Джобса или Илона Маска. Или, например, я фанат Энди Уорхола — тогда мы на английском зарубимся про его работы. Сейчас это опробовано на 10% преподавателей, но мы готовим релиз на всех. Что до самых интересных тем для учеников, то на сегодня это биткоины, технологии и искусственный интеллект.
Еще мы идем в сторону того, чтобы какой-то теме было посвящено не одно упражнение, а целый курс. Представьте, что фанаты Гарри Поттера — а это я, например, — смогут бесконечно изучать английский по любимой вселенной. На этот Хеллоуин мы уже делали уроки по интересам учеников. Те, кто любит говорить о еде, получал контент про рецепты тыквенных супов, фанаты страшилок — небольшой ужастик.
Я верю, что в дальнейшем искусственный интеллект будет генерировать уроки на основе эмоций ученика и того, что он обсуждал с преподавателем. Уловил ИИ вдохновение на теме про котиков и мемы — значит, пойдем в мемы. Понял, что эта тема наскучила, — пойдем в новый сезон любимого сериала.
Появится ли в Skyeng китайский язык
— Ваш фокус всегда был на английском языке. Значит ли это, что перспектив на рынке в других языках вы не видите? Например, в китайском языке?
— Другие языки — это точка роста, которую мы все время проверяем на перспективность. Самый востребованный иностранный язык в России — английский, он дает нам доступ к широкой целевой аудитории. Все остальные языки отстают от него по объему рынка в пять-десять раз. Да, мы время от времени тестируем спрос на другие языки, например китайский. Но пока у нас есть что допиливать в преподавании английского.
Мы можем стать школой с 30 языками, но качество от этого пострадает. Для китайского это особенно актуально: он полностью отличается от европейских, для его изучения нужен другой подход к образовательной методике. Пока мы не масштабируем продукт на другие языки, не видим возможности работать так же эффективно и с такой же финансовой отдачей.
Как мемы и перевод ругательств помогают привлекать новых клиентов
— Вы вкладываетесь в развитие «Ютуба»: видео про мемы, обзоры ругательств, разборы переводов фраз из фильмов. Почему выбрали такую стратегию привлечения?
— Как сказала бы наш бренд-директор, мы делаем образование секси. Развитие может быть привлекательным и развлекательным без потери эффективности. Английский не должен восприниматься как нечто серьезное, что можно учить только через боль по сборнику упражнений Голицынского .
Еще через «Ютуб» мы стараемся бороться со стереотипом, что ошибаться стыдно. Многих учителя ругали за ошибки в школе. Я помню, моя учительница высмеяла парня, который сказал: «I like to play in team» . Она ответила: «Ваня, what интим do you like to play?» А ведь можно было просто сказать, что он пропустил артикль the. Вряд ли Ваня после такого захочет говорить по-английски. В то же время в Европе итальянец со знанием трех английских слов будет пытаться общаться. Наша задача — показать, что все ошибаются и что это нормально.
Развлекательные ролики на «Ютубе» как раз сбивают с языка эту спесь и ореол академичности. Мы показываем, что английский учат такие же обычные люди, которые ругаются матом и смеются над мемами.
У нас есть проект «Интуристы», где по регионам России путешествуют англичанин и американец. Это привычная для россиян картина пребывания за границей: они в чужой стране, их никто не понимает. Но Джордана и Дэни это не смущает, они классно проводят время. Например, в первом выпуске нового сезона они поехали в Барнаул, сходили на школьную линейку, на уроки русского и английского, поели в школьной столовой, узнали у местных, что делать, если на тебя напал медведь. А в одном из городов они даже раздобыли бесплатные блинчики с икрой на масленицу.
Во многом наш маркетинг направлен на то, чтобы ученики преодолели страх первого шага.
Чтобы они начали говорить и не стеснялись. В том числе для этого у нас есть бот «Мемтенсив» с английским по мемам и вообще много всего бесплатного. Для тех, кто посмелее, но пока не созрел для длинных уроков и курсов, мы придумали проект Talks — там можно нажать на кнопку, выбрать иностранного преподавателя и поболтать с ним от 15 минут. Однажды молодой мужчина у нас общался с учителем из Лондона в стиле «I tennis, tennis вчера, tennis yesterday, play». Английский на начальном уровне не помешал им поговорить и понять друг друга.
— Как вы справляетесь с замедлением «Ютуба» в России?
— Из-за замедления у нас падали просмотры, но сейчас ситуация выправилась. Тестируем «Вконтакте», но это не то: результаты продаж и просмотров в сотни раз ниже. Ретрансляции туда не дают объемов «Ютуба» даже близко. С «Рутубом» то же самое, поэтому продолжаем инвестировать и развивать ютуб-канал.
Как Skyeng нанимает преподавателей и решает, сколько им платить
— Что из себя представляет среднестатистический преподаватель Skyeng и по какому принципу вы их нанимаете?
— У наших преподавателей или педагогическое образование, или лингвистическое, с пройденными курсами по педагогике, возраст — 22—60 лет. Многие из них живут в регионах, небольших населенных пунктах — в общем, везде, где есть интернет. Женщин намного больше, чем мужчин. По занятости — это либо партнеры, которые работают с нами практически фултайм, либо люди, которые преподают в школах и университетах, а параллельно ведут у нас уроки, но не менее 12 часов в неделю.
Обычно из 100 кандидатов финальный отбор проходят двое. Основные причины отказа — недостаточный уровень языка, образования, опыта, эмпатии. Мы проверяем эти навыки, когда смотрим видеовизитки, организуем тестовые уроки с методистами, которые проводят занятие в роли ученика при отборе и оценивают преподавателей по заданным критериям.
Роль преподавателя меняется. Сейчас в образование интегрируют искусственный интеллект. ИИ и чат-бот могут делать то, для чего раньше нужны были люди, — находить речевые ошибки, подбирать упражнения под уровень и прогресс.
Сейчас роль преподавателя смещается с носителя знаний на ментора, мотиватора, вдохновителя, который поддерживает учеников и использует ИИ как ассистента, который генерирует планы урока и контент. Мы учитываем перемены в привлечении учителей: если раньше больше смотрели на уровень английского и навык проведения уроков с точки зрения педагогики, то теперь воспринимаем это как необходимую базу, а фокус смещается на софт-скиллы.
— Skyeng критикуют за низкие гонорары преподавателям и наем молодых учителей, которым не нужно много платить. Что вы ответите на это?
— Недавно читала на Т—Ж про зарплаты преподавателей в России, в среднем по стране это 34 000—58 000 ₽. Мы платим в среднем 550 ₽ в час. Если учитель проводит 40 уроков в неделю, в месяц он получит 88 000 ₽. За четыре часа в день — 44 000 ₽. Для регионов это неплохие деньги.
В целом проблема с низкими зарплатами в России есть. Тут как с медициной: медсестра, которая спасает жизни, получает охренеть как мало по сравнению с топ-менеджером. Задачка фундаментальная, очень хочется это исправить. Но нет какого-то быстрого решения в стиле «мы сейчас посыпем порошок — и все будет зашибок».
Как мы сейчас увеличиваем вознаграждение преподавателей? Через групповые форматы обучения. Мы можем собрать в группу несколько учеников, за единицу времени взять с каждого из них меньше денег, чем в индивидуальном уроке, но в общем объеме за счет масштаба учитель на таком уроке заработает больше.
— Skyeng занимает весомую долю рынка онлайн-преподавания языка, и у молодого преподавателя может сложиться впечатление, что ему придется идти к вам и работать на ваших условиях, если он хочет набрать клиентскую базу.
— Да, у нас большая доля, и мы этим гордимся. В двух первых кварталах 2024 мы заняли первое место по выручке среди EdTech-компаний по версии рейтинга Smart Ranking. Преподаватель может пойти к нам, а может искать учеников через соцсети, маркетплейсы, агрегаторы преподавателей. Но в этих случаях он будет сам привлекать учеников, разрабатывать уроки, составлять договоры, следить за платежами.
Мы же стремимся к тому, чтобы преподаватель занимался только обучением и поддержкой, а рутину берем на себя. Еще преподаватели ценят наше комьюнити, общаются между собой, делятся болями и лайфхаками. Для преподавателей у нас есть психолог, который поможет разобрать проблемы с учениками и даже справиться с выгоранием. Есть методический отдел, помогающий в организации уроков.
Как Skyeng работает с жалобами
— В негативных отзывах в интернете ученики часто пишут про проблемы с техподдержкой и связью, про то, что менеджеры не сразу составляют график занятий и расписание. С какими проблемами вы чаще всего сталкиваетесь и как их решаете?
— Самая популярная проблема — лагает видео или звук во время урока, часто это связано с интернетом. Если проблема на стороне ученика, бывает, что в моменте мы помочь, к сожалению, не можем — но точно дадим рекомендации, как проверить и улучшить интернет-соединение. Такие вещи обычно длятся не больше минуты, а полностью срывается урок — то есть задерживается больше чем на пять минут — примерно в 1,5% случаев.
При 10 000 уроков в день это 150 пострадавших учеников, а значит, 150 потенциальных гневных отзывов в сети. Мы стараемся это нивелировать, возвращаем несостоявшиеся уроки на баланс учеников, проверяем раз в месяц качество интернет-соединения преподавателей и на какой технике они работают.
Бывают жалобы на преподавателей. Например, ученик занимался с кем-то, ощутил прогресс, но понимает, что с этим учителем он себя исчерпал, хочет нового. Бывает, люди не подходят друг другу с самого начала — например, студент хотел фана и релакса, а преподаватель слишком академичный.
Искать своего преподавателя — это нормально. Изначально ученики выбирают сами — через каталог. Они видят фото, аудио- или видеовизитку, анкету с описанием опыта и подхода к обучению. Задача ученика — послушать, насколько подходит скорость речи и тембр голоса, акцент, интересы. Найти подходящего преподавателя чуть проще, чем психотерапевта, но процесс схожий.
Но фото, аудио с произношением, анкета с описанием опыта и подхода к обучению не панацея.
Если бы у нас был рецепт того, кто с кем идеально сходится, не было бы разводов. Этот пазл пока не смог разгадать даже Tinder.
Например, у нас была преподавательница-филиппинка. Я сходила к ней на тестовый урок, мне не очень понравилось: она была веселая, много рассказывала про Филиппины и их обычаи. Мне же хотелось пообщаться о технологиях, но ей было не очень интересно. Еще у нее было не лучшее качество картинки, бардак в квартире на фоне. Я решила, что надо ограничить число ее учеников и присмотреться к ней, но оказалось, что студенты были от нее в восторге и оставляли отличные отзывы.
Проблема возникает, когда ученик стесняется попросить поменять ему преподавателя, не хочет его обижать и просто отказывается учиться в школе. Дескать, передумал учить язык. В этом случае задача менеджеров — докопаться до истины и решить проблему ученика, если это возможно, чтобы он действительно выучил язык и кайфовал от разговоров.
Еще одна сложность — в России прекращают работать многие сервисы: например, нам чуть ли не одним днем отключили триггерные рассылки в Bloomreach. Пришлось переезжать на Mindbox и очень быстро восстанавливать все, что сделали за последние годы. То же с корпоративным менеджером. Сначала переехали из Slack на Mattermost, сейчас пользуемся Time. Записи встреч один на один перенесли из Notion в Confluence. Дизайн не очень, но работает стабильно.
О биохакинге в компании и планах
— Основатели Skyeng известны любовью к биохакингу и вниманием к теме здоровья. Сказывается ли это на работе команды? Может быть, какие-то из практик как-то внедряются в работу менеджеров Skyeng?
— Гоша и правда увлечен темой здоровья. Он может приехать на стратегическую сессию и сказать: «Ребята, такие-то фитнес-трекеры — лучшее, что есть на рынке». Теперь у меня и еще у одного топ-менеджера есть браслеты, которые показывают наш уровень стресса и то, сколько мы сжигаем калорий во время занятий спортом.
Так я, например, узнала, что самый большой стресс я испытываю не на работе, а когда гоняю на байке или серфе. То есть на работе я стрессую меньше, чем мне казалось раньше, — это приятные новости. Еще трекер хорошо оцифровывает связь ужасного качества сна и вечеринок, так что теперь живу с девизом «меньше вина — больше сна».
Другой основатель компании, Харитон Матвеев, создал чат, участникам которого предлагалось сделать 100 тренировок за год. Ежедневно мы отправляли фотоотчет или кружок с видео. Я ходила в зал и по горам, плавала, играла в алтимат фрисби. Конечно, иногда было лень — тогда делала растяжку или училась стоять на руках. Еще бывало, что шла на тусовку в спортивной форме и бежала домой 5 км по ночному городу.
Вообще, сильная сторона Гоши — видение будущего. Так что сейчас он скорее не про биохакинг в рамках Skyeng, а про хакинг будущего, хакинг системы в целом. Например, сейчас его фокусный проект — Singularity Hub. Это школа для детей в Чебоксарах, где учат с фокусом на STEM и прикладное программирование с применением ИИ. В ходе обучения ребята уже занимают призовые места на олимпиадах и выполняют реальные проекты. Задача — сделать так, чтобы ученики школы были сильнее и конкурентнее выпускников вузов.
— После 2022 года у вас многое изменилось, компания закрыла зарубежные филиалы, отказалась от IPO. Какие точки роста вы для себя сейчас видите и какие планы строите?
— Закрытие международных направлений проходило больно, у меня был день с 20 встречами один на один, на которых я сообщала грустные новости о расставании с большей частью команды.
Сейчас мы думаем над тем, чтобы сделать более финансово доступные форматы обучения и привлечь новую аудиторию, для которой текущие продукты слишком дорогие. Буквально сегодня запустили экспериментальные продажи групповых занятий для взрослых от 5000 ₽ в месяц — прощупаем спрос и поймем, что взрослые думают об этом формате, какие барьеры и опасения есть.
Не исключаю, что в будущем у нас также появятся доступные уроки со сгенерированным ИИ-преподавателем. Я вижу, как в разных областях растут ценность и цена живого человека, поэтому думаю, что в онлайн-образовании персональные уроки с преподавателями станут лакшери-продуктом, а обучение с помощью ИИ — массовым.
Важно понимать, что обучение с ИИ — это некий self study, где ответственность за мотивацию и дисциплину полностью ложится на ученика. И тут есть проблема: его можно классно продать, но мало кто готов самостоятельно регулярно заниматься.
Если говорить конкретнее про языки, фундаментальная потребность — коммуникация с другим человеком или людьми, а не само знание языка. Поэтому преподаватель на уроках выполняет роль не просто передатчика знаний и мотиватора, как мы обсуждали выше. Он непосредственно участвует в общении, он неидеальный человек, с которым сталкивается ученик. Пока ИИ не может заменить преподавателя в этой роли.
Мы обучаем не только языкам, но и другим навыкам. Кроме школы английского у нас есть онлайн-университет Skypro, который учит новым профессиям взрослых, и онлайн-школа Skymart для детей — со школьными предметами и кружками. Мы стремимся стать компанией, которая берет ответственность за lifelong learning . Например, ребенок пришел к нам на подготовку к школе, потом вырос, занялся дизайном, подтянул английский, усилил софт-скиллы. По исследованию McKinsey, кстати, софт-скиллы — ключевые для карьерных успехов. Может быть, именно их мы выберем как нашу следующую точку роста.
Самое интересное про бизнес — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @t_biznes