Я создаю мобильное приложение психологической помощи на основе технологии моего отца
Это история из Сообщества. Редакция задала вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала
В 1990-е мой отец и его коллеги создали уникальный метод аудиальной психокоррекции.
Всю жизнь я наблюдал за развитием технологии — от получения патентов до апробаций, тестов и поставок в государственные учреждения. Несколько лет назад у меня появилась идея, что можно сделать с методом дальше: я предложил создать мобильное приложение.
Расскажу, что особенного в аудиальной психокоррекции и с какими сложностями мы столкнулись во время разработки.
Предыстория
В начале 1980-х годов в СССР активно изучали методы управления психикой и состоянием человека. В 1982 году для этого была создана лаборатория в Московском институте имени Сеченова, которую возглавил ученый Игорь Смирнов. Мой отец, Александр Кучинов, был участником научной группы, которая занималась разработкой технологий для проведения неосознаваемой диагностики и воздействия на психическое и физиологическое состояния человека.
После распада СССР лабораторию преобразовали в кафедру психотерапии, но это не остановило исследование. В 1996 году отец вместе с коллегами из МГУ и МИМСР основал ИМБИТ — Институт медико-биологических информационных технологий. В нем ученые разработали технологию аудиального воздействия на человека, которую назвали SOMVI. Это аббревиатура от английской фразы Sound Overtone Modulation of Voice Information. Если по-русски — психологическая коррекция с использованием семантизированного звука.
Технология может изменить систему смыслов и ценностей человека. Физические частоты, бинауральные ритмы и цветовоздействие настраивают на необходимое состояние. В это время происходит постепенная модификация психики. Допустим, у человека алкогольная зависимость. Используя SOMVI, можно изменить его приоритеты — снизить влечение к алкоголю и усилить положительные мотивы вроде семьи или спорта. По тому же принципу работают с неуверенными и тревожными людьми.
Технология прошла клинические апробации, получила рекомендации Минздрава и была запатентована. С конца 1990-х годов продукцию SOMVI начали выпускать на CD в формате программ для специалистов из госучреждений: психологов, психотерапевтов и психиатров. В 2010-х — для педагогов, школьных психологов и социальных работников, уже на USB-носителях. Например, технология помогает подросткам повысить вовлеченность в учебу, а солдатам — проработать ПТСР.
Как я пытался популяризировать дело отца
С детства я был погружен в работу отца. Когда живешь в семье психотерапевта и психолога, хочешь не хочешь, а все равно впитываешь знания, следишь за его успехами. Пускай я сам не стал психологом и работаю научным сотрудником в Институте Латинской Америки РАН, мне всегда было важно, чтобы дело жизни моего отца развивалось и помогало людям.
Я верил, что его технологией должны пользоваться не только профессионалы. Я думал, что SOMVI должна быть не только доступна специалистам из госучреждений, но и свободно распространяться среди тех, кто нуждается в помощи.
Первые попытки. Патент оформлен на имя отца, поэтому мы с ним несколько раз пытались масштабировать технологию. В конце 2000-х и начале 2010-х годов обращались к инвесторам с идеями, но часто получали отказы. Не могу рассказать обо всех наших стартапах, так как мы еще планируем вернуться к некоторым из них, но поделюсь историей одного неудачного продукта на основе SOMVI.
В 2007 или 2008 году мы придумали специальный продукт — маленькую книжечку, которая при открытии воспроизводила аудио и видео. Это была своего рода «коробка скорой помощи» для успокоения владельца во время приступа тревоги или паники.
К сожалению, продукт не выстрелил. Мало того что нужно было тратить много денег на разработку, так еще как-то объяснить людям, зачем им нужна коробочка с одной функцией. В итоге мы отказались от идеи, но прототип продукта до сих пор стоит у меня на полке.
Новая идея. Во время пандемии начался бум сервисов для медитаций и психологической помощи. Люди стали чаще искать поддержку и справляться с паникой и тревогой с помощью терапевтических приложений.
В 2020 году один из знакомых отца, врач мануальной терапии, выпустил небольшое приложение «Мои эмоции» и добавил в качестве дополнительного платного контента функции на основе SOMVI.
Пользователей было мало, и они никак не отреагировали на нововведение. Приложение пришлось быстро закрыть из-за технических ограничений и ошибок в разработке и продвижении. Но чужой опыт помог нам понять, что будущее — за смартфонами. Рынок психологической помощи рос и развивался — вот и мы решили создать собственный сервис.
Разработка приложения
Подготовка. Мы не сразу приступили к реализации идеи и взяли время все обдумать. Хотелось понять, насколько это долгосрочное и перспективное решение: вдруг мы начнем что-то делать, а на приложения для психологической помощи резко упадет спрос.
Мы изучали будущих конкурентов — нужно было понять, чем приложения отличаются друг от друга, как завлекают и удерживают пользователей. Всего просмотрели около 60 сервисов для медитаций, еще десяток трекеров настроения, здоровья и женских календарей. Этот период занял много времени. Лишь к концу 2022 года мы проанализировали рынок и поняли, что спрос не падает: казалось, человечество продолжает жить в состоянии перманентного стресса. Так мы и решили, что наш продукт точно будет актуальным.
Питчинг. Весной 2023 года отправились на встречу к старому знакомому отца — именно ему мы когда-то предлагали коробочку с аудиовизуальными эффектами. Это человек, который давно работает с компьютерными технологиями, поэтому мы шли за поддержкой и советами, как подступиться к созданию приложения.
После нескольких встреч стало ясно, что идея перспективная, — друг отца согласился стать соучредителем приложения по технической части. После череды отказов с предыдущими идеями, казалось, мы наконец-то нашли нужный способ донести технологию до людей. Тогда я не просто обрадовался — для меня это было сродни откровению.
Начало разработки. Соучредитель выделил небольшую команду разработчиков, которые начали создавать прототип приложения для iOS и Android. Мы с отцом продумывали концепцию.
Отец с коллективом психологов разрабатывал контент, прорабатывал методологию подачи терапевтических практик и познавательной информации. Я же отвечал за основные функции приложения, дизайн и дорожную карту обновлений. А главное — продолжил искать инвесторов и адаптировать технологию под смартфоны.
Бета-версия. В июне 2024 года мы открыли доступ к первой публичной версии. Пользователям были доступны несколько функций: кнопка SOS, дыхательная практика и записи медитаций и аффирмаций.
Плавающая на всех экранах кнопка SOS — основа приложения. Это элемент экстренной помощи — при нажатии пользователь выбирает, с какой проблемой сейчас хотел бы поработать. Например, в первой версии был доступен сценарий тревоги. Пользователь выбирает, где именно он находится — дома, на улице или в пути, после чего прослушивает специальную медитацию на основе SOMVI.
Это не просто успокаивающая речь диктора, которую можно услышать в большинстве схожих приложений, а целый набор механизмов, которые помогают вернуть слушателя в норму. Например, есть ритмо- и цветовоздействие, музыкотерапия.
Первые отзывы были положительные, но слегка неожиданные для нас. Дело в том, что мы очень долго работали над дизайном и визуализацией технологии. Например, с трудом добавили яркий 3D-куб, который использовался еще в старых программах SOMVI. И даже не подумали о возможности слушать медитации с выключенным экраном смартфона. Исправиться решили, только когда некоторые пользователи сказали, что им в первую очередь нравится слушать приложение.
Еще один неожиданный отзыв тоже связан со звуком: пользователям больше нравится мужской голос диктора, чем женский. Мы даже не могли себе этого представить.
Проблемы с мобильными магазинами. Мы планировали опубликовать приложение в AppStore и Google Play 23 августа. Для этого за месяц до релиза, примерно во второй половине июля, отправили сборки на проверку. Google быстро вышла на контакт, приняла оплату и испарилась. Apple же нас начала мучить уже на стадии регистрации, или Enrollment, — честно, никогда не забуду это слово.
Мы отчаянно пытались провести оплату сначала через их основную платформу, а потом через «специальный» сервис, созданный для россиян. Лишь через две с половиной недели нашу заявку одобрили. Тогда мы смогли перевести компании 99 $ (9698 ₽) , а Apple это подтвердила. Кстати, Google просит аж в четыре раза меньше.
Версия для iOS до сих пор не вышла из-за требований Apple. На наши запросы отвечали неделями, а просьбы объяснить ситуацию часто игнорировали. Компания выдвинула совсем издевательские требования — удалить платные функции. Мы согласились и долгое время добивались уже релиза бесплатной версии, но нас все равно ждал отказ. Сейчас Apple почему-то требует удалить подписку даже в приложении для Android.
Мое терпение уже давно лопнуло — я бы с радостью забыл эту проклятую iOS версию, но сколько же в нее было вложено времени, ресурсов и души. Ни у меня, ни у разработчиков попросту не хватает духа все бросить. Остается лишь надеяться, что рано или поздно Apple снизит уровень цинизма и категоричности.
Итоги
20 сентября мы наконец-то выпустили SOMVI на Android — пускай и в урезанном виде. Мы реализовали лишь малую часть того, чего хотим достичь, но постоянно улучшаем продукт. Дополнительный контент — различные медитации, аффирмации и кастомизация практики дыхания — получат обладатели платной подписки, которая стоит 3190 ₽ в год.
SOMVI можно использовать и бесплатно — у этой версии тоже много возможностей. Мне важно, чтобы у приложения сохранялась социальная ориентированность. Кнопка SOS всегда будет бесплатной, чтобы пользователи могли в любой момент справиться с тревогой, перенапряжением или чувством страха.
Я очень рад, что смог продолжить дело отца. Его наработки и технологии после многих неудачных попыток обрели новый формат и наконец-то стали доступны массовой аудитории. Можно сказать, наше приложение шло до пользователей почти 30 лет — надеюсь, оно поможет тем, кто в этом нуждается.