Дом советов: если хотите сплотить соседей — запустите общий чат

58
Дом советов: если хотите сплотить соседей — запустите общий чат
Это история читателя из Сообщества. Редакция задала наводящие вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала.
Аватар автора

Иван

запустил чат дома

Страница автора

Я живу в небольшом сибирском городе Бердске.

В нашем доме девять этажей, два подъезда и 72 квартиры. Жильцы в основном среднего и пожилого возраста.

В течение двух лет у нас никак с соседями никак не получалось сплотиться и собрать совет дома. Первые попытки начали предпринимать еще в 2018 году, однако на общие собрания собственников приходили единицы. Активные жильцы пытались обходить квартиры с бланками голосований, но многие просто забивали на то, чтобы заполнить их и отнести. Из-за этого нарушались сроки проведения голосования и проблемы не решались.

Мне хотелось объединить жильцов, чтобы обсуждать насущные вопросы и налаживать добрососедские отношения. Поэтому однажды я решил запустить чат. Эта идея зрела у меня в голове довольно давно. Отправной точкой послужило знакомство с Владимиром — одним из самых активных жильцов, который хотел организовать совет дома и выступить в качестве председателя.

Как я запустил чат

Я разместил на досках объявлений небольшие плакаты с информацией о чате и кратко описал его преимущества и цели. Добавил в объявление ссылку-приглашение и QR-код. Это дало где-то 20—30% охвата жильцов дома. Можно еще указать на плакате свой номер, но я этого делать не стал.

Поскольку у нас в доме много пожилых, я выбрал «Вотсап».

Вот так выглядит объявление. Если хотите — можете скачать мой шаблон и адаптировать под себя
Вот так выглядит объявление. Если хотите — можете скачать мой шаблон и адаптировать под себя

Дальше я прошелся по квартирам и записал номера желающих. Это дало еще 30—40% охвата. Если дом большой, вряд ли получится собрать все телефоны за один заход. Но можно делать это постепенно, как будут появляться силы и время. Остальные присоединились к чату, узнав о нем по сарафанному радио.

В итоге 80% жильцов стали участниками домового чата за полгода-год с момента, как я начал его развивать. Мы стали общаться, лучше узнали друг друга и начали оперативно обсуждать коммунальные вопросы. В результате провели голосование по совету дома и решили вопрос капитального ремонта крыши — у нас спецсчет, поэтому мы сами можем выбирать, когда и куда пускать деньги из фонда капремонта. Еще с помощью чата мы организовали дополнительные сборы на нужды дома и провели большой субботник.

Как модерировать чат и поддерживать в нем порядок

Лучше всего сразу договориться, какие темы обсуждаются в чате и что в приоритете. Отдельно можно обратить внимание жильцов на то, что поздравительные открыточки желательно не скидывать, для этого есть личка. Все это пишется в отдельном сообщении, которое можно сохранить в «Избранном», чтобы по мере необходимости мягко напоминать о договоренностях и главных целях чата. Я не сразу это сделал, поэтому пришлось решать все вопросы по ходу дела.

Одно из ключевых сообщений о темах и поведении в чате
Одно из ключевых сообщений о темах и поведении в чате

Споры и словесные конфликты будут возникать, особенно поначалу. Тут тоже будет хорошей практикой договориться, чтобы участники чата поддерживали доброжелательную и конструктивную атмосферу. Неугомонным спорщикам можно писать в личку с вежливой просьбой прекратить и соблюдать порядок.

Одно из таких сообщений, которые я пишу в личку, когда начинаются споры
Одно из таких сообщений, которые я пишу в личку, когда начинаются споры

Я еще никого не банил в чате. Правила, которые я описал выше, до сих пор помогали избежать таких радикальных мер. Но если это не работает и неадекват продолжается, то приходится браться за «банхаммер». Сначала можно несколько раз предупредить. Если все совсем все плохо — все-таки банить. Но это последняя и крайняя мера.

С флудильщиками такой же подход. Правда, пока что чрезмерного флуда не было. Или мне просто повезло с соседями.

Советы, если хотите создать чат в своем доме

  1. Ответственно подойдите к выбору платформы. Очень важно найти такой вариант, который охватывал бы большую часть потенциальной аудитории. Я выбрал «Вотсап», хотя мне этот мессенджер и не нравится.
  2. Будьте терпимы и вежливы.
  3. Если вы администратор, сохраняйте нейтралитет: не выгоняйте из чата людей из-за личной неприязни, по просьбе приятеля или старшего по дому.
  4. Не поленитесь добавить хорошее и емкое описание чата и поставить красивую аватарку, которая бы ассоциировалась с вашим домом.


РедакцияСколько в вашем чате в среднем сообщений за день и какие вопросы вы в нем решаете?
  • Гусь лапчатыйВ основном ноль сообщений, но если задели горячую тему – их будет не одна сотня, хотя чат и небольшой. Особенно люблю соседей, которым не лень в любой дискуссии устроить борьбу с флудом ещё на 500 сообщений. Основные темы баталий: «УК обнаглела» vs «нормальная УК, что вам не нравится». «Кто поставил Х в Y? Это запрещено правилами» vs «Вам что, жалко?!» «Интернет ужасен» vs «У нас все работает».33
  • Елена ЕвстратоваЗнакомый рассказывает, как у него каждый день в чате +500 сообщений. Часть из них состоит из одного слова — «Привет», «Спасибо» и все такое. Я посмотрела на его мытарства и пока думаю, что группа дома вконтакте тоже неплохой вариант. Там структурированы темы, есть стена и фото отдельно. Но когда-то придется тоже в чат дома переходить.6
  • Tanya VladimirovnaЕлена, плюсану про ВК. Группа моего ЖК - это портал в ад, но там хотя бы можно найти нужную инфу, потому что есть какая-никакая структура по темам. Если всё это переселится в чат, то превратится в один сплошной неуправляемый срач.7
  • Олег ФроловУ нас, когда меняли "плохую" УК на "хорошую" – все сплотились. А потом когда жизнь пошла своим чередом – все разосрались. ))8
  • Скажи, ктоУ нас классный и конструктивный чат Я админ 😁14
  • Елена ЕвстратоваСкажи,, как поддерживаете конструктив в чате? У нас такой в классе у ребенка. Все коротко, по делу и дружно. Но там всего 34 человека1
  • ИванUPD: пока готовился материал, пришлось забанить двух-трёх самых неугомонных и деструктивных соседей. В целом, только из-за них и происходили срачи на пустом месте. После их бана нет даже намёка на какие-то склоки ¯\_(ツ)_/¯24
  • Максим СавидовВ чате примерно по 500 сообщений в день - следить за ними невозможно. Помогает закреп в Телеграмме. Кстати, из-за ограничения в Вотсаппе в 200 с чем-то человек, такой чат лучше делать в Телеге. В Москве из полезного софта ещё приложение Электронный дом - вход по Мос.ру, сразу видно, кто из какой квартиры, левых людей нет. Там же можно проводить опросы и ОСС.8
  • ИванМаксим, да, телеграм - лучшее решение. Но проблема в том, что многие просто не хотят ставить и разбираться в новом для них софте. WhatsApp стоит у >60% аудитории, особенно у всех бабулек и они только им умеют худо-бедно пользоваться.5
  • Максим СкомороховЧат это ад и срач всех и вся. Особенно, когда выяснилось, что вакцинированных жильцов из 150 квартир всего 10 человек. Теперь мы экспериментальные гамалейцы с чипами в голове и тайные агенты ЕР, впаривающие шмурдяк за 15 рублей с головы. Устал каждый раз отвечать оппонентам, что им бы пригодилось иметь в голове хотя бы чип и из чата удалился.28
  • Скажи, ктоЕлена, если начинается какой-то конфликт, то ставишь медленный режим ответов (5 мин) и он тут же утихает 😁 А вообще у нас на редкость адекватные в основной своей массе соседи19
  • Скажи, ктоСкажи,, ещё из лайфхаков - весь флуд удаляется, в группе запрещен. для флуда есть отдельный чат без правил 😁3
  • Скажи, ктоМаксим, зачем вы прививки в домовом чате обсуждаете?)27
  • Оленька Оленькау нас лучший дом и крутой чат на 940 участников. создали его за пару месяцев до получения ключей. в чате можно и важную инфу найти, и помощь и настроение поднять. на днях договорились украсить окна гирляндами, чтобы дом в темноте красивый был. многие поддержали, процесс украшения полным ходом31
  • Анна РешетниковаОленька, да вы с такой атмосферой можете и в Тайного Санту играть там!)12
  • ИванМаксим, очень острая тема. На неё вообще везде идут срачи, если так посмотреть. Лучшая практика - договориться не обсуждать подобное. Ведь домовой чат это, в первую очередь, инструмент для обсуждения и решения домовых вопросов.8
  • Михаил ТевсЯ Бердск увидел, дальше читать не смог, пошел в комментарии. Привет, Бердск!!1
  • DGВ каждом из домов, где у меня есть квартира, имеется некая форма общедомового чата. По моим наблюдениям чаты неплохо работают в небольших домах, но от 100+ участников становятся контрпродуктивны.1
  • Оленька ОленькаАнна, я представляю- 1000 квартир... сейчас предложу0
  • Irina ShergalinaЧат есть, но в нем не участвую, берегу свои нервы и время4
  • Анна РешетниковаОленька, ну, откликнется в разы меньше) у меня друг на всю страну Молдову устраивал своей компанией и даже шире))1
  • Татьяна СоколоваЧат дома это ад и Сатана. В нашем доме около 200 квартир, Сообщения копятся с такой скоростью, что читать не успеваешь, да и не хочется. И пишут эти ненужные Сообщения чаще всего декретницы, у которых нет подруг, а от общения с детьми уже воротит, видимо. Вот на каждую ситуацию своё мнение, которое просто нельзя не высказать. Не удаляюсь оттуда только потому, что иногда проскальзывает полезная информация: кто-то не выключил фары у автомобиля, отключение воды или электроэнергии.1
  • ИванТатьяна, при слишком большом количестве участников можно сделать не чат, а канал. То есть туда смогут писать сообщения ограниченное число пользователей. Писать только по теме дома: объявления, просьбы и тд. Например, правом отправлять сообщения можно наделить старшего по дому.2
  • Максим СкомороховИван, я все понимаю, так и было. Вышло случайно, дом одноподьездная "свечка" в 25 этажей, вокруг парковка. Встал вопрос организации парковки так, чтобы могли спокойно парковаться специальные службы, все заметили, что зачастили приезжать скорые. Каждый день и не по разу. То есть выяснилось, что в доме местный эпицентр коронавируса. И кто-то ляпнул "ну прививаться же надо...". И понеслось.17
  • Иван ДрагоСкажи, в вотсапе есть такая настройка? или только в телеге?0
  • AKБольшинство таких частная на базе WhatsApp делаются, и это полное днище, мессенджер почти не пригоден для этого. Получается срач. Хоть как-то вести канал с оповещениями, их обсуждение и модерацию чате можно в телеге, где для этого много инструментов, но большинство людей принципиально сидят в ватцапе и парят мозг.4
  • ИванИван, только в телеге.2
  • AlexПрежде чем выбирать мессенджер нужно провести их анализ, а не выбирать по принципу WhatsApp популярный. WhatsApp плохой выбор в качестве месседжера для группового чата, потому что: в нём нет возможности провести опрос, закреплять важные сообщения, существует лимит на группу в 256 человек, дальше можно пригласить только по ссылке, вручную уже не добавить людей. Нет истории для вновь вступивших. Админ в ватсапе не может удалять чужие сообщения, теперь представьте, что к вам по QR коду зайдут рекламщики и накидают всякой белиберды или какой-то пьяный сосед решит кинуть весёлую картинку, вы как админ не сможете её удалить у всех жильцов, просто нет такого функционала. Нет бан листа, если вы кого-то выкинете из группы, это нигде не отображается и этот человек сможет зайти по новому сгенерированному QR коду или ссылке приглашению, если вы её пересоздадите. Viber: лимит в группе 250 человек, есть опросы и прочие плюшки, нет истории для вновь вступивших. Но если жильцов больше, то придётся создавать сообщество (номера телефонов уже не будут отображаться), тогда можно добавить любое количество человек, но нельзя провести не анонимный опрос. У меня новостройка на 302 квартиры лучший выбор Telegram, там нет всех этих ограничений, только куча плюшек. Проводи любые опросы (анонимные/не анонимные), закрепляй сообщения, хоть аудио/видео конференцию можно провести на 1000 человек. Если кто-то решил напакостить можно не удалять человека из группы, а навесить на него мьют на какое-то время, он не сможет писать, а сможет только читать сообщения. В крайнем случае бан, то зайти в группу уже не сможет никак. Есть возможность создания нескольких ссылок приглашений (QR кодов), одни висят в подъездах и требуют одобрения заявки админом, некоторые ведут из других мест без одобрения. Изначально в момент строительства дома была создана группа в VK, потом жильцы ушли в WhatsApp, но рассказав им все минусы, теперь у нас группа в Telegram на 267 человек и это дому ещё только три месяца, никто не живёт, все делают ремонты. И ничего люди разобрались с телегой, конечно я понимаю, что это кого-то отсеяло, но это временно, когда-то у этих людей и ватсапа не было15
  • violet macaronkaМы в 2017 такой чат запустили в своём доме, тоже собсно qr код везде разместили. Но это ад. Постоянные склоки и споры соседей, ругань. Сплотить? То было не про мой дом🤣1
  • ИванAlex, полностью согласен с вами. Я пытался в телеграме организовать всё это дело, но так как в доме много пенсионеров, многие просто не понимали, что такое "телеграм". А кого заинтересовывало, просто не понимали как устанавливать новый софт на телефон, а уж тем более его осваивать. Есть в планах устроить миграцию чата из ватсапа в телегу, но пока вот такая картина - многие просто не смогут его установить ¯\_(ツ)_/¯ По поводу модерации, из 50-ти человек самыми склочными было 3 участника. Их удаление устранило какой-либо деструктив и срачи из чата. Уже как месяца полтора не было никаких конфликтов в чате. Вместе с тем активно ведутся обсуждения на разные домовые темы - работы дворников, раздельный сбор отходов, отопление и тд. Поэтому, в моём случае, нет необходимости в больших возможностях модерации. Хотя иметь их, конечно, было бы хорошим плюсом. Спасибо вам за советы и сводную аналитику по мессенджерам :)1
  • ИльяМаксим, ну это всё же вопросы модерации чата и желания жильцов самим менять свою жизнь к лучшему.1
  • Serafima ChernousovaЗадалась вопросом вовлечения соседей в общий чат дома (whats app). Он уже был создан сервисом местных новостей в городе и был в разделе "отключения воды и света". Оттуда в основном и приходили люди. Дом девятиэтажка гостиничного типа (многие сейчас не поймут, но такие дома встречаются на Дальнем Востоке и жили в основном военные и моряки, но это не точно). Дом 1980 года постройки, квартиры-студии по 18 и 23 квадратных метра, большая часть сдаются. В доме 344 квартиры. Реальный муравейник, я бы сказала тараканник и клоповник, с маргиналами, наркоманами и пьяницами. Благо в чате таких нет. Но... Столкнулась с непонятным феноменом в чате. При обсуждении какой-либо проблемы люди как бы согласны, что нужно что то менять, но действовать и предпринимать какие-либо меры по устранению проблем, они не хотят. Жаловаться, да! Спорить и критиковать, конечно! А предложений ноль. Бесполезных сообщений стало меньше, после моего обращения к создателю чата стать администратором. Ну и телеграмм воспринимается у всех в штыки (и очень зря, очень бы упростил жизнь и мне и остальным). Пока что хожу по домам в поисках домовых чатов и узнаю, как они решают проблемы. А тут нашла целую статью на Т_Ж! Спасибо, что вы есть :)1
  • Женя КоваленкоСкажи,, кстати, классная идея для людей, которые любят скидывать картинки "С добрым утром", "Хорошего дня" и "С днем бетона"3
  • Женя КоваленкоAlex, это понятно, но особенно не в новостройках есть пожилые люди, которые ватсап еле-еле освоили, а телега им не нужна. Да и не только они, многие просто не хотят что-то новое для себя открывать. Впрочем, текущая ситуация, вероятно, их заставит это сделать.0
  • Кек КековЕсли чат не в телеграме - то этого чата для меня нет2
  • ezdiumnoПонятия не имею есть ли у нас в доме свой чат. Хотя подумал, можно сделать систему чатов. Общий по УК. В нем чат Комплекса В нем чаты входящих в комплекс домов. Можно обсуждать как темы одного дома, так и комплекса, и вопросов, касающихся деятельности всех жителей УК.1
  • СтасВладимир, Ну так феминизм не нужен. Зачем его обсуждать?0
  • Маргарита МаксимоваЯ админ такого чата, у нас он в телеграм. Сейчас уже 135 участников из 287 квартир, назревает вопрос ограничения вступления в чат, то есть оставить и пускать только собственников/арендаторов, подтвержденных соответствующими документами. Если кто-то практикует подобный контроль, подскажите как это лучше сделать?0
  • Иван СыпачевМаргарита, вам поможет бот для ЖК. Через него собственники заполняют информацию о себе, квартире в которой живут, автомобиле. Все, кто не заполнил из чата удаляются. Бот — @damavikbot1
  • Марина АлексееваА в нашем ЧАТЕ один товарищ активно продает продукцию со своего огорода! Все что выращивает:от зелени до кроликов, а еще грибы и ягоды , которые собирает.... Как думаете, он прав или нет????0
  • user2726473Иван, А как сделать канал, подскажите0
  • user2824794МАСЛОВЕЦв нашем доме есть чат . но туда допускают , только избранных , а неугодных блокируют г.Таганрог ул. сызранова 10/30
  • NikakПока никак. Только хочу сделать. Спасибо.0
  • ВеленаМаксим, "пригодилось иметь в голове хотя бы чип" Это плюс)0
  • user2869321Здравствуйте! Мне понравился пост Ивана. Мы только создали обще домовой чат и я нашла нужные ответы на свои вопросы по поводу чата в ватсаппе. Большое спасибо.0
  • Роксана КузьминаЗдравствуйте, хочу создать домовой чат, у нашего дома есть специфика половина жильцов меняется часто, а другая половина живёт почти с основания (20 лет). Я хочу организовать чат, чтобы привлечь внимание к подсобным помещениям и объединить и познакомить жильцов. Вот ищу информацию о том кому уже удалось создать и вести чат, для примера0
  • Людмила ОRTIMОбычно молчат, (у всех свои дела(((0
  • Anton K.Марина, это ж зависит от правил чата, которые устанавливает его администрация.0
  • Anton K.Роксана, у вас удалось разобраться с чатом? Выше уже была подсказка о том, то больше всего возможностей для этого дела предоставляет Телеграм (по крайней мере так было ~3 года назад). В Телеграме , кстати, есть "составные чаты", которые позволяют в пределах одного чата создать отдельные темы.0
  • Юлия ШершневаОленька, о, как здорово! Играли в итоге в Тайного Санту?0