Шампанское — главный атрибут новогоднего стола наряду с мандаринами и оливье.
Если посмотреть на статистику, то действительно можно увидеть, что в декабре продажи игристых вин вырастают по сравнению с другими месяцами в несколько раз.
Мы выяснили, откуда в России берется шампанское и много ли его пьют россияне.
Что такое шампанское
Вообще, правильнее называть такие напитки игристыми винами: это вина, которые благодаря естественному брожению насыщаются углекислым газом. По правилам Евросоюза шампанским считается лишь продукция, изготовленная во французской провинции Шампань из конкретных сортов винограда и конкретными методами.
Однако в 2021 году СМИ написали, что в закон «О регулировании алкогольной продукции» внесли поправки, согласно которым наименование «шампанское» фактически можно использовать только в отношении российских игристых вин.
В итоге получилось так, что даже продукция из французской Шампани перестала быть шампанским. В ответ на это Moёt Hennessy даже приостановила поставки в Россию. Тем не менее в быту любые игристые вина, например итальянские просекко и ламбруско, обычно называют шампанским. В статье мы тоже будем считать, что все это синонимы. Однако напоминаем, что чрезмерное употребления алкоголя вредит вашему здоровью.
Откуда в России берется игристое
В 2022 году россияне купили 200,1 млн литров шампанского — это почти 267 млн бутылок, то есть больше чем по две на каждого взрослого жителя страны. Правда, это немного, если сравнивать с обычными, не игристыми винами, которых продается в три с половиной раза больше.
Откуда в Россию попадает иностранное игристое, сказать сложно, статистики по импорту именно этого вида вин в открытом доступе мы не нашли. Однако лидер по ввозу всех вин в 2022 году — Италия, она поставила 117,7 млн литров. На втором месте — Испания: 79,6 млн литров. На третьем — Грузия: 55,6 млн литров.
Как часто россияне пьют шампанское
По данным социологов, 4% россиян пьют шампанское хотя бы раз в неделю, 12% — два или три раза в месяц, 67% — раз в месяц или реже. А 17% не пьют вообще.
Если посмотреть на статистику продаж, то видно, что игристое вино — напиток для праздников. Например, декабрьские объемы продаж традиционно в три-четыре раза выше, чем в другие месяцы. Если в обычное время в стране продают 12—13 млн литров шампанского, то в декабре — 46 млн, то есть примерно четверть годового объема. В новогодние праздники среднестатистический взрослый россиянин выпивает полбутылки игристого — это если считать даже непьющих.
Кроме того, значительно больше, чем обычно, шампанское покупают в январе, вероятно на праздничных каникулах, и в марте, когда отмечают Международный женский день. А еще летом: видимо, россияне любят охлаждаться шампанским в жару.