Наверное, всем приходится ходить в магазин за едой.

Мы изучили привычки россиян, связанные с покупкой продуктов питания: как часто люди ходят по магазинам, сколько торговых точек посещают, что покупают и сколько тратят.

Как часто люди ходят за продуктами

Аналитики Tinkoff Data проанализировали обезличенные транзакции клиентов Тинькофф Банка в супермаркетах и специализированных продуктовых магазинах: например, кондитерских, булочных или мясных. Среди транзакций выделили «походы за продуктами» — последовательность таких офлайн-покупок, когда между каждыми двумя соседними покупками прошло менее 45 минут. «Покупкой» мы здесь называем одну транзакцию в какой-то торговой точке.

То есть если человек купил во «Вкусвилле» свежий йогурт, потом зашел в «Чижик» за коробкой гречки, а потом закупился в «Ашане» продуктами для основного меню, причем между каждыми двумя покупками прошло меньше 45 минут, это считали одним «походом за продуктами».

Оказалось, что в среднем люди ходят за продуктами 16 раз в месяц — то есть чуть чаще чем через день, примерно три-четыре раза в неделю. Основная часть походов по магазинам — 80,5% — заканчивается на первом магазине. Но почти каждый пятый поход включает в себя минимум две покупки. Во время 15% походов за продуктами клиенты заходят в два магазина, 3,3% — в три, 1,2% — в четыре и более.

Пожилые люди ходят по магазинам примерно в полтора раза активнее, чем молодежь. Например, среди россиян в возрасте 61—70 лет доля походов с посещением двух и более торговых точек составляет 26%. А среди молодежи 21—30 лет — около 16—17%. Можно предположить, что с возрастом люди начинают внимательнее подходить к выбору товаров: ищут более выгодные предложения или товары конкретных марок, посещая несколько магазинов за раз.

Источник: Tinkoff Data
Источник: Tinkoff Data

За месяц клиенты совершают 16 походов по магазинам и посещают 20 торговых точек. В рамках недели люди чаще всего посещают несколько магазинов за раз в выходные: в течение всего дня, с 10:00 до 19:00, доля походов, которые включают в себя больше одного магазина, превышает 20%.

В будни больше времени на магазины тратят по вторникам и пятницам. Пик активности приходится на период с 16:00 до 19:00. При этом с 01:00 до 03:00 доля активных походов по магазинам выше, чем с 05:00 до 08:00. Можно предположить, что ранним утром — возможно, перед работой — люди, как правило, ограничиваются одним магазином.

Источник: Tinkoff Data
Источник: Tinkoff Data

Сколько тратят

По данным аналитики Tinkoff Data, среднемесячная сумма трат на продукты составила 8400 ₽ на покупателя, а средний чек одного похода — 525 ₽. Причем с пятницы по воскресенье такие траты выше: максимальный, 610 ₽, — в субботу, а в пятницу и воскресенье — примерно на 50 ₽ меньше, около 560 ₽.

Источник: Tinkoff Data
Источник: Tinkoff Data

Если взять покупки в одном магазине, средний чек в сентябре 2023 года составил 426 ₽. Это меньше, чем чек за один поход за продуктами, потому что в один поход человек может зайти сразу в несколько магазинов.

Средний чек снижается: год назад средняя сумма покупки в супермаркете была на 4,4% выше, притом что цены за год, по данным Росстата, выросли на 6,05%. Вместе с тем растет число транзакций. То есть люди стали чаще дробить единый чек на несколько покупок в разных торговых точках. Также этот показатель может снижаться потому, что покупатели все чаще выбирают маркетплейсы и сервисы доставки вместо традиционных офлайн-магазинов.

Источник: Tinkoff Data
Источник: Tinkoff Data

Существенно выше среднего по стране чек на Северном Кавказе: в Чечне, Северной Осетии и Дагестане — от 550 ₽. Сопоставимую сумму за раз тратят в магазинах жители Москвы и отдаленных регионов: Магаданской и Мурманской областей, Камчатского края, Ямало-Ненецкого автономного округа.

В приволжских республиках — Марий Эл, Удмуртии, Чувашии, — а также в Пермском крае и республике Тыва средний чек не превышает 330 ₽: разница, например, с Москвой — около 70%, это 200 ₽.

Что покупают

Откуда эти данные

Телеграм-издание «Свободная касса» опубликовало рейтинг самых популярных товаров в чеках крупнейших розничных сетей Москвы в 2022 году. Данные предоставлены компанией NTech, которая анализирует фискальные чеки.

Опубликованы два рейтинга: товарных групп и популярных товаров. В первом все виды молока, творога и тому подобных продуктов входят в группу «Молочная продукция», а все колбасы — в группу «Мясная гастрономия». А во втором, например, строка «Сметана» включает в себя сметану разных брендов в таре разного объема, при этом пастеризованное и непастеризованное молоко считаются разными видами товара.

В супермаркетах чаще всего покупают свежие овощи: в семи из восьми проанализированных торговых сетей эта категория занимает первое место. Можно объяснить это тем, что если человек с пустым холодильником захочет приготовить борщ, то ему придется покупать сразу несколько видов свежих овощей: свеклу, картофель, лук и морковь.

Вторую строчку в тех же сетях занимает молочная продукция: сметана, молоко, кефир, творог и тому подобные продукты. Следом идут кондитерские изделия и свежие фрукты. Во «Вкусвилле» самые популярные категории те же, но молочка занимает первое место, потом идут фрукты и кулинария и только потом — овощи.

Источник: «Свободная касса» по данным NTech, расчеты Т⁠—⁠Ж
Источник: «Свободная касса» по данным NTech, расчеты Т⁠—⁠Ж

Если посмотреть на конкретные товары, то окажется, что чаще всего в чеках покупателей встречаются яйца, сметана, бананы и яблоки, а также овощной набор: огурцы, помидоры, картофель и лук. В чеках гипермаркетов — «Ашана», «Метро», «Ленты» и «Окея» — часто бывают курица и макароны.

Некоторые товары входят в топ-10 только в одной розничной сети. Например, во «Вкусвилле» чаще покупают манго, творог, сэндвичи, готовые салаты и кефир. В «Метро» — воду и туалетную бумагу, в «Перекрестке» — сыр, в «Окее» — майонез, а в «Ашане» — морковь.

Товары, которые входят в топ-10 хотя бы двух проанализированных розничных сетей. Источник: «Свободная касса» по данным NTech, расчеты Т⁠—⁠Ж
Товары, которые входят в топ-10 хотя бы двух проанализированных розничных сетей. Источник: «Свободная касса» по данным NTech, расчеты Т⁠—⁠Ж

В магазинах у дома. Компания «Эвотор» анализирует чеки в несетевой рознице: компания специализируется на поставке онлайн-касс в небольшие розничные магазины «у дома». По нашему запросу она составила рейтинг товарных групп в таких магазинах.

По этим данным, в магазинах «у дома» люди чаще всего покупают пиво. В зависимости от времени года оно приносит 12,8—16,6% выручки. Круглый год среди самых популярных товаров молоко, лимонад, чипсы, энергетики и растворимый кофе. С мая по август в лидеры по оборотам выходят мороженое и вода: летом мороженое — второй по популярности товар, вода — шестой-седьмой.

Источник: «Эвотор», расчеты Т⁠—⁠Ж
Источник: «Эвотор», расчеты Т⁠—⁠Ж

Что в итоге

Получается, что среднестатистический россиянин ходит за продуктами четыре раза в неделю: например, во вторник, среду и пятницу — в «Пятерочку», а в воскресенье — в «Пятерочку» и «Продукты 24».

На питание у него уходит около 2 тысяч рублей в неделю. Чеки типичного покупателя в 2023 году выглядят примерно так.

Источники: средний чек, число походов в магазин — Tinkoff Data. Состав типовых чеков — «Свободная касса», «Эвотор», расчеты Т⁠—⁠Ж. Цены — август 2023 года, Росстат
Источники: средний чек, число походов в магазин — Tinkoff Data. Состав типовых чеков — «Свободная касса», «Эвотор», расчеты Т⁠—⁠Ж. Цены — август 2023 года, Росстат
Источники: средний чек, число походов в магазин — Tinkoff Data. Состав типовых чеков — «Свободная касса», «Эвотор», расчеты Т⁠—⁠Ж. Цены — август 2023 года, Росстат
Источники: средний чек, число походов в магазин — Tinkoff Data. Состав типовых чеков — «Свободная касса», «Эвотор», расчеты Т⁠—⁠Ж. Цены — август 2023 года, Росстат
Источники: средний чек, число походов в магазин — Tinkoff Data. Состав типовых чеков — «Свободная касса», «Эвотор», расчеты Т⁠—⁠Ж. Цены — август 2023 года, Росстат

Артем Иволгин
Какая у вас стратегия покупки продуктов?
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
0
Мистер Х

Уже который раз вижу аналитику от Tinkoff Data и каждый раз думаю что это ну очень искаженные данные, ток пользователей Тинькофф которые в свою очередь представляют определенный слой населения, по этому выводы надо делать не "среднестатистический россиянин", а "среднестатистический пользователь Тинькофф банка", все же Тиньковым не там много людей пользуются, всего 16.7 млн чел, когда как у Сбера 92 млн чел, а есть еще ВТБ и Альфа..

31
O
Герой

Мистер, по Тинькофф аналитике большинство в моем городе алкоголики, Красное и Белое на первом месте с большим отрывом.

7
0
Maxxiland

Курица 1 кг - 197 рублей и огурцы 1 кг - 48, ну-ну))

23
user1683824

Maxxiland, да там многие цены довольно странные, тоже удивилась

5
0
Фата-моргана

Моя стратегия - взять с собой авоську))

Вообще сумма среднего чека впечатлила, с кем случайно не заведешь разговор, у всех примерно "ничего не купила, 2к потратила", но это семейные, с детьми.

13
0
Elena

40 к в месяц на еду. Из них супермаркеты 20 примерно. Как можно тратить 2000 за неделю? Может быть данные не полноценные потому что клиенты пользуются не одной картой?

11
Дарья

Elena, или платят налом. Не все же с картами ходят. На меня и мужа, без детей, Москва, в среднем 50 тыс.в месяц. Полноценное питание с рыбой, мясом, овощи, фрукты (даже не сезонные).
Как правило, у нас идёт большая закупка тысяч на 15, а потом закуп по мелочи, типа хлеба. Но я ещё считаю закупки печенек на работу, один-два раза в месяц это ресторан.

2
0
Персиковый кумкват

Интересно чем вызван столь высокий средний чек в Чечне, Осетии и Дагестане🤔.

Слабой насыщеностью магазинов у дома или иными причинами? Странно получается что в одних из самых бедных регионов самый высокий чек

6
Lenten

Персиковый, он не бедный. Там просто все мимо кассы идет, поэтому официальные цифры маленькие

8
Персиковый кумкват

Lenten, в Дагестане и Чечне не был, а вот Осетия точно бедный регион. Очень ощущается при посещении. Да и все эти 3 региона занимают последние строчки рейтинга по зп

1
Lenten

Персиковый, эта статья - хороший пример почему низки зп в Чечне и Дагестане не такие низкие. У них в среднем затраты на человека (высчитывается по ввозимым в регион товарам) в 2 раза выше чем средняя зп
Потому что зп платят в черную, чтоб НДФЛ не платить

6
Ирина М.

Персиковый, возможно карты Тинькофф у определённого слоя населения, у бедноты Сбербанк скорее всего.

1
Персиковый кумкват

Ирина, возможно🤔. Вообще я упустил момент что это статистика только по пользователям тинька

2
0
Big Bug

Сейчас бы ходить в магазины, когда можно нажать пару кнопок в приложении и все приедет само)

6
0
Анастасия Коршункова

Не вижу в статье данные о таких сетях, как "магнит" и "пятерочка". А там люди чаще всего отовариваются.
А если речь о магазинах "у дома", то верно, в малые киоски идут за пивом, семечками, сигаретами, да и просто пообщаться.
По поводу овощей и фруктов, думаю статистика искажена. У нас на юге овощи и фрукты покупают в основном в мелких торговых точках. Сейчас сезон абхазских мандарин. Лично мои траты на овощи и фрукты в супермаркете в этом месяце около 300руб.(это кочан капусты, морковь, пару яблок и 4 банана). Но на деле, потрачено больше в мелких торговых точках: покупали мандарины несколько раз, хурму, зелень и т. Д.

5
Мистер Х

Евгений, как я понял Tinkoff Data всю свои аналитику берет с данных Тинькофф банка, поправьте если я не прав.

4
0
Валентина Кавчук

Ну жа, покажите мне средний чек в Магаданской области на 500 руб в 2023 году. Тут средний чек уже за 1000 перевалил, и при том, что ничего существенного ты не купил. Яйца 180, окорочка перевалили за 300 руб, огурцы- помидоры от 500 и до бесконечности, батон 80 руб, сыры - колбасы от 750 и до бесконечности, сало (грудинка солёная) - 850 руб...

4
0
Персиковый кумкват

Не хватает ещё статистики по среднему количеству чеков по сетям,регионам или средних месячных трат по тем же срезам

1
Гриша Аничкин

Elena, попрошу без оскорблений. Я вам что-то плохое сделала? Если так, то напишите, пожалуйста.

0

Сообщество