Как я получил среднее профессиональное образование

И почему не хотел учиться в вузе
58
Как я получил среднее профессиональное образование
Аватар автора

Валерий Трусевич

получил среднее профессиональное образование

Страница автора

Я уверен: в колледжах образование не хуже высшего.

Среднее профессиональное образование, или СПО, раньше получали в ПТУ, то есть техникумах. Сейчас большинство переименовали в колледжи и открыли факультеты СПО при некоторых вузах.

Я окончил факультет среднего профессионального образования в ИТМО — Национальном исследовательском университете информационных технологий, механики и оптики в Санкт-Петербурге. Расскажу подробнее, что такое СПО, почему после девятого класса я ушел из школы, как поступал и как учился на факультете СПО. И объясню, почему потом не хотел оканчивать вуз.

Что такое среднее профессиональное образование

Если сильно упрощать, то среднее профессиональное образование — что-то промежуточное между школьным и высшим. Школа не дает никакую специальность, а в вузах учат сложным профессиям: врача, инженера, биолога, лингвиста, адвоката, учителя математики в старших классах. А СПО получают будущие специалисты-практики и работники среднего звена:

  • автомеханики;
  • строители;
  • программисты;
  • газоэлектросварщики;
  • монтажники;
  • технические писатели;
  • повара-кондитеры;
  • парикмахеры и другие.

Многим из этих профессий можно учиться и в вузах, но более углубленно. А СПО дает минимум навыков, чтобы работать по специальности.

Среднее профессиональное образование получают в колледжах, техникумах или на факультетах СПО при вузах. При поступлении можно выбрать любую специальность. Это не вуз, где от будущего юриста требуют ЕГЭ по обществознанию, а от филолога — по русскому языку. Я выбрал специальность «Программирование в компьютерных системах».

В колледжи и техникумы поступают после 9 или 11 класса. Но бывают студенты и 30—40 лет. Например, те, кто внезапно захотел стать штукатуром-маляром, парикмахером или мебельщиком.

После 9 классов СПО получают четыре года, а после 11 классов — три. По итогу выдается диплом и присваивается квалификация. Например, моя квалификация — «техник-программист».

После СПО можно поступить в вуз и углубленно изучать свою специальность.

Почему я решил получить СПО

Я поступил на СПО после 9 класса, в 2012 году. Рассказываю, что меня к этому подтолкнуло.

Надоела школа. К 9 классу я возненавидел некоторые предметы: рисование казалось лишним, а физика и химия — неинтересными. Мне надоело ими заниматься: я хорошо разбирался в компьютерах и вообще-то мечтал стать программистом.

Посмотрел фильм «Социальная сеть» о том, как студент Марк Цукерберг придумал «Фейсбук». Меня впечатлило, что он сделал это без высшего образования, а просто с помощью современных технологий. И заработал на этом большие деньги.

Поговорил с другом-студентом — он как раз учился на факультете СПО на программиста. Друг рассказал про дух студенчества и убедил: чтобы стать программистом, не обязательно учиться в школе до 11 класса.

Сравнил зарплаты после колледжей и вузов: разница была всего 20—30%. Не помню, какие сайты я смотрел, но сейчас тенденция похожая. По данным Росстата, в 2018 году работники промышленности, строительства и транспорта после вузов получали в среднем 40 260 ₽ в месяц, а после колледжей — 35 612 ₽. А те, кто занят документацией, учетом и обслуживанием, после вузов — 48 162 ₽, а после колледжей — 32 637 ₽.

Решил, что диплом при трудоустройстве не важен. Из статей в интернете я понял: в 2012 году многим работодателям было все равно, окончили вы колледж или вуз. Знакомый из «Хедхантера» говорит, что так происходит до сих пор: в мае 2020 года только 25% работодателей искали специалистов с высшим образованием, 9% — со средним профессиональным, а 64% вообще было все равно.

Хотел быстро найти работу после учебы. Я понял, что главное для работодателей — навыки и опыт. А друг-студент рассказал, что на СПО пишут дипломные проекты при поддержке айти-компаний. А потом лучших выпускников берут туда работать.

Хотел сэкономить на обучении. Как и в вузах, на программах СПО есть бюджетные и платные места. Если бы в 2012 году я не поступил на бюджет, учился бы программированию за 55 000 ₽ в год. Похожая вузовская программа в ИТМО называлась «Прикладная математика и информатика». Обучение там стоило 150 000 ₽ в год. Сейчас, в 2020 году, СПО в ИТМО стоит 84 000 ₽ в год, а высшее образование — 200 000 ₽ в год.

Сходил на день открытых дверей в ИТМО, где учился мой друг. Узнал, что программа СПО в нем охватит порядочно айти-областей: веб- и мобильную разработку, игры и много чего еще. В вузе же узкую специализацию выбирают при поступлении, а потом изучают только ее. Еще мне рассказали, что с дипломом СПО можно поступить без ЕГЭ сразу на второй курс университета.

Моя мотивация выросла до потолка, и я стал готовиться к поступлению на факультет СПО.

Так выглядит вход в здание моего факультета
Класс программирования
Класс математики

Как я поступал на СПО

Чтобы поступить на факультет СПО, я показал приемной комиссии аттестат за 9 класс, написал диктант по русскому языку и сдал экзамен по математике. Сейчас достаточно аттестата: у кого выше средний балл по математике, русскому языку и информатике, те и проходят на бюджет. Остальные учатся за деньги.

Я готовился к диктанту и экзамену три месяца: занимался 1—2 часа в день. Каждый вечер мама сама устраивала мне диктант, и мы анализировали ошибки. А с математикой помогала школьная учительница: давала дополнительные задачи на уроках, потом разбирала их со мной и спрашивала теорию.

В итоге я написал диктант на 95 баллов из 100: немного подвела пунктуация. А на экзамене по математике я не был уверен, что правильно ответил на устные вопросы. Думал уже, что на бюджет не пройду: конкурс был пять человек на место. Но в итоге все-таки прошел.

Как я учился

Я учился четыре года. Расскажу, что такое непрерывная система образования, почему я ее выбрал, какие изучал предметы и как строилось обучение.

Непрерывная система образования. Студенты на бюджете могли учиться по стандартной программе или по расширенной, она называлась непрерывной системой образования. После нее можно было поступить сразу на второй курс в ИТМО.

Предметы и там и там были одинаковые, но в расширенной — больше пар. Можно было освоить цифровую обработку информации, дискретную математику, работу с пакетами «Майкрософт офис». Еще после расширенной программы на втором курсе вуза ставили «автоматы» за некоторые экзамены и зачеты. Например, по физике или численным методам. Это тоже был плюс.

В общем, я выбрал расширенную программу. Обучение по стандартной для меня было бы бесплатным, а расширенная стоила 45 000 ₽ в год. Но нам с мамой она так понравилась, что мама согласилась платить.

Я учился по этой программе три года из четырех. Потом надеялся сразу поступить в вуз, но узнал, что мне не дадут отсрочку от армии. Армия бы все равно прервала мое обучение, и на четвертом курсе мы перестали платить за непрерывную систему.

135 000 ₽
заплатила моя мама за три года моей учебы

Предметы я условно делил на общеобразовательные, профессиональные и прикладные. Общеобразовательные были просто для эрудиции. Это дискретная математика, физика, биология, химия, английский и история. Я особенно любил математику, но она тяжело мне давалась.

На профессиональных предметах мы изучали то, что могло пригодиться в работе. Например, программное обеспечение компьютерных сетей, микропрограммирование, компьютерную графику и много чего еще.

Микропрограммирование я ненавидел — это про написание программ на уровне «железа» компьютера. Экзамен сдавал два семестра ценой бессонных ночей. Зато любил «Компьютерные сети»: мы моделировали сети с нуля или исправляли готовые. По этой дисциплине я не прогулял ни одной пары и сдал все лабораторные работы на пятерки.

Прикладные предметы тоже должны были помогать в работе. На «Документировании и сертификации программного обеспечения» нас учили описывать свои проекты и составлять техзадания. На «Технологиях и разработке» — эффективно писать код без привязки к конкретному языку программирования.

Мне часто казалось, что я не переварю столько информации, но одногруппники всегда помогали.

Расписание, оценки и прогулы фиксировала электронная система. Это общая сводка за 2014⁠—⁠2015 учебный год по всем предметам
Расписание, оценки и прогулы фиксировала электронная система. Это общая сводка за 2014⁠—⁠2015 учебный год по всем предметам

Как строилось обучение. Занятия шли с 09:00 до 16:50. Но от дома до факультета я добирался полтора часа, поэтому вставал в 07:00, а возвращался в 18:30. Потом два с половиной часа делал домашние задания. Кроме учебы, ни на что не было времени.

На первом курсе нас редко сажали за компьютеры: мы занимались только теорией. Но она оказалась интересной и потом пригодилась на практике. Лекции были для групп из 20—30 человек, и мы могли в любой момент задавать вопросы преподавателю. На втором и третьем курсах 30% занятий были практические. Помню, как писал движок простенького блога и моделировал компьютерные сети якобы для школ и муниципальных учреждений.

Сессий было две: летняя и зимняя. Для допуска на экзамен или зачет мы сдавали определенное количество работ. Например, по «Основам программирования» — 12 лабораторных.

Были и контрольные работы. Как правило, я готовился основательно: перечитывал конспекты и решал задания. Но иногда ленился, пересдавал по несколько недель и допуска к экзамену добивался измором.

На четвертом курсе занятия шли два раза в неделю и только по узким темам. А по «Информационной безопасности» мы вообще прошли онлайн-курс на английском языке. Курс был бесплатный и проходил на базе Университета Джорджии в США. Можно было учиться самостоятельно или приходить на занятия — там читали переведенные лекции.

Каждую неделю и в конце курса мы сдавали тесты и писали эссе на английском. В итоге я получил сертификат, а за него — зачет по предмету на факультете. Сертификат мне нигде не пригодился, но на всякий случай я всегда пишу о нем в резюме.

Так выглядел мой учебный день
Так выглядел мой учебный день
Сертификат, который обеспечил мне зачет по «Основам информационной безопасности» на четвертом курсе
Сертификат, который обеспечил мне зачет по «Основам информационной безопасности» на четвертом курсе

Мои доходы во время учебы

Мама платила за мою учебу 5000 ₽ в месяц. По будням давала 200 ₽ на обед. Еще я получал от нее 535 ₽ в месяц на льготный проездной и 4500 ₽ — на личные расходы. В общем, каждый месяц она тратила на меня 14 435 ₽, и мне хотелось ей помочь. Я получал стипендию, стажировался и подрабатывал.

Стипендию я получал первые полтора года — 487 ₽ в месяц. Помню, как ждал дня икс и бежал к банкомату. Потом появились долги по учебе, и стипендию я потерял.

487 ₽
моя стипендия в 2012 и 2013 годах

Оплачиваемая стажировка. В конце второго курса я увидел во «Вконтакте» объявление: известное маркетинговое агентство искало стажера-верстальщика. Предлагали обучение, интересные задачи и зарплату 3000 ₽ в месяц. А я как раз окончил курс по верстке за 12 000 ₽. Курс помог оплатить мой дедушка.

Я откликнулся, и меня пригласили на собеседование. Его проводил технический директор — выпускник ИТМО. Он был хорошо ко мне настроен, и я просто рассказал, что разбираюсь в верстке и хочу развиваться. Директор взял меня на стажировку, а потом много помогал в процессе.

Стажировка мне нравилась. Я верстал небольшие статьи для блога компании, изучал язык JavaScript и разрабатывал калькулятор для сотрудников маркетингового отдела. Когда его внедрили, не мог поверить, что мою работу кто-то использует.

За два с половиной месяца я заработал на стажировке 7000 ₽. Но она отнимала 80% времени, и на учебу я забил. Приходил на одну пару или сразу ехал стажироваться. В итоге к сессии меня не допустили и сообщили об этом маме. Пришлось бросить стажировку и закрывать долги. Часть я перенес на осень и сдавал уже на третьем курсе.

Но несмотря на все проблемы, стажировка была полезной. Все, с чем я там столкнулся, было и на других работах, а я уже оказался к этому готов.

Подработка преподавателем. Когда я учился на четвертом курсе, заболел преподаватель по введению в веб-технологии. Он вел занятия для 7—9 классов на подготовительных курсах. А мой дипломный проект как раз был связан с вебом. В итоге мне предложили подменить преподавателя: рассказать ребятам, как устроен интернет, что такое сайты и серверы. Я согласился.

На подготовку первых лекций у меня ушла неделя. На первом занятии я очень волновался, но меня внимательно слушали, и я успокоился. Еще было приятно, что ребята хорошо делают практические задания, потому что я понятно объяснил теорию.

Так я преподавал по три раза в неделю до конца года. По закону преподавать можно только с высшим образованием, поэтому оформили меня лаборантом. Я получал 340 ₽ за академический час — 45 минут. За месяц выходило в среднем 15 000 ₽, а за весь курс я заработал 135 000 ₽.

Занятия были по вечерам после моих пар, так что учебе они не мешали. А опыт публичных выступлений потом помог на защите диплома.

Чтобы ученики лучше усваивали материал, я делал презентации
Чтобы ученики лучше усваивали материал, я делал презентации
Когда я рассказывал, как оформлять элементы множеств, вместо чисел показывал на слайде птиц
Когда я рассказывал, как оформлять элементы множеств, вместо чисел показывал на слайде птиц

Как я писал и защищал диплом

Весь четвертый курс я делал дипломный проект — новый сайт моего факультета. Старый был полезен только абитуриентам и их родителям, но не студентам — я решил это исправить.

К концу сентября я утвердил тему, в декабре — презентовал ее и набросал техзадание. А сам сайт разрабатывал всю весну. Я верил, что им будут пользоваться люди, и сосредоточился на дизайне: смотрел лекции, осваивал «Фотошоп» и «Скетч».

Дипломный проект оказался самым ценным с точки зрения образования: я наконец-то применял знания на практике. Но мне много помогали руководитель и одногруппники: консультировали по вопросам, в которых я не был силен. Часть моего кода ими и написана, а взамен я помогал им с дизайном и версткой.

В конце я представил свой проект преподавателям и одногруппникам и обосновал затраты на него и возможную прибыль. Очень волновался, но в итоге получил «отлично». Только жаль, что мою разработку так и не внедрили, и сайт факультета по-прежнему кажется мне безликим.

Так выглядела часть главной страницы сайта, который я разработал
Так выглядела часть главной страницы сайта, который я разработал
По моим расчетам, мой проект стоил 59 309 ₽
По моим расчетам, мой проект стоил 59 309 ₽
Ни один работодатель пока не просил показать мой диплом об СПО
Ни один работодатель пока не просил показать мой диплом об СПО

Почему я не стал учиться в вузе

Летом 2017 года я вернулся из армии и стал готовиться к поступлению в вуз. Мне понравилось преподавать, и я хотел стать учителем математики. Выбрал математический факультет Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена в Санкт-Петербурге.

Абитуриенты с дипломом об СПО могут не сдавать ЕГЭ, чтобы поступить в вуз. Для них проводят устные экзамены, тесты и контрольные работы. Я сдавал математику, русский язык и обществознание. Готовился две недели по 3—4 часа в день, в основном решал задания из ЕГЭ. Но вступительные тесты оказались гораздо проще — я набрал 237 баллов из 300 и поступил на бюджет.

Я отучился год и решил, что вузовские знания можно получить и самому, на бесплатных образовательных курсах в интернете. К тому же я продолжал преподавать на подготовительных курсах, и совмещать работу с учебой оказалось сложно. Я не успевал делать домашние задания. Говорил преподавателям, что это из-за работы, но поблажек мне все равно не делали. А уйти с работы я не мог: хотелось зарабатывать деньги, а не сидеть на маминой шее.

Еще мне было тяжело общаться со вчерашними школьниками, которые учились на моем курсе. Я уже работал, а они еще были детьми. В общем, я ушел из университета и стал искать работу по специальности на полную ставку.

Студенческий билет, который я получил в РГПУ им. Герцена
Студенческий билет, который я получил в РГПУ им. Герцена

Кем я работал

Первую работу по специальности я нашел за две недели. Мой знакомый открыл свою компанию по верстке и взял меня младшим тестировщиком на зарплату 30 000 ₽ в месяц. За год я вырос до руководителя отдела и стал зарабатывать 45 000 ₽ в месяц. Но тестировать мне надоело, а зарплата оказалась ниже средней по рынку, и я уволился.

30 000 ₽
я получал на первой работе в месяц

Еще два месяца я помогал другому знакомому с дизайном и получал 30 000 ₽ в месяц. Но при этом я мечтал работать в Т⁠—⁠Ж. Вакансий здесь не было — я просто написал управляющему редактору и рассказал, что умею делать. И меня взяли верстальщиком.

На диплом об СПО никто не смотрел. В Т⁠—⁠Ж пригодился только диплом HTML-академии. Я окончил ее на предыдущей работе, обучение было бесплатным для сотрудников. Там я усовершенствовал навыки верстки и JavaScript.

Я не собираюсь останавливаться на достигнутом: прохожу онлайн-курсы, пишу статьи и до сих пор ищу профессию, которой был бы готов заниматься до конца жизни. А недавно все-таки решил получить высшее образование. Сейчас, в 2020 году, у меня есть на это время. Я снова поступаю в РГПУ им. А. И. Герцена, но на экономический факультет и заочное отделение. Хочу освоить новую профессию: вдруг экономика — это мое, и мне понравится работать экономистом. Но пока не знаю, поступлю ли вообще.

Минусы СПО

Я не жалею, что выбрал среднее профессиональное образование, но у него есть и минусы. Например, в 9 классе трудно выбрать специальность на всю жизнь, а тесты по профориентации никто не проводит. А еще после СПО нет отсрочки от армии в вузе, трудно найти работу за границей и занимать руководящие должности в России.

Нет отсрочки от армии в вузе. Отсрочку от армии можно получить один раз: или в колледже, или в вузе. Исключение — если после вуза вы пошли в магистратуру или аспирантуру. Моя отсрочка «включилась» на втором курсе, когда мне исполнилось 18 лет. Потом перед поступлением в вуз мне пришлось сначала отслужить.

Трудности с переездом за рубеж. Не везде российский диплом об СПО ценится, как европейский или американский. Например, во Франции он приравнивается только к диплому о краткосрочном высшем образовании техника или к вузовскому технологическому диплому. То есть стать там поваром или дизайнером с российским СПО трудно.

Чтобы получить «голубую карту» для переезда в Европу, нужно именно высшее образование.

Трудно стать руководителем. Я слышал, что сотрудникам с СПО не всегда предлагают повышение и редко берут их на руководящие должности. Хотя на первой работе мне все же удалось стать руководителем отдела.

Знания из колледжа помогли мне начать свое дело

В 2016 году я окончила художественно-графическое отделение колледжа и одновременно — факультет психологии в вузе. Колледж дал много практики, а университет — только красивый диплом. Психологом я так и не стала, а знания из колледжа помогли мне начать свое дело.

Аватар автора

Александра Юдина

училась на художника в институте СПО им. К. Д. Ушинского при МГПУ

В 2017 году мы с молодым человеком открыли бизнес по росписи стен. Он приносит 100 000—400 000 ₽ в месяц. Я управляю художниками, рисую эскизы, выбираю технику исполнения и материалы. Еще обучаю новых сотрудников скоростной росписи: наш принцип — делать роспись за один день.

СПО дало мне уверенность в себе и помогло развить талант, чтобы он приносил деньги.

За СПО — будущее

В 11 классе я провалился на ЕГЭ по физике и не поступил в вуз, в который хотел. Решил получить хоть какое-то образование и выбрал первый попавшийся техникум недалеко от дома. Места оставались только на направлении «Монтаж и эксплуатация промышленного оборудования». Меня взяли сразу на второй курс, потому что поступал после 11, а не 9 класса.

Аватар автора

Сомар Хабибулла

учился на монтажника в Санкт-Петербургском техникуме отраслевых технологий

Я учился три года. На третьем-четвертом курсах практиковался в такелажно-монтажной службе: работа мне нравилась и приносила 30 000 ₽ в месяц. Для студента-очника это было много, и я понял, что хочу развиваться в этом направлении.

Сейчас я монтажник лифтов в крупной финской компании. Зарабатываю в среднем 80 000 ₽ в месяц. Считаю, что за СПО — будущее. А если что, после него можно получить и высшее образование, но уже имея рабочую профессию.

Никто из моих работодателей не спрашивал диплом вуза

Я считал, что учиться в 10—11 классах — бесполезная трата времени. Поэтому после 9-го решил получать рабочую специальность. Ходил на подготовительные курсы и поступил на факультет СПО в ИТМО.

Аватар автора

Максим Индыков

учился на программиста на факультете СПО в ИТМО

Я учился на программиста и за четыре года понял: главное — делать все вовремя. На четвертом курсе я начал работать программистом за 15 000 ₽ в месяц. И за семь лет дорос до технического директора и получаю в разы больше. СПО дало мне базовое понимание сферы айти, а диплом вуза никто из работодателей не спрашивал: везде нужны были только знания и опыт.

Что нужно знать об СПО

  1. Чтобы поступить в колледж или техникум, нужен только школьный аттестат. Конкурс проходит по среднему баллу. Те, у кого он выше, могут пройти на бюджет.
  2. При поступлении можно выбрать любое направление и обучаться любой специальности. После 9 класса учатся четыре года, после 11 — три.
  3. Предметы есть общеобразовательные, профессиональные и прикладные. Первые — для общего развития, как в школе. Остальные нужны для будущей профессии.
  4. Во время учебы можно начинать работать по специальности.
  5. В конце нужно защитить дипломный проект, который пишут весь последний курс.
  6. По итогу выдается диплом об СПО и присваивается квалификация. Можно сразу идти работать или поступить в вуз.
  7. Если колледж был при вузе, в вузе можно попасть сразу на второй курс, а потом не сдавать часть зачетов и экзаменов.
  8. После колледжа при поступлении в вуз сдают не ЕГЭ, а обычные экзамены. Мне показалось, они проще.

Валерий ТрусевичЧто думаете о высшем образовании в России?
  • fjunderwoodСчитаю, что половине из ныне учащихся в ВУЗах на вышке надо было идти на СПО. Эта фетишизация высшего образования - особенно на фоне того, что куча людей после универа пойдет и кассиром, и автомехаником (нужные профессии, ни в коем случае не гоню на них, просто учиться столько нет необходимости) - приводит только к тому, что молодые люди тратят свое время на сдачу ненужной философии какой-нибудь, а сами универы тратят деньги на содержание бюджетных мест52
  • Boris Köln24
  • Малина ВареньевнаЯ вспоминаю свои годы обучения в колледже с дикой ностальгией, там отношение к тебе как с студенту и личности, что вызвало у меня, вчерашней школьницы, огромный диссонанс. Вау, к тебе относятся не как к пыли. На вышку пошла уже для души, а колледж заложил первичные профессиональные навыки. И после СПО в Вузы поступить проще, если понадобится С:4
  • ShebaБыл у меня знакомый, который тоже закончил колледж при ИТМО. Со временем он уперся в потолок по зарплате и карьерному росту, его не продвигали потому что он "без высшего". Доучился в том же ИТМО до высшего в итоге. Ни на что не намекаю, но у многих российских работодателей есть пунктик на счет наличия вышки вне зависимости от того, какой ты классный специалист 🤷‍♀️15
  • Валерий ТрусевичПавел, Извините что встреваю, но насколько мне известно, в Европе есть свое собственное определение среднего профессионального образования, а поскольку у нас в стране не особо стремятся к тому, чтобы сводить уровни образования с другими странами, в этом направлении не сделано практически ничего. То есть высшее образование котируется заграницей, а про наше СПО в той же Европе практически ничего не знают. В связи с этим оно никак, к сожалению, не расценивается для работодателей. Могу ошибаться, но из последнего разговора со своим деканом, который изучал этот вопрос, почерпнул примерно это.6
  • Валерий ТрусевичУльяна, Безусловно, у всех работодателей свои приколы и условия. Я могу судить только по своим одногруппникам, среди которых высшее получили в итоге не так много, тем не менее с карьерным ростом у них все в порядке.2
  • Pavla TolokoninaБорис, госслужбу забыли еще.4
  • Pavla TolokoninaУльяна, на работодателей с пунктиками лучше не работать)23
  • Павел КвасниковВалерий, я просто видел таблицу соответствий образований. К сожалению не могу найти. Там как раз СПО считается за высшее образование самой низшей ступени.0
  • Ilya Tleukenov0
  • WegeographУчусь сейчас на заочке, не бросил только потому что может пригодиться при эмиграции1
  • Павел БасистовПосле девятого класса пошел в профлицей, получил два диполма - радиомеханик 5 разряда и оператор ЭВМ программист 3го разряда. После их получения НИКОГДА И НИКОМУ ИХ БОЛЬШЕ НЕ ПОКАЗЫВАЛ. И никто даже не спрашивал. Потом уже ради интереса стал получать вышку гуманитарную, но бросил ибо нафиг оно не нужно. Работаю в ИТ, ЗП средняя по больнице.2
  • Юрий АлександровичБорис, есть еще врачи, архитекторы и т.п. Не хотел бы я чтобы меня "резал" человек без вышки или жить в доме, который спроектировал неизвестно кто. Понимаю, конечно, что "корочки" не панацея, но хоть какая-то подстраховка. Как-то спокойнее ложится под нож к тому у кого высшее образование, а не мед.училище.6
  • Boris Köln8
  • Станислав ЛемешенокЕсли ПТУ - это техникум, тогда небо- это земля0
  • Дмитрий ВасильковЮрий, Хоспади, какое же примитивное мышление, прям тошно стало.3
  • Игорь Виноградовавтор программистом, как я понял, в итоге и не стал (вертальшик не программист), т.е. условная цель не достигнута? Корочки вузов, даже в ИТ, в крупных, международных, компаниях спрашивают, но скорее для галочки. Лично я, при оценке кандидата, вузом не интересуюсь, но при прочих равных наличие корочки профильного вуза может сыграть. Лучшее, что лично мне, в профессиональном плане, дал вуз - студак, по которому открывается множество учебных студенческих программ от крупных компаний (сам участвовал в свое время в программе от microsoft), участвуя в которых можно получить реальные навыки. Думаю студак СПО даст то же самое. Каких то эксклюзивных знаний по специальности универ не дал (основу именно профессиональных навыков разработчика - программирование, архитектурные моменты и т.д. изучал сам, вуз просто не угониться за этим рынком), но солидно расширил кругозор смежными предметами (экономика, бухучет, маркетинг и т.д.), остаточные знания в которых не раз помогали на реальных проектах, в том числе и для поиска общего языка с представителями бизнеса. В целом, для ИТ, вуз не плохой вариант, как по мне, возможно заочка, драматической раздницы по времени и цене обучения нет, работать по специальности можно (нужно!) со 2-3 курса. На выходе получите как минимум расширенное представление о мире и корочку, если не тупить (пользоваться возможностями для студентов и наличием времени) то еще и знания. Но если вуза нет расстраиваться не стоит в итоге решают реальны навыки.12
  • Валерий ТрусевичСтанислав, ПТУ в нашей стране уже нет как структуры.3
  • Валерий ТрусевичMarina, у меня, к сожалению, или к счастью, родители не депутаты, не политики и не бизнесмены :)10
  • Валерий ТрусевичИгорь, я занимаюсь программированием сейчас для своих личных проектов, в дальнейшем возможно, это станет приносить мне больше денег, надо только собраться и подлатать некоторые фундаментальные огрехи, которые сам же и допустил, спасибо за комментарий.5
  • Илья ПономаревДумал: читать или не читать потому, что я сам поступил на СПО, и не хотел спойлерить себе всё происходящее)7
  • СеменВообще лучше идите на высшее, если у вас оно не для галочки. Забудьте вообще об колледжах, кроме которые в МСК и СП, чисто время своё потеряете, так ещё и вас не чему почти не научат. Если вы хотите например идти на автомеханика, электрика, и т.д. То разумнее будет 11 классов отучиться, а потом курсы окончить по выбранной вами специальности. На выходе после окончания курсов, будете иметь знания, наверное даже и лучше, чем после окончания колледжа, так ещё и возможность поступить на высшее будет если что. К тому же ещё контингент, который учиться в колледжах это почти один сброд. Учат их там соответствующе, все лично на себе испытанно) (МСК ОБ) Достаточно просто на уроках писать в тетради и что-то говорить, и всё, вы хорошист! Я вот отучился на электромонтёра по обслуживанию электрооборудовании, и это не мое) Вообще не знал в свои 16 лет чего хочу от этой жизни, так ещё и родители постарались, к тому же я ещё и из бедной семьи. Чисто время своё потерял, так ещё и без ЕГЭ остался, чтобы сейчас куда-то поступить, мне надо чисто с нуля готовиться к нему) А это очень сложно, и без репетиторов почти нереально. Ну и к тому же в армии ещё отслужил, год жизни потерял. Сейчас работаю оператор кассиром на заправке, и думаю, что дальше делать со своей жизнью(8
  • Stanislav LysikovЮрий, а как высшее образование поможет? После 30 в айти жизни нет. Вон выше в статье как раз отписался аж целый СТО 30 лет. Что он будет делать в 60?2
  • Валерий ТрусевичStanislav, а что не так с друзьями и социальными связями на СПО? Да и про легкое получение первой работы тоже очень спорное утверждение :)6
  • Stanislav LysikovВалерий, обычно студенческий круг друг дружку толкает. У нас почти половина группы устроилась в одно место, где один из одногруппников выбился в начальники. Тоже касается и интересных вакансий за-рубежом. Судя по вашему пути - первая работа получилась слегка комом. Из того, что вижу я, джуны в айти сразу после института уже имеют год работы и вилку около 60-120 в мск.1
  • Надежда ВоронцоваГражданин, не соглашусь. Очень сильно зависит от специальности. Например, в моем колледже на специальности автомехаников был один сброд и быдло, а на специальностях экономики, программистов, ИБ - вполне себе адекватные люди. Ну а если вы в 16 не представляете кем хотите быть - естественно в 11 класс лучше идти. А также после СПО поступают в большинство вузов по внутреннем экзаменам, а не по ЕГЭ, так что это ещё меньше проблем :)6
  • Юрий АлександровичStanislav, а я насмотрелся на это. "После 30 в айти жизни нет" - для кОдеров нет. Единственное куда можно расти (если не в бок) - собственная компания (здесь если тебе самому не надо, диплом с тебя никто не посмеет спросить), руководитель молодежи (начальник отдела, департамента, направления, архитектор систем), преподавание и тп. Здесь без высшего можно обойтись? В моей бывшей компании (международный провайдер программных продуктов в сфере электронных платежей и розничного банкинга, около 500 сотрудников) кандидатов без высшего профильного образования даже не рассматривали в штат. В маленьких частных компаниях - дело иное, там и "по знакомству" могут и без аттестата о среднем взять, если тебя как спеца классного порекомендуют. В большой компании иное - на низшие позиции еще как-то могут, выше - ни-ни Кроме того в статье не про айтишников исключительно речь шла. Выше написано "Со временем он уперся в потолок по зарплате и карьерному росту, его не продвигали потому что он "без высшего". " На некоторые должности (и совсем не на госслужбе) без соответствующего, подтвержденного уровня образования, законодательно запрещено людей назначать: мастер (и выше - начальник смены, начальник цеха и т.д.) на предприятиях, технолог и зав.производством (в общепите) например.0
  • Stanislav LysikovЮрий, да, на таких должностях можно обойтись без высшего. Работал в компаниях на 20 и 60 тысяч сотрудников.0
  • Полина ГоцмановаОчень понравилась статья, такая хорошая история. Последнее время думаю о том, что было бы здорово, если б я получила более практичное образование, чем филфак вуза... Но в старших классах школы как-то совсем это не приходило в голову. Ну как есть, так есть, а про пути других людей узнать интересно)12
  • Женя ЯнченкоЮрий, мои коллеги-разработчики возраста 30 и 30+ удивятся, узнав что для них нет жизни в IT.0
  • Михаил 777Гражданин, а вы пробовали работать элеетромонтёром по мпециальности? У меня товарищ в ВУЗе на инжненера-электрика учился, считал, что это не его, чуть с 3 курса не ушёл. Спустя 15 лет он отличный профессионал в электрике, сам проектирует и ещё руководит компанией по проектированию и электромонтажу... Вам надо попробовать2
  • Семен КузьминМихаил, попробовал, была практика 5 месяцев на Загорском трубном заводе, уж лучше места понять профессию не могло быть. Я там понял, если уж и быть электриком, то только инженером-электриком.0
  • Михаил 777Семен, ну в каждом городе ещё существуют электрические сети, там специфика чуть другая... есть даже направления с долей романтики - например электромонтёры линейщики высокольтных ЛЭП - работа на высоте (в прямом смысле этого слова), в полях, частые командировки с ночёвками на природе в вахтовках (кто-то для таких покатушек отпуск используют, а у кого-то это работа)3
  • Игорь ВиноградовМихаил, отчасти соглашусь, отчасти нет. Да "программист" и "разработчик" разные вещи. первый, условно, кодит и решает технические задачи, второй это все делает с оглядкой на бизнес процессы (а может предложить решение которое не потребует кодинга). Похожее деление в других областях -медсестра (фельдшер?) и врач, строитель и архитектор и т.д. Но, во-первых, и те и те нужны и не все хотят быть во второй категории (там больше ответственности и т.д., при этом денег не всегда соизмеримо больше), во-вторых, применительно к ИТ, очень крутой кодер, сеньер, спец в узкой, сложной, нише, может получать больше тимлида и быть очень ценным и востребованным сотрудником. Подозреваю, что в других областях есть подобные примеры. Ну и ко всему выше описанному наличие диплома имеет мало отношения (в ит по крайней мере).4
  • Павел МорозовВ айти области корочки вообще имеют очень вторичное значение. И в колледжах и вузах те, кто хотят стать разрабами - как правило, сами пилят код в свободное время. Так что тут не совсем релевантный опыт «успеха без в/о».2
  • Лена КудрявцеваMarina, и какой сделать вывод, что они потом свою жизнь устраивают благодаря вышке? То есть если бы дети депутатов учились в колледже, то потом половина стала бы кассирами в пятёрочке?))))8
  • Екатерина ЛебедеваСчитаю, что автор хотел быстрее повзрослеть и помогать своей маме и это прекрасно. Ни к чему беззаботные школьные годы и муторное и сложное поступление в ВУЗ. Могу предположить, что в этом решении крылось не нежелание получить высшее образование, а понимание, что на бюджет в хороший ВУЗ поступить не получится, семья контракт не потянет, остаётся СПО, зачем ждать до 11 класса, когда можно поступить в 9. Автор упускает только одно, что, большинство студентов СПО идут туда именно по этой же причине. Могу предположить (личное мнение), что ребята там, пусть очень хорошие, но мыслят они очень узко, ВУЗ даёт возможность (хороший ВУЗ) мыслить широко и в разных направления (поэтому там "ненужные предметы" эти знания ложатся на подсознание и мозг ими пользуется, вы просто этого не замечаете). Когда у тебя 30 одногруппников и каждый мыслит широко и мечтает о высоком, ты ненароком тоже начинаешь верить в это высокое и идёшь к мечте. Это действительно огромный социум, который будет идти с тобой рука об руку по жизни. Плюс ВУЗы сейчас дают огромное количество возможностей обмена знаниями с другими ВУЗами мира. Желаю вам все же окунуться в эту энергетику, тогда, возможно, вы найдёте свой путь. Пысы. СПО это магазин у дома, где один вид гречки и риса, ВУЗ это гипермаркет, где разнообразие и возможности попробовать, что-то другое и получить все вкусовые наслаждения. Только вам выбирать, как жить.3
  • Антон БеднаржДля меня это статья ностальгии, учился там же и даже знаю автора лично :) Мой диплом был по разработке мобильного приложения для университета, полноценную работу нашёл спустя год. Сейчас живу в Европе и получаю хорошую зарплату.2
  • ГригорийЭто все не касается медицинских и юридических специальностей, без высшего у вас не будет допуска к профессии в первом случае и нормальной работы во втором0
  • Валерий ТрусевичАнтон, привет братюнь! 👋🏻0
  • Вадим ЛебедевЕсли кратко в истории ничего такого так делают многие, чаще всего в спо больше знаний практических и все что ВУЗе дают ты либо знаешь либо умеешь больше преподавателей( да и такое бывает) Бывает ещё такое что человек получает степень бакалавра ( или специалиста) заканчивает магистратуру и уходит в колледж Просто потому что не интересно то чему учился 5-7лет СПО с точки зрения практики лучше, но иногда требуют диплом о высшем образовании для некоторых должностей2
  • Алексей ФедченковЯ, в целом, считаю, что система образования у нас в России сейчас в упадке. У нас оптимизируют все, что только можно, но не труд. Учителя в школах сейчас завалены посторонней работой, которая никакого отношения к обучению не имеет. С другой стороны вузы, колледжи и т.п., где можно получить профессиональное образование, является абсолютно бесконтрольной средой, в которой качество образования держится на совести, здравомыслии и порядочности персонала учебного учреждения. Не знаю, что сказать больше. "Воду лить" не хочу. А так мое мнение - как бы я не любил школу, качество образования все же лучше у нее, чем у СУЗов и ВУЗов, потому что вопреки всему учителей все-таки обязывают выполнять свою работу и они несут за нее ответственность. Кто хочет подискуссировать по данной теме - всегда пожалуйста. На данный момент имею Красный диплом колледжа по специальности "Радиационная безопасность". И в данный момент обучаюсь на заочном отделении на биотехнолога.4
  • Владимир ОстровскийДля меня до сих пор "идея фикс" из 90х. Получив полное среднее, в юности нанимался в разные сферы, оказывал услуги по ремонту, без профессии. Зачем? если голова и руки на месте? Теперь, годы спустя, желая сменить постоянную беготню на ИТ сферу деятельности, стало ясно что пора уже получить квалификацию. Тут и коронавирус с последствиями, стал "безработным". Узнал что государство помогает выучиться на профессию, подал заявку как положено... Оказалось что без пресловутого диплома о СПО- никуда, а за деньги можно куда угодно, причем на выбранную мной профессию деньги немалые. Сейчас учусь дистанционно, в уважаемом, лицензированном онлайн заведении, получу нужные мне знания, сертификат и полностью уйду в онлайн. ВУЗ считаю "непозволительной роскошью", ведь это несколько лет жизни. Прелестная студенческая жизнь - лишь очарование. В этом возрасте любое занятие может увлечь. В наставление юным читателям, хотелось сообщить, что тем, кто уже, к окончанию 9-го класса желает зарабатывать и обрести первую независимость, не раздумывая ищите такое заведение СПО, через которое сможете реализовать себя, а если и ошибётесь с профессией то, уже имея свои средства сможете получить ещё одну - желанную или наконец ВУЗ, если приспичило. Такая модель даёт Время и возможность для манёвра, пока семейная жизнь не случилась и близкие здоровы. Применяйте своё время с умом. Помните - юность не случается дважды, а время очень ценный ресурс.0
  • Владимир ОстровскийГражданин, аналогично, пошёл в ПТУ после 9- го хотел профессию и зарабатывать. Пол года не дошёл до экзаменов, учился на 4-5, но дружбу водил со "сливками общества", плюнул с полки подростковой самоуверенности. Благо что руки и голова на месте остались, как - то жил. А теперь нет профессии, минималка ~20 за круглый год на улице. ПТУ исчезло, а в нашем городке только платный технарь с мне не нужными профессиями. Только в онлайне есть перспективы.0
  • Виктор РытченкоЭта статья больше похожа на заказную, человек которому интересны компьютерные программы, по мне так и математику знает хорошо и физику не плохо, русский конечно под вопросом, но всë техническое этому человеку интересно, а это математика и физика. А высшее образование всë таки необходимо, человек который просто знайка, ему хоть пять высших, всë равно применить не сможет, А талантливый будет жалеть, что не получил, так как будут открываться возможности, а его нет, так что учитесь, высшее образование не только даëт нам знания, но и делает нас подготовленными, ко всей нашей бюрократии и учит добиваться поставленной цели в нереальные сроки в ужасных условиях, короче очень интересно.1