
Мы продолжаем общаться с читателями и узнавать о разных профессиях и доходе, который они приносят.
В новом выпуске учитель истории и обществознания из Омска Светлана рассказывает, почему после 25 лет работы в школе она решила уйти, сколько времени педагоги тратят на отчеты, как удивить студентов трудовым кодексом и сколько нужно подработок, чтобы хватало на жизнь.

Выбор профессии
Образование я получила в Омском педагогическом институте (сейчас университет) по специальности «учитель истории и обществознания». Начинала работать в школе в советское время, и доход был относительно неплохим — во всяком случае, в то время хватало на обычную жизнь.
Самые удачные годы с точки зрения денег были в конце 80-х и начале 90-х — тогда нам подняли зарплату. Но исчезли товары. Помню, удалось по знакомству купить стенку «Омичка» — это было круто. А дорогие вещи мы покупали в 90-е: тогда появилась и машина, и гараж, и дубленка за три миллиона. Но это была не моя заслуга, а супруга.
Когда я работала в школе, она съедала почти все мое время. Причем часто абсолютно впустую — на обязательное написание планов уроков (когда все знаешь наизусть) и на многочисленные отчеты.
- 3 000 000 ₽
- стоила дубленка в 90-е
В школе работала 25 лет — за такой стаж платится пенсия по выслуге (на тот момент мне начислили 1800 рублей, сейчас она стала 15 300). Получив ее, я ушла в педагогический колледж. Это решение было принято по многим причинам: повлияло и то, что в постоянном коллективе меня уже никто не мог удивить, и то, что мое лицо приняло стойкое консервативно-деловое выражение (учителя узнаю по выражению лица безошибочно), и полное отсутствие свободного времени.
Пенсия дала минимальный гарантированный доход, у меня был выбор — либо нескончаемый день сурка, либо что-то новое.
Я выбрала новое. После школы, где бы я ни трудилась, везде было легче. Появилось больше свободного времени, которое позволило освоить еще пару профессий. Работала в институте, параллельно журналистом, редактором журнала.
Место работы
Сейчас я работаю в одном из омских колледжей. Пришла сюда сравнительно недавно, после того как для меня не стало нагрузки в институте. В том вузе строгий подход к квалификации преподавателя — преимуществом пользуются те, кто имеет ученую степень. У меня ее нет, поэтому я работала по договору об оказании услуг, то есть не в штате. Когда случился недобор студентов, количество часов сократилось (там я преподавала социологию, политологию — это всегда первый курс), нагрузку отдали штатному преподавателю, а со мной просто не заключили договор на учебный год.
Стиль руководства в образовании — старый в сочетании с новым хамством. Ценится не профессионализм, а лояльность к администрации. Так делятся премии, так составляется расписание и распределяется нагрузка. Это было всегда, но еще не так давно хамства руководство не могло себе позволить — действовали профсоюзы, да и экономическая ситуация была другая.
Сейчас «не нравится — не работай» — девиз большинства работодателей.
В институте дети в основном, как говорится, благополучные — никаких проблем ни с дисциплиной, ни с успеваемостью не было: предметы интересные, на первом курсе студенты еще стараются. В колледже это, как правило, мальчики от 16 лет и старше, которые пришли получать рабочие специальности — после 9-го класса, из неблагополучных семей, много опекаемых. У меня в группе из 25 человек только у девяти есть папы. Встречаются и озлобленные на весь мир, и наркозависимые, и ученики, у которых уже есть судимости. С этой стороной жизни я столкнулась впервые. Сначала был легкий шок: драки, мат, насвай в партах. Когда ему 16, а он не имеет представления, где на карте Север, тут задумаешься. А еще слышать из аудитории от преподавателя в адрес студента: «Завали свой хавальник!» — для меня это другая планета, я себе в жизни не позволяю подобного. Я и здесь их по имени отчеству, особенно старший курс.
Это та еще работа над собой — научиться понимать тех, кого с первого взгляда понимать совсем не хочется. Нужно самообладание, новые формы обучения, знания из психологии. Я считаю, это развитие.
Теперь уже кажется — да нормальные ребята. Есть и очень умные, с высочайшим интеллектом. Попали в колледж по разным причинам. В основном из-за отсутствия средств на обучение, а порой на жизнь.
Суть работы
Я преподаю обществознание и историю. Моя первостепенная задача — дать знания. Например, приходит студент, причем не самый успевающий, и рассказывает: «Ходил на вечер встречи выпускников, там мне один говорит: „Я-то в универе учусь, а ты в шараге“. А я ему: „Да? А как называется парламент Российской Федерации?“ — „Государственная дума“. А я ему: „Вот и нет, Федеральное собрание. Так что иди ты со своим универом“». Это уже результат.
Работа с детьми подходит тем, у кого достаточно терпения, а также хороший интеллектуальный и социальный багаж. Терпение очень важно, ученики ведь могут порой позволить себе лишнее. И тут главное — сдержаться, не сорваться на крик и оскорбления, найти правильные слова. А социальный багаж необходим для того, чтобы заинтересовать собой. Если ты много знаешь, видел — с тобой будет интересно поговорить, в том числе и «за жизнь», вне урока. А это контакт, который помогает в решении профессиональной задачи.
С некоторыми детьми работать трудно, но для меня самое неприятное — это многочисленные, никому не нужные отчеты, которые я ни разу не сдала вовремя. Например, для одного из них надо посчитать, сколько пропусков уроков (на каждого ученика) в классе за день, неделю, месяц, четверть, год. Первые года два я считала добросовестно, тратила на это уйму времени, остальные 23 года писала их «от фонаря». И ни разу никто этого не заметил — к слову о значимости таких отчетов. В зависимости от сложности один отчет занимает от часа до 7 часов.
Вот отчеты, которые нужно делать регулярно:
1. КТП (календарно-тематическое планирование на год).
2. Отчет за месяц по выполнению учебной нагрузки.
3. План развития кабинета в начале года, отчет по кабинету в конце.
4. План воспитательной работы на год, отчет о проделанной работе каждый месяц.
5. План личностного роста на год, отчет в конце года.
6. Отчет по успеваемости по группам (а их у меня восемь) и подсчет процента роста или снижения успеваемости за семестр, итоговый за год.
7. Отчет по работе с родителями, о проведении инструктажей (ТБ, КоАП, поведение при ЧС, поведения в транспорте и т. д.) — ежемесячно.
8. Характеристики на каждого студента в начале года, отчет по динамике формирования поведения студента в конце года.
Обычный рабочий день
Рабочий день зависит от расписания — с 8 и до бесконечности. В прошлом учебном году я полгода работала с 08:00 до 18:10. Это 4—5 пар в день. Пара длится полтора часа: там и объяснение материала, и закрепление, и творческие задания, и небольшие письменные работы. Все это время на ногах. Первая смена в одном корпусе, вторая в другом и перерыв полтора часа на «добраться». Так что жизнь шла мимо. Возможности нормально питаться нет, в студенческих столовых всё какие-то булочки, лодочки, пирожки — чего мне в силу возраста уже не осилить. Приходилось голодать: возьмешь бутылку воды и достаточно. В этом были и свои плюсы — к концу учебного года ушло несколько килограммов.
Случай
Этой весной я вела занятия по обществознанию у вечерников. Все ребята от 20 до 25 лет, работают в основном на стройках или в ремонтных бригадах. Рассказывала им о трудовом праве — про официальное трудоустройство, соцпакет, оплачиваемый отпуск. У них искреннее (!) удивление.
Студенты не верят, что можно получить деньги за то, что отдыхаешь.
Продолжаю, говорю о 40-часовой рабочей неделе и 8-часовом рабочем дне. Они спрашивают: «Это как? И летом тоже, что ли?». Вижу, что опять не верят. Я их убеждаю, зачитываю статьи из кодекса, дошла до той, в которой говорится, что работодатель должен обеспечить работников всем необходимым для производства. В этот момент у меня звонит телефон, вижу, что по работе, извиняюсь перед студентами, беру трубку и выхожу в коридор. Звонит зав. отделением напомнить, что послезавтра экзамен, я должна успеть купить бумагу, распечатать билеты и приготовить черновики. Я под впечатлением от прочитанного в ТК РФ недоуменно спрашиваю: «Я на свои деньги должна это сделать?». Мне отвечают, что да, мол, в колледже нет бумаги, краски и вообще так уже давно все делают. Возвращаюсь в аудиторию и закрываю кодекс. Смотрю на ребят и думаю, что вот уже выросло поколение, которое не знает ни о какой соцзащите, да и о нас, устроенных официально в государственное учреждение, никто думать не собирается.
- 300 ₽
- стоимость одного занятия «для знакомых»
Подработки
Поскольку я бюджетник и денег нам платят мало, подработки я беру. В основном это репетиторство, поэтому единственный выходной — воскресенье — у меня занят. Учеников не ищу — меня передают как переходящее знамя.
На этот год уже с августа было пять человек. Знаю, будут проситься еще, но придется отказывать, потому что не потяну.
Занимаюсь я 60 минут. Цена для знакомых 300 рублей, для незнакомых 450. Но чаще приходят знакомые или знакомые знакомых. Готовлю к ЕГЭ по истории и обществознанию.
Многие приходят с нулевым уровнем. Например, спрашиваю девочку (медалистка!): «Где живешь?». Отвечает: «На КрупскОй». — «Может, на улице КрУпской?». Смотрит на меня непонимающе — не знает, кто такая Крупская. Другой пример: говорили про культуру, девочка мне задает вопрос: «Что написал Фауст? Переписываюсь с мальчиком, он пишет, что читает Фауста, а я не знаю, что он написал». Заставила открыть Википедию и не позориться перед мальчиком. Еще одна говорила, что сахар лежит в земле и его оттуда добывают.
Иногда по старой памяти из журналистского прошлого ко мне обращаются с просьбой о написании статьи. Тоже не отказываюсь. Платят по-разному, зависит от издания: есть и по 1 рублю за знак, и по 50 копеек. Рерайт дешевле, рекламная статья дороже. В месяц бывает 2—4 тысячи рублей.
Доходы
В целом я зарабатываю около 30 000 в месяц: из них 15 тысяч на основной работе и примерно столько же на подработках. Еще пенсия и немного от журналистики. Общий итог — около 50 000 (плюс-минус 2—3 тысячи).
- 20 000 ₽
- уходит каждый месяц на обязательные расходы
Расходы
На обязательные платежи уходит в среднем 8000, около 5000 — на дорогу. На питание трачу мало, так как живу сейчас одна, — около 4000, еще 3000 — косметика и средства гигиены. Так что 20 000 — это необходимые расходы. Остальное уже по запросам — вещи, бытовые моменты. Откладывать получается не всегда, но я стараюсь, чтобы деньги в запасе были.
Дочь живет в Питере, сын в Новосибирске, дорога к ним требует средств. Съездить в Питер получается раза два в год, на такую поездку уходит около 30 тысяч рублей. В Новосибирск езжу чаще, поездка обходится в среднем в 5000.
- 30 000 ₽
- стоит одна поездка в Санкт-Петербург к дочери
Принципы экономии
Экономить, конечно, приходится. Научилась с пользой для здоровья экономить на еде. Самый дешевый завтрак — это овсянка, если бросить в нее мороженых ягод и добавить меда, получится очень вкусно и полезно. Не покупаю колбасы, конфеты, нет в доме сахара, майонеза и еще много чего. А любимое блюдо — жареный адыгейский сыр с киви и сметаной.
Будущее
Хочу купить квартиру в Санкт-Петербурге. Сейчас изучаю возможности инвестирования. И в вашем журнале читала уже кое-что по этому вопросу. Когда освою, начну действовать.
Быть может, в профессии останусь еще какое-то время — загадывать не буду. В моем возрасте есть свои преимущества — могу работать, могу и не работать. А вот учиться чему-то новому никогда не поздно: чем больше умеешь, тем меньше шансов остаться голодным. Я сейчас самостоятельно изучаю психологию и хожу в школу для астрологов (не смейтесь). Сяду дома и буду зарабатывать гороскопами.
Момент про ТК прям душещипательный. Такая жиза...
Алексей, аж плакать хочется
Читала с тоской. Менталит учителя - это судьба. Ему платят за полный рабочий день 15 тыс. - а он работает. Ему хамьё всякое бросает в лицо «Завали свой хавальник!» - а он: "привыкла, нормальные ребята". Многолетняя привычка к унижению и неверие в себя за всем этим. Характерная деталь: учеников у Светланы много, она востребована, но зачем-то делает многим скидку 30%.
И ещё удручает (не удержусь) нехитрая и унылая преподавательская радость - обсуждение невероятного невежества учеников и современной молодёжи.
О себе: аспирантуру бросила к чертям собачьим и преподавательскую работу тоже. Если не реализуются новые планы - так я лучше продавцом в Ашан пойду работать за 20 тыс, это честнее и здоровее. У нас как раз столько на кафедре доценты зарабатывают.
Светлане добра, удачи, воплощения задуманного. Чувствуется, что человек хороший.
Yuvyaskyulya, "завали хавальник" говорил(ла) коллега Светланы ученику, а не наоборот. Хотя, такое, к сожалению, тоже случается наверняка.
Согласен проо скидку 30% "своим" и "друзьям своих". Совет Светлане: постарайтесь посчитать сколько стоит ваше время (была такая статья на ТЖ), вполне возможно, что отказавшись от этой скидки вы только выиграете по деньгам, (ведь на вас работает сарафан, опыт и репутация),
а если кого и потеряете из учеников - так хоть время на отдых появится. Отдыхать тоже нужно.
Yuvyaskyulya, а КОМУ ж тогда учить , если не таким как Светлана?????? Все ж не могут уйти в Ашан?! Кто то должен сеять разумное. доброе, светлое! Или это нынче не в тренде?
Андрей, согласен, когда это касается действительно узких знаний - вроде интегралов, геометрии или химии. Но есть ведь еще такая вещь как общая эрудиция. Не буду кривить душой и говорить, что читал Гёте (это тот самый, кто написал "Фауста"), но я знаю о чем это произведение и, что оно оказало сильное влияние на литературу и искусство в целом. При этом ни по образованию, ни по работе с искусством я никак не связан.
Лично мне приятно общаться с эрудированными людьми, так формируется мой круг общения. Если собеседник не очень эрудирован - не скажу, что общаться с ним будет неприятно, просто скорее всего не о чем.
Светлана, спасибо за историю! Успехов вам в достижении вашей цели!
Светлана, раз у вас такой спрос на репетиторские услуги, так зачем вы работаете в колледже за копейки? Посмотрел на profi.ru ценник за 1 час по вашему городу и обнаружил, что ваши коллеги в среднем берут 600 рублей, а вы 300...
Так как рабочий день у вас был 10 часов, то на репетиторстве вы могли бы зарабатывать около 5000 тыс в сутки. То есть вся ваша з/п в колледже отбивалась бы за 3 дня частной практики. Почему бы и нет?
+ Не забывайте, что можно и нужно работа по скайпу, так как страна большая, часовые пояса разные, можно свой график плотненько загрузить уроками.
Веду бесплатную рассылку для учителей и репетиторов, помогаю им больше зарабатывать, можете подписаться здесь: https://vk.com/app5898182_-29807460
Grigory, я думаю колледж это источник клиентов для репетиторских услуг
Андрей, к своему стыду, я не интересуюсь особо искусством, но признаю величие классики. "Фауст" - это именно классика. Упомянутые вами произведение, может быть, и великолепны для своего времени, но, думаю, уже лет через 15-20 про них забудут. А Гёте будет в памяти человечества еще века, если не навсегда.
Да и вообще, сравнивать "Силу привычки" и "Фауста" - это как сравнивать статью о том, как выбрать зимнюю резину на авто с "Преступление и наказание". Первое, безусловно, полезно и актуально, но второе вообще вечно.
Спасибо, Светлана за историю. Как про саму себя прочитала. Я преподаю в вузе, но отчетность и там началась несколько лет назад. Бальная система обязывает регулярно писать статьи, участвовать на конференциях, отправлять студенческие работы на конкурсы. В конце года заполняем таблицу научных достижений за год, где каждая позиция оценивается баллами. Все участия за свой счет: оргвзносы за конкурсы, плата за публикацию статьи. Если этого не делать, то не продлят контракт. Так и живем от контракта до контракта. Контракт на год или два. Свободного времени нет вообще. Зарплата чуть больше 20 т., каждый год она разная, зависит от нагрузки.
Андрей, на первый взгляд возможно и не важно знать все это))) Но чем меньше ваш кругозор, тем меньше ты способен создавать новое. Правда у нас в стране это не особо в почете, но смотря какие у кого цели.
Постараюсь ответить на вопрос "почему бы не перейти полностью на репетиторство?".
Школа/колледж - это источник репутации, т.е. именно там преподаватель зарекомендовывает себя как профессионал, не только по мнению учеников, но и с точки зрения показателей (% поступивших в вуз, % студентов, хорошо сдавших экзамены и т.д.). Потом если он уйдет, то на несколько лет этой репутации хватит, но спустя 5-7 лет начнут забывать коллеги (и реже рекомендовать), сарафанное радио будет не таким масштабным и выбор учеников значительно сузится. Также школа, например - это источник самой последней информации: учителя всегда в курсе последних билетов на экзаменах, в курсе последних пройденных олимпиад, в курсе самых последних новшеств, реформ, тенденций. Репетитору из дома сложнее добывать информацию, которая учителям доступна в процессе работы.
Спасибо за историю Светланы! Она делает очень важное Дело и судя по рассказу - делает его с душой!
Я работаю старшим преподавателем в одном из основных технических вузов СПб, на 0.5 ставки (и еще 0.5 ставки на другом предприятии+репетитором немного). Оклад на эти 0.5 в университете порядка 16 т.р. + до 5 т.р. обычно идет надбавка от кафедры. Это около 500 академ.часов учебной нагрузки в год. К сравнению, у доцента полная ставка 40 т.р, профессор - 45 т.р. Такая себе перспектива роста, хоть кафедра у нас сильная и среди других выгодно выделяется. Всё же, многие мужчины, которым надо кормить семью, уходят.
Конечно, для Питера деньги смешные, обидные, учитывая все требования и нагрузку. Все берут работу сверху, которая не учитывается в планах, но приносит надбавки. На 4-й год работы наконец удалось получить стабильную прибавку 10 т.р. в месяц на год по программе для молодых неостепененных преподавателей за выполнение дополнительных заданий от кафедры (написание пособий и т.п.).
Также брала разработку онлайн-курсов - платят за англоязычный около 80 т.р., русскоязычный 50 т.р.. Но трудозатраты, конечно, несопостовимы.. Обычно уходит 6-8 месяцев от начала работы по курсу до выхода на платмформе. Но хоть в портфолио есть что положить по итогу.
Еще беру занятия у англоязычной группы, за пары на английском платят около 400 р./академ. час (и с каждым годом стоимость падает, начинали с 600..).
В итоге удается набрать порядка 40 т.р., если считать среднее за год, но почти все вечера и выходные тоже получаются рабочие, если остаток ставки занят обычной работой.
Самое интересное, что на собрании ВУЗа была объявлена средняя зарплата для преподавателя в 106 т.р. Да, за 4 года работы ставки подняли. Но до сих пор повышеная стипендия студента выше половины ставки ассистента, на которой сидит основная "рабочая сила кафедры". Смешно и грустно.
Андрей, поддержу вас... Всегда удивлялся что, скажем, учителя литературы, которые повторяют свой предмет на протяжении десятилетий, удивляются что кто-то не помнит что-то из школьной программы :) при этом они считают нормальным быть неспособны настроить компьютер для личного пользования
Работала 2 года в языковых школах, окончательно ушла в репетиторство.
Какая позитивная автор! Удачи вам!
Андрей, в школе на литературе было произведение Фауст
Работаю 5-й год в школе в Петербурге и в таких количествах отчётов никогда не писал. Есть немного мороки до и после учебного года с учебными программами, в течение года - только ежемесячные отчёты классного руководителя. Зарплата конкурентоспособная.
Вообще, Вы молодец, Сергей. Если неплохо платят и ученики неплохие, то работа учителя - прекрасна, одна из лучших для кармы-). Это точно лучше, чем пылесосы продавать. Удачи Вам! -)
Yuvyaskyulya, нагрузка большая, не скрою. Спокойно жил бы и с меньшей, потому что сейчас даже с ипотекой спокойно что-то остаётся, потребности считать каждую копейку нет.
Sergey, в каком городе сеете разумное, доброе, вечное?
Сергей, если не тайна, у Вас большая нагрузка? Обычно преподавательская зарплата начинает походить на "конкурентоспособную", если впрячься на две ставки.-)
Светлана преклоняюсь, боготворю , очень уважаю Вас и таких людей как Вы. Спасибо за ваш труд.
ДА,в Брянске, в колледже,Точно так, как в Омске! Бумажная паранойя ЗА-Е-ЛААААА!!!
Как и в Омске! И зарплата маленькая, и БУМАЖНАЯ ПАРАНОЙЯ!!!!
После окончания политехнического института отрабатывал 3 года в техникуме преподавателем спец-дисциплин (механика) тогда зарплаты были действительно высокие это 86-89 гг.....где-то в среднем 200 руб выходило (почти как на заводе).....вот уже 32 года работаю на промышленных предприятиях в различных должностях от младшего инженера до зам директора с зарплатой 50-120000 руб. Но возраст берёт своё, старею 58 лет, есть планы в 60 лет уйти из промышленности.....вопрос куда??? Вспомнил про техникум (раз там работал) сфера деятельности относительно знакома, контакт с молодёжью вроде есть............, но вот после прочтения статьи большой вопрос стоит........получается почти бесплатно работают преподаватели???? Задумаешься тут.......А я всё думал почему такой дефицит кадров в техникумах по техническим спец-дисциплинам.....
Dr. Schwanz, Спасибо)
Artem, каждому своё вечное. :—) Я не читал «Преступление и наказание» и, если честно, не планирую. Это несомненно для кого-то великий и нужный труд, но уделять время на его прочтение мне не хочется.
А по статье и книге — вечному не важно, какая погода на улице. Оно на то и вечное. Проблемы настоящего вечное не волнует. А я как раз настоящий. И мне интересно, как выбрать зимнюю резину, чтобы не въехать в первый попавшийся столб. Тем более, если во время поездки думать не о дороге, а о вечном «Тварь я дрожащая или право имею» — вероятность врезаться в столб на летней резине возрастает в разы.
Так что, конкретно сейчас, я за статью о резине. Вот доеду до места назначения, сяду в кресло качалку у своего домика, закурю трубку и задумаюсь о вечном. И причитаю. Наверное. Но не когда я за рулём. :—)
Учусь в пед.университете на препода английского языка, подрабатываю репетитором. При нагрузке 2-2,5 часа в день, 5 дней в неделю, получаю 20,000₽. Работать в учебных заведениях не планирую(если только не открою своё)
Daniil, ох, хорошо, что я не написал, что не считаю высшее образование обязательным атрибутом для счастья и успеха) Я правильно понял вашу идею? — Если не прочитать Фауста, Преступление и наказание, то на тебя вешается клеймо человека с узким кругозором и неумеющего создавать новое, верно? Или вы пытались донести другую мысль?))
Андрей, именно, пытаться можешь сколько угодно, но кроме хитрожопого торгашества ничего не получится
"„Я-то в универе учусь, а ты в шараге“. А я ему: „Да? А как называется парламент Российской Федерации?“ — „Государственная дума“. А я ему: „Вот и нет, Федеральное собрание. Так что иди ты со своим универом“»"
Федера́льное собра́ние — высший представительный и законодательный орган России (согласно статье 94 Конституции Российской Федерации) , Парламент Российской Федерации.
Статус Федерального собрания определен в главе 5 Конституции Российской Федерации.
Функции и полномочия Федерального собрания распределены между двумя палатами — Государственной думой и Советом Федерации (согласно статье 95 Конституции Российской Федерации)
Гос.дума - это часть парламента. Так что ответ "Гос.дума" - отчасти верный.
Станислав, спросили как называется парламент, а не его нижняя палата
Зачем вам это преподавание? Можно ведь в освободившееся время брать больше учеников на репетиторство, будут приходить люди, которые хотят учиться
Daniil, я вот прочитал все, что давали в школе, но не смогу даже примерно пересказать ни одного произведения.
А почему полностью на подработки не пойдёте? 15тысяч с занятостью 2дня в неделю у вас подработки же.
Вы хороший учитель! Это чувствуется сквозь строки! Удачи Вам во всем! А страна наша....
В нашей богатой стране такие низкие зарплаты у преподавателей, интересно, когда это закончится. Во Франции преподаватель даже в школе получает 2000 евро. При небольшой нагрузке. У нас - только чтобы выжить. Жадность победила и благородство, и совесть.
Не знал, что такая маленькая зарплата преподавателей.....это наверно ещё при максимальной тарифной сетке
Светлана, спасибо Вам за эту статью. Большинство понятия не имеют как живут и работают, вернее работают и, по остаточному принципу, живут преподаватели. Я тоже из этого цеха, знаю изнутри. В Петербурге все получше. Переезжайте скорее, пока совсем силы не иссякли. Пора уже о себе, своем здоровье позаботиться. А Петербург, уверена, даст Вам новый мощный импульс в любой сфере деятельности ( и репетиторствовать будете минимум за 1000 р.). Петербург - магический город.