Мы продолжаем общаться с читателями и узнавать о разных профессиях и доходе, который они приносят.

В новом выпуске учитель истории и обществознания из Омска Светлана рассказывает, почему после 25 лет работы в школе она решила уйти, сколько времени педагоги тратят на отчеты, как удивить студентов трудовым кодексом и сколько нужно подработок, чтобы хватало на жизнь.

Выбор профессии

Образование я получила в Омском педагогическом институте (сейчас университет) по специальности «учитель истории и обществознания». Начинала работать в школе в советское время, и доход был относительно неплохим — во всяком случае, в то время хватало на обычную жизнь.

Самые удачные годы с точки зрения денег были в конце 80-х и начале 90-х — тогда нам подняли зарплату. Но исчезли товары. Помню, удалось по знакомству купить стенку «Омичка» — это было круто. А дорогие вещи мы покупали в 90-е: тогда появилась и машина, и гараж, и дубленка за три миллиона. Но это была не моя заслуга, а супруга.

Когда я работала в школе, она съедала почти все мое время. Причем часто абсолютно впустую — на обязательное написание планов уроков (когда все знаешь наизусть) и на многочисленные отчеты.

В школе работала 25 лет — за такой стаж платится пенсия по выслуге (на тот момент мне начислили 1800 рублей, сейчас она стала 15 300). Получив ее, я ушла в педагогический колледж. Это решение было принято по многим причинам: повлияло и то, что в постоянном коллективе меня уже никто не мог удивить, и то, что мое лицо приняло стойкое консервативно-деловое выражение (учителя узнаю по выражению лица безошибочно), и полное отсутствие свободного времени.

Пенсия дала минимальный гарантированный доход, у меня был выбор — либо нескончаемый день сурка, либо что-то новое.

Я выбрала новое. После школы, где бы я ни трудилась, везде было легче. Появилось больше свободного времени, которое позволило освоить еще пару профессий. Работала в институте, параллельно журналистом, редактором журнала.

Место работы

Сейчас я работаю в одном из омских колледжей. Пришла сюда сравнительно недавно, после того как для меня не стало нагрузки в институте. В том вузе строгий подход к квалификации преподавателя — преимуществом пользуются те, кто имеет ученую степень. У меня ее нет, поэтому я работала по договору об оказании услуг, то есть не в штате. Когда случился недобор студентов, количество часов сократилось (там я преподавала социологию, политологию — это всегда первый курс), нагрузку отдали штатному преподавателю, а со мной просто не заключили договор на учебный год.

Стиль руководства в образовании — старый в сочетании с новым хамством. Ценится не профессионализм, а лояльность к администрации. Так делятся премии, так составляется расписание и распределяется нагрузка. Это было всегда, но еще не так давно хамства руководство не могло себе позволить — действовали профсоюзы, да и экономическая ситуация была другая.

Сейчас «не нравится — не работай» — девиз большинства работодателей.

В институте дети в основном, как говорится, благополучные — никаких проблем ни с дисциплиной, ни с успеваемостью не было: предметы интересные, на первом курсе студенты еще стараются. В колледже это, как правило, мальчики от 16 лет и старше, которые пришли получать рабочие специальности — после 9-го класса, из неблагополучных семей, много опекаемых. У меня в группе из 25 человек только у девяти есть папы. Встречаются и озлобленные на весь мир, и наркоманы, и уголовники, у которых уже есть судимости. С этой стороной жизни я столкнулась впервые. Сначала был легкий шок: драки, мат, насвай в партах. Когда ему 16, а он не имеет представления, где на карте Север, тут задумаешься. А еще слышать из аудитории от преподавателя в адрес студента: «Завали свой хавальник!» — для меня это другая планета, я себе в жизни не позволяю подобного. Я и здесь их по имени отчеству, особенно старший курс.

Это та еще работа над собой — научиться понимать тех, кого с первого взгляда понимать совсем не хочется. Нужно самообладание, новые формы обучения, знания из психологии. Я считаю, это развитие.

Теперь уже кажется — да нормальные ребята. Есть и очень умные, с высочайшим интеллектом. Попали в колледж по разным причинам. В основном из-за отсутствия средств на обучение, а порой на жизнь.

Суть работы

Я преподаю обществознание и историю. Моя первостепенная задача — дать знания. Например, приходит студент, причем не самый успевающий, и рассказывает: «Ходил на вечер встречи выпускников, там мне один говорит: „Я-то в универе учусь, а ты в шараге“. А я ему: „Да? А как называется парламент Российской Федерации?“ — „Государственная дума“. А я ему: „Вот и нет, Федеральное собрание. Так что иди ты со своим универом“». Это уже результат.

Работа с детьми подходит тем, у кого достаточно терпения, а также хороший интеллектуальный и социальный багаж. Терпение очень важно, ученики ведь могут порой позволить себе лишнее. И тут главное — сдержаться, не сорваться на крик и оскорбления, найти правильные слова. А социальный багаж необходим для того, чтобы заинтересовать собой. Если ты много знаешь, видел — с тобой будет интересно поговорить, в том числе и «за жизнь», вне урока. А это контакт, который помогает в решении профессиональной задачи.

С некоторыми детьми работать трудно, но для меня самое неприятное — это многочисленные, никому не нужные отчеты, которые я ни разу не сдала вовремя. Например, для одного из них надо посчитать, сколько пропусков уроков (на каждого ученика) в классе за день, неделю, месяц, четверть, год. Первые года два я считала добросовестно, тратила на это уйму времени, остальные 23 года писала их «от фонаря». И ни разу никто этого не заметил — к слову о значимости таких отчетов. В зависимости от сложности один отчет занимает от часа до 7 часов.

Вот отчеты, которые нужно делать регулярно:

1. КТП (календарно-тематическое планирование на год).

2. Отчет за месяц по выполнению учебной нагрузки.

3. План развития кабинета в начале года, отчет по кабинету в конце.

4. План воспитательной работы на год, отчет о проделанной работе каждый месяц.

5. План личностного роста на год, отчет в конце года.

6. Отчет по успеваемости по группам (а их у меня восемь) и подсчет процента роста или снижения успеваемости за семестр, итоговый за год.

7. Отчет по работе с родителями, о проведении инструктажей (ТБ, КоАП, поведение при ЧС, поведения в транспорте и т. д.) — ежемесячно.

8. Характеристики на каждого студента в начале года, отчет по динамике формирования поведения студента в конце года.

Обычный рабочий день

Рабочий день зависит от расписания — с 8 и до бесконечности. В прошлом учебном году я полгода работала с 08:00 до 18:10. Это 4—5 пар в день. Пара длится полтора часа: там и объяснение материала, и закрепление, и творческие задания, и небольшие письменные работы. Все это время на ногах. Первая смена в одном корпусе, вторая в другом и перерыв полтора часа на «добраться». Так что жизнь шла мимо. Возможности нормально питаться нет, в студенческих столовых всё какие-то булочки, лодочки, пирожки — чего мне в силу возраста уже не осилить. Приходилось голодать: возьмешь бутылку воды и достаточно. В этом были и свои плюсы — к концу учебного года ушло несколько килограммов.

Случай

Этой весной я вела занятия по обществознанию у вечерников. Все ребята от 20 до 25 лет, работают в основном на стройках или в ремонтных бригадах. Рассказывала им о трудовом праве — про официальное трудоустройство, соцпакет, оплачиваемый отпуск. У них искреннее (!) удивление.

Студенты не верят, что можно получить деньги за то, что отдыхаешь.

Продолжаю, говорю о 40-часовой рабочей неделе и 8-часовом рабочем дне. Они спрашивают: «Это как? И летом тоже, что ли?». Вижу, что опять не верят. Я их убеждаю, зачитываю статьи из кодекса, дошла до той, в которой говорится, что работодатель должен обеспечить работников всем необходимым для производства. В этот момент у меня звонит телефон, вижу, что по работе, извиняюсь перед студентами, беру трубку и выхожу в коридор. Звонит зав. отделением напомнить, что послезавтра экзамен, я должна успеть купить бумагу, распечатать билеты и приготовить черновики. Я под впечатлением от прочитанного в ТК РФ недоуменно спрашиваю: «Я на свои деньги должна это сделать?». Мне отвечают, что да, мол, в колледже нет бумаги, краски и вообще так уже давно все делают. Возвращаюсь в аудиторию и закрываю кодекс. Смотрю на ребят и думаю, что вот уже выросло поколение, которое не знает ни о какой соцзащите, да и о нас, устроенных официально в государственное учреждение, никто думать не собирается.

Подработки

Поскольку я бюджетник и денег нам платят мало, подработки я беру. В основном это репетиторство, поэтому единственный выходной — воскресенье — у меня занят. Учеников не ищу — меня передают как переходящее знамя.

На этот год уже с августа было пять человек. Знаю, будут проситься еще, но придется отказывать, потому что не потяну.

Занимаюсь я 60 минут. Цена для знакомых 300 рублей, для незнакомых 450. Но чаще приходят знакомые или знакомые знакомых. Готовлю к ЕГЭ по истории и обществознанию.

Многие приходят с нулевым уровнем. Например, спрашиваю девочку (медалистка!): «Где живешь?». Отвечает: «На КрупскОй». — «Может, на улице КрУпской?». Смотрит на меня непонимающе — не знает, кто такая Крупская. Другой пример: говорили про культуру, девочка мне задает вопрос: «Что написал Фауст? Переписываюсь с мальчиком, он пишет, что читает Фауста, а я не знаю, что он написал». Заставила открыть Википедию и не позориться перед мальчиком. Еще одна говорила, что сахар лежит в земле и его оттуда добывают.

Иногда по старой памяти из журналистского прошлого ко мне обращаются с просьбой о написании статьи. Тоже не отказываюсь. Платят по-разному, зависит от издания: есть и по 1 рублю за знак, и по 50 копеек. Рерайт дешевле, рекламная статья дороже. В месяц бывает 2—4 тысячи рублей.

Доходы

В целом я зарабатываю около 30 000 в месяц: из них 15 тысяч на основной работе и примерно столько же на подработках. Еще пенсия и немного от журналистики. Общий итог — около 50 000 (плюс-минус 2—3 тысячи).

Расходы

На обязательные платежи уходит в среднем 8000, около 5000 — на дорогу. На питание трачу мало, так как живу сейчас одна, — около 4000, еще 3000 — косметика и средства гигиены. Так что 20 000 — это необходимые расходы. Остальное уже по запросам — вещи, бытовые моменты. Откладывать получается не всегда, но я стараюсь, чтобы деньги в запасе были.

Дочь живет в Питере, сын в Новосибирске, дорога к ним требует средств. Съездить в Питер получается раза два в год, на такую поездку уходит около 30 тысяч рублей. В Новосибирск езжу чаще, поездка обходится в среднем в 5000.

Принципы экономии

Экономить, конечно, приходится. Научилась с пользой для здоровья экономить на еде. Самый дешевый завтрак — это овсянка, если бросить в нее мороженых ягод и добавить меда, получится очень вкусно и полезно. Не покупаю колбасы, конфеты, нет в доме сахара, майонеза и еще много чего. А любимое блюдо — жареный адыгейский сыр с киви и сметаной.

Будущее

Хочу купить квартиру в Санкт-Петербурге. Сейчас изучаю возможности инвестирования. И в вашем журнале читала уже кое-что по этому вопросу. Когда освою, начну действовать.

Быть может, в профессии останусь еще какое-то время — загадывать не буду. В моем возрасте есть свои преимущества — могу работать, могу и не работать. А вот учиться чему-то новому никогда не поздно: чем больше умеешь, тем меньше шансов остаться голодным. Я сейчас самостоятельно изучаю психологию и хожу в школу для астрологов (не смейтесь). Сяду дома и буду зарабатывать гороскопами.