«Шею психиатра украшала золотая цепь»: 5 историй о справках из ПНД для сделок с жильем
Справка из психоневрологического диспансера подтверждает, что продавец недвижимости психически здоров.
Но неожиданные и порой неприятные ситуации могут возникнуть как на этапе оформления документа, так и несколько лет спустя. Читатели Т—Ж поделились историями о манипуляциях, странных врачах и сюрпризах от родственников, с которыми они сталкивались.
Это комментарии из Сообщества. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции
О том, как покупатели выбрали подозрительного психиатра
Я проходил осмотр у психиатра один раз, перед продажей квартиры. На этом настояла сторона покупателя, они же выбрали специалиста. В назначенное время я приехал по адресу. В просторном, хорошо обставленном кабинете меня встретил харизматичный мужчина, расслабленно откинувшийся в кресле в расстегнутом халате на голое тело. Шею его украшала массивная золотая цепь с крестом.
Сам осмотр занял не более пяти минут и состоял из такого примерно диалога:
- — Ширяешься?
— Нет, я не употребляю наркотики.
— Шмаль куришь?
— Нет.
— Бухаешь?
— Нет, я не пью. (На тот момент я не пил.)
— Пи**р?
— Нет, у меня девушка есть.
— Смотрю, ты нормальный пацан.
Весь этот диалог периодически прерывался разговором врача по телефону с неким «племяшем», который должен был забрать что-то — вероятно, посылку или письмо — под карнизом и привезти, но сильно тупил. Где-то на третий звонок Nokia 8800 была в сердцах брошена в дорогой персидский ковер, висевший на стене. Справку я в итоге без проблем получил, но был несколько обескуражен.
О том, как с врачом состоялся удивительный диалог
- — Хочется иногда кого-нибудь убить?
— Иногда — конечно.
— Но никого не убили?
— Не-е.
— Тогда все нормально. А иногда заплакать хочется?
— Да вроде нет.
— Прально, нефига мужику плакать. Вот справка.
О том, как один из продавцов наговаривал на второго
Покупала коммуналку. Продавцы — две женщины за 50 лет, бывшие медики. Одна — молчаливая, опрятная и приятная, давно не проживала в своей комнате, так как вышла замуж и съехала. Вторая — «синий чулок», вся из себя такая набожная, комната с иконостасом, улыбается и заискивает. При этом заочно столько грязи вылила на свою соседку, обвиняя в том, чего и быть не могло.
А главное, зачем мне, постороннему человеку, эти подробности? На стадии сделки подобные комментарии могли только отпугнуть покупателя — то есть очевидно, что человек сам себе вредил, но остановиться не мог. Вот от нее справку от психиатра я очень ждала. Хотя и понимала, что это не панацея: лечение в частных клиниках никто не отменял, эти данные в общую базу не попадают.
И еще могу из своей судебной практики сказать, что наличие ряда болезней — не стопроцентная гарантия, что сделку признают недействительной. В целом психиатрическая экспертиза должна ответить на сложный вопрос: насколько человек, подписывая документы, мог осознавать производимые им действия?
Все мы разные, и единых сроков слетания с катушек не существует. Если медкарта не пестрит сбором анамнезов, что у пациента провалы в памяти, регулярные галлюцинации и прочее, а всего лишь депрессивные расстройства, психиатры подготовят заключение, что расстройства расстройствами, но это не мешало подписанту осознавать действия, которые он осуществлял.
О том, как владелец доли согласился на сделку, а через пять лет передумал
Полтора года судилась, взяв ипотеку. Все из-за того, что один из бывших собственников якобы не совсем осознавал значение своих действий пять лет назад, когда распоряжался своей долей. Квартира осталась при мне, все хорошо, но нервы потрепали изрядно.
В ходе разбирательств копала много дел и пришла к выводу такому: никаких гарантий эта справка из ПНД не дает. Ты, конечно, исключаешь риск совершения сделки с теми, кто состоит на учете.
Но человек может и не быть на учете, а заболевание уже имеется. Он может даже однажды побывать у психиатра или психотерапевта, ему поставят диагноз, а потом, после сделки, он сошлется на него.
Читала реальное такое дело, где квартиру вернули женщине, которая на учете не была, но имела диагноз до сделки. Справка об учете в ПНД не отменяет наличия заболевания! И это никак не выяснить законным путем.
О том, как женщина получила справку, будучи на учете в другом ПНД
Случай был у моего приятеля. Его мама была на учете в ПНД в другом городе. В момент просветления продала свою квартиру, ничего не сказав сыну. Справку о дееспособности ей дали без труда.
Вскоре женщина умерла, а сын поехал вступать в права наследства, так как имел завещание. Узнав, что квартира продана, он принес справку о недееспособности матери и через суд вернул квартиру. Вот и получается, что справка действительна только на момент ее выдачи.