S.T.A.L.K.E.R.: как появилась книжная серия по видеоигре и что с ней стало
S.T.A.L.K.E.R. — это не только популярная видеоигра, но и не менее популярная серия книг.
Она насчитывает больше 300 романов — и далеко не все они каноничные. Разобрались в хитросплетениях книжных серий, а теперь рассказываем, как появились новеллизации «Сталкера» и какими они бывают. А заодно рекомендуем несколько романов.
Что вы узнаете
Что предшествовало книгам по S.T.A.L.K.E.R.
Пионерами Зоны от мира литературы считаются братья Стругацкие. И первая их вылазка на территорию аномалий, как ни странно, случилась не в повести «Пикник на обочине», а в рассказе «Забытый эксперимент». Он вышел в 1959 году, за 13 лет до публикации истории о Рэдрике Шухарте.
«Забытый эксперимент» рассказывает об экипаже футуристического танка «Тестудо», который отправляется к центру закрытой зоны в тайге. Полвека назад там находился двигатель, производивший энергию из самого хода времени. Но случился взрыв, изменивший природу на множество километров вокруг.
Зона — хотя в рассказе ее так не называют — полна аномалий. Здесь молнии бьют из почвы, по земле стелется синий туман, а животные мутируют в страшных чудовищ. Например, героям встречается лось, чья голова сгибается под весом невероятно разросшихся рогов, а глаза покрывает белая плесень.
Разумеется, вписывать «Забытый эксперимент» в видеоигровой канон глупо. Тем более что разработчики из GSC Game World не упоминали этот текст как источник вдохновения. Однако здесь можно заметить элементы, которые Стругацкие позднее переосмыслят уже в «Пикнике на обочине». И речь не только о таинственной зоне как о месте действия, но и об аномалиях, и об упоминании того, что таких зон может быть несколько.
«Пикник на обочине» вышел в 1972 году и впоследствии стал одним из самых известных произведений Стругацких. За несколько лет до описываемых в книге событий на Земле появилось шесть Зон Посещения, расположенных вдоль проекции придуманного фантастами радианта Пильмана. Это точки, лежащие на прямой, которая соединяет Землю и Денеб, самую яркую звезду созвездия Лебедя.
Зоны Посещения сразу стали объектом изучения, ведь здесь творились странные дела. Законы физики нарушались, мертвецы вставали из могил, а гравитация сходила с ума. Кроме того, в Зоне обнаружились артефакты — от безделушек с забавными свойствами вроде светящихся булавок до вечных двигателей. Есть даже шар, который, вероятно, способен исполнять самые сокровенные желания. За артефактами охотятся сталкеры. Они незаконно проникают в Зону, выносят что могут и продают.
В центре сюжета «Пикника» — сталкер Рэдрик Шухарт, которого постоянно тянет в Зону. В свою последнюю вылазку он решает отыскать тот самый исполняющий желания шар.
В 1979 году вышел фильм Андрея Тарковского «Сталкер», сценаристами которого выступили сами братья Стругацкие. Сюжет картины имеет мало общего с оригинальной историей — это следствие неоднократного переписывания сценария. Существует по крайней мере четыре его версии, значительно отличающиеся друг от друга. Так, в сценарии, озаглавленном «Машина желаний», проводник разговаривает чаще, чем в кино. А вместо комнаты или шара желаний — желтый круг.
Ни «Забытый эксперимент», ни «Пикник на обочине» прямого отношения к видеоигре S.T.A.L.K.E.R. и ее новеллизациям не имеют. Однако из текстов Стругацких они позаимствовали несколько основополагающих концепций, включая Зону и сталкеров. Да и Монолит из первой игры «Тень Чернобыля» напоминает по свойствам Золотой шар.
Как появились книги по S.T.A.L.K.E.R.
Литературная вселенная S.T.A.L.K.E.R. начала формироваться еще до выхода «Тени Чернобыля». «Книжное» направление появилось в студии GSC в 2004 году с приходом в команду Сергея Грушко на должность главы отдела продаж. Грушко и руководитель студии Сергей Григорович обратились к нескольким издательствам с предложением выпускать книги по видеоигре, но согласилось только «Эксмо».
По словам бывшего сценариста студии Андрея Левицкого, важную роль в этом сыграл сын тогдашнего главреда отдела фантастики Леонида Шкуровича. Сам Шкурович ничего не знал о S.T.A.L.K.E.R., но его ребенок ждал выхода игры и верил в ее успех.
Самым первым — пусть и неофициально — текстом серии считается роман украинского фантаста Сергея Иванова «Порочный квадрат», написанный под псевдонимом Гарм Видар. «Сталкер» и игровая индустрия автору были не чужды. В 2002 году он работал в GSC и адаптировал элементы «Пикника на обочине» для S.T.A.L.K.E.R.: Oblivion Lost . Иванов покинул студию в 2004 году, но какие-то из его наработок все-таки попали в финальную версию игры. Правда, какие именно — неизвестно.
Роман «Порочный квадрат» Иванов писал еще в середине 1990-х. В книге речь идет о мире, где есть Зона и мутанты — близкие видеоигре концепции. Текст так и не опубликовали. GSC пыталась пристроить его в «Эксмо», но издательство не приняло черновик. Зато оно предложило своих авторов: Алексея Калугина, Василия Орехова и Алексея Степанова. Те посетили офис GSC, где им рассказали о вселенной будущей игры.
По итогам соглашения, которое студия заключила с «Эксмо» в 2005, к выходу «Тени Чернобыля» на рынке должны было появиться четыре книги: «Дом на болоте» Калугина, «Дезертир» Степанова и «Зона поражения» Орехова. Четвертой книгой должны были стать «Тени Чернобыля» — сборник повестей и рассказов, которые присылали поклонники в рамках литературных конкурсов. Их PR-отдел GSC организовывал с 2002 года.
Однако первой книгой по вселенной ни одна из вышеуказанных не стала. В 2005 году в немецком издательстве Panini Books вышел роман Бернда Френца и Клаудии Керн «Мертвая зона». Официально его так и не перевели на русский язык.
Книги, о которых GSC изначально договорилась с «Эксмо», поступили в продажу весной 2007 года, вместе с релизом игры. Они ознаменовали начало длинной серии.
Что происходило с серией S.T.A.L.K.E.R.
Оригинальная серия, которая и называется S.T.A.L.K.E.R., включает 89 книг, выходивших с 2007 по 2012 год. Среди писателей, которые отметились в ней, — автор юмористического цикла «Приключения Жихаря» Михаил Успенский, пишущий под псевдонимом Александр Зорич дуэт авторов, известный по фантастической трилогии «Завтра война», и Андрей Левицкий, штатный сценарист GSC. Он же проверял синопсисы всех романов на соответствие вселенной.
Книги серии не связаны сюжетно, но разделены на циклы, посвященные разным героям. Скажем, Василий Орехов в своих романах рассказывает о сталкере по прозвищу Хемуль, а Алексей Степанов — о Дезертире. Это типичная боевая фантастика, так называемое «батино чтиво». Книги будут интересны фанатам игры или тем, кто любит динамичные боевики.
Первые книги серии, издававшиеся до 2008 года, расходились огромными тиражами — до 170 тысяч экземпляров. А сборник «Чистое небо», куда вошли тексты непрофессиональных авторов — участников очередного литературного конкурса, продался тиражом в 200 тысяч экземпляров.
Из-за разногласий между GSC и «Эксмо» через полтора года после начала серия перешла под крыло АСТ. Первой книгой в другом издательстве стала «Сага смерти: Мгла» Андрея Левицкого.
В 2011 году GSC и АСТ расторгли договор, однако книги под брендом S.T.A.L.K.E.R. продолжали продаваться. Это повлекло за собой ряд судебных разбирательств.
Истец — аффилированная с разработчиками компания Transavision Limited — требовал изъять все книги из продажи и выплатить компенсацию. Ни одно из требований суд не удовлетворил. Но в 2012 году книжную серию S.T.A.L.K.E.R. все же закрыли.
Какие есть неканоничные книги по S.T.A.L.K.E.R.
В 2013 году на смену S.T.A.L.K.E.R. пришла новая серия с оригинальным названием STALKER. Она существует до сих пор, и в ней уже более 100 книг, часть из которых пишут авторы оригинальных циклов — в том числе Левицкий. Кроме того, в серии переиздаются ранее выходившие под брендом S.T.A.L.K.E.R. книги, но с другими названиями. Например, «Зона поражения» Орехова здесь озаглавлена как «Чернобыльское сафари».
Серия STALKER — не каноничная. Больше не связанные игровым каноном, авторы смогли разгуляться и придумать собственный лор. Кроме Чернобыльской зоны отчуждения здесь есть, например, Новосибирская. Книги серии разделены на 35 циклов, каждый из которых рассказывает свою обособленную историю.
Еще одна неканоничная серия от АСТ называется совсем уж неожиданно — СТАЛКЕР. Она насчитывает больше 120 книг в 14 подсериях. Здесь все примерно так же, как и в серии STALKER: невиданные в игре мутанты, артефакты, аномалии и Зоны. Например, под Санкт-Петербургом.
В рамках серии СТАЛКЕР есть цикл «Зона посещения». Интересно в нем то, что его события происходят в мире, очень напоминающем вселенную «Пикника на обочине» с ее шестью Зонами Посещения. Однако прямых заимствований концепций или героев из повести Стругацких нет.
Зато они есть в цикле «Пикник на обочине», который выходил с 2013 года. Здесь уже упоминают и город Хармонт, и Золотой шар, и сталкера Рэдрика Шухарта. Последствиям его желания в финале «Пикника» посвящена, например, книга Дмитрия Силлова «Счастье для всех». В ней же фигурирует Снайпер, собственный персонаж автора из книг серий S.T.A.L.K.E.R., «Кремль 2222» и «Роза миров».
На обложке первого тиража «Счастья для всех» сказано, что книга написана «с личного разрешения Бориса Натановича Стругацкого». В последующих допечатках упоминание фантаста из аннотации исчезло. Нет его и в переиздании 2020 года. Тогда книга вышла в серии СТАЛКЕР под новым названием — «Закон Шухарта».
Несколько особняком от сталкерских циклов стоит серия S.W.A.L.K.E.R. Уже одно ироничное название выдает в ней нечто несерьезное, юмористическое — и это так. В серии вышли четыре сборника малой прозы, объединенные темой постапокалипсиса. В них можно найти тексты дуэта Генри Лайон Олди, известного по роману «Путь меча», Андрея Белянина, автора цикла «Тайный сыск царя Гороха», и Андрея Левицкого.
Одни тексты писались специально для антологии, другие — нет. При этом не все рассказы смешные, встречаются даже трагичные. Скажем, пронзительный текст об оставленных людьми роботах «Там, на юго-востоке» Майка Гелприна заставляет вспомнить «Будет ласковый дождь» Рэя Брэдбери.
Какие книги каноничной серии стоит прочитать
«Дом на болоте» Алексея Калугина. Сталкер Штырь хочет убить легендарного Доктора, который безвозмездно помогает всем попавшим в беду на болоте. Герой уверен, что Доктор хранит на болоте какие-то ценные вещи, и втирается к нему в доверие. Но постепенно Штырь проникается философией врача и пересматривает свои взгляды.
В «Доме на болоте» не так много экшен-сцен, но полно живых искрометных диалогов. Удивительно уютный и теплый роман, показывающий Зону с другой стороны.
«Зона поражения» Василия Орехова. Опытный сталкер Хемуль уже не первый год водит иностранных туристов в Зону. Но новый заказ идет не по плану: американцы, которых Хемуль взял с собой, оказываются агентами под прикрытием. Теперь сталкер в ловушке, а помощь ждать не от кого.
В «Зоне поражения» все сюжетные повороты угадываются чуть ли не сразу, а персонажи сплошь архетипичные. Зато в романе нет характерной для книжной серии тягомотины: события развиваются быстро, за одной экшен-сценой почти сразу следует другая. Позже Орехов выпустит еще два романа о приключениях Хемуля — «Линия огня» и «Сектор обстрела».
«Пуля-квант» Алексея Бобла. В отличие от большинства романов серии, главный герой «Пули-кванта» — не бывалый сталкер. Неопытный ученый Кирилл Войтковский частично теряет память и не понимает, что происходит. В Зоне тем временем разворачивается масштабная военная операция, а Кириллу нужно выбраться из Периметра любой ценой.
«Пуля-квант» цепляет красочными описаниями Зоны. Бобл лично посещал Чернобыль и использовал реальные места как прототипы для локаций романа. Он показывает Зону глазами человека, который ее боится и не понимает. Если хотите оценить мир S.T.A.L.K.E.R. с другой перспективы, «Пуля-квант» — неплохой вариант.
Сколько стоит: бумажная версия — 388 ₽.
«Пустые земли» Алексея Калугина. Возможно, лучший роман по мотивам S.T.A.L.K.E.R. Сталкер Джагер сопровождает членов группы «Гонг» в путешествии по опасным Пустым землям. Когда Джагер ломает ногу, его бросают умирать. Сталкер остается в Пустых землях совсем один — без оружия, лекарств, еды и воды.
Это захватывающий роман о выживании в духе фильма «127 часов». Именно «Пустые земли» лучше остальных произведений показывает опасности Зоны. Джагер постоянно обходит опасные аномалии, сталкивается с мутантами и пытается не падать духом. Книга читается на одном дыхании благодаря бодрому стилю Калугина. Ее можно посоветовать даже тем, кто не знаком с видеоигровой франшизой.
Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult