Как пандемия повлияла на поведение россиян в интернете
По данным опроса, который ВЦИОМ провел в декабре 2020 года, больше половины россиян с трудом представляют себе жизнь без интернета.
13% опрошенных социологами сказали, что не знают, как будут выполнять привычные действия, если доступ к сети исчезнет. Еще 41% отметили, что случившееся существенно повлияет на их жизнь, но они смогут приспособиться.
Аналогичное исследование ВЦИОМ проводил и до пандемии — в феврале того же года. Результаты были такими же. Мы посмотрели статистику того, как себя вели пользователи сети до и после пандемии, и оказалось, что коронавирус все-таки сильно повлиял на онлайн-привычки россиян.
Кто и сколько сидел в интернете
За коронавирусный 2020 год количество интернет-пользователей в России выросло на 3 млн человек. К февралю 2021 года, по данным компании «Медиаскоп», хотя бы раз в месяц в сеть выходили 97,7 млн россиян старше 12 лет — это 79,8% подростков и взрослых. Пользователей младше этого возраста исследователи не считают.
В апреле 2020 года, когда власти начали вводить жесткие карантинные меры, россияне ушли в интернет. Среднее время, проводимое в сети, выросло на 12% — с 192 до 215 минут. Но после окончания изоляции показатели вернулись к обычным значениям, а затем даже начали снижаться — как и обычно в летнее время, когда люди уходят в отпуска.
Параллельно с этим выросли и траты на интернет. По данным банка «Русский стандарт», средний чек при оплате услуг интернет-провайдеров в 2020 году вырос на 2% по сравнению с 2019 годом — 619 против 610 ₽. Кроме того, общее количество платежей за интернет через мобильный банк в марте 2020 выросло на 27%, в апреле — на 10%, а в мае — на 7% относительно тех же месяцев 2019 года.
Какие задачи стали чаще решать через сеть
Самые серьезные изменения в онлайн-поведении случились во время самоизоляции. Например, по данным «Медиаскопа», в апреле 2020 года выросло количество тех, кто интересуется новостями в интернете, а также число пользователей социальных сетей. Но в мае показатели вернулись к прежним уровням.
В апреле резко выросло и число тех, кто освоил сервисы видеоконференций: в феврале 2020 года у «Зума» и «Гугл-мит» было 500 тысяч пользователей, в апреле — 14,2 млн. С мая, когда россияне постепенно стали возвращаться с удаленки в офисы, популярность этих приложений начала падать. Но даже показатели июля в 10 раз превышали допандемийные: 5,1 млн пользователей.
Одним из открытий для россиян стали виртуальные концерты и выставки. По данным опроса компании «Суперджоб», 12% респондентов на карантине впервые посетили такие культурные мероприятия дистанционно. Кроме того, 5% россиян открыли для себя онлайн-кинотеатры и телевидение, 7% — удаленные тренировки, 6% — телемедицину.
О том, что россияне на карантине начали активно приобщаться через интернет к культуре, говорят и авторы другого исследования. Как отмечают эксперты компании «Датмарк», пользователи, оказавшись в изоляции, начали искать развлекательный контент — но если в марте и начале апреля на пике были игры и видеосервисы, то в апреле интерес сместился на онлайн-концерты и выставки.
Если сравнить ситуацию в начале и в конце 2020 года, то окажется, что после изоляции интерес к онлайн-развлечениям угас. Число россиян, которые используют интернет для игр, просмотра фильмов и скачивания книг, уменьшилось. При этом сеть чаще начали использовать для решения повседневных задач, которые раньше предпочитали выполнять офлайн.
Как покупали в интернете
В 2018 году рынок интернет-торговли в России вырос на 22%, в 2019 — на 28%, а в 2020, под влиянием пандемии коронавируса, — на 58%. В прошлом году россияне сделали 830 млн заказов — в 1,8 раза больше, чем за год до этого. Получается, что среднестатистический житель России заказывал товары, услуги или доставку еды на дом в течение года семь раз.
Чаще всего покупали что-то в интернете жители Краснодара: на одного жителя этого города приходится 21 онлайн-заказ. На втором месте — Санкт-Петербург: 13,7 заказа. На третьем — Екатеринбург: 13 покупок в сети.
Средний чек онлайн-заказа составил 3260 ₽. Для сравнения, в 2019 году — 3700 ₽. Но, как отмечают авторы исследования из компании Data Insight, посвященного российской интернет-торговле, это не значит, что покупатели стали меньше тратить. Наоборот, онлайн теперь делают даже недорогие, повседневные покупки. Например, средний чек при заказе продуктов питания в 2020 году составил 1880 ₽, лекарств — 1679 ₽, товаров с маркетплейсов — 1780 ₽.
К тому же многие компании делают доставку бесплатной, а это тоже снижает сумму. Вообще, средний чек в этой сфере уменьшается уже пять лет подряд — по мере того как интернет-магазины захватывают рынок. В 2020 году доля электронной торговли во всей рознице составила 8%, а к 2025 году достигнет 26%.
Что касается доставки из кафе и ресторанов, то до начала пандемии, в феврале, еду на дом можно было заказать в 42% заведений. В марте, когда коронавирус стал распространяться по стране, а власти начали вводить ограничения, доставка появилась еще у 18% российских кафе и ресторанов. То есть уже к апрелю, когда страна ушла на карантин, почти две трети заведений предлагали эту услугу.
Чаще всего доставку еды предлагают суши-бары: почти 90% таких заведений привозят заказ на дом. На втором месте — пиццерии: 79%. На третьем — точки фастфуда: 46%.
Что сами россияне думают об уходе в онлайн
Интернетом пользуются почти 80% взрослых россиян, но большинство из них считают, что онлайна в их жизни все-таки слишком много. Если верить опросу, который провела компания «Суперджоб» в декабре 2020 года, 56% респондентов хотели бы снизить количество интернета в своей жизни.
Так, каждый пятый опрошенный устал от онлайн-тренировок и предпочел бы заменить их офлайн-спортзалом. 18% считают, что чересчур много удаленки в образовательной сфере. А 9% россиян хотели бы вернуть привычный режим взаимодействия с госучреждениями: например, лично посещать ПФР, МФЦ или налоговую.