Одни читатели переживают за судьбу малого бизнеса в России, а другие говорят, что поражение неизбежно.
Как лавке помогает выжить собственная легенда, что не стоит покупать в сетевых супермаркетах и за какими товарами люди готовы ехать через весь город к частнику — мы собрали аргументы читателей в пользу маленьких магазинов.
Качество товаров, которое никогда не сможет предложить ни один супермаркет
В сетевые магазины хожу только за гречкой, хлебом и подобными продуктами. По дороге на дачу езжу за мясом в магазинчик в области, в 30 км от дома. Туда же едут и те, кому не по пути, — такие крюки выписывают. Все потому, что там продается настоящее мясо, а не те залежалые куски из гипермаркетов. Там можно прикупить бараньи котлетки и говядину для хороших стейков.
За молочкой тоже езжу в область. Рыбу давно уже покупаю у поставщика, который привозит замечательную заморозку. У другого беру икру — ту, что в супермаркетах, есть невозможно. Так что тот, у кого есть вкус, ищет вкусные вещи у частников.
Специализация на конкретном продукте
Бесполезно бороться с сетевиками ценой, надо брать ассортиментом или направлением. Два способа привлечь людей: легенда и стоимость. Первое — за сетевиками, а легенда? За малым бизнесом!
Я хочу вкусный сыр и ради этого пойду в небольшой сырный магазин. Хочу определенное вино — отправлюсь в винный, хочу мороженое — иду туда, где много видов, за булочкой — в пекарню.
Прежде чем открыть магазин, стоит узнать, нет ли рядом круглосуточного «Дикси» или «Магнита». Если есть — открывайте мясную лавку. Я хоть нормальные котлеты сделаю из свежего мяса. Ну или чайную: хочу настоящий улун, а не имитацию из сетевого магазина.
Удачное расположение — магазин может быть буквально во дворе
Это рынок, и, чтобы к тебе пришли, ты должен быть в чем-то лучше. Те же маленькие магазинчики могут, во-первых, выбирать более удобное расположение, чтобы быть ближе к покупателям. Если магазин находится прямо во дворе дома, для многих покупателей это будет весомым аргументом. Во-вторых, работать тогда, когда не работает крупный сетевик. В-третьих, торговать тем ассортиментом, которого нет в большом магазине.
А гипотетический ипэшник должен быть достаточно умен, чтобы не открываться рядом с большим магазином и быть готовым переформатироваться или переехать, если рядом появился крупный конкурент.
Круглосуточная работа
Маленький магазин оправдан, только если он работает круглосуточно (конечно же, с пивом). Еще лучше, если в радиусе 300—500 метров нет крупной сети, что часто бывает в новостройках. Еще в таких лавках бывает очень интересная сладкая продукция на развес, аналоги которой в супермаркетах брать невозможно.
Сотрудничество с маленькими производствами, которые никогда не попадут в супермаркеты
Каждый стремится приобрести что-либо с выгодой, и это нормально. Хожу в мелкие магазины, если они торгуют вкусной и свежей продукцией, которой нет у сетевиков. Например, если они являются представителем фермерства. Либо если у индивидуального предпринимателя цены явно ниже: есть у нас такие лавки, где фрукты и овощи ощутимо дешевле, чем в супермаркетах.
В общем, у каждого своя ниша. ИП могут работать с небольшими частными хозяйствами, которым сложно пробиться к крупным ретейлерам, да и объемы у них не те, чтобы работать на такую аудиторию. Если ИП, не думая, торгует тем же ассортиментом, что и десять «Пятерочек» на районе, то это промах.
Дружелюбная атмосфера
В сетевых магазинах не хватает так нужных простому человеку эмоций — когда тебе улыбаются, с тобой могут поговорить и тебе вряд ли нахамят. Такие места можно оформлять не стандартными рекламными вывесками, а домашней декорацией, которая подчеркивает выложенный с любовью товар.
Порой человеку важнее купить что-то с эмоцией, и он готов за это переплатить. Думаю, только на этом и держится малый бизнес.
Доставка на дом
Готова ходить к частникам ради сервиса и ассортимента. В моем районе успешно работает лавка с фруктами и овощами. В «Магните» они ужасного качества, а до рынка еще нужно ехать.
К сожалению, маленькие магазины не используют сервис. Что им мешает, например, доставлять продукты на дом в масштабе одного района?