![](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/tochno-net-flow-icon.8ronikcym6cf..png)
Точно нет: 6 причин, почему клиенты не хотят платить через СБП
Читатели Тинькофф Журнала — на заметку бизнесу
![Точно нет: 6 причин, почему клиенты не хотят платить через СБП](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/bad-sbp-cover-in.kouxolcuglz6..jpg)
Мы уже рассказывали, как клиенты банков и предприниматели могут использовать Систему быстрых платежей.
Этот способ оплаты товаров многие считают удобным, но есть и те, кого он не устраивает и даже раздражает. Читатели Тинькофф Журнала рассказали в комментариях, что ради кэшбэка по карте или удобства при покупках им приходится искать других продавцов или идти на хитрость. Собрали их аргументы о том, почему не все клиенты хотят использовать СБП.
Это комментарии читателей из Сообщества. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции
![Лейбл заголовка](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/bad-sbp-01.kjiu91yeftj6..png)
Для оплаты другим способом нужно идти на уловки
Оплатить через СБП просят практически все. «Спортмастер», «Остин» — из последних. Говорю, что плачу кредиткой — это моя уловка, — сразу все вопросы снимаются. Все это бесит, потому что часто специально ставлю повышенную категорию на спорттовары или одежду-обувь и каждый раз почему-то должна оправдываться за оплату картой.
![Лейбл заголовка](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/bad-sbp-02.tcnrutzjovel..png)
Ради покупок приходится терпеть неудобства
Была ситуация в ресторане. Официант говорит: «Как будет удобно оплатить — картой, наличными? А можете QR-кодом оплатить?». Я: «Мне картой удобнее». Он продолжает уговаривать, я согласился. И тут выясняется, что, конечно же, не ловит интернет. Он мне говорит: «А вы подключитесь к нашему вайфаю». Пытаюсь — надо указывать свой телефон, какие-то манипуляции производить. Да идите вы!
Если хотите сэкономить на эквайринге, вы сделайте, чтобы клиенту удобно было. И вообще, если клиент сказал, что ему удобно платить картой, — значит, ему удобно платить картой!
Я делаю просто: если отказываются принимать оплату картой, я не плачу и пишу отзыв с единицей на популярном сервисе. Нигде нет ни одного такого места, куда я бы шел за товаром или услугой, где этот товар настолько уникален или привлекателен по цене в сравнении с конкурентами, чтобы я геморроился с СБП, QR-кодом или, прости господи, налом. Кэшбэк важен для меня, но гораздо важнее скорость, чем удобство оплаты смартфоном.
Кэшбэк — это полбеды. Куайринг — это не так удобно, как бесконтактные платежи. Это ж надо открыть приложение, отсканировать, подтвердить. Даже пластик лично мне приложить к терминалу проще. ЦБ бы подумать как-то над маркетинговой составляющей.
![Лейбл заголовка](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/bad-sbp-03.vu4d4jotjwt0..png)
За многие траты через СБП нельзя получить кэшбэк
Компании, в которых я совершал большие покупки, вполне крупные. Самый свежий пример: пару месяцев назад купили мебель в компании, у которой 12 салонов в Москве, — стоимость 150 000 ₽, внес предоплату 60 000 ₽ в салоне картой. Изготовили, и оператор, которая звонила согласовать доставку, снова уперлась в оплату строго через СБП, так как «картой можно только в офлайн-точке». Съездил, доплатил 90 000 ₽, получил кэшбэк 5% по категории «Дом и ремонт»: 4500 ₽ явно не лишняя сумма.
Конторы, у которых больше 10 точек продаж по Москве, точно имеют большие обороты, и когда речь идет о таких суммах, устраивать сложности с оплатой — это просто бред, я все-таки не помидоры на рынке покупаю. Товарищи явно заложили все издержки в стоимость.
Объясните мне, чем платеж через СБП удобен? Зайди в приложение, выберите оплату через СБП, наведи камеру и так далее. Достал карту, приложил — все гуд, плюс кэшбэк. В магазинах, где склоняют к оплате через СБП, я обычно говорю: «Скидку 5% делаем? Нет — тогда по карте!»
Ни разу пока не сталкивался именно с требованием оплаты по QR-коду или СБП. Обычно спрашивают: «Есть ли у вас возможность?» Всегда отвечаю, что нет. Мне нет смысла терять свои копеечки кэшбэка и дарить компании дополнительную прибыль. Если бы предлагали скидку на размер кэшбэка, тогда еще понятно, а так смысла нет.
Продавцы уже заложили в цену свою прибыль и даже затраты на эквайринг — и хотят еще 2% за наш счет, не жирно будет? Да, клиенты хотят кэшбэк, и что? Мы его получаем от банка, а не от этих контор. Наглость — второе счастье, как говорится. Поэтому давайте так: конторы будут честно отдавать то, что они заложили в цену, а я буду хотя бы частично возвращать то, за что я уже заплатила, купив этот товар.
Покупатели получили возможность оплачивать картой, а это очень удобно. И что же, вы предлагаете отказаться еще от этого 1% или более? Цена-то на товары все равно для всех одна — хоть наличкой плати, хоть картой, хоть через СБП.
Оплата через СБП часто не засчитывается в историю покупок — например, если карта с дополнительным кэшбэком и с условием трат от определенной суммы в месяц. Я в продажах работаю и знаю об этом. Но как покупателю какое мне дело до экономии продавца? За наличку или СБП скидку же никто не делает.
![Лейбл заголовка](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/bad-sbp-04.csaulf9vdynf..png)
Оплата занимает много времени
Один раз ради интереса согласился оплатить по QR-коду в «Красном и белом» — после того как оплата заняла 10 минут, решил, что больше никогда не буду использовать этот способ.
Не люблю вопрос про оплату через СБП, тем более у меня телефон подвисает — пока зайдешь в приложение банка и оплатишь через СБП, сто лет пройдет. Единственное место, где мне это удобно, — «Бургер-кинг», потому что они сделали скидку в 10% при оплате через СБП. Ну и там терминалов стоит несколько — ты никого не задерживаешь обычно, пока заходишь в приложение.
![Лейбл заголовка](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/bad-sbp-05.ho8jviqzfnaa..png)
Можно попасть в неприятную ситуацию
Продавец дважды распечатал QR-код, а моя камера отсканировала оба. Таким образом я оплатила одну покупку дважды. Продавец заверил меня, что возврат денег произойдет автоматически. Но ничего не вернулось. И как произвести возврат по QR-коду, никто не знает. В банке заявили, что возврат должен производить продавец. Продавец настаивает, что возврат должен происходить по инициативе Сбера. И что делать?
Как-то раз в «Зарине» кассир агрессивно просила заплатить через СБП, на «нет» не реагировала. Все наседала, как это просто: «Посмотрите, просто открываете приложение банка и наводите камеру на код». Мне 30 еще нет, выгляжу на свой возраст. Выходя оттуда, почувствовала себя бабулькой, которую пытаются облапошить мошенники.
![Лейбл заголовка](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/bad-sbp-06.zebhtsnsjfnx..png)
Хочется отказаться от покупки, когда на тебя давят
Я просто отказываюсь оплачивать. Чаще всего в этот момент происходит какое-то чудо — и продавец соглашается принять оплату картой. Обычно я не хожу к таким продавцам, но бывают случаи, когда магазин идеально подходит и приходится вести диалог на эту тему.
Меня выбесило кафе, на дверях которого была наклейка Сбера о приеме карт, но в самом кафе предложили два варианта оплаты: на карту официанту или через СБП. С кредиткой это так себе варианты. Напомнила им, что у них висит наклейка о приеме карт. Мне ответили, что терминала нет, а наклейку «ща сдерут». Уже месяца три прошло, наклейка на месте.
Очень и очень бесит, что приходится каждый раз тратить время на препирания и доказывать, что терминал у продавцов все-таки работает. Недавно готовилась к очередному бою — шла покупать цветы и торт. И в этих конторах однозначно всегда «проблемы» с терминалами. Ну что ж — на войне как на войне!
Постоянно предлагают оплатить по QR-коду в «Детском мире». Вроде такая крупная компания, а экономит на сервисе — смешно. А почему не спросить клиента заранее, до оформления заказа, есть ли возможность оплаты картой или без нее он откажется покупать? По-моему, это проще, чем беситься после оформления и изготовления.