Точно нет
201K

Точно нет: 6 причин, почему клиенты не хо­тят платить по СБП

Читатели Тинькофф Журнала — на заметку бизнесу

246
Точно нет: 6 причин, почему клиенты не хо­тят платить по СБП

Мы уже рассказывали, как клиенты банков и предприниматели могут использовать Систему быстрых платежей.

Этот способ оплаты товаров многие считают удобным, но есть и те, кого он не устраивает и даже раздражает. Читатели Тинькофф Журнала рассказали в комментариях, что ради кэшбэка по карте или удобства при покупках им приходится искать других продавцов или идти на хитрость. Собрали их аргументы о том, почему не все клиенты хотят использовать СБП.

Это комментарии читателей из Сообщества. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции

Лейбл заголовка
Причина № 1

Для оплаты другим способом нужно идти на уловки

Оплатить по СБП просят практически все. «Спортмастер», «Остин» — из последних. Говорю, что плачу кредиткой — это моя уловка, — сразу все вопросы снимаются. Все это бесит, потому что часто специально ставлю повышенную категорию на спорттовары или одежду-обувь и каждый раз почему-то должна оправдываться за оплату картой.

Лейбл заголовка
Причина № 2

Ради покупок приходится терпеть неудобства

Была ситуация в ресторане. Официант говорит: «Как будет удобно оплатить — картой, наличными? А можете QR-кодом оплатить?». Я: «Мне картой удобнее». Он продолжает уговаривать, я согласился. И тут выясняется, что, конечно же, не ловит интернет. Он мне говорит: «А вы подключитесь к нашему вайфаю». Пытаюсь — надо указывать свой телефон, какие-то манипуляции производить. Да идите вы!

Если хотите сэкономить на эквайринге, вы сделайте, чтобы клиенту удобно было. И вообще, если клиент сказал, что ему удобно платить картой, — значит, ему удобно платить картой!


Я делаю просто: если отказываются принимать оплату картой, я не плачу и пишу отзыв с единицей на популярном сервисе. Нигде нет ни одного такого места, куда я бы шел за товаром или услугой, где этот товар настолько уникален или привлекателен по цене в сравнении с конкурентами, чтобы я геморроился с СБП, QR-кодом или, прости господи, налом. Кэшбэк важен для меня, но гораздо важнее скорость, чем удобство оплаты смартфоном.


Кэшбэк — это полбеды. Куайринг — это не так удобно, как бесконтактные платежи. Это ж надо открыть приложение, отсканировать, подтвердить. Даже пластик лично мне приложить к терминалу проще. ЦБ бы подумать как-то над маркетинговой составляющей.

Лейбл заголовка
Причина № 3

За многие траты по СБП нельзя получить кэшбэк

Компании, в которых я совершал большие покупки, вполне крупные. Самый свежий пример: пару месяцев назад купили мебель в компании, у которой 12 салонов в Москве, — стоимость 150 000 ₽, внес предоплату 60 000 ₽ в салоне картой. Изготовили, и оператор, которая звонила согласовать доставку, снова уперлась в оплату строго по СБП, так как «картой можно только в офлайн-точке». Съездил, доплатил 90 000 ₽, получил кэшбэк 5% по категории «Дом и ремонт»: 4500 ₽ явно не лишняя сумма.

Конторы, у которых больше 10 точек продаж по Москве, точно имеют большие обороты, и когда речь идет о таких суммах, устраивать сложности с оплатой — это просто бред, я все-таки не помидоры на рынке покупаю. Товарищи явно заложили все издержки в стоимость.


Объясните мне, чем платеж по СБП удобен? Зайди в приложение, выберите оплату по СБП, наведи камеру и так далее. Достал карту, приложил — все гуд, плюс кэшбэк. В магазинах, где склоняют к оплате по СБП, я обычно говорю: «Скидку 5% делаем? Нет — тогда по карте!»


Ни разу пока не сталкивался именно с требованием оплаты по QR-коду или СБП. Обычно спрашивают: «Есть ли у вас возможность?» Всегда отвечаю, что нет. Мне нет смысла терять свои копеечки кэшбэка и дарить компании дополнительную прибыль. Если бы предлагали скидку на размер кэшбэка, тогда еще понятно, а так смысла нет.


Продавцы уже заложили в цену свою прибыль и даже затраты на эквайринг — и хотят еще 2% за наш счет, не жирно будет? Да, клиенты хотят кэшбэк, и что? Мы его получаем от банка, а не от этих контор. Наглость — второе счастье, как говорится. Поэтому давайте так: конторы будут честно отдавать то, что они заложили в цену, а я буду хотя бы частично возвращать то, за что я уже заплатила, купив этот товар.

Покупатели получили возможность оплачивать картой, а это очень удобно. И что же, вы предлагаете отказаться еще от этого 1% или более? Цена-то на товары все равно для всех одна — хоть наличкой плати, хоть картой, хоть по СБП.


Оплата по СБП часто не засчитывается в историю покупок — например, если карта с дополнительным кэшбэком и с условием трат от определенной суммы в месяц. Я в продажах работаю и знаю об этом. Но как покупателю какое мне дело до экономии продавца? За наличку или СБП скидку же никто не делает.

Лейбл заголовка
Причина № 4

Оплата занимает много времени

Один раз ради интереса согласился оплатить по QR-коду в «Красном и белом» — после того как оплата заняла 10 минут, решил, что больше никогда не буду использовать этот способ.


Не люблю вопрос про оплату по СБП, тем более у меня телефон подвисает — пока зайдешь в приложение банка и оплатишь по СБП, сто лет пройдет. Единственное место, где мне это удобно, — «Бургер-кинг», потому что они сделали скидку в 10% при оплате по СБП. Ну и там терминалов стоит несколько — ты никого не задерживаешь обычно, пока заходишь в приложение.

Лейбл заголовка
Причина № 5

Можно попасть в неприятную ситуацию

Продавец дважды распечатал QR-код, а моя камера отсканировала оба. Таким образом я оплатила одну покупку дважды. Продавец заверил меня, что возврат денег произойдет автоматически. Но ничего не вернулось. И как произвести возврат по QR-коду, никто не знает. В банке заявили, что возврат должен производить продавец. Продавец настаивает, что возврат должен происходить по инициативе Сбера. И что делать?


Как-то раз в «Зарине» кассир агрессивно просила заплатить по СБП, на «нет» не реагировала. Все наседала, как это просто: «Посмотрите, просто открываете приложение банка и наводите камеру на код». Мне 30 еще нет, выгляжу на свой возраст. Выходя оттуда, почувствовала себя бабулькой, которую пытаются облапошить мошенники.

Лейбл заголовка
Причина № 6

Хочется отказаться от покупки, когда на тебя давят

Я просто отказываюсь оплачивать. Чаще всего в этот момент происходит какое-то чудо — и продавец соглашается принять оплату картой. Обычно я не хожу к таким продавцам, но бывают случаи, когда магазин идеально подходит и приходится вести диалог на эту тему.


Меня выбесило кафе, на дверях которого была наклейка Сбера о приеме карт, но в самом кафе предложили два варианта оплаты: на карту официанту или по СБП. С кредиткой это так себе варианты. Напомнила им, что у них висит наклейка о приеме карт. Мне ответили, что терминала нет, а наклейку «ща сдерут». Уже месяца три прошло, наклейка на месте.


Очень и очень бесит, что приходится каждый раз тратить время на препирания и доказывать, что терминал у продавцов все-таки работает. Недавно готовилась к очередному бою — шла покупать цветы и торт. И в этих конторах однозначно всегда «проблемы» с терминалами. Ну что ж — на войне как на войне!


Постоянно предлагают оплатить по QR-коду в «Детском мире». Вроде такая крупная компания, а экономит на сервисе — смешно. А почему не спросить клиента заранее, до оформления заказа, есть ли возможность оплаты картой или без нее он откажется покупать? По-моему, это проще, чем беситься после оформления и изготовления.


Какие плюсы есть у оплаты покупок по СБП?
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
0

Причина одна - потому что это выгодно и удобно бизнесу, а не покупателю. И бизнес этой выгодой не очень то хочет делиться. Вот и все.

150

Far, да красное белое сначала 3% даже предлагал, все равно не удобно было. Картой шлеп - и все.
А когда стал 1%, да и то на товары без скидки(не желтые, которых меньше 100%)

10
Сообщник

20.02, 16:51

Far, у меня небольшие обороты. С терминала 2%. С сбп обещали 0,4. Но… да ну. Как есть , так и есть. Живу с 2%

0
0

Зачем куда-то заходить, что-то жмакать, сканировать, подтверждать, ожидать оплаты, если можно просто приложить карту или телефон 🤔
Стоят вот они там на кассе, ковыряются по пять минут, бедные люди из 2024 года 😓

118

Гусь_люблю_бабусь, стоять на кассе и задерживать очередь тупыми приколами с КурКодами действительно не хорошо!
Платить телефонами как-то не очень...

5

Павел, телефоном платить нормально, если разблокировал, приложил и оплата прошла. Некоторые в своих сумках и карманах карты ищут дольше, а вот QR-коды - это действительно неудобно.

25

Лев, давайте уже без этих своих заморочек. Все удобно, но не всем. И если Вы платите с телефона, это не значит, что всем так удобно. Я, вообще, предпочитаю наличку.

4

Лев, + Вам, хочу сам с собой поспорить: если QR не печатается, а на нормальном экране, а покупатель приготовился, то всё быстро!..

0

Павел, похоже, вы просто не в курсе, что такое оплата телефоном. Это не куаркод. Поинтересуйтесь на досуге.

9

Павел, а вы возврат сделать попробуйте

3

Павел, Мне легче достать телефон, точнее он всегда со мной. Чем вспоминать где карта, в кошельке, а кошелёк - дома)
Обожаю ходить в КБ, 🙂.
Ккод- удобно

0

Павел, а в чем разница карточку вы приложили или телефон, карточку достать надо, а телефон 100% у вас всегда в руках

2

Кирилл, вот кстати телефон адекватного человека 99% времени лежит в его кармане, где-то рядом с карманом в котором кошелёк и карты. ;-)
Если карта одна, то прикладывать прямо кошелёк не доставая из него карту примерно то же что и приложить телефон. Когда карт много - выбрать на телефоне нужную проще, чем ковыряться в кошельке, это бесспорно.
Это если мы о классическом способе оплаты, бесконтактном. Ковыряние в телефоне чтобы зайти в приложуху банка и сфотографировать QR - это точно нет-нет, даже если телефон у меня в виде протеза и "100% всегда у меня в руке".

4
0

Не вижу плюсов. Я плачу картой, чтобы получать кэшбек, зачем его терять.

99
0

Да, бесит такое. В последнее время, не просто вежливо интересуются про возможность оплаты по СБП, а прям требуют оплату таким образом. А у меня кешбек по категориям. И вообще, картой в разы удобнее платить. Совсем покупателя в рамки загнали((

77
0

Я работаю кассиром.нас заставляют руководство ,чтобы мы предлагали покупателям платить Qr-кодом.нам кассирам без разницы кто чем будет платить.я согласна,что картой легче,чем Qr-кодом.из за Qr кода очередь покупателей становится больше.

52

Наталья, конечно заставляют, им же )% 0,7 будет.еще и скрипты небось используют

3

Михаил, какие скрипты?

0
0

Для покупателя - никаких.

48

Данил, я не знаю, что вы пытались донести, но донесли суть происходящего - при оплате картой покупатель получает кэшбек, а продавец оплачивает банку услуги эквайринга. И как раз это логично и никого не смущает.
Идем дальше. У меня кроме траты денег на товар, других действий не происходит. Продавец же в момент покупки зарабатывает. Если вы тут пытаетесь в логику, не кажется ли вам странной попытка продавца возложить часть своих трат на покупателя? С какой радости? Ты заработал - будь добр оплати банку его услуги.
Выгода продавца очевидна всем, и даже покупателю. Жаль только, что как раз покупатель в этой сделке - лицо самое незащищенное и логично, что он будет думать о себе, а не о чужом дядьке. Хочешь бесплатный эквайринг - делись скидкой, то есть частью прибыли, которую ты оставишь себе вместо того, чтобы отдать банку. Нет, продавец не хочет, он не дурак. Ну так и покупателю какой резон?

45
0

СБП оплачиваю только когда у них акции на скидки, или кэшбэк больше чем в банке. С Сентября по 31 декабря был кэшбэк ща оплату в ржд пассажирам в пригородных электричках по СБП 20% вот тогда и оплачивал по СБП. Акция кончилась, снова в РЖД пассажирам картой плачу и кэшбэк получаю.

43
0
Герой

09.02, 15:34

Это ж сколько действий надо совершить, чтобы оплатить таким образом. Да ну. У меня даже оплата телефоном не привязана только лишь потому, что его надо достать, разблокировать и т.д.
Всегда только пластиком плачу: сунул руку в карман, достал карту, приложил, засунул карту в карман - все.

40
0

Не, спасибо, никаких оплат СБП. Ни кэшбека, ни чарджбэка толком не выставить в случае чего.

38
0

Оплата по СБП это по QR-коду? Ни разу не пользовалась.
Но согласна, что раздражает, когда тратят твоё время и пытаются заставить платить какими-то переводами. У меня Samsung pay отлично работает и занимает полсекунды времени.

36

pajarito, QR-код тоже разные есть Сбп,есть Сбер,есть универсальный,есть ещё какой нибудь.

3
0

У СБП оплаты есть один серьезный минус: даже оплата покупки есть прямой перевод денег с вашего счета на счет продавца. Любая техническая неполадка в процессе (выключили свет, завис компутер, пропал интернет) и продавец не получит подтверждения от банка и вам придется проявить настойчивость в возврате своих денег. Не зря же все таки была поидумана технология холд-клиринг.

36

Алексей, да обычный возврат занимает подчаса и касса замирает и не работает в это время. У меня так было в Калининграде, в магазе касса 1 и все ждали, пока девушке вернуться деньги.

2
0

У меня бомбит, но только от подобного принуждения в крупных федеральных розничных сетях.(маленькие сами себе буратины)

Так как менеджмент этих сетей действует максимально мерзко, через депремирование персонала. И плевать что продуктовый в подвале и у покупателей даже при желании заплатить через СБП ничего не заработает, но сотрудников за невыполнение нормы платежей по СБП мы депремируем, это да.
Отдельный цирк когда QR-код СБП печатается кассой, с дешевой термолентой и(или) изношенной термоголовкой, настолько что отсканировать его просто невозможно.

Скоро дойдём до того, что при выборе способа оплаты на кассе самообслуживания заставят решать капчу "подтверди что ты не робот" по пять раз если вдруг решишь картой оплатить.
(уже в 1 пятёрочке в которой тестируют все нововведения есть капча на печать бумажного чека. готовятся-с.)

Вообще так как эквайринг в РФ и СБП это всё одно и то же НСПК, онная может начать выкручивать вниз комиссионные эмитентам за транзакции по картам (из которых кешбеки всякие) и в результате "невидимая рука рынка" обеспечит рост доли СБП.
Классика жанра "а не будут брать отключим газ".

33
0

Единственный плюс сбп при оплате покупок, только если ты забыл кошелек дома. В иных случаях просто говорю: «нет, я хочу оплатить картой».

33

Данил, чёт я не особо тут вижу понимания происходящего. где ты видел 5 и 10% за эквайринг, во сне? Зачастую комиссия не превышает 2,5% и это на самые захудалые категории товаров где высокая добавленая стоимость, в основном вообще услуги. На все остальное около 2% (одежда, обувь, стройматериалы, электроника), ниже всякие льготники типа супермаркетов и фастфудов. Последним все банки дают ставку в районе 1,5% +/- 0.1. Зато кеш бек почти у всех банков 5% на фаст фуд, как то не работает с твоей логикой да?
Всё что выше относилось к мелкой торговле. А ещё есть крупные и средние бизнесы, которые выбивают хорошие ставки по эквайрингу и могут раскатать эти условия на всех партнёров франшизы. К примеру у пятёрки ставка 0.7%, у магнитов/ашанов и прочих крупных сетей на вряд ли сильно выше как и у твоего КБ.
Так что твой примитивный пример не работает так. Ко всему прочему банк получает только треть с комиссии за эквайринг, и вся эта тема с сбп немного сложнее

32
0

Постоянно в Ленте затариваюсь. Был у них период внедрения QR и они давали кэшбэк более чем в тиньке. Я даже виджет вытащил и платил. Потом они от кэшбэка отказались, но стали докапываться на кассе мол удобно ли. Нет не удобно теперь. Терять кэшбэк и время очень неудобно.

29
0
Сообщник

09.02, 17:28

Никаких для покупателей. Особенно в магазинах бытовой техники, не важно в каком чуть ли не унижаясь просят оплатить по СБП.

27
0

Здравствуйте.

Я один такой, который вместо аббревиатуры 'СБП' всегда видит слово 'СПб' * (?)

_______
*Санкт-Петербург

26
0
Герой статьи

09.02, 15:20

у СБП только один плюс - выручит, если карту дома забыл) летом был комичный случай: пошла вынести мусор, потом в магаз. и только на кассе выяснилось, что рюкзак дома остался) ну, а телефон в кармане был :) а NFC я не пользуюсь, т.к. для этого должен стоять пароль, ненавижу вводить его по сто раз в день.

24

Undisclosed, ещё можно установить разблокировку по отпечатку пальца, если смартфон это поддерживает. Тогда пароль вводить не потребуется.

23

Андрей, у меня было. Продавец получил "оплата не прошла", а она прошла. По карте в такой ситуации бы повис холд, который бы через 30 дней отвалился. По СБП же единственный вариант выбивать обратный перевод с магазина.

23
0

СБП - много возни с приложением, потом интернет у них в магазине не ловит, бонусы Сбера не начисляются... Одни минусы))

20
0

очень неудобная штука,особенно в магазинах,можно воспользоваться раз в жизини,если по какой-то причине не будут работать терминалы

17
0

Говорю, что у меня нет приложения банка

17

Маня, Аналогично. Даже ношу с собой свою старую Нокию и прошу помочь с СПБ. Да, мне за 70, все вопросы отпадаю.

17
0

Покупаю всё только в интернет-магазинах, так что плачу всегда только картой и получаю кэшбек.
Изредка могу оплатить переводом - например, доплату за заселение в частный гостевой дом в отпуске. Но это капля в море от всех платежей...

15
0

Для себя плюсов не вижу. Только вечное неудобство испытываю, когда кассиры очень просят (иногда даже требуют) оплатить покупки по куаркоду((( Пока пользовалась сберовской картой только, соглашалась, хотя и дольше. А когда перешла на Тинькофф и стала получать кэшбек, то перестала соглашаться. Если мне не предлагают скидку за это, перекрывающую кэшбек, то смысла нет. У ЯндексТакси недавно была скидка 30% при оплате через СБП, а кэшбек на такси у меня был 7%, тут например, смысл был) И вот в пекарне у дома, всегда просят оплатить наличкой, даже скидку дают 10%, это приятно, если наличка есть, то почему бы и нет. Но чаще наличных нет, а они стоят и уговаривают. Понимаю, что не работники это придумывают, а владельцы бизнеса, но как же бесит то!

15
Герой

09.02, 15:10

Отредактировано

Гога, посчитала: таким способом все равно на одно движение надо больше совершить по сравнению с бесконтактной. и это без учета если телефон не очень, то автофокус можно некоторое время жать.

14

Лыков, у тебя температура или что? Очень похоже на бред

14
0
Герой

10.02, 12:17

Отредактировано

Хотите сэкономить на эквайринге? Отлично, тогда поделите сэкономленное с клиентом-сделайте скидку

14
0

Мне как-то в магните перед новым годом предложили так оплатить, обещали кэшбэк по акции 10%. Ну, думаю, 500 ₽ не будут лишними. Спустя месяц не выдержал, начинаю узнавать, а где кэшбэк? Магнит направляет на какую-то контору, которая делала этот кэшбэк. Контора говорит об оплате через какое-то специальное приложение... В общем, плачу теперь исключительно картой.

14
0

В магазине на кассе предложили оплатить по СПБ, деньги с карты списались, чек не вышел, продукты мне не отдали! Сказали написать в чат Сбербанка, оформить возврат. Естественно все оказалось враньем, деньги не вернули.

12
0

лично для меня абсолютно бесполезная штука,никаких плюсов

11
0
Герой

10.02, 11:51

Отредактировано

Раньше я думала, что, буду платить qr, если будет какой-то бонус с этого.
Но сейчас, даже за скидку - нет.
Достали, бесит этот вопрос уже. Портите момент!
Я хочу ощущать приятные эмоции от покупки, а не подходя к кассе понимать, что сейчас начнется эта эпопея, обиженные взгляды кассира и всё такое.

11

Александр, это проблема глобальная, психологическая, и с ней каждый должен бороться сам. Если продавец не стесняется сопливо клянчить у вас оплату по СБП ради экономии в 1,5% - почему вы должны стесняться сказать "у меня кешбек 5%, дайте скидку или сдувайте пыль с терминала"? ))

10

Сообщество