«Архстояние» — это ежегодный фестиваль ленд-арта в России.

Ленд-арт — это направление в искусстве, связанное с природой и ландшафтом. Для фестиваля архитекторы, художники и урбанисты создают новые объекты, в основном из природных материалов. Например, в 2009 году архитектор Александр Бродский создал из старых дверей «Ротонду», которую сейчас называют негласным символом парка «Никола-Ленивец». В 2021 году главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов спроектировал дом-трубу «Русское идеальное», который практически висит в воздухе.

«Архстояние» проходит в арт-парке «Никола-Ленивец» в Калужской области. Я был там несколько раз: приезжал на две Масленицы, два «Архстояния» и один раз просто погулять по парку, отдохнуть от большого города. Мне нравится несколько дней спать в палатке, гулять на рассвете, а днем и вечером вовлекаться во все активности.

29—31 июля 2022 года я снова приехал в парк на «Архстояние». В этой статье расскажу, как устроен Никола-Ленивец и как в нем проходит фестиваль. Обычно по осени начинают продавать билеты на «Архстояние» следующего года.

«Русское идеальное», фото с фестиваля 2021 года
«Русское идеальное», фото с фестиваля 2021 года
«Ротонда»
«Ротонда»

Как устроен Никола-Ленивец

Никола-Ленивец — крупнейший в России ландшафтный парк в Дзержинском районе Калужской области. Он расположен в одноименной деревне, которая входит в состав национального парка «Угра» и имеет статус особо охраняемой природно-исторической территории. Сейчас Никола-Ленивец известен как центр современного искусства России.

Как появился парк. Его история началась с фестиваля «Архстояние». В 1989 году художник Николай Полисский получил приглашение московского архитектора Василия Щетинина и переехал в Никола-Ленивец из Москвы. Вместе с ним приехали другие архитекторы и художники.

Сначала Полисский писал в деревне пейзажи, а позже решил заняться арт-объектами. В 2000 году он создал на берегу реки Угры первый ленд-артовский проект — 200 снеговиков. Их слепили местные жители. «Вот такие всем знакомые одинокие снеговики во дворе каждого дома. Мы придумали, что они вдруг превратились в некий народ», — рассказывал художник.

Снеговики Николая Полисского. Источник: polissky.ru
Снеговики Николая Полисского. Источник: polissky.ru
В 2004 году на месте снеговиков Полисский создал 18-метровый маяк из ветвей, который собрали без гвоздей. Это один из самых популярных объектов парка. Источник: Fedor Sidorov / Shutterstock
В 2004 году на месте снеговиков Полисский создал 18-метровый маяк из ветвей, который собрали без гвоздей. Это один из самых популярных объектов парка. Источник: Fedor Sidorov / Shutterstock

Постепенно в деревню стали приезжать журналисты, другие архитекторы и туристы. Все хотели посмотреть на необычные объекты. Полисский начал организовывать небольшие мероприятия, а в 2006 году придумал фестиваль «Архстояние». Его название отсылает к стоянию между войсками князя Ивана Третьего и хана Ахмата на реке Угре — считается, что оно ​​положило конец 240-летнему монголо-татарскому игу на Руси.

К первому фестивалю архитекторы-дизайнеры Влад Савинкин и Владимир Кузьмин построили «Николино ухо». Его открытая часть повернута к Угре. Там можно сидеть и наблюдать за природой. Объект собрали местные жители — по макету и без чертежей.

Архитектор Юрий Григорян придумал «Сарай» с просверленными стенами, внутри которого всего одна лампа. Команда фестиваля построила объект по одному сообщению от архитектора: «Метр пятьдесят три боковой фасад конек четыре ноль один основание четыре девяносто пять длина пять шестьдесят пять доска двадцать мм вертикально сверлить под разными углами на квадратный метр шестьсот отверстий десять мм семьсот отверстий семь мм дверь сто шестьдесят с пружиной также просверлить открыть строго на север ориентировать отдельно стоящее дерево вечером включать внутри лампу пятьсот ватт».

После 2006 года фестиваль начали проводить ежегодно, постепенно расширяя его территорию. В 2010 году на месте его проведения создали арт-парк «Никола-Ленивец».

«Николино ухо»
«Николино ухо»
«Сарай» по-разному смотрится ночью, на закате или рассвете, когда туда проникает свет. Источник: meganom.moscow
«Сарай» по-разному смотрится ночью, на закате или рассвете, когда туда проникает свет. Источник: meganom.moscow

Что есть в парке. Объекты «Архстояния» делятся на две категории: временные и постоянные. К последним относятся проекты — хедлайнеры фестиваля. Это крупные сооружения, на их возведение тратят много сил и ресурсов. После фестиваля их оставляют в парке. По ним можно отследить, как менялась направленность авторов в разные годы и какие темы затрагивались.

Сейчас в парке собрано 50 разных арт-объектов. Среди самых крупных и популярных — «Арка», «Мост», «Скорая тропа» и другие. Мои любимые — это «Ротонда», которая преображается на рассвете и закате, «Маяк» с подсветкой ночью, величественный «Бобур», красочный «Угруан» и «Дом с люстрой» — на него интересно смотреть сквозь туман.

Объекты доступны круглый год, возле каждого есть табличка с описанием и именем автора. Советую постараться осмотреть их, когда рядом будет минимум народу. Когда вокруг шумная толпа, бывает трудно сосредоточиться и оценить масштаб работы.

В сентябре в парке еще не успели разобрать все временные объекты «Архстояния» 2022 года — можно увидеть половину из них. Все объекты отмечены на карте в буклете, который покупают в инфоцентре при въезде в парк. Подробности о них рассказывают на сайте фестиваля.

Карта «Архстояния-2022»
Карта «Архстояния-2022»
«Дом с люстрой» — объект «Архстояния-2017»
«Дом с люстрой» — объект «Архстояния-2017»
«Скорая тропа» — объект «Архстояния-2012»
«Скорая тропа» — объект «Архстояния-2012»

Почти со всеми объектами в Никола-Ленивце можно взаимодействовать: забираться на них, заходить внутрь или проходить насквозь. Никаких запретов и контроля нет, но нужно думать о безопасности. Например, осторожно залезать на высокие сооружения, чтобы не упасть.

Есть объекты, которые по естественным причинам стали небезопасными. Раньше можно было без страха залезть на «Вселенский разум» и ходить по нему, но теперь некоторые деревянные перегородки могут сломаться, если на них наступить. Часть проектов из-за этого разбирают. Так произошло с «Ленивым зиккуратом» в 2022 году — это был многоярусный ступенчатый сруб с лестницами по периметру.

В парк приезжают круглый год, но во время «Архстояния» он сильно преображается. Мне кажется, фестиваль помогает гостям парка лучше узнать себя и друг друга, а еще позволяет испытать большой спектр эмоций. Но если хочется изучить территорию Никола-Ленивца в спокойном темпе, лучше посетить парк вне фестиваля.

«Пьяный забор» — объект «Архстояния-2021»
«Пьяный забор» — объект «Архстояния-2021»

Как планировать посещение. Я рекомендую посетить Никола-Ленивец как минимум несколько раз. Для начала стоит приехать в парк, когда там нет фестивалей, чтобы в спокойной обстановке изучить старые объекты и насладиться тишиной леса. Лучше приезжать на все выходные: одного дня недостаточно, чтобы обойти все в неспешном темпе. Перед тем как спланировать путешествие, стоит зайти на сайт и убедиться, что в это время не будет никаких мероприятий. Обычно информация о них появляется на главной странице.

После первого посещения советую приехать в Никола-Ленивец на фестиваль «Архстояние». Там вы увидите новые объекты и будете строить маршрут, отталкиваясь от программы фестиваля. Приезжать можно в любую погоду — я застал в парке и дождь, и безоблачное небо. Главное — заранее посмотреть прогноз и взять с собой соответствующую одежду.

Сколько стоит вход. Входной билет в парк стоит 500 Р. Для дошкольников, школьников, пенсионеров и людей с инвалидностью вход бесплатный.

Если хотите побольше узнать о парке, его создателях и объектах, рекомендую заказать одну из экскурсий. Обзорная стоит 500 Р с человека. Экскурсия от создателей парка для группы не более 10 человек — 50 000 Р. Еще есть туры на рассвете и ночью. Их стоимость узнают по телефону +7 920 090-22-60.

Во время фестивалей и других активностей парк закрывается — туда попадают только по билетам на мероприятие. Кроме «Архстояния» в парке в июне проходит «Архстояние детское», а в августе — музыкальный фестиваль «Сигнал». В марте на Масленицу традиционно сжигают большой арт-объект. Например, в 2021 году это была «Вавилонская башня». Программы на 2023 год и билетов пока нет.

Масленица в 2021 году
Масленица в 2021 году

Чем еще заняться в парке. Кроме осмотра арт-объектов в Никола-Ленивце можно бесплатно посетить пасеку, заказать конную прогулку от 900 Р в час или сходить на мастер-класс никола-ленивецких промыслов за 1000 Р. Эта студия строит новые объекты в парке.

Как передвигаться. По парку комфортно передвигаться пешком, маршруты проходят по обустроенным дорогам. Еще можно арендовать велосипеды: на них быстрее, но местами неудобно. На сайте аренда велосипеда на 11 часов стоит 1500 Р, при аренде в парке три часа обойдутся в 650 Р, каждый последующий час — в 200 Р. Многие гости приезжают уже со своими.

Зимой в Никола-Ленивце арендуют лыжи и ватрушки, но цены на 2023 год пока не опубликовали. Я еще не пробовал зимние развлечения в парке, но, думаю, они оставят много впечатлений. На ватрушке катаются с горки около «Маяка», а на лыжах удобно обходить большинство объектов. После всех активностей можно зайти в баню, которая находится в деревне Звизжи, почти у въезда в парк. Час стоит 750—1000 Р.

В парке есть специальные маршруты для гостей на коляске, а также незрячих и слабовидящих посетителей. При необходимости организаторы выдают электроприставку для инвалидной коляски. О доступной среде парка рассказывают на сайте.

Где отдохнуть в 2022 году и не разориться
Главное о путешествиях — в вашей почте каждое воскресенье. Бесплатно

Что важно знать об «Архстоянии»

Традиционно «Архстояние» длится три дня — с пятницы по воскресенье. Приехать можно и в четверг. Лишние сутки пригодятся тем, кто еще не был в Никола-Ленивце и хочет познакомиться с парком.

Все дни фестиваля в парке проходят перформансы, представления арт-объектов и другие активности. Они повторяются каждый день, чтобы гости успели все посмотреть. Программу публикуют на сайте, а еще демонстрируют на экранах в инфоцентре.

В 2022 году на некоторые объекты были очереди — стоит учитывать это в своем плане. Мое максимальное время ожидания — час: я стоял в очереди в одну из капелл. Знакомые рассказывали, что примерно столько же стояли в очереди на автовышку. Про капеллы и вышку я подробно расскажу дальше, в разделе «Как прошло „Архстояние“ в 2022 году».

На основных сценах музыканты и артисты выступают только в субботу. Но есть площадки, на которых слушают музыку в пятницу.

На фестивале есть уютные места, где сравнительно мало людей. Например, в 2022 году на площадке The Blueprint × Rocket Tonic Spot вечером показывали фильмы. Я смотрел «Приключение Пикассо». А в течение дня там играла живая музыка и угощали колой с щавелем. Мне очень понравилось это место. Я отдыхал там после прогулки по парку, сидел на стоге сена и на стульях и пил чай.

Площадка The Blueprint × Rocket Tonic Spot
Площадка The Blueprint × Rocket Tonic Spot

Перед началом фестиваля на сайте публикуют карту, где отмечают новые объекты и ориентиры, которые помогут не заблудиться. По всему парку расставлены указатели.

Билеты лучше покупать заранее: чем ближе к дате фестиваля, тем они дороже. Например, в октябре 2021 года входные билеты на «Архстояние-2022» стоили 2500 Р, а ближе к лету они подорожали до 6500 Р. В эту сумму включены вход на фестиваль и посещение арт-объектов и других фестивальных активностей.

На фестиваль разрешают приезжать с животными. В 2021 и 2022 годах было много собак — они оказались в центре внимания гостей.

В 2022 году хорошо работала связь операторов «Мегафон», МТС и «Теле-2». В 2021 году у меня не было интернета на «Йоте», но в 2022 году везде ловил LTE.

За три дня фестиваля осмотреть все объекты этого года и прошлых лет не получится. В таком случае пришлось бы уделить каждому из них всего несколько минут. Но художники и архитекторы вкладывают в свои работы идею, послание или эмоции — чтобы их прочувствовать, нужно время. На мой взгляд, лучше приехать в парк еще раз.

Как прошло «Архстояние» в 2022 году

Изначально темой фестиваля 2022 года было счастье: опрос организаторов показал, что гости приезжают в парк именно за ним. Но в начале года мир изменился и тема фестиваля тоже — утвердительную форму заменили на вопрос «Счастье есть?».

В 2022 году на фестивале представили 12 проектов — в два раза больше, чем в 2021. Все работы были напрямую связаны с темой фестиваля, а некоторые отражали личные переживания авторов.

Пять работ придумали известные архитекторы и художники, которых пригласили организаторы: арт-объекты «Мавзолей мечты», «Аквариум», «6 соток», проект «Санаторий сна» и перфоманс «Встреча/место». Первые два пополнили постоянную экспозицию парка, остальные были временными.

Еще семь проектов — работы участников открытого конкурса. Предложить свои идеи на «Архстояние» мог каждый. Кроме возраста старше 18 лет никаких ограничений не было. В 2022 году нужно было представить временные проекты «в форме пространственных инсталляций и коллективных перформансов, вовлекающие зрителя в участие и отражающие тему фестиваля».

Присланная работа должна была укладываться в бюджет 500 000 Р. В эту сумму входили затраты на производство, транспортировку, монтаж и установку работы. Авторы должны были предварительно рассчитать смету на реализацию и нарисовать эскиз. По условиям конкурса победителей могло быть от одного до пяти — и каждый получил бы приз в 100 000 Р.

На открытый конкурс прислали 281 заявку — это рекорд. Изначально организаторы хотели реализовать только проект победителя, но инсталляция «Сейчас» оказалась сложной для исполнения. Ее отложили на следующие годы, но денежный приз автору выплатили. Из шорт-листа отобрали девять проектов, но реализовали на фестивале только семь.

Расскажу обо всех работах 2022 года подробнее.

Эскиз объекта «Сейчас». Источник: happy.stoyanie.ru
Эскиз объекта «Сейчас». Источник: happy.stoyanie.ru
Инсталляция должна выглядеть как водяные часы, помещенные под землю. Источник: happy.stoyanie.ru
Инсталляция должна выглядеть как водяные часы, помещенные под землю. Источник: happy.stoyanie.ru
Эскиз объекта «Сейчас». Источник: happy.stoyanie.ru
Эскиз объекта «Сейчас». Источник: happy.stoyanie.ru
Инсталляция должна выглядеть как водяные часы, помещенные под землю. Источник: happy.stoyanie.ru
Инсталляция должна выглядеть как водяные часы, помещенные под землю. Источник: happy.stoyanie.ru

«Мавзолей мечты» — работа архитектора Тотана Кузембаева. Он спроектировал 29-метровую башню, которая стала самым высоким объектом Никола-Ленивца и хедлайнером фестиваля.

Кузембаев — один из главных российских архитекторов, работающих с деревом. Каркас нового объекта тоже сделан из него.

Ярусы башни выполнены из разных материалов — от глины и винных бутылок до искусственных пальм наверху. Первый ярус задуман как секретный: что спрятано под глиной, должно было показать время. Но автор уже раскрыл тайну — сказал, что там кости. По его словам, в древние времена люди строили дома из костей животных, а потом замазывали глиной. Как говорят волонтеры фестиваля, кости решили спрятать, чтобы не пугать посетителей парка.

«Мавзолей мечты»
«Мавзолей мечты»

Ярусы башни олицетворяют ущерб, который люди нанесли природе, пока следовали за мечтой. Они расходовали разные материалы, а когда те заканчивались, находили новые. Достигли мечты, обернулись назад и увидели горы мусора. Но все равно продолжают идти к новым мечтам. «Мавзолей мечты» — это еще и памятник человеческой жадности и глупости.

Автор считает этот объект личным переживанием: в молодости он тоже мечтал о хорошей жизни в удобстве. Как архитектор, Кузембаев чувствует свою вину за уничтожение природы. Представляя башню, он сказал: «Ее надо снести, природа без этого будет гораздо красивее».

У башни нет крыши. В нее можно зайти и увидеть небо. Во время фестиваля у подножия башни можно было послушать в наушниках аудиоспектакль Дмитрия Волкострелова. Он был посвящен материалам, которые использовал архитектор, а еще рассказывал о технологии строительства.

Внутри башни архитектор оставил понятную всем надпись
Внутри башни архитектор оставил понятную всем надпись

Ночью башню подсвечивают: верх — желтым, низ — ярко-розовым. «Мавзолей мечты» стал постоянным объектом парка и первой работой Кузембаева для Никола-Ленивца. Мне башня очень понравилась — она попала в мой личный топ самых интересных объектов парка. Вершина «Мавзолея мечты» видна из палаточного лагеря. Необычно выше верхушек привычных деревьев смотреть на пальмы.

«Мавзолей мечты» возвели в западной части парка. Раньше там не было объектов. Теперь эту территорию решили развивать: в будущем появится несколько кемпингов, детский творческий лагерь и пешеходные тропы к реке.

«Санаторий сна» открыл художник и скульптор Роман Сакин. Он придумал место, где гости фестиваля могли поспать в гамаках и на кроватях. По мнению автора, после событий 2022 года здоровый сон стал дефицитом и даже территорией свободы.

«Санаторий сна» — одновременно произведение искусства и сложно устроенная система, где люди должны были спать по-настоящему. Его обустроили в удаленной от других объектов березовой роще, праздно гуляющих людей там не было.

«Санаторий сна»
«Санаторий сна»

Представляя объект, Сакин сказал: «Цель посетителя этого санатория — хорошо выспаться на фестивале». Уснуть помогал хор зевающих: артисты зевали под руководством дирижера. Еще на сцене выступал ансамбль вязальщиц: его участники вязали — и по всему санаторию распространялся убаюкивающий стук спиц. Лектор читал самую скучную лекцию. Не могу вспомнить, о чем она была. Слушать было действительно скучно, и я думал о другом.

Я приходил в санаторий утром, после завтрака и прогулок по пустому парку. Там были заняты почти все кровати — некоторые гости действительно засыпали на них.

«Санаторий сна»
«Санаторий сна»

В санатории давали попробовать травяные чаи и понюхать успокаивающие соли. Из травяных чаев мне больше всего понравился со зверобоем — часто пью его у себя на даче. Еще я попробовал с душицей, полевым сбором и иван-чаем. Некоторые ароматы успокаивающих солей были сделаны на основе описания снов разных людей: читаешь описание, а потом нюхаешь соль и чувствуешь запахи из сна.

Еще в санатории записывали свои сны и исповедовались у психолога. Я зашел к психологу и обсудил проблему, которая меня волновала. Специалист внимательно выслушал, но советы не давал — мы просто обсудили ситуацию с разных сторон, и я пришел к новому для себя выводу. Место было обустроено как настоящая исповедальня: психолога не было видно, нас разделяла ширма.

Свой сон я записал в специальную книгу. Рядом с ней лежали листы со снами других людей.

Кому-то приснилась статуя Сталина в античном стиле с голым торсом, который переходил в щупальца осьминога.

Мне показалось, что «Санаторий сна» стал одним из самым любимых мест гостей фестиваля. Там всегда были очереди к кроватям, гамакам и психологу. Все говорили шепотом, чтобы никого не разбудить. Было сложно просто зайти и уйти из санатория: атмосфера побуждала лечь куда угодно, хоть на землю.

«Аквариум». Художник Сергей Шеховцов предложил искать счастье в аквариуме для рыбок, увеличенном в масштабе 1 : 10. Об этом проекте он задумался, глядя на аквариум у себя дома. Наверное, рыбки в нем счастливы: у них есть еда и набор развлечений, и им этого достаточно. «Аквариум — это иллюзия счастья», — говорил художник.

«Аквариум»
«Аквариум»

В «Аквариум» можно было зайти и делать внутри что угодно: забираться на корягу, ложиться на камни или садиться на сундук. Во время фестиваля еще пускали дым — он создавал ощущение наличия стекол.

Объект стал экспериментом — автор наблюдал, как люди ведут себя внутри. Некоторые посетители долго сидели в аквариуме, смотрели на происходящее снаружи и становились полноценной частью объекта. Другие просто стояли рядом. «Аквариум» остался в парке и после фестиваля.

«6 соток» — это площадь садового или дачного участка в советские времена, островок счастья для людей. Для многих дача была единственным местом, куда они ездили отдыхать.

Архитектор Александр Бродский построил для «Архстояния» шесть квадратов по сотке и обнес их коричневым профнастилом без входа и выхода. Если не знать, что это арт-объект, можно было пройти мимо: такой забор стал слишком привычным. Мои соседи по даче используют профнастил, и даже в центре Санкт-Петербурга я его вижу. Сейчас это самый популярный материал, чтобы закрыть территорию от чужих взглядов.

Архитектор выбрал коричневый цвет как самый неприятный из всех. Бродский рассказал, что его дачный участок единственный огорожен штакетником. Все остальные закрылись сплошным забором. Стало трудно поговорить с соседями и увидеть их счастье. «Когда идешь мимо таких заборов, возникает интерес: что они там скрывают? — сказал Бродский. — В старые времена все заборы были прозрачными. Бабушка полола редиску, и можно было поговорить с ней».

«6 соток»
«6 соток»

«6 соток» были временным объектом, после «Архстояния» его разобрали. Но в парке есть другие работы Бродского: жилой дом «Вилла ПО-2» из типовых строительных бетонных заборов и «Ротонда».

«Встреча/место». Кроме аудиоспектакля для «Мавзолея мечты» режиссер Дмитрий Волкострелов представил проект «Встреча/место». В 12 капеллах перформеры помогали людям искать счастье. Среди них были известные в театральной сфере брусникинцы — ученики режиссера Дмитрия Брусникина.

Перформеры предлагали тем, кто зашел в капеллу, на пять минут вступить с ними в некое взаимодействие. Нигде не сообщали, что это будет. Но было слышно, что происходит, пока в капелле находился другой человек. Мне не нравится подслушивать, и я специально стоял подальше.

Одна из капелл
Одна из капелл

Я успел зайти почти во все капеллы. В первой никого не было — только лежал телефон. Он зазвонил, я ответил и согласился на разговор. Я не знал, с кем говорю, но в процессе выяснил, что это девушка 23 лет. Она учится в Москве и приехала на фестиваль с друзьями, чтобы познакомиться с парком и потанцевать в лесу. Мы обсудили счастье, детство и мечты. Тогда я еще не знал, где она находится, думал, что это тоже перформер.

Но когда я зашел в другую капеллу, перформер предложил мне позвонить незнакомому человеку. Я понял, что мне ответит кто-то из первой капеллы. На этот раз я поговорил с мужчиной, который пишет картины и в свободное время путешествует.

В следующих капеллах меня ждали:

  1. Сокращенный тест Роршаха. Мне предложили посмотреть на несколько картинок, а после дали обратную связь. В конце я нарисовал кляксу, которая отражает счастье. Мне сказали, что у меня «ничего не свистит».
  2. Сбор пазла. После входа в капеллу я просто сел и собирал с перформером пазл пять минут.
  3. Молчаливый перформанс одного человека, основанный на движении рук и эмоциях. После него нужно было написать три свои эмоции о произошедшем и прочитать с листа впечатления другого посетителя, а после ответить на вопрос, изменилось ли мнение. Мое мнение не изменилось, поэтому перформер показала мне листок с текстом о важности сохранять свое мнение, даже если его пытаются изменить.
  4. Игра в шахматы. Я продолжал партию прошлого посетителя, а следующий — мою.
  5. Прослушивание любимой музыки. Я включил Imagine Dragons — Demons, а потом перформер включила свою любимую песню. После завершения фестиваля участникам этой капеллы прислали общий плейлист.
  6. Составление анкеты о человеке, которого вы не знаете. Одновременно с перформером мы отвечали на вопросы анкеты друг о друге: угадывали имя, любимый вкус кальяна и сожаления.
  7. Диалог про счастье. Перформер предложила мне обсудить счастье, но письменно. Мы записывали мысли и отдавали листок друг другу.

Больше всего мне понравилась капелла, где перформер предлагал выбрать одно из трех взаимодействий: с самим собой, с ним или с другими гостями. Я выбрал взаимодействие с ним, и мы задавали друг другу вопросы. Мне было интересно спрашивать и отвечать. Вряд ли я смог бы задать такие вопросы при обычном знакомстве, а здесь получилось лучше узнать человека всего за пять минут.

Я видел, как люди выходили из этой капеллы со слезами на глазах. Позже узнал, что во время взаимодействия с самим собой перформер просил вспомнить эмоции из детства. Из других капелл тоже выходили с разным настроением: плакали, злились, радовались.

Мои ощущения были в основном позитивными. Проект «Встреча/место» стал для меня главным событием «Архстояния». Раньше я не осознавал, что короткое взаимодействие с незнакомым человеком в достаточно тесной обстановке может вызывать такие сильные эмоции.

Понимаю тех, кто не решался войти внутрь: не все могут принять объятия незнакомого человека или разговор о детстве, которое могло быть травмирующим.

«Большая грязь, или Черная дыра Никола-Ленивецкого уезда». Художница Дарья Лисицына предложила забыть о внутренних запретах и искупаться в лечебной грязи. По ее мнению, взрослые иногда стесняются наслаждаться простыми вещами, но в детстве мы прыгали по лужам, гуляли под проливным дождем, пачкались в песке и были счастливы.

Идея проекта зародилась у художницы на фестивале «Пустые холмы». Там шли сильные дожди, гости ходили по лужам, подскальзывались, падали в грязь и радовались этому.

«Большая грязь» была в парке и во время «Архстояния детского» в июне. Дети постоянно проводили в ней время. Главным ценителем грязи во время взрослого «Архстояния» тоже был ребенок — мальчик по имени Марк. Он нырял в грязь с головой и несколько секунд не всплывал. Его семья стояла рядом и спокойно реагировала на такие подвиги. «Все нормально», — отвечал Марк журналистам после очередного ныряния.

Среди взрослых немногие решались окунуться полностью. Некоторые стояли в стороне и наблюдали, другие заходили в грязь по колено. Сам я тоже не рискнул туда окунуться. Хотя отмыться было легко: рядом был душ и обычный шланг.

Кажется, Дарья Лисицына оказалась права. Дети умеют радоваться простым вещам, а взрослые забыли о таком счастье.

Дарья Лисицына в «Большой грязи»
Дарья Лисицына в «Большой грязи»

«С высоты птичьего полета». Юлия Назар и Света Демина придумали установить японскую автовышку. Гости поднимались на нее с закрытыми глазами, а наверху снимали повязку и наслаждались потрясающим видом с высоты 21 метра. По задумке авторов, подъем на вышку — простое действие, но даже оно может помочь ответить на вопрос о счастье. Мне не было страшно подниматься: вышка была хорошей сборки и процесс подъема совсем не ощущался.

«Черная полоса». Бюро SON Architecture сделало дорогу, которая вела к «Белым воротам» Николая Полисского. Посыл простой: темная дорога выводит к свету.

«С высоты птичьего полета»
«С высоты птичьего полета»
«С высоты птичьего полета»
«С высоты птичьего полета»
«Черная полоса»
«Черная полоса»

Психологическая практика «Путь» Настеньки Рябовой и Марианны Высоцкой стала четырехчасовым путешествием по парку с игровыми практиками, телесными упражнениями и заданиями.

«Счастье — детство». Дмитрий Запылихин создал большие кинетические игрушки для взрослых. Деревянные конструкции в половину человеческого роста были на колесах, и их можно было катать по всему парку. Они напоминали кареты и другие средства передвижения.

«Счастье — детство»
«Счастье — детство»

«Вау! Кикер» Игоря Тарновского, Даниила Веретенникова и Ксении Дудиной — это кикер, в который одновременно могли играть 16 человек сразу несколькими мячами. Счастьем в этой игре считается гол в чужие ворота. Я играл несколько раз. Проект мне очень понравился: там было весело, шумно и можно было пообщаться с новыми людьми.

«Стена плача». Анна Гилёва, Анастасия Сазонова и Валерия Абрамова организовали перфоманс в «Ротонде». Во время него перформеры плакали, смеялись и обнимались с гостями. По мысли авторов, горе — это тоже часть жизни, а дальше будет счастье.

Многие гости увидели в этом отсылку к «Солнцестоянию». Читал в телеграм-канале парка, что многие гости не поняли этого перформанса. Мне «Стена плача» понравилась, хотя мне не особо близки такие представления. Я сходил на него два раза: сначала один, потом с друзьями. С ними мы сидели на втором этаже «Ротонды», а в конце побежали обниматься с перформерами и другими гостями.

Начало перформанса «Стена плача»
Начало перформанса «Стена плача»

Остальная программа фестиваля

Лекции. Тотан Кузембаев и Николай Полисский рассказывали о мечтах, воплощенных в реальность. Арина Фауль говорила о том, как найти в себе силы, несмотря ни на что. Ольга Цветкова проводила мастер-класс по спонтанным танцам.

Музыка. Все сцены вписали в ландшафт парка «Никола-Ленивец» и создали под каждую необычное пространство. Больше всего мне понравилось «Одеялко» — покрытие размером 100 × 100 метров, собранное из спасательных одеял МЧС.

Днем гости разувались, ходили по «Одеялку» и слушали музыку. Вечером начинался рейв, и слушатели перемещались под пленку. Ее освещали несколько разноцветных ламп, а туман рассеивал их свет. Это выглядело необычно и местами футуристично.

«Одеялко»
«Одеялко»

Рядом с палаточным лагерем устроили сцену внутри большого огненного круга: сложили дрова и подожгли их после заката. Там выступал акапельный секстет «Поле». Одни гости водили вокруг сцены хороводы и прыгали через костры, а другие наблюдали за этим с высоты, сидя на стогах сена. Находиться рядом с огненным кругом было очень жарко — я простоял там около получаса.

Похожая сцена была и в 2021 году, на этом же месте зажгли 100 костров. Но они были на расстоянии друг от друга, и у каждого костра собиралась своя компания.

Мне не понравилась организация пространства: сцена была почти на одном уровне со зрителями, выступающих было видно только вблизи. Стога сена поставили за сценой — с них тоже не получалось наблюдать за выступлением.

«Огненная сцена»
«Огненная сцена»

Сцена хедлайнеров музыкальной программы под названием «Счастья нет?» расположилась в глубине леса рядом с арт-объектом «Тропа Мебиуса». Там выступали группы «Буерак», «Свидание», «Космос на потолке» и «Шарлот». Расположение показалось мне неудачным. Артистов было видно только с пары площадок возле сцены. А из-за того, что в лесу с таким перепадом высот сложно настроить звук, их было почти не слышно. В 2021 году главная сцена тоже была в лесу, но проблем со звуком не было.

Возможно, организаторы решили переосмыслить традиционные выступления, когда все зрители толпятся и смотрят в одну сторону. Здесь одни сидели у костра, другие разместились на деревьях, остальные проходили мимо или стояли у перил. Это выглядело довольно необычно и интересно.

В другой части парка расположился проект Leveldva Chillrave. Это команда московского музыкального лейбла, которая уже неоднократно приезжала в Никола-Ленивец. На одной из его площадок прошел мини-фестиваль «Свадьба». Это была отсылка к карантинным ограничениям, когда вечеринки запрещали, а свадьбы — нет.

Как доехать до Никола-Ленивца

Устроители фестиваля «Архстояние» организуют трансфер из Москвы, билет в одну сторону стоит 750 Р. Но есть и другие способы добраться до парка.

Автомобиль. Расстояние от Москвы до парка — примерно 220 километров. Основных маршрутов два: по Киевскому или Минскому шоссе. Дорога без пробок займет около 3,5 часа.

Я добираюсь из Санкт-Петербурга за 11 часов. Вариант приехать на своем автомобиле кажется мне оптимальным из-за большого количества вещей. Маршрут туда и обратно — это около 1750 километров.

Часть пути проезжаю по платной трассе М11. В этом году ехал до Торжка и потратил 1560 Р. Затем спустился на бесплатную дорогу. На обратном пути заехал на М11 тоже в Торжке, но заплатил уже 1830 Р из-за другого времени заезда и выезда. Заранее все рассчитать можно на сайте «Автодора». Всего я потратил на бензин и платную трассу чуть больше 9000 Р.

Раньше дорога к парку была отдельным приключением, но теперь практически до въезда в деревню проложили асфальт. Там, где его еще нет, сделали хорошую дорогу из песка без ям. Проехать по ней может любой автомобиль, например Пежо 308 или Форд Фокус, но на внедорожнике или кроссовере будет чуть комфортнее.

Парковка в Никола-Ленивце бесплатная, и нет ограничений по количеству заездов и выездов с территории. Она располагается на поле около «Ротонды». Свободные места есть всегда, во время фестиваля я видел их даже в субботу вечером. Организаторы разрешают подъезжать прямо к входу для разгрузки вещей.

Электричка идет с Киевского вокзала до станции Малоярославец, билет стоит 359 Р. От станции можно заказать такси, дорога до парка займет 1,5 часа. Это обойдется примерно в 2000 Р в одну сторону. Там работают «Яндекс-гоу», «Ситимобил» и другие агрегаторы. Еще можно найти попутчиков в телеграм-чате Никола-Ленивца: многие ездят из Москвы на каршеринге и своих авто.

Жилье

Дома. В парке есть дома и жилые помещения, построенные на «Архстояниях». Их бронируют на сайте. Жилье доступно круглый год. В аренду включены завтрак и входной билет в парк.

Стоимость аренды домов во время фестиваля и в обычные дни сильно отличается. Например, «Вилла ПО-2» Александра Бродского на две ночи во время фестиваля стоила 61 300 Р. На такой же срок в сентябре ее можно забронировать за 12 960 Р. Я никогда не останавливался в таких домах: мне нравится жить на природе в палатках.

Дома, построенные во время «Архстояния», не похожи друг на друга. Например, «Русское идеальное» — вытянутая труба, «Дом с люстрой» — небольшой жилой модуль без окон, а «Кибитка» — передвижной бутик-отель на колесах. В некоторых домах есть душ и туалет, в других — только обогреватель и кровать. Все это указано на странице бронирования.

Вилла «ПО-2». Источник: prorus.ru
Вилла «ПО-2». Источник: prorus.ru
«Вилла ПО-2». Источник: prorus.ru
«Вилла ПО-2». Источник: prorus.ru

Палатки. На фестивале «Архстояние» почти все живут в палатках. В обычное время место под палатку в парке стоит 700 Р, во время «Архстояния» — 2000 Р на три дня. Можно забронировать уже установленную палатку: в 2022 году двухместная стоила 7000 Р, четырехместная — 11 000 Р. В стоимость входят спальные мешки и туристические коврики.

Животные живут с вами бесплатно, если вы приезжаете со своей палаткой. При аренде придется доплатить 1000 Р.

В этом году на регистрацию забронированных палаток были очереди. Посетители жаловались, что ждали около часа, пока им сообщат номер их палатки. Я никогда не брал палатки на месте, приезжаю со своей, поэтому в таких очередях не стоял.

Палаточный лагерь, на заднем фоне — «Мавзолей мечты»
Палаточный лагерь, на заднем фоне — «Мавзолей мечты»

Советую ставить палатку подальше от туалетов и тропинок: там шумно. Те, кто приезжает на фестиваль с самого утра, успевают занять места в тени и ближе ко всем удобствам. Ставить палатки можно в любом месте, только не рядом с домами. Но это правило всегда нарушают.

В парке есть несколько душевых и туалетов. Если вставать до 10 утра, очереди в них значительно меньше. Горячая вода в 2022 году была только в одном месте, но многие мылись холодной, и я в их числе. До душа с горячей водой нужно было идти в другую часть парка и отстоять там очередь. Мне не хотелось тратить на это время.

Рядом с палаточным лагерем дежурят врачи скорой помощи. Не стесняйтесь подходить к ним: они помогут обработать рану, дадут нужные лекарства.

Номера в гостевом доме снимают в деревне Кольцово. Эконом с одной или двумя кроватями на две ночи в сентябре стоит 5040 Р.

Для автодомов в парке есть специальные площадки. Место стоит 10 000 Р. В стоимость включено электроподключение, водоснабжение и круглосуточная охрана.

Еда

Фудтраки. Во время «Архстояния» на фуд-корте было десять фургончиков с разной кухней. Можно было купить полноценный обед: суп, котлету и гречку. Или перекус: хот-дог с лимонадом. Блюда стоили 250—400 Р, напитки — 200—250 Р. Цены не показались мне завышенными — на других фестивалях еда стоит примерно столько же.

Вот цены в некоторых фудтраках:

Очереди были небольшими. В среднем я получал еду через 20 минут после того, как подходил к фудтраку. У некоторых заведений есть переносные трекеры, чтобы не приходилось стоять рядом в ожидании готовности блюда. Больше всего мне понравилась кухня московского бара «Ровесник» и сытные вафли из кафе Wowfli.

Рядом с инфоцентром тоже стояли палатки, в которых покупали шашлык, блины, пиццу и другие блюда. Цены были примерно такими же, как на фуд-корте: в среднем 300—500 Р за блюдо.

Фуд-корт
Фуд-корт

Кафе. За полноценными завтраками и обедами идут в кафе «Угра» рядом с палаточным лагерем. Оно работает круглый год и открывается в 08:30.

Во время фестиваля завтрак стоил 590 Р. В него входили яйца, колбаски, салат из капусты, зерновой хлеб, сыр креметте и мини-картофель. На обед был выбор из нескольких супов. Куриный бульон с лапшой стоил 400 Р, щавелевый суп — 450 Р.

В кафе делают блюда на мангале. Фланк-стейк на лепешке с чили и красным луком обойдется в 1080 Р, а свиные ребра барбекю — в 780 Р.

Я ел в «Угре» на «Архстоянии-2021», мне все понравилось. Порции были большие, еда вкусная. Претензий к качеству у меня не возникло. В 21:30 кафе заканчивает работу, но помещение остается открытым. Обычно там сидят люди с ноутбуками. Еще в «Угре» подзаряжают гаджеты.

Кафе «Ферма» находится около «Мавзолея мечты». Это полноценная ферма, которая продает продукты и доставляет их в Москву. Там тоже есть фургончики, где можно перекусить. Сырная пицца стоила 1000 Р, а пицца «Моя любовь» с томатами, сыром, руколой и песто — 1500 Р. Их готовят прямо при вас, можно наблюдать за процессом.

Я пиццу не покупал, но слышал и читал много восторженных отзывов о ней. Еще там продавали кофе с блинами за 350 Р.

Зимой в кафе не попасть: у заведения сезонный режим работы. Какой точно, на сайте парка не указано. Думаю, оно открывается весной и закрывается осенью.

Самостоятельная готовка. Некоторые гости готовили прямо в палаточном лагере, это не запрещено. Можно установить свой мангал или взять в аренду за 1000 Р. Открытые костры разводят только в специально отведенных местах.

Я привез с собой газовую горелку и кипятил на ней воду для завтрака: у меня он состоял из каши с фруктами, чая и сэндвичей. А через несколько часов я ходил на второй завтрак на фуд-корт.

Алкоголь. В инфоцентре покупали слабый алкоголь из холодильника. Бутылка сидра 0,7 литра стоила 450 Р, 0,5 литра пива — от 300 Р. Пиво в кафе «Угра» стоило столько же. Гости привозили алкоголь в переносных холодильниках. Я тоже взял из дома несколько бутылок сидра: в Никола-Ленивце такой не купить.

Что взять с собой на «Архстояние»

Я составил список вещей, необходимых для проживания в палатке:

  1. Сама палатка.
  2. Туристический коврик-«пенка».
  3. Спальный мешок. Я брал тот, в котором комфортно спать до +10 °С.
  4. Подушка или то, что может ее заменить.
  5. Туристическое сиденье, чтобы не запачкать одежду, если захочется сесть на землю.
  6. Средство от комаров и других насекомых.
  7. Влажные салфетки.
  8. Резиновые тапки для душа.
  9. Полотенце.
  10. Туалетные принадлежности.
  11. Налобный фонарь, чтобы комфортно передвигаться по лесу.
  12. Обувь, удобная для длительной ходьбы.
  13. Сменная обувь — на случай, если намочите или испачкаете основную.
  14. Несколько комплектов сменной одежды. В лесу можно случайно упасть в грязь. Видел несколько таких случаев и сам однажды неудачно спустился в воду.
  15. Теплая одежда на вечер.
  16. Внешние аккумуляторы, чтобы не искать розетки.
  17. Плавки или купальник. Если погода будет подходящей, можно искупаться в Угре.
  18. Солнечные очки и крем для лица с SPF-защитой.
  19. Гирлянда. Некоторые гости приклеивают ее ночью на одежду, чтобы выделиться в толпе.
  20. Дождевик.

Что в итоге

На главный вопрос фестиваля «Есть ли счастье?» я отвечаю: «Да». Мне кажется, организаторы справились с планами и каждый из гостей нашел свое счастье. Я видел радостные лица людей после подъема на автовышку, ныряния в грязь, взаимодействия с перформером, купания в речке и завтрака на свежем воздухе.

Я встретил знакомых, с которыми мы пересекались на «Архстоянии» в 2021 году. Мне нравится аудитория фестиваля. Туда приезжают позитивные и открытые люди, которые готовы помочь с установкой палатки и предлагают разделить с ними хот-доги. В палаточном лагере соседи общаются между собой, желают доброго утра и спрашивают о разном. Похожие истории можно услышать от посетителей и других фестивалей, но все же в Никола-Ленивце особая атмосфера.

Кто-то нашел свое счастье в людях
Кто-то нашел свое счастье в людях

«Архстояние» 2022 года мне понравилось. По сравнению с 2021 было больше новых объектов и взаимодействия с гостями. Мне кажется, музыкальная часть прошла не так, как планировалось, но впечатления это не испортило. Во время выступлений было много интересных ситуаций, которые остались в воспоминаниях: спонтанные танцы по пути к «Одеялку», интересные диалоги с незнакомыми людьми, вечер в приятной компании и просто наслаждение природой.

Я планирую поехать на «Архстояние» в 2023 году и рекомендую этот фестиваль. Вот почему на него стоить поехать:

  1. «Архстояние» проходит в самом большом ландшафтном парке России.
  2. В парке изучают современное искусство. Участники создают уникальные арт-объекты, аналогов которым нет в России.
  3. На «Архстоянии» необычная музыкальная программа: рейв в лесу, выступления в березовой роще и хороводы вокруг костров под народные песни.
  4. На фестивале можно перезагрузиться после трудного периода в жизни, и каждый найдет себе подходящее развлечение.
  5. Гости сами организуют небольшие события, и никогда не знаешь, что тебя ждет через 100 метров.
  6. Можно лечь на траву в огромном поле и ничего не делать, а где-то рядом будет проходить какой-нибудь перфоманс.

Новости, которые касаются путешественников, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @t_chemodan.