Как россияне пережили уход зарубежных стриминговых сервисов

И сколько вообще тратят на такие подписки

45

В 2022 году с российского рынка ушли крупнейшие мировые стриминговые сервисы — «Спотифай», «Эпл-мьюзик» и «Нетфликс».

Санкции повлияли на структуру аудитории таких сервисов в России: до марта 2022 года количество подписчиков у флагманов индустрии — шведского «Спотифая» и американского «Нетфликса» — росло, но после ухода этих компаний россияне были вынуждены искать альтернативы. Расскажем, какие были варианты.

Подписались на российский сервис

Подавляющее большинство — более 80% подписчиков ушедших иностранных музыкальных стриминговых сервисов — к августу 2022 года перешли на аналогичные российские. Самым популярным аналогом «Спотифая» оказалась «Яндекс-музыка», которая вместе с «Кинопоиском» входит в подписку «Яндекс-плюс». По данным за первый квартал 2023 года, у «Яндекс-плюса» сейчас 22,1 млн подписчиков.

Сюда перешли 83% бывших пользователей «Эпл-мьюзик», 71% подписчиков «Ютуб-мьюзик» и 65% — «Спотифая». Аудитория стриминговых платформ «Яндекса» и «Вконтакте» росла и до санкций, но не так стремительно. Вообще же, по данным аналитического проекта Tinkoff Data, в 2023 году россияне стали в 1,7 раза больше пользоваться стримингами по сравнению с 2021 годом.

Источник: Tinkoff Data
Источник: Tinkoff Data

Большинство пользователей — свыше 60% — пользуются исключительно бесплатными версиями стриминговых аудиосервисов, а постоянно покупают подписку только 10%. Однако экономика подписок продолжает расти.

По данным проекта Tinkoff Data за март 2023 года, средние траты клиентов Тинькофф на стриминговые подписки составляют 388 ₽ в месяц. Для сравнения: стоимость пакета «Яндекс-плюс» — 299 ₽ в месяц, «ВК-комбо» и «МТС-мьюзик» — 169 ₽ в месяц.

Часто сервисы делают совместные продукты и предлагают комбинированные решения: например, «Яндекс-плюс» вместе с «Амедиатекой» будут стоить 699 ₽ в месяц. Как правило, если оформлять подписку в стримингах сразу на год, она будет выгоднее для пользователя, чем помесячная.

У 84% клиентов Тинькофф из числа пользующихся стриминговыми сервисами активна только одна подписка. У 13% — две, у 2% — три, у 1% — четыре или больше.

Оформили иностранную карту и создали новый аккаунт

В марте 2022 года из России ушли «Виза» и «Мастеркард». Из-за этого те, кто пользовался «Спотифаем» и «Нетфликсом», больше не смогли их оплачивать. Кроме того, на российских платформах перестала появляться новая музыка многих зарубежных исполнителей: такие крупные лейблы, как Universal Music Group, Sony Music и Warner Music Group, приостановили работу в России, а объем контента западных киностудий сократился в полтора-два раза.

Одним из вариантов стало открытие счета в другой стране и выпуск зарубежной карты. В 2022 году широко распространился «карточный туризм», когда основная цель визита в другую страну — поход в банк. Как правило, россияне ездили в страны ближнего зарубежья: это быстрее и выгоднее. По данным РБК, основанных на статистике национальных банков, в соседних странах выросло количество банковских карт.

Ощутимее всего — в Таджикистане: на 45,4%. Также больше карт стали выпускать в Киргизии — на 37,3%, в Узбекистане — на 26%, в Армении — на 18,6%, в Беларуси — на 14,9%. Менее заметна динамика в Казахстане и Грузии: 8,3 и 4,6% соответственно. При этом годовые темпы прироста количества карт в обращении были значительно выше, чем в 2021 году, а в большинстве случаев даже поставили рекорды минимум за пять лет.

Можно предположить, что такой турист, получив карту, захочет и дальше пользоваться сервисом, к которому привык. При этом «Нетфликс» дает возможность указать новые данные для россиян, а в случае со «Спотифаем» понадобится новый аккаунт.

Поэтому, несмотря на уход стриминговых гигантов, по данным опроса «Анкетолога», 11% пользователей таких сервисов по-прежнему имеют платную подписку в «Эпл-мьюзик», 6% пользуются музыкальным сервисом от «Ютуба», 4% — «Спотифаем». Скорее всего, эти люди смогли каким-то образом продлить подписки благодаря зарубежным картам или помощи знакомых из-за границы.

Источник: «Анкетолог»
Источник: «Анкетолог»

Полностью или частично перешли на сайты с пиратским контентом

В 2004 году появился крупнейший торрент-трекер rutracker.org — на нем зарегистрировано 14 млн пользователей, а суммарный объем раздач превышает 5 тысяч петабайт, то есть 5 млрд гигабайт. Это 20 млн ноутбуков, если предположить, что в каждом из них по 256 Гб данных. Или 50 млн фильмов в хорошем качестве.

Торрентами россияне активно пользовались и до бурного развития аудио- и видеосервисов, скачивая фильмы, альбомы, книги и многое другое. Сегодня торрент-трекеры по-прежнему популярны, для многих людей они стали единственным источником фильмов, не вышедших в отечественный прокат, а также релизов прошлых лет ушедших из России студий — Disney, Universal, Warner Bros., Sony Pictures и Paramount.

Несмотря на уход компании HBO из России, «Дом дракона», одну из главных премьер прошлого года, можно было законно посмотреть с помощью российских видеосервисов. Например, на «Амедиатеке» фильм увидели 82% пользователей сервиса. При этом на торрентах сериал чаще всего скачивали именно из России, на rutracker.org — 154 453 раза. А искали в Яндексе «смотреть онлайн» — около 10 млн раз.

По данным исследования компании Kantar, 14% пользователей ушедших аудиостримингов перешли на пиратские ресурсы. К ним можно отнести не только торрент-трекеры, но и пиратские сайты и другие способы, с помощью которых меломаны получают доступ к новым релизам иностранных исполнителей. Например, есть мобильные приложения, через которые можно загружать музыку из торрентов.


Как вы слушаете музыку и смотрите фильмы?
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество