Чтобы подзаработать в годы аспирантуры, я играл на улицах на саксофоне.
С тех пор прошло 5 лет, денег мне хватает, но я всё равно иногда это делаю. Я играл в 9 городах, при температуре от −20 до +50 °C. Сейчас наигрываю неплохой для провинции доход.
Если вы умеете играть на каком-нибудь инструменте и хотите подработать в свободное время, расскажу, как это сделать.
Кто такой аскер
В неформальной среде аскером называют уличного музыканта или его помощника со шляпой. Слово происходит от английского ask — «спрашивать». Отсюда сленговый глагол «аскать» — играть на улице, в переходе или метро ради денег. Сам процесс в тусовке называют аском. Помимо музыкантов к аскерам относятся жонглеры, фаерщики, живые статуи, фокусники — любые ребята, которые показывают свое искусство на улице с целью заработка. Еще говорят «стрит», «стритовать».
Какие бывают уличные музыканты
В уличные музыканты идут разные люди: студенты, менеджеры, продавцы, рабочие, преподаватели и даже профессиональные музыканты. Для большинства из них аск — подработка или хобби, но есть и те, кто занимается этим на постоянной основе и живет только за счет игры на улице.
У нас в городе есть группа «Дождя не будет». У них есть раскрученное сообщество во Вконтакте, где они пишут расписание своих уличных выступлений, и люди идут на них целенаправленно.
Мой знакомый скрипач Саша играл по всей России и в других странах СНГ. Стоило ему написать: «Ребят, сегодня в Саратове играю там-то и тогда-то…» — и местная публика подтягивалась.
К уличным музыкантам я не отношу неформалов и бродяг — пьяных, с расстроенными инструментами и песнями русского рока. Поддержать таких людей можно, только если вы сочувствуете их похмелью.
Это стыдно?
У многих музыкантов и далеких от музыки людей есть предубеждение насчет игры на улице: мол, это всё равно что побираться. Я так не думаю. Хороший музыкант поднимает людям настроение, подбадривает их, создает неповторимую атмосферу.
Мой опыт показывает, что большинство людей относятся к музыкантам либо нейтрально, либо положительно. Люди раздражаются, только когда музыкант плохо играет, его аскер со шляпой слишком настойчив или когда вы играете на одном и том же месте одно и то же каждый день.
Мне не стыдно играть на улицах, но, так как я играю недостаточно хорошо, мне порой стыдно за исполнение. Этого никто не замечает, но сам-то я всё понимаю.
Как и что играть
Прозвучит цинично, но ваше мастерство мало кому нужно: подлинных ценителей техники исполнения немного. Люди хотят услышать то, что знают, что вызывает у них эмоции, или то, что красиво звучит. Если играете импровизацию или малознакомые мелодии, то играйте их максимально амплитудно и эффектно.
Чтобы выступать на улице, не обязательно играть очень хорошо — достаточно среднего уровня. Если вы не фальшивите и попадаете в ритм, аск у вас может получиться неплохим. Но чем более крутой вы музыкант, тем больше шансов у вас зажечь прохожих и уйти с полным чехлом.
Если вы играете для себя и в свое удовольствие, мелодии можно подбирать какие угодно. Но и не ожидайте коммерческого успеха: люди в массе не такие ценители хорошей музыки, как они о себе думают.
Русский рок, конечно, хорошо, но играть только его просто моветон. Выучите основные советские хиты, популярные зарубежные мелодии. По моему опыту, на иноязычные песни народ откликается слабо. В моем случае хорошо заходили мелодии Кенни Джи, да и то потому, что он единственный известный поп-саксофонист.
Чтобы не надоесть людям и не устать самому, ваш репертуар должен быть хотя бы на час. В идеале на много часов. Повторяться можно: вас же не будут слушать всё время. Человек либо просто пройдет мимо, либо послушает пару песен и всё равно пройдет.
Какой инструмент лучше
Особо ценятся на улице классические и джазовые инструменты: скрипка, саксофон, труба, кларнет. По моим наблюдениям, самый удобный и выгодный для аска инструмент — это скрипка. Она маленькая и легкая, ее легко носить с собой. Она не замерзает в небольшой мороз — играть можно до минус 5-7, потом мерзнут пальцы. Она не слишком громкая (не то что саксофон!), но и не слишком тихая. На скрипке можно играть везде и всё. Она безумно красиво звучит, если вы умеете на ней играть, а если играть под минусовку, то вы будете звездой квартала.
Мы играем в одном месте с неплохим флейтистом, и народу определенно саксофон нравится больше, чем флейта. То же и с трубой. А вот скрипке я проигрываю — скрипка вне конкуренции.
Саксофон не уличный инструмент. На морозе на нем намерзает конденсат от дыхания, а сам инструмент не строит — попасть в ноты на нем становится сложно. Мне приходилось шить на саксофон чехлы, чтобы играть хотя бы при минимальном морозе. На жаре пересыхают трость (она крепится к мундштуку, из нее извлекается звук) и клапаны, поэтому летом более-менее сносно играть получается только утром или вечером.
Играть на улице можно на обычных акустических инструментах без аппаратуры. Но тогда вы сможете играть только в переходах или на очень тихих улицах, иначе вас просто не услышат. Если хотите наигрывать в разы больше и играть где угодно, потребуется звукоусиливающая аппаратура и колонка для аккомпанемента. Аппарат покажет, что вы серьезный музыкант, а не попрошайка, создаст ощущение представления, а не междусобойчика. По моим наблюдениям, игра под минусовку приносит примерно в два раза больше денег, чем без нее.
Если у вас несколько инструментов, не берите на улицу лучший вариант. Даже при самом бережном отношении на улице вы будете подвергать инструмент экстремальному воздействию. Жара, влажность, холод, пыль, хулиганы. Концертные инструменты лучше поберечь.
Помимо инструмента возьмите с собой тюнер. Полагаться на слух на улице не стоит. Если нужен, возьмите пюпитр. Еще отлично поможет плеер с минусом: даже если нет колонки, вы сможете слышать ритм в наушнике. Микрофон в идеале головной: так мобильнее. Если у вас нет автомобиля, то для аска выбирайте всё компактное: усилитель (он же комбик) должен помещаться в рюкзак и быть легким.
Если вы играете с группой, не надейтесь довезти всю аппаратуру на общественном транспорте — только на автомобиле!
Звать ли шляпника
Я не люблю аскеров со шляпами и считаю, что это дурной тон. Но это мое мнение, к деньгам оно не имеет отношения.
С другой стороны, со шляпником придется и делиться. Обычно договариваются на равные доли.
Шляпник должен быть веселым и интеллигентным. Навязчивые, грубые, наглые шляпники скорее отбивают желание давать деньги хорошему музыканту. По моему опыту, девушке со шляпой давали чаще, чем юноше, но предполагаю, что дело не в поле, а в харизме и улыбке.
Где и когда играть
Играть надо в местах, где много людей и где вы никому не мешаете: в переходах, на перекрестках, возле торговых центров, на оживленных улицах. Отдача в месте, где люди спешат на работу, обычно выше, чем в прогулочных местах.
Парки, центральные улицы — это для вечерней игры летом или в выходные. В будни аскер играет для тех, кто спешит на работу или с нее. Часто на периферии города аск лучше, чем в центре: для жителей отдаленных районов уличный музыкант может быть в новинку и приятной неожиданностью, в то время как мажоры из центра избалованы уличным искусством.
Вы можете играть в любое время дня. Ночью шуметь запрещено законом. Я люблю играть ранним утром — с 6 до 11 часов утра — или вечером, то есть до и после работы. Летом лучше играть на улице, а переходы поберечь на холода и непогоды.
Если вы не робот, скорее всего, вы сможете играть не более 2—4 часов подряд. Больше можно, но тяжело. Максимум я играл 8 часов подряд и после этого с трудом говорил: связки и губы почти не слушались. Если нужно поиграть много, лучше разделите на два, а то и три раза: например, 2 часа утром и 2 часа вечером. Со свежими силами играется легче и отдача от игры больше.
Старайтесь играть на одном месте как можно реже. Не чаще раза в неделю. Эффект неожиданности и новизны приносит хорошее вознаграждение музыканту, но быстро пропадет, если «заиграть» место. По вам должны соскучиться, встреча с вами должна стать приятной неожиданностью.
Часто рядом с аскером сидят какие-нибудь попрошайки. Они ему не конкуренты, но лучше без них. А еще тут этический момент: если это старенькая бабушка, которая просит на еду, играть здоровому зажравшемуся парню рядом с ней становится неловко.
Игра в столицах
Я играл преимущественно в провинциальных городах Черноземья. В Москве и Петербурге тоже играл, но мало знаю о тамошних особенностях.
В Москве я играл на периферии в надземных переходах — никаких проблем у меня не было. В Петербурге играл на центральных улицах и на выходах у метро, во время разведения мостов. Проблем у меня тоже не возникло, но пришлось конкурировать с местными реально крутыми ребятами.
Полиция недружелюбно отнеслась ко мне на Невском, но мы договорились. Многие музыканты на улицах Петербурга — гости из других городов, полиции не привыкать. Для уличных музыкантов это своеобразная Мекка: считается, что каждый должен поиграть в Петербурге.
Во многих городах Европы уличные музыканты получают специальное разрешение на игру. В прошлом году нечто подобное появилось и в Москве: проект «Музыка в метро» — предварительно и строго отобранные музыканты выступают в специально отведенных местах.
Проблемы с полицией и возможные сложности
Игра на улице сама по себе не запрещена законом, поэтому в провинциальных городах никаких проблем с полицией у меня не было. Нельзя играть только в метро.
В реальности полиция время от времени прогоняет музыкантов, в редких случаях забирает их в отделение, в единичных — накладывает штраф. В основном я слышал такое про столицы. Ссылаются они при этом на административный кодекс — статьи 20.1 и 14.1. Первая — об «оскорбительном приставании к гражданам», вторая — о незаконной предпринимательской деятельности. И то и другое не имеет отношения к игре музыканта на улице, но в России закон могут толковать произвольно.
Игра на улицах никакой предпринимательской деятельностью не является. У музыкантов это не «систематическое получение прибыли», у них нет тарифов на музыку, никто не просит людей платить. По сути, это акт дарения, как подарки на день рождения. Если один человек дарит другому деньги, эти суммы не облагаются налогом и за них не нужно отчитываться.
Если музыкант не нарушает общественный порядок, не попрошайничает, не пьет алкоголь, не выглядит как бродяга, не играет слишком громко или ночью и ведет себя как адекватный человек, никакой законодательной причины, чтобы его прогнать и уж тем более задержать, нет.
Но это в теории. На практике к вам могут придраться.
Проблем с полицией у меня никогда не было. Но у полиции вашего города может быть другой настрой.
Гораздо больше мешают охранники торговых центров и переходов с торговыми точками. Вот эти ребята часто просят перейти в другое место, даже если ваша игра нравится продавцам и прохожим. Охранники любят чувствовать свою власть и выпроваживают музыкантов. У многих просто инструкции такие: начальство не любит музыкантов.
Играя на улице, вы начнете сталкиваться с нищими и пьяными людьми. Несмотря на внешний вид, как правило, эти ребята не агрессивны и не опасны. Просто не давайте им деньги: если поддержать их раз, они от вас уже не отстанут.
Если вы сталкиваетесь с откровенной агрессией, которая может перерасти в столкновение, проще перестраховаться и дать хулигану его полтинник: если пострадает инструмент, это обойдется вам дороже. Если требуют еще и еще, откажитесь и просто играйте в другом месте: дашь слабину раз — и они уже не отстанут. Никакой «крыши» нигде нет. Если вам предлагают платить за место — игнорируйте или уйдите.
Сколько на этом можно заработать
Уличные музыканты не любят говорить о своих заработках. Знакомые коллеги даже злились на меня, узнав, что я пишу об этом статью. Пару лет назад в воронежской газете напечатали текст с заголовком «Уличные музыканты зарабатывают от 1000 рублей за вечер», и это наделало много шума. К ребятам на улицах подходили хулиганы, были конфликты. Когда человек работает за 16 тысяч в месяц, а тут кто-то зарабатывает больше, еще и на любимом деле, — это звучит как оскорбление.
Заработок уличного музыканта зависит от следующих условий: уровня игры и репертуара, проходимости места и его заигранности, удачи. В одном и том же месте при равных условиях один и тот же музыкант может наиграть как несколько сотен, так и пару тысяч. Предсказать сумму заранее нельзя.
Носите с собой визитки
Если вы профессиональный музыкант и играете на праздниках, в ресторанах и где позовут, то игра на улице — отличный способ найти клиентов. Запаситесь визитками: к вам будут часто подходить и предлагать где-нибудь сыграть. Заодно сделайте видео какого-нибудь своего выступления на празднике и выложите его на «Ютубе». Благодаря этому играть на улице можно будет гораздо меньше: вы будете загружены работой на свадьбах, днях рождения, свиданиях.
Если у вас есть свои диски, они могут принести неплохой доход. Если нет — запишите. Для этого не обязательна дорогая студия, сделайте запись дома под минус. Народ вас поддержит.
Умиляет то, что отзывчивые и сердобольные прохожие оставляют в чехлах и шляпах музыкантов не только деньги. Чтобы поддержать музыканта или просто поднять ему настроение, люди делятся с ним тем, что у них есть: фруктами, пирожками, сладостями. Часто предлагают алкоголь.
В основном бросают пятерки и десятки. Пару лет назад за месяц я набирал внушительный мешок копеек, но сейчас на такой же объем у меня уходит пара месяцев, потому что эти монеты выходят из оборота. Примерно треть всего заработка состоит из купюр — полтинники и сотни, изредка купюры по 500 и 1000 рублей. Самая крупная купюра, брошенная мне в чехол, — 50 долларов. Это было в 2014 году.
Средний заработок нормального музыканта в провинциальном городе в будни — 300—700 рублей в час. Крутой парень с аппаратурой и минусом может наиграть за час 1000—2000 рублей. В праздничные дни, особенно в дни массовых гуляний, отдача от аска увеличивается в разы — до 5 тысяч в час. В День города можно заработать 10—30 тысяч.
Аск может быть как подработкой, так и основной работой, но это занятие не из легких. Чтобы много заработать, надо очень неплохо владеть инструментом, обзавестись дорогой аппаратурой и много-много играть в любую погоду. Параллельно придется общаться с бездомными, хулиганами, полицейскими. Но это издержки. Если вам в кайф играть и веселить людей, то оно того стоит.
Где менять мелочь
Если наиграете много мелочи, встанет вопрос, как ее обменять. Можно поменять в любом магазине или ларьке — особо нужна мелочь в табачных киосках и аптеках. Но мне кажется, что проще накопить побольше и разом сдать всё в Сбербанк — нужно только взять паспорт и рассортировать мелочь по номиналу. Специальная машина посчитает всё быстро и точно — на всё у вас уйдет минут двадцать.
Запомнить
- Играть на улице не стыдно. Это не попрошайничество. Если вы играете с аппаратурой, то это еще и почетно.
- Лучше играть популярные мелодии. Ценителей музыки не так много.
- Аскер со шляпой повысит ваш доход, но с ним много проблем. Одна из проблем может быть с полицией.
- В большинстве городов России проблем с полицией нет. В Европе нужно получать разрешение.
- Не играйте одно и то же на одном и том же месте: важна новизна и эффект неожиданности.
- Заработок уличного музыканта — от 300 до 2000 рублей в час. Если ходить на аск как на работу, можно получать от 40 до 80 тысяч в месяц.
- Игра на улице — не предпринимательство и доход от этого не облагается налогом.