«Два, три, демон, приди!» вышел в России: чем разочаровывает новый хоррор A24 от видеоблогеров
10 августа в российский прокат вышел австралийский хоррор «Два, три, демон, приди!». Его сняли дебютанты Дэнни и Майкл Филиппу.
Братья известны как создатели и авторы популярного ютуб-канала RackaRacka с 6,75 миллионом подписчиков. «Два, три, демон, приди!» показали на американских фестивалях Sundance и South by Southwest. Дистрибуцией занималась компания A24, выпустившая хорроры «Ведьма», «Солнцестояние» и «Маяк».
На момент выхода этого текста фильм братьев Филиппу считается самым высокооцененным хоррором 2023 года. Однако у него есть серьезные недостатки. Рассказываем, чем «Два, три, демон, приди!» может разочаровать.
Что за «Два, три, демон, приди!» (Talk to Me)
Дата премьеры: 28 июля 2023 года
Страна производства: Австралия
Режиссеры: Дэнни Филиппу, Майкл Филиппу
Сценаристы: Дэнни Филиппу, Билл Хинцмен
В ролях: Софи Уайлд, Александра Дженсен, Джо Бёрд, Миранда Отто, Отис Дханджи, Зои Теракс, Крис Алозио, Александрия Стеффенсон, Маркус Джонсон
Жанр: ужасы
Фильмы, похожие на «Два, три, демон, приди!»: «Реинкарнация», «Страшные истории для рассказа в темноте», «Уиджи. Проклятие доски дьявола»
Продолжительность: 1 час 35 минут
Где смотреть: в российских кинотеатрах с 10 августа
Фильму нечем пугать
Главная героиня — австралийская старшеклассница Мия. Год назад она потеряла мать. Из-за горя девушка замыкается в себе, перестает общаться с отцом, но находит утешение в семье своей подруги Джейд. Мия сближается с ее младшим братом Райли и мамой по имени Сью. Героиня часто ночует в их доме и не отвечает на звонки отца.
В годовщину смерти матери Мия хочет ненадолго отвлечься от горя. Вместе с Джейд и Райли она приходит на вечеринку старшеклассников. На ней подростки устраивают спиритические сеансы с керамической рукой, снимают их на видео и выкладывают в соцсети. По слухам, в руке находится настоящая отрубленная конечность давно умершего мага. Тот, кто прикоснется к ладони артефакта и произнесет «Демон, приди», увидит перед собой призрака. Если же сказать «Я впускаю тебя», дух войдет в тело говорящего и начнет им управлять.
Подростки утверждают, что можно безопасно удерживать призрака внутри себя не больше 90 секунд. Но если превысить лимит и не задуть свечу, дух навсегда овладеет телом. Мия с друзьями чересчур увлекаются спиритическими вечеринками. На одном из сеансов девушка слышит покойную мать. Из-за этого она не успевает прервать ритуал и позволяет призраку поселиться в теле Райли. Вскоре Мия сама начинает видеть духов.
Завязка интригует, но режиссерам нечем удивить фанатов хорроров. «Два, три, демон, приди!» пытается напугать неизобретательными скримерами. В полной тишине камера фокусируется на лице одного из героев, а затем показывает темное пространство позади персонажа. Спустя несколько секунд ожидания зрителей оглушает резкий звук. Авторы даже не пытаются переосмыслить этот старый голливудский прием.
При этом сцены насилия, наоборот, удивляют жестокостью. В одном из эпизодов показывают, как подросток пытается себя ослепить. Такое редко увидишь в современных мейнстримных хоррорах и скорее ожидаешь от радикальных фестивальных фильмов условного Ларса фон Триера.
Однако эта сцена — единственная впечатляющая в фильме. На протяжении следующего часа режиссеры лишь показывают призраков. Прямой угрозы от них нет, поэтому их присутствие не вызывает напряжения. Напротив, внешний вид духов даже немного смешит. В середине фильма призрак пожилой женщины сосет пальцы ног спящему парню. Ближе к концу даже показывают привидение кенгуру, которое оставляет кровавые следы.
Непонятно, какой реакции от зрителей хотели добиться режиссеры. Чтобы стать полноценной хоррор-комедией вроде «Паранормальных явлений: Дома призраков», фильму не хватает хотя бы еще двух-трех смешных сцен. Совсем неправдоподобным «Два, три, демон, приди!» становится в тех сценах, где герои не умирают даже от серьезных ран. В происходящее не веришь, поэтому за персонажей не переживаешь.
У «Два, три, демон, приди!» слишком очевидные метафоры и слабый сценарий
В современных хоррорах редко обходятся без аллюзий. В «Реинкарнации» история о родовом проклятье раскрывает проблему токсичных отношений в семье. А в «Оно» 2014 года — It Follows в оригинале — призраки олицетворяют страх взросления и становятся метафорой венерических заболеваний.
В «Два, три, демон, приди!» контакты с призраками напоминают употребление наркотических средств. Подростки получают удовольствие, когда духи начинают управлять их телами. В одержимом состоянии дети не следят за языком и говорят то, что думают на самом деле. А превышение лимита в 90 секунд влечет за собой «передозировку». С демоном внутри человек наносит себе раны.
Школьники после сеансов еще долго приходят в себя и вновь прикасаются к демонической руке. Так у них начинается привыкание, а позже — зависимость.
Метафора на первых порах действительно кажется интересной. Подростки находят в спиритических сеансах способ отвлечься от своих проблем и ненадолго уйти из гнетущей реальности. Особенно демонической руке рада Мия. Даже после несчастного случая с Райли она держит артефакт при себе и использует его при любой подходящей возможности.
Однако братья Филиппу чересчур увлекаются донесением основной мысли. Несколько раз за фильм Мию обвиняют в том, что она принимала запрещенные вещества. Трагедию с Райли воспринимают именно как передозировку. Режиссеры будто хотят, чтобы их метафору разгадали даже самые невнимательные зрители. Поэтому фильм получается слишком прямолинейным. Разбирать «Два, три, демон, приди!» на смыслы совсем не хочется. Это за зрителей уже сделали авторы.
Авторам не хватает нестандартных идей для сценария. Скажем, сюжетная линия с призраком мамы ничем не удивляет. Разумеется, ни к чему хорошему взаимодействие с ней не приводит. А ближе к концу история перестает развиваться. Герои уже все знают о руке и духах, но ничего не делают для решения проблемы. Кульминация из-за этого не впечатляет. Кажется, будто потусторонние элементы истории вовсе и не нужны: сценаристам интереснее люди, а не призраки.
Любопытной получилась лишь концовка. Финал у фильма действительно эффектный: в нем показывают закономерный итог одержимости Мии рукой. Однако все, что происходит между завязкой и финалом, разочаровывает. Концепция «Два, три, демон, приди!» скорее подходит короткометражке. В формате 20-минутного ролика на «Ютубе» эта история бы получилась более захватывающей.
Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult