В кинотеатрах вышел фильм «Род мужской» — одна из немногих крупных зарубежных премьер, добравшихся до российских экранов.

Это новая картина Алекса Гарленда, режиссера «Аннигиляции», «Из машины» и сериала «Разрабы». Выпускает ее студия А24, известная в том числе поэтическими и интеллектуальными хоррорами. В «Роде мужском» тоже хватает и поэзии, и запутанной символики. Вот только это еще и ужасающий хоррор про телесность. Со сценами, которые будет непросто выкинуть из головы.

Рассказываем, чем пугает Алекс Гарленд в новом фильме.

Вас напугают призраками прошлого

Главная героиня по имени Харпер приезжает в глухую британскую деревню Костон. Она арендует роскошный дом с садом и потрясающим видом. Здесь девушка планирует отвлечься и восстановиться от пережитой травмы: муж Харпер упал с балкона прямо на ее глазах. То ли специально сбросился после особенно жестокой семейной ссоры, то ли просто оступился. С тех пор вдову мучит один и тот же образ — испуганный взгляд летящего вниз супруга.

Процесс восстановления идет не по плану. Во время прогулки по лесу Харпер замечает голого человека — вскоре он же оказывается у нее в саду. Есть и другие странности: в Костоне все мужчины вплоть до детей выглядят одинаково. И настроены они, кажется, не слишком дружелюбно.

Сюжет в «Роде мужском» условен. Его описание укладывается в одно предложение: «Вдова приезжает в деревню и сталкивается с необъяснимым». Но Алекс Гарленд и не пытается удивлять драматургическими поворотами. Образным языком он заставляет зрителя пережить персональный ад главной героини — бедной девушки, которая винит себя в смерти мужа-абьюзера.

Главную роль потрясающе исполнила Джесси Бакли — ее вы могли видеть в фильмах «Думаю, как все закончить», «Потерянная дочь» и сериале «Чернобыль». Источник: A24
Главную роль потрясающе исполнила Джесси Бакли — ее вы могли видеть в фильмах «Думаю, как все закончить», «Потерянная дочь» и сериале «Чернобыль». Источник: A24

Жутким символизмом

«Род мужской» приглашает зрителя самому распутать хитросплетение метафор и символов. Почему мужчины в Костоне сплошь на одно лицо? Растущая у дома яблоня — это намек на первородный грех? Готовых ответов фильм не предложит. А может, их нет даже у Гарленда.

Режиссер показывает мир, который не работает по привычным законам и оттого пугает вдвойне. Ощущение, будто против Харпер ополчились не условные монстры, а сама реальность. Поэтому лес превращается в запутанный лабиринт, обыкновенный смартфон шлет ужасные угрозы, а вороны от ярости разбивают окна головой. Как и героиня, мы не знаем, за каким углом ждет очередной кошмар.

«Род мужской» логично встраивается в фильмографию Гарленда. Как «Аннигиляция» и сериал «Разрабы», это метафорическая история о переживаниях утраты. Прошлые работы режиссера норовили поспорить с вечностью и задавали экзистенциальные вопросы. А вот «Род мужской» работает на более приземленном уровне.

Почти все мужские роли в фильме играет Рори Киннер из «Черного зеркала» и «Наш флаг означает смерть». И это один из самых пугающих актерских перформансов последних лет. Источник: A24
Почти все мужские роли в фильме играет Рори Киннер из «Черного зеркала» и «Наш флаг означает смерть». И это один из самых пугающих актерских перформансов последних лет. Источник: A24

Тут тоже хватает библейских метафор, под финал даже появляются элементы фолк-хоррора. Но в конечном счете «Род мужской» — кино очень личное. Это сюрреалистическое путешествие в сознание травмированного человека. Гарленд пытается воспроизвести на экране опыт женщины, которая из-за установок общества не может простить себе то, чего не совершала.

Многое в фильме остается недосказанным, но порой режиссер увлекается и пускается в излишние объяснения. В картине есть сцены, где герои буквально проговаривают смыслы, которые и так считываются. Возникает парадокс: «Род мужской» — кино, которое одновременно и чересчур запутанное, и чересчур снисходительное к зрителю.

Техническим исполнением

Гарленд и раньше показывал себя как режиссер-визионер. В новой работе он демонстрирует, что умеет снимать не только концептуальную фантастику, но и ужасы.

В первой половине картина напоминает сдержанные «возвышенные» ужасы в духе «Ведьмы» или «Оно приходит ночью». Долгие статичные кадры, заунывное хоровое пение на саундтреке. Давящая, дискомфортная атмосфера. В этот момент кажется, что кино и дальше будет создавать чувство тревоги, а не пугать.

Первая половина фильма плавно подводит к стремительной и жестокой развязке. Источник: A24
Первая половина фильма плавно подводит к стремительной и жестокой развязке. Источник: A24

Зато во второй части «Род мужской» трансформируется в дикий хоррор. Отдельные сцены могут посоперничать в мерзости с какой-нибудь «Человеческой многоножкой».

Без спойлеров не объяснить, что именно происходит в финале картины. Выразимся так: рожденные сознанием Гарленда образы не получится забыть уже никогда. Про жестокий патриархат снимали много фильмов, но не многим удавалось донести свою мысль такими ужасающими физиологическими метафорами.

Кратко о «Роде мужском»

👍 Плюсы 👎 Минусы
Потрясающий актерский дуэт Джесси Бакли и Рори Киннера Режиссер порой слишком подробно объясняет свои же метафоры — хотя фильму как раз идет недосказанность
Фильм успешно пугает гнетущей атмосферой и телесными ужасами
Гарленд мастерски погружает зрителя в болезненный опыт главной героини

👍 Плюсы фильма «Род мужской»:

  1. Потрясающий актерский дуэт Джесси Бакли и Рори Киннера.
  2. Фильм успешно пугает гнетущей атмосферой и телесными ужасами.
  3. Гарленд мастерски погружает зрителя в болезненный опыт главной героини.

👎 Минусы фильма «Род мужской»:

  1. Режиссер порой слишком подробно объясняет свои же метафоры — хотя фильму как раз идет недосказанность.