«Танцуй, Селедка!»: российское роуд-муви о примирении дочери с призраком отца
18 января 2024 года в российский прокат вышла комедия «Танцуй, Селедка!».
Полнометражный дебют актрисы Александры Лупашко рассказывает историю сложных взаимоотношений отца и дочери. Главные роли исполнили Александра Бортич и Павел Майков. Сценарий написала Татьяна Загдай — автор пьесы «Человек в закрытой комнате», на которой и основана картина.
Рассказываем, получилось ли у «Танцуй, Селедка!» стать трогательным семейным фильмом.
Что за «Танцуй, Селедка!»
Дата премьеры: 18 января 2024 года
Страна производства: Россия
Режиссер: Александра Лупашко
Сценарист: Татьяна Загдай
В ролях: Александра Бортич, Павел Майков, Илья Антоненко, Александра Бабаскина, Анна Михалкова, Ольга Лапшина, Данил Стеклов, Наталья Павленкова
Жанры: комедия, драма
Фильмы, похожие на «Танцуй, Селедка!»: «Батя», «Родные», «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов»
Продолжительность: 1 час 39 минут
Где смотреть: в российских кинотеатрах
Главная проблема фильма — фальшь
Девушка по имени Жанна возвращается из Москвы в родной городок, чтобы похоронить папу — несмотря на то, что они не общались уже много лет. Виталий Семенович пил, изменял жене, был резким и язвительным. Именно он дал Жанне ненавистное прозвище Селедка.
Организация похорон осложняется провинциальным разгильдяйством: центр ритуальных услуг не работает в выходные. Жанне нужно самой доставить тело отца до морга в райцентре. Довезти девушку соглашается сын соседки Костик — простачок с голливудской улыбкой.
Задача кажется несложной, пока отец не «оживает» в виде призрака, которого видит только Жанна. По иронии судьбы именно сегодня у девушки день рождения. Призрак требует отпраздновать так, как хочет он, — пройтись по местам, где папа и дочь когда-то проводили время вдвоем.
Фильм обращается к классическому конфликту отцов и детей. Он все чаще встречается в российском кино последних лет: от дилогии «Горько!» Жоры Крыжовникова и комедии «Родные» до «Бати» с Владимиром Вдовиченковым и даже «Чебурашки». Герои картин пытаются всеми силами отгородиться от токсичных родственников, но в финале обязательно приходят к примирению и принятию.
Главная проблема подобных сюжетов — неубедительность. Всю жизнь страдавшие от поведения родителей дети внезапно проникаются любовью к отцам и матерям. Просто потому, что так нужно. Для примирения достаточно сцены любого случайного воспоминания из детства героев — желательно стилизованного под ностальгическую картинку с кассетной видеокамеры. Несмотря на груз обид и разочарований, Жанна и Виталий Семенович тоже обречены на безоговорочный хеппи-энд. И вновь без явных на то причин.
Фильм поверхностно рассуждает на тему семьи
Конфликт героини с отцом прост: он не уделял достаточно внимания ребенку, бросил семью и всегда был ужасно эгоцентричен. Музыку он любил больше, чем дочь.
Во флешбэках Жанна вспоминает, как отец заставлял ее перематывать карандашом музыкальные кассеты и водил в парк, чтобы пофлиртовать с продавщицей мороженого. А однажды подарил на день рождения виниловый проигрыватель — очевидно, себе, а не героине, которая мечтала о собаке.
Основная сюжетная линия состоит сплошь из штампов о трудном детстве и примирении через общую ностальгию. Но даже такая банальная история может стать яркой. Все зависит от актерского ансамбля и очарования отдельных образов. К сожалению, фильм проваливается по обоим пунктам.
Александра Бортич изображает ненависть к отцу и старательно выговаривает неживые реплики, а Павел Майков расслабленно повторяет паттерны большинства своих ролей последних лет. Например, главного героя сериала «Контакт», где сюжет тоже показывает сложные отношения харизматичного отца и строптивой дочери. За весь фильм образ Виталия Семеновича не получает никакого развития. Кроме алкогольной зависимости и обаяния самого исполнителя роли, в отце Жанны ничего нет. Полюбить его, опять-таки, нужно просто так.
В отличие от отца у Жанны и Костика есть осложняющие жизнь обстоятельства: первая встречается с женатым мужчиной, а второй страдает от связи с бандитами. Но и это не помогает им стать похожими на настоящих людей. Ведь все детали проговариваются вслух. В то же время между маленькой Жанной и молодым Виталием Семеновичем во флешбэках чувствуется химия — но этим сценам уделено слишком мало внимания.
Фильм не спасает даже ностальгический саундтрек
Единственное, что с детства связывает Жанну с папой, — музыка. Виталий Семенович составлял сборники песен на кассетах, а дочь помогала их продавать. Музыка — самый простой и действенный способ вызвать у зрителя эмоцию. Благодаря ей появится и ностальгическая слеза, и вера в то, что отец, который всю жизнь вел себя аморально, достоин любви и прощения.
Самое нежное и искреннее в фильме — песни Найка Борзова, Булановой, «Мумий Тролля» и Маликова. Но они никак не связаны с Жанной и ее отцом. Это просто звуковой фон — причем слушать его гораздо приятнее, чем вымученные диалоги о том, что было в Виталии Семеновиче и что-то хорошее.
За весь фильм мы увидим лишь одну сцену, где отец делает шаг навстречу Жанне — дарит ей красные туфли Le Monti, заветную мечту любой девочки девяностых. Правда, сразу после этого Виталий Семенович бросает семью. Подарок был куплен просто из чувства вины.
Не обходится фильм и без финального монолога отца — к счастью, очень короткого. В машине Костика Жанна находит кассету, которую папа когда-то записывал специально для нее. На ленте он вновь говорит о себе, а напоследок советует: если день выдался очень уж плохой, нужно потанцевать — и все пройдет.
Это откровение целиком вмещает в себя весь фильм. Оно настолько же броское и «народное», насколько поверхностное и фальшивое. Жанна, конечно же, танцует и все прощает, отпускает и забывает. Поверить в это — а тем более испытать какое-то светлое чувство облегчения в финале — невозможно. «Танцуй, Селедка» оставляет после себя тягостное ощущение от разговора с родителями. Того самого, в котором пытался высказать что-то важное — но от тебя отмахнулись.
Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult