От капитализма к технофеода­лизму: как власть техноло­ги­ческих корпора­ций меняет мир
Экономика
3K

От капитализма к технофеода­лизму: как власть техноло­ги­ческих корпора­ций меняет мир

И чем опасна новая экономическая система

22
Аватар автора

Михаил Городилов

защищает права техномещан

Страница автора

Когда я выбираю книги в онлайн-магазине «Читай-город» или настольные игры на сайте издательства Hobby Games, то гарантированно становлюсь мишенью для рекламы этих товаров на недели вперед.

Браузер будет показывать мне баннеры с книжными новинками и акциями от продавцов настолок, а сам «Читай-город» будет отправлять мне, как зарегистрированному пользователю, адресные скидки на просмотренные издания. «Яндекс», Google и магазины книг знают о моих вкусах и увлечениях больше, чем мои друзья и родители. И продают эти знания всем, кто готов им платить.

Но во власти технологических платформ не только данные пользователей. Они стали почти монопольными провайдерами, соединяющими клиентов и продавцов. И теперь именно они решают, товар какого производителя я увижу на первой странице поиска, а что от моих глаз вообще лучше скрыть.

Amazon, Wildberries и «Авито» подменили собой рынок. И появились ученые, которые считают, что с их приходом рынок в его привычном понимании вообще исчез. На смену капитализму пришел технофеодализм — в этом уверен греческий экономист и политик левых убеждений Янис Варуфакис. Он предупреждает людей об опасностях новой экономической системы.

Я прочитал его книгу, посмотрел интервью и попытался разобраться, что представляет собой технофеодализм, как он проявляется в повседневной жизни и что можно сделать для ограничения власти технофеодалов.

Что такое технофеодализм

Придумавший этот термин Янис Варуфакис в середине 2010-х работал министром экономики Греции, а сейчас чередует медийно-политическую деятельность с написанием книг по экономике. Последняя вышла в 2023 году — «Технофеодализм: Что убило капитализм» (Technofeudalism: What Killed Capitalism). В ней он объясняет, почему нынешнюю экономическую систему уже нельзя назвать капитализмом и что общего у нее с феодальным строем.

На русском книги Варуфакиса про технофеодализм в продаже пока нет. Источник: Amazon
На русском книги Варуфакиса про технофеодализм в продаже пока нет. Источник: Amazon

Чтобы понять технофеодализм, стоит вспомнить, что такое феодализм в принципе. В самом упрощенном виде термин означает власть феодалов — владельцев земельных наделов, феодов, — над населением, живущим на этой территории.

При этом власть тех, кто находится рангом выше, например короля, на земле феодала ограничена. Проще говоря, владелец феода что хочет, то у себя и делает — собирает дань с живущих и работающих у него людей или судит их по своему усмотрению. Феодальные межклассовые отношения были характерны для средневекового общества.

В современном мире крупным технологическим компаниям, которых Варуфакис сравнивает с феодалами, не нужны ни земельные владения, ни войско, чтобы управлять людьми. Их облачные сервисы и программные алгоритмы дают им реальную власть над миллиардами пользователей по всему миру, которые попали к ним если не в рабство, то точно в зависимость от предоставляемых ими услуг.

Вот общие признаки, которые автор книги привел для сравнения техногигантов с феодалами Средних веков.

У технофеодалов есть власть в пределах надела. Феоды техногигантов — это их платформы и сервисы, где они вольны делать что хотят. Apple может удалить приложение из App Store, Twitter  — заблокировать пользователя, а Google — поднять сайт в поисковой выдаче или убрать его оттуда совсем.

Онлайн-площадки типа Amazon отличаются от обычного рынка тем, что компании, владеющие ими, единолично регулируют все происходящее на сайте. У покупателей и продавцов почти нет возможностей свободно обмениваться информацией и товарами: правила их взаимодействия определяет администрация сайта.

Пользователей сервисов Варуфакис называет «облачными крепостными»: они бесплатно дают технокомпаниям свои личные данные и возможность отслеживать свое поведение, после чего платформы могут создавать еще более совершенные алгоритмы и зарабатывать еще больше денег.

Технофеодалы взимают ренту. Доступ к цифровым платформам таких компаний греческий экономист называет «облачной рентой», которую платят, например, продавцы на маркетплейсах — сродни тому, как вассалы платили ренту феодалам в Средневековье. Сравнивая с феодом торговую площадку Amazon, экономист вспоминает ее владельца Джеффа Безоса, который раздает участки продавцам товаров и посылает к ним своего сборщика податей.

При этом технофеодалам не нужно производить ничего материального. Прибыль, которая выступает двигателем экономической активности при капитализме, сменилась рентой. «Сейчас Amazon не производит ничего, ни бинокли, ни музыку, ни книги, — отмечает Варуфакис. — А происходит следующее: какой-то капиталист, производящий бинокль, велосипед, книгу или что-то еще, поставлен перед условием, что он может достичь меня [потребителя] через Amazon. И Джефф Безос взимает с этого капиталиста 40% от цены, которую я плачу. Это огромная рента».

Отмечу, что тут Варуфакис лукавит: во-первых, с размером комиссии он явно погорячился, а во-вторых, Amazon продает не только чужие товары, но и много чего производит под товарным знаком компании. Но логика высказывания понятна: платформы живут в первую очередь за счет ренты.

Технофеодалы не терпят конкуренции. Варуфакис считает, что извлекаемая технологическими платформами прибыль отличается от стандартной капиталистической еще и тем, что за свой заработок капиталистам нужно конкурировать на рыночных условиях. А огромные экосистемы современных технокорпораций защищены от большинства конкурентов, как и феоды, которые доставались своим владельцам по наследству или по решению монарха.

«Власть сейчас уходит от традиционной промышленности, от традиционного капитала, земного капитала к облачному капиталу, — отмечает автор книги. — Два столпа капитализма — рынки и прибыль — исчезли, и они больше не находятся в фокусе принятия решений».

Янис Варуфакис считает, что технофеодализм хуже капитализма. Фотография: Pier Marco Tacca / Getty Images
Янис Варуфакис считает, что технофеодализм хуже капитализма. Фотография: Pier Marco Tacca / Getty Images

Как работает технофеодализм

На рынке блокчейна и криптовалют популярно понятие «код — это закон» (code is law). Оно означает следующее: если алгоритмы позволяют что-то сделать в программе, то это не противозаконно.

Этот аргумент не так давно использовал в свою защиту трейдер Авраам Айзенберг, которого в США обвинили в крупном мошенничестве с криптовалютой Mango. Айзенберг накрутил ее цену, а потом обрушил, заработав кучу денег и приведя к большим потерям других участников рынка. Свои действия он не счел противозаконными, потому что алгоритмы блокчейн-сети позволяли провернуть эту схему, и сторона защиты всерьез строила на этом свою аргументацию. Суд, правда, с ней не согласился и признал Айзенберга виновным в мошенничестве.

Я считаю, что эта история характерна для подавляющего большинства случаев, когда нарушаются права пользователей в сфере технологий, где регуляторы просто не успевают устанавливать своды правил и вырабатывать механизмы защиты.

У пользователей технологических платформ действительно мало возможностей себя защитить, что делает эти платформы фактически всемогущими и дает им возможность не слишком считаться с правами своих «крепостных».

Отсюда и главное свойство технофеодализма — возможность мгновенно лишить пользователя товаров или услуг. Надо сказать, я сам уже несколько раз стал его жертвой. Так, в ноябре 2021 года «Кинопоиск» удалил из моей библиотеки купленный в онлайн-кинотеатре мультфильм «Легенды „Смертельной битвы“: Месть Скорпиона», потому что у сервиса закончились права на его показ. Деньги мне, правда, после этого вернули.

Контент вам не принадлежит. Нагляднейшее проявление издержек технофеодализма — массовый бойкот России западными компаниями после февраля 2022 года, когда многие ушли из страны, иногда грубо нарушая права пользователей.

Так, Nintendo в своем магазине не дает пользователям из России скачать ранее купленные игры. А в магазине Sony PlayStation нельзя скачать купленные к играм дополнения. Получается, что цифровой продукт, по сути, можно отобрать в любой момент.

В 2022 году российские игроки подали большой иск против Sony за нарушение их потребительских прав, но возможность получить деньги невелика: считается, что активов Sony в стране не осталось. При этом сама Sony свои права в стране продолжает отстаивать, преследуя россиян за нелицензированное распространение продукции, а российское правосудие выступает на ее стороне.

Также без ведома пользователей платформы могут менять содержание проданного ранее цифрового контента — например, его могут отцензурировать. Так, в США стриминговые сервисы удалили из разных сериалов сцены с раскрашиванием белых людей под людей с другим цветом кожи.

Технофеодалы могут устанавливать свои правила и запреты. В январе 2021 Twitter забанил аккаунт Дональда Трампа — тогда еще действующего президента США — на фоне беспорядков в Вашингтоне, когда его сторонники взяли штурмом здание конгресса США, Капитолий. Компанию не смутили даже риски потери рекламодателей — Трамп был популярным пользователем, хоть и с противоречивой репутацией.

Свою технофеодальную природу тогда показали и другие крупные платформы. Кроме Twitter Трампа забанили Facebook* и Instagram*. В сумме это привело к исходу правоконсервативной публики и трампистов в менее известную соцсеть Parler, которая куда более либерально модерировала размещаемый контент. Тогда другие технофеодалы выгнали со своих платформ и саму Parler: Amazon отказалась обслуживать ее серверы, а Apple с Google убрали приложение Parler из своих магазинов.

Такое происходит не только в громких политических делах — контент могут удалить потому, что он «не соответствует правилам платформы». Причем эти правила могут постоянно меняться. Хороший пример — политика того же Facebook* в отношении конспирологических теорий, связанных с коронавирусом: до мая 2021 года компания удаляла и банила у себя весь контент, где обсуждалось, что вирус мог быть разработан в лаборатории, но потом перестала это делать.

Небольшие платформы тоже закручивают гайки. Было бы ошибкой считать, что власть над людьми имеют только самые крупные технокомпании. Возможность ограничить права пользователя доступна по умолчанию любой организации, имеющей свое технологическое решение.

Так, американская краудфандинговая платформа GoFundMe в феврале 2022 года удалила страницу кампании протеста канадских дальнобойщиков против вакцинации из-за сообщений о «незаконных активностях». Но эта же платформа не блокировала страницу сборов на BLM-протесты, хотя на них как раз были массовые случаи насилия и грабежей.

Технофеодалу принадлежат данные пользователей. Пользователи предоставляют владельцам платформ огромный объем своих данных: пол, возраст, товарные предпочтения и много всего еще. На этих данных платформы зарабатывают — или показывая этим пользователям таргетированную рекламу, оплаченную сторонними заказчиками, или просто напрямую продвигая свои же товары и услуги.

Лучше всего на пользовательских данных зарабатывают соцсети, где люди проявляют наибольшую активность. Это иногда приводит компании к неприятным последствиям.

Так, европейские регуляторы прессовали американскую компанию Meta* за то, что она собирала пользовательские данные без разрешения. В итоге все закончилось тем, что компания ввела для Европы платную подписку, в которой не было рекламы.

Кстати, еще с 2010-х обсуждается идея, что технологические платформы должны платить за данные пользователей. В 2020 году Facebook* раздумывала над тем, чтобы таким образом поощрять участников соцсети делиться информацией о себе. Звучала сумма 5 $ в месяц на пользователя, но от идеи отказались: это означало бы потерю многомиллиардных прибылей компании.

Доступ к данным открывает возможности для нечестной конкуренции. Гигант онлайн-коммерции Amazon отметился тем, что собирал данные о продукции сторонних продавцов на своей площадке, а потом начал с ними же конкурировать, запуская аналогичные виды товаров под своей маркой и продавая их на своей платформе.

Технофеодализм сегодня можно считать синонимом монополизации рынков, поскольку цифровые платформы и сервисы находятся в несоизмеримо более сильном положении по сравнению с другими игроками. Выпуская собственные умные колонки, велосипеды и телевизоры, «Яндекс» может легко обходить конкурентов на своей платформе «Яндекс Маркет».

Как победить технофеодализм

На первый взгляд технофеодализм кажется неизбежностью, которую человечеству предстоит пережить. Но в последнее время с ним начали бороться правительства. Расскажу, как это происходит.

Вмешательство антимонопольных органов. Регуляторы могут потребовать от компании разделиться на части — распродать свои «лишние» подразделения и уменьшиться в размерах. Аналогичные примеры есть в других сферах. Так, в США в начале 20 века разделили на много компаний нефтяного монополиста Standard Oil, чтобы способствовать конкуренции. В конце 20 века в Штатах пытались по решению суда разделить Microsoft — как раз из-за ее монопольного положения, — но компания подала апелляцию и победила.

Минусом этой схемы может быть то, что сами пользователи в конечном счете могут лишиться услуг, предоставляемых платформой. В технологических компаниях разные части бизнеса зачастую неодинаково рентабельны и какой-то особенно прибыльный сегмент обеспечивает существование всех прочих. За примерами далеко ходить не надо: все проекты Amazon существуют за счет прибыли, которую приносит облачное подразделение компании. Если бизнес разделить, то многие привычные пользователям сервисы могут просто обанкротиться и перестать существовать.

Запрет на расширение. Регуляторы могут ограничить расширение существующих технологических компаний, запрещая им крупные поглощения. Недавно Microsoft пыталась купить игровую компанию Activision Blizzard и убила несколько лет на убеждение регуляторов, прежде чем смогла закрыть сделку. Но и здесь неочевидна выгода для самих пользователей. Если бы Activision Blizzard не получилось купить и она обанкротилась, кому от этого стало бы легче?

Штрафы за монополизм. Периодически регуляторы подают иски против крупнейших технофеодалов из-за злоупотребления монопольным положением. Так, Google в январе 2024 года получила штраф от ЕС в размере 2,4 млрд евро за то, что в 2017 году продвигала свой сервис сравнения цен в магазинах в ущерб аналогичным сервисам конкурентов.

По идее, такие крупные штрафы должны иметь эффект. Но я не припомню случая, чтобы они влекли значимые последствия. Обычно все заканчивалось так: с технофеодалов брали деньги и они продолжали заниматься тем, чем и раньше.

Недавно регуляторы ЕС под угрозой штрафа в размере 10% от общей годовой выручки принудили Amazon перестать злоупотреблять своим положением монополиста и притеснять продавцов на платформе. В частности, Amazon вменяли в вину то, что компания при продвижении товаров на платформе отдавала предпочтение собственной продукции и тем продавцам, кто использовал логистическую систему Amazon для доставки.

Главная сложность таких мер — следить за тем, как компании потом соблюдают предписания. Так что в случае с Amazon пока трудно сказать, была ли мера эффективной, или компания вернулась к старым практикам.

Регулирование правил и тарифов техногигантов. Сегодня от предприятий коммунальной сферы в России требуют оказывать услуги по вменяемым ценам — действует система регулирования тарифов, которая позволяет сдерживать удорожание услуг. Регулировать технологические компании можно так же, как сектор ЖКХ. Звучит экзотически, но на самом деле такая идея обсуждается уже очень давно — как минимум с 2017 года.

Обычно обсуждение ведется именно в монетарной плоскости — то есть сколько технокомпании должны брать за свои услуги, ставшие для многих пользователей безальтернативными. Но также на повестке и идеологический аспект: техноплатформы должны оказывать услуги всем, не отказывая, например, из-за политических предпочтений.

Как с технофеодалами борется Европа

В странах ЕС с 2024 года действует закон о цифровых рынках — Digital Markets Act (DMA). В нем определены шесть компаний-привратников — то есть крупных платформ, выступающих фактически монополистами в своей сфере: Alphabet  , Amazon, Apple, Meta*, Microsoft, ByteDance  .

У всех этих компаний в сумме есть 22 сервиса, упоминаемых в законе, — их социальные сети и магазины приложений.

Вот что обязаны, согласно DMA, делать привратники:

  1. Позволять сторонним компаниям интегрировать свои решения в сервисы.
  2. Давать доступ корпоративным пользователям своих сервисов к данным, которые появляются в результате их деятельности.
  3. Выдавать рекламодателям инструментарий для проверки рекламы на платформах.
  4. Давать поставщикам услуг и товаров возможность проводить оплату за пределами своих платформ.

Вместе с тем, согласно DMA, привратникам запрещено делать следующее:

  1. Отдавать предпочтение своим товарам и услугам при продвижении, когда аналогичные товары и услуги рекламируются на платформе сторонними компаниями.
  2. Мешать пользователям получать услуги сторонних компаний за пределами своих платформ.
  3. Мешать пользователям удалять предустановленное ПО.
  4. Следить за активностью пользователей за пределами платформы, чтобы продвигать им таргетированную рекламу.

Штрафы за несоблюдение этих правил по DMA предполагаются довольно жесткие: 10% от общемировой выручки нарушителя и 20% в случае повторения нарушения. Упомянутый ранее случай с Amazon в ЕС произошел как раз в рамках применения этого закона.

Еще по DMA могут быть периодические штрафы около 5% от средней ежедневной выручки по миру. Также предусмотрены дополнительные штрафы и карательные меры вплоть до продажи частей бизнеса.

Закон в целом позитивный, но в нем есть несколько слабых мест. Во-первых, ничего не говорится о цензуре, что оставляет возможность удалять контент, который платформы сочтут «идеологически неверным». А во-вторых, закон нацелен лишь на шесть крупных компаний. Игроки размером поменьше вполне могут заниматься тем же, что и крупные.

Сейчас Еврокомиссия расследует деятельность Apple, Alphabet и Meta* в рамках проверки на соответствие DMA. Думаю, в течение следующих нескольких лет мы увидим, насколько эффективным окажется этот закон в Европе, и сможем сделать вывод, способен ли он помочь в борьбе с технофеодализмом в глобальном масштабе.

Михаил ГородиловА как вам живется в технофеодальном обществе?
  • Sergey AveryanovКиберпанк который мы заслужили.3
  • a bit of workНасчёт безальтернативности задумалась. Без маркетплейсов я точно проживу, лишиться некоторого контента в соцсетях будет, конечно, жалко, но такую потерю можно пережить. Насчёт продажи данных, если честно, вызывает недоумение показ мне товаров, которые я уже нашла и купила, то есть кто-то платит за "информацию" ещё месяца два после того, как она стала неактуальной. Если только политикам это может быть актуально, с другой стороны, нужны ли для запретов чьи-то данные, запретил всё для всех и сиди спокойно.8
  • Михаил ГородиловВ комментариях хочу разместить свои "схолии"-комментарии по теме. Начну с феодализма, который все-таки является очень сложным понятием. В советском словаре Ожегова это «экономическая формация, характеризующаяся существованием двух основных классов – феодалов и находящихся в личной от них зависимости крестьян». В словаре Брокгауза и Ефрона есть куда более подробная статья со множеством примеров из разных стран, из которой я хотел бы выделить основные моменты: ● «территориальная окраска политических и политическая окраска территориальных отношений». ● «преобладание частно-правовых (вместо публично-правовых) принципов и начала индивидуального договора – вместо общего закона, личной зависимости или патроната – вместо подданства или гражданства». Вот как феодализм определил историк Михаил Диунов, историк и автор Телеграм-канала «Хроники заката цивилизации» https://t.me/aeternahistoria "Историки рассматривают феодализм как форму землевладения, когда обладание землей связано с политической и экономической властью над обрабатывающими ее крестьянами. Некоторые полагают, что феодализм — это исключительно западноевропейское явление, уже в восточной Европе он принимал формы весьма сильно отличающиеся от классических, в Азии же, Африке и Америке феодализма не было вовсе. Некоторые полагают, что феодализм возник из-за невозможности обеспечить управление большими территориями в условиях слабой транспортной и информационной связности. А значит феодализм — это всегда раздробленность. Некоторые же связывают феодализм с рыцарской конницей, которая в определенный момент истории стала главной военной силой. Это привело к тому, что войско стало весьма немногочисленным, но очень дорогим и профессиональным, а значит способствовало превращению землевладельцев в носителей самостоятельной военной силы. В целом же можно говорить, что феодализм прежде всего - это сложная система социальной иерархии, когда государство представляет собой совокупность ряда феодальных доменов, а общество распределено по этим доменам на принципе верности своему сеньору, который получает плату в обмен на обязательство защищать своих людей." Определение Диунова мне нравится больше всего.6
  • Михаил ГородиловСледует ли ориентироваться на книгу Варуфакиса при обсуждении технофеодализма? Я считаю что нет. К сожалению, в книге не сформулирвоаны «основные положения учения о технофеодализме». Варуфакис перечисляет то, что, как мне кажется, отличает технофеодалов от обычных капиталистов, но единого определения этого термина не дает. Книга Варуфакиса - это, скорее, публицистика, нежели серьезный трактат: она написана в форме письма самого Варуфакиса к своему отцу с многочисленными лирическими отступлениями. Сам Варуфакис свой же термин толкует очень вольно, да и в целом в понятие «технофеодализма» у него включены любые технические ограничения, не обязательно даже корпоративного толка, например, чисто государственные. Так, создание цифровых валют, альтернативных доллару по Варуфакису – это тоже технофеодализм. Варуфакис неправильно трактует понятие феода (fief). Зона доллара, по его мнению, - это один феод, зона юаня - другой. Но валютами сегодня командуют государства. Феодализм же всегда воплощается в конкретном феодале, который является независимой личностью. Государства же - это сверхорганизмы, состоящие из множества людей и в подавляющем большинстве случаев не принадлежащие кому-то конкретно и не передаваемые по наследству. Это же касается и технологических корпораций. Современные крупные корпорации в большинстве своем не имеют единого конкретного владельца – они часто принадлежат консорциумам, коллективам инвесторам и так далее. Джеффу Безосу в Amazon принадлежит лишь 12,3% акций. Даже Илону Маску в Tesla принадлежит меньше четверти компании – пусть ему и принадлежит весь Twitter целиком, и вот в Twitter Маск делает почти что захочет. Но Twitter - это редкое исключение. Варуфакис то ли в шутку, то ли всерьез называет Безоса «лордом Джеффом», но в Amazon Безос все-таки не полновластный хозяин. Также Варуфакис неправильно интерпретирует проявления феодализма. Так, в главе, посвященной изоляции РФ после 24 февраля 2022 года, он сравнивает заморозку части золотовалютных резервов РФ на западе с тем, как Банк Англии выполнял все свои обязательства перед правительством Российской империи в период Восточной войны 1853-1856 гг. (*Восточная война – война России с Османской империей, в которую оказались быстро вовлечены Англия и Франция, воевавшие на стороне турков против России. В российской историографии также известно название «Крымская война», но изначально она началась не в Крыму. *) и не изымал принадлежащие Романовым активы. По мнению Варуфакиса - это свидетельство того, что мир распадается на феоды. Но на самом деле все ровно наоборот. До XIX века в основной массе страны торговали друг с другом в период войн. Считалось, что «война отдельно, коммерция отдельно». Первый крупный пример примешивания торговли к геополитике был в период Наполеоновских войн, когда император Франции ввел массовый запрет на торговлю с Англией – так называемая «континентальная блокада». Блокада тогда провалилась по причине того, что вся Европа продолжала торговать с Англией в обход запрета, и у наполеоновского государства не хватало сил заставить соблюдать запреты многочисленные европейские государства, многие из которых даже в условиях французской военной оккупации контролировались с большим трудом. В войнах еще XVIII века было нормальной ситуацией, когда офицер-дворянин мог отпустить пленного дворянина противной стороны на каникулы домой, взяв с него честное слово дворянина, что тот вернется к означенному сроку в плен. Понятно, что действовало это поверх официальных государственных предписаний – которые само государство в целом-то и не могло заставить аристократов соблюдать в полной мере. Сам термин «технофеодализм» является очень условным: его можно использовать для описания чересполосицы технологических площадок, на которых права пользователей и сторонних контрагентов могут быть попраны в любой момент. Хотя, на мой взгляд, лучше бы подошел термин «технопроизвол». Но, боюсь, он по английски будет звучать достаточно громоздко (technoarbitrariness) – и потому его массовое внедрение, скорее всего, будет обречено на фиаско. Если термин технофеодализм будет иметь широкое распространение – то будет непрерывно развиваться, и со временем может получить значение более широкое, чем то, которое задумывал Варуфакис. Так же было и с термином «киберпанк» - термин появился в 1983 году и со временем менялся и стал включать в себя много разных вещей (1).7
  • Михаил Городилов1) Проследить эволюцию киберпанка можно по следующим статьям: 01 Киберпанк (из энциклопедии П.Николлса) 02 Матрица киберпанка (А.Панишев 2002) 06 Once Upon a Time in Cyberspace (Однажды в киберпространстве) (К. Тонечкина 2006) 08 Б. Стерлинг (Интервью 1997) 09 Киберпанк в 90-х (Б. Стерлинг 1991) 10 Манифест киберпанка 1.0 (К. Кирчев 1997) 11 Манифест киберпанка 2.0 (К. Кирчев 2003) 12 Киберпанк: рождение / развитие / смерть (Д. Тарабанов 2004) 13 Киберпанк 1980: Модель для сборки 14 Дети стекольщика, или бриллиантовый век без нас (Ода киберпанку) (М.Шелли 2000) 8 Киберпанк на тропе господней (В. Демидов 2000) 19 Истоки Матрицы (И. Удушливый 2000) 21 Киберпространство: лучший выход — это вход (А. Артюх 1999) 22 Киберпанк не выдержит двух «КИ» (М.Шелли 2001)3
  • Михаил ГородиловВ вымышленных вселенных тема близкая к технофеодализму была отработана уже давно и не раз. Есть даже целое направление - космический феодализм, было и у Азимова. Широкой публике идея всевластия технологических корпораций была представлена во многих произведениях киберпанка и даже до них в разных научно-фантастических произведениях, появившихся еще до того, как появился термин киберпанк в 1983 году. Я могу навскидку вспомнить роман «Корпорация «Бессмертие»» Роберта Шекли 1958 года, где уже была всемогущая корпорация, вмешивающаяся в повседневную жизнь граждан. Нечто похожее на технофеодализм было в романе Филипа Дика «Убик» 1969 года, где ведутся корпоративные войны между высокотехнологичными компаниями, а жители многоквартирных домов платят за простейшие действия своей бытовой технике типа душевой кабины, которая в любой момент может отлучить пользователей-клиентов от своих услуг.4
  • Михаил ГородиловИ про Shadowrun еще. На мой взгляд, упущенной возможностью Shadowrun является отсутствие в игре воспроизведения средневековых элементов средневековой иерархии – ведь фэнтези - это всегда воспроизведения средневековых сюжетов, а значит в игре могли бы быть воспроизведение средневековых реалий хотя бы в формате косплея. Тем более, что магический потенциал персонажей там этому способствует. Так, главой немецкой корпорации Saeder-Krupp в мире игры является дракон Лофвир. Согласитесь, он явно в своей компании имеет власть побольше Илона Маска в Tesla хотя бы потому, что Маск не может буквально испепелить недовольных акционеров.3
  • Михаил ГородиловИ еще про киберпанк имею сказать. Литературные произведения Уильяма Гибсона тоже чуть чуть про технофеодализм. Главным вкладом в киберпанк Гибсона является его книжная трилогия «Киберпространство», состоящая из трех романов: «Нейромант», «Граф Ноль» и «Мона Лиза Овердрайв», а также нескольких рассказов. Там после Третьей Мировой между СССР и США миром в значительной степени управляют транснациональные корпорации, широкое распространение получили высокие технологии и кибернетизация, а также виртуальное пространство. Надо сказать, мир в этой трилогии Гибсона описан достаточно поверхностно и только по крупицам информации, разбросанным по разным произведениях можно составить лишь примерную картину происходящего. В целом, корпорации в мире Гибсона имеют огромное влияние и собственные маленькие частные армии, но при ближайшем рассмотрении видно, что действуют они в основном в тени.3
  • ИБКогда думаю о наступлении мира киберпанка или технофеодализма, то всегда вспоминаю детство и счастливое интернет время 2000-ых и начала 2010-ых :) В 90-е всё-таки у меня не было интернета, и да и вообще был слишком мелким для того, чтобы рефлексировать о тлетворном влиянии корпорация на развитие глобализации :)12
  • SeamanЭто все еще обыкновенный капитализм, а написанное выше - это его типичные недостатки.5
  • КрысяИнтересные наблюдения. Тоже замечаю тенденции, о которых говорится в статье. Но не уверена, что нужно с ними бороться. И уж точно мне не нравятся варианты борьбы путем государственного регулирования. Думаю, что оно - гораздо большее зло, чем корпорации с их "технофеодализмом".2
  • КрысяЯ бы также под сомнение поставила утверждение, что феодализм хуже капитализма0
  • АлександрВот это улыбнуло: сектор ЖКХ) У нас сектор ЖКХ больше похож на отсталое производство, чем на технофеодала. Да, часто в городах поставщики услуг - монополисты, но гнилые трубы, рвущиеся провода и т.п. явно не тянут на вселенское зло.2
  • АлександрМихаил, книгу на русском вроде как в этом году планируют издать.0
  • АлександрSergey, тогда уж Birchpunk)0
  • Михаил ГородиловАлександр, да, можно потом напомнить в соцсетях про наш разбор.0
  • Gene ShepardТехнофеодализм платформ: может ли он полностью удушить развитие человечества? Кажется, что должен жиреть слой хакеров с мотивацией от "деплатформированных"1
  • Михаил ГородиловGene, спасибо, идея очень интересная и логичная!1
  • Анатолий ЛевашовЛюбопытная точка зрения. Действительно, во многих отношениях явления феодализма и технофеодализма сходны. И да есть сложности, которых не было ранее. Из минусов книги, скорее всего нет четких определений и формулировки, но если автор не ставил целью создать учебник-это и не нужно. Еще, обратил внимание, не рассматривается зависимость небольших государств от "технофеодалов". Россия может себе позволить судиться, взыскивать и блокировать ресурсы, но даже это не всегда приводит к желаемым результатам. А множество более бедных стран просто не могут себе позволить это, то есть наблюдается большая зависимость от различных информационных сервисов.2
  • Анатолий ЛевашовКрыся, наверху систем должно быть госуправление, по моему мнению. Именно оно должно контролировать соблюдение антимонопольного законодательства и заставлять структуры подчиняться законам государства. В противном случае можно докатиться и до "корпоративных войн". Феодализм-это тот же капитализм, просто более выраженная прослойка владельцев гиперкорпораций рядовых пользователей.1
  • Анатолий ЛевашовАлександр, вопрос именно в управлении ЖКХ. Эта структура достаточно слабо подчиняется законодательству, до сих пор актуальны смены УК, с избиением сотрудников. (у меня одна знакомая рассказывала...) В этом смысле, ЖКХ можно сравнить с гиперкорпорациями-монополистами услуг.1
  • АлексейЕсли вам лижут задницу, не обольщайтесь, возможно вам её просто смазывают. Любое удобство, на которое ведётся человек, оборачивается зависимостью. Почему-то люди до сих пор этого не понимают. Не хотят разбираться в смыслах, довольствуются лишь поверхностной красивой картинкой, не думают о среднесрочных и долгосрочных последствиях. Человечество само поддерживает своим выбором свои же проблемы, а потом жалуется. Не кажется ли вам это глупостью? Кока-кола вредит организму? Так не пейте. Если всё человечество сделает выбор в пользу здоровья и откажется от газировки на месяц-другой, просто перестанет покупать, то компания тупо обанкротится. Дело не столько в том, что какие-то компании такие злые, дело в выборе самих людей, которые позволяют делать с собой подобные вещи, подсаживать на разного рода зависимости. Современная экономика - это вообще апофеоз идиотизма. Вот колбаса в магазине стоит 1500 рублей за 1 кг. В ней примерно 20-30% мяса, причём не филе, а всяческая непотребщина, которую производитель не может продать как кусок мяса. Если вы будете владельцем такой компании, вам ничего не останется, кроме как поступать так, чтобы удержаться на рынке, ведь конкуренты так делают, чтобы удешевить производство. 70-80% в колбасе - всякая хрень, кроме мяса. А чтобы потребитель это сожрал, и чтобы ещё купил за большие деньги, используются вкусовые и ароматические добавки, красители и т.д. Получается, что 1 кг не лучшего качества мяса в колбасе стоит 3-5 тысяч рублей, хотя в то же время можно купить просто мясо за 500-1000 рублей гораздо лучшего качества, чем в колбасе, с гораздо меньшим количеством добавок и прочей гадости. Но покупатель покупает колбасу, не думая, что он на самом деле покупает. Для организма и для кошелька гораздо полезнее купить кусок мяса, чем колбасу. Та же фигня с чипсами и прочим дерьмом. Человек сам поддерживает идиотскую экономику. Взять хотя бы спортзалы. Все наперегонки заказывают доставку на дом, вместо того, чтобы пройтись до магазина, а потом покупают абонемент в спортзал, до которого также едут на машине, чтобы в спортзале за деньги побегать. Не тупо ли? Я бы сказал, что процентов 80-90 экономики человечества зиждется исключительно на тупости самих людей. Но чтобы это понять, нужно начать задавать себе вопросы и искать на них ответы. А зачем задавать себе вопросы, когда можно "потупить" в сериальчик на Нетфликсе и поныть потом друг другу о том, как же стало тяжело жить. Какой выбор делают люди ежедневно в своей жизни, то и получают. Мне прекрасно живётся в технофеодальном обществе, я стараюсь смотреть в смысл происходящего и не поддерживаю то, что не хочу поддерживать. Пользоваться можно всем, чем угодно, если ты от этого готов в любой момент отказаться. Тогда тебя не за что зацепить и тогда живётся легко и комфортно в любом обществе в любых обстоятельствах при любых технологиях.1