«Тень Чикатило»: почему стоит пропустить тру-крайм Сарика Андреасяна об ангарском маньяке
4 апреля 2024 года на Okko начал выходить сериал «Тень Чикатило» — спин-офф сериала о ростовском маньяке от Сарика Андреасяна.
Новая глава рассказывает о поимке ангарского маньяка. Количество его жертв в два раза больше, чем у Чикатило. Из Ростовской области действие перенеслось в Иркутскую, а Советский Союз сменился Российской Федерацией.
Мы посмотрели три эпизода. Рассказываем, почему сериал почти ничем не отличается от предшественника, а входить в одно болото дважды — плохая идея.
Что за «Тень Чикатило»
Дата премьеры: 4 апреля 2024 года
Страна производства: Россия
Режиссеры: Сарик Андреасян, Давид Дадунашвили
Сценаристы: Сергей Волков
В ролях: Федор Лавров, Николай Козак, Юлия Афанасьева, Дмитрий Власкин, Евгений Шириков, Олег Каменщиков, Дмитрий Нагиев, Мария Ахметзянова, Анна Бегунова, Георгий Мартиросян
Жанры: триллер, детектив, драма
Сериалы, похожие на «Тень Чикатило»: «Чикатило», «Фишер», «Хороший человек»
Продолжительность: 8 эпизодов по 50 минут
Где смотреть: Okko
В «Тени Чикатило» совсем нет интриги
Иркутскую область охватывает череда жестоких безнаказанных убийств женщин: многие называют преступника новым Чикатило. Правоохранительные органы бездействуют ровно до того момента, пока в лесах Ангарска не находят труп известной московской журналистки. Именно она брала последнее интервью у Чикатило и первая отправилась на другой конец России в поисках его возможного подражателя.
После сигнала из Москвы дело поручают уже знакомым героям первых двух сезонов: полковнику Ковалеву и майору Липягину. После поимки Чикатило их судьбы разошлись в разные стороны. Ковалева повышают в звании и отправляют в Москву, а Липягина ссылают в Ангарск за злоупотребление должностными полномочиями.
Главными героями остаются Липягин и Ковалев, но в центре повествования — снова фигура маньяка. В первой серии авторы натужно интригуют зрителя: они не показывают лицо убийцы. Но все это не работает, так как промоматериалы сериала рушат любую тайну. Внимательный зритель уже знает, что убийцу играет Федор Лавров. Это напоминает наивную рекламную кампанию оригинального сериала. Тогда авторы до последнего убеждали, что Чикатило играет не Дмитрий Нагиев.
Нет никакой интриги и в том, как выглядит сериал Сарика Андреасяна. Шоу ничем не отличается от старого «Чикатило». Музыка все так же пафосно грохочет на и без того драматических сценах. Серо-желтая гамма навевает ассоциации скорее с сериалами НТВ про хамоватых полицейских, чем с «Настоящим детективом» HBO. Диалоги не отстают: актеры могут забыть офицерские чины, которые они произносили буквально в предыдущей сцене.
Сериал странно переосмысляет историю ангарского маньяка
Сериалы братьев Андреасян не выдерживают сравнений с другими российскими шоу — в частности, с вышедшим год назад удачным российском тру-краймом «Фишер». От «Тени Чикатило» можно получить удовольствие только в том случае, если сделать вид, что до этого вы не видели ни одного отечественного детектива.
Единственное реальное достоинство шоу — Федор Лавров. Талантливый и чересчур продуктивный актер перевоплощается в жуткого персонажа благодаря природной зловещей харизме. Реального ангарского маньяка, Михаила Попкова, прозвали Мишей-улыбкой из-за его показной внешней доброжелательности. Лавров как минимум органично скалится: и это не похоже на кривляние, которое выдавал Нагиев в роли Чикатило.
В сериале столько же отсебятины, сколько и реальных исторических фактов. В качестве страховки от общественного недовольства авторы используют дисклеймер «все персонажи вымышлены» и даже меняют имя ангарского маньяка. Вместо Михаила Попкова — Дмитрий Попцов.
Кроме того, у создателей есть свой взгляд на мотивацию убийцы. С одной стороны, повлияло непридуманное женоненавистничество Попкова: именно измена жены Попкова в реальности считалась одним из главных толчков для его убийств. С другой, авторы также придумывают, что Попцов якобы присутствовал в суде над Чикатило. И это поистине мистическое и ничем не оправдываемое допущение.
Персонаж Лаврова вроде как недоволен судом над Чикатило и перестройкой в принципе, он не верит в виновность такого «хорошего человека». Во время покушения на Чикатило со стороны гражданского мстителя Попцов испытывает странную помесь благоговения и оцепенения.
А следом происходит самая абсурдная сцена сериала. Попцов пробует на вкус кровь раненного Чикатило и слушает его последний совет подрастающему поколению: от женщин нужно избавить всю землю. Таким образом авторы пытаются выстроить конспирологию: зло, кажется, передается через прямой контакт с его носителем.
Сарик Андреасян размышляет о России, но не оставляет никаких выводов
Главная тема «Тени Чикатило» и самого дела ангарского маньяка — системное женоненавистничество. С недавнего времени она очень интересует режиссера: он снял аж два сериала про это: «Сама виновата?» и «Жизнь по вызову». В первом Андреасян размышлял о домашнем насилии, а во втором — о потребительской стороне сексизма.
«Тень Чикатило» же размышляет о проблеме на законодательном уровне. Причем Андреасян не может сказать чего-то нового — только развести руками от бессилия. К еще живой московской журналистке тут относятся заведомо предвзято: шутят про то, что она получила должность через постель. А секс-работницы и вовсе не считаются людьми. При этом никакого убедительного женского персонажа авторы в сериал не вводят, по крайней мере в первой половине шоу.
Есть у Сарика Андреасяна и необычные идеи. «Чикатило» пытался критиковать устройство Советского Союза. Возможно, образ маньяка в нем олицетворял несовпадение правильной идеологии СССР с ужасной реализацией. В основном же сериал разоблачал неэффективность правоохранительных органов страны. КГБ мешало МВД, прокуратура выполняла третьи цели — каждое ведомство преследовало свои интересы. Но точно не интересы граждан.
Действие сериала «Тень Чикатило» происходит уже в 1994 году. Устами майоров и полковников Российской Федерации шоу высказывает разочарованность новым обществом и ностальгирует по советскому прошлому: ведь раньше был «порядок» при угрозах расстрела, а сейчас остается лишь расхлябанная демократия. При этом сами герои мало чем отличаются от своих прежних, советских версий. Все так же держатся за места, выслуживаются перед начальством и закрывают «висяки» для галочки.
Возможно, так Андреасян намекает, что от перемены мест слагаемых сумма не меняется. Но скорее всего, режиссер так и остался конъюнктурщиком и просто боится однозначных высказываний, особенно на темы, касающиеся государства. А практически любая история про серийных маньяков в СССР и России подразумевает острые комментарии.
Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult