Как работает официант на теплоходе
Я работала официантом на теплоходе с 15 лет.
Это сезонная работа: я ходила в плавание всего несколько месяцев в году, обычно летом. С 2014 по 2018 год я провела на теплоходе 10 месяцев, в общей сложности заработала 250 000 ₽.
Кажется, что работа официанта — это принеси-подай, но нет. Есть тонкости. В частности, официант на теплоходе должен знать сигналы тревоги и быть готовым к химической атаке.
Я работала на теплоходах, которые ходят по России, поэтому расскажу о них. В работе на зарубежных рейсах свои нюансы.
Как я попала на теплоход
Мой дедушка организовывал экскурсии для туристов на теплоходе и брал меня с собой. В 2008 году на теплоходе начала работать моя мама, я тоже ездила с ней. Днем занималась своими делами, а вечером помогала: убирала грязную посуду, протирала столы, приносила лед для коктейлей.
Когда мне исполнилось 15, я захотела зарабатывать самостоятельно, потому что в семье было немного денег и просить у родителей было стыдно. Я устроилась на теплоход официанткой. Вообще, несовершеннолетних на теплоход не берут, но маму там ценили, поэтому сделали исключение.
Обычно официанты работают на теплоходе по полгода, но я уезжала только на летние каникулы, потому что еще училась в школе. После выпускного в 9 классе я купила билет из Углича до Москвы — оттуда отчаливал теплоход — и уехала на все лето. Так я работала несколько лет, пока не окончила школу.
- 250 000 ₽
В 2018 году я поступила в вуз и нашла постоянную работу, поэтому теперь не получается проводить все лето на теплоходе. Сейчас я беру отпуск на один летний месяц и ухожу в плавание. Совсем без теплохода мне жить скучно.
Как устроена работа на теплоходе
У теплохода два формата работы. Круиз — это поездка, которую покупают гости. Стоянка — это когда теплоход на причале. Допустим, круиз от Москвы до Астрахани идет 25 дней, потом у теплохода один день стоянки — и так по кругу. Все вместе называется навигацией.
Навигация длится полгода. Теплоход берет на работу официантов, которые готовы работать все это время. Официантам невыгодно работать меньше полугода, потому что если уволиться до окончания навигации, не получишь общие чаевые, компенсацию за проезд до теплохода и бесплатную медкнижку.
Официанты приезжают на корабль за три дня до отправления. Директор ресторана объясняет новичкам теорию. Тем, кто уже работал на теплоходе, рассказывает, что изменилось с прошлого сезона: вдруг появились новые требования или есть какие-то пожелания по работе. После инструктажа вся команда моет теплоход, каждый свою рабочую зону. Официанты, например, отмывают ресторан и готовят посуду к приходу гостей — нужно, чтобы каждая тарелка сияла.
В последний день перед отправлением все слушают старшего помощника капитана — учатся технике безопасности. Он раздает спасательные жилеты, показывает сигналы тревог. Пока не выучим сигналы, работать не разрешат: все сотрудники теплохода отвечают за жизнь пассажиров, независимо от своей должности.
Тарелки вымыли, сигналы запомнили, форму надели — круиз начался.
Как работает официант в круизе
Работа официанта — это беготня по 16 часов, умение подладиться под гостя, постоянно улыбаться и быстро работать.
Гости едят три раза в день. Завтрак на теплоходе устроен по принципу шведского стола. Официанты накрывают общий стол, приносят готовые блюда из кухни и следят, чтобы ничего не закончилось раньше времени.
Количество официантов зависит от политики теплохода: кто-то готов нанять больше людей, кто-то экономит на персонале. Мы обслуживали втроем 80 гостей, вчетвером — 100 и вдесятером — 200. При этом время на обслуживание всегда одинаковое: завтрак на теплоходе длится полтора часа, обычные обед и ужин — час, праздничные обед и ужин — тоже полтора часа.
На обед и ужин гости выбирают блюда, как в ресторане: например, заказывают палтуса или цыпленка на горячее, мороженое или фрукты на десерт. Гости записывают выбор в специальном бланке — так мы знаем, что первый гость за вторым столом выбрал суп № 3.
Обязанности официантов на разных теплоходах отличаются: на одном теплоходе мы все делали вместе — натирали посуду, сервировали столы, на другом делили обязанности — кто-то считал посуду, кто-то сметал крошки со столов. Мне нравится, когда все делаем вместе, потому что так веселее и работа ладится быстрее. Когда гости расходятся, мы убираем столы и приводим в порядок ресторан: пересчитываем посуду, вытираем вымытую, чтобы она была сухой и блестящей.
В течение дня официанту удается выкроить несколько часов на отдых. Вот мое примерное расписание.
Мой распорядок на теплоходе
Время | Что делаю |
---|---|
06:30 | Подъем |
07:30—07:45 | Завтрак |
07:45—08:30 | Личное время. Обычно я переписываюсь с молодым человеком или делаю спортивный перерыв: приседаю и отжимаюсь в каюте |
08:30—09:30 | Подготовка к завтраку: прихожу в ресторан с другими официантами и накрываю шведский стол |
09:30—11:00 | Завтрак. Встречаем гостей, забираем посуду, следим за шведским столом, пополняем блюда |
11:00—12:00 | Уборка зала. Накрываем столы к обеду: сервируем посуду и приправы, протираем помытую посуду. Считаем, сколько нужно тарелок. Например, 30 гостей заказали кабачки, 50 — рыбу, а 120 — мясо. Вот и считаем, какой посуды и подо что надо взять на кухне |
12:00—12:30 | Личное время. Успеваю поесть и переодеться в обеденную форму |
12:30—13:30 | Подготовка к обеду: расставляем салаты по заказам, приводим столики и стулья в порядок, ставим хлебницы, разливаем компот |
13:30—14:30 | Обед. Встречаем гостей. Обслуживаю свои столики на обеде: забираю тарелки из-под салата, приношу суп, второе, десерт, чай и кофе |
14:30—16:00 | Уборка зала, сервировка ужина: салфетки, соль, перец, масло. Протираем помытую посуду и считаем, сколько и чего нужно на ужин |
16:00—18:30 | Личное время. Могу выйти на берег, если теплоход стоит, или прогуляться по палубе |
18:30—19:30 | Подготовка к ужину: разливаем напитки по бокалам, расставляем салаты |
19:30—20:30 | Ужин. Обслуживаю своих гостей: забираю тарелки из-под салата, приношу второе, десерт, забираю грязную посуду, приношу кофе, чай, вино |
20:30—22:00 | Уборка зала, подготовка к завтраку, сервировка столов |
С 22:00 | Личное время. Я успеваю поесть за десять минут во время уборки зала, а тот, кто не успел, ужинает сейчас |
Мой распорядок на теплоходе
06:30 | Подъем |
07:30—07:45 | Завтрак |
07:45—08:30 | Личное время. Обычно я переписываюсь с молодым человеком или делаю спортивный перерыв: приседаю и отжимаюсь в каюте |
08:30—09:30 | Подготовка к завтраку: прихожу в ресторан с другими официантами и накрываю шведский стол |
09:30—11:00 | Завтрак. Встречаем гостей, забираем посуду, следим за шведским столом, пополняем блюда |
11:00—12:00 | Уборка зала. Накрываем столы к обеду: сервируем посуду и приправы, протираем помытую посуду. Считаем, сколько нужно тарелок. Например, 30 гостей заказали кабачки, 50 — рыбу, а 120 — мясо. Вот и считаем, какой посуды и подо что надо взять на кухне |
12:00—12:30 | Личное время. Успеваю поесть и переодеться в обеденную форму |
12:30—13:30 | Подготовка к обеду: расставляем салаты по заказам, приводим столики и стулья в порядок, ставим хлебницы, разливаем компот |
13:30—14:30 | Обед. Встречаем гостей. Обслуживаю свои столики на обеде: забираю тарелки из-под салата, приношу суп, второе, десерт, чай и кофе |
14:30—16:00 | Уборка зала, сервировка ужина: салфетки, соль, перец, масло. Протираем помытую посуду и считаем, сколько и чего нужно на ужин |
16:00—18:30 | Личное время. Могу выйти на берег, если теплоход стоит, или прогуляться по палубе |
18:30—19:30 | Подготовка к ужину: разливаем напитки по бокалам, расставляем салаты |
19:30—20:30 | Ужин. Обслуживаю своих гостей: забираю тарелки из-под салата, приношу второе, десерт, забираю грязную посуду, приношу кофе, чай, вино |
20:30—22:00 | Уборка зала, подготовка к завтраку, сервировка столов |
С 22:00 | Личное время. Я успеваю поесть за десять минут во время уборки зала, а тот, кто не успел, ужинает сейчас |
Официант работает каждый день, сменного графика нет. Поначалу тяжело, но со временем к нагрузке привыкаешь. Еще у нас бывает несколько свободных часов во время стоянок или перерывов между заездами гостей. Обычно это 7—14 часов пару раз в месяц, когда одни гости уже выехали, а другие еще не заселились. В это время мы с коллегами красим волосы, гуляем или отсыпаемся. Это все наши выходные.
После последнего круиза теплоход возвращается домой — в город, откуда отплывал изначально. Мы остаемся на три дня, чтобы привести в порядок ресторан — точно так же, как перед первым отправлением.
Сколько зарабатывает официант
Теплоход в плавании полгода. Все это время официант получает зарплату. Выплата дважды в месяц: аванс и зарплата, все как в офисах.
Я работала в компании «Инфофлот», плавала на теплоходах «Николай Некрасов», «Лебединое озеро», «Карл Маркс» — сейчас он называется «Северная сказка». Нас с мамой никогда не обманывали с зарплатой: сколько обещали, столько и платили, всегда в срок и без задержек. Дни, когда гости еще не заехали и работники приводят теплоход в порядок, оплачиваются по той же ставке, что и обычный рабочий день.
Еще есть чаевые, их условно делят на две группы: личные и общие. Общие чаевые платят только тем, кто отработал полную навигацию, поэтому я их ни разу не получала. А вот маме доставалось по 3—5 тысяч рублей за сезон. Общие чаевые появляются так: перед плаванием каждый гость получает пустой конверт, куда в конце круиза он может вложить любую сумму. Хоть 100 ₽, хоть 1000 ₽. Деньги из конвертов складываются и делятся между всеми работниками теплохода: от уборщицы до капитана корабля.
Зато я получала личные чаевые. Тут с суммой не угадаешь: бывает, что за круиз получу 10 000 ₽, а бывает — ничего. Я не обижаюсь и не жду чаевых, потому что всякое может быть: вдруг у гостя нет наличных или я недостаточно постаралась.
Однажды я получила 5000 ₽ от одного гостя. Я принесла ему чай после ужина, это стандартная обязанность, все официанты так делают. А гость протянул мне крупную купюру. Я удивилась, но взяла. Бывает, что вместо денег дарят шоколадки, арбузы, коньяк, который купили на стоянке.
В 2018 году я отработала на теплоходе всего месяц, потому что проходила практику от вуза: я училась на журналиста и летом работала в редакции газеты. Вот что у меня вышло по деньгам. Для сравнения покажу зарплату и чаевые мамы, когда она работала на теплоходе бар-менеджером — это главный по бару.
Я заработала за месяц работы официантом в 2018 году 42 000 ₽
Зарплата за месяц навигации | 25 000 ₽ |
Личные чаевые | 15 000 ₽ |
Подарок на день рождения от команды | 2000 ₽ |
Я заработала за месяц работы официантом в 2018 году 42 000 ₽
Зарплата за месяц навигации | 25 000 ₽ |
Личные чаевые | 15 000 ₽ |
Подарок на день рождения от команды | 2000 ₽ |
Мама заработала за полгода работы главным по бару в 2018 году 243 400 ₽
Зарплата | 198 400 ₽ |
Личные чаевые | 40 000 ₽ |
Общие чаевые | 5000 ₽ |
Мама заработала за полгода работы главным по бару в 2018 году 243 400 ₽
Зарплата | 198 400 ₽ |
Личные чаевые | 40 000 ₽ |
Общие чаевые | 5000 ₽ |
Если официант отработал полную навигацию, теплоход компенсирует ему стоимость медкнижки и проезда до теплохода. Например, теплоходы, на которых я работаю, отплывают из Нижнего Новгорода и Москвы, редко — из Санкт-Петербурга. Я не работала полную навигацию, поэтому сделала медкнижку и ездила из Углича за свой счет.
На теплоходе я тратилась только на личные вещи. Каждый год уходила одинаковая сумма — около 10 тысяч рублей.
Мои типичные траты за месяц навигации в 2015—2018 годах — 9500 ₽
Медицинская книжка | 4000 ₽ |
Средства гигиены: шампунь, бальзам, мыло, скраб, гель для душа, зубная паста | 2000 ₽ |
Балетки и стельки к ним, кеды, шлепки для душа — покупала по акции | 1000 ₽ |
Десять пар телесных капроновых колготок | 1000 ₽ |
Лекарства: «Драмина» от тошноты, активированный уголь, бинт, йод, витамины, обезболивающее | 700 ₽ |
Билет от Углича до Москвы | 700 ₽ |
Резинки, заколки. Они обязательны, потому что волосы должны быть убраны | 100 ₽ |
Мои типичные траты за месяц навигации в 2015—2018 годах — 9500 ₽
Медицинская книжка | 4000 ₽ |
Средства гигиены: шампунь, бальзам, мыло, скраб, гель для душа, зубная паста | 2000 ₽ |
Балетки и стельки к ним, кеды, шлепки для душа — покупала по акции | 1000 ₽ |
Десять пар телесных капроновых колготок | 1000 ₽ |
Лекарства: «Драмина» от тошноты, активированный уголь, бинт, йод, витамины, обезболивающее | 700 ₽ |
Билет от Углича до Москвы | 700 ₽ |
Резинки, заколки. Они обязательны, потому что волосы должны быть убраны | 100 ₽ |
Это все мои расходы, потому что за жилье, питание, форму для официанта платит компания.
В 2023 году цены на все выросли, и на такую же закупку придется потратить 12—15 тысяч рублей.
На стоянках я тратила немного, обычно не больше 300 ₽, потому что больше люблю гулять по городу, а не заходить в кафе и магазины. Заработанные деньги я откладывала или тратила на что-то важное, например технику.
Кому подойдет эта работа
Я встречала официантов, которые работают время от времени: уволились с работы, новой не нашли и идут на теплоход. А есть такие, кто работает годами, набирается опыта и растет.
Вырасти в должности можно: моя мама начинала с посудомойки, через год перешла в бармены, еще через девять лет — в бар-менеджеры, а с 2019 года она директор ресторана. В ее подчинении официанты, повара, шеф-повар. Она составляет меню, закупает посуду и продукты.
Официанты проводят на ногах 16 часов, поэтому легче будет молодым: обычно это девушки 18—35 лет, но как-то я встретила на теплоходе женщину 47 лет.
- 16 часов
В основном официантами подрабатывают студенты, но есть и специалисты, которым неинтересно в своей сфере. Я работала на теплоходе с юристами, бухгалтерами, логистами и учителями. У всех высшее образование, карьера, но стало скучно, поэтому пришли на теплоход. Например, моя мама — логопед-дефектолог, но ей надоело сидеть в кабинете, и она попробовала себя на теплоходе. Так понравилось, что уже 15 лет она не проводит лето на берегу.
Я работала на теплоходах, которые ходят по России, и у меня не требовали опыта работы официантом. Когда я начинала работать официантом, специальных навыков у меня не было: я не умела складывать на одну руку пять тарелок и не знала, как вежливо спросить гостя, доел ли он и можно ли забрать тарелку. Всему училась в процессе у более опытных коллег.
Как устроиться официантом на теплоход
Я знаю два способа найти работу на теплоходе. Первый — через сайты работы, например тот же «Хедхантер». Другой способ — с помощью групп во «Вконтакте», например «Типичный речник».
Коллеги в основном ищут вакансии во «Вконтакте»: говорят, так быстрее найти работодателя без посредников. Если компания ищет официанта, то ответит директор ресторана, а не какой-то непонятный менеджер, который набирает сотрудников еще для десятков компаний.
Обычно в группах есть отзывы: как компания платит, какие условия работы, какие есть проблемы.
Я не проходила собеседований на российских теплоходах и не слышала, чтобы кто-то еще их проходил. Обычно достаточно связаться с контактом из объявления или написать в социальных сетях: «Я хочу работать, возьмите меня».
На теплоходы набирают персонал за два-три месяца до начала навигации, примерно в феврале, поэтому и вакансии появляются в феврале. Моя семья всегда работала с одной и той же компанией, маму знают и приглашают в конце предыдущей навигации. А она звала меня.
Официантов набирают быстро — в течение недели после публикации объявления. Так что думать времени нет: либо отправляешь отклик, либо теплоход уходит без тебя. Но бывает и так, что официант в нужный день не выходит или вдруг увольняется в середине навигации. Так что можно мониторить объявления — мало ли, вдруг место освободится.
У компаний разные требования к внешности: кто-то ищет худых и высоких, кому-то — лишь бы человек был выносливым. Не встречала, чтобы требования указывали в объявлениях, просто ходит такая молва: дескать, такая-то компания берет только девушек модельной внешности.
Я ездила теплоходами «Инфофлота», и там берут всех. А, например, «Викинг» принимает на работу только официантов без татуировок и пирсинга. Если у вас необычная внешность, я рекомендую спросить, возьмут сотрудника, допустим, с розовыми волосами или нет. Моей подруге так и сказали: если хочешь работать, вынь пирсинг из носа.
Какие нужны документы
Для трудоустройства у меня попросили сканы ИНН, СНИЛС и паспорта, а также реквизиты счета для зарплаты. Для формы официанта попросили измерить рост и параметры фигуры: обхват бедер, груди и талии.
Еще официанту нужна медкнижка, чтобы показать работодателю: я здоров, могу работать с пищей, гостей не заражу. В сфере общепита с этим строго: проверяют на скрытые половые инфекции, требуют пройти флюорографию.
У меня не просили справки из психо- и наркодиспансеров, не требовали доказать отсутствие судимости. Нарколога и психиатра я прошла в поликлинике по месту жительства в один день с обследованиями у других врачей и получила медкнижку.
До 18 лет я работала без трудового договора, потому что официально компания не нанимала несовершеннолетних. Потом у меня был срочный трудовой договор на время навигации, но я не отрабатывала полгода полностью, а увольнялась раньше из-за учебы и работы: за две недели до нужной даты писала заявление по собственному желанию. Заявление мне подписывали без вопросов, и я уходила.
Быт и условия работы
Жилье. Официанты живут в каютах в трюме — это коридор ниже первой палубы, как минус первый этаж в торговых центрах. Расселение в каютах — по 2—4 человека, это как повезет и как решит капитан.
Во всех каютах есть раковины, а вот туалет и душ могут быть общими, как в общежитии.
Питание. Официанты едят три раза в день, и все за счет теплохода. Мы ели почти то же самое, что и гости, только блюда попроще. Например, вместо лосося у нас была треска или курица, зато гарнир одинаковый.
Примерное меню на день
Завтрак | Каша, бутерброд с сыром и маслом, чай или какао |
Обед | Салат из овощей, борщ, котлета с рисом, чай |
Ужин | Куриное филе с сыром и картофелем |
Примерное меню на день
Завтрак | Каша, бутерброд с сыром и маслом, чай или какао |
Обед | Салат из овощей, борщ, котлета с рисом, чай |
Ужин | Куриное филе с сыром и картофелем |
На теплоходе может быть 60 сотрудников. Поэтому для них обычно готовит отдельный повар. На четырехпалубном теплоходе нас обслуживал официант, а на трехпалубном мы сами подходили к окошечку за едой.
Если из-за работы мы не успевали прийти пообедать или поужинать, кто-нибудь из официантов бегал на камбуз — это кухня — и брал еду на всех в железных контейнерах.
Одежда. У официантов есть форма: юбка или брюки, три вида рубашек и сарафан — все это дает теплоход. На каждого приходится по четыре комплекта.
Я ни разу не теряла форму, но нам говорили, что если потеряем, дадут новую. Стирать и гладить тоже не надо, потому что есть прачки, которые отвечают за одежду. Раз в три дня я относила комплекты в прачечную, и мне возвращали их чистыми и выглаженными.
Развлечения. Каждый день у теплохода стоянка от 3 до 10 часов, иногда стоит и по двое суток. Во время стоянки официантам можно выходить на берег, гулять, ходить в музеи, покупать сувениры.
Не всегда получается провести целый день на берегу, потому что работа все равно есть, но на час-два можно выбраться. Многие выбирают работу на теплоходе за возможность бесплатно поездить по России и посмотреть на новые места.
Плюсы и минусы
Как и у каждой работы, на теплоходе свои плюсы и минусы. Минусы для меня следующие:
- Нет выходных.
- Рабочий день ненормированный.
- Бывает шторм и сильная качка, но работу никто не отменял и отсидеться в каюте не получится.
- От постоянной ходьбы болят ноги.
- Большой соблазн потратить зарплату на сувениры и безделушки во время остановок.
- Частая смена климата. Сегодня я в Астрахани, через неделю — в Петрозаводске.
- Приходится работать с одними и теми же людьми, а они могут надоесть.
- Связь и интернет на реке есть не всегда.
Но плюсы тоже есть, и они важные:
- Бесплатное проживание, форменная одежда, еда, постельное белье.
- За время работы можно посетить красивые места.
- Легко копить деньги, потому что тратить ни на что не нужно.
- Можно познакомиться с новыми людьми.