«Тетрис»: драма от Apple с Никитой Ефремовым о продаже легендарной советской видеоигры
31 марта на стриминге Apple TV+ вышел фильм «Тетрис» о создателях одноименной игры.
Вместе со звездой франшизы Kingsman Тэроном Эджертоном в картине снялись российские актеры Никита Ефремов, Софья Лебедева и Игорь Грабузов. Действие происходит в СССР 1980-х. По сюжету иностранец-геймдизайнер Хенк Роджерс приезжает в Советский Союз, чтобы приобрести эксклюзивные права на продажу «Тетриса» у создателя игры Алексея Пажитнова.
Рассказываем, почему фильм получился неоднозначным.
Что за «Тетрис» (Tetris)
Дата премьеры: 31 марта
Страны производства: Великобритания, США
Режиссер: Джон С. Бейрд, постановщик черной комедии «Грязь»
В ролях: Тэрон Эджертон, Никита Ефремов, Софья Лебедева, Энтони Бойл, Бен Майлз, Кэн Ямамура, Игорь Грабузов, Олег Штефанко, Рик Юн, Тоби Джонс
Жанры: драма, триллер
Фильмы, похожие на «Тетрис»: «Основатель», «Пинбол: Человек, который спас игру»
Продолжительность: 2 часа
Где смотреть: Apple TV+
🎮 Это драма о патентной войне за «Тетрис»
1988 год. Разработчик и предприниматель Хенк Роджерс пытается выкупить права на продажу картриджей и аркадных автоматов «Тетрис» в Японии. По его подсчетам, сделка принесет миллионы долларов.
Уверенный в успехе мужчина закладывает собственный дом. Но все идет не по плану: владеющая правами западная компания отменяет договоренности с Хенком.
Тогда Хенк летит в Москву, где и создали игру. Вот только в СССР никто не знает, что западные коллеги адаптируют «Тетрис» под аркадные автоматы и консоли. Договор они заключали только для компьютерной версии игры.
«Тетрис» — это не байопик об Алексее Пажитнове и создании знаменитой пиксельной игры, а скорее напряженный юридический триллер о борьбе западных предпринимателей за эксклюзивные права на проект. Вместе с Хенком Роджерсом на «Тетрис» претендует еще одна компания. Кто предложит лучшие условия, тот и победит.
В сделке замешаны спецслужбы, советские ученые и даже видеоигровой гигант «Нинтендо». У каждого из них свои цели и мотивы, поэтому договориться будет очень сложно.
Действие происходит в СССР, но демонизации советских граждан тут нет. Среди богачей-капиталистов столько же обманщиков и коррупционеров, сколько в условном КГБ. Фильм показывает, как сложно простым людям выживать в любой системе: что при постоянной прослушке и государственном контроле, что в окружении беспринципных и жадных магнатов.
Сама игра тоже занимает в фильме важное место. «Тетрис» показан эдакой объединяющей силой. Именно видеоигра помогает найти общий язык людям из разных уголков мира, от Москвы до Токио.
Она же становится символом падения режима. Ведь продажа прав на «Тетрис» западным компаниям происходит в то же время, что и процесс развала СССР. Впрочем, фильм не претендует на историческую достоверность, а лишь признается в любви к могущественной силе искусства. Даже если ради этого приходится переиначивать факты и доводить все до абсурда. Скажем, в реальности не было автомобильной погони советских спецслужб за героями: ее добавили, чтобы повысить градус напряжения и юмора.
🤕 Фильм многожанровый — но это не идет ему на пользу
«Тетрис» — смесь нескольких жанров. Например, здесь можно найти драму об успехе Алексея Пажитнова и Хенка Роджерса. Несмотря ни на что, двое мужчин постоянно рисковали, не боялись смелых человеческих и предпринимательских решений — потому и остались в истории видеоигр. Тогда как их жадные до денег конкуренты обанкротились или отошли от дел.
Но история героев слишком наивная и шаблонная. Абсолютное добро сражается за победу над абсолютным злом, а все конфликты и проблемы решаются общей любовью персонажей к играм.
В фильме есть и элементы комедии. Повествование с реальными актерами изредка прерывает восьмибитная анимация, а во время финальной погони машина протагонистов превращается в пиксельный автомобиль. Да и второстепенные персонажи вроде сотрудника спецслужб Валентина Трифонова или бизнес-конкурента Кевина Максвелла ведут себя очень карикатурно. Один — как злобный русский из старых голливудских боевиков, другой — как закомплексованный богач.
Но забавных сцен очень мало. Режиссер черной комедии «Грязь» Джон С. Бейрд не использует необычных визуальных решений, кроме восьмибитной анимации. К тому же постановщик не дает пространства для актерской импровизации. А ведь именно этим была хороша его экранизация Ирвина Уэлша.
А еще «Тетрис» стилизован под шпионский триллер. Советские агенты в темных костюмах повсюду преследуют Алексея Пажитнова и Хенка Роджерса, угрожают им тюремным сроком. Героям нужно вести себя очень внимательно: каждое слово может обернуться против них.
Декорации СССР выглядят стерильно: большинство сцен снято в студии, а роль московских улиц играет шотландский Глазго. Для стильного фильма о 1980-х в «Тетрисе» очень мало деталей вроде аутентичных костюмов и узнаваемой архитектуры.
👿 Герои слишком невыразительные
После «Тетриса» сложно понять, какими людьми были Алексей Пажитнов и Хенк Роджерс. Американский предприниматель нидерландского происхождения улыбается, верит в лучшее и постоянно рискует. Он оптимист и авантюрист, но у него почти нет недостатков, что делает героя нереалистичным.
Причем создатели показывают семейную драму Роджерса: из-за сделки он не попадает на концерт дочери и отдаляется от семьи. Но герой не чувствует особых терзаний и в конце возвращается к родным как ни в чем не бывало.
Пажитнов тоже выглядит блекло. Молчаливый герой Никиты Ефремова — хороший парень и великий изобретатель, которому не повезло родиться не в ту эпоху. У него есть жена и дети, но их отношениям уделяют лишь пару минут. А про прошлое Алексея и его труды над «Тетрисом» мы узнаем из коротких диалогов. Поэтому для зрителя он выглядит как карикатурный русский ученый без проработанной предыстории.
К тому же в титрах нам показывают реального Пажитнова: лучезарного, немного странного, но очень обаятельного мужчину. Он совсем не похож на шаблонного персонажа Никиты Ефремова.
В то же время «Тетрис» перегружает второстепенных персонажей деталями — например, конкурента Хенка Роджерса Кевина Максвелла. Отношениям злодея и его отца уделяют больше внимания, чем личным драмам главных героев. В итоге даже плохие парни в «Тетрисе» затмевают протагонистов.
👍 Плюсы «Тетриса»:
- По-хорошему наивный сюжет о победе аутсайдеров.
👎 Минусы «Тетриса»:
- Блеклые главные герои.
- Сеттинг Москвы 1980-х выглядит стерильно.
- «Тетрис» неудачно смешивает жанры.
Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult