«Чувствую себя как 80-летняя»: как перестать беспокоиться о здоровье после аварии

Признания читательницы и комментарий психолога

6

Этот текст написан в Сообществе, бережно отредактирован и оформлен по стандартам редакции

Аватар автора

Варя

любит инструкции

Страница автора

Раньше у меня был не самый здоровый образ жизни: и курила, и иногда выпивала.

Но случилась авария, во время которой я получила легкое сотрясение, и появились страхи. В этот же день было страшно возвращаться на машине домой, а через месяц появились переживания о здоровье. Тогда как раз началась пандемия ковида, поэтому я полностью отказалась от курения и прислушивалась к каждому кашлю. Тогда заболевших были еще единицы — но я уже вызывала врача на дом, чтобы послушали мои легкие.

Еще позже фокус внимания сместился на весь организм: заболела голова — один из симптомов кровоизлияния в мозг, кольнуло в ухе — отит, осталось немного больше волос на расческе — лысею. При этом никаких болезней нет, но придумываю их себе.

Такое стало появляться сначала раз в месяц, затем примерно раз в неделю, а сейчас — буквально каждый день.

Вроде бы это ок: переживать о здоровье лучше, чем на него забить. Но все же есть и минусы: я в постоянном стрессе, трачу много денег на врачей и анализы. Успокаивает только подтверждение от врача, что ничего нет и все хорошо.

В молодом возрасте чувствую себя как 80-летняя. Очень устала от этого. Иногда сама понимаю, что придумала, но не могу заставить себя перестать переживать и отвлечься.

Посещала психолога, который не подсказал совсем ничего. Я понимаю, что нужна длительная терапия, но даже не знаю, в каком направлении двигаться.

Я человек, который любит инструкции. Сказано врачом «вот это упражнение два-три раза в день делай, и спина болеть не будет» — значит, будем выполнять! Прошу, помогите, пожалуйста.

Аватар автора

Андрей Чернышёв

социальный психолог, психотерапевт сервиса «Ясно»

Страница автора

Как преодолеть травму от осознания конечности жизни

Каждый автомобилист, хоть раз побывавший в аварии, знает, что после инцидента месяц-другой ездить быстро совсем не хочется. Хочется медленно и не спеша, а лучше совсем не ездить. Потому что страшно, потому что чувствуешь себя неуверенно, потому что по поводу и без в голове прокручиваются ужасные картинки. И от этого становится не по себе, портится настроение, начинаешь злиться. Эхо этого события угаснет, но только со временем.

Формальный повод, запускающий процессы, которые вы описываете, — авария. А психологическая причина — травма. Травма от осознания конечности жизни, от невозможности изменить эту данность, от неспособности смириться с фактом неизбежности собственной смерти. Травма от беззащитности и ощущения бессилия повлиять на условия, которые диктует нам мир.

Человеку свойственно испытывать страх, когда он осознает угрозу потери опоры в этом мире. И тогда у человека возникает очень много энергии — так психика организует систему защиты в ситуации опасности. В этом избытке энергии возникают замещающие реакции. Они, что очень часто случается, реализуются в заботе о здоровье. Поводы для этого могут быть и реальные, и мнимые. Часто человек даже может осознавать это — именно так происходит с вами. Но, даже осознавая бессознательную, или, как говорят психологи, «психодинамическую» активность, препятствовать ей вы не в силах.

В целом в этой активности нет ничего плохого, пока она не наносит серьезного ущерба финансам или досугу человека. Есть и более жесткие формы такой реакции с перспективой неврозов и расстройств личности в дальнейшем. Но уж если возникла озабоченность этим вопросом, то, конечно, с этим нужно что-то делать.

Как выбрать специалиста

Кажущееся простым решение — начитаться специализированной литературы и попытаться разобраться в проблеме самостоятельно — на практике чаще всего не реализуется. Причина проста. Если уж психика начала защищать себя психодинамическими реакциями, то ни по какому приказу или хотелке она это делать не перестанет.

Преодолеть этот барьер можно только с участием человека, имеющего специальную подготовку. Но и здесь тоже все не так просто. Не с каждым специалистом такая работа может быть выполнена успешно. И дело даже не в том, в каком из психодинамических подходов работает специалист.

И экзистенциальный анализ, и гештальт-терапия, и другие подходы имеют в своем арсенале достаточно эффективный набор инструментов для работы со страхом. Решающую роль здесь играет степень доверия, которая складывается в отношениях между клиентом и терапевтом.

Когда проблема уходит в подсознательные слои, важны не инструменты, а качество их применения специалистом. Оно раскрывается в ответах на простые вопросы: могу ли я разговаривать с этим человеком? могу ли я разговаривать с этим человеком об интимных для меня вещах? могу ли я быть в этих отношениях? могу ли я быть в этих отношениях самим собой? хорошо ли для меня будет разговаривать здесь о том, что для меня важно?

И это вопросы не к психотерапевту. Это вопросы к самому себе при выборе специалиста. Именно ответы на них определяют, есть ли шанс на решение проблемы. Не бойтесь задавать их.

Как восстановить витальность

Кроме обращения к психотерапевту или параллельно работе с ним я бы рекомендовал вам восстановить базовый ресурс здоровья. И речь не о том, чтобы ходить по врачам, а о том, что помогает человеку чувствовать себя здоровее: вкусная, разнообразная и полезная еда, спорт, длительное пребывание на свежем воздухе, режим отдыха и сна, массаж.

Достижение устойчивости и комфорта на физиологическом уровне поможет накопить ресурс для задач другого уровня, а именно — для восстановления витальных потребностей. Витальность — это энтузиазм и любопытство к жизни, способность ощущать себя полным сил. Противоположность витальности — внутренняя омертвелость, ощущение пустоты и одиночества.

Восстановление витальности лежит через обращение к ценностям человека, тому, что делает его жизнь наполненной. Это любимые люди и места, творчество и хобби, взаимодействие с природой, чтение хороших книг — попросту говоря, вещи, способные доставить искреннюю, детскую радость. Витальная сила значительно повышает способности человека к каким-либо желаемым действиям.

Еще одна рекомендация — минимизировать утечки жизненных сил в социальных контактах, выстроить границы с окружением. Вы ничего не сообщили нам о своей семье, работе, партнере, друзьях — между тем, вполне возможно, что в одной из этих сфер вам не хватает поддержки или вы сталкиваетесь с глубоким внутренним конфликтом, подпитывающим негативные состояния. К сожалению, здесь сложно обойтись без психотерапии, ведь поле социальных взаимодействий — это поле психодинамических, бессознательных реакций.

РедакцияРасскажите, как вам удалось победить ипохондрию:
  • Maria VasilyevaУ Вас не ипохондрия, а тревожное расстройство. Уберете ипохондрию - тревога выйдет в другой уровень, станете, например, полы намывать по 10 раз на дню и микробов боятся. Нужно убирать именно ее - терапия, возможно медикаментозное лечение на какое-то время, главное не запускать это дело, иначе есть риски, что будет прогрессировать.11
  • Клинический психологЗдорово, что осознаёте, что вам нужна помощь и ее ищете 👍 Рекомендую обратиться сначала к психиатру для постановки диагноза и возможно фармподдержки. А основное лечение, скорее всего, это психотерапия, или у клинического психолога, у просто психолога нет необходимых знаний и навыков с вашими симптомами. Или к врачу с квалификацией психотерапевта. И если с одним психологи не получилось, скорее всего получится с другим. Мне тоже не все мои психологи подходили, это нормально) И важно не затягивать с решением проблемы, чем быстрее начнёте, тем это будет дешевле и быстрее. Замечу, что состояния причиняющие душевные страдания, не только могут прогрессировать в перспективе 5-10 лет, но влиять на вашу личность. "Свежие" состояния/проблемы тепрапевтируются быстро и достаточно хорошо. Удачи)5
  • Хельга ПатакиПочти год назад упала с велосипеда, ударилась лицом и сломала руку. До сих пор не хочу садиться на велосипед, вспоминаю, как я раньше гоняла по асфальту и по лесу, и без шлема, и страшно вообще не было. Упала на ровном месте и на низкой скорости, сама не поняла даже как. Операция, страх, что рука не восстановится, 4 месяца занятий и ожидание второй операции напрочь убили во мне желание ездить на велосипеде. Ещё и думки, что "а упади я на большой скорости, да ещё башкой без шлема об асфальт"....ёклмн5
  • IharХельга, как несколько дней сняли гипс с ноги после перелома пальца, не стоило отвлекаться ночью на скорости), теперь жду когда полностью восстановиться чтобы продолжить кататься. У вас конечно всё куда серьёзнее, но практика показывает, что если ездишь на двухколёсном транспорте рано или поздно упадёшь, и здесь уже или принимать это и ездить дальше или отказаться от велика. Кстати по этой причине о байке даже не задумаюсь, там переломом можно не отделаться1
  • ЛанаУ меня тоже было дтп при повороте налево, машина пострадала сильно, я отделалась ушибами, другой водитель не пострадал. И я теперь боюсь больших левых поворотов, где много полос, строю маршрут максимально без них, либо по доп стрелке поворачиваю, либо только направо. Если же приходить поворачивать налево, то чувствую себя ужасно, сердцебиение сильное, потеют ладони, в голове страх.3
  • Natalia MatheuКак мне все это знакомо! И велосипед и автоавария. В свои 74 года я решила купить складной велосипед и покататься после полувека простоя. Я падала ежедневно, но с упорством глупца продолжала убеждать себя, что это просто результат долгого отсутствия тренировок. После травмы бедра и позвоночника обнаружилось, что я просто уже не в состоянии удержать баланс ввиду дегенеративных изменений в мозгу. Пришлось отказаться от велосипеда. В 77 лет я пошла в автошколу, чтобы получить водительские права в Испании. Все прошло хорошо, накаталась, сдала экзамены и год ездила, как на крыльях. Но однажды у дома, стоя на пригорочке, сняла машину с ручника и.... покатилась задом вниз, обцарапывая стоящие справа машины. Оказалось, что травмированное отсутствием каких-то железок под ним кресло отъехало назад, я висела на ремне и не доставала ногами механическое управление, чтобы остановить машину. Ручник не удерживал ее тоже. В целом закончилось относительно неплохо: машина уперлась задом в бордюр, а боком в фонарный столб. Я никого не убила, сама не убилась, страховка покрыла ремонт соседских машин, а я ждала свою из ремонта почти 6 месяцев. За это время я пришла в себя, и села вновь за руль уже без опаски, выяснив, что мастер переставил негодное крепление со стороны водителя на сторону пассажира. Но ему-то совсем не страшно сидеть, развалясь! Сейчас вожу без колебаний и думаю: сколько раз в своей долгой жизни (мне будет в августе 80) я была на краю гибели! Раз 5-6. Но разве это много? Меньше 1 раза в 10 лет.2