«У моей мамы, возможно, ментальное расстройство»: как заботиться о себе, когда близкий болен
Этот текст написан в Сообществе, бережно отредактирован и оформлен по стандартам редакции.
Сколько себя помню, мама была «странной», могла рассказывать о том, что за ней следят, что ее телефон прослушивают и так далее.
Но в последнее время все сильно ухудшилось. Маме уже 70 лет, несколько лет назад умерла бабушка, с которой она жила всю жизнь и которую сильно боялась и уважала.
Мы с мамой не пересекались часто ни в школьные годы, ни в студенчестве. Потом мы начали жить с будущим мужем, и я навещала бабушку с мамой пару раз в неделю. После смерти бабушки у нас родилась дочь, и мы решили год пожить с мамой, сэкономить на съемной квартире, ее порадовать, но все пошло не так.
Мама называет себя советским человеком. Она везде видит обман, тлен и мрак: «Вот в СССР было все для людей!» Она не признает своих ошибок, не радуется ничему, знает обо всем, без конца дает советы, но при этом боится всего на свете и вечно все теряет. Еще она верит в благоприятные и неблагоприятные дни, инопланетян и ходит в церковь. Рассказы и объяснения состоят из междометий, часто забывает слова, путает время событий — деменция. Ее хобби — дача с мая по октябрь.
У мамы, конечно, есть масса позитивных качеств, но после года проживания с ней мы переехали. Хотя и продолжали регулярно навещать: она обожает внучку. Сильно переживаю за нее, боюсь, что она может окончательно погрузиться в свои фантазии и стать неадекватной, что может связаться с мошенниками. Однажды ее абстрактные подозрения обрели форму: она обвинила продавцов «Вкусвилла» в том, что те попшикали ей чем-то в пакет и вместе с продуктами она получила насморк. Я пытаюсь выслушивать ее фантазии, пока не срываюсь. Пытаюсь приглашать к нам в гости, чтобы она развеялась, к родственникам, но ей везде не нравится.
Как себя вести с ней и как заманить к специалисту? Она не хочет идти даже к неврологу, хоть иногда соглашается, что ей нужны препараты для активизации мозговой деятельности. Что можно сделать в такой ситуации, кроме работы со специалистом?
Как вести себя в случае подтверждения диагноза близкому человеку
Очень сочувствую вашей ситуации. Когда родители болеют, это всегда очень непросто, а если отказываются от лечения, то волна бессилия может просто затапливать.
Черты поведения мамы, которые вы описываете, могут быть симптомами ментального расстройства. Чтобы разобраться в происходящем и выработать стратегию действий, можно прийти на консультацию к хорошему психиатру, который занимается гериатрическими заболеваниями. На консультацию можно прийти без мамы, описать тревожащие вас симптомы и вместе с доктором обсудить варианты помощи в этой ситуации.
Очень важно, что вы сохраняете с мамой связь, последовательно говорите о возможностях лечения, хотя и не все мама готова принять. Важно, что сама идея о лечении звучит. Она нормализуется и перестанет вызывать страх и сопротивление.
Если психиатрический диагноз вашей мамы подтвердится, это станет новостью, которая вызовет сильные эмоции, — и это совершенно нормально. Переживание чувств может занимать много времени. Вам придется пройти через такие трудные этапы, как отрицание, гнев, торг, депрессия. Эти этапы могут развертываться в разном порядке, какие-то — повторяться. Вы поймете, что отгоревали, когда почувствуете принятие при мысли о мамином диагнозе.
Принятие — не то же самое, что согласие или одобрение. Речь о том, чтобы признать, что реальность такова, какая она есть прямо сейчас.
Что может помочь сохранить душевное равновесие
Чтобы принять мамин диагноз, найдите время и место для переживания своих чувств, даже самых болезненных. Позвольте им быть, когда чувствуете их.
Вы можете выделить конкретное время для своих эмоций. Например, вы знаете, что в 18 часов у вас будет возможность пережить то, что чувствуете. А пока переносите внимание на то, что происходит прямо сейчас: если вас захлестывает волна злости по поводу несправедливости происходящего, когда вы пьете чай, сосредоточьтесь на его вкусе и запахе.
Или вы можете выделить определенное место, где сможете дать возможность своим эмоциям проявиться. Тогда, почувствовав подавленность, к примеру, во время разговора с коллегами, вы будете знать, что чуть позже сможете уйти в кабинет и там сосредоточиться на своих чувствах.
Сохранять спокойствие при общении с мамой может быть невероятно сложно. Когда близкий человек начинает высказывать параноидальные идеи, слышать это бывает очень нелегко. Первый же порыв — воззвать к его критическому мышлению, привести логические аргументы.
Но если речь идет о диагностированном психическом заболевании, это, к сожалению, бесполезно. Поэтому лучшая стратегия — не поддерживать такого рода разговоры, сворачивать их под любым предлогом. Так вы сохраняете собственные силы и не даете маме глубже погружаться в свои идеи и впадать в ажитацию.